_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
воспроизводством плодородия почвы, противоэрозионные мероприятия, снижающие смыв почвы [1, с.496].
Осваивая постановку задачи, построение развернутой экономико-математической модели, методы решения и анализа задач линейного программирования на безразмерных системах уравнений и неравенств, студенты отрабатывают только алгоритмы экономико-математических методов.
Изучение вопроса об оптимизации таких мероприятий заключается не только в овладении математическим методами, а также в более глубоком понимании таких понятий как трансформация, осушение, орошение, использование элитных и сортовых семян, научно-обоснованных доз внесения удобрений и средств защиты, противоэрозионные мероприятия.
Решение и анализ профессиональных задач позволяет перенести теоретические знания решения задач линейного программирования на практику и правильно осмыслить оптимальное решение, скорректировать модели, внести дополнительные условия, оценить устойчивость полученного решения, пределы возможных изменений параметров модели, определить предельную эффективность ресурсов. Студенты сами могут изменить набор исходных данных (наличие ресурсов, планы, требования), решить задачи с различными целевыми функциями, провести параметрический анализ.
Изучив ранее методы и способы решения задач линейного программирования, студенты самостоятельно определяют метод решения задачи. Некоторые задачи решаются симплексным методом [2, c.66], и имеют большой и разнообразный набор исходной информации, а для других используется распределительный метод, в котором необходимо определить, какой показатель будет играть роль поставщика, а какой потребителя и показатели для оформления целевой функции [2, с.123].
По-новому оценивается роль севооборотов в улучшении земель разного качества и эрозионной опасности. Важно не только научиться решать задачи с помощью Excel, но и анализировать постановку задачи, систему переменных и ограничений, оптимальное решение и его устойчивость.
Таким образом, использование профессиональных задач в учебном процессе, формирует более прочные профессиональные знания, развивает более глубокое понимание математического аппарата и позволяет использовать полученные результаты на практике.
Список использованной литературы:
1. Волков С. Н. Землеустройство. Экономико-математические методы и модели. Т. 4. — М.: Колос, 2001. — 691 с.
2. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин. М. Н. Фридман; под ред. проф. Н. Ш. Кремера. — М.: ЮНИТИ — 2004. — 407 c.
© Селюкова Г.П., Селюкова С.А., 2016
УДК 630.90
А.А. Соколов
Аспирант ФГБОУ ВО Донской ГАУ (НИМИ) ИМ. А.К.Кортунова,
г. Новочеркасск, Российская Федерация
А.Ю. Целикова
Студентка ФГБОУ ВО Донской ГАУ (НИМИ) ИМ. А.К.Кортунова,
г. Новочеркасск, Российская Федерация
В.С. Гаврин
Студент 5 курса факультета геологии, горного и нефтегазового дела Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова
г. Новочеркасск, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Аннотация
В статье рассмотрен современный подход к управлению лесным хозяйством в Российской федерации.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
Ключевые слова
Лесное хозяйство, эффективное управление, современный подход, лесной кодекс.
Лесное хозяйство является важным элементом народного хозяйства страны.
Лесное хозяйство реализовывает следующие функции:
- обеспечивает условия для стабильного развития предприятий лесной промышленности;
- предоставляет гражданам пищевые и непищевые ресурсы, которые могут использоваться в личных целях;
- является источником рекреационных ресурсов для населения страны.
Качество государственного управления лесным хозяйством является очень значимым и важным для социально-экономического развития страны. Особую важность данный вопрос имеет для Российской Федерации, обладающей одними из наиболее крупных запасов лесных ресурсов среди всех мировых государств.
Основными целями лесного хозяйства являются:
- полное удовлетворение потребностей экономики страны в древесине и других продуктах и ресурсах лесного хозяйства;
- всестороннее использование и усиление особых функций леса как важного природного и экологического фактор;
- повышение производительности лесов через оптимизацию их видового состава, сокращение сроков выращивания технически спелой древесины;
- организация эффективной защиты и охраны лесов;
- внедрение в лесохозяйственную практику достижений науки и передового опыта;
- повышение интенсивности лесохозяйственного производства, его доходности.
Лесное законодательство Российской Федерации состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия в сфере нормативно-правового регулирования распределены между уровнями власти не равномерно, в частности, большая часть нормативных правовых актов, регулирующих вопросы управления лесным хозяйством, принимается на федеральном уровне.
В частности на органы государственной власти Лесным кодексом Российской Федерации возложены полномочий по принятию не менее 49 нормативных правовых актов, определяющих регулирование управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Основные финансовые средства в сфере лесного хозяйства аккумулируются в федеральном бюджете, после чего распределяются между субъектами Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Субъекты Российской Федерации осуществляют практическую реализацию государственной политики в сфере управления лесным хозяйством на местах и фактически несут ответственность за конечный результат в данной сфере. При этом субъекты Российской Федерации существенным образом ограничены в используемых рычагах и инструментах реализации государственной политики. Полномочия по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере лесных отношений реализует Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
В настоящее время основными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством в Российской Федерации, являются:
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России);
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Основным документом, содержащим информацию о состоянии лесного хозяйства в Российской Федерации является Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-4/2016 ISSN 2410-6070_
подготавливаемый Федеральным агентством лесного хозяйства ежегодно.Таким образом, в соответствии с официальными данными в Российской Федерации вырубается меньше 25% от того, что прирастает в лесах, которые можно использовать для заготовки древесины, и менее 30% от расчетной лесосеки - официально разрешенного объема вырубки.
На основании указанных данных можно сделать вывод, что объем лесных ресурсов в Российской Федерации позволяет не только обеспечивать работу существующих перерабатывающих предприятий и экспорта, но и создает условия для значительного роста объемов заготовки древесины.В частности, государственной программой развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации, показатель "отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины" должен составить к 2020 году 50%, другими словами объем рубки в течение 4 года реализации программы должен увеличиться.
В настоящий момент структура управления лесным хозяйством Российской Федерации основана на принципе разделений полномочий между уровнями публичной власти, что в целом соответствует реализуемым в стране принципам федерализма. Подобное разделение незначительно усложняет процедуру принятия решений в сфере организации управления лесным хозяйством, в то же время она способствует созданию условий для выработки объективной государственной политики.
Субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по управлению 93% всех лесов Российской Федерации, включая:
- организацию государственной охраны лесов, а также лесной надзор и контроль;
- разработка и экспертиза лесных планов, а также лесохозяйственных регламентов;
- организация использования лесов, лесных ресурсов и лесных земель;
- организация системы управления лесами и лесным хозяйством на территории субъектов Российской Федерации.
Значительное влияние на эффективность системы государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации оказывает её нестабильность, выражающаяся в регулярных изменениях в системе распределения полномочий между уровнями власти, в структуре субъектов и объектов управления в лесном хозяйстве.
Результатом подобной нестабильности, а также ряда дополнительных недостатков в системе государственного управления лесным хозяйством в Российской Федерации является снижение эффективности управления, приводящее к снижению значения рад наиболее значимых показателей, отражающих состояние лесного хозяйства в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти фактически вынуждены осуществлять контроль и надзор в том числе и результатов собственной деятельности, что снижает эффективность и объективность реализуемых контрольных и надзорных мероприятий.
Совмещение функций по управлению лесным хозяйством и по мониторингу его состояния создает риск недобросовестных действий ответственных должностных лиц, направленных на формирование результатов мониторинга в интересах субъекта управления.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Лесной кодекс Российской Федерации.
3. Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2012 г. №636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 №736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 №404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации".
© Соколов А.А., Целикова А.Ю., Гаврин В.С., 2016