Научная статья на тему 'Современный российский патриотизм: основные подходы к интерпретации'

Современный российский патриотизм: основные подходы к интерпретации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1038
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зырянов Сергей Григорьевич, Лесняк Виктор Иванович

Статья посвящена характеристике современного состояния патриотизма в России – как феномена, как ценности, как предмета научных интересов. Учитывая переходное, транзитное состояние российского общества, необходимо и возможно исследование особенностей и динамики отношения к патриотизму в социуме, которое, как лакмус, отражает многие глубинные процессы, происходящие в нем. Краткий дискурс философского, культурологического, социологического и политологического ракурсов рассмотрения феномена патриотизма позволяют заключить, что кризисные явления, наблюдаемые во всех сферах жизнедеятельности российского общества, деформирующим образом влияют и на систему общественных ценностей, одним из ключевых элементов которой является патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зырянов Сергей Григорьевич, Лесняк Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Russian patriotism: basic approaches to its interpretation

The article characterizes the state of patriotism in modern Russia. It is regarded as a phenomenon, as a value and as an object of academic interest. As Russian society is in its transit condition, research of peculiarities and dynamics of attitude towards patriotism is necessary and possible, because it reflects underlying processes in the society. A brief discourse from philosophical, cultural, sociological and politological points of view of patriotism leads to the conclusion that crisis phenomena in all parts of Russian society deform the system of social values, where patriotism is one of the key elements.

Текст научной работы на тему «Современный российский патриотизм: основные подходы к интерпретации»

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ

УДК 32.019.5

За последние годы понятие патриотизма в российском общественно-научном пространстве приобрело весьма амбивалентный исследовательский статус, что отражает динамику содержания места и роли самого феномена в российской действительности, как, впрочем, и в системе общественных ценностей транзитивного российского социума.

Существенна и амплитуда колебаний отношения к патриотизму: от списания патриотизма на свалку истории до водружения его на флаги многочисленных националистических организаций, от актуализации известного слогана Самуэля Джонсона «Patriotism is the last refuge of a scoundrel» («Патриотизм - последнее прибежище негодяя» - англ.) до принятия главой государства 20 октября 2012 г. Указа «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

Что это, отражение общественного запроса или попытка реанимировать те времена, когда ценности патриотизма совпадали с ценностями тоталитарно-авторитарного государства.

Инвариант подходов к пониманию патриотизма остается незыблемым. По-прежнему: «Патриотизм - любовь к Отчизне» [3, с. 542] или: «Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [13, с. 494].

Наиболее полное определение этого понятия, пожалуй, содержится в «Концепции патриотического воспитания»: «Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [9].

Понятно, что интерес современников вызывает, конечно же, не содержание и ню-

С.Г. ЗЫРЯНОВ, В.И. ЛЕСНЯК

ансы смысла понятийной константы патриотизма как отношения к отчизне, отечеству, родине, государству, а, так сказать, сам объект этой любви и верности, постоянно меняющийся и развивающийся, а особенно тот зазор, который есть между содержанием понятий «государство» (государственный интерес) и «общество» (общественный интерес). Здесь всё сложно и одновременно просто: «Содержание, качественное состояние и преобразующая сила патриотизма зависят от состояния Отечества. Основные противоречия, деформации и тенденции развития патриотизма являются результатом отражения противоречий и соответствующих процессов, имеющих место в Отечестве, они детерминированы комплексом социально-экономических, политических и духовных факторов» [14, с. 12].

Следует отметить, что в научной и публицистической литературе немало внимания посвящено описанию социально-политических трансформаций, происходящих в России и необходимо влекущих за собой трансформацию, а сегодня уже, не будет преувеличением сказать, во многом и деформацию общественных ценностей, одно из ключевых мест в которой некогда принадлежало, да и поныне продолжает принадлежать, патриотизму. Так В.Э. Баг-дасарян и С.С. Сулакшин приводят рейтинг высших ценностей населения в современной России: семья - 89,8%; труд - 88,9%; патриотизм - 83,3%; ответственность -80,4%; экономический рост - 74,1%; терпимость - 68,8%; человеческая жизнь -67,6%; традиционный брак - 66,4%; любовь - 65,8%; бережливость - 52,7% [1, с. 325].

Большинство современных исследователей, собственно, и рассматривают патриотизм через комбинированную куль-туролого-аксиологическую призму [7, с. 403]. При таком рассмотрении феномена патриотизма невозможно обойти стороной тему причин означенных трансформаций. В самом общем виде каузальный ряд выглядит так. Практически все авторы, касающиеся тематики российского патриотизма,

в качестве рокового толчка, запустившего маховик превращения ценности патриотизма в шагреневую кожу, рассматривают распад СССР, когда патриотизм в 90-е годы в массовом сознании сузился подобно территории, того государства, на которой существует современная Россия. «Сузился» и стал распадаться вместе с коммунистической идеологией, имперскими образами и гордостью за лучшую в мире страну. Не будем подробнее останавливаться на том, какое разъедающее влияние на общественное сознание оказывают продукты гниения прежних идейных образцов, на место которых пришли ценности демократии и рынка, хотя бы потому, что в литературе эти процессы изучены достаточно обстоятельно [см., например, 7; 10]. Отметим только, что точно так же, как социалистический патриотизм способствовал глубокой коррозии российского имперского или монархического патриотизма, так и патриотизм новой государственно-капиталистической России разрушал ценности своего предшественника - социалистического патриотизма.

При этом, видимо, акцентировка на ценностях содержания и яркости (силе) проявления патриотических чувств в условиях мирного времени или в условиях военного конфликта будет разной. И хотя это один и то же феномен, но проявляться он будет по-разному.

Следующий «удар» по состоянию патриотизма нанес процесс глобализации, о «тлетворном» влиянии которого тоже пишут многие ученые-обществоведы: «Насущным является осмысление нового содержания патриотизма в условиях снижения авторитета деятельности государственного аппарата, активизации сепаратистских и националистических движений, усиления глобализа-ционных процессов, соотношения национализма и космополитизма» [15, с. 7].

Осужденный и разгромленный еще в сталинские времена космополитизм в 90-е годы поднял голову и в немалой степени способствовал заметной ревизии ценностного ресурса патриотизма.

Немало исследований, чаще всего вы-раженно публицистических, посвящены поиску внешних и внутренних врагов российского патриотизма как немаловажной причины его деформаций: «Одна из главных причин этого - постоянная борьба с патриотизмом и патриотами России значительных сил, как внешних, так и внутренних, заинтересованных в ее ослаблении. Поэтому на протяжении ...особенно последнего десятилетия российский патриотизм

был вынужден отстаивать свое право на существование и выживание, что не может не восприниматься как парадоксальное явление, непостижимое для большинства развитых стран мира, имеющих стабильные государственные институты [6].

Авторы данной статьи не относят себя к приверженцам конспирологической версии трансформаций, происходящих в пространстве явлений патриотизма - отношения современных российских граждан и социальных общностей к своему Отечеству, но и не считают оправданным игнорировать подобную причинную связь.

Ясно одно: в настоящее время происходят без преувеличения драматичные процессы, из-за которых понятие патриотизма оскудевает уже, условно говоря, не количественно, не «географически», а качественно, сущностно. Рискнём предположить, что связано это с явлением легитимности того политического режима, в условиях которого случилось жить человеку.

К примеру, если период, предшествующий современному модернизационному этапу, т.е. в 20-80-е годы XX века, российской новейшей истории патриотизм воспринимался как нечто само собой разумеющееся, а не-патриот считался почти предателем, да не только у работников спецслужб и не у ответственных за идейно-воспитательную партийную и комсомольскую работу, а в широких слоях общественного мнения, то сейчас патриотическая самоидентификация и предложение себя как патриота обществу если не подвергается иронии и публичному осмеянию, то вызывает раздражение, считается признаком ограниченности, если не ущербности. У значительной части общества сформировалось мнение, что нынче не модно родину любить.

Ясно, что актуализация такого интегрального феномена, каким является патриотизм, зависит от поворотов государственной истории: «Важной закономерностью исторического развития патриотизма в нашем Отечестве является его прерывистый характер: за небывало высоким, всеобщим подъемом, как правило, следует спад, депрессия и даже депатриотизация общества» [6].

Иной подход к истории трансформаций, которые претерпевает отношение граждан к стране проживания, можно наблюдать у Т.В. Беспаловой, уделившей серьезное внимание политическому контексту: «. противоречие, связанное с иным пониманием политического идеала, находит свое разрешение

в интегративной функции патриотизма и объясняет его трансформацию разнообразием характеристик (русский - советский - российский)» [2, с. 19].

Однако ограничиваться только констатацией исторической цикличности нельзя - слишком заметный и глубинный, возможно, качественного уровня, процесс «депатриотизации» произошел за последние 20-25 лет, что он, этот процесс, заслуживает исследовательского интереса сам по себе.

Впрочем, есть одно понятие, благодаря тесной связи с которым патриотизм все-таки сохраняет статус непреходящей ценности. Это проблема (гражданской, национальной, групповой и личностной) гражданской идентичности. В современной науке под идентичностью понимается самотождественность человека или группы с определенным гражданским, политическим или социокультурным сообществом; интегрированность человека и общества, их способность к осознанию самотождественности и ответу на вопрос «Кто я такой?» [17]. На ней также останавливаются почти все, кто касается тематики патриотизма.

Например, в своей статье В.А. Ружа отмечает: «Патриотизм как чувство осознанной принадлежности к гражданской общности является базовым идентифицирующим фактором.

Однако, пожалуй, наиболее обстоятельное освещение эта взаимосвязь нашла в уже упоминавшейся нами докторской диссертации Т.Беспаловой: «Патриотизм как форма социокультурной и национальной идентификации обнаруживает свои интеграционные и консолидационные возможности в условиях модернизации слож-носоставных обществ с нарушенной этно-национальной идентичностью» [2, с. 8]. Т.Беспалова рассматривает взаимосвязь патриотизма с социокультурной идентификацией на трех уровнях: государственном, национальном, личностном» [2, с. 36].

Для понимания политической природы патриотизма важно определиться, что является объектом этого социально-духовного явления - государство или общество. Если патриотизм - это, прежде всего, любовь к государству, то из этого следует: государство - основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого

рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государства интересы последних зачастую доминируют над интересами общества [4, с.10].

Ets патриотизм - это демонстрация поддержки правящей элиты. Если же патриотизм - любовь к обществу как Отечеству, к стране, где человек родился, где он живет и гражданином которой он является, к его синонимам, родной стране, Родине, то ведь общество - это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности [4, с. 336].

Тогда патриотизм - это скорее инвариант гражданственности, понимаемого как «умение и готовность признавать интересы других, находить компромисс между узко корпоративными и общественными интересами на основе действующих в стране законов» [16, с. 29-30]. Ets патриотизм в многонациональном государстве - это, скорее, как совершенно правильно отмечает В. Руденкин, по отношению к гражданственности является признаком, качеством структур гражданского общества. Рассматривая гражданское общество как «такое состояние социальной свободы человека, которое делает его правовой статус равным правовому статусу государства и приводит их отношения в равновесие возможностей, прав и ответственности на основе соблюдения законов, защищающих личность от чрезмерного вмешательства и регламентирования её повседневной (гражданской) жизни. Это социальный демократический организм, существующий в режиме диалога между совокупностью самодеятельных, самоорганизующихся неполитических организации и отношений, с одной стороны и институтов государственной власти - с другой» [5].

Логично предположить, что современный патриотизм - это качественная характеристика зрелости гражданского общества.

Так как одним из системных условий формирования патриотизма является понимание того, что такое гражданин, имеет смысл прояснить, как россияне интерпретируют понятие «гражданин», прежде всего, с точки зрения наличия в этом понимании ресурса гражданственности. Ответы на вопрос «Что в первую очередь, кроме официального гражданства, дает основания считать человека гражданином своей страны?» получили следующее распределение.

Таблица 1

Составляющие понятия «гражданин» в интерпретации населения Челябинской области*

Составляющие понятия «гражданин» 2012 год (1000 респондентов) 2007 год (1000 респондентов) Разница

Живой интерес к судьбе страны 44,4 53,8 -9,4

Польза, приносимая стране 30,6 25,2 5,4

Наличие своих жизненных принципов 30,0 30,0 0,0

Постоянное участие во всех выборах 26,7 28,9 -2,2

Активное отстаивание своих прав 23,1 27,2 -4,1

Уплата налогов 22,4 19,0 3,4

Владение собственностью, богатство 11,2 15,1 -3,9

Участие в деятельности общественных организаций 9,6 9,7 -0,1

Публичная критика существующей власти 6,3 6,7 -0,4

Что ещё, напишите 3,5 1,4 2,1

Затрудняюсь ответить 8,8 8,0 0,8

В 2007 году более половины респондентов ключевым признаком гражданина считают заинтересованность в судьбе своей страны (54%). В 2012 году эту позицию выбрали только 44,4% респондентов. Снижение показателя по данной ценности сопровождается увеличением на 5,4% удельного веса более прагматичной составляющей ценности патриотизма - польза, приносимая стране. Полагаем, что встречное движение этих двух ценностных трендов работает на подтверждение сформулированной нами позиции о связи гражданственности и патриотизма.

Одним из ракурсов изучения современного патриотизма и его метаморфоз является социологическая и политологическая диагностика его состояния. При этом одни определяют это состояние как системный кризис, а другие, замечая в общественном сознании вытеснение традиционных духовных ценностей «чуждыми российской духовности меркантилизмом и индивидуализмом» и девальвацию понятия Родины, диагностируют характер современного российского патриотизма как «неустойчивый, аморфный, неопределенный» [12, с. 4].

Завершая краткий дискурс особенностей и динамики рассмотрения и понимания феномена российского патриотизма необходимо остановиться на политической составляющей его содержания как одной из

системных характеристик его современного состояния.

Ни для кого не является секретом то, что конец 2011 - весна 2012 года, период выборов в Государственную Думу РФ и выборов Президента РФ, сопровождался всплесками гражданской активности, получившими название протестного движения рассерженных горожан. Эти события не могли не повлиять на отношение разных групп россиян к институтам власти и их конкретным представителям.

Сколь бы публицистически заряжено ни восклицать, что государство и родина - разные понятия, что на отношение к стране не должно влиять отношение к власти, на фоне многочисленных разоблачений крупных чиновников, бывших и ныне действующих депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Российской Федерации, руководителей государственных структур регионов на уровне обыденного сознания возникает образ другой страны, влекущий и иное к ней отношение. Патриотизм простого россиянина в условиях, когда в средствах массовой информации обсуждаются темы оффшорных банковских счетов и недвижимости за границей, принадлежащих не только крупным российским бизнесменам, но членам президентской администрации или представителям силовых ведомств,

*Социологический опрос жителей Челябинской области проводился лабораторией прикладной политологии и социологии ЧИ УрАГС 18-27 мая 2007 года, опрошено 1000 респондентов, статистическая погрешность в выборке +3%, http://rane74.ru/science/Sots.%20issledovaniya.php?ELEMENT_ID=4476

дети которых учатся и живут тоже за границей, не может не подвергаться серьёзному испытанию. Это краткое публицистическое отступление имеет только одно назначение - обозначить актуальность всестороннего исследования российского континуума патриотизма, в том числе роли политического фактора - восприятие власти как устойчиво легитимной или де-легитимизирующейся. Подобная попытка понимания патриотизма уже имеется: «В современных общественных практиках патриотизм обнаруживает очевидные черты политического проекта национально-государственной идентичности российского переходного общества. „Политическое измерение патриотизма в таком контексте лишает его интегративного статуса и заменяет электоральной эффективностью структурно-функционального и инструментального характера» [2, с. 9].

Однако данная проблема ждет более углубленного изучения в силу существования устойчивого тренда к эскалации как политических, так и социальных, ориентированных на критическое отношение к государству (власти) и его политике общественно-гражданских практик, и, стало быть, роста её актуальности.

Таковы некоторые наиболее очевидные особенности современного российского патриотизма и его трансформаций в оценках философов, политологов и социологов.

А какое место занимает патриотизм в общественных отношениях и настроениях, по мнению самих российских граждан? Обратимся к данным инициативного опроса ВЦИОМ*.

Рискнём предположить, что опрос имел иные, чем изучение патриотической проблематики как таковой, цели и задачи, но это, с точки зрения индикаторной ясности картины, даже и к лучшему. Помимо прочего, участникам опроса предлагалось определить, что способствует, а что препятствует единению российского народа.

По результатам всероссийского опроса, любовь к стране или чувство патриотизма в ряду факторов, способствующих единению российского народа, назвали чрезвычайно мало респондентов, около 3%, что равно величине статистической погрешности.

Таблица 2 Факторы, способствующие единению**

Распределение ответов

1 Все нации мирно уживаются между собой 22

2 В трудные минуты Россия объединяется 16

3 Люди стараются помогать друг другу 15

4 Это в нашем менталитете, культуре 8

5 В стране нет войн 4

6 Люди вместе участвуют в массовых спортивных, культурных мероприятиях 3

7 Люди любят свою страну 3

8 Люди объединились во время выборов (2011-2012 гг.) 2

Другое 2

Затрудняюсь ответить 28

Таблица 3

Факторы, препятствующие единению***

Распределение ответов

1 Каждый сам за себя, думают только о себе 39

2 Нет единой цели, идеи, патриотизма 14

3 Народ живет в нищете, большая разница между богатыми и бедными 12

4 Люди стали более озлобленными 7

5 Многонациональное общество 6

6 Государство постаралось расколоть людей 4

Другое 2

Затрудняюсь ответить 21

•Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 октября 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

••Открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто считает, что в России есть единение народа. •••Открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто считает, что в России есть единение народа.

Отвечая же на вопрос о том, что мешает единению россиян, на отсутствие идеи, цели, патриотизма указали каждый седьмой участник опроса, или 14%. Это важное обстоятельство занимает второе после фактора разобщенности, социальной атомизации российского общества, место. В этой связи нельзя не упомянуть, что сравнительно недавняя оценка состояния российского общества, данная в конце 2012 года в очередном Послании Федеральному Собранию главой государства В.Путиным, также содержит в себе остро критическую характеристику: «„сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [9].

Таким образом, не только ученые, специально занимающиеся проблематикой патриотизма, но и представители власти, сами жители страны замечают дефицит позитивно окрашенного эмоционального отношения к Отечеству в обществе.

Шаг в направлении государственного регулирования процесса патриотизации российского общества сделан посредством Указа Президента РФ В.В.Путина «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в соответствии с которым в структуре Администрации Президента образовано Управление по общественным проектам. Каким образом это повлияет на формирование патриотического отношения граждан к Отечеству, покажет время.

1. Багдасарян, В.Э. Высшие ценности Российского государства. [Текст] В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин. М.: Научный эксперт, 2012.

2. Беспалова, Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества [Текст] / Т.В. Беспалова. Автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13. Санкт-Петербург, 2011. С.19.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. М.: Рус. яз., 1978-1980. Т. 1. С. 542.

4. Добрынин, Н.М. Универсальный энциклопедический словарь для всех и каждого. Современная версия новейшей истории государства [Текст] / Н.М. Добрынин. Новосибирск: Наука, 2012.

5. Зырянов, С.Г. Гражданское общество в современной России: состояние и перспективы развития (региональный аспект) [Текст] / С.Г. Зырянов, О.В. Осипов. Челябинск: Челябинский институт (филиал) ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», 2010.

6. Иванова, С.Ю. Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества [Электронный ресурс]. / С.Ю. Иванова. URL: http://www.chestisvet.ru/index.php47icN105 (дата обращения: 28.03.2013).

7. Иванова, С.Ю. Патриотизм в культуре современной России [Текст] / С.Ю. Иванова: Дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2004.

8. Интернет-журнал «Православие.ru» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/jur-nal/58087.htm (дата обращения: 29.03.2013).

9. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://o-patriotizme.narod.ru/Koncepciya_RF.htm (дата обращения: 28.03.2013).

10. Куманев, Г.А. Патриотизм народов нашего Отечества - один из решающих факторов безопасности России // Ж. Мир и политика. № 06 (57). Июнь 2011 [Электронный ресурс] / Г.А. Куманев. URL: http:// mir-politika.ru/213-patriotizm-narodov-nashego-otechestva-odin-iz-reshayuschih-faktorov-bezopasnosti-rossii. html (дата обращения: 28.03.2013).

11. Лесняк, В.И. Актуальные проблемы героико-патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел [Текст] / В.И. Лесняк // Социум и власть. 2005. № 2. С. 12-21.

12. Лузик, Н.П. Патриотизм как социокультурный феномен [Текст] / Н.П. Лузик: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2007. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд. М.: Русск. яз. 1990. С. 494.

14. Парашин, А.Ю. Патриотизм: историко-социологический анализ [Текст] / А.Ю. Парашин: дисс... канд. социолог. наук. Москва. 2007.

15. Погорелый, А.П. Патриотизм как ценность российского общества (Социально-философский анализ) [Текст] А.П. Погорелый: дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2004.

16. Руденкин В.Н. Гражданское общество в России: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002.

17. Ружа, В.А. Патриотическая культура и её измерения. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) №6(14)2012. [Электронный ресурс] / В.А. Ружа. URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/no6.html (дата обращения: 28.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.