О ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ON ISSUES OF TEACHING FOLK ARTS AND CRAFTS IN EXTENDED EDUCATION ESTABLISHMENTS
И. Г. Седова
Статья посвящена вопросам разработки и внедрения в практику конкретных учебных программ и учебно-методических комплектов для учреждений дополнительного образования детей. Автор предлагает примерный тематический план и разработку одной из тем как часть учебно-методического комплекта.
Ключевые слова: дополнительное образование, орнаментальное искусство, русская набойка.
I. G. Sedova
The article examines questions of developing and implementing specific educational programs and course packs for children's extended education establishments. The author presents a provisional course plan and of one of topics in detail as a part of a course pack.
Keywords: extended education, ornamental art, Russian folk art.
На современном этапе, в рамках новой модели российского образования, много говорится о необходимости развития системы дополнительного образования. Поиски эффективных форм организации художественно-творческой деятельности детей направлены на формирование индивидуально-творческой личности, на самореализацию и самовыражение. Актуальность этих задач подчеркивается в новой концепции этнохудожественного образования, разработанной творческим коллективом ученых Т. Я. Шпикаловой, Т. И. Баклановой, Л. В. Ершовой. Детские художественные школы и школы искусств, в силу преимущественно академического характера образовательного процесса, недостаточно используют богатый опыт народного художественного творчества. Между тем полифункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как мощную силу, воздействующую на нравственно-эстетическую, эмоционально-чувственную сферы ребенка; как явление, дающее заряд для творческого самовыражения.
Понимание значимости преподавания народного искусства ведет педагогов-практиков к идее разработки конкретных образовательных проектов, программ, методик, учебно-методических комплексов этнорегиональной направленности. Приведем фрагмент одной из таких учебных программ, которая реализуется в детской художественной школе г. Шуи Ивановской области. Как известно, Ивановский край - традиционно считается «ситцевым царством». Здесь получило широкое распространение текстильное, ситценабивное производство, ставшее для области ведущим. Современное состояние отрасли переживает не самые лучшие времена, однако и сейчас Иваново считается текстильной столицей. Интересен путь развития текстильного рисунка, который формировался под мощным влиянием восточных, западноевропейских мотивов и превратился на ивановской земле в своеобразный и неповторимый орнамент.
Программа «Орнамент русской набойки» рассматривается нами как одно из средств развития творческой активности учащихся детской художественной школы. Она нацелена на освоение национально-культурных традиций, имеющих значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с историей развития искусства русской набойки;
- продолжать развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать практические умения и навыки в создании орнаментов и использовании орнаментальных композиций в декоре тканей, лубка и т. д.;
- развивать интерес и формировать потребность в освоении художественной культуры своей страны и родного края;
- формировать потребность в развитии народных художественных традиций в собственной творческой деятельности.
Для решения задач программы разработаны методические рекомендации по проведению практических занятий, подобран справочный материал для теоретических занятий, создан электронный альбом-презентация «Ивановские ситцы», разработаны дидактические схемы для изучения техники штампа и трафарета, как современных аналогов набойки, составлен список рекомендуемой литературы.
Особенностью программы «Орнамент русской набойки» является этнохудожественная направленность творческой деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования. Методологическими ориентирами в построении программы стали этнорегиональный, личност-но ориентированный, интегративный подходы.
Этнорегиональный подход обеспечивает возможность включения регионального компонента в содержание художественного обучения и эстетического воспита-
ния детей, что позволяет использовать этнокультурные особенности своего региона.
Личностно ориентированный подход предполагает освоение детьми народных культурных традиций, использование их в художественно-творческой деятельности детей.
Интегративный подход обеспечивает воздействие на различные уровни индивидуальности (психофизиологический, психический, личностный), предполагает художественно-эстетический синтез разных видов и типов художественного творчества, позволяет рассматривать народное творчество как синтез художественного творчества, фольклора, литературы, истории, что необходимо для целостного освоения детьми духовного содержания культуры.
Программа состоит из двух разделов:
1. «Орнамент в народном художественном творчестве». Этот раздел включает в себя анализ связи орнаментального искусства с различными видами художественного творчества русского народа. В нем содержатся сведения о славянских корнях русского орнамента, его видах, применении орнамента в декоре вещи, жилища и быта, о художественной образности и символике орнамента, о применении орнамента в современной художественной и бытовой среде [1].
2. «Искусство русской набойки». В содержание раздела входят сведения о развитии этого вида искусства в России и в Ивановском регионе [2; 3]. Раздел включает в себя практическое освоение традиционных и современных приемов и техник набойки, рассматривает примеры применения набивных тканей в жизни современного человека. В содержании программы предусмотрены также беседы, экскурсии.
Данная программа предназначена для групповых занятий с учащимися 12-14 лет. Общее количество часов - 68. Занятия проводятся в рамках учебных дисциплин «Композиция прикладная» и «Предмет по выбору» по расписанию школы 2 часа в неделю в течение одного учебного года. Основной формой образовательной деятельности являются учебные занятия, которые предлагается сочетать с такими видами художественно-творческой и исследовательской работы, как экспедиции, фоторепортажи, стенгазеты, встречи с мастерами народного творчества, экскурсии, подготовка и защита рефератов (презентаций) по темам программы, выставки и т. д. Для достижения положительных результатов в процессе реализации учебно-методического комплекса педагогу предлагается использовать творческий ресурс, в
Рис. 1. Один из экспонатов музея
который входят культурно-художественные центры города Шуи и Ивановской области: Шуйский историко-художест-венный и мемориальный музей им. М. В. Фрунзе, Шуйский литературно-художественный музей им. К. Бальмонта, музей промышленности и искусства им. Бурылина в г. Иваново, студенческий этнохудожественный центр «Истоки», творческая лаборатория «Художественный текстиль» на базе факультета искусств ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» и др.
Попробуем показать на конкретном примере, как реализуются задачи программы. Рассмотрим тему «"Русский огурец" (технология выполнения набойки)». Занятию предшествовала экскурсия в музей, где дети познакомились с историей и развитием набоечного производства в Ивановской области. Экскурсовод рассказал об истинно русской природе орнаментики ивановских ситцев, о разнообразии мотивов. Узоры имели свои названия, по которым набойщики их узнавали, повторяли и сочетали в декоре ткани. Встречаются такие названия рисунков, как «лапки», «глазки», «лепехи», «елочки», «борки», «горох», «гребешки», «вычура», «жуки», «метельки», «копытца» и много других. Использовали для рисунка в набойке изображения старинных лубков, расписных прялок, пряничных досок, резных наличников. Благодаря мастерам народного творчества добрый народный юмор присутствовал во многих изображениях: у грозного льва расцветал хвост, а гибельная сирена становилась улыбчивой и доброй птицей Сирин [2; 3]. Дети узнали об истории возникновения знаменитого узора «русский огурец» или «бобы», «миндалины». Оказалось, что был он заимствован из оформления парчовых персидских тканей и, являясь восточным изображением, стал в России популярным и любимым благодаря ивановской набойке. Экскурсию дополнил просмотр электронного альбома «Ивановские ситцы». Дети любовались красотой ткани в технике выбойки XVIII в., красными вытравными ситцами и ковровым орнаментом XIX в., рисунками сарафанного ситца XX в. (рис. 1.).
Ивановские художники текстильного рисунка 19601990 гг. создали широкий ассортимент рисунков, по которым теперь дети могут изучать виды орнаментов (геометрический, растительный), такие композиционные понятия, как масштабность рисунка, динамичности и статичность, стилизация, колорит и цветовой строй [2; 3].
Для того чтобы освоить технологию набойки необходимо подготовить приспособления. В производстве ручной набойки мастера использовали манеры - деревянные доски с вырезанным рисунком (рис. 2.). В нашем случае мы заменим манеру более простым ее аналогом - самодельным штампом. Изготавливать их легко, дети успешно справляются с этим заданием, с удовольствием вырезают из линолеума нанесенный рисунок, вырезают и приклеивают на деревянный брусочек.
Штампик может иметь несложное изображение, более сложный узор составляется уже на ткани из простых элементов. Краску на штампики наносим губкой или промачиваем их на штемпельной подушечке, которую можно заменить куском фланелевой, фетровой или другой толстой ткани. Штампик с краской осторожно прикладываем на ткань и аккуратно нажимаем. Когда дети, отняв штампик от
Таблица
Примерный учебно-тематический план программы «Орнамент русской набойки» (для детей 11-12 лет)
Темы занятий Учебно-творческие задачи Материалы
1. Орнамент в народном художественном творчестве
1.1. «Русское узорье» (орнамент в народном художественном творчестве) - изучение особенностей русского орнамента (влияние Востока и Запада на русский орнамент, «звериный стиль», плетеный орнамент); - знакомство с геометрическим орнаментом русской вышивки, ткачества и резьбы по дереву; - знакомство с сюжетами древнеславянской языческой мифологии («древо жизни», «изображения двуглавого орла» и т.д.); - знакомство с архитектурным декором русской избы Иллюстрации, фильмы
1.2. Экскурсия по старинным улицам г. Шуя - наблюдение орнаментов украшений деревянных построек родного города; - анализ орнаментальных мотивов резных наличников; - изготовление фотогазеты по итогам мини-экспедиции Художественные материалы
1.3. «Пожелаю вам счастья» (древнеславян-ские солярные знаки) - изучение древних солярных знаков; - разработка и выполнение орнаментальной композиции с использованием символов и солярных знаков Художественно-графические материалы, бумага
1.4. «Мировое дерево» -образ мира - знакомство с образом «Мирового дерева»; - выполнение орнаментальной композиции в технике художественного вырезания с использованием симметрии Бумага цветная, бумага белая, ножницы, клей.
1.5. «Русские праздники» (сюжеты русского лубка) - знакомство с искусством лубка; - создание сюжетной композиции на тему русских праздников; - выполнение композиции в технике лубка «Русские праздники» Художественно-графические материалы, бумага, акварель.
2. Искусство русской набойки
2.1. «История развития искусства набойки в Ивановском крае» - изучение истории зарождения и развития искусства набойки; - знакомство с центрами набивного промысла в Ивановском крае (экскурсия в музей г. Шуи); - беседа о художественных особенностях набивных рисунков на русских тканях, их видах, знакомство с наиболее распространенными из них («рубчики», «копытца», «глазки», «огурец», «роза» и др.) - изучение технологии создания раппортного орнамента; - выполнение растительного орнамент по раппортной сетке «Цветы полевые» (на основе пленэрных зарисовок растений и по мотивам русской крестьянской набойки XVIII в.) Иллюстрации, фильм, презентация «Ивановские ситцы». Линейка, циркуль, краски, кисти
2.2. «Русский огурец» (технология выполнения набойки) - знакомство с технологией выполнения набойки, материалами, приспособлениями, красками; - изготовление несложных штампов, манер, трафаретов для выполнения набивного рисунка («лапки», «елочки», «горох», «жуки», «огурец» и т.д.); - выполнение композиции «Русский огурец» с использованием приготовленных штампов на х/б ткани Дидактические материалы. Деревянные бруски, линолеум, клей, ножницы, нож-резак, картон, краски «Акрил» по ткани, штемпельная подушечка. Ткань 30 х 30 см
2.3. «Солнце разное бывает» (современные способы украшения ткани) - знакомство с техникой трафарета; - изготовление трафаретов - выполнение салфетки небольшого размера на тему «Солнце разное бывает» Картон, нож-резак, краски для ткани, ткань размером 50 х 50 см, поролон
2.4. Создание декоративного изделия - знакомство с сочетанием традиционной техники набойки и современных технологий украшения ткани; - создание эскиза скатерти по мотивам старинной ивановской набойки; - создание панно-скатерти из 4 квадратов по мотивам старинной ивановской набойки (коллективная работа) Кисти, краски гуашь. Ткань льняная 100 х 100 см, краски для ткани, поролон
ткани, видят на ней цветной оттиск, то приходят в восторг, так как рисунок получается четким, ровным, аккуратным.
Чтобы создать на ткани разноцветный рисунок «Огурец», понадобится изготовить не менее трех разных штам-пиков. Детям на выбор предлагаются разные вариации изображения «огурца». Рисуем или переводим на деревянных брусках три одинаковых изображения одного «огурца». Для каждого штампа вырезаем и приклеиваем определенные
элементы рисунка так, как отмечено на рис. 3. (а; б; в). В работе используются три цвета. Например, первый штамп (а) будет покрываться желтой краской, второй (б) - синей, третий (в) - красной. На ткани все три штампа оставляют отпечаток строго в одном месте. Когда рисунок подсохнет, можно дорисовать тонкой кистью детали: точки, кружочки, усики.
Как преподавателю, так и детям необходимо тщательно подготовиться к практическому занятию. Для работы
Рис. 2. Доска перротинная. Манера. Владимирская губерния, с. Иваново. Середина XIX в.
понадобятся: деревянные бруски размером не менее 10 х 10 см, линолеум любого качества и вида, клей «Момент» влагостойкий, ножницы, нож-резак, картон, краски «Акрил» для ткани (это густые краски разных цветов, которые после высыхания не смываются водой, а для закрепления их требуется только прогладить ткань с набойкой горячим утюгом). Штемпельную подушечку или войлок надо подобрать размером чуть больше, чем деревянные заготовки. Ткань хлопчатобумажная (ситец, сатин, бязь), подойдет и лен, любая другая натуральная ткань, размером не более 30 х 30 см. Каждому учащемуся должно быть отведено рабочее место, объяснены правила необходимой безопасности.
Набойка ткани - дело кропотливое, и детям понадобится много терпения, аккуратности, чувства меры и вкуса для создания своего изделия. Поэтому помощь педагога будет необходима. Завершение занятия может быть разным: «ситцевый вернисаж» - выставка работ, на которой роль экскурсовода (по желанию) играет один из учащихся; ситцевая ярмарка - на ней каждый автор (как в старину) расхваливает свой «товар».
а)
Рис. 3. Штампы для разноцветного «огурца»
В июне 2010 г. на Региональном молодежном текстиль-фестивале «Ситцевая радуга в Шуе» дети участвовали в номинации «Эксклюзивный сувенир из текстильных тканей». Представленные на конкурс работы детей представляли собой интересные варианты новых текстильных сувениров с символикой и тематикой Шуи.
Процесс приобщения детей в учреждениях дополнительного образования к искусству русской набойки позволит рассматривать его как явление, дающее заряд для самовыражения детей, новых художественно-творческих идей и путей их реализации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Некрасов А. И. Русское народное искусство. -М., 1924.
2. Арсеньева. Ивановские ситцы. - М.: Художник РСФСР, 1983.
3. Соловьева В. Л. Болдырева М. Д. Ивановские ситцы.- М.: Легпромбытиздат, 1987.
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
CONTEMPORARY DANCE AS MEANS OF DEVELOPING TEENAGERS' CREATIVE INDIVIDUALITY
К. В. Нестерова
Работа посвящена раскрытию возможностей современного танца как средства развития творческой индивидуальности подростков. Показано, что современный танец как вид хореографического искусства имеет исследовательскую направленность, обусловленную взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.
K. V. Nesterova
The article deals with developing teenagers' creative individuality through dancing. The author shows that contemporary dancing as a type of choreographic art has a research orientation, determined by the interaction of dancing with the constantly developing philosophy of movement and multi-faceted knowledge about the human body's potential.
Ключевые слова: творческая индивидуальность, Keywords: creative individuality, dancing, contempo-танец, современный танец, средство. rary dancing, means.