Научная статья на тему 'Современный взгляд на взаимосвязь между уровнем физического развития студенток и проявлением активной жизненной позиции'

Современный взгляд на взаимосвязь между уровнем физического развития студенток и проявлением активной жизненной позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева О. В.

На основании проведенных исследований установлено, что показатели физического развития студенток 1-го курса ОмГТУ соответствовали модельным характеристикам среднестатистических данных. Физическое воспитание повышает работоспособность студенток и способствует улучшению самочувствия, настроения, успехов в учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interconnection between physical state of female students wth active social position

On the basis of the conducted research it has been proven that anthropomet ric indices of the 1st year female students of Omsk State Technical Uni versity correspondes with model characteristics of average statistical in dices. Physical training increases students ability to work hard, improves their health, mood and makes their studies more successful.

Текст научной работы на тему «Современный взгляд на взаимосвязь между уровнем физического развития студенток и проявлением активной жизненной позиции»

ривает моделирование будущего вида профессиональной деятельности в виде деловой игры, в которой студенты «играют роли» в соответствии с получаемой специализацией. А курс специализации на заключительном этапе превращается в репетицию профессиональной деятельности. Диагностика освоения содержания модулей и общая оценка осуществляется по рейтинговой системе. Противоречие между двумя противоположными тенденциями — интеграцией и дифференциацией проявляется в необходимости решать такие задачи, как предметное построение учебного плана и ориентация процесса обучения на конечные результаты; синтез и специализация знаний; многофункциональность в деятельности специалистов и узкая направленность обучения на решение конкретных задач.

Учебно-методическое обеспечение профилиза-ции профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту включает полный учебно-методический комплекс, состоящий из учебного плана профилизации, предметно-модульных учебных программ, программ практик, программы междисциплинарного экзамена по специализациям, тематики выпускных квалификационных работ в соответствии с профилем подготовки.

Разработанная и обоснованная технология профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту содействует подготовке квалифицированных работников соответству-

ющего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования. В процессе исследования уточнено понятие «профилизация профессиональной подготовки» с учетом специфики вида профессиональной деятельности, разработаны концептуальные положения профилизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. — 2002. - № 2. — С. 3-31.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.

МЯСНИКОВА Татьяна Ивановна, заместитель директора по учебной работе.

Статья поступила в редакцию 25.10.07 г.

© Т. И. Мясникова

УДК 378 18 О. В. ТИМОФЕЕВА

Омский государственный технический университет

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК И ПРОЯВЛЕНИЕМ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ_________________________

На основании проведенных исследований установлено, что показатели физического развития студенток 1-го курса ОмГТУ соответствовали модельным характеристикам среднестатистических данных. Физическое воспитание повышает работоспособность студенток и способствует улучшению самочувствия, настроения, успехов в учебе.

На сегодняшний день особой социальной группой, для которой наиболее актуален вопрос формирования здорового образа жизни в тех или иных формах физической активности, является студенчество [1]. В последние годы в учебных заведениях расширился объём образования, заняв значительное место в жизни учащейся молодёжи [3].

Одна из наиболее тревожных проблем — неспособность молодёжи адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья молодёжи предопределяют невозможность

противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического и экономического устройства общества [3]. Между тем известно, что существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности молодёжи и проявлением активной жизненной позиции. Молодые люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, более дисциплинированы, серьёзнее относятся к учёбе, большинство из них активнее других включены в жизнь школьного, вузовского или рабочего коллектива. Занятия физкультурой и спортом, применя-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

Пт ка-заизли Контроль □ ПЫТ1-В я Р

РЪеТ|СМ 165,4. ± Д£ 1662 ±ШД нд

Бес, кг 5ДЗ ±7,4 ± 5,7 Р< 0Д5

ш сан 30,0 ±2,5 ЗОО ± 20 Р< 002

ПШЗ'Ш 23.5 ± 1.5 230 ± 20 Р< 0Об

груди с гшрху ЙО.О ±7 о ■П.1 0 ± 60 Р< 0)15

ГРУДЬ &5,5 ±60 Й4£ ± 60 Р< 005

1ВЛИ я 6й,5 ±70 670 ±й,5 НД

н гад ни ы 00.5 ±00 010 ±а^ Р< 005

Су-*!» 520 ±6.2 51,5 ± 5,5 нд

галаю- Л3.5 ±ДО 32,5 ± 2,5 Р< 005

Ж ЕЛ 2360 ± Ж4.7 2600 ±361 Л. НД

Дрлж ная Ж ЕЛ 44,4 ±3.1 31,5 ± 4,2 Р< 0)15

емые средства и методы физического воспитания при правильно организованных и целенаправленных воздействиях смогут решать вопросы здоровья молодёжи. Уровень здоровья и физического развития молодёжи выступает в качестве важных условий осуществления впоследствии функций производителей материальных и духовных благ общества [2].

Цель. Целью данной статьи явилось выявление проявлений активной жизненной позиции в зависимости от уровня физического развития.

Организация и методы исследования: для изучения показателей, характеризующих активную социальную позицию, были использованы традиционные методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, антропометрические измерения, функциональные пробы.

Под наблюдением находились 200 девушек в возрасте 17 — 20 лет, из которых 150 являлись студентками ОмГТУ и составляли экспериментальную группу, и 50 студенток других вузов относились к контрольной группе.

Анкетирование проводилось с целью изучения мнения, ориентации и потребности студенток в занятиях физической культурой, отношения к своему здоровью, и преподаванию этой дисциплины в вузе. Каждой студентке предлагалось ответить на вопросы анкеты, состоящей из следующих частей. Первая часть анкеты включала в себя вопросы, касающиеся выбора спортивной деятельности. Кафедра физического воспитания и спорта ОмГТУ работает по специализациям, каждому поступившему студенту выдаётся анкета, в которой задаётся вопрос: каким видом спорта хотели бы заниматься в университете?

Вторая часть анкеты представляла личностную значимость выбора спортивной деятельности, третья часть содержала вопросы, характеризующие социальную адаптацию студентов.

Результаты и их обсуждение. Результаты показали, что 140 студенток (70 %) хотели бы заниматься разнообразными видами фитнеса (аэробикой, шейпингом, пилатесом, стретчингом). При ответе на вторую часть анкеты большинство студенток, которое составляло 134 человека (67 %) хотели бы изменить параметры своей фигуры с целью совершенствования внешнего вида, 44 опрошенных (22 %) привлекала возможность улучшить состояние своего здоровья, и 18 (9 %) дополнительного общения. Из вышесказан-

ного следует, что у девушек приоритетом в мотивации к занятиям ФК в основном выступало желание совершенствования внешнего вида. Стремление улучшить своё здоровье интересовало намного меньшее количество опрашиваемых.

Дальнейшее изучение ответов респондентов показало, что большинство из них, а именно 124 студентки (62 %), испытывали некоторый дискомфорт при выполнении физических упражнений выбранного вида спортивной специализации в сравнении с более подготовленными. Скованность, стеснительность преобладала у 108 (54 %) респондентов, неловкость при общении с незнакомыми людьми и в чужих коллективах 94 (47 %). Наблюдались снижение коммуникабельности у 112 студенток (56 %), нерешительность у 84 человек (42 %), значительное число 164 (82 %) респондентов выражали сомнения по поводу исполнения предлагаемой им «работы», т.е. любого вида деятельности.

Из вышеизложенного следует, что исследуемая группа студенток, как социальная возрастная прослойка, в контексте культурного уровня представляла собой, с одной стороны, сформированные личности, а с другой — девушек, ценностные ориентиры которых окончательно не определены. Недооценка собственного «я», стеснительность, скованность, сниженная коммуникабельность являлись лимитирующим фактором в общественной жизни. Все эти данные свидетельствовали о снижении социальной адаптации студенток.

Антропометрические измерения проводились у первого курса, для изучения исходного уровня физического развития студенток первого курса (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что по показаниям антропометрических данных у студенток экспериментальной и контрольной группы существенных отличий не наблюдалось. Они соответствовали среднестатистическим данным физического развития. При этом морфологические признаки телосложения отражали средний и выше среднего уровни антропометрического профиля.

Показатели внешнего дыхания соответствовали физиологической норме и возрастным характеристикам.

Определение физической адаптации по функциональной пробе Руфье-Диксона (рис. 1), выявило слабый уровень у 146 (73 %) студенток, ниже слабого уровня у 28 (14 %), и средний уровень физической

адаптации имели 26 (13 %) человек. Отсутствие студенток с хорошей и отличной оценкой работоспособности свидетельствовало о низком уровне физической подготовленности, неспособности адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Улучшение физического состояния может стать ключевым фактором в создании правильной самооценки и в повышении уверенности в себе, что обычно свойственно лидеру [3].

Заключение. Внедрение городского транспорта, интенсификация учебного процесса в вузах, способствуют психоэмоциональному напряжению, а также снижению двигательной активности и мышечных

усилий студенческой молодёжи. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуальным фактором изменения психофизиологического состояния человека является тренировка как специально организованный процесс реализации физических нагрузок, предъявляемых к организму в определённых формах, объёмах, интенсивности соизмеримых с возможностями организма.

Библиографический список

1. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодёжь и современность /Лубышева Л. И. // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2-72.

2. Буслаков А.П. Воспитание у студентов МИСиС готовности к здоровому образу жизни. / Зайцева Г.А., Суркова М.Ю.// Сборник научных трудов. — Казань, 2007. — С. 133.

3. Левченко У.С. Факторная структура социальной адаптации студентов. / У.С. Левченко// Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 3. — С. 26-29.

ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Статья поступила в редакцию 12.10.07 г.

© О. В. Тимофеева

УДК 378.147.88:621,3+796/799 Д. С. ГРЕЧКО

А. А. СИМОН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Тюменский государственный институт мировой экономики, управления, права

СОДЕРЖАНИЕ

И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрены вопросы содержания самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «физическая культура» в системе модульного обучения, алгоритм ее построения: диагностика, программа самосовершенствования, реализация программы, контроль и анализ результатов. Предложена структура процесса физического воспитания с позиций организации СРС в системе модульного обучения. Рекомендовано для преподавателей физической культуры высшей школы.

Учебное время студентов в среднем составляет 52 — 58 часов в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8 — 9 часам, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Как показали исследования М. Я. Виленского [2], суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56 — 65 %

необходимого двигательного режима, а во время экзаменов и того меньше — 39 — 46 % от минимальной нормы. Наши собственные исследования двигательного режима студентов ТГИМЭУП подтвердили эти данные. Несоответствие двигательного режима студентов гигиеническим нормам данной возрастной группы является проблемой № 1. Другим противоречием

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.