Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗОВСКУЮ НАУКУ'

СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗОВСКУЮ НАУКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / КОНКУРСНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГРАНТЫ / НАУЧНЫЕ ФОНДЫ / ВУЗОВСКАЯ НАУКА / МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронецкая Людмила Григорьевна

Рассматривается роль научной деятельности в системе высшего образования. Анализируются итоги конкурсов Белорусского республиканского фонда научных исследований, которые прямо или косвенно ориентированы на поддержку научных исследований молодежи. Для углубления сотрудничества между молодыми учеными академической, вузовской и отраслевой науки можно рекомендовать создание молодежного конкурса на получение грантов Белорусского республиканского фонда научных исследований, отличительной чертой которого был бы состав исследовательских групп: наличие представителей академической и вузовской науки (вузовской и отраслевой науки; академической и отраслевой науки) в приблизительно одинаковом соотношении. Делается вывод о целесообразности создания дополнительных научных фондов, что положительно скажется на поддержке научных исследований молодежи. Научным фондам рекомендуется проводить активную информационную работу для привлечения наиболее талантливых молодых ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF FUNDS TO SUPPORT SCIENTIFIC RESEARCH AS ONE OF THE MECHANISMS OF ATTRACTING YOUTH IN UNIVERSITY SCIENCE

The role of scientific activity in the system of higher education is considered. The results of competitions of the Belarusian Republican Foundation for Scientific Research, which are directly or indirectly focused on supporting scientific research of young people, are analyzed. To deepen cooperation between young scientists of academic, university and industrial science, it is possible to recommend the creation of a youth competition for grants from the Belarusian Republican Foundation for Scientific Research, a distinctive feature of which would be the composition of research groups: the presence of representatives of academic and university science (university and industrial science; academic and industrial science) in approximately the same ratio. It is concluded that it is advisable to create additional scientific funds, which will have a positive impact on the support of scientific research of young people. Scientific foundations are encouraged to carry out active information work to attract the most talented young scientists.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗОВСКУЮ НАУКУ»

Воронецкая Л. Г. Создание фондов по поддержке научных исследований как один из механизмов привлечения молодежи в вузовскую науку // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 1 (88). C. 63-69.

Voronetskaya L. G. Creation of funds to support scientific research as one of the mechanisms of attracting youth in university science. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 1 (88). Pp. 63-69. (In Russ.)

УДК 378.3

Л. Г. Воронецкая

Институт экономики Национальной академии наук Беларуси, Минск

СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ПО ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗОВСКУЮ НАУКУ

Воронецкая Людмила Григорьевна — магистр управления и экономики, заведующая сектором социально-демографической политики.

E-mail: Lu7y@mail.ru

Рассматривается роль научной деятельности в системе высшего образования. Анализируются итоги конкурсов Белорусского республиканского фонда научных исследований, которые прямо или косвенно ориентированы на поддержку научных исследований молодежи. Для углубления сотрудничества между молодыми учеными академической, вузовской и отраслевой науки можно рекомендовать создание молодежного конкурса на получение грантов Белорусского республиканского фонда научных исследований, отличительной чертой которого был бы состав исследовательских групп: наличие представителей академической и вузовской науки (вузовской и отраслевой науки; академической и отраслевой науки) в приблизительно одинаковом соотношении. Делается вывод о целесообразности создания дополнительных научных фондов, что положительно скажется на поддержке научных исследований молодежи. Научным фондам рекомендуется проводить активную информационную работу для привлечения наиболее талантливых молодых ученых.

Ключевые слова: финансирование научных исследований, конкурсное финансирование, гранты, научные фонды, вузовская наука, молодые исследователи.

L. G. Voronetskaya

The Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus, Belarus, Minsk

CREATION OF FUNDS TO SUPPORT SCIENTIFIC RESEARCH AS ONE OF THE MECHANISMS OF ATTRACTING YOUTH IN UNIVERSITY SCIENCE

Voronetskaya Ludmila G. - Master of Management and Economics, Head of Sector of Social and Demographic Policy.

The role of scientific activity in the system of higher education is considered. The results of competitions of the Belarusian Republican Foundation for Scientific Research, which are directly or indirectly focused on supporting scientific research of young people, are analyzed. To deepen cooperation between young scientists of academic, university and industrial science, it is possible to recommend the creation of a youth competition for grants from the Belarusian Republican Foundation for Scientific Research, a distinctive feature of which would be the composition of research groups: the presence of representatives of academic and university science (university and industrial science; academic and industrial science) in approximately the same ratio. It is concluded that it is advisable to create additional scientific funds, which will have a positive impact on the sup-

64

Экономика и управление

port of scientific research of young people. Scientific foundations are encouraged to carry out active information work to attract the most talented young scientists.

Keywords: research funding, competitive funding, grants, scientific foundations, university science, young researchers.

Высшее образование как отрасль экономики выполняет ряд функций, в том числе социально-экономические функции, которые связаны с формированием и развитием кадрового, интеллектуального и научно-технического потенциала страны. Помимо образовательной деятельности, которая в учреждениях высшего образования (далее — УВО) является основной, они осуществляют и научную деятельность.

Одной из проблем белорусской системы высшего образования является проблема обеспечения его качества на высоком уровне. Существует и проблема кадрового обеспечения УВО. При этом наблюдается дефицит молодых преподавателей и исследователей, имеющих ученую степень, снижается заинтересованность молодежи продолжать обучение в аспирантуре, обеспечивая тем самым воспроизводство научных и научно-педагогических кадров.

Для амбициозных целей европейских университетов нужен большой резерв молодых исследователей, который в настоящее время является недостаточным. В связи с этим усиливается международная борьба за талантливых молодых научных и научно-педагогических работников, в том числе за счет предоставления грантов [6]. Поэтому система грантового финансирования научных исследований Республики Беларусь должна быть направлена на сохранение и приумножение кадрового научного потенциала страны, не препятствуя при этом обмену опытом и знаниями с зарубежными коллегами, проведению совместных научных исследований с представителями других стран.

В Республике Беларусь принимаются меры по поддержке не только академической науки, но и вузовской, а также отраслевой. Научные и научно-педагогические работники УВО, в том числе молодые ученые, могут подавать заявки на гранты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (далее — БРФФИ).

К внутриреспубликанским конкурсам БРФФИ, которые напрямую ориентированы на поддержку научных исследований молодежи, относятся «Наука М» и «БРФФИ-Минобразование М». В данных конкурсах могут участвовать только молодые ученые (как в качестве руководителей, так и в качестве исполнителей). В табл. 1 представлен анализ итогов этих конкурсов за 2020 год.

В рамках конкурса «Наука М» финансирование получили проекты вузовской науки, подчиненные не только Министерству образования Республики Беларусь, но и другим органам государственного управления. Удельный вес проектов УВО, получивших финансирование, является высоким и составляет 49,3 %.

В рамках конкурса «БРФФИ-Минобразование М» в 2020 году финансирование получили исключительно проекты вузовской науки (15 проектов). Четырнадцать из пятнадцати организаций, проекты которых получили финансирование, являются УВО, подчиненными Министерству образования Республики Беларусь, одна организация (Учреждение Белорусского государственного университета «Научно-исследовательский институт физико-химических проблем») является научно-исследовательским институтом при Белорусском государственном университете (далее — БГУ), который также подчинен Министерству образования Республики Беларусь. БГУ в настоящее время является не только учреждением высшего образования, но и единым учебно-научно-производственным комплексом, в состав которого входят образовательные, социально-культурные, научно-исследовательские, производственные, структурные подразделения, унитарные предприятия и учреждения. Это объясняет сравнительно более низкую долю профессорско-преподавательского состава в общей численности персонала БГУ [1].

Таблица 1

Анализ итогов конкурсов БРФФИ для молодых ученых «Наука М» и «БРФФИ-Минобразование М» за 2020 год

Количество / удельный вес проектов Название конкурса

«Наука М» «БРФФИ-Минобразова-ние М» Суммарно по конкурсам «Наука М» и «БРФФИ-Минобразование М»

Количество / удельный вес проектов научных организаций в системе НАН Беларуси, получивших финансирование (академическая наука) 26 проектов 37,7 % 0 проектов 0 % 26 проектов 31,0 %

Количество / удельный вес проектов УВО, получивших финансирование, в т. ч. научно-исследовательских институтов при УВО (вузовская наука) 34 проекта 49,3 % 15 проектов 100 % 49 проектов 58,3 %

Количество / удельный вес проектов научных и научно-производственных организаций, не входящих в систему НАН, получивших финансирование (отраслевая наука) 9 проектов 13,0 % 0 проектов 0 % 9 проектов 10,7 %

Общее количество проектов академической, вузовской и отраслевой науки, получивших финансирование 69 проектов 100 % 15 проектов 100 % 84 проекта 100 %

Примечание. Составлено по источнику [3]

Таким образом, доля проектов УВО, получивших финансирование в молодежных конкурсах БРФФИ («Наука М», «БРФФИ-Минобразование М») очень высокая и составляет 58,3 %, что свидетельствует о доступности грантов БРФФИ для молодых ученых вузовской науки.

Интерес представляют и итоги других конкурсов БРФФИ (внутриреспубликан-ских и международных), для участия в которых нет возрастных ограничений, поскольку в данных конкурсах участвуют и молодые ученые. Анализ итогов данных конкурсов за 2020 год свидетельствует о том, что по ряду конкурсов достаточно активно финансирование получают проекты УВО, хоть и в меньшей степени, чем в конкурсах для молодых ученых. Доля проектов УВО, получивших финансирование в 2020 году в конкурсах БРФФИ, кроме молодежных конкурсов, составляет около 37 %.

В общей же сложности по всем конкурсам БРФФИ, в том числе для молодых ученых, доля проектов УВО, получивших финансирование в 2020 году, составляет около 42 % [3].

Кроме БРФФИ, гранты на выполнение НИОКР выделяются Национальной академией наук Беларуси, Министерством образования Республики Беларусь, Президентом Республики Беларусь. Также имеется возможность подавать заявки на гранты в зарубежные фонды.

В Российской Федерации аналогом БРФФИ являлся Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ), который недавно был присоединен к Российскому научному фонду (далее — РНФ).

Кроме РНФ, в Российской Федерации функционирует ряд других научных фондов и организаций, осуществляющих выделение грантов на выполнение НИОКР.

66 Экономика и управление

Перечень и характеристика грантодателей Российской Федерации, осуществляющих финансирование научных исследований

Наименование грантодателя Характеристика

Российский научный фонд (РНФ)* Создан по инициативе Президента Российской Федерации в целях поддержки фундаментальных и поисковых исследований, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки.

Фонд «Русский мир» Основными целями фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом.

Гранты Президента Российской Федерации В рамках государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ Российской Федерации.

Национальный фонд содействия молодежи «Молодые лидеры» Миссия фонда — раскрывать творческий потенциал активной российской молодежи в различных областях общественно значимой деятельности, способствуя формированию поколения сознательных граждан — хозяев своей страны.

Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» Первая в Российской Федерации организация, осуществляющая на постоянной, систематической основе комплекс всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодежи с обязательными итоговыми очными соревнованиями победителей заочных этапов.

«Информация, наука, образование» Цели фонда: содействие развитию общественных и гуманитарных наук в России; развитие творческой активности и научного потенциала российского общества; широкое распространение общечеловеческих и демократических принципов в сфере науки и образования; расширение международного сотрудничества в области науки и образования, установление научных контактов и др.

Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева Миссия фонда — развитие российской культуры, образования, гуманитарной науки, распространение в обществе демократических и гуманитарных ценностей.

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственная поддержка реализации образовательных, научных и (или) научно-технических программ с участием молодых исследователей и обучающихся в целях реализации федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука».

Российская академия наук (РАН) Поддержка реализации научных программ с участием молодых исследователей в целях реализации федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука».

Фонд некоммерческих программ «Династия» Задача фонда — поиск и поддержка талантов, их идей и проектов в области естественных и общественных наук. Приоритетные направления деятельности фонда — развитие фундаментальной науки и образования в России, создание условий для работы ученых на родине, популяризация науки и просвещение.

Благотворительный фонд В. Потанина Реализует масштабные программы в сфере образования и культуры, содействует становлению активных, творческих профессионалов и способствует развитию благотворительности в России.

Фонд «Сколково» Миссия фонда — создание экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня.

Примечания: 1. В 2021 году РФФИ был присоединен к РНФ. Ранее от бывшего РФФИ отделился Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), а затем снова вошел в его структуру. 2. Источник: [5]

Также в России функционируют представительства зарубежных фондов:

— Российская программа экономических исследований.

— Совет по международным исследованиям и обменам. Московское представительство ГО£Х.

— Немецкий фонд академических обменов.

— Объединение имени Гельмгольца.

— Американские программы Фулбрайта и др. [5]. Ниже представлены грантодатели Республики Казахстан.

Перечень и характеристика грантодателей Республики Казахстан, осуществляющих финансирование научных исследований

Наименование гран-тодателя Характеристика

Назарбаев университет Грант по социальной политике; Грант ОЯАи

Министерство образования и науки Республики Казахстан Предоставление грантов. Также Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с Всемирным Банком реализует Проект стимулирования продуктивных инноваций. Проект направлен на укрепление потенциала ключевых институтов национальной инновационной системы, предполагает введение рыночных механизмов отбора и сопровождения инновационных проектов и технологических стартапов, а также стимулирование участия в них частного сектора.

Фонд Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации (ФПП) Задачи фонда: — поддержка и развитие активной позиции молодых ученых в процессах проектирования и созидания будущего Республики Казахстан; — пропаганда достижений молодых ученых Казахстана, возможностей их использования в условиях рыночных отношений; — организация научных конференций, форумов, симпозиумов, семинаров, выставок; — проведение научных мероприятий с участием молодых ученых на республиканском и региональных уровнях; — сохранение и развитие ведущих научных школ, преемственности научных поколений, наращивания интеллектуального потенциала Республики Казахстан.

Научно- образовательный фонд имени академика Шахмардана Есенова Задачи фонда: — реализация образовательных программ; — реализация научно-исследовательских и грантовых программ; — реализация ресурсных программ.

Благотворительный фонд Сорос-Казахстан Внедрение новых инициатив, направленных на усовершенствование правосудия, образования, общественного здравоохранения и независимых СМИ.

АО «Национальное агентство по технологическому развитию» Предоставление инновационных грантов: — на коммерциализацию технологий на стадии создания опытного лабораторного образца; — коммерциализацию технологий на стадии создания экспериментального промышленного образца; — коммерциализацию технологий на стадии выпуска и реализации тестовой партии продукции

Примечание. Источник: [4].

68

Экономика и управление

В Казахстане также есть возможность подавать заявки на гранты в зарубежные фонды (гранты Рамочной программы Европейского Союза «Горизонт-2020» и др.).

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в развитых странах обычно существует несколько фондов, выделяющих гранты ученым. Они могут отличаться тем, какие науки выбирают для финансирования в качестве приоритетных, объемом и количеством грантов, сложностью подачи заявок на гранты и оформления отчетных документов, условиями конкурсов, финансированием конкретных ученых или же организаций и др.

Изучение опыта России, Казахстана и других стран свидетельствует о целесообразности создания в Беларуси новых дополнительных фондов, специализирующихся на выделении грантов на проведение научных исследований, а также о целесообразности расширения перечня совместных с научными фондами других стран конкурсов на получение грантов, расширение перечня самих этих стран.

Создание дополнительных научных фондов в Беларуси может положительно сказаться и на поддержке социогуманитарных наук. В России был прецедент, связанный с историей РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда (далее — РГНФ). Когда-то был один РФФИ, затем от него отделился РГНФ, что было правильным решением. Затем РГНФ вернули в РФФИ. Суммарное бюджетное финансирование фактически не изменилось, однако произошло перераспределение внутри РФФИ, и социогуманитарный блок не оказался в выигрыше. Сейчас в России существует угроза повторения данного опыта в связи с присоединением РФФИ к РНФ. Тем более общественные и гуманитарные науки не дают существенного вклада в результативность при измерении ее по базе данных Web of Science, как это делает РНФ [2].

В Беларуси выдается существенно меньше бюджетных грантов по сравнению с Россией, и особенно по сравнению с ЕС и США в условиях отсутствия частных благотворительных научных фондов в Беларуси и невысокого доступа к зарубежному финансированию НИОКР. В такой ситуации разнообразие возможностей могут обеспечить государственные фонды. И. Г. Дежина и другие исследователи отмечают, что сила инновационных систем (а научные фонды — это компоненты таких систем) — в разнообразии, а не в унификации [2], что является одним из важных аргументов в пользу создания в Беларуси дополнительных фондов, выделяющих гранты на проведение научных исследований.

Выводы и рекомендации

В Беларуси создаются и функционируют филиалы кафедр УВО в организациях НАН Беларуси и на высокотехнологичных предприятиях. Такая практика не только обеспечивает практикоориентированную подготовку специалистов, но и положительно влияет на формирование научных связей между представителями академической, вузовской и отраслевой науки, на привлечение молодежи в науку. Но существуют возможности для наращивания кадрового научного потенциала Беларуси в академической, вузовской и отраслевой науке при участии БРФФИ. Для углубления сотрудничества между молодыми учеными академической, вузовской и отраслевой науки можно рекомендовать создание молодежного конкурса на получение грантов в БРФФИ, отличительной чертой которого был бы состав исследовательских групп: наличие представителей академической и вузовской науки (вузовской и отраслевой науки; академической и отраслевой науки) в приблизительно одинаковом соотношении.

Будущие новые научные фонды Беларуси также могли бы объединить представителей академической, вузовской и отраслевой науки совместной работой над научными проектами. Кроме того, будущим научным фондам Беларуси, а также БРФФИ рекомендуется проводить активную информационную работу для привлечения наиболее талантливых молодых ученых. Например, как это делается в России, где РНФ проводит ряд мероприятий,

направленных на распространение информации о своих конкурсах на получение грантов. Так, в рамках международных молодежных конференций на базе ведущих российских вузов организовываются семинары, на которых подробно и наглядно рассказывается о деятельности РНФ и преимуществах участия в конкурсах на получение грантов РНФ.

Библиографический список

1. Абламейко С. В. БГУ: научная деятельность [Электронный ресурс]. Минск, 2013. 43 с. URL: http://www.bsu.by/Cache/pdfZ515793.pdf (дата обращения: 02.04.2021).

2. В прорыв — единым научным фондом! Нужно ли делать так, чтобы в стране остался только один безальтернативный источник грантового финансирования науки [Электронный ресурс]. URL: http://www.sib-science.info/ru/grants/v-proryv-edinym-nauchnym-22122020 (дата обращения: 02.04.2021).

3. Итоги конкурсов БРФФИ 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://fond.bas-net.by/itogi_konkurs_2020.html (дата обращения: 02.03.2021).

4. Отечественные фонды, финансирующие научные исследования организации [Электронный ресурс]. URL: http://medscience.kz/research-environment/funding-organizations-and-funds/отечественные-фонды-финансирующие-о/ (дата обращения: 02.04.2021).

5. Российские и международные фонды [Электронный ресурс]. URL: https://khv.rpa-mu.ru/rossijskie-i-mezhdunarodnye-fondy (дата обращения: 02.04.2021).

6. Managing the university community: exploring good practice // EUA Case Studies 2007. 2007. 108 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/managing%20the%20university%20community %20exploring%20good%20practice.pdf (дата обращения: 02.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.