Научная статья на тему 'Современный уровень и методика преподавания социально-гуманитарных наук в рамках аграрного образования'

Современный уровень и методика преподавания социально-гуманитарных наук в рамках аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ВУЗ / STUDENT / EDUCATION / PERSONALITY / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пурто Е. Е.

В предлагаемой вниманию читателей статье кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии и социально гуманитарных наук Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии Е. Е. Пурто делится размышлениями о специфике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в аграрных вузах. Особое внимание в статье уделено уяснению задач, стоящих перед преподавателями этих дисциплин, а также способам, с помощью которых можно пробудить у студентов интерес к предметам социально-гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пурто Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEVEL AND TEACHING TECHNIQUE SOCIALLY-HUMANITIES WITHIN THE LIMITS OF AGRARIAN EDUCATION

In brought to attention of readers to article E.E.Purto's the candidate of the philosophical sciences, managing chair of philosophy and socially the humanities of the Moscow state academy of veterinary medicine and biotechnology shares reflexions about specificity of teaching of socially-humanitarian disciplines in agrarian high schools. The special attention in article is given explanation of the problems facing to teachers of these disciplines, and also ways with which help it is possible to clear interest to subjects of a socially-humanitarian cycle at students.

Текст научной работы на тему «Современный уровень и методика преподавания социально-гуманитарных наук в рамках аграрного образования»

максимальная ориентация процесса обучения на запросы производителей продукции и услуг, являющихся потенциальными «потребителями» выпускников ВУЗов, будет способствовать их конкурентоспособности как специалистов на рынке труда в современных условиях. Именно эти положения положены в основу образовательной деятельности кафедры Метрологии и управления качеством КГАВМ, выпускающей специалистов по направлению «Стандартизация и сертификация».

EDUCATIONAL PROCESS QUALITY MANAGEMENT, BACED ON PRACTICAL DIRECTION OF EDUCATION

Primak E.V., Muhametshina A.M., Shigabiev T.N.

Summary

Quality of preparation of experts is now pressing question and is defined both level of theoretical knowledge, and their ability to solve the put specific targets. Only the maximum orientation of process of training to inquiries of manufacturers of production and the services which are potential "consumers" of graduates of HIGH SCHOOLS, will promote their competitiveness as experts on a labour market in modern conditions. These positions are taken as a principle educational activity of chair of Metrology and quality management КГАВМ, letting out experts in a direction «Standardization and certification».

УДК 371.3:009+619:378

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В РАМКАХ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Пурто Е.Е.

Московская государственная академия ветеринарной медицины и

биотехнологии

Ключевые слова: студент, образование, личность, вуз.

Key words: student, education, personality, university.

В настоящее время стало почти общепринятым положение, что полноценным специалистом не может стать человек, освоивший, хотя бы даже на отличном уровне, исключительно лишь круг дисциплин, необходимых для работы по избранной человеком специальности. Именно освоение гуманитарных дисциплин позволяет с одной стороны создать прочную основу профессиональных успехов человека, а с другой стороны,

изучение подобных, казалось бы «излишних» дисциплин может служить венцом, своеобразной энтелехией (используя известный термин философии Аристотеля) всего образовательного процесса; ведь основной целью образования является формирование высокоразвитой личности. Но её невозможно создать без усвоения содержания наук о человеке и о том сегменте бытия, который создаётся человеком - обществе и культуре.

Сколь бы ни хотел этого иногда специалист, ему невозможно остаться вне общества, поскольку его деятельность подразумевает служение обществу и контактирование с другими людьми в рамках профессиональных обязанностей. Чтобы стать полноценным специалистом, необходимо хотя бы в общих чертах представлять устройство социума, принципы взаимодействия между людьми, обогатить себя достижениями, выработанными человечеством в ходе его многотысячелетнего развития. Применительно к этой ситуации можно вспомнить знаменитый афоризм Конфуция: «Тот, кто не знает людей, вскоре будет их бояться и избегать». Вряд ли мы хотим получить подобного чурающегося людей, «атомизированного», чуждого обществу, не учитывающего в своей работе принципов гуманности профессионала. Аграрное образование также должно сопровождаться значительным усилением социально-гуманитарной составляющей процесса формирования специалиста.

Прежде всего, необходимо убедить студентов в том, что социальногуманитарные дисциплины представляют собой необходимую часть образовательного процесса, включённую в учебные программы вузов не просто ради заполнения часов, в качестве некоего балласта или развлечения. На наш взгляд, возможно приведение следующего сравнения. Сведения, предоставляемые в рамках узкопрофессиональных дисциплин -это собственно картина, написанная на холсте, а знания, получаемые в ходе изучения социально-гуманитарных наук - рамка, в которую это полотно вставляется. Конечно, картина и без рамки останется той же самой, но, будучи в красивой рамке, она скорее привлечёт внимание ценителей. Так же и профессиональные знания, находясь в обрамлении полученных знаний по социально-гуманитарным наукам, будут цениться намного выше. Нужно заинтересовать студентов, приводя примеры, в которых работодатель из двух равных по уровню специалистов предпочтёт того, который демонстрирует приемлемый уровень познания в гуманитарных дисциплинах. Состоявшийся в профессиональной сфере человек, скорее всего, сам не захочет ограничиваться лишь узкоспециальными знаниями и попытается получить сведения по тем областям, которые определяют общую эрудицию человека.

Социально-гуманитарное образование в аграрных вузах должно соответствовать возможностям профессорско-преподавательского состава. Не следует стремиться к чрезмерному расширению количества

преподаваемых предметов, но включённые в программу дисциплины должны преподаваться на высоком уровне специалистами именно по этим дисциплинам. Представляется желательным включение в рамки образовательных программ аграрных вузов следующих социальногуманитарных предметов: «Философия», «Отечественная история»,

«Правоведение», «Политология и социология». Ряд дисциплин можно дать в качестве курсов по выбору («Культурология», «Психология и

педагогика» и пр.). При формировании перечня преподаваемых социальногуманитарных дисциплин необходимо ориентироваться на:

1. федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов;

2. потребности отрасли в специалистах, знающих конкретные социально-гуманитарные науки;

3. возможности гуманитарных и социальных кафедр, определяемых наличием преподавателей и количеством учебных часов, которые не были бы слишком обременительными для сотрудников кафедры.

Преподавание социально-гуманитарных дисциплин следует, где это только представляется возможным, связывать с профилем вуза. Постулирование этого требования стало общим местом построения преподавательского процесса. Всякая существенная привязка излагаемого материала к профилю основной специальности привлекает внимание студентов и содействует появлению у них увлечённости изучаемым гуманитарным предметом. Так, в курсе культурологии следует делать акценты на связанном с аграрной сферой происхождении слова «культура», отражении сельскохозяйственного труда в искусстве и литературе, животных в культуре. На занятиях по правоведению стоило бы уделять внимание правовому регулированию и обеспечению вопросов собственности на землю, лечения животных, экологическому праву. На занятиях по Отечественной истории следует постоянно затрагивать вопросы, связанные с постановкой аграрного вопроса на всех этапах истории России, указывать на важную роль аграрного фактора в выборе вариантов дальнейшего пути нашей страны. В курсе философии весьма увлекательной для студентов должна представляться дискуссия по вопросам биоэтического отношения к природе и прежде всего к животным. В ходе этой дискуссии могут быть противопоставлены подходы, условно называемые антропоцентристским и биоэтическим. Студенты должны подобрать аргументы в защиту своих позиций и одолеть оппонентов в споре. В рамках курса психологии и педагогики можно с успехом ставить на обсуждение вопрос о личностных качествах, необходимых для работы студентов по выбранной специальности. Важным способом приобщения студентов к политической проблематике может служить обсуждение

продовольственной политики ведущих стран мира и выработка Россией стратегии своей продовольственной безопасности. Также полезным можно признать обсуждение аграрного вопроса в контексте глобальных экологических и социальных проблем мировой цивилизации.

Действенным средством увлечения студентов-аграриев

гуманитарными дисциплинами является их чувства к «малой родине», своему городу, селу, деревне. Апелляция к историческим событиям, происходившим в их населённом пункте, приведение в качестве положительных примеров их земляков, упоминание памятников архитектуры, отзывов известных лиц поможет существенно облегчить установление доверительного контакта со студентами.

Таким образом, материал социально-гуманитарных дисциплин может иметь много точек соприкосновения с аграрной проблематикой. Талант преподавателя должен демонстрироваться в том, насколько он может найти подобные точки соприкосновения и использовать открывающийся потенциал для пробуждения интереса к гуманитарной дисциплине.

Одной из главных задач социально-гуманитарного цикла в вузах является формирование целостного мировоззрения личности, основанного на принципах гуманизма, разумной толерантности и патриотизма. Можно констатировать, что любая из дисциплин этого цикла позволяет внести весомый вклад в решение поставленной задачи при условии грамотного и профессионального подхода со стороны преподавателя. Значимыми средствами выполнения задач образовательного и воспитательного характера являются проведение дискуссий, организация круглых столов по дискуссионным проблемам, проведение экскурсий по памятным местам. В ходе этих мероприятий должна всячески поощряться активная деятельность студентов.

Труд преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в аграрном вузе является весьма нелёгкой работой, однако без их квалифицированной деятельности российский сельскохозяйственный сектор может лишиться многих высокопрофессиональных работников. Не секрет, что многие специалисты трудятся в области сельского «за идею», и формирование сознания этих людей является заслугой, в том числе и преподавателей социально-гуманитарных наук.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В РАМКАХ АГРАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Пурто Е. Е.

Резюме

В предлагаемой вниманию читателей статье кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии и социально гуманитарных наук

Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии Е. Е. Пурто делится размышлениями о специфике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в аграрных вузах. Особое внимание в статье уделено уяснению задач, стоящих перед преподавателями этих дисциплин, а также способам, с помощью которых можно пробудить у студентов интерес к предметам социальногуманитарного цикла.

MODERN LEVEL AND TEACHING TECHNIQUE SOCIALLY -HUMANITIES WITHIN THE LIMITS OF AGRARIAN EDUCATION

Purto E.E Symmary

In brought to attention of readers to article E.E.Purto's the candidate of the philosophical sciences, managing chair of philosophy and socially the humanities of the Moscow state academy of veterinary medicine and biotechnology shares reflexions about specificity of teaching of socially-humanitarian disciplines in agrarian high schools. The special attention in article is given explanation of the problems facing to teachers of these disciplines, and also ways with which help it is possible to clear interest to subjects of a socially-humanitarian cycle at students.

УДК:378.1:63

ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА Реутова Е.А., Овчинникова Л.В.

Новосибирский государственный аграрный университет

Ключевые слова: образование, учреждение, учебный процесс, аграрный вуз.

Key words: education, institution, educational process, the agricultural

college.

При создании систем качества в учебных заведениях могут использоваться различные модели менеджмента качества. Общим для всех моделей является то, что они основаны на процессном подходе в

менеджменте. Каждый процесс (образовательный, научный,

методического характера и т.п.) может быть как потребителем и, в этом случае определять требования к выходу предыдущего процесса, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.