Научная статья на тему 'Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков'

Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2876
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / CREATIVE INDIVIDUALITY / ТАНЕЦ / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / CONTEMPORARY DANCING / СРЕДСТВО / MEANS / DANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова К. В.

Работа посвящена раскрытию возможностей современного танца как средства развития творческой индивидуальности подростков. Показано, что современный танец как вид хореографического искусства имеет исследовательскую направленность, обусловленную взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY DANCE AS MEANS OF DEVELOPING TEENAGERS CREATIVE INDIVIDUALITY

The article deals with developing teenagers creative individuality through dancing. The author shows that contemporary dancing as a type of choreographic art has a research orientation, determined by the interaction of dancing with the constantly developing philosophy of movement and multi-faceted knowledge about the human bodys potential.

Текст научной работы на тему «Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков»

#

Рис. 2. Доска перротинная. Манера. Владимирская губерния, с. Иваново. Середина XIX в.

понадобятся: деревянные бруски размером не менее 10 х 10 см, линолеум любого качества и вида, клей «Момент» влагостойкий, ножницы, нож-резак, картон, краски «Акрил» для ткани (это густые краски разных цветов, которые после высыхания не смываются водой, а для закрепления их требуется только прогладить ткань с набойкой горячим утюгом). Штемпельную подушечку или войлок надо подобрать размером чуть больше, чем деревянные заготовки. Ткань хлопчатобумажная (ситец, сатин, бязь), подойдет и лен, любая другая натуральная ткань, размером не более 30 х 30 см. Каждому учащемуся должно быть отведено рабочее место, объяснены правила необходимой безопасности.

Набойка ткани - дело кропотливое, и детям понадобится много терпения, аккуратности, чувства меры и вкуса для создания своего изделия. Поэтому помощь педагога будет необходима. Завершение занятия может быть разным: «ситцевый вернисаж» - выставка работ, на которой роль экскурсовода (по желанию) играет один из учащихся; ситцевая ярмарка - на ней каждый автор (как в старину) расхваливает свой «товар».

а)

Рис. 3. Штампы для разноцветного «огурца»

В июне 2010 г. на Региональном молодежном текстиль-фестивале «Ситцевая радуга в Шуе» дети участвовали в номинации «Эксклюзивный сувенир из текстильных тканей». Представленные на конкурс работы детей представляли собой интересные варианты новых текстильных сувениров с символикой и тематикой Шуи.

Процесс приобщения детей в учреждениях дополнительного образования к искусству русской набойки позволит рассматривать его как явление, дающее заряд для самовыражения детей, новых художественно-творческих идей и путей их реализации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Некрасов А. И. Русское народное искусство. -М., 1924.

2. Арсеньева. Ивановские ситцы. - М.: Художник РСФСР, 1983.

3. Соловьева В. Л. Болдырева М. Д. Ивановские ситцы.- М.: Легпромбытиздат, 1987.

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

CONTEMPORARY DANCE AS MEANS OF DEVELOPING TEENAGERS' CREATIVE INDIVIDUALITY

К. В. Нестерова

Работа посвящена раскрытию возможностей современного танца как средства развития творческой индивидуальности подростков. Показано, что современный танец как вид хореографического искусства имеет исследовательскую направленность, обусловленную взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

K. V. Nesterova

The article deals with developing teenagers' creative individuality through dancing. The author shows that contemporary dancing as a type of choreographic art has a research orientation, determined by the interaction of dancing with the constantly developing philosophy of movement and multi-faceted knowledge about the human body's potential.

Ключевые слова: творческая индивидуальность, Keywords: creative individuality, dancing, contempo-танец, современный танец, средство. rary dancing, means.

Ф

#

Жизнь динамична и требует от каждого из нас мобильности, гибкости, умения находить новые решения в нестандартных ситуациях. Чтобы достичь успеха, нужно обладать способностью в назначенное время предложить качественный и наиболее эффективный способ решения поставленной задачи. На это способны лишь те, кто в полной мере реализует свой творческий потенциал, сохраняя при этом здоровье и получая радость от проделанной работы, те, кого можно определить как творческую индивидуальность - уникальную, самобытную личность, реализующуюся в творческом процессе, которым может быть любое дело.

Педагогический энциклопедический словарь трактует индивидуальность как неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов и желаний, интересов, привычек, настроений, склонностей, способностей и других особенностей человека, которое образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности [1, с. 105].

В своем развитии индивидуальность проходит ряд этапов. Многочисленные факты, взятые из жизни подростков, свидетельствуют о том, что именно здесь происходит образование собственно индивидуальности, так как у подростка, в отличие от младшего школьника, возникает интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, обнаруживается стремление к самоутверждению [2, с. 80].

Педагогический опыт убеждает, что лучший способ сделать подростков открытыми и коммуникабельными -обеспечить им свободу и самоидентификацию в системе их деятельности в целом и творческой деятельности в частности. Тогда подросток осознает себя в качестве автора. Вслед за М. М. Бахтиным подчеркнем, что такие процессы становятся индивидуальным выражением творческого диалога, составляющего сущность искусства, и способствуют развитию творческой индивидуальности ребенка.

Развитие творческой индивидуальности в подростковом возрасте имеет следующие особенности: подросток осознает себя в качестве автора, возникает потребность в самовыражении этого нового понимания/состояния, осмысленная творческая деятельность становится внутренним стержнем самопознания, рефлексии и реконструкции «Я-концепции»; происходит обогащение внутреннего мира подростка, пересмотр ценностей и норм повседневной жизни, формируется адекватная самооценка.

На протяжении веков ученые пытались не только теоретически осмыслить суть, механизмы и критерии творчества, но и обозначить его прикладные аспекты. Одним из таких аспектов был поиск педагогических средств, использование которых способствует развитию творческой индивидуальности.

Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, средство -это прием, способ действия для достижения чего-нибудь, а также орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности) [3].

Одним из эффективных, но мало востребованных в настоящее время средств развития творческой индивидуальности является искусство танца.

Танец, как сложный, культурный многофункциональный феномен, привлекал внимание многих исследователей. Начиная с Античности, он рассматривался и анализировался в эстетическом, философском, педагогическом и медицинском аспектах.

Основное культурологическое определение понятия «танец» гласит:

«Танец (польск. taniec, от нем. Tanz) - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела». Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел самостоятельное значение [4, с. 271].

За словом «танец» может стоять смысл разной природы. Танцем мы называем и внутреннее организованное движение человеческого тела в пространстве и времени (танец как танец), и переживание, общее для всех, кто когда-нибудь по-настоящему танцевал (танец как состояние), и хореографическую идею или запись танца (танец как текст) [5, с. 13].

Современный танец (contemporary dance) - направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили конца XX - начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн.

Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Движение, в свою очередь, рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики.

Художественными средствами современного танца выступает синтез различных техник и танцевальных стилей.

К основным техникам современного танца относят:

а) технику релиз (основанную на освобождении различных групп мышц с целью использования только тех, которые необходимы в процессе танца);

б) контактную импровизацию (основой является физический контакт как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела);

в) направление Соматик (совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей и применяющих концепцию целостности тела, ума и духа) [6].

Мы считаем необходимым соотнести возможности выше обозначенных техник с их педагогическими возможностями.

Так, техника релиза в практике работы с детьми способствует осознанию собственного тела, что не только дает возможность обогащения хореографической лексики танцующего, но и прежде всего бережет его физическое и психологическое здоровье, учит снимать мышечные зажимы, расслабляться, раскрепощаться.

Ф

$

Известно, что изменение положение тела, основанное на расслаблении и напряжении определенных групп мышц, способно изменить эмоциональное состояние. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда опорно-двигательная система, еще окончательно не сформированная, подвергается особой нагрузке.

Не менее важной является техника контактной импровизации, которая была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации.

Для любой импровизации характерно, что создание чего-либо нового и его воспроизведение (показ создаваемого) совпадают по времени. Импровизация всегда публична - предполагает свидетелей и воспринимается ими как экспромт. Присутствие импровизации - показатель творчества в любой деятельности.

Для детей импровизация - это первотворчество в их стихийном или организованном самовыражении, самопроявлении, самоутверждении, уже поэтому импровизация педагогически самоценна [7, с. 10].

Контактная импровизация предполагает взаимодействие с партнером, поэтому танец становится способом невербального и телесного общения.

Специальным исследованием установлено, что словесное общение дает 1/3 информации, невербальные сигналы - остальное. Опираясь на мнение Д. Б. Эльконина, который определяет общение как специфическую новую деятельность, особенно активно осваиваемую в подростковом возрасте, в отличие от предметной деятельности, игры, учения и труда, мы пришли к выводу, что контактная импровизация способна удовлетворить достаточно большую часть общения [8, с. 378].

В процессе контактной импровизации партнеры учатся прислушиваться друг к другу, формируется чувство ответственности за себя и другого человека, понимание своей значимости, открывается неограниченное количество способов самовыражения.

Кроме того, импровизация и контактная импровизация в результате дает большое количество новых выразительных средств для постановки танцевальной миниатюры, спектакля.

В направление Соматик входят множество разных техник: техника Александера, техника Фельденкрайс, метод Пилатес, йога и другие, обучающие правильному движению и расслаблению, позволяющие улучшить координацию, осанку и гибкость, укрепляющие мышцы, тренирующие чувство равновесия и в целом дающие возможность научиться владеть своим телом, эмоциями, достигать физического и психологического равновесия, постоянно изучать в процессе обучения самого себя и происходящие изменения [6].

Итак, использование выше обозначенных техник в различных сочетаниях позволяет индивидуализировать обучение, научить ребенка следовать за своим те-

лом, быть выразительным, эмоциональным, импровизировать, - все это способствует развитию творческой индивидуальности.

Кроме того, мы рассматриваем творчество подростков не только как накопление эмоционального опыта и/ или способности создавать новые продукты культуры, но и качественную организацию жизнедеятельности, построение взаимоотношений с людьми [9, с. 67].

И. И. Резвицкий отмечал, что в подростковом возрасте индивидуальность окончательно не установилась, процесс ее развития еще не завершен. Подростковый возраст - это переходный возраст от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Насколько этот период будет наполнен творчеством, поиском и самовыражением, во многом определит будущее ребенка, его здоровье и способность радоваться окружающему миру.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.: илл.

2. Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1973. - 173 с.

3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=30293 (2011).

4. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / Сост. Н. А. Александрова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 416 с.: илл.

5. Козлов В. В., Гиршон А. Е, Веремеенко Н. И. Ин-тегративная танцевально-двигательная терапия. - 2-е изд., расшир. и дополн. - СПб.: Речь, 2006. - 286 с.

6. Глоссарий Академии русского балета им. А. Я. Вагановой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vaganova.ru/page.php?id= 180&pid=265 (2011).

7. Харькин В. Н. Импровизация... Импровизация? Импровизация! М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 288 с.

8. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

9. Пузыни Т. Г. Авторство - пространство развитие творческой индивидуальности школьника // Новые ценности образования. - 2004. - № 2 (17). - С. 62-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.