ривает моделирование будущего вида профессиональной деятельности в виде деловой игры, в которой студенты «играют роли» в соответствии с получаемой специализацией. А курс специализации на заключительном этапе превращается в репетицию профессиональной деятельности. Диагностика освоения содержания модулей и общая оценка осуществляется по рейтинговой системе. Противоречие между двумя противоположными тенденциями — интеграцией и дифференциацией проявляется в необходимости решать такие задачи, как предметное построение учебного плана и ориентация процесса обучения на конечные результаты; синтез и специализация знаний; многофункциональность в деятельности специалистов и узкая направленность обучения на решение конкретных задач.
Учебно-методическое обеспечение профилиза-ции профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту включает полный учебно-методический комплекс, состоящий из учебного плана профилизации, предметно-модульных учебных программ, программ практик, программы междисциплинарного экзамена по специализациям, тематики выпускных квалификационных работ в соответствии с профилем подготовки.
Разработанная и обоснованная технология профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту содействует подготовке квалифицированных работников соответству-
ющего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования. В процессе исследования уточнено понятие «профилизация профессиональной подготовки» с учетом специфики вида профессиональной деятельности, разработаны концептуальные положения профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. — 2002. - № 2. — С. 3-31.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
МЯСНИКОВА Татьяна Ивановна, заместитель директора по учебной работе.
Статья поступила в редакцию 25.10.07 г.
© Т. И. Мясникова
УДК 378 18 О. В. ТИМОФЕЕВА
Омский государственный технический университет
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК И ПРОЯВЛЕНИЕМ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ_________________________
На основании проведенных исследований установлено, что показатели физического развития студенток 1-го курса ОмГТУ соответствовали модельным характеристикам среднестатистических данных. Физическое воспитание повышает работоспособность студенток и способствует улучшению самочувствия, настроения, успехов в учебе.
На сегодняшний день особой социальной группой, для которой наиболее актуален вопрос формирования здорового образа жизни в тех или иных формах физической активности, является студенчество [1]. В последние годы в учебных заведениях расширился объём образования, заняв значительное место в жизни учащейся молодёжи [3].
Одна из наиболее тревожных проблем — неспособность молодёжи адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья молодёжи предопределяют невозможность
противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического и экономического устройства общества [3]. Между тем известно, что существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности молодёжи и проявлением активной жизненной позиции. Молодые люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, более дисциплинированы, серьёзнее относятся к учёбе, большинство из них активнее других включены в жизнь школьного, вузовского или рабочего коллектива. Занятия физкультурой и спортом, применя-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
Пт ка-заизли Контроль □ ПЫТ1-В я Р
РЪеТ|СМ 165,4. ± Д£ 1662 ±ШД нд
Бес, кг 5ДЗ ±7,4 ± 5,7 Р< 0Д5
ш сан 30,0 ±2,5 ЗОО ± 20 Р< 002
ПШЗ'Ш 23.5 ± 1.5 230 ± 20 Р< 0Об
груди с гшрху ЙО.О ±7 о ■П.1 0 ± 60 Р< 0)15
ГРУДЬ &5,5 ±60 Й4£ ± 60 Р< 005
1ВЛИ я 6й,5 ±70 670 ±й,5 НД
н гад ни ы 00.5 ±00 010 ±а^ Р< 005
Су-*!» 520 ±6.2 51,5 ± 5,5 нд
галаю- Л3.5 ±ДО 32,5 ± 2,5 Р< 005
Ж ЕЛ 2360 ± Ж4.7 2600 ±361 Л. НД
Дрлж ная Ж ЕЛ 44,4 ±3.1 31,5 ± 4,2 Р< 0)15
емые средства и методы физического воспитания при правильно организованных и целенаправленных воздействиях смогут решать вопросы здоровья молодёжи. Уровень здоровья и физического развития молодёжи выступает в качестве важных условий осуществления впоследствии функций производителей материальных и духовных благ общества [2].
Цель. Целью данной статьи явилось выявление проявлений активной жизненной позиции в зависимости от уровня физического развития.
Организация и методы исследования: для изучения показателей, характеризующих активную социальную позицию, были использованы традиционные методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, антропометрические измерения, функциональные пробы.
Под наблюдением находились 200 девушек в возрасте 17 — 20 лет, из которых 150 являлись студентками ОмГТУ и составляли экспериментальную группу, и 50 студенток других вузов относились к контрольной группе.
Анкетирование проводилось с целью изучения мнения, ориентации и потребности студенток в занятиях физической культурой, отношения к своему здоровью, и преподаванию этой дисциплины в вузе. Каждой студентке предлагалось ответить на вопросы анкеты, состоящей из следующих частей. Первая часть анкеты включала в себя вопросы, касающиеся выбора спортивной деятельности. Кафедра физического воспитания и спорта ОмГТУ работает по специализациям, каждому поступившему студенту выдаётся анкета, в которой задаётся вопрос: каким видом спорта хотели бы заниматься в университете?
Вторая часть анкеты представляла личностную значимость выбора спортивной деятельности, третья часть содержала вопросы, характеризующие социальную адаптацию студентов.
Результаты и их обсуждение. Результаты показали, что 140 студенток (70 %) хотели бы заниматься разнообразными видами фитнеса (аэробикой, шейпингом, пилатесом, стретчингом). При ответе на вторую часть анкеты большинство студенток, которое составляло 134 человека (67 %) хотели бы изменить параметры своей фигуры с целью совершенствования внешнего вида, 44 опрошенных (22 %) привлекала возможность улучшить состояние своего здоровья, и 18 (9 %) дополнительного общения. Из вышесказан-
ного следует, что у девушек приоритетом в мотивации к занятиям ФК в основном выступало желание совершенствования внешнего вида. Стремление улучшить своё здоровье интересовало намного меньшее количество опрашиваемых.
Дальнейшее изучение ответов респондентов показало, что большинство из них, а именно 124 студентки (62 %), испытывали некоторый дискомфорт при выполнении физических упражнений выбранного вида спортивной специализации в сравнении с более подготовленными. Скованность, стеснительность преобладала у 108 (54 %) респондентов, неловкость при общении с незнакомыми людьми и в чужих коллективах 94 (47 %). Наблюдались снижение коммуникабельности у 112 студенток (56 %), нерешительность у 84 человек (42 %), значительное число 164 (82 %) респондентов выражали сомнения по поводу исполнения предлагаемой им «работы», т.е. любого вида деятельности.
Из вышеизложенного следует, что исследуемая группа студенток, как социальная возрастная прослойка, в контексте культурного уровня представляла собой, с одной стороны, сформированные личности, а с другой — девушек, ценностные ориентиры которых окончательно не определены. Недооценка собственного «я», стеснительность, скованность, сниженная коммуникабельность являлись лимитирующим фактором в общественной жизни. Все эти данные свидетельствовали о снижении социальной адаптации студенток.
Антропометрические измерения проводились у первого курса, для изучения исходного уровня физического развития студенток первого курса (табл. 1).
Из таблицы 1 видно, что по показаниям антропометрических данных у студенток экспериментальной и контрольной группы существенных отличий не наблюдалось. Они соответствовали среднестатистическим данным физического развития. При этом морфологические признаки телосложения отражали средний и выше среднего уровни антропометрического профиля.
Показатели внешнего дыхания соответствовали физиологической норме и возрастным характеристикам.
Определение физической адаптации по функциональной пробе Руфье-Диксона (рис. 1), выявило слабый уровень у 146 (73 %) студенток, ниже слабого уровня у 28 (14 %), и средний уровень физической
адаптации имели 26 (13 %) человек. Отсутствие студенток с хорошей и отличной оценкой работоспособности свидетельствовало о низком уровне физической подготовленности, неспособности адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Улучшение физического состояния может стать ключевым фактором в создании правильной самооценки и в повышении уверенности в себе, что обычно свойственно лидеру [3].
Заключение. Внедрение городского транспорта, интенсификация учебного процесса в вузах, способствуют психоэмоциональному напряжению, а также снижению двигательной активности и мышечных
усилий студенческой молодёжи. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуальным фактором изменения психофизиологического состояния человека является тренировка как специально организованный процесс реализации физических нагрузок, предъявляемых к организму в определённых формах, объёмах, интенсивности соизмеримых с возможностями организма.
Библиографический список
1. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодёжь и современность /Лубышева Л. И. // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2-72.
2. Буслаков А.П. Воспитание у студентов МИСиС готовности к здоровому образу жизни. / Зайцева Г.А., Суркова М.Ю.// Сборник научных трудов. — Казань, 2007. — С. 133.
3. Левченко У.С. Факторная структура социальной адаптации студентов. / У.С. Левченко// Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 3. — С. 26-29.
ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Статья поступила в редакцию 12.10.07 г.
© О. В. Тимофеева
УДК 378.147.88:621,3+796/799 Д. С. ГРЕЧКО
А. А. СИМОН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Тюменский государственный институт мировой экономики, управления, права
СОДЕРЖАНИЕ
И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрены вопросы содержания самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «физическая культура» в системе модульного обучения, алгоритм ее построения: диагностика, программа самосовершенствования, реализация программы, контроль и анализ результатов. Предложена структура процесса физического воспитания с позиций организации СРС в системе модульного обучения. Рекомендовано для преподавателей физической культуры высшей школы.
Учебное время студентов в среднем составляет 52 — 58 часов в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8 — 9 часам, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Как показали исследования М. Я. Виленского [2], суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56 — 65 %
необходимого двигательного режима, а во время экзаменов и того меньше — 39 — 46 % от минимальной нормы. Наши собственные исследования двигательного режима студентов ТГИМЭУП подтвердили эти данные. Несоответствие двигательного режима студентов гигиеническим нормам данной возрастной группы является проблемой № 1. Другим противоречием
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ