Научная статья на тему 'Современный политический кризис в Кыргызстане и его международные последствия'

Современный политический кризис в Кыргызстане и его международные последствия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1082
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Троицкий Евгений Флорентьевич

Рассматривается динамика политического кризиса в Кыргызстане в 2002-2007 гг. и анализируются его последствия для международных отношений в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Current Political Crisis in Kyrgyzstan and Its International Implications

The article focuses on the dynamics of the political crisis in Kyrgyzstan in 2002-2007 and analyzes its implications for the international relations in Central Asia.

Текст научной работы на тему «Современный политический кризис в Кыргызстане и его международные последствия»

Е.Ф. Троицкий

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В КЫРГЫЗСТАНЕ И ЕГО МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Рассматривается динамика политического кризиса в Кыргызстане в 2002-2007 гг. и анализируются его последствия для международных отношений в Центральной Азии.

С весны 2005 г. Кыргызстан, одно из малых государств Центрально-Азиатского региона, переживает полосу практически непрерывных политических и социальных потрясений. Страна, имевшая в 1990-е гг. репутацию центрально-азиатского оазиса либерализма и лидера в сфере демократических и рыночных преобразований, вплотную приблизилась к группе «несосто-явшихся государств» и становится источником региональной нестабильности [1, 2].

Поводом к началу первого витка кризиса в Кыргызстане стало подписание в августе 1999 г. соглашения о кыргызско'-китайской государственной границе. Этот документ, призванный урегулировать давний территориальный спор между Китаем и Кыргызстаном, содержал обязательство кыргызской стороны передать Китаю ряд территорий общей площадью 90 тыс. га. Правительство уверяло, что соглашение фиксирует выгодный для Кыргызстана компромисс и за Республикой, благодаря проявленной Китаем доброй воле, осталось 70% спорных территорий. Однако в парламенте сформировалась группа противников соглашения, объединившая ряд депутатов от южных областей, недовольных доминированием «северян» во властных структурах. Оппозиционеры обвинили президента Акаева в нарушении конституции, односторонних территориальных уступках, проведении пограничных переговоров в обстановке секретности и недостаточном информировании депутатов о содержании подписанных документов (парламентарии не были ознакомлены с картами передаваемых территорий) [3. С. 16-17].

Оппозиция попыталась инициировать импичмент Акаеву и обжаловать соглашение в Конституционном суде. Один из главных противников уступок Китаю, депутат А. Бекназаров, был арестован в январе 2002 г. по обвинению в злоупотреблении властью во время работы в середине 1990-х гг. следователем прокуратуры в Джалал-Абадской области. Арест Бекназарова, явно связанный с его политической деятельностью, вызвал волну протестов его сторонников. Их демонстрация в Аксыйском районе Джалал-Абадской области в марте 2002 г. была разогнана, имелись человеческие жертвы. По итогам расследования аксыйских событий был отправлен в отставку ряд высокопоставленных чиновников, в том числе премьер-министр К. Бакиев и генеральный прокурор Республики [3. С. 18].

В конечном итоге, кыргызско-китайское соглашение 1999 г. было ратифицировано кыргызским парламентом в мае 2002 г. В 2003 г. была завершена демаркация границы между двумя странами. В том же году Конституционный суд Республики отклонил иск группы депутатов, требовавших признать документ противоречащим Конституции.

Аксыйские события способствовали активизации и консолидации оппозиции Акаеву. На фоне тяжелого

социально-экономического положения в стране и падения авторитета президента, в особенности ощутимого в южных, Ошской и Джалал-Абадской областях, его окружение взяло курс, направленный на отстранение от властных рычагов все большего числа ключевых фигур региональных кланов. Увеличивалась концентрация власти и собственности в руках узкого круга лиц, близких к Акаеву, в том числе членов его семьи. Либеральный по центрально-азиатским стандартам политический климат Кыргызстана создавал условия для распространения протестных настроений и организации оппозиционных группировок.

В 2002-2003 гг. в Кыргызстане была проведена конституционная реформа. Полномочия президента были несколько ограничены в пользу парламента, но усложнена процедура импичмента. Двухпалатный парламент преобразовывался в однопалатный, состоящий из 75 депутатов, избираемых в одномандатных округах. Выборы по партийным спискам, которые предусматривались прежней, смешанной избирательной системой, упразднялись. 13 января 2003 г. Акаев объявил о проведении референдума о конституционных поправках и подтверждении полномочий президента до конца срока пребывания у власти, т.е. до декабря 2005 г. Референдум был назначен на 2 февраля 2003 г. Содержание и процедура подготовки поправок и малый срок, отведенный на подготовку референдума, вызвали протесты оппозиционных партий и неправительственных организаций. Конституционная реформа была подвергнута критике со стороны США и ОБСЕ [4. С. 4-5].

Согласно официальным данным, в референдуме приняли участие 86% имеющих право голоса, 75,5% проголосовали за поправки к Конституции, 78,7% - за подтверждение президентских полномочий.

В преддверии парламентских выборов, намеченных на февраль-март 2005 г., оппозиционные Акаеву силы предприняли попытку объединения. В сентябре 2004 г. была создана коалиция, названная «Народное движение Кыргызстана», которую возглавил бывший премьер-министр К. Бакиев. В декабре 2004 г. бывший министр иностранных дел Р. Отунбаева создала партию «Ата-Журт» («Отечество»). Эта партия и Народное движение Кыргызстана договорились о сотрудничестве в ходе избирательной кампании. Тем не менее оппозиция оставалась раздробленной, а ее действия - слабо скоординированными. Один из наиболее авторитетных оппозиционных лидеров Ф. Кулов, бывший вицепрезидент страны, приговоренный в 2001 г. к семилетнему сроку заключения по обвинению в злоупотреблении властью, находился в тюрьме. Несмотря на заверения Акаева, что президентские выборы состоятся в октябре 2005 г. и он передаст полномочия новому президенту, оппозиция подозревала, что президент и его ок-

ружение предпримут попытку сохранения власти, опираясь на новый парламент [4. С. 6-20].

Новая избирательная система, упразднив голосование по партийным спискам, способствовала тому, что определяющую роль на выборах стали играть клановые и родственные связи кандидатов. Возросли возможности кандидатов мобилизовать сторонников в случае недовольства результатами голосования. Сокращение числа мест в парламенте означало усиление конкуренции за депутатские мандаты среди кыргызской политической и экономической элиты [5. С. 1-2].

Предвыборная кампания была отмечена существенными нарушениями правовых норм: снятием с выборов оппозиционных кандидатов, подкупом избирателей, созданием препятствий для функционирования оппозиционных средств массовой информации [5. С. 2-6].

27 февраля 2005 г. состоялся первый тур выборов, прошедший без серьезных нарушений общественного порядка. Был избран только 31 из 75 депутатов, в основном лояльных к Акаеву. Миссия ОБСЕ, подвергнув критике ход предвыборной кампании, заключила, тем не менее, что выборы стали более состязательными и справедливыми, чем в прошлые годы.

4 марта сторонники Ю. Бакиева, брата лидера оппозиции, захватили здание областной администрации в Джалал-Абаде, положив начало созданию параллельных структур власти на местах. Второй тур выборов, состоявшийся 13 марта, сопровождался, по-видимому, более серьезными нарушениями, чем первый, и его результаты спровоцировали на местах целую серию массовых протестов. Оппозиционные кандидаты перешли к мобилизации кланово-родственных цепочек. 14 марта сторонники проигравших кандидатов захватили здания районной администрации в Узгене (Ошская область) и областной администрации в Таласе. 15 марта лидеры оппозиции встретились в Джалал-Абаде и создали Координационный Совет Национального Единства, потребовав проведения повторных выборов и отставки Акаева. 18 марта было захвачено здание областной администрации в Оше. Попытка силовых структур вернуть контроль над административными зданиями в Джалал-Абаде и Оше привела к массовым беспорядкам, нападениям на милицейские посты и окончательной потере контроля Бишкека над южными областями [5. С. 8-10]. В большой степени протест возникал стихийно и не контролировался оппозиционными политиками. Значительную роль в организации беспорядков, по-видимому, сыграли криминальные группировки и наркомафия, заинтересованные в ослаблении центральной власти [6. С. 158-159].

24 марта оппозиция организовала проведение митинга в центре Бишкека, на площади Ала-Тоо, для участия в котором в столицу прибыли многочисленные сторонники оппозиционных политиков из регионов. Митинг, в котором участвовали около 15 тыс. человек, стихийно перешел в штурм здания президентской администрации («Белого Дома»). Силовым структурам было приказано не применять оружия, и «Белый Дом» и здание государственного телевидения были практически без сопротивления захвачены митингующими. В Бишкеке начались грабежи и беспорядки, ущерб от которых составил, по некоторым сведениям, около

25 млн долл. Освобожденный из тюрьмы Ф. Кулов принял на себя обязанности главы силовых структур, что помогло нормализовать ситуацию в столице в течение нескольких дней.

Сторонники Акаева не предприняли попыток переломить ход событий. Сам президент, члены его семьи и ближайшего окружения покинули Кыргызстан еще до штурма «Белого Дома». 4 апреля Акаев представил парламенту заявление об отставке [5. С. 10-12].

Несмотря на выдвигавшиеся первоначально требования повторных парламентских выборов лидеры оппозиции, очевидно, опасаясь погружения страны в хаос и безвластие, признали легитимность избранного парламента. 28 марта парламент назначил К. Бакиева премьер-министром и исполняющим обязанности президента. Лидеры оппозиционных движений А. Бекназаров, Р. Отунбаева, О. Текебаев заняли должности соответственно генерального прокурора, министра иностранных дел и спикера парламента. В основном должности в новой администрации получили люди, и прежде занимавшие высокие посты во властных структурах [5. С. 12-14].

В мае К. Бакиев и Ф. Кулов, чей приговор был отменен Верховным судом Кыргызстана, достигли договоренности о формировании политического тандема. Кулов отказался от выдвижения своей кандидатуры на пост президента и заявил о поддержке Бакиева, который пообещал назначить Кулова премьер-министром. 10 июля Бакиев был избран президентом, получив 88,6% голосов. Таким образом, тандем Бакиев-Кулов, представляющий коалицию влиятельных южных и северных кланов Кыргызстана, возглавил страну.

События в Кыргызстане в марте 2005 г. стали первым случаем смены власти в Центральной Азии с начала 1990-х гг. По аналогии с «революцией роз» в Грузии (ноябрь 2003 г.) и «оранжевой революцией» на Украине (декабрь 2004 г.) кыргызские события получили название «тюльпановой революции». Роль финансируемых Западом неправительственных организаций и средств массовой информации в кыргызских событиях была, однако, существенно меньшей, чем в других «цветных» революциях. США, действительно, долгое время оказывали поддержку связанным с оппозицией НПО и СМИ, и официальный Вашингтон не скрывал критического отношения к режиму Акаева. Но в основной своей массе протестующие не имели отношения к этим организациям, а оппозиционные настроения не затрагивали проблем внешнеполитического курса Кыргызстана. Смена власти в стране явилась следствием социально-политического кризиса и стала неожиданностью как для Соединенных Штатов, так и для России и Китая [6. С. 159-160].

И Москва, и Вашингтон заняли в первые дни «тюльпановой революции» уклончивую и осторожную позицию, призывая правительство и оппозиционные силы к сдержанности и выражая надежду на скорую стабилизацию ситуации. Когда свержение Акаева стало свершившимся фактом, Россия и США выразили готовность к сотрудничеству с новыми властями, подчеркнув, что в новое руководство вошли люди, имеющие большой политический опыт и хорошо известные в Москве и Вашингтоне [7. С. 54-55]. Китай, реагируя на события в

соседней стране, закрыл границу с Кыргызстаном и организовал эвакуацию китайских предпринимателей из Кыргызстана, чтобы защитить их от начавшихся погромов и насилия. В официальном заявлении министерства иностранных дел КНР указывалось на необходимость скорейшего восстановления общественного порядка. Опасения в Пекине вызывал тот факт, что некоторые лидеры оппозиции были известны негативным отношением к китайско-кыргызскому пограничному урегулированию [8. С. 31-32].

Руководством Казахстана, Узбекистана и Таджикистана кыргызские события, чреватые распространением нестабильности на прилежащие районы соседних стран, были восприняты с глубокой тревогой. В то же время ни одно центрально-азиатское правительство не солидаризировалось с режимом Акаева. Для руководства стран региона «тюльпановая революция» послужила сигналом к ужесточению внутриполитического климата, в частности к введению более жестких ограничений на деятельность оппозиции и НПО и функционирование СМИ.

Новые кыргызские власти немедленно заявили о полной преемственности внешнеполитического курса страны. Первые зарубежные визиты Р. Отунбаевой, нанесенные в Россию, Китай, Узбекистан и Казахстан, были призваны подчеркнуть неизменность внешней политики Бишкека [9]. Подобные же заверения получил министр обороны США Д. Рамсфелд, посетивший Кыргызстан уже в апреле 2005 г.

Падение режима Акаева не привело к разрешению социально-политического кризиса в Кыргызстане, лишь на короткое время снизив его остроту. Кыргызстан столкнулся с падением темпов экономического роста, усилением криминализации политики и экономики, чередой политических убийств и коррупционных скандалов, попытками штурма недовольными правительственных и административных зданий, незаконным захватом земли. Сформировалась новая оппозиция, требующая проведения конституционной реформы, призванной трансформировать Кыргызстан в парламентскую республику, и отставки тандема Бакиев -Кулов [10]. Оппозиционное движение «За реформы» возглавил О. Текебаев, ушедший в феврале 2006 г. в отставку с поста спикера парламента. А. Бекназаров и Р. Отунбаева также оставили государственные посты и присоединились к оппозиции.

2 ноября 2006 г. оппозиция начала в центре Бишкека бессрочный митинг, добиваясь выполнения своих требований. 6 ноября президент Бакиев внес в парламент проект новой редакции Конституции, который и был одобрен 8 ноября. Право назначения премьер-министра и утверждения членов правительства переходило к парламенту. Полномочия президента сокращались, а число депутатов парламента увеличивалось до 90, причем половина из них должна была избираться по партийным спискам. Кыргызстан, таким образом, становился парламентской республикой. Избранный в 2005 г. президент и состав парламента должны были сохранить полномочия до 2010 г. [11].

Новая Конституция, принятая поспешно и вынужденно, под давлением оппозиции подписанная Президентом Бакиевым, содержала ряд юридически двусмысленных моментов. За ее вступлением в силу последовал

новый виток противостояния президента и правительства с оппозицией. Парламент оказался малодееспособным для осуществления новых полномочий. 19 декабря правительство Кулова ушло в отставку; новое правительство должно было формироваться ведущей парламентской фракцией, в то время как действующий парламент был избран по мажоритарной системе. Оставалось неясным, как следовало определять кворум в парламенте: исходя из 90 или из 75 депутатов. Состав Конституционного суда Кыргызстана, призванного толковать основной закон, так и не был сформирован.

30 декабря 2006 г. парламент Кыргызстана принял новую редакцию Конституции страны, расширяющую полномочия президента. До 2010 г. президент получил право назначения с согласия парламента премьер-министра и, по представлению премьера, членов правительства [12]. Движение «За реформы» заявило о непризнании Конституции от 30 декабря, указывая на существенные нарушения процедуры при ее принятии.

В феврале 2007 г. в оппозицию к президенту перешел Ф. Кулов, которого парламент дважды не утвердил премьер-министром страны (в третий раз президент внес другую кандидатуру). Возглавленный им фронт «За достойное будущее Кыргызстана» выступил с требованиями очередного пересмотра Конституции и проведения досрочных президентских и парламентских выборов. В марте 2007 г. Бакиев назначил премьер-министром страны А. Атамбаева, представителя умеренной оппозиции. Фронт «За достойное будущее Кыргызстана» не удовлетворился уступками президента и начал в апреле 2007 г. в Бишкеке бессрочный митинг протеста. В ночь с 19 на 20 апреля 2007 г. власти разогнали силой митинг сторонников Кулова.

Бакиеву удалось заручиться поддержкой Казахстана, северного соседа и одного из основных внешнеэкономических партнеров Кыргызстана. 26 апреля 2007 г., в разгар противостояния между властями и возглавляемым Куловым Фронтом, Бишкек посетил президент Казахстана Н. Назарбаев. В ходе визита были подписаны документы об углублении интеграции двух стран; в частности, было провозглашено создание Высшего межгосударственного совета и Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана. Бакиев поддержал выдвинутую Назарбаевым идею создания Союза центрально-азиатских стран, первым шагом на пути к реализации которой призван стать двусторонний союз Астаны и Бишкека [13]. Ф. Кулов откликнулся на подписание этих документов собственной интеграционной инициативой: началом в июне 2007 г. сбора подписей в пользу проведения референдума о создании конфедерации с Россией. Маловразумительно сформулированная и нереалистичная идея оппозиционного политика, скептически воспринятая в России, очевидно, не имеет шансов на воплощение в жизнь.

Два года потрясений и непрекращающейся политической борьбы в Кыргызстане отразились на внешнеполитическом курсе Бишкека, которому стали свойственны непоследовательность и высокая степень конъ-юнктурности. Как и в годы правления Акаева, Кыргызстан пытается учитывать во внешней политике интересы трех великих держав - России, Китая и США - и двух крупных региональных стран - Казахстана и Уз-

бекистана. Однако внешнеполитическое маневрирование осуществляется преемниками Акаева безыскусно, а зачастую и откровенно неуклюже. Интеграционные инициативы и проекты международного сотрудничества становятся разменными картами во внутриполитических интригах. В июле 2005 г. Кыргызстан, как и другие страны Шанхайской организации сотрудничества, подписал Декларацию, призывающую Соединенные Штаты определиться со сроками пребывания американских военных баз в Центральной Азии [14]. Однако Бишкек не последовал примеру Узбекистана, который настоял на закрытии американской базы в стране, и удовлетворился значительным увеличением платы за аренду Пентагоном базы в Манасе. Несколько раз официальный Бишкек озвучивал намерение закрыть американскую базу, и каждый раз после визитов высокопоставленных американских чиновников это намерение дезавуировалось.

Показателем непоследовательности внешней политики Бишкека и неловких попыток извлечь сиюминутные выгоды из меняющейся ситуации стали периодические «шпионские скандалы»: в июле 2006 г. из страны были высланы два американских дипломата, обвиненные в незаконной деятельности; в июне 2007 было объявлено о задержании китайских шпионов, а в августе 2007 г. - об аресте сотрудников кыргызских спецслужб, занимавшихся шпионажем в пользу России [15].

Неудачей закончилась попытка Кыргызстана избавиться от зависимости от импорта узбекского газа и стать транзитной страной, добиться проведения через свою территорию участка газопровода Туркменистан -Китай, открытие которого запланировано на 2009 г. Соответствующая просьба премьер-министра Атамбае-ва, обращенная к Председателю КНР Ху Цзиньтао, осталась без ответа [16]. 18 августа 2007 г. в Астане было

подписано соглашение о строительстве газопровода Туркменистан - Китай через территорию Казахстана.

Пойдя в апреле 2007 г. на уступки оппозиции и добившись ее фактического раскола, президент Бакиев смог на время консолидировать свои властные полномочия. Успехом Бакиева, пусть и символическим, стало проведение в Бишкеке 17 августа 2007 г. встречи в верхах Шанхайской организации сотрудничества. Однако уже в начале осени 2007 г. политическая борьба в Кыргызстане, подстегнутая резким повышением в стране цен на продукты питания, вновь обострилась. Зазвучали призывы к отставке кабинета Атамбаева [17].

Слабость государственной власти, экономическая стагнация, высокий уровень коррупции и криминализации общества, созданный прецедент нелегитимной смены власти - все эти составляющие социальнополитического кризиса в Кыргызстане продолжают действовать. По всей вероятности, страна будет и дальше переживать период социально-политической нестабильности и внешнеполитических колебаний. Официальный Бишкек все менее и менее воспринимается соседними странами и Россией как надежный и предсказуемый внешнеполитический партнер. В то же время раздробленность кыргызской политической элиты и отсутствие сильной президентской власти превращают Кыргызстан в наиболее удобное в Центральной Азии поле международного соперничества и конкуренции. По-видимому, Кыргызстан становится наиболее уязвимым для внешнего влияния звеном формирующейся центрально-азиатской подсистемы международных отношений - звеном, слабость которого создает возможности для попыток воздействия как на стабильность региона в целом, так и на внешнюю политику и безопасность соседних с Кыргызстаном стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Huskey E. Kyrgyzstan: The Fate of Political Liberalization // Conflict, Cleavage, and Change in Central Asia and the Caucasus / Ed. by K. Dawisha

and B. Parrott. Cambridge, 1997. P. 242-276.

2. Slaughter R. Poor Kyrgyzstan // National Interest. 2002. № 3. P. 55-65.

3. International Crisis Group. Central Asia: Border Disputes and Conflict Potential. Osh; Brussels, 2002.

4. Международная группа по предотвращению кризисов. Политический переход в Кыргызстане: проблемы и перспективы. Ош; Брюссель,

2004.

5. Международная группа по предотвращению кризисов. Кыргызстан: после революции. Бишкек; Брюссель, 2005.

6. Россия 2005: реформы, политический процесс - в окружении «цветных революций»: Сб. матер. XII политологической конф. Барнаул, 2006.

7. Олкотт М.Б. Центральная Азия: перспективы смены власти // Pro et Contra. 2005. N° 1. С. 52-72.

8. ^argynov Z. Revolution, Repression and Re-election in 2005: China’s Response to Political Developments in Central Asia // China and Eurasia Fo-

rum Quarterly. 2006. № 1. P. 31-36.

9. Sari Y., Yigit S. Foreign Policy Re-orientation and Political Symbolism in Kyrgyzstan // Central Asia - Caucasus Analyst. 2006. 14 June. Режим дос-

тупа: http: //www.cacianalyst.org

10. Международная группа по предотвращению кризисов. Кыргызстан: пошатнувшееся государство. Бишкек; Брюссель, 2005.

11. Закон Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 9 ноября 2006 года. Режим доступа: http: //www.cagateway.org/downloads/constitution.pdf

12. Закон Кыргызской Республики «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 30 декабря 2006 года. Режим доступа: http: //www.president.kg/docs/const_2006rv

13. Совместное заявление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и Президента Кыргызской Республики К.С. Бакиева, Бишкек, 26 апреля 2007 года. Режим доступа: http: //www.centrasia.ru/newsAphp4?st=1177584300

14. Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, Астана, 5 июля 2005 года. Режим доступа: http: //www.sectsco.org/html/00501 .html

15. Дубнов А. Офицеры госнебезопасности // Время новостей. 2007. 24 августа.

16. РИА «Новости», 15 августа 2007 г. Режим доступа: http: //www.vedomosti.ru/newsline/index.shtml?2007/08/15/468525

17. Наматбаева Т. «Новые южане» Киргизии «нацелились» на правительство. Режим доступа: http: //www.centrasia.ru/news2.php4?st=11888853260

Статья представлена научной редакцией «История» 11 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.