Замминистра образования и науки РФ И. Реморенко дал рекомендацию всем абитуриентам ознакомиться с прогнозами научно-технологического развития: «Если посмотреть научно-технологический прогноз, мы увидим, что имеют перспективу, а значит, испытывают потребность в хороших специалистах лесная отрасль, химическая промышленность, энергетика и ряд других отраслей». При этом он заверил общественность, что Минобрнауки отслеживает трудоустройство выпускников вузов по показателю «трудоустраивае-мость за один год после обучения». Однако, пока этот показатель не стал элементом государственной статистики и определяется на основании опроса вузов, даже министерство не очень уверено в достоверности результатов, согласно которым, «безработица среди выпускников невелика; как правило, абсолютное большинство в течение года находит себе работу».
УДК 377
В.Б. Сажин, М. Вакарь, Л.М. Кочетов, М.П. Тюрин, А.С. Белоусов, И.А. Попов, З.Н. Османов, Е.В. Матушкина, М.А. Апарушкина, М.Б. Сажина, Э.Р. Кушпанов, В.В. Песковой, Т.А. Вилкова, Е.С. Бородина
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Теоретический лицей, с. Марандены, Фалештский район, Республика Молдова Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПРОВОДИМЫХ РЕФОРМ
Приводятся данные участия российских школьников в международных конкурсах PISA и PIRLS. Установлено, что учащиеся младших классов в целом превосходят сверстников зарубежья, российские старшеклассники существенно уступают сверстникам из других стран. Проведен анализ реформ школьного образования. С введением ЕГЭ существенно снизилась коррупция при поступлении в вузы, этот сегмент коррупции в значительной степени сместился непосредственно в школу. Реальные зарплаты рядовых учителей выросли незначительно и существенно ниже тех, что официально озвучиваются. Планируется введение в учебный процесс электронных учебников и дневников.
The data of the participation of Russian schoolchildren in international conferences, courses, PISA and PIRLS. Found that elementary school students outperform their peers in general, foreign and Russian high school students are much smaller than their peers from other countries. The analysis of the reforms of education. With the introduction of the USE significantly reduced corruption for admission to universities, this segment of corruption is largely shifted to the school directly. Real wages of ordinary teachers increased slightly and significantly lower than those officially voiced. The introduction of the educational process of electronic books and journals.
По мнению экспертов К. Журенкова и С Мельникова, тесты PISA (Programme for International Student Assessment), хорошо известные в профессиональном учительском сообществе, являются одним из главных индикаторов качества школьного образования в мире. Если в 2000 году по результатам самых первых тестов Россия была на 27-м месте, то в 2003-м опустилась на
32-е, в 2006-м - на 37-е, а в 2009-м на 41-е место. Тестирование проводится в трех областях (математике, естествознании и чтении), и пока наши школьники показывают результаты «ниже среднего». В мае 2012 года в России закончилось очередное тестирование, в котором участвовало 42 региона. Основная цель - оценить не объем знаний, полученных в школе, а то, насколько учащиеся могут использовать их на практике. Например, нужно приблизительно высчитать площадь Антарктиды: по идее, ученик должен заметить, что для этого достаточно вписать ее в круг и измерить его радиус. Понятно, что всесторонне оценить уровень школьника сразу во всех областях невозможно, поэтому каждый раз выбирается одно, приоритетное, направление (соответственно именно по этому направлению дается больше всего заданий). В 2009 году это было чтение, в этом - математика, а в 2015-м будет естествознание. Итоги подведут в декабре 2013 года, т.к. все результаты скрупулезно перепроверяют. Однако эксперты уже сейчас уверены: ждать от России прорыва пока не приходится. Национальный координатор исследования PISA в России Г. Ковалева полагает, что в этом цикле PISA наша страна останется на прежнем, довольно низком месте. Год назад в четырех регионах страны проводились пробные тесты PISA-2012 по оценке математической грамотности среди школьников 15 лет. В среднем они выполнили только 30 процентов заданий. Причем, российские школьники в среднем демонстрируют знания второго уровня, то есть самые базовые (первый уровень - самый низкий, шестой - самый высокий). При этом ученики во многих других странах-участницах стабильно показывают третий или четвертый уровень.
По данным К. Журенкова и С. Мельникова, причины отставания наших детей, в принципе, известны: отечественное образование до сих пор основано на передаче готового знания, в то время как на Западе ученик учится получать его самостоятельно, в ходе эксперимента или игры. В России задают и больше домашних заданий, проводят много контрольных работ. То есть, фактически у российских школьников нет права на ошибку, а психологи твердят о «выученной беспомощности», когда у детей теряется способность мыслить и творчески относиться к учебе.
По данным Института развития образования НИУ ВШЭ, схожие трудности испытывают и другие страны. Так, в США огромная пропасть между частными и муниципальными школами, отсутствуют единые стандарты и требования к качеству образования - эти вопросы остаются в компетенции каждого конкретного штата. Серьезный разрыв с точки зрения образования между бедными и богатыми отмечается в Бразилии, где многие образовательные услуги (например, изучение иностранных языков) платные. Что уж говорить о наших ближайших соседях: на Украине и в Белоруссии, а также в странах Закавказья эксперты отмечают недостаточное финансирование образования и стареющие кадры, вместе с которыми консервируются и педагогические технологии.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ И. Абанкина отмечает, что в Финляндии (одном из лидеров тестов PISA) очень высокая квалификация педагогов, которые в процессе обучения помогают детям освоить современные навыки — умение быть лидером, работать в команде и принимать решения. И это приносит плоды: финны, с 1990-х годов применяющие
формулу «Учить не всех, а каждого», при помощи различных показателей доказывают эффективность своего подхода. Так, они гордятся тем, что если раньше соотношение учителей и учеников у них было 1 к 17, то сегодня стало 1 к 20. Несмотря на повышенное внимание к каждому ученику, в Финляндии считают, что лучше иметь немного педагогов, но зато платить им высокую зарплату. В странах Восточной Азии, таких как Южная Корея или Япония, важную роль играют репетиторы. Занятия с репетиторами облагаются налогами, к примеру, в Южной Корее доля дополнительного образования по основным предметам в ВВП составляет 2,7 процента. Образовательные программы в странах Восточной Азии сложные и интенсивные, в классах по 42 человека, потому и успех конкретных ребят зависит от их репетиторов. Очевидно, что такой подход приносит плоды на международном уровне. Заметен прогресс в странах Восточной Европы - Латвии, Чехии и Польше. В них сократили количество учеников в классе до 15-18, повысили квалификацию учителей, стали вести индивидуальную работу с учащимися. В Германии, после того как в рейтинге PISA 2000 года эта страна оказалась на последнем месте в Европе, началась бурная общественная дискуссия. Школьное образование в стране страдало от формализма, и выход был найден: учредили школу полного дня, в которой учитель консультирует детей после уроков и помогает им делать самостоятельную работу.
Россия также участвует в конкурсе PIRLS - Международном проекте по исследованию качества чтения и понимания текста Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS), который проводится раз в пять лет. В нем принимают участие школьники четвертого года обучения (начальная школа). Средний возраст - 9-10 лет (в России - 10-11). По условиям проекта, внутри каждой страны участники и школы выбираются случайным образом. В конкурсе 2006 г. россияне стали первыми (табл. 1), заняв на предыдущем конкурсе (2001 г.) только 16-е место.
Табл. 1. Результаты международного проекта РШЬ8 по исследованию качества чтения и понимания текста младшими школьниками
Место Страна Средний возраст детей, лет Набранный балл (из 1000)
1. Россия 10,8 565
5. Италия 10 551
7. Швеция 11 549
8. Германия 10,5 548
14. США 10 540
15. Англия 10,3 539
23. Франция 10 522
В 2006 году тестирование охватило 45 регионов РФ, в нем участвовали 4955 четвероклассников из 232 школ (против 4093 учащихся из 206 школ в 2001 году). Конкурс 2006 года показал, что по количеству школьников, читающих каждый день художественную литературу, Россия находится на первом месте (50% учащихся по сравнению с 32% в среднем по странам-участницам). Результаты РЖЬБ показали, что российские дети в целом читают больше (по времени, по количеству книг и по их разнообразию), чем их западные сверст-
ники. Есть и современные тенденции (с характерными тендерными особенностями): увеличилось количество мальчиков, использующих в качестве библиотеки интернет, а также — девочек, регулярно читающих статьи в журналах и газетах. При этом эксперты Российской академии образования отмечают, что чтению в российской школе уделяется 18 часов в неделю (24 - в Англии, 26 -во Франции, 28 - в Шотландии, свыше 30 - в Израиле).
В том же 2006 году в рамках участия в международной программе тестирования старших школьников PISA (по умению применять полученные знания в реальной жизни) в тестах приняли участие 57 стран (в 2003-м - 42). В России - почти 5800 подростков из 209 школ (2003 - 6000 из 212 учебных заведений). В 2006 году в общем зачете 15-летние россияне показали лишь 35-й результат (из 57). А верхние строчки таблицы заняли школьники из Финляндии, Канады, Гонконга, Южной Кореи, Японии, Бельгии, Швейцарии и других стран. Две трети заданий пришлись на естественнонаучные вопросы. Результаты тестирования шокировали российское учительство. Наши девятиклассники по уровню естественнонаучной и математической грамотности, а также по грамотности чтения существенно уступают европейским школьникам. Так, по естественнонаучной грамотности российские школьники оказались на 33-38-м месте, по математической грамотности - на 32-38-м, а по грамотности чтения - на 37-40-м.
Таким образом, уже в 2006 году одновременное участие российских школьников (младших и старших) в конкурсах PIRLS и PISA позволило выявить очень тревожную для отечественного образования закономерность: резкую деградацию 15-летних по сравнению с 9-10-летними: в четвертом классе
- первое место среди сверстников, а в девятом - ближе к концу списка. Эксперты объясняют ситуацию перегрузкой в классе и дома. Если российская школьная программа ориентирована на большой объем знаний (что при ограниченной классной нагрузке предполагает серьезную домашнюю работу), то на Западе стремятся заинтересовать ребенка в предмете, научить его учиться. Более того, здесь на деле проявляют несвойственную (к сожалению) в России бережность к психологическому состоянию детей.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве (бывший учитель математики гимназии №710) Е. Бунимович считает, что у учителя сегодня другая функция: он должен помочь ребенку «научиться ориентироваться в море информации. Ситуация изменилась: раньше ты получал профессию навсегда, а сейчас ты будешь 25 раз переучиваться. Значит, цель образования не в том, чтобы дать 25 готовых формул, а научить выбирать ту, которая требуется в данных обстоятельствах».
С мая 2012 года в Минобрнауки - новый министр - Д. Ливанов (бывший ректор НИУ МИСиС, с 2004 года работавший под руководством министра А. Фурсенко руководителем департамента государственной научно-технической и инновационной политики, затем - зам. министра Минобрнауки в ранге статс-секретаря). По мнению эксперта О. Шкуренко, экс-министр А. Фурсенко (ныне
- помощник Президента, курирующий науку и образование) за время своего руководства (с марта 2004 года) сделал немало, вопреки открытому недовольству широкой российской общественности. Так, согласно опросам Левада Центра в мае 2011 года только 27% целевых респондентов были довольны совре-
менным состоянием системы образования в России (табл. 2).
Разработаны новые образовательные стандарты. Для начальной школы они введены с 2011 года, для средней - с 1 сентября 2012 года. Стандарты для старшей школы (10-11-е классы) направлены на доработку после массовых и резких протестных выступлений образовательного сообщества. Общественность не приняла концепцию, по которой для старшеклассников обязательным будет изучение лишь четырех предметов («Россия в мире», ОБЖ, физкультура и «индивидуальный проект»), а еще шесть-семь дисциплин из шести предметных областей (минимум по одному курсу из каждой) и объем их изучения школьники будут выбирать самостоятельно. Предполагается, что стандарты для старшей школы начнут действовать не ранее 2020 года. В ФЦП развития образования на разработку школьных стандартов в 2006-2010 годах было заложено бюджетное финансирование в объеме 1,29 млрд. рублей. Очевидно, что средства уже потрачены, а работа еще не завершена.
Табл. 2. Оценка современного состояния российского образования (данные опроса Левада Центра, май 2011 года)
Оценка состояния Доля общего числа
образования в России целевых респондентов, %
Отличное 3
Хорошее 24
Посредственное 48
Плохое 18
Очень плохое 16
Трудно оценить 4
Введен единый государственный экзамен, с 2009 года ставший обязательной формой выпускных экзаменов в школе и преимущественной формой приема абитуриентов в вузы (ряд вузов проводит дополнительные испытания). ЕГЭ характеризуется едиными сроками и правилами проведения, использованием стандартизированной формы заданий. В ФЦП в 2006-2010 годах на завершение эксперимента по введению ЕГЭ было выделено 975,6 млн. рублей.
Выпускники 9-х классов также будут проходить государственную итоговую аттестацию (ГИА). На ее основании будет производиться зачисление и в 10-й класс по выбранному профилю обучения, и в учреждения среднего профессионального образования. Пока ГИА проходит апробацию - она добровольна, в 2011 году участие в эксперименте принимали 82 субъекта РФ.
В регионах постепенно внедряются нормативное подушевое финансирование школ и новая система оплаты труда учителей. Согласно этим методикам, школы получают деньги в зависимости от количества учеников, а зарплата учителя зависит от интенсивности его труда. Помимо базового оклада предусмотрены стимулирующие надбавки за работу с учениками, результативность и т.д.
С 2011 года введена обязательная аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности. Раз в пять лет каждый должен сдавать экзамены на допуск к профессии, а не прошедший может быть уволен. Минобрнауки считает
необходимым обновление 20-22 процентов педагогических кадров.
С 1 сентября 2012 года во всех школах страны введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Он введен в программу после долгих споров Минобрнауки с РПЦ, добивавшейся изучения «Основ православной культуры».
По мнению экспертов А. Васильевой и Н. Сергеевой, Одна из главных декларируемых целей введения школьного ЕГЭ достигнута: существенно снизилась коррупция при поступлении в вузы. Есть, правда, два побочных эффекта. Во-первых, этот сегмент коррупции в значительной степени сместился непосредственно в школу, и во-вторых, вузы восполнили, как сумели, выпадающие доходы от абитуриентов доходами уже от студентов.
Исследование интернет-библиотеки СМИ Public.Ru показало, что последние несколько лет первое место по количеству фактов коррупции, упомянутых в СМИ, безраздельно принадлежит школам (рис. 1-2).
тысяч рублей
120 110 100 90 80
70 60
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Регионы | Москва
Рис. 1. Средняя стоимость успешного ЕГЭ (2004 - 2011 гг.), тыс. руб. (данные интернет-библиотеки СМИ Public.ru)
Коррупция в школах в связи с введением ЕГЭ выросла в 20-25 раз, и по итогам 2010 года, например, ее доля в общем количестве фактов взяточничества и злоупотреблений в образовательном сегменте составляла 43%. Вузы, конечно, со своими 37% отстают от школ не сильно, однако раньше с вузами были связаны почти все проявления коррупции, обнаруженные в сфере образования. По выводам А. Васильевой и Н. Сергеевой, перетянув на себя «вступительный» сегмент коррупции, школа сильно снизила «коррупционные тарифы». До тотального введения ЕГЭ взятка за поступление в московский вуз составляла от 300 тыс. до 1,5 млн. руб. Выявленные многочисленные факты покупки ЕГЭ «под ключ» (то есть когда речь идет о взятке не за подсказки, не за репетиторство, а за правильные ответы на все вопросы экзамена) в 2011 году рисуют такой ценник: в столице - 50-70 тыс., в регионах - 8-20 тыс. руб. Максимальная стоимость успешно сданного ЕГЭ была зафиксирована в 2010 году: 150 тыс. руб.
Кроме того, школам достались коррупционные доходы от попадания в вуз через систему престижных предметных олимпиад. Здесь в последние несколько лет уровень взяток вполне соответствовал размеру «старых» взяток за поступление в университет: в 2009 году за «олимпийскую» победу платили от 450 тыс. до 550 тыс. руб. а в 2011-м - уже 600-650 тыс.
Рис. 2. Средняя стоимость успешного ЕГЭ в интернете (2001 - 2011 гг.), тыс. руб. (данные интернет-библиотеки СМИ Public.ru)
Что касается собственно ЕГЭ, как бы ни менялась политика в сфере образования, почти все эксперты уверены - его отмены и возврата к прежней системе вступительных экзаменов не произойдет. Депутат О. Смолин уверен: «сам принцип независимой оценки останется, а вот оценочные процедуры изменятся. Со временем тесты будут заменяться традиционными задачами и устными экзаменами». Директор открытого института «Развивающее образование» А. Воронцов настаивает на необходимости максимально уравнять условия сдачи ЕГЭ и предлагает «вывести его из школ в независимые экзаменационные центры. Конечно, когда вся страна в один день сдает экзамен, школы остаются единственным местом, способным принять такое число экзаменуемых. Так нужно просто позволить сдавать ЕГЭ в любое время в течение года, что удобно само по себе».
В 2012 году, пока в рамках эксперимента, экзаменационные центры созданы в Иркутской, Ульяновской и Пензенской областях.
С ЕГЭ стали тесно связаны олимпиады по различным предметам. Призовое место на олимпиаде дает льготы при поступлении в вуз: либо приравнивается к 100 баллам ЕГЭ по профильному предмету, либо освобождает от прохождения вступительного испытания. Учитывая, что помимо Всероссийской олимпиады школьников существует еще несколько десятков олимпиад, организуемых региональными министерствами образования или отдельными вузами, шанс где-то что-то занять значителен. Кроме того, сами школы в последние годы буквально загоняют школьников на олимпиады в массовом порядке. Количество призеров олимпиад напрямую отражается на выделяемом школе бюджете.
Эксперт А. Боярский подчеркивает, что далеко не все олимпиады дают льготы при поступлении, а только перечисленные в ежегодно издаваемом приказе Минобрнауки (http://mon.gov.ru/files/materials/8964/11.10.26-olymp.shk.pdf). Например, на 2011 - 2012 учебный год таких олимпиад было всего 79. И даже если организаторы вполне известной и серьезной олимпиады указывают, что призовое место в ней льготы при поступлении в вуз дает, это необходимо проверять. Кстати, большинство олимпиад из перечня Минобрнауки как раз проводятся бесплатно, на деньги бюджета или спонсора.
Существенное изменение в системе школьного образования, актуальное для жителей крупных городов, - первоочередное право на места в начальных классах для детей, проживающих рядом со школой. По словам зам. председателя профильного комитета Госдумы О. Смолина, новое правило распространяется на гимназии, лицеи, центры образования и прочие школы с углубленным изучением отдельных предметов. Исключение сделано только для отдельных видов школ вроде балетных, музыкальных или спортивных. Эксперты сомневаются в успехе практической реализации нового правила, например, А. Боярский не верит, что школы, взимавшие «добровольные» благотворительные взносы в десятки тысяч долларов, начнут запросто принимать детей пролетариев из соседнего двора. Скорее всего, будет применяться прием «работа с родителями», которым объяснят, что их ребенку учиться в столь продвинутой школе будет тяжело и т. п. Еще один глобальный эксперимент в школьном образовании, начавшийся в столице в 2011 году, имеет все шансы вызвать общественный протест или же просто тихо заглохнуть. Речь идет о внедрении в столице системы финансирования учебных заведений и начисления зарплаты учителям в зависимости от качества (результатов) обучения. Эксперт А. Боярский замечает, что «качество оценивается по огромному числу параметров, что, естественно, порождает масштабное крючкотворство. Его поддерживает директора открытого института «Развивающее образование» А. Воронцов: «новая система привела к тому, что учителя забыли про детей и непрерывно пишут отчеты, составляют программы и портфолио. На обеспечение новой системы в 2011 году действительно выделили дополнительные деньги, но потрачены они бездарно - в качестве образования пока нет изменений в лучшую сторону».
Новая система финансирования подразумевает, что чем качественнее школа дает знания, тем больше денег ей выделяют, и чем качественнее работает тот или иной учитель, тем выше у него зарплата. В 2011 году повышение качества просто профинансировали из бюджета, но раскошелится ли государство вновь, если это отчетное качество будет расти и дальше?
Профессор Я. Кузьминов со ссылкой на данные мониторинга экономики образования, проводимого в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), назвал недостаточно высокую зарплату - главной причиной чрезвычайно низкой степени лояльности к профессии среди учителей. Так, в 2010 году 69% учителей заявили, что согласятся сменить работу на рутинную, но которая лучше оплачивается. Заинтересовать учителей может зарплата не менее 34,8 тыс. руб., в 2009 году - 40,8 тыс. руб. Эти зарплаты коррелируют с той, которую учителя указали как достойную, при которой они отказались бы от дополнительной занятости, - 37,7 тыс. руб., что в
вдвое выше той, которую российские учителя реально получают: в 2010 году -17,2 тыс. руб., с учетом подработок -18,7 тыс. руб. (рис. 3)
Рис. 3. Итоги мониторинга по уровню заработков и зарплатным ожиданиям педагогов школ и вузов (по данным профессора Я. Кузьминова, май 2011 г.)
В мае 2012 года мэр С. Собянин заявил, что зарплата школьных учителей в Москве выросла до 55 тыс. руб. По официальной статистике, в 2011 году средняя зарплата учителя в столичной школе составляла 43 тыс. руб. Опрошенное учительство (не директора школ и не заведующие учебной частью) очень верит в то, что когда-нибудь будут получать такую зарплату.
Одна из актуальных идей реформы - позволить школам оказывать платные услуги (естественно, образовательные), и это не только востребованные языковые курсы, секции танцев в актовом зале и карате - в спортивном, а еще и дополнительные занятия по основным предметам. Зарабатывать таким образом школы формально имели право с 1992 года, но им это было невыгодно - заработанное поступало в ведение управлений образования. Чтобы распоряжаться этими деньгами самостоятельно, школа должна перейти в статус автономного учреждения (согласно Ф3-83, действующему с 2011 года). Однако процедура такого перехода, по крайней мере, в столице, пока не отработана.
Еще в 2008 году Президент России Д. Медведев (ныне - председатель Правительства) заявил о возможности введения электронных дневников в школе, отметив, что данная мера будет способствовать повышению электронной грамотности у тех педагогов, которые до сих пор «боятся компьютеров». По информации аналитика Е. Гусевой, главные опасения в связи с этой инициативой у экспертов вызывает именно грамотность преподавателей. Коммерческий директор компании СОМШ Е. Панкратова считает, что «такой переход действительно нужен. Сегодня в школах учатся дети, которые родились и сформировались как личности в мире, где их со всех сторон окружают гад-жеты и цифровые технологии. Другого мира они и не видели, для них компьютеры, коммуникации и интернет - это первичная реальность, то есть норма и естественная среда обитания. Им не понятно как раз то, почему обычные дневники и журналы выбиваются из общего ряда при всех их очевидных недостатках». По словам Е. Панкратовой, с обучением преподавателей особых проблем нет: «Если школам предлагают действительно удобный и полезный
инструмент, учителя его активно изучают и начинают использовать, даже если он для них совсем непривычен. Они охотно становятся учениками, старательно и быстро учатся. Главный на сегодня сервис ведения электронных дневников Dnevnik.ru проводит вебинары на платформе COMDI и обучает преподавателей заполнению дневников. «Дневник.ру» - частная компания, основанная в 2007 году предпринимателем Г. Леви. В 2011 году в проект вложился фонд Prostor Capital, одним из соинвесторов которого является Л. Рейман, бывший министр связи РФ. К порталу уже подключено, судя по данным, указанным на сайте, более 17 тыс. школ, более 2 млн. учеников, около 1 млн. родителей и 300 тыс. учителей.
По информации эксперта Е. Гусевой, впервые о планах внедрения в школах электронного учебника Plastic Logic было объявлено в конце лета 2011 года. Глава «Роснано» А. Чубайс озвучил стоимость устройства - 12 тыс. рублей, но обещал, что она снизится после запуска производства риде-ров: завод строится в Зеленограде, строительство должно завершиться в 20132014 годах. «Роснано» уже инвестировало в компанию Plastic Logic $700 млн. По данным PR-менеджера компании Plastic Logic Б. Галкина, в рамках проходящего в ряде российских регионов тестирования компания предоставила школам около 1 тыс. этих устройств. С этими школами сейчас ведется активная работа. Учителей обучают работе с электронными учебниками, методисты посещают открытые уроки, анализируют, как проходит учебный процесс, какие функции и для каких целей используются сейчас и какие дополнительные функции учителя и школьники хотели бы видеть в следующей версии устройства. В регионах-участниках апробации налажена работа по гарантийному обслуживанию ридеров. Б. Галкин отмечает позитивную реакцию всех участников проекта на переход с бумажных на электронные учебники. Портфель школьников стал существенно легче: Plastic Logic 100 содержит весь комплект школьных учебников. Благодаря большому дисплею (10,7 дюйма) нет необходимости перестраиваться под другой формат дисплей позволяет отображать полный размер привычных бумажных книг. Технология электронных чернил комфортна для зрения и не дает дополнительной нагрузки на глаза, в отличие от постоянной подсветки ЖК-дисплеев. За счет пластикового дисплея учебник является ударостойким, что особенно важно при интенсивном использовании учащимися.
Как будет развиваться проект образовательных ИТ-инноваций по переходу школьного образования на электронные учебники и дневники, во многом зависит от позиции властей федерального и регионального уровней. Тем более, что, по информации отраслевых экспертов, финансовое обеспечение школьников не только не увеличится на заявленные властями 2,5%, но, очевидно, должно снизиться на 4,5%.