К СОБЫТИЯМ В АПРЕЛЕ 2010 ГОДА В КЫРГЫЗСТАНЕ: ВЗГЛЯД ИЗ КАЗАХСТАНА
Мурат ЛАУМУЛИН
доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (Алматы, Казахстан)
Введение
Перманентный политический кризис в Кыргызстане, продолжавшийся в течение последних лет, перешел в апреле 2010 года в новую фазу — вооруженного противостояния между властью и населением, а также между различными клановыми и региональными группировками кыргызских политических элит1.
В результате президент К. Бакиев утратил (вначале частично) власть, легитимность и контроль над страной. Однако его попытки восстановить контроль, используя политические ресурсы юга республики, чреваты крупным политическим конфликтом, гражданской войной и расколом страны, что продемонстрировали события в мае.
После событий 2005 года, в результате которых пал режим А. Акаева, стало очевидно, что на повестку дня политического развития в Кыргызстане выходит задача укрепления вертикали власти и движения в сторону создания прочной президентской власти, способной вывести республику из кризисного состояния и направить на путь стабильного развития2. Дос-
1 См.: Борисов Н. Киргизстан: к чему привела эволюция форм правления // Россия и мусульманский мир (ИВ РАН), 2009, № 3. С. 95—100.
2 См.: Эсенбаев А. «Революция тюльпанов» в
Кыргызстане и особенности трансформации поли-
тигнутый компромисс, который, как оказалось, был неполным, предполагал, что именно К. Бакиев справится с этой исторической миссией3.
Однако в результате объективных факторов и субъективных обстоятельств политическое и социально-экономическое развитие Кыргызстана еще более осложнилось. К объективным факторам следует отнести такие, как упорное сопротивление большинства политических акторов Кыр-
тической системы: попытка осмысления // Россия и мусульманский мир, 2009, № 7. С. 78—84; Cummings S.N. Domestic and International Perspectives on Kyrgyzstan’s «Tulip Revolution»: Motives, Mobilization and Meanings. Introduction: «Revolution» not revolution // Central Asian Survey (Oxford), 2008, Vol. 27, Issue 3—4. P. 223—228; Cummings S.N., Ry-abkov M. Situating the «Tulip Revolution» // Central Asian Survey, 2008, Vol. 27, Issue 3—4. P. 241—252; Juraev Sh. Kyrgyz Democracy? The Tulip Revolution and Beyond // Central Asian Survey, 2008, Vol. 27, Issue 3—4. P. 253—264; Lewis D. The Dynamics of Regime Change: Domestic and International Factors in the «Tulip Revolution» // Central Asian Survey, 2008, Vol. 27, Issue 3—4. P. 265— 277; Marat E. Criminalization of the Kyrgyz State Before and After the Tulip Revolution // The China and Eurasia Forum Quarterly (ISDP, Stockholm), 2008, Vol. 6, No. 2. P. 15—22; Temirkulov A. Informal Actors and Institutions in Mobilization: The Periphery in the «Tulip Revolu-tion» // Central Asian Survey, 2008, Vol. 27, Issue 3—4. P. 317—335.
3 См.: Абдувалиева P. Проблемы безопасности Кыргызстана на современном этапе // Центральная Азия и Кавказ, 2009, № 2 (62). С. 84—94.
гызстана (основные партии, парламент, бизнес, региональные лидеры) любым попыткам реально реформировать систему политической власти.
Среди субъективных факторов необходимо указать неудачные и неправильные действия самого К. Бакиева как в политической, так, особенно, в экономической области. Речь идет о получившей широкий размах узаконенной коррупции и постоянных переделах собственности в пользу его ближайших родственников и сторонников.
Основной причиной, вызвавшей обострение кризиса в апреле 2010 года, была «неполная легитимность» К. Бакиева, то есть несогласие ряда региональных (преимущественно северных) кланов с его выдвижением на первые роли в 2005—2006 годах и недовольство его экономической политикой. Отсутствие консенсуса между ос-
новными политическими силами Кыргызстана привело республику в состояние постоянного политического кризиса, который сопровождался и усиливался кризисом социально-экономическим.
Таким образом, к причинам, приведшим к падению К. Бакиева, следует отнести несогласие с его политикой конкурентных групп политического влияния; недовольство широких масс населения; острый социально-экономический кризис; неудачные попытки Бакиева реформировать политическую систему в сторону усиления президентской власти; коррупцию и непотизм; регионализм и клановость; низкий уровень политической культуры населения и политической элиты; криминализацию политической жизни; острую нехватку экономических ресурсов; недовольство внешней политикой К. Бакиева со стороны некоторых внешних игроков.
Экономическое развитие Кыргызстана в период 2005—2010 годов
Смена государственной власти в 2005 году положила начало переделу собственности, формированию новой политической элиты (преимущественно с юга страны) и поиску дополнительных ресурсов.
В 2008 году республика вступила в очередную полосу затяжного экономического и социального кризиса. На первый план вышли проблемы социально-экономического развития страны. Масштабные переделы собственности и непоследовательная экономическая политика сменявших друг друга правительств привели к тому, что уже в 2007 году страна стала приближаться к широкомасштабному социально-экономическому кризису. Экономический рост в республике в последние годы достигался главным образом за счет трех-четырехкратного увеличения таможенных и налоговых сборов.
Период 2005—2007 годов характеризовался относительным ростом номинального ВВП страны, однако в сопоставимых ценах его динамика была значительно скромнее. Инфляционная составляющая роста ВВП достаточно высока: годовой уровень инфляции увеличился с 5% в 2006 году до 20% в декабре 2007-го и 25% в марте 2008 года. Положительное влияние в этот период оказывал бурный экономический рост основных торговых партнеров — России и Казахстана. В настоящее время 37% всех активов банковского сектора Кыргызстана принадлежит казахским банкам, и на их долю приходится около 50% всех выданных займов.
Значительную роль в обеспечении экономического роста играют денежные переводы трудовых мигрантов, численность которых, по официальным данным, составляет
330 тыс. человек. По оценке ЕБРР, объем денежных переводов достигает 25% ВВП, или превышает 1 млрд долл. в год4. Этот источник дохода очень важен для населения страны, особенно при сложной ситуации на внутреннем рынке труда, когда почти 11% экономически активного населения (свыше 270 тыс. чел.) не имеет работы5.
Другим фактором оживления экономики стала благоприятная конъюнктура цен на золото. Стоимость тройской унции на мировых рынках поднялась с 420 долл. в октябре 2006 года до 1 030 долл. в марте 2008 года и в настоящее время составляет около 1 100 долл. Этот сектор экономики обеспечивает 8% ВВП (почти 40% экспорта), однако ситуация может измениться: уже в 2010 году добыча золота на основной золоторудной шахте Кумтор прекратится, а эксплуатация менее значимых по запасам шахт не сможет восполнить эти потери.
Структура ВВП страны говорит о том, что из аграрно-промышленной республики Кыргызстан стал государством, которое в основном продает услуги (этот сектор занимает 44% в объеме ВВП). КР больше торгует, чем производит. В структуре номинального ВВП доля сельского хозяйства была равна 25,8%, промышленности — 14%, строительства — 3,1%, транспорта и связи — 8,4%, торговли и ремонта — 18,6%, услуг гостиниц и ресторанов — 8,4%. Рост в секторе торговли обеспечил увеличение доли услуг на 1%.
Основной объем промышленной продукции (до 88%) производят пять отраслей: металлургическая (42%), пищеперерабатывающая (13%), текстильно-швейная (7%), производство строительных материалов (10%), электроэнергетика (16%). Субъекты промышленности обеспечивают свыше 35% налоговых поступлений в республиканский бюджет и до 85% экспортных поставок. Снижение показателей работы предприятий промышленности без учета объемов Кумтора обусловлено факторами, связанными с высокой степенью износа основных фондов; недостатком рабочих кадров и специалистов среднего звена; дефицитом оборотных средств.
Руководство Кыргызстана при К. Бакиеве сумело воспользоваться нестабильностью интеграционных процессов в рамках СНГ. В 2009 году Россия предоставила Кыргызстану пакет финансовой помощи в размере почти 40% ВВП страны — льготный кредит на сумму 300 млн долл. (который был использован Бакиевым для собственных политических нужд) и 1,7 млрд долл. на строительство Камбаратинской ГЭС.
Сложным вопросом для современного Кыргызстана остается высокая доля теневого сектора в экономике, в частности связанная с транзитом наркотиков. По данным экспертов Всемирного банка, Кыргызстан стал одним из ключевых пунктов хранения и транзита афганского героина в Россию и занимает второе место в Азии по темпам распространения и потребления опиатов (2,3% взрослого населения в возрасте выше 15 лет).
Сторонники К. Бакиева обращают внимание на некоторые позитивные тенденции в экономическом развитии Кыргызстана. Так, бюджет страны вырос в четыре раза, благодаря чему внешний долг снизился (хотя и составляет 50% ВВП). Много средств выведено из теневого сектора в официальную экономику. В 2009 году были внесены изменения в
4 Согласно оценкам Минэкономразвития и Госкомитета по миграции и занятости КР, объем денежных переводов трудовых мигрантов достиг порядка 1,2 млрд долл. и превысил 30% ВВП страны .
5 См.: Расул А., Эргешов 3. Миграционные процессы в Кыргызской Республике: вызовы и риски для страны // Международные исследования. Общество, политика, экономика (ИСПИ, Астана), 2009, № 1. С. 186—190; Эсенбаев А. Современные миграционные процессы в Киргизстане. В кн.: Постсоветские миграции: отражение в миграциях / Под ред. Ж.А. Зайончковского, Г.А. Зайончковской. М.: Адамант, 2009. С. 377—403; Doolotkeldieva A. Kyrgyz Migrants in the City of Moscow // Международные исследования. Общество, политика, экономика, 2009, № 1. С. 80—93; Ruget V., Usmanalieva B. Citizenship, Migration and Loyalty towards the State: A Case Study of the Kyrgyzstani Migrants Working in Russia and Kazakhstan // Central Asian Survey, 2008, Vol. 27, Issue 2. P. 129—141; Schmidt M., Sagynbekova L. Migration Past and Present: Changing Patterns in Kyrgyzstan // Central Asian Survey, 2008, Vol. 27, Issue 2. P. 111—127; Zhaparov A. The Issue of Chinese Migrants in Kyrgyzstan // The China and Eurasia Forum Quarterly, 2009, Vol. 7, No. 1. P. 79—92.
соглашение с компанией по эксплуатации месторождения Кумтор, в результате чего в несколько раз были увеличены выплаты в пользу Кыргызстана. Однако эти позитивные сдвиги были нивелированы коррупционной системой.
К острым проблемам следует отнести нехватку сельскохозяйственных угодий, особенно на юге страны, и снижение эффективности и культуры земледелия.
Острый экономический кризис усугубился энергетическим кризисом. Производство электроэнергии сконцентрировано на гидростанциях, которые в 1993 году производили порядка 76% электроэнергии, а в 2007-м — почти 92%6.
Если в 2005 году объем воды в Токтогульском водохранилище, питающем Ток-тогульскую ГЭС, которая на 60% обеспечивает республику электроэнергией, достигал 19 млрд куб. м, то к осени 2008-го он составил всего лишь 6,5 млрд куб. м7. Эксперты называют следующие причины происходящего: крайне неэффективное управление отраслью, высокий уровень коррупции и непрозрачности, контрабанда электроэнергии и даже воды в соседние страны в поливной период.
На фоне всего этого правительство КР, следуя однажды избранной тактике отъема средств у населения, значительно повысило тарифы на электрическую и тепловую энергию, что послужило мощным катализатором социального недовольства. В республике на стоимость жизни прямо воздействуют цены на три базовых товара: хлеб, горюче-смазочные материалы и электроэнергию. Повышение цен на один из них ведет к росту цен на два других, и это совокупное повышение стало детонатором роста недовольства населения.
За 1995—2009 годы объем теневой экономики КР вырос почти в 20 раз. Увеличение объемов теневой экономики обусловлено ростом влияния сектора домашних хозяйств: их доля в ВВП составила 12%, а доля теневой экономики (с учетом сельского хозяйства) — 30%. Наибольшие объемы теневой экономики сосредоточены в торговле, ремонте бытовых изделий, автомобилей и предметов личного пользования. Ее годовые объемы оцениваются в 60 млрд сомов.
Внутриполитическое развитие Кыргызстана: нарастание кризисных тенденций
По мнению западных экспертов, Кыргызстан может служить весьма показательным примером того, что демократия по западной модели, если ее целенаправленно насаждать в условиях, резко отличающихся от условий в странах с демократической традицией, оказывается отнюдь не такой благотворной и как идеология, и как политическая практика. Положительный эффект могла бы дать «косвенная демократизация», формирование параллельных западному обществу стандартов приверженности гражданским правам и правам человека, которые могут быть общими для стран с различными формами демократического правления.
Политическая ситуация страны в 2008 году характеризовалась столкновением двух взаимоисключающих и противоборствующих тенденций. С одной стороны, это была очевидная зависимость положения в республике от экономических факторов, что отодви-
6 См.: Баум Л. Электроэнергетика Кыргызстана: состояние, проблемы, реформы // Центральная Азия и Кавказ, 2008, № 6 (60). С. 113—124.
7 Критической точкой считается объем в 5,5 млрд кубометров, при котором турбины останавливаются.
нуло политические проблемы на второй план в глазах широких слоев населения. С другой стороны, лавинообразно нарастающие социально-экономические проблемы не могли скрыть стремительного роста противоречий между властью и оппозицией по поводу политического развития страны. Это во многом определило динамику внутриполитического процесса8.
Фактически юг и север страны представляют собой разные общественно-политические общности. Бывшие кочевники кыргызы разделены на два «крыла» — онг и сол, а на низовом уровне — еще на примерно 40 племен и кланов. Причем подобные связи у кыр-гызов значительно прочнее, чем, например, у казахов. Этот фактор вносит дополнительную нестабильность в мозаику политической борьбы.
В 2007—2008 годах резко обострилось противостояние нескольких квазиэлитных группировок в окружении главы государства за влияние на него. Условно их можно обозначить как: а) семью президента; б) так называемую «группу южан», непосредственно способствовавших приходу К. Бакиева к власти; в) группу «акаевских» чиновников, стремившихся остаться во власти.
Наряду с этим намечался раскол и в группе, названной «семья президента». В конфликте между старшим и младшим поколениями Бакиевых за влияние на главу государства они активно использовали сторонников из второй и третьей групп. Со временем данный конфликт только обострился. В свете проходивших кадровых перестановок было очевидно вытеснение «южан» на политическую периферию. В то же время региональноклановый фактор продолжал оставаться одним из основных.
Как предполагают некоторые эксперты, путем распространения разнообразных информационных клише создавался имидж южных кланов как самых обиженных и обделенных, при том, что реально именно они являются наиболее богатыми в республике. Именно южные кланы контролируют, в частности, незаконный транзит наркотиков через территорию республики под общим патронажем ташкентских организованных преступных сообществ.
По сути, важнейшим компонентом «южного протеста» стали действия альянса организованных преступных группировок юга Кыргызстана и ферганского региона Узбекистана по вытеснению из экономического пространства северного Кыргызстана северокыргызских и казахстанских (в первую очередь шымкентских) организованных преступных группировок. Южные кланы одновременно и самые исламизированные: не случайно в ходе событий и на юге республики, и, позже, в Бишкеке отмечалось заметное возрастание активности партии «Хизб ут-Тахрир».
Другой фактор, непосредственно влиявший на обострение политической жизни в стране, — реакция власти на выступления оппозиции. Действуя формально в рамках правового поля, власть взяла курс на ее запугивание и построение полицейского государства. Наряду с активным преследованием отдельных оппозиционеров власть вела вялотекущую борьбу со своими политическими противниками в целом. В частности, относительно спокойная реакция руководства страны на многочисленные мероприятия оппозиции временами сменялась актами откровенного насилия.
Еще один фактор, способствовавший дестабилизации системы управления и консолидации оппозиции, был тесно связан со здоровьем главы государства. Это широко известные факты выезда К. Бакиева на лечение в Германию на длительные сроки. Долгое отсутствие К. Бакиева подталкивало конкурирующие группы как во власти, так и в оппозиции к усилению внутриэлитной борьбы. Оппозиция, в отличие от власти, на протяжении всего года демонстрировала завидную активность. Лейтмотивом ее деятельности, даже
8 См.: Торогелъдиева Б. Факторы формирования и характер политической культуры в современном Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ, 2009, № 1 (61). С. 145—152.
невзирая на определенные разногласия, стало стремление к консолидации и выработке единой позиции в связи с положением в стране.
Необходимо отметить противоречивость и неоднозначность внутриполитических процессов. С одной стороны, отчетливо отмечалась дальнейшая стагнация политической системы, обусловленная стремлением власти законсервировать сложившийся при первом президенте авторитарный семейно-клановый режим. С другой стороны, оппозиция и представители гражданского сектора предприняли ряд усилий, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Итогом стал неизбежный рост противоречий между властью и оппозицией, прямо обусловленный различным видением будущего Кыргызстана.
Одной из главных причин победы Бакиева на выборах 2009 года стало то, что он задолго до выборов «обескровил» оппозицию, начав судебное преследование наиболее видных ее деятелей. Так, было заведено уголовное дело на бывшего министра обороны и активного участника «тюльпановой революции» И. Исакова. Кроме того, сокрушительный удар оппозиция получила в связи с уходом с политической арены экс-министра иностранных дел Джекшенкулова. Против него также возбудили уголовное дело. Он считался координатором и «мозгом» оппозиционных сил, ему удавалось пресекать внутренние междоусобицы, сдерживая противоборствующие силы. С его уходом начался развал единого оппозиционного движения. Как считают эксперты, только Джекшенкулов смог бы направить «дикое» политическое течение в цивилизованное русло.
Депутаты, большинство которых составляли члены бакиевской партии «Ак жол», назначили президентские выборы на 23 июля 2009 года. Расчеты социал-демократов и оппозиции не оправдались, а Бакиев и его команда уверенно шли к победе. Этому способствовал ряд важных факторов: административный ресурс, наличие финансовых средств, внутриполитическая обстановка и экономическая ситуация. Другие кандидаты не смогли или не захотели использовать имеющиеся у них возможности9.
Политический ландшафт постакаевского Кыргызстана чрезвычайно атомизирован. При численности населения Кыргызстана в 5,8 млн чел. правом избирательного голоса владеют 2,6 млн граждан. На эту небольшую электоральную массу приходилось 58 зарегистрированных политических партий и еще столько же движений и объединений. Из этих 58 партий, как минимум 30 оппозиционных, которые находятся в жесткой конфронтации между собой.
К наиболее крупным и влиятельным относятся Партия коммунистов Кыргызстана и конкурирующая с ней Коммунистическая партия Кыргызстана, три социал-демократические, из которых более или менее влиятельной является партия, которой руководит А. Атам-баев; традиционно крупные партии — «Ата-Мекен», «Ар-Намыс» Ф. Кулова и «Эркин».
Еще одной особенностью политической жизни Кыргызстана в этот период является появление новых религиозных организаций (Союз мусульман Кыргызстана во главе с экс-омбудсменом КР Т. Бакир-улуу и Н. Мотуевым) и их активизация в политической сфере — очередное подтверждение тому, что в стране складывается религиозная оппозиция с централизованным управлением.
На севере страны популяризация исламского фундаментализма сталкивается с серьезными препятствиями. Сказывается также проживание этнических меньшинств, что не
9 Дата приходилась на рабочий день, что не устраивало социал-демократов, планировавших проведение выборов осенью, когда, по их мнению, недовольных властью избирателей должно было стать больше. По мысли оппозиции, мировой кризис должен был отразиться и на кыргызских гастарбайтерах. Как раз они и могли составить электорат, который проголосовал бы против Бакиева. Ожесточенные споры вызвало назначение выборов на рабочий день (четверг). Это давало Бакиеву дополнительный административный ресурс, возможность манипулировать избирателями, находящимися на государственной службе и зависящими от него (врачи, учителя, чиновники, студенты). Отпустить их на выборы могло только начальство, которое так и сделало.
позволяет исламским партиям создать движение, способное пересечь этнические границы. Высокий уровень грамотности, существенное влияние славянской, а ныне и западной культуры, развитие рыночной экономики — факторы, удерживающие большинство местных кыргызов от участия в фундаменталистском движении.
В южных регионах страны, прежде всего в городах Ош, Джалал-Абад и Баткен, некоторые радикальные исламистские группировки добивались официальной регистрации от Министерства юстиции. В городе Ош и вокруг него, где, по официальным данным, действует свыше 1 000 мечетей, заметно влияние фундаменталистской идеологии, главными носителями которой являются проживающие там узбеки, а также агитаторы, проникающие из Таджикистана.
Активность нелегальной религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир» трансформировалась из идеологической пропаганды и культивирования своих идей среди населения в практические действия. Ее полемика с властью переходит в плоскость настоятельного убеждения своих оппонентов. Партия выпускает аудио- и видеоматериалы, брошюры, книги, предназначенные для чиновников, а также государственных деятелей среднего и высшего звена. Адепты «Хизб ут-Тахрир» усилили активность в столице и ее окрестностях. «Хизб ут-Тахрир» сосредотачивает внимание не только на проблемах республик Центральной Азии. В своих публикациях партия резко осуждает действия США, Израиля и ряда западных стран в Ираке и Афганистане. «Хизб ут-Тахрир» апробировала свои возможности мобилизации простых граждан в политических акциях. В число неофициальных религиозных организаций, развернувших свою деятельность в стране, входит и «Джамаати Таблиг».
В результате неконтролируемой политической борьбы в кыргызском обществе сформировалось устойчивое убеждение в безнаказанности и вседозволенности как непременных признаках демократии, что к институту классической демократии имеет весьма отдаленное отношение, но полностью соответствует понятию «охлократия». Из-за этого правового нигилизма, помноженного на низкую политическую культуру как политической среды, так и общества в целом, любое применение силы со стороны государства воспринимается с особой болезненностью, что фактически способствует стремительному росту широчайшего диапазона волюнтаристских идей и течений10.
Характер режима К. Бакиева
Характерной чертой режима К. Бакиева был ярко выраженный семейно-клановый фактор. Пришедшая в результате событий апреля 2010 года к власти оппозиция утверждает, что сыновья и многочисленные братья бывшего президента очень активны в политике.
Так, один из его братьев занимал пост руководителя службы охраны Администрации и правительства, которая включала всю национальную гвардию; старший сын кон-
10 Как считают специалисты в области социальной антропологии, в целом политическая культура кыргызского народа относится к подданническому типу с доминированием традиционных ориентаций, безразличным отношением к политической системе страны, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, в заинтересованности политической жизнью на местах. Своеобразным показателем кыргызской политической культуры служит и традиционно низкий авторитет законности и права, что связано с низким уровнем образования в сфере права, незнанием механизмов действия власти. Сюда же следует отнести персональное восприятие всей системы власти в стране, где определяющим фактором является личность, а не государственные институты.
тролировал службу безопасности. Другой брат занимал пост посла в Германии, еще один брат работал как специальный посланник президента и фактически играл роль заместителя министра иностранных дел. Второй сын К. Бакиева практически взял в свои руки руководство исполнительной властью. Новое агентство по развитию, которое возглавлял младший сын президента, фактически являлось основной исполнительной властью в Кыргызстане. Кроме того, другие многочисленные родственники президента широко представлены в различных сферах бизнеса, торговли и экономики.
Считается, что в 2007 году К. Бакиев предпринял осуществление плана по расширению своей власти и укреплению властной вертикали. В рамках этого проекта с помощью казахстанских политтехнологов была создана Народная партия «Ак жол». Идея пригласить в Кыргызстан специалистов извне принадлежала тогдашнему руководителю администрации Бакиева М. Садыркулову11.
В рамках проекта К. Бакиеву создавался политический образ «твердого государственника».
Согласно этому проекту предполагалось:
■ Во-первых, вернуться к варианту Конституции 1993—2003 годов как самому логичному и сбалансированному, лишь расширив полномочия президента.
■ Во-вторых, через Конституционный суд распустить неэффективный Жогорку Кенеш и провести новые досрочные выборы.
■ В-третьих, начать готовится к референдуму о выборах президента.
■ В-четвертых, отказаться в кадровой политике от системы назначения родственников, упор делать на профессионалов.
■ В-пятых, усилить социальную политику в регионах и периодически доказывать контроль центра местным властям.
■ В-шестых, пресечь откровенно националистические и религиозно-экстремистские тенденции.
Катализатором нарастающего политического недовольства стал тот факт, что президент страны К. Бакиев объявил о начале тотальной реорганизации государственного управления в республике. Своими предложениями глава государства поделился на «курултае согласия» — совете старейшин, собранном властями в Бишкеке накануне пятилетия революции 2005 года12. Бакиев объявил, что нормы западной демократии для Кыргызстана не подходят, а традициям народа и нынешним реалиям соответствует «совещательная демократия»13.
11 Садыркулов погиб при загадочных обстоятельствах вместе с директором Международного института стратегических исследований при президенте КР С. Слепченко в марте 2009 года. Крупный аппаратчик при Акаеве, он стал востребован и новой властью в 2005 году. Это при том, что он сохранял очень тесные контакты с зятем Акаева А. Тойганбаевым.
12 Предполагалось, что в этот общенациональный совещательный орган войдут 750 делегатов: на местных курултаях будет избрано по одному делегату от 441 айыльного округа и 18 поселковых управ, по три делегата от каждого из 23 городов районного и областного значения, десять от города Бишкека и семь от города Оша. Кроме того, в делегаты Курултая будет избрано 35 соотечественников из числа тех, кто находится за рубежом в трудовой миграции. Еще 20 делегатов Курултая изберут от религиозных конфессий. Пятая часть посланцев Курултая, или 150 участников, будут представлены на общенациональном форуме по квоте.
13 В основу проекта была положена идея, что «совещательная демократия» — а такой, в частности, была Россия между двумя революциями — вполне реальный переходный инструмент. Она лучше, чем отсутствие всякой демократии, потому что с совещательности, то есть диалога или обсуждения начинается политический плюрализм.
Со дня прихода к власти К. Бакиева Конституция Кыргызстана менялась три раза: одни редакции Основного закона урезали полномочия главы государства, другие — увеличивали. В 2007 году всенародным референдумом была принята очередная редакция, которая, по мнению экспертов, значительно расширяла полномочия президента К. Бакиева. До последнего момента страна жила по ней, однако в декабре 2009-го по инициативе президента были подготовлены очередные поправки в Конституцию.
Основной объем поправок касался уже проведенной Бакиевым реформы госуправ-ления: предусматривалось исключить статьи об администрации президента, государственном секретаре, а также о Совете безопасности. Отменялось присвоение классных чинов госслужащим. Президент наделялся правом формировать совещательные и консультативные органы, в том числе Президентское совещание.
Одна из главных поправок касалась вопроса, на кого будет возложена миссия исполнения полномочий президента, если глава государства по какой-либо причине не сможет продолжить свою работу. Согласно Конституции, им может стать спикер парламента или премьер-министр республики. Но, по инициативе президента, им может быть «другое лицо», которое определит президентское совещание. Решение будет приниматься большинством голосов от общего числа участников совещания. КС принял этот пункт с оговоркой о необходимости доработки.
Оппозиционные Бакиеву силы считают, что тот фактически готовил дело к динас-тийной передаче власти своему младшему сыну Максиму, за последние годы ставшему одной из самых влиятельных фигур в стране. Полномочия Бакиева должны были закончиться в 2013 году; третий срок запрещен ему Конституцией. Но, согласно конституционной реформе, запущенной в начале года, в случае какого-либо форс-мажора, например, отказа главы государства от власти раньше срока, имя исполняющего обязанности президента отныне называет не парламент, а «президентское совещание» — консультативный орган представителей местных элит, который официально заменил администрацию главы государства.
М. Бакиев — ключевая фигура при реализации наиболее прибыльных экономических проектов в Кыргызстане. Он возглавлял Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), которое фактически стало «теневым правительством» страны. То есть он контролировал настоящую финансово-промышленную империю, в основном через подставные оффшорные фирмы, выигравшие аукционы по приватизации почти всех предприятий энергетической системы республики, а также телекоммуникационной компании «Кыргызтелеком». Эта структура курировала Фонд развития Кыргызстана. Последний, в свою очередь, создан специально для того, чтобы «распределять» 1,7 млрд долл., которые Россия обещала выделить на строительство Камбаратинской ГЭС.
М. Бакиев первый зарубежный визит в новой должности совершил в Китай. В ходе переговоров он затронул вопросы двухстороннего сотрудничества, предложив китайской стороне наиболее перспективные направления кыргызской экономики. Проблема состояла в том, что те же предложения чуть раньше получила Москва. В частности, Пекину было предложено принять участие в достройке Камбаратинской ГЭС-2, а также модернизировать производство поликристаллического кремния для солнечной энергетики. Реализация этих проектов непосредственно затрагивала российские интересы. Предложения касались также поставок в Кыргызстан китайских беспилотных самолетов, электросчетчиков и турбин, строительства крупной железной дороги.
Как известно, по поправкам в Конституцию, предложенным президентом Бакиевым, право избирать временного президента (если глава государства не сможет исполнять свои обязанности) имеет как раз Президентское совещание. То есть представители высшего руководства страны и члены администрации президента. Но Конституционный
суд решил, что избирать и.о. президента может Госсовет республики. (Для справки: в Госсовет по должности входят премьер-министр республики, спикер парламента, председатель Конституционного и Верховного судов, госсекретарь, руководитель администрации президента, генпрокурор, министр обороны, председатель Службы национальной безопасности и мэр столицы страны. Возглавляет Госсовет глава Кыргызстана, а рабочим органом является президентская администрация.)
Как отмечают эксперты, реформу задумали в секретариате Бакиева и долго согласовывали с элитами. Перед открытием курултая президент ездил на юг республики, в Ош и Джалал-Абад, где его позиции были наиболее сильны. Там на встречах с аксакалами он обещал открыть на юге филиалы ЦАРИИ, перевести в Ош Министерство обороны, что автоматически приведет к перераспределению финансовых потоков в пользу юга. Тем самым Бакиев хотел заручиться поддержкой местных элит при продвижении своего сына, который в традиционалистских кругах воспринимается с подозрением (он наполовину русский и не говорит по-кыргызски).
В оппозиции опасались, что речь идет о подготовке сценария династической передачи власти. То есть если раньше главу государства в форс-мажорной ситуации мог сменить спикер парламента или премьер-министр, то теперь престолонаследником может оказаться кто-то из ближайших родственников президента.
Таким образом, К. Бакиев оставался относительно последовательным в исполнении предвыборной программы в части усиления института президентства. Очевидно также, что новая конституционная реформа была началом более глубокого изменения властной вертикали. Вполне вероятно, что в итоге она привела бы к исчезновению поста премьер-министра, а правительством руководил бы непосредственно глава государства14.
Но при этом К. Бакиев вел совершенно неадекватную политику, замкнутую на интересах собственной власти и абсолютно, до абсурда не интересующуюся обратной связью с населением и политической оппозицией. То же самое наблюдалось и во внешней политике. Эта политика к 2009 году привела к сосредоточению всей власти в руках клана Бакиева, всех финансов — в руках некоторых представителей этого клана, а также к существенному повышению уровня коррупции.
Кроме того, имели место грубейшие ошибки во внешней политике, которые привели к серьезному обострению отношений с Москвой. В результате Москва, несмотря на обнадеживающее обещание дать кредит, фактически игнорировала это обещание ввиду нарушения Кыргызстаном взятых на себя обязательств, косвенно давая понять, что с этой властью принципиально не хочет иметь дело. В итоге кыргызский бюджет недополучил средства.
Эскалация кризиса
Как известно, на выборах после «тюльпановой революции» в 2005 году К. Бакиев победил благодаря тому, что гораздо более популярный в стране бывший вице-президент Феликс Кулов отказался баллотироваться на должность главы государства, согласившись создать с Бакиевым тандем. Тандем продержался недолго, и Бакиев стал полновластным хозяином Кыргызстана. На свою избирательную кампанию 2009 года Бакиев потратил большую часть предоставленного Россией многомиллионного гранта.
14 См.: Кабулов Э. К итогам президентских выборов в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ, 2009, № 4—5 (64—65). С. 210—217; Doolotkeldieva A. Presidential Elections in Kyrgyzstan: Strategies, Context, and Implications // The China and Eurasia Forum Quarterly, 2009, Vol. 7, No. 3. P. 5—9.
В период осени 2006 — весны 2010 года в общественном сознании нарастают «анти-бакиевские» тенденции; параллельно, хотя и не слишком сильно, проявляются и «проака-евские» настроения, чему в значительной степени способствуют действия самого К. Бакиева и его окружения. К весне 2006 года инкорпорирование криминалитета в политическую жизнь, помимо естественной негативной реакции общества, стало поводом для нарастания политической активности той части кыргызской политической протоэлиты, которая от процесса перераспределения властных функций была отстранена.
В среднем в эти годы каждый день в стране происходило по два протестных мероприятия. Наиболее критическим стал апрель 2007 года, когда оппозицию ненадолго возглавил экс-премьер-министр Ф. Кулов.
Как единодушно отмечают наблюдатели, ситуация в Кыргызстане действительно во многом напоминала ситуацию последних месяцев правления А. Акаева: власть до предела коррумпирована, ресурсы сосредоточены в руках семьи, имеют место внутриэлитные столкновения, доходы оседают в карманах немногочисленной элиты, население пребывает в крайне бедственном положении, повсеместно выражается недовольство ростом тарифов, на СМИ оказывается серьезное воздействие и т.д. Давление на СМИ включало в себя такие акции и беспрецедентные для Кыргызстана меры, как фактическое введение в стране цензуры, ряд избиений и убийств журналистов.
Как отмечают эксперты, у Бакиева было поле для маневра и стратегического отступления, хотя, конечно, и не без политических жертв. К. Бакиев мог отказаться от структур, которые были созданы под М. Бакиева и его финансовые, а затем и политические амбиции, от конституционных поправок и последней реформы государственного управления, сведшей все завоевания революции 2005 года на нет и фактически сделавшей власть автократической и наследственной и т.д.
К. Бакиев, похоже, начал отдавать себе отчет в том, что деятельность его сына Максима и его окружения вызывает все большее раздражение в стране, отрицательно сказывается на его личном имидже. В частности, утверждают, что его сын находился под влиянием и покровительством американского посла в Бишкеке Татьяны Гфеллер. И именно она настроила его на то, что диалог с Россией следует вести с более жестких позиций. Бакиев-старший якобы получил послание, подписанное наиболее влиятельными лидерами всех кыргызских родов, с требованием отстранить от власти Максима и его «иностранное окружение».
Оппозиция во многом инициировала очередной политический кризис, который в значительной мере был подготовлен поднятием тарифов, раздув дело о приватизации стратегических объектов в экономике.
Р. Отунбаева, лидер фракции социал-демократов в парламенте, публично потребовала от премьер-министра страны Данияра Усенова уйти в отставку. Она направила в аппарат правительства свой депутатский запрос, в котором назвала приватизацию двух стратегических предприятий страны («Северэлектро» и «Кыргызтелеком») «противоречащей интересам народа, подрубающей под корень основы его благосостояния», а также «грабительской и преступной»15. В ходе продажи стратегических экономических объектов были нарушены чисто юридические моменты приватизационного конкурса, в частности о недопустимости участия оффшорных групп.
Народный курултай, состоявшийся 17 марта 2010 года, выдвинул семь требований к власти. Был образован Центральный исполнительный комитет по претворению в жизнь
15 «Киргизтелеком» был продан за 40 млн долл., затем, по словам Отунбаевой, перепродавался международной кампании «Финтур» за цену, в десять раз превышающую эту сумму. «Северэлектро», оцененное независимой компанией полтора года назад в 137 млн долл., продали за три миллиона.
решений Народного курултая. Руководителем исполкома избрана депутат Жогорку Ке-неша Роза Отунбаева16.
В состав ЦИК Народного курултая вошли следующие активисты:
1) Отунбаева Роза;
2) Сариев Темир;
3) Каптагаев Эмиль;
4) Атамбаев Алмазбек;
5) Текебаев Омурбек;
6) Шерниязов Болотбек;
7) Ибраимова Эльмира;
8) Чотонов Дуйшон;
9) Эркебаев Абдыганы;
10) Дюшебаев Кенеш;
11) Бекназаров Азимбек;
12) Омуркулов Иса;
13) Сооронбай Жээнбеков.
Однако оппозиция не учла тот факт, что команда действующего президента Кыргызстана К. Бакиева более сплочена, чем окружение его предшественника А. Акаева, и настроена на удержание власти. Кульминация противостояния пришлась на 6—7 апреля. События стартовали в Таласе и Нарыне, очень бедных районах, где при Бакиеве социальная сфера оказалась еще более запущенной, чем при прежней власти. Это была идеальная среда для недовольства. В Таласе население было недовольно и тем, что из местных органов власти были удалены пользовавшиеся авторитетом люди.
Власть решила предпринять превентивные меры и в ходе ночной операции арестовала большое число оппозиционеров и гражданских активистов в Бишкеке и на местах, чтобы обезглавить протестные акции, запланированные на 7 апреля. Один из местных лидеров был арестован и в Таласе, что вызвало массовое недовольство. Ситуация еще больше обострилась, когда министр внутренних дел прибыл в Талас, чтобы усмирить протестующих, однако был там схвачен и избит.
В целом власть рассчитывала, что, арестовав видных представителей оппозиции — Омурбека Текебаева, Алмазбека Атамбаева и других, сможет погасить протестные настроения. Но убрав лидеров, которые могли бы канализировать протестное движение, сделать его управляемым (к тому же не все были настроены радикально), власть осталась один на один с неуправляемой массой возмущенных, чувствующих себя обманутыми людей.
В дальнейшем ситуация в Таласе развивалась драматично. Оправившись после штурма силовиков (просто усыпив их бдительность слабым сопротивлением), протестан-
16 Р. Отунбаева работала заместителем председателя Совета Министров КиргССР, советским послом, членом коллегии Министерства иностранных дел СССР. В независимом Кыргызстане она дважды возглавляла Министерство иностранных дел Республики, была спецпредставителем ООН в Грузии, Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызстана в США, Великобритании. В 2005 году она была одним из лидеров мартовской революции. С декабря 2007 года Отунбаева — депутат Кыргызского парламента и член парламентской фракции оппозиционной Социал-демократической партии Кыргызстана, с октября 2009 года — руководитель одноименной парламентской фракции. В марте 2010 года на Курултае оппозиция избрала ее своим лидером, она выпускница философского факультета МГУ, знает четыре языка, в Европе ее считают хорошим дипломатом.
ты начали постепенно вновь прибывать на площадь в гораздо больших масштабах, чем раньше. Люди, вооруженные камнями, палками, бутылками с зажигательной смесью, начали громить кордон спецназовцев, выстроившихся на площади. Митингующие в десятки раз превышали по численности вооруженную милицию.
Затем волнения перекинулись в столицу. В Бишкеке население (в основном радикально настроенная молодежь) вышло на массовые демонстрации, перешедшие в попытки штурма основных правительственных зданий. В этих условиях власти применили вооруженную силу (однако до сих пор остается неясным, кто спровоцировал открытие огня). В результате имели место многочисленные человеческие жертвы (свыше 80 погибших и несколько сот раненых)17. Снайперы убили десятки атакующих, а протестанты — бутылками с зажигательной смесью разрушили строй спецназа, а затем добили упавших.
Разъяренные и неуправляемые толпы взяли штурмом президентский дворец; в ходе противостояния были разграблены Жогорку Кенеш, Музей искусств, здание прокуратуры. Наполовину сгорело здание ГСНБ. К. Бакиев был вынужден бежать из столицы. Бишкек попал в распоряжение мародеров. Позже стало известно, что самолет с президентом и его братом Жанышем, возглавляющим службу госохраны, приземлился в Оше, на юге страны. Противники Бакиева заявляют, что их поддержали четыре из семи областей Кыргызстана.
Наблюдатели отмечают, что толпа была практически неуправляема. Отсюда можно сделать вывод, что народ, по большому счету, действовал самостоятельно. Лидеры оппозиции находились либо в заключении, либо вне Бишкека. А люди самоорганизовывались и штурмовали Белый дом по собственной инициативе на свой страх и риск или под руководством низовых лидеров — никому не известных фигур, объединявших небольшие группы.
В ходе переворота имела место межнациональная напряженность. На тех же митингах перед Домом правительства неоднократно звучали антисемитские лозунги, намекавшие на тесные деловые контакты М. Бакиева с бизнесменами еврейского происхождения, в частности со скандально известным Е. Г уревичем, разыскиваемым итальянской юстицией по обвинению в связях с мафиозными структурами. Для предотвращения еврейских погромов в Кыргызстан прибыл деятель Еврейского агентства «Сохнут» А. Кац.
Помимо этих инцидентов вспыхнул межэтнический конфликт в городе Токмак, в 60 км от Бишкека. Там начался конфликт между кыргызами, с одной стороны, и корейцами, уйгурами и дунганами — с другой. Была попытка разыграть похожую ситуацию в Джа-лал-Абадской области между кыргызами и узбеками.
Власть в Бишкеке взяло в свои руки так называемое временное правительство во главе с Р. Отунбаевой. 8 апреля председатель временного правительства Р. Отунбаева сделала ряд громких заявлений о том, что в Кыргызстане будут отменены новые тарифы на электро- и теплоэнергию. Как заявила лидер новой власти, следующие президентские выборы в стране состоятся через шесть месяцев. На этот период к временному правительству переходят полномочия президента, парламента и правительства. За полгода новая власть берется обеспечить принятие новой конституции, нового кодекса о выборах, а также провести президентские и парламентские выборы.
Были назначены пять замов главы временного правительства. Экономический блок возглавил экс-премьер А. Атамбаев18, финансами будет заведовать лидер партии
17 Представители антибакиевской оппозиции, пришедшие к власти, возлагают на Жаныша Бакиева, бывшего руководителя Службы государственной охраны, вину за гибель своих сторонников при штурме здания правительства 7 апреля. По неподтвержденной информации, приказ открыть огонь по мятежникам отдал именно он.
18 Алмазбек Атамбаев — один из первых кыргызских кооператоров, министр промышленности и торговли. После разрыва с К. Бакиевым перешел на сторону оппозиции. Считается крайне амбициозной фигурой, долго работать в команде он не может ни с кем.
«Ак-Шумкар» Т. Сариев19. Экс-спикер О. Текебаев20 займется конституционной реформой. И. Исаков станет курировать силовые структуры и одновременно выполнять обязанности министра обороны, а руководство генпрокуратурой и осуществление судебной реформы возложено на А. Бекназарова21.
После того как премьер Д. Усенов подал в отставку, все его заместители были уволены декретом временного правительства. Новым главой МВД стал организатор протестов в Таласе Б. Шерниязов. Службу национальной безопасности возглавил генерал милиции К. Дуйшебаев. Местную власть в Бишкеке и северных областях страны, которые перешли на сторону теперь уже бывшей оппозиции, осуществляют «народные губернаторы», избранные на региональных курултаях. К «народному губернатору» К. Орозовой перешла власть и в Баткенской области на юге страны.
Указами временного правительства заблокирована работа пяти банков республики — видимо, во избежание увода из них средств клана Бакиевых; в ближайшее время обещано национализировать проданные за бесценок «Кыргызтелеком» и «Северэлект-ро». Прозвучали и заявления о том, что две из четырех сотовых компаний перейдут в собственность государства.
Характерно, что после переворота в СМИ и обществе стали циркулировать слухи о возможном возвращении А. Акаева к политической деятельности, в том числе в качестве вероятного претендента на президентский пост22.
Следует обратить внимание на существенное различие между событиями марта 2005 года и апреля 2010 года. В 2005 году оппозиция была заинтересована в том, чтобы ситуация в стране стабилизировалась в максимально короткие сроки. Заинтересованность была прямая: новой власти было необходимо представить ситуацию как мирную, бархатную революцию. Сегодняшняя ситуация принципиально иная. Во-первых, качество самой оппозиции совершенно другое, во-вторых, в событиях 6—7 апреля ведущей силой являлась скорее не оппозиция, а недовольный властью народ, стихийно действующая масса. Оппозиция «подключилась» лишь на последнем этапе.
Данный фактор может сыграть негативную роль в развитии событий и отрицательно повлиять на процесс стабилизации в республике.
Лидеры нового режима
Реальных кандидатов на роль будущего лидера нации только два: Роза Отунбаева и Омурбек Текебаев. В настоящее время неизвестно, как именно будет проведена конституционная реформа и кто по новой конституции будет иметь больше полномочий — президент или премьер-министр. Но, судя по уже озвученному «парламентаристскому
19 Тимур Сариев — глава наиболее представленной в парламенте оппозиционной партии; финансист и биржевик со стажем и опытом, из числа разбогатевших в перестройку комсомольских работников; считается хитрым интриганом.
20 Омурбек Текебаев — зам. по новой конституции и платформе, то есть по идеологии; из школьных учителей, многократный депутат и вождь оппозиционных партий;
21 Азимбек Бекназаров — зам. по силовому блоку, юрист, бывший генпрокурор, народный трибун, лидер таласских повстанцев; он также амбициозный политик.
22 В Бишкек планируют вернуться политические эмигранты, бежавшие из страны из-за преследований властей: из Швеции — бывший глава коалиции «За демократию и гражданское общество» Эдиль Байсалов, из США — экс-глава парламентской фракции Социал-демократической партии Бакыт Бешимов, экс-посол Кыргызстана в Малайзии Равшан Джеенбеков, экс-депутат Кубатбек Байболов и Руслан Исаков, сын Исмаила Исакова. Экс-президент Аскар Акаев, свергнутый подобным образом в 2005 году, никакого желания вернуться на родину не продемонстрировал.
вектору», президент потеряет значительную часть полномочий и ключевой фигурой станет премьер-министр. По-видимому, за эту должность будут бороться Текебаев и Отунбаева.
При этом Р. Отунбаева — привлекательный «проект» Запада для международной общественности. Если женщина возглавит консервативную, патриархальную страну, окруженную авторитарными режимами, это станет удивительным прецедентом. Отунбаева, прекрасно говорящая по-английски, дважды занимавшая пост министра иностранных дел, прогрессивная и эмансипированная, стала символом мудрой и целеустремленной женщины, и эта харизма может сыграть в ее пользу на выборах. Кроме того, у Отунбае-вой есть репутация, которая может облегчить получение кредитов и денег от международных финансовых институтов и доноров.
Считается, что Отунбаева честна и неподкупна. Но честность и неподкупность — козыри также и Текебаева, против которого безуспешно искали компромат режимы Акаева и Бакиева. Но у Отунбаевой есть и минусы: по-кыргызски она свободно не говорит. Кроме того, традиционно консервативный кыргызский электорат испытывает определенное недоверие к женщинам во власти23.
О. Текебаева иногда называют «вечным кандидатом в президенты». Известно, что в 2000 году он выиграл выборы, результаты которых потом были якобы сфальсифицированы в пользу А. Акаева. Тем не менее О. Текебаев, несомненно, один из самых ярких лидеров: думающий, педантичный юрист, знающий наизусть все Кодексы Кыргызстана. Для внутреннего электората фигура Текебаева все же предпочтительнее, чем фигура Отунбаевой. Он виртуозно владеет кыргызским языком, однако плохо говорит по-русски, что вряд ли привлечет на его сторону горожан и русскоговоря-щий электорат.
Эксперты прогнозируют, что Р. Отунбаева не сможет длительное время удерживать лидерство. Скорее всего, по прогнозам, после выборов ее отправят послом или в МИД КР.
По мнению специалистов, чтобы победить в Кыргызстане родовое манапство, систему кланово-родственных и региональных связей, нужен лидер — личность очень крупного масштаба, с сильной волей и непреклонным характером, но в современном Кыргызстане таких лидеров нет (возможно, за исключением Ф. Кулова). Но, главное, среди элит и в целом в обществе отсутствует востребованность фигуры такого масштаба.
Все это говорит о необходимости введения в республике «внешнего управления»24. Однако внешнее вмешательство возможно только в случае полного выхода ситуации из-под контроля, когда политическое противостояние перерастет в жесткую конфронтацию по региональному признаку. В этом случае возникнет пугающий всех «эффект домино», который грозит дестабилизировать обстановку по всей Центральной Азии.
23 У экспертов, лично знакомых с Р. Отунбаевой, есть и другие точки зрения на ее личностные качества. Они считают, что Р. Отунбаева — «замечательная женщина, некая кыргызская пассионария, пламенная говорунья, лично очень искренняя и честная, истово верящая в полный набор демократической демагогии начала 1990-х годов — свободные выборы, свободную прессу, права человека и т.п., считающая, что в Кыргызстане можно учредить демократию по западным стандартам и зажить как в Швейцарии, совершенно и абсолютно неадекватная современным реалиям развитого трайбалистического общества. Роза Отунба-ева — это Аскар Акаев в юбке».
24 В частности, некоторые эксперты предлагают в рамках «внешнего управления» сформировать международный военно-политико-экономический консорциум с приглашением всех заинтересованных сторон — Китая, Узбекистана, Казахстана, России, США, Канады (как владелицы золотых месторождений). Менеджеров-управляющих предлагается пригласить со стороны (например, из Индии), чтобы они не были связаны с местными кадрами, и обязательно пригласить, пока на вторые роли, молодых этнических кыргызов из-за рубежа — России, США, Европы.
Российский фактор
Версии о внешнем факторе при сменах режимов в Кыргызстане сопровождали как события 2005 года, так и последний переворот25. Серьезные подозрения вызывает роль России в событиях, приведших к отстранению К. Бакиева от власти. Общеизвестно, что за последнее время у Москвы накопился целый ряд претензий к Бишкеку26.
В июне 2009 года К. Бакиев принял решение сохранить военную авиабазу США в аэропорту Манас, которую Кремль давно пытался убрать из Кыргызстана. Однако в результате внешнеполитического маневрирования она лишь сменила вывеску, став так называемым Центром транзитных перевозок. Особенно возмутило Кремль то, что это произошло после того, как, будучи в Москве, кыргызский лидер объявил о закрытии базы, а Россия заявила о выделении Кыргызстану безвозмездного гранта на 150 млн долл., 300 млн долл. льготного кредита, а заодно списала внешний долг республики на 180 млн долл.
Характерно, что в Кыргызстане активизировались противники военного присутствия США в стране. Вывода американских военных с территории республики потребовала общественная организация под названием «Совет аксакалов». Поводом для такого заявления, по словам одного из членов совета академика О. Нарбекова, стало обнародованное признание лидера иранской антиправительственной террористической группировки «Джундалла» Абдолмалека Риги, что в Центре транзитных перевозок американские инструкторы готовят боевиков для свержения нынешнего иранского режима27.
В дальнейшем Бишкек предпринял другие шаги, которые неизбежно должны были вызвать острую реакцию Москвы. Так, появились сообщения, что уже в 2010 году
25 Вот одна из трактовок событий 2005 года. Ряд экспертов считают, что главную роль в событиях во время и после свержения А. Акаева играл ставленник южных кыргызских кланов К. Бакиев. Главной причиной их недовольства режимом А. Акаева было то, что фактически у власти находился «северный» клан, а «южный», в их лице, оставался не у дел. Но в первую очередь в свержении Акаева были заинтересованы американцы. Президент Акаев имел репутацию пророссийского политика. Впоследствии он открыто заявлял, что его свергли только потому, что он отказался от предложения США разместить на своей территории самолеты дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС для осуществления операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Однако Акаев, который понимал, что с помощью подобной техники бороться с талибами невозможно и что АВАКСы в Кыргызстане американцам потребовались для отслеживания полетов на китайской и российской территории, отказался от этого предложения. Выступления оппозиции начались через две недели после его отказа.
Кроме того, существует немало доказательств прямого активного участия в этих событиях не только американских неправительственных организаций (далее — НПО), включая Фонд Сороса и Международный демократический институт, но и работников посольства США в Бишкеке. На техническом уровне режим А. Акаева фактически сокрушил преступный мир, представленный южными криминальными группировками. Оппозиционеры, используя полученные от Запада деньги, договорились с мафиозными «бригадами». При этом правоохранительные органы оказались неспособны противостоять союзу вышедшей на улицу организованной преступности и поддерживаемых Западом оппозиционеров.
26 См.: Джекшенкулов А. Россия — Кыргызстан: этапы развития межгосударственных отношений и их перспективы // Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центральноазиатской точки зрения. Берлин: Фонд им. Ф. Эберта, 2008. С. 277—293; Омаров Н.М. Внешняя политика Кыргызстана после
24 марта 2005 года: основные тенденции и перспективы // Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений / Под ред. А.А. Князева, А.А. Мигранян. Бишкек: ОФАК, 2009. С. 155—161; Мураталиева Н.Т. Военное присутствие США и России как фактор влияния в отношениях между Китаем и Кыргызстаном // Внешнеполитическая ориентация стран Центральной Азии в свете глобальной трансформации мировой системы международных отношений. С. 179—186; Соколов В., Сарыгулов А. Современная Кыргызия: многовекторность или безвекторность развития? // Вопросы экономики, 2010, № 2. C. 139—149; Huskey E. Foreign Policy in a Vulnerable State: Kyrgyzstan as Military Entrepot between the Great Powers // The China and Eurasia Forum Quarterly, 2008, Vol. 6, No. 4. P. 5—8.
27 По заявлениям Тегерана, арестованный признался, что работал как агент американских, британских и израильских спецслужб, а в Бишкек направлялся, чтобы встретиться на территории Центра транзитных перевозок с высокопоставленным чиновником из США.
кыргызские власти намерены открыть на своей территории еще один военный объект США — учебный центр в Баткенской области28.
Не меньшее недовольство России вызвала и история с так и не начавшимся созданием на юге Кыргызстана военного учебного центра, о котором Дмитрий Медведев и Кур-манбек Бакиев договорились в июле 2009 года на саммите ОДКБ в Чолпон-Ате. Этот центр стал бы вторым после авиабазы в Канте российским военным объектом в стране, а многие эксперты расценивали проект как компенсацию за неудавшееся изгнание американцев из Манаса. Согласно подписанному в Чолпон-Ате президентами РФ и КР меморандуму, заключить соглашение об условиях размещения и статусе объекта стороны планировали до 1 ноября 2009 года. Однако никаких документов не было подписано, хотя документ был давно практически готов.
Известно, что К. Бакиев давал Москве и другие обещания. Одним из них было передать России ОАО «Дастан». Вопрос о судьбе этого единственного на территории Кыргызстана предприятия ВПК, которое производит оборудование для морских торпед ВА-111 «Шквал», Бакиев обсуждал с Д. Медведевым еще в феврале 2009 года. Тогда было решено, что в обмен на списание госдолга Кыргызстана (180 млн долл.) Бишкек отдаст Москве контрольный пакет акций предприятия, а также его опытный полигон на озере Иссык-Куль. Долг был списан, однако кыргызские власти объявили, что контролируют всего 37% акций завода, а остальное находится в руках частных лиц. Вскоре в Москве с возмущением узнали, что акции «Дастан» в последнее время переходят в руки бизнес-структур, связанных с младшим сыном кыргызского президента М. Бакиевым.
Кроме того, в последнее время власти Кыргызстана начали наступление на русскоязычные сайты, ограничивая или вообще закрывая доступ к ним в республике. По этому поводу посольству РФ в Бишкеке пришлось даже выразить в марте «озабоченность», которая особого эффекта не возымела.
Наконец, работающие в Кыргызстане российские бизнесмены стали все чаще отмечать попытки ограничить их возможности по приобретению тех или иных предприятий. Как неоднократно утверждала оппозиция, эти попытки исходят от антироссийски настроенного окружения М. Бакиева. К примеру, в 2009 году в результате рейдерской атаки российские инвесторы лишились контрольного пакета в кыргызском сотовом операторе MegaCom.
27 февраля бывший премьер-министр Кыргызстана Д. Усенов принял участие в одиннадцатом заседании Межправительственной российско-кыргызской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству. На переговорах, в частности, была подписана программа экономического сотрудничества на 2010—2013 годы, которая предусматривает около 60 мероприятий в сферах торговоэкономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. Россия и Кыргызстан договорились развивать сотрудничество в нефтегазовой отрасли, создав совместное предприятие путем продажи части акций ОАО «Кыргызгаз» «Газпрому», а также активизировать до конца 2011 года реализацию программы геологического изучения недр на площадях «Кугарт» и «Восточное Майлису IV».
Однако главная цель визита — решение вопроса о выделении кредита на строительство Камбаратинской ГЭС-1 — достигнута не была. Россия готова финансировать проект только после подготовки его технико-экономического обоснования (ТЭО) и проведения экспертизы, к которой, возможно, привлекут Всемирный банк. Ранее ни о какой
28 Стоимость объекта сил специального назначения оценивается в 5,5 млн долл. Ранее американской стороной уже были выделены несколько миллионов долларов на строительство тренировочных центров для кыргызских сил специального назначения.
международной экспертизе проектов строительства крупных ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане, которые планирует финансировать Россия, не упоминалось.
В самом Кыргызстане итоги визита Д. Усенова были восприняты как провальные. В ответ на это Бишкек, по некоторым высказываниям, готовился предложить российским военным покинуть авиабазу в Канте. На практике российская авиабаза в Канте с 1 марта изменила принцип комплектования. Члены семей офицеров, ранее проживавшие на авиабазе, должны были покинуть ее, а военные из России будут служить в Канте не более года.
Несмотря на то что официальные российские лица (президент Д. Медведев, премьер-министр В. Путин, секретарь Совбеза Н. Патрушев) отрицали любой факт вмешательства России в события в Кыргызстане, руководство РФ не скрывало удовлетворения по поводу свержения К. Бакиева. Нельзя исключать также того, что в последние месяцы имели место секретные контакты российской стороны с кыргызской оппозицией. Характерно, что демонстративную поддержку временному правительству в Бишкеке оказала лишь одна страна — Россия. Р. Отунбаева говорила по телефону с премьером РФ В. Путиным, и тот обещал новому правительству материальную помощь.
Возвращаясь к роли России в свержении К. Бакиева, некоторые эксперты приходят к выводу, что РФ, скорее всего, рассчитывала к юбилею мартовской революции нанести растянутый во времени примерно на месяц массированный информационный удар по режиму Бакиева и таким образом отрезвить его и привести в чувство. Однако события приняли неуправляемый характер.
В любом случае Москва не допустит возвращения К. Бакиева к власти ни в какой форме, даже в рамках политического компромисса с оппозицией. Обращает на себя внимание тот факт, что Россия оперативно перебросила на свою авиабазу в кыргызском Канте две роты десантников.
Очевидно, что Кремль готовится работать с новыми властями страны. Первый, к кому обратилась Отунбаева за поддержкой, был В. Путин. С другой стороны, госсекретарь США Х. Клинтон также пообещала поддержать Кыргызстан. При этом Р. Отунбае-ва в разговоре с ней заявила, что Бишкек будет следовать ранее достигнутым с Вашингтоном договоренностям. Фактически американцы признают временное правительство Кыргызстана в обмен на сохранение «Манаса».
Что может сделать Казахстан для Кыргызстана: в м е с т о з а к л ю ч е н и я
Кыргызстан является ближайшим соседом Казахстана, наиболее близким культурно, исторически и ментально. Этот фактор, а также непосредственное географическое соседство, специфическое международное положение КР, интересы национальной безопасности Казахстана и тесные социальные и экономические связи двух республик делают дальнейшее развитие событий в этой стране далеко не безразличным для Казахстана.
К началу 2010 года в Кыргызстане сложилась тяжелая социально-политическая и экономическая ситуация, осложненная традиционным противостоянием север — юг и борьбой кланов. Поэтому спровоцировать взрыв социального недовольства было несложно.
При этом созыв Народного курултая подготовила оппозиция, а Бакиев своим приказом арестовать трех ее лидеров спровоцировал оппонентов на перевод политической борьбы в неконституционное поле. Определенную роль в расшатывании ситуации могли
сыграть и наркобароны, появившиеся в Кыргызстане после включения этой страны в наркотрафик из Афганистана в Россию. Этот новый клан обладает огромными финансовыми и организационными ресурсами, и ему совершенно не нужна сильная центральная власть.
Определяющей тенденцией внутриполитического развития Кыргызстана в ближайшей и среднесрочной перспективе становится резкое ослабление всех структур государственной власти, углубление социально-экономического кризиса и пролонгирование политической нестабильности.
Как представляется, в силу заданной инерции развития, совокупности влияния всех объективных и субъективных факторов, а также в силу фактически патовой политической ситуации и неразрешимого социально-экономического кризиса Кыргызстан будет не в состоянии самостоятельно выйти из сложившейся тупиковой ситуации. Вопрос встает, таким образом, о роли Казахстана и его союзников в предстоящей стабилизации соседнего государства.
Основным вопросом для внешней политики Казахстана на сегодняшний день является следующий: на какой стадии развития кризиса, в каких формах и насколько далеко следует вмешаться Астане в развитие событий в Кыргызстане, чтобы пресечь эскалацию политического кризиса? Целесообразно ли вообще, а если да, то в каком объеме и на каких направлениях следует оказать помощь Кыргызстану, с тем чтобы не повторилась парадигма развития этой республики в 2005—2010 годах?
Исходя из анализа предшествующего развития Кыргызстана, а также современных тенденций трансформации политической ситуации в этой стране, политику Казахстана в отношении Кыргызстана целесообразно выстраивать, руководствуясь следующими критериями. Необходима тесная координация действий с Россией, также крайне заинтересованной в скорейшей стабилизации Кыргызстана. К внешнеполитическим инструментам Казахстана относится доведение по дипломатическим и политическим каналам (возможно, с использованием ресурса ОБСЕ) до всех участников политической борьбы, что Астана не допустит использование вооруженных методов и повторения кровопролития в Кыргызстане.
В интересы Казахстана входит также поддержка всех прогрессивных и умеренных сил в республике с целью быстрейшей стабилизации и нормализации ситуации. Нельзя исключать сохранение на неопределенный период ограничений для граждан Кыргызстана на пересечение казахстанско-кыргызской границы и трудовую миграцию. Остро необходимы (и, по-видимому, уже имеют место) регулярные консультации с временным руководством республики по текущим и среднесрочным вопросам дальнейшего развития, имея в виду такие цели, как проведение полноценных и легитимных парламентских и президентских выборов в оптимальные для сохранения стабильности сроки.
К первостепенным задачам относится также координация казахстанских и международных правоохранительных сил по нейтрализации кыргызского криминалитета и его влияния на политическую жизнь республики. Представляется целесообразным постепенный «вывод» К. Бакиева из политической жизни с условием сохранения ему иммунитета в обмен на его отказ от политической борьбы. Астана должна настаивать на получении твердых гарантий от нового режима для казахстанского бизнеса и сохранения экономических интересов Казахстана в обмен на экономическую помощь.
В перспективе нельзя исключать запуск политического проекта «Лидер Кыргызстана»: поиск (скорее всего, совместно с Москвой), подготовка и поддержка наиболее приемлемой политической фигуры на пост президента Кыргызстана, которая смогла бы объединить все здоровые политические силы республики и продолжить выполнение исторической миссии по созданию в Кыргызстане прочного политического режима и стабильной социально-экономической системы.
На региональном уровне в цели Казахстана входит укрепление совместно с Россией и другими союзниками по ОДКБ системы региональной безопасности в силу временного «выпадения» Кыргызстана. Необходим также мониторинг действий кыргызских властей в водно-энергетической сфере с целью недопущения коллапса инфрастуктуры.
В самый разгар кризиса Казахстан предпринял, в том числе и в качестве председателя ОБСЕ, усилия по нормализации ситуации в Кыргызстане. Необходимо отметить, что при урегулировании обстановки в соседней стране был задействован и такой важный ресурс, как личный авторитет президента Казахстана, который все дни кризиса работал на прекращение противостояния в Кыргызстане. Данная проблема обсуждалась во время саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне президентами РФ, США и Казахстана.
ОБСЕ, возглавляемая Казахстаном, продолжает содействовать выходу Кыргызстана из кризиса. Так, из резервного фонда ОБСЕ, по настоянию Астаны, было выделено 200 тыс. евро для поддержания в Кыргызстане общественного порядка и безопасности, верховенства закона и демократии. Помимо этого Казахстан из своих фондов выделил необходимую гуманитарную и экономическую помощь. Именно благодаря дипломатическим усилиям Казахстана Генеральный секретарь ООН, руководство ЕС и Парламентская ассамблея ОБСЕ направила представителей в Кыргызстан, что в немалой степени способствовало нормализации положения в этой республике.