Библиографический список
1. Болтаевский А.А. Салоникский фронт и Россия в годы Первой мировой войны // Исторические науки. 2011. № 3. С. 12-16.
2. Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М., 1996. 208 с.
3. Успенский Б.А. Grammatica sub specie theologiae. Пре-теритные формы глагола «быти» в русском языковом сознании XVI-XVIII веков (в соавторстве с В.М. Живовым) // Избранные труды. М., 1997. Т. III: Общее и славянское языкознание. С. 363-388.
4. Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Варьирование средств выражения в переводческой технике Кирилла и Мефодия. М.: Изд-во МГУ, 1972. 199 с.
5. Верещагин Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Переводческая техника Кирилла и Мефодия. М.: Изд-во МГУ, 1971.
6. Живов В.М. Роль русского церковнославянского в истории славянских литературных языков // Актуальные проблемы славянского языкознания. М., 1988. С.49-98.
7. Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Избранные труды. М., 1996. Т. I: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 477-519.
8. Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г. // Повесть временных лет / подг. текста Д.С. Лихачева; пер. Д.С. Лихачева и Б.А. Романова; под. ред. Адриано-вой-Перетц. М.-Л., 1950. Ч. I. С. 12-202.
9. История русской литературы X-XVII веков / под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980. 462 с.
10. Татаринова Л.Е. История русской литературы и журналистики XVIII в. М., 1982. 235 с.
11. Флоря Б.Н. Сказание о начале славянской письменности и современная эпоха // Сказание о начале славянской
письменности / вступ. статья Б.Н. Флори, ред. Л.И. Тормазо-вой. М.: Изд-во «Наука», Институт славяноведения и балканистики РАН, 1981. С. 5-69.
12. Schmalz J. Syntax und Stilistik // Lateinische Grammatik. Laut- und Formenlehre. Syntax und Stylistik. Muenchen: Beck, 1900. 596 с.
13. Juli Caesaris Belli Gallici libri VII / In usum scholarum iterum recognovit. a diecit Galliam Antiquam tabula descriptam B. Din-ter. Lipsiae, 1911. Lib. I. Cap. XVI. P. 9, 1-2; P. 10, 4-5.
14. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Л.: Наука, 1977-1979. Т. 4: Поэмы. Сказки. С. 344-357.
15. Козаржевский А.Ч. Учебник древнегреческого языка. М., 1993. С. 79.
16. Штеле М. Грамматика древнегреческого языка / пер. с нем. В.П. Казанскине. СПб., 1994. С. 111.
17. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / подг. Н.Н. Покровский; под ред. С.О. Шмидта. М., 1971. 180 с.
18. Зиновий [Отенский]. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863. С. 1006.
19. Prisciani Institutiones Grammaticae XVIII lib. Corpus Grammaticorum Latinorum: complete texts and full bibliography [Электронный ресурс]. URL: ttp://kaali:linguist.jusseu.fr/CGl/index.jsp
20. Стго !ианна Дамаскина о исмихъ частехъ слова, елико пишемъ и глемъ // И.В. Ягич Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке. СПб., 1896. С. 47-54.
21. Тронский И.М. Проблемы языка в античной науке // Античные теории языка и стиля / общ. ред. О.М. Фрейденберга М.-Л., 1936. С. 25.
УДК 37.047
СОЗДАНИЕ ЭНЕРГОКЛАССОВ «УСПЕШНЫЙ АБИТУРИЕНТ» НА БАЗЕ КУИЦ «ИРКУТСКЭНЕРГО» - ИРНИТУ
_ Л л о
© Е.В. Самаркина1, М.А. Грайвер2, А.Н. Кудряшов3
1,3Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
корпоративный учебно-исследовательский центр «Иркутскэнерго»-ИРНИТУ, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Игошина, 7.
Приведены результаты изменения подхода в области профориентационной работы с абитуриентами, планирующими обучаться в вузе на специальностях энергетического направления. Данную модель необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки школьников к поступлению в вузы. Программа создания энергоклассов «Успешный абитуриент» ставит перед собой цель не только создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся посредством популяризации профессий энергетического направления, но и качественно улучшить базовую подготовку потенциальных студентов вуза по дисциплинам, которые являются основой для получения дальнейших знаний при последующем обучении на инженерно-технических специальностях энергетического профиля.
Ключевые слова: успешный абитуриент; энергетика; профориентация; образование; базовая подготовка; ЕГЭ.
1Самаркина Екатерина Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры теплоэнергетики, тел.: 89025115775, e-mail: [email protected]
Samarkina Ekaterina, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Heat Engineering, tel.: 89025115775, e-mail: [email protected]
2Грайвер Михаил Александрович, директор, тел.: (3952) 405911, 8-914-8-957701, e-mail: [email protected] Graiver Mikhail, Director, tel.: (3952) 405911, +79148957701, e-mail: [email protected]
3Кудряшов Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой теплоэнергетики, тел.: (3952) 405126. Kudryashov Mikhail, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Heat Engineering, tel.: (3952) 405126.
CREATING ENERGY CLASSES "SUCCESSFUL PROSPECTIVE STUDENTS" ON THE BASIS OF "IRKUTSKENERGO - IRNITU CORPORATE TRAINING AND RESEARCH CENTER E.V. Samarkina, M.A. Graiver, A.N. Kudryashov
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Corporate Training and Research Center "Irkutskenergo" - INRTU,
7 Igoshin St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article reports on the results of changing the approach in the field of occupational guidance for prospective students planning higher education by power engineering specialties. This model should be considered as a scientific and practical system of training school-children to enroll in universities. The program of creating "Successful prospective student" energy classes aims not only at the formation of conditions for conscious professional self-determination of students through the promotion of professions in the field of power engineering, but also at the improvement of the quality of basic training of potential university students in the disciplines essential for further acquisition of knowledge under their further training on engineering and technical specialties of the power engineering profile.
Keywords: successful prospective student; power engineering; occupational guidance; education; basic training; Unified State Exam (USE).
В настоящее время поиск новых подходов в области профориентационной работы обусловлен спецификой сложившейся в стране ситуации. Рыночные отношения оказали свое определяющее воздействие на школу и вузы. Если раньше государство было единственным заказчиком образовательных услуг на рынке труда, то на современном этапе развития появилось значительное количество других «заказчиков» (родители, представители производства, бизнеса, общественных организаций и др.) При этом на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. В связи с этим работодатели предъявляют высокие требования не только к профессиональным компетенциям будущих работников, но и ряду других умений, необходимых каждому специалисту. Это самостоятельность, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, творческий подход к любому делу, владение «сквозными» умениями: работа на компьютере, навыки использования информации из различных баз данных, понимание экономики бизнеса и др. Именно поэтому в современных условиях, бесспорно, требуется повышение качества базового образования школьников и его важнейшей составляющей - подготовки к социально-профессиональному самоопределению на новой качественной основе [1-3].
Над вопросом профессионального самоопределения большинство школьников начинает задумываться в 14-15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном. Однако многие учащиеся не связывают выбор своего профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда. Многие учащиеся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых - родителей, родственников или знакомых, не владея при этом информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умением анализа своих возможностей в профессиональном выборе.
Опыт работы с будущими абитуриентами показывает, что очень небольшая группа школьников имеет твердые профессиональные намерения и четко понимает свои профессиональные планы. Большая же
часть ребят не имеет четкой позиции и сомневается в своем выборе. Поэтому профессиональная ориентация учащихся - это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного и производственного процесса. Ведь в жизни каждого школьника появится момент, когда он будет вынужден задуматься о своем будущем. А вопрос о поиске, выборе профессии является судьбоносным, так как с этого момента начинает закладываться дальнейшее будущее человека.
За словами «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Ребята в этот момент понимают, что теоретически могут научиться многому, но приходится делать выбор. И, как уже говорилось, зачастую этот выбор не является осознанным. Вот почему анализ субъективных представлений о своей будущей профессии и профессиональное самоопределение имеют большое значение в этом возрасте. При правильном выборе индивидуальные особенности ребенка совпадут с требованиями профессии. Помочь школьнику правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация.
Именно поэтому компания ОАО «Иркутскэнерго» совместно с Корпоративным учебно-исследовательским центром, институтом энергетики ИРНИТУ занимается подготовкой молодых кадров, начиная со школьной скамьи.
В 2015 г. компания решила расширить свои возможности и открыть энергоклассы «Успешный абитуриент». Причиной послужило то, что в последние годы обострилась проблема, связанная с активным оттоком талантливых абитуриентов школ г. Иркутска в центральные вузы Российской Федерации. Это связано с тем, что будущие абитуриенты недостаточно осведомлены о возможностях вузов в собственном регионе. Чтобы решить данную проблему, необходимо в первую очередь наладить эффективную работу по подготовке будущих абитуриентов с целью привлечения грамотных ребят к обучению в Институте энергетики ИРНИТУ.
Следует заметить, что в последние годы в школах Иркутской области наблюдается снижение уровня
образовательной подготовки абитуриентов. В связи с этим становится очевидной важность проведения дополнительной качественной подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и дальнейшему поступлению в вузы Иркутской области на специальности энергетического профиля. Недостаточная подготовка учащихся по дисциплинам физико-математического направления побуждает будущих абитуриентов исключать физику из списка дополнительных предметов для сдачи ЕГЭ. Это связано с тем, что они не уверены в получении достойного результата по итогам ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Данная ситуация лишает ребят возможности в будущем поступать на инженерно-технические специальности энергетического направления, а в вузах в связи с этим уменьшается конкурс на инженерно-технические специальности. Как следствие, государство, и, в частности, наш регион, недополучит в будущем определенное количество грамотных специалистов.
Именно для решения этой задачи, учитывая недостаточную сформированность профессиональных запросов современных школьников, с целью снижения риска ошибочного выбора будущей профессии возникла необходимость разработки новой модели про-фориентационной и профильной подготовки учащихся - энергокласса «Успешный абитуриент».
На базе КУИЦ «Иркутскэнерго - ИРНИТУ» в 2015 г. сформирован энергокласс, главной задачей которого является подготовка выпускников школ к поступлению в высшие учебные заведения на энергетические специальности, что позволит улучшить подготовку квалифицированного кадрового резерва для энергетической отрасли. Именно поэтому компания ОАО «Иркутскэнерго» заинтересована в том, чтобы на профильное обучение пришли мотивированные выпускники школ, которые сделали осознанный выбор в пользу энергетических специальностей.
Основной целью разработки модели энергокласса «Успешный абитуриент» является создание системы специализированной подготовки учащихся 10-11 классов в рамках предпрофильной подготовки и специализированного профильного обучения, включая подготовку к ЕГЭ, для поступления на специальности энергетического направления [3]. При разработке модели энергокласса использовались формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся, а именно:
1) проведение социологических и психологических исследований для выявления образовательных и профессиональных предпочтений учащихся и их родителей на базе школ;
2) организация отбора наиболее подготовленных школьников, заинтересованных в получении профессии энергетического направления;
3) знакомство с профессией энергетика, формирование мнения о необходимости данной профессии и положительного к ней отношения;
4) организация родительских собраний по вопросу профессионального самоопределения в рамках энергетических специальностей;
5) доведение информации о профессиональной деятельности инженера-энергетика с целью понимания выбора будущей сферы обучения и будущей профессии;
6) создание условий для обеспечения осознанного профессионального самоопределения будущих абитуриентов по специальностям энергетического направления в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, перспективами профессионального образования в сфере энергетики и в зависимости от востребованности на рынке труда и потребностей ОАО «Иркутскэнерго», для чего необходимы следующие шаги:
- проведение контрольного тестирования для определения остаточных знаний по техническим дисциплинам (математика, физика);
- осуществление диагностической функции с привлечением психологов, социологов: исследование познавательной активности учащихся, определение динамики развития личности, грамотности, склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности, диагностика интересов и профессиональных предпочтений школьников, интеллектуальной подготовленности для обучения на специальностях энергетического профиля;
- интегрирование знаний школьных учебных предметов в знания, необходимые для понимания будущей трудовой деятельности;
- формирование установки на успешную трудовую карьеру в энергетической отрасли;
- способствование проектированию у учащихся своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней;
- пропаганда престижа рабочих и инженерных профессий в сфере энергетики;
- осуществление процесса качественной подготовки и углубленного изучения физики, математики и русского языка с целью успешной сдачи ЕГЭ по профильным дисциплинам с использованием лучших кадровых ресурсов образовательных учреждений;
- проведение научно-познавательных занятий с использованием кадровых ресурсов вузов и материально-технических ресурсов института энергетики, корпоративного учебно-исследовательского центра (КУИЦ) «Иркутскэнерго - ИРНИТУ» с целью популяризации специальностей энергетического профиля;
- социально-профессиональная адаптация в Институте энергетики ИРНИТУ;
- предоставление учащимся школы информации о возможностях и перспективах обучения в Институте энергетики ИРНИТУ;
- знакомство с КУИЦ, перспективы дальнейшего дополнительного обучения в КУИЦ;
- организация посещения дня открытых дверей в Институте энергетики ИРНИТУ;
- организация экскурсий на предприятия ОАО «Иркутскэнерго (ГЭС, РДУ, ТЭЦ);
- организация итоговой олимпиады по энергетике с привлечением преподавателей-репетиторов и преподавателей института энергетики.
Программа реализуется с 2015 г. посредством обучения и параллельного взаимодействия школы, семьи, вуза, предприятий ОАО «Иркутскэнерго». Подобное комплексное взаимодействие позволит решать сложные педагогические задачи, в ряду которых совершенствование модели организации профильного энергокласса «Успешный абитуриент». Следует заметить, что занятия по подготовке к ЕГЭ ведутся опытными преподавателями, которые являются председателями региональных предметных комиссий ЕГЭ по соответствующим дисциплинам, экспертами региональных предметных комиссий ЕГЭ.
Таким образом, реализация модели энергокласса «Успешный абитуриент» на базе вузов позволит:
- обеспечить доступ к полноценному образованию обучающихся школ г. Иркутска в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- повысить уровень подготовки к ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления на инженерно-технические специальности энергетического направления (математика, русский язык, физика);
- создать максимально благоприятные условия
для самоопределения будущих абитуриентов в отношении направления их будущей предполагаемой профессиональной деятельности в энергетической отрасли;
- расширить возможности социализации учащихся в Институте энергетики ИРНИТУ;
- осознанно поступить на специальности энергетического направления в Институт энергетики ИРНИТУ.
Данный проект необходимо рассматривать как научно-практическую систему подготовки школьников к поступлению в вузы. Программа создания энергоклассов «Успешный абитуриент» ставит перед собой цели не только создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся посредством популяризации профессий энергетического направления, но и помочь качественно улучшить подготовку потенциальных студентов вуза по дисциплинам, которые будут являться базой для получения дальнейших знаний при последующем обучении на инженерно-технических специальностях энергетического профиля.
Статья поступила 29.05.2015 г.
Библиографический список
1. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального го и личностного самоопределения: учебно-методическое самоопределения. М.: МГППУ, АНО «Центр "Развивающее пособие. М.: Изд-во МПСИ, НПО «МО-ДЭК», 2002 г. 400 с. образование"», 2007. 86 с. 3. Самаркина Е.В. Программа создания энергоклассов
2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионально- «Успешный абитуриент», Иркутск, 2014. 9 с.
УДК 957
УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ: ПОНЯТИЕ И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ © Д.В. Скрипучий1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Раскрывается проблема принадлежности железных дорог к узкоколейным. Основываясь на фактическом материале, автор указывает, что проблема стандартизации данного типа дорог осложняется изначальным разнообразием в выборе ширины колеи. Приводятся основные преимущества и недостатки узкоколеек, повлиявшие на их распространение и исчезновение соответственно. Кратко излагаются характерные черты, присущие узкоколейкам, среди которых их второстепенное значение и автономия от центральных железнодорожных органов. Отмечается, что узкоколейный транспорт нашел свою нишу преимущественно в лесной, горнорудной и торфяной отраслях промышленности.
Ключевые слова: стандарт; ширина колеи; узкоколейная железная дорога; протяженность; локальное обслуживание промышленности.
NARROW GAUGE RAILWAYS: CONCEPT AND APPLICATION AREA D.V. Skripuchii
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
The article deals with the problem of narrow gauge railways, to be exact what kind of railroads can be attributed to narrow gauge ones. Relying on historical facts, the author specifies that the original diversity in the choice of track gauge complicates the standardization of this type of railroads. The article considers the main advantages and drawbacks of narrow gauge railways that have impacted their distribution and extinction. It also summarizes the basic characteristics of narrow gauge railways, including their secondary role and autonomy from the central railway authorities. It is noted that narrow-gauge transport is mostly used in timber, mining and peat industries. Keywords: standard; track gauge; narrow gauge railway; length; local servicing of industry.
1Скрипучий Дмитрий Владимирович, аспирант, тел.: 89526320439, e-mail: [email protected] Skripuchii Dmitrii, Postgraduate, tel.: 89526320439, e-mail: [email protected]