АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ГРАФИЧЕСКОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. М. Асташов, Л. М. Ошкина, Г. М. Шипова, М. Н. Ветчинников
В статье рассматривается состояние графического компьютерного образования в высшей школе. Проанализированы современные программные средства, используемые в компьютерной графике, выделены главные цели учебных курсов и проблемные моменты преподавания указанной дисциплины для студентов
инженерных факультетов.
В условиях научно-технического перевооружения всех отраслей промышленности и производства возникает необходимость существенного реформирования образовательного процесса по подготовке инженеров различных специализаций, а также архитекторов и дизайнеров, способных создавать и реализовывать самые разнообразные проекты. Актуальность реформирования учебного процесса диктуется переходом экономики к высокотехнологичному и наукоемкому производству, ресурсосберегающим технологиям, базирующимся на массовом внедрении компьютерноинформационных технологий.
В данных условиях вопрос подготовки кадров для осуществления глобальной технологической перестройки промышленности является одним из наиболее важных и насущных. В связи с этим деятельность вузов, в том числе Мордовского государственного университета, являющегося основным поставщиком инженерных кадров для промышленности региона, должна быть тщательно проанализирована и скорректирована в соответствии с реалиями настоящего времени и международными стандартами.
Реформирование учебного процесса с целью обеспечения условий для формирования специалистов, способных успешно работать
в современных условиях, должно осуществляться посредством:
— введения в учебные планы новых дисциплин или новых разделов в существующие курсы, ориентированных на применение информационных технологий;
— повышения уровня подготовки преподавательских кадров;
— наращивания соответствующей материально-технической и информационно-технологической базы вузов.
Элементы компьютерно-информационных технологий должны входить в качестве важных составных частей в большинство профильных изучаемых курсов. Так как обучение любого инженера и его последующая профессиональная деятельность связаны с использованием проектно-конструкторской документации, применение компьютерных технологий в дисциплинах, включающих в себя графические компоненты, должно стать обязательным явлением. На младших курсах инженерных факультетов обширным полем деятельности в данном направлении является преподавание дисциплин «Начертательная геометрия и черчение», «Инженерная графика». Необходимо отметить, что «Компьютерная графика» является самостоятельной учебной дисциплиной и должна изучаться на кафедрах графичес-
ких дисциплин после овладения студентами основ начертательной геометрии параллельно курсу инженерной графики.
В существующей системе инженерного образования основным технологическим компонентом остается ручная графика. Такие приемы выполнения и оформления чертежей, бесспорно, классические. Еще многие столетия назад человек пытался выражать технические мысли приемами ручного черчения. Однако темпы развития современного общества предполагают переход от рутинного ручного труда к более прогрессивным технологиям и более универсальным средствам проектирования и конструирования.
Существует большое количество программных средств (CAD/ CAM/ CAE), обеспечивающих совершенствование деятельности инженера или конструктора, повышение его производительности. Наибольшее распространение получили CAD-системы, так как для формирования специалиста необходимо ориентироваться на изучение наиболее простых проблемно-ориентированных программных комплексов, позволяющих быстро и эффективно решать практические задачи. В любом случае отбор информационно-технологических компонентов, программных комплексов является для преподавательского корпуса задачей непростой и ответственной.
В качестве базового графического программного обеспечения учебно-методические объединения Федерального агентства по образованию РФ рекомендуют программные продукты компании Autodesk (США), а также отечественные программные продукты группы компаний Consistent Software [1]. Выбор программного продукта для проведения учебных занятий должен учитывать реальное состояние дел в современной организации проектно-конструкторских работ.
Компания Autodesk является лидером в разработке систем автоматизированного проектирования, трехмерного моделирования и анимации. Графическая система AutoCAD (Автоматизированное компьютерное черчение и проектирование), разработанная компанией Autodesk, — практически мировой стандарт в области систем автоматизированного проектирования (САПР) для персональных компьютеров. На долю AutoCAD приходится более 60 % всех установленных в мире
САПР. Межвузовские конференции кафедр графических дисциплин подтверждают тот факт, что подавляющее количество вузов России (примерно 80 %) работает с системой AutoCAD [1; 2].
Постоянно растущий интерес к AutoCAD объясняется тем, что в последние годы заказчики стали предъявлять требования к фир-мам-проектантам по выпуску документации в электронном виде. Для чертежей, составляющих обычно большую часть проектной документации, формат .dwg, применяющийся в системе AutoCAD, стал фактически всемирным стандартом. Более того, в договоры на разработку проекта все чаще включается пункт о создании трехмерной модели изделия или сооружения. Созданная модель формируется, дополняется и используется на всех этапах жизненного цикла — от маркетинговых исследований до эксплуатации и утилизации изделия. При необходимости по объемной модели получают любые чертежи в электронном виде. Сроки разработки проектов при этом существенно сокращаются. Большим преимуществом системы AutoCAD является возможность формирования электронных архивов чертежно-конструкторской, технологической и эксплуатационной документации. Каждый из созданных таким образом файлов легко редактируется, что позволяет быстро получать чертежи-аналоги по чертежам-прототипам. Для облегчения процесса выпуска документации возможна разработка «библиотек стандартных элементов».
Такие возможности AutoCAD стали хорошим стимулом для создания на базе системы локальных рабочих мест по различным конструкторским, архитектурным и другим направлениям, а также для разработки новых специализированных систем. Стандарты AutoCAD поддерживает огромное количество независимых разработчиков, создавших более 5 000 специализированных приложений к этой системе во многих прикладных областях.
Среди наиболее распространенных приложений к AutoCAD следует отметить мощный пакет Autodesk Mechanical Desktop, предназначенный для сложного трехмерного моделирования машиностроительных деталей и узлов. Компанией Autodesk также создан пакет Autodesk Inventor, который превосходит по
возможностям Autodesk Mechanical Desktop и в настоящее время является лидером продаж на российском рынке. Система Cad Mech Desktop компании Autodesk разработана для проектирования в среде AutoCAD деталей и сборочных единиц в соответствии со стандартами ЕСКД.
В числе известных архитектурно-строительных приложений можно отметить Autodesk Architectural Desktop. Это мощный программный комплекс, предназначенный для работы над проектами высшей степени сложности: крупными объектами гражданского и промышленного строительства, комплексными проектами городской инфраструктуры, привязками сложных сооружений на генеральные планы, интерьерами общественных зданий.
В проектировании радиоэлектронных схем, печатных плат и других электронных устройств широко используется система РЭА — OrCAD/MicroSim компании OrCAD. Популярнейшая в России и во всем мире система P-CAD разработана компанией ACCEL Technologies для расширения возможностей AutoCAD по созданию и редактированию схем и печатных плат. С помощью P-CAD можно построить сквозную технологию проектирования печатных плат (ПП), подготовку технологического процесса изготовления ПП и выпуск всей необходимой технической документации.
Заслуживают отдельного внимания приложения геодезии и генплана Autodesk MAP, Autodesk Map Guide, разработанные для специалистов в области гражданского строительства, проектирования геоинформационных систем и др.
Autodesk Land Development Desktop является основной частью семейства продуктов Land Desktop Solutions III компании Autodesk и объединяет широкие возможности AutoCAD со специализированными программами для решения задач гражданского строительства, геодезии, картографии и генплана. AutoDesk Civil Design является дополнением к AutoDesk Land Development Desktop, позволяющим расширить круг решаемых задач в области строительства. Этот программный продукт включает средства для разработки планов благоустройства, земляных работ, горизонтальной и вертикальной планировки,
гидрологического анализа, проектирования инженерных коммуникаций и дорог, инструменты для черчения профилей и поперечных сечений, и др. AutoDesk Survey также является дополнением к AutoDesk Land Desktop и позволяет расширить круг решаемых задач в области инженерной геодезии: надежно и безошибочно обрабатывать данные полевых измерений, создавать цифровые модели местности, подготавливать основу для инжене-ров-строителей.
Среди множества программных средств, предназначенных для решения задач дорожного проектирования, особое место занимает программа PLATEIA: достаточно сказать, что за последнее десятилетие именно с ее помощью выполнена большая часть современных проектов европейских автодорог. PLATEIA — известное программное обеспечение словенской фирмы CGS Software. PLATEIA работает на базе AutoCAD, AutoCAD Map и AutoCAD Land Development. В программном обеспечении PLATEIA предусмотрены средства для проектирования новых и реконструкции старых дорог, разработки проектов мостов и туннелей, пересечений и примыканий, железных дорог, плотин и др. Кроме того, есть возможность анализировать рельеф местности, рассчитывать объемы работ, моделировать процессы, создавать и визуализировать трехмерные модели.
Таким образом, каждый учебный курс, так или иначе связанный с проектированием, должен быть сориентирован на тот или иной программный комплекс и отвечать специфике конкретной специальности. Актуальная задача формирования нового поколения инженеров, архитекторов и дизайнеров требует существенного и незамедлительного расширения спектра изучаемых компьютерных приложений.
Использование компьютерных технологий в инженерном образовании преследует следующие цели:
— повысить качество профессионального образования в области графических дисциплин на всех ступенях обучения;
— стимулировать развитие отдельных личностных качеств, необходимых инженеру, в частности, воображения, пространственного мышления, познавательной деятельности;
— активизировать самостоятельную работу студентов;
— интенсифицировать процесс профессиональной подготовки;
— повысить качество учебных работ и проектов;
— предоставить студентам инструмент для профессиональной работы, позволяющий легко адаптироваться к условиям рынка;
— способствовать решению проблем материально-технического и методического обеспечения учебного процесса путем применения виртуальных моделей и наглядных пособий вместо традиционных, а также электронных учебников.
Современные темпы развития информационно-технических средств во всех сферах производства требуют постоянного увеличения объема графических знаний. В связи с этим необходимо затронуть вопрос об уменьшении объемов времени, отводимого для изучения графических дисциплин на всех ступенях обучения. С 1995 г. в технических вузах страны, в том числе и в Мордовском государственном университете, осуществляется переход на обучение по новым учебным программам, предполагающим резкое сокращение количества аудиторных занятий по всем предметам [3]. При этом заметно увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. Также отмечается уменьшение количества контрольных и курсовых работ без согласования с кафедрами и научно-методическими советами по графическим дисциплинам. Эта ситуация, на наш взгляд, приводит к ослаблению графической и конструкторской подготовки будущих инженеров. Общее количество часов по геометрической и графической подготовке в 2—3 раза меньше, чем, например, по высшей математике, тогда как ранее в технических вузах (сейчас и в зарубежных) соотношение обратное. В некоторых случаях отмечается передача курса (или отдельных разделов) компьютерной графики другим кафедрам, что не обеспечивает целостности графической подготовки студентов. Поэтому задача системы образования, заключающаяся в передаче необходимого объема знаний в установленные сроки обучения, является проблемной.
В учебных планах некоторых инженерных специальностей отсутствует дисциплина «Компьютерная графика». Освоение графических информационных технологий предусматривается в курсах начертательной геометрии
и инженерной графики. На наш взгляд, включение компьютерно-графических компонентов в эти дисциплины обязательно, но в то же время не должно происходить за счет общего учебного времени. Графическое образование не должно перерождаться в иллюстративное знакомство с основами компьютерной графики и геометрического моделирования. Поэтому необходимо адекватное увеличение учебной нагрузки на уровне государственных образовательных стандартов с приоритетным выделением графических компьютерных технологий в отдельные курсы на всех инженерных направлениях. Иначе в результате обучения можно получить «специалистов» с ослабленным уровнем фундаментальных знаний и не владеющих технологическими основами компьютерной графики.
В качестве альтернативы сокращению основного учебного времени можно рассмотреть организацию дополнительного сертифицированного образования или факультативных курсов по изучению графических информационных технологий на платной основе.
Использование компьютерно-графических компонентов в инженерном образовании обеспечивает студентам возможность работы с виртуальными трехмерными моделями, что способствует развитию пространственного воображения и технической эрудиции; интенсификацию процесса выполнения и высокое качество самостоятельных работ; активизацию процесса самообучения. Обеспечивается улучшение качества обучения преподавателей; повышается квалификация; значительно совершенствуется научно-методическая работа; повышается контроль за выполняемыми работами студентов. Использование компьютерно-информационных компонентов графических дисциплин позволяет сократить количество традиционных наглядных пособий: плакатов, моделей и макетов, используемых в учебном процессе. В условиях недостаточного материально-технического обеспечения вузов пополнение и обновление комплектов технических средств обучения является очень проблематичным. Создание электронных учебных пособий; библиотек виртуальных моделей; электронных архивов чертежей, иллюстраций, заданий к контрольным работам не потребует значительных материальных вложений.
В МГУ им. Н. П. Огарева дисциплину «Компьютерная графика» в различных объемах и вариациях с 1995 г. изучают студенты светотехнического и архитектурно-строительного факультетов, факультета электронной техники, а также Института физики и химии и Института механики и энергетики.
Основные цели преподавания дисциплины:
— повышение качества профессионального образования в области графических дисциплин на всех ступенях обучения;
— знакомство с наиболее распространенными графическими программными продуктами и системами автоматизированного проектирования;
— обучение навыкам работы в графических системах и системах автоматизированного проектирования;
— изучение основ компьютерного моделирования.
При постановке и организации занятий за основу взяты следующие исходные положения:
— информационное, техническое и программное обеспечение, используемое в учебном процессе, должно предоставлять возможность решать задачи автоматизированного проектирования с обязательным получением конструкторских документов;
— учебные работы должны иметь практическую направленность с возможностью дальнейшего использования в графических подсистемах САПР как учебного, так и промышленного назначения.
Учебная программа дисциплины «Компьютерная графика» предполагает выполнение ряда лабораторных работ общей направленности, в ходе которых студенты осваивают основные принципы работы в графической системе AutoCAD по выполнению и оформлению проектно-конструкторской документации, основы геометрического моделирования и конструирования [8—10]. Кроме того, на каждом факультете предусматривается выполнение лабораторных работ по специальности. Например, на факультете электронной техники такой работой является выполнение задания по проектированию схемы электрической принципиальной. Для выполнения этой работы в системе AutoCAD создана библиотека элементов схем в виде блоков. На примере
электрической принципиальной схемы студенты изучают правила графического оформления схем, что является подготовительным этапом для выполнения курсовых и дипломных проектов по специальным дисциплинам. На старших курсах факультета электронной техники студенты работают с системами P-CAD, OrCAD.
На светотехническом факультете компьютерная графика изучается в рамках дисциплины «Инженерная и компьютерная графика». Студенты первого курса выполняют курсовой проект по оформлению проектно-конструкторской документации и моделированию детали средствами программного продукта AutoCAD с учетом специфики обучения [5].
На архитектурно-строительном факультете основы выполнения плоских построений и трехмерного моделирования в графической среде AutoCAD изучают студенты специальностей «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство», «Автомобильные дороги и аэродромы», «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» [4; 6; 7; 9]. Обучение студентов инженерных специальностей архитектурно-строительного факультета методам и средствам компьютерной графики и геометрического моделирования можно условно разбить на два этапа.
Учебная программа первого этапа предполагает выполнение ряда лабораторных работ, в ходе которых студенты осваивают основные приемы выполнения и редактирования двухмерных изображений, а также основы трехмерного моделирования пространственных объектов в графической системе AutoCAD. Практические приемы работы осваиваются на примерах выполнения чертежей плоского контура и узла железобетонных конструкций. Студенты выполняют чертеж узла железобетонных конструкций здания, а также создают трехмерные модели машиностроительной детали и фрагмента здания.
На втором этапе освоения компьютерной графики студенты второго курса в рамках учебной программы по строительному черчению изучают основы моделирования архитектурно-строительных объектов, которые реализуются интерактивными средствами с использованием графической системы ArchiCAD, разработанной компанией Graphisoft (США).
Системы автоматизированного проектирования объектов строительства получили самостоятельное развитие в общем ряду графических систем САПР. В основе пакета ArchiCAD лежит концепция «виртуального здания», впервые разработанная компанией Graphisoft в 1984 г. Проектировщикам и архитекторам предлагается мощный программный продукт, специально разработанный с учетом его потребностей и позволяющий работать не с отдельными чертежами, а с объемной моделью. Эта модель содержит все необходимые данные о проектируемом здании, из которых в нужный момент может быть извлечена любая информация об объекте в виде чертежей (поэтажные планы, разрезы, фасады и др.), смет и спецификаций, презентационных материалов (фотореалистические изображения, анимационные фильмы, сцены виртуальной реальности). Важнейшей особенностью пакета является то, что, работая с ним, пользователь имеет дело не с набором чертежных инструментов, а с привычными строительными конструкциями: стенами, окнами, дверями, перекрытиями, крышами и т. д.
Использование средств AutoCAD и
ArchiCAD для обучения студентов специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» является хоть и обязательным, но недостаточным, так как не отвечает требованиям образовательных стандартов. Имеющиеся широкие проектно-конструкторские возможности этих систем в процессе проектирования дорог могут быть использованы с большими условностями. AutoCAD может быть использован лишь как средство автоматизации чертежных работ, но не как средство автоматизированного проектирования дорог. Поэтому становится очевидным, что преподавание графических дисциплин должно проходить с использованием специализированных компьютерных программ. Дисциплина «Компьютерная графика» для студентов специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» может опираться на возможности таких программных продуктов, как AutoDesk Land Development Desktop, AutoDesk Civil Design, PLATEIA, а также приложений к ArchiCAD — ArchiTerra и ProSITE.
Для студентов специальностей «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»-изучение основ компьютерной графики в современных условиях, безусловно, является обязательным.
Владение пакетами САПР совместно со знанием основ композиции даст будущим специалистам неоспоримые преимущества в сложившихся условиях на рынке труда. Теоретические курсы дисциплин, связанных с графическими информационными технологиями, предполагают освещение вопросов о роли и месте компьютерных технологий в деятельности архитектора и дизайнера; видах программного обеспечения; принципах компьютерного моделирования объектов проектирования; создании и редактировании графических и геометрических моделей архитектурного объекта; особенностях создания и изображения трехмерных объектов. Кроме того, рассматриваются основные возможности по подготовке проектной документации с использованием программного продукта AutoCAD; основные возможности по созданию модели объекта и подготовке проектной документации с использованием программного продукта ArchiCAD; а также дополнительные программные продукты 3D Studio МАХ, 3D Studio VIZ; фотореалистическая визуализация трехмерных моделей и проектная анимация.
Студенты Института механики и энергетики основы компьютерной графики изучают после освоения курса «Начертательная геометрия и инженерная графика». В лабораторной форме они осваивают работу компьютерно-графических систем AutoCAD и КОМПАС. Студенты знакомятся с компьютерной графикой, обеспечиваемой традиционными языками программирования: бейсик, пас-
каль, ФОРТРАН. Так, например, используя фортрановский пакет прикладных программ ГРАФОР, студенты производят сложные прочностные расчеты и строят двух- и трехмерные графики, описывающие режим работы автотракторных двигателей. В дальнейшем полученные результаты используются при проведении курсового проектирования по теории тракторов, реализуемого в среде AutoCAD. Пакет ГРАФОР применяется также при решении задач начертательной геометрии. При этом процедура решения задачи демонстрируется на мониторе компьютера поэтапно с десятисекундной задержкой. Аналогичная схема реализована для чтения лекционных курсов по начертательной геометрии и теории машин и механизмов.
Итак, необходимость использования компьютерно-информационных технологий в
процессе обучения графическим дисциплинам на инженерных и творческих специальностях вузов очевидна. Однако потребность в использовании новых образовательных информационных технологий не ограничивается лишь графическими дисциплинами. Здесь хотелось бы привести один пример, почерпнутый на официальном сайте СПб-ГПУ и ярко иллюстрирующий актуальность проблемы. Студенты инженерно-строительного факультета СПбГПУ ежегодно проходят обучение в международной школе. «В результате проведенного экспресс-сопоставления оказалось, что по сравнению с зарубежными сверстниками наши студенты обладают большим объемом фундаментальных знаний, имеют больший инженерный кругозор, но уступают в решении практических инженерных задач. К сожалению, наше образование дает устаревшие технологии применения знаний. Выпускник может рассчитать строительную конструкцию, но будет это делать вручную и довольно долго. А его зарубежный коллега, владеющий соответствующими программными средствами, произведет расчеты намного быстрее и, кроме того, сможет оптимизировать сортамент металлопроката, выдать необходимые спецификации и рабочие чертежи. Конечно, такой специалист более ценен и для нашей промышленности». Для решения комплексных проблем, связанных с внедрением современных компьютерных технологий, существует Центр информационных технологий в строительстве (ЦИТС). Он действует в структуре инженерно-строительного факультета СПбГПУ при поддержке компаний Consistent Software и «Бюро ESG» [11].
Такой опыт организации процесса образования на условиях взаимовыгодных форм сотрудничества вузов с компаниями — разработчиками программных продуктов (или их официальными представителями), а также с проектными и строительными организациями, бесспорно, заслуживает внимания и применения.
Аналогичная по сути концепция организации учебного процесса, основанная на использовании профессиональных программных продуктов проектирования, анализа, технологической подготовки производства и управления (систем CAD/CAM), в качестве единого сквозного средства обучения на
протяжении всего срока получения образования может быть реализована на архитектурно-строительном факультете Мордовского государственного университета. Реализация новых образовательных технологий требует достаточного обеспечения лицензированными программными продуктами, а также сертифицированного обучения преподавателей и студентов. Курсы «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика» могут базироваться на применении систем AutoCAD и КОМПАС. При выполнении учебных работ по дисциплинам «Строительное черчение» и «Архитектура» целесообразно использование одного из самых распространенных пакетов архитектурного проектирования, ArchiCAD, или системы МАЭСТРО. Курсы теоретической и строительной механики, сопротивления материалов, механики грунтов, металлических и железобетонных конструкций должны строиться с применением программ SCAD или ЛИРА. Преподавание цикла дисциплин по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» может основываться на применении программных продуктов Autodesk Land Development Desktop или КРЕДО. Курс «Экономика строительства» обязательно предполагает изучение системы РИК.
На наш взгляд, существует еще одна очень важная проблема инженерно-графического образования. В традиционных подходах к образовательному процессу нарушена непрерывность графической подготовки учащихся в системе «школа — технический вуз». В свете проводимой реформы образования согласно Федеральному базисному учебному плану в средних общеобразовательных учебных заведениях не предполагается изучение предмета «Черчение». В среднем (полном) общем образовании его будут преподавать лишь в школах индустриально-технического профиля. От реформы выигрывают все школьные предметы (преподавание их расширяется или углубляется), кроме традиционного черчения, которое практически ликвидируется. Сегодня эта дисциплина существует только за счет школьного компонента учебных планов.
В школах, где черчение еще присутствует в расписании занятий, в соответствии с учебными программами изучение одной из базовых дисциплин инженерного образования происходит в 8—9 классах. На практи-
ке же часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда в некоторых средних общеобразовательных учебных заведениях преподавание черчения не проводится совсем или проводится на низком профессиональном уровне учителями-предметниками непрофильной специализации. Такие явления очень часто встречаются в сельских школах, где отмечается нехватка преподавателей и по другим дисциплинам. Не секрет, что один учитель может проводить занятия сразу по нескольким предметам. Так, например, от студентов-первокурсников приходится слышать, что уроки черчения у них проводил, например, учитель физкультуры или труда. Здесь, конечно же, на первый план выходит общегосударственная проблема нехватки педагогических кадров в сельской местности, что в еще большей степени усугубляет проблему графической подготовки абитуриентов технических вузов.
В единичных специализированных городских лицеях в выпускных классах преподавание черчения и элементов начертательной геометрии может проводиться в факультативной форме. Такая подготовка недостаточна для абитуриентов инженерно-технических специальностей. Студенты начальных курсов начинают знакомство с начертательной геометрией, техническим черчением и компьютерной графикой, практически не имея никакого запаса знаний и навыков черчения. Для того чтобы изменить состояние дел в этом направлении, кафедрам графических дисциплин технических вузов необходимо активнее участвовать в довузовской подготовке школьников; целесообразно организовывать при кафедрах курсы или школы по черчению и компьютерной графике для подготовки к поступлению в вуз при профильном обучении технической направленности.
В свете вышеизложенного обобщим проблемы, с которыми приходится сталкиваться при использовании в образовании технологий компьютерной графики:
— недостаточное материально-техническое обеспечение вузов;
— высокая стоимость аппаратного и лицензионного программного обеспечения для создания профессионального рабочего места;
— проблема выбора из множества существующих графических программ, пригод-
ных для использования в качестве учебных средств;
— недостаток учебного времени, отводимого государственными образовательными стандартами на изучение компьютерных технологий;
— дополнительное образование и сертификация преподавателей.
Для выхода из создавшихся проблем, на наш взгляд, необходимо:
— повышение заинтересованности и большее участие государства в подготовке дипломированных специалистов нового поколения;
— развитие материально-технической базы вузов;
— повышение значимости графических дисциплин при разработке новых стандартов образования;
— создание совместно с профильными выпускающими кафедрами единой сквозной системы применения компьютерных расчетно-графических технологий на весь период обучения;
— увеличение количества учебного времени на преподавание компьютерной графики и других графических дисциплин с компьютерно-информационными компонентами на уровне государственных образовательных стандартов;
— значительное расширение перечня изучаемых программных продуктов, переход на лицензионные версии;
— создание механизмов преодоления постоянного отставания системы графического образования от уровня информатизации промышленности и производства, от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество;
— укрепление и обновление кадрового состава высшей школы, сертифицированная переподготовка преподавателей в авторизованных центрах;
— выпуск достаточного количества доступной учебно-методической литературы, а также электронных пособий и учебников;
— дополнение базовых курсов графических дисциплин платным сертифицированным образованием по графическим информационным технологиям с выдачей сертификатов;
— сотрудничество с профилирующими кафедрами университета для привлечения студентов старших курсов к выполнению курсовых и
дипломных проектов с использованием средств ция курсов или школ по черчению и компь-
компьютерных графических технологий; ютерной графике для подготовки к поступле-
— повышение статуса графических дис- нию в вуз при профильном обучении техни-
циплин в довузовском образовании; организа- ческой направленности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК
1. 11-я международная конференция по компьютерной графике и машинному зрению ГрафиКон' 2001 : тр. конф. / Нижегор. гос. архитектурно-строит. ун-т. — Н. Новгород, 2001. — 352 с.
2. Актуальные проблемы графической подготовки в высшем профессиональном образовании : тез. докл. Всерос. совещания зав. кафедрами графических дисциплин вузов РФ / Пермский гос. техн. ун-т. — Пермь, 2005. — 40 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 220200, 200900, 200100, 200400 (пр. Мин. Обр. РФ № 687 от 27.03.2000 г.).
4. Жилой дом малой этажности : метод. указания к проектированию в граф. среде АгсЫСАЭ / сост. Л. М. Ошкина. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 48 с.
5. Методические указания к выполнению курсового проекта по инженерной и компьютерной графике:
для студентов инженерно-технических специальностей высших учебных заведений/ сост. Л. М. Ошкина, С. Н. Волкова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — 48 с.
6. Ошкина Л. М. АиюСАБ для архитекторов и дизайнеров. Ч. 1. Выполнение чертежей : учеб. пособие / Л. М. Ошкина. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 64 с.
7. Ошкина Л. М. А^оСАБ для архитекторов и дизайнеров. Ч. 2. Моделирование пространственных
объектов : учеб. пособие / Л. М. Ошкина. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. — 92 с.
8. Хрящев В. Г. Моделирование и создание чертежей в системе АиюСАО / В. Г. Хрящев, Г. М. Шипова. — СПб. : БХВ-Петербург, 2004. — 224 с.
9. Шипова Г. М. Практикум по изучению основ компьютерной графики в графической среде АиюСАО / Г. М. Шипова, Л. М. Ошкина, С. Н. Волкова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. — 104 с.
10. Шипова Г.М. Поверхности в инженерной и компьютерной графике / Г. М. Шипова, Л. А. Мартынова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. — 132 с.
11. www.spbstu.ru.
Поступила 16.10.08.