ШИЛОВА Д. А.
СОВРЕМЕННЫЙ ПАНСЛАВИЗМ КАК ФАКТОР РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В XXI ВЕКЕ
Аннотация. В статье рассматриваются истоки панславизма и тенденции его развития в XXI веке. Автор анализирует цели и результаты деятельности панславистских партий, движений, съездов. В работе исследуется современный панславизм в России и других славянских странах в контексте его воздействия на общество и политику.
Ключевые слова: панславизм, современный панславизм, XXI век, славянофилы, славянские народы, Славянский Собор, Всеславянский Съезд, славянские союзы.
SHILOVA D. A.
MODERN PAN-SLAVISM IN RUSSIAN POLITICS OF THE XXI CENTURY
Abstract. The article discusses the origins of Pan-Slavism and its development trends in the XXI century. The author analyzes the goals and results of the activities of the Pan-Slavist parties, movements, congresses. The paper explores modern pan-Slavism in Russia and other Slavic countries in the context of its impact on society and politics.
Keywords: Pan-Slavism, modern Pan-Slavism, XXI century, Slavophiles, Slavic peoples, Slavic Council, all-Slavic Congress, Slavic unions.
На современном этапе развития российского общества в качестве наиболее острых проблем выделяют трудности в экономике, политическом и государственном управлении, в отношениях на международной арене, потерю нравственных и духовных ориентиров российского общества, отсутствие национальной идеи и единых ценностей. Осмысляя поставленные вопросы, невозможно пройти мимо уже накопленного интеллектуального наследия русских философов, писателей и общественных деятелей прошлых эпох. Таким значимым фундаментом для развития русской культуры и русского общества были славянофилы - неординарные и самобытные мыслители XIX века, философское наследие которых насыщенно и разнообразно.
Так, например, славянофилы настаивали на том, что собственное историческое прошлое (традиции, бытовой уклад, язык, особенности вероисповедания, костюмы, национальная еда, праздники и т.д.) формирует и определяет дальнейшие пути духовно-нравственного развития российского государства и общества. В современном мире периодически обсуждается идея о том, что знание своих истоков и культуры, а также извлечение уроков из своей истории не только не нужно для современного государства, желающего интегрироваться в мировое сообщество, но и даже мешает этому. Однако в
1
настоящее время в ряде славянских стран идея панславизма жива, а вопрос, касающийся тенденции объединения славянских народов и сохранения культурных традиций, не снят с повестки дня.
Роль и значимость панславистских объединений исследуют такие российские учёные как А. А. Григорьева [4; 5; 6], А. А. Лукьянчик [9], Г. В. Рокина [10; 11], В. А. Болдин [3]. Среди иностранных авторов наибольший вклад в исследование темы внесли Фридрих Энгельс [2], Иво Банац [1], Стоян Дончев [7], Вальдемар Чур [12]. Анализ работ вышеперечисленных авторов показывает, что теоретики панславизма, в основном, концентрируют свое внимание на вопросах становления и развития общеславянских движений в Х1Х-ХХ веках. Актуальность же данной научной работы состоит в том, что в ней рассматривается проблема распространенности идеи панславизма в XXI веке. Новизна данного исследования заключается в анализе влияния панславизма на политику и общество в разных странах.
Итак, основная проблема, которая поднимается в данной работе - это развитие панславизма в XXI веке. Таким образом, цель исследования - проанализировать роль панславизма в политике и общественной жизни в настоящее время. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач. Во-первых, выявить особенности панславизма XXI века. Во-вторых, определить какие общественные институты (движения, объединения, союзы) занимаются развитием панславизма в XXI веке. В-третьих, узнать, какие страны наиболее вовлечены в развитие панславизма. В-четвертых, выявить наиболее активные в аспекте развития панславистских тенденций регионы России. В-пятых, проанализировать влияние славянских партий на политику.
Существуют аспекты, которые могут в перспективе содействовать возрождению сильной панславистской идеи. Наиболее распространенным фактором, способствующим интеграционным процессам, является общность целей: например, экономических, хозяйственных или внешнеполитических [9]. Один из известных современных сторонников панславизма Вальдемар Чур писал о том, что Россия, будучи государством с сырьевой экономикой, имеет большой потенциал, который не реализуется по многим причинам. Тем временем Польше для укрепления и роста промышленности не хватает новых рынков сбыта и сырьевых источников, а также постоянного притока рабочей силы, который сейчас реализуется в основном благодаря украинцам и белорусам. Данный экономический фактор мог бы сплотить данные государства. Также, как отмечает автор, несмотря на бытующие предубеждения, молодые русские люди совершенно не настроены против западных соседей, поэтому «Польша могла бы быть для молодых русских, украинцев, белорусов проводником в Европу» [12].
Кроме того, общие интересы славянских народов могут проявится в области внешней политики. Панславизм изначально возник как попытка противостоять гнету со стороны западноевропейских народов, то есть как внешнеполитический проект. В условиях гипотетического двухполюсного мира, в котором один полюс - США, западная Европа и страны их поддерживающие, а второй - Китай, баланс между ними мог бы стать объединяющим фактором [19].
Согласно Р. Влчку, одному из известных идеологов панславизма современности, это направление стоит рассматривать как продукт отдельных мыслителей, а не массы. Поэтому для прогнозирования будущего панславизма следует обратиться к его активистам. Поддержку «славянской взаимности» осуществляют главным образом славянские партии: Славянская партия Польши, Белорусская патриотическая партия, Славянская партия Украины, некоторые левые партии и другие. Украинская партия стала одним из учредителей международного объединения «Всеславянский собор», стратегическая цель которого имеет много отсылок к труду Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» и заключается в «координации действий общественных организаций по укреплению дружбы и сотрудничества между славянскими странами, народами и их диаспорами в политической, экономической и культурной областях во имя создания Союза славянских государств - «Славии» [12].
I Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины был организован в 2001 году. Стоит отметить, что инициатором проведения Собора стал Председатель Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Г. Селезнёв. Среди противников панславизма мероприятие вызвало острый резонанс, поэтому они обвинили Собор в показном характере и отсутствии реального влияния на политику. Кроме того, припомнился факт о том, что именно эти три восточнославянских государства - Россия, Украина и Белоруссия - поспособствовали развалу СССР. Уже 24 июня 2002 в Смоленске прошел II Славянский собор, в рамках которого активно обсуждался проект Союзного государства России и Белоруссии. Таким образом, можно констатировать, что сотрудничество славянских стран продолжилось.
В 2005 году в Минске проходил IX Всеславянский съезд. Это мероприятие было приурочено к 60-летию победы во Второй мировой войне. На Съезде было принято несколько значимых резолюций, в том числе и заявления, темой которых стало укрепление взаимоотношений с южнославянскими государствами. Помимо этого, участники Съезда выразили осуждение по поводу действий США в Ираке, а также в очередной раз обратились к Евросоюзу с требованием проявлять уважение к славянским народам. Это событие продемонстрировало решительное объединение славянских государств в борьбе с несправедливостью на международной арене.
III Славянский собор прошёл 24-25 апреля 2009 года в Киеве. Пожелание удачи Собору выразили главы России и Белоруссии, а патриарх Кирилл выступил с благословлением участников съезда. Однако власти Украины никак не прокомментировали съезд Собора и его действия. В этом же году 3 октября в Праге прошёл первый Чешско-моравский славянский съезд, организатором которого выступил Чешско-моравский славянский союз.
С 12 по 13 ноября 2010 года в Киеве прошёл X Всеславянский съезд, который собрал более 350 делегатов из 11 славянских стран (из них 210 представляли Украину, а 140 — остальные славянские страны). Кроме того, в мероприятии был задействован и Всеславянский Собор, председателем которого является Николай Кикешев. Съезд официально приветствовали Председатель Верховного совета Украины Владимир Литвин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко, что продемонстрировало факт поддержки со стороны правительства славянских государств. На Съезде были избраны председатель Международного славянского комитета (Николай Лавриненко) и его первый заместитель (Ян Минарж), а также почётный председатель (Александр Лукашенко). Важным этапом мероприятия стало официальное утверждение Устава Съезда, после чего делегаты выступили с обращением к белорусскому народу, в котором осуждалось выделение Западом значительных средств на так называемую «поддержку демократии».
Резкое ухудшение российско-украинских отношений после событий 2014 года резко снизило активность панславистских движений. Проходившие в последующие годы мероприятия не были столь многочисленными, как прежде. Приходится констатировать, что идеологические разногласия оказались во многих отношениях сильнее этнокультурной близости государств. В новых условиях уже невозможно было говорить о консолидированной позиции всего славянского сообщества.
В мае 2015 года прошёл съезд представителей «Собора», в котором приняли участие 14 делегаций и представители 16 славянских народов, что, по мнению организаторов съезда, «подтверждает полномочия для работы «Всеславянского собора». Результатом съезда стал принятый меморандум, в котором члены объединения взяли ответственность за защиту славянского наследия «от неприязней извне» и за воспитание настоящего и будущего поколений [12]. Однако вышеперечисленные партии реального влияния на политику не оказывают.
Больший вес в этом вопросе имеет Славянский парламентский союз, созданный после VII Всеславянского съезда в 1998 году, штаб-квартира которого находится в Минске. Задачей союза является координация действий парламентариев славянских государств. Сессии проводятся часто. В их работе принимали участие представители депутатского корпуса Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Украины, Белоруссии, России и Приднестровья.
4
Что касается России, то здесь действуют движение «Славянский союз России», базирующееся в Санкт-Петербурге, Панславянское национальное добровольческое объединение, находящееся в Мурманске, и Панславянское молодёжное объединение из Томска (провело в 2012 году славянский молодёжный форум в Томске). В Словакии панславянские идеи реализует Словацкое движение возрождения. В Чехии - Чешско-Моравский славянский союз.
В заключение стоит отметить, что особенностью панславизма в XXI веке стала разрозненность славян в политическом, экономическом и культурном плане. Однако, существует ряд факторов, которые бы могли способствовать возрождению панславизма в XXI веке: интерес политиков к созданию союзов, деятельность активистов и партий, некоторое угасание популярности глобализма, а также использование Интернет-пространства, которое сегодня стало для большинства второй социальной средой. Также актуальна переориентация с материальных благ на духовность и культуру. По словам Р. Х. Касимова, «такая модель строится на культурной основе, хотя и содержит политико-экономический момент» [8].
Наиболее активными странами, выступающими за идею сплочения славянских народов, можно назвать Белоруссию, Украину, Россию, Польшу, Чехию. В России же городами, где активно развиваются идеи панславизма можно назвать Санкт-Петербург, Томск, Мурманск.
В то же время можно резюмировать, что строить прогнозы относительно славянской взаимности на данном этапе затруднительно, поскольку слишком активное влияние оказывает текущая политическая конъюнктура, связанная с противоречиями в системе международных отношений. Вероятнее всего, дальнейшей активизации панславистских движений будет способствовать нормализация российско-украинских отношений, а также постепенный переход стран Восточной Европы в выработке более самостоятельного от США и НАТО внешнеполитического курса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Banac I. The National Question in Yugoslavia: Origins, History, Politics. - N.Y., 1984. -
233 p.
2. Engels F. Der demokratische Panslawismus // Neue Rheinische Zeitung. - No 222-223,
15-16.02.1849.
3. Болдин В. А. Панславистские политические концепции: генезис и эволюция / Под
общей редакцией А. А. Ширинянца. - М.: Аквилон, 2018. - 376 с.
4. Григорьева А. А. Панславизм: идеология и политика: 40-е годы XIX - начало XX
века: монография. - Иркутск: Аспринт, 2013. - 200 с.
5
5. Григорьева А. А. Проблема панславизма в советской историографии // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 4 (59). - С. 69-71.
6. Григорьева А. А. Становление российского панславизма в 40-80-е годы XIX века // Русская философия: история, методология, жизнь / отв. ред. Аляев Г., Суходуб Т. -Полтава: ООО «АСМИ», 2011. - С. 702-712.
7. Дончев С. Славянская идея в XXI веке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lit.lib.rU/d/donchew_s_d/text_0010.shtml (дата обращения 15.03.2020).
8. Касимов Р. X. Цивилизация как категория постклассической политологии // Общество: политика, экономика, право. - № 1. - 2016. - С. 12-14.
9. Лукьянчик А. А. Панславизм как фактор интеграционных процессов современностью // Русский универсум в условиях глобализации. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 269-274.
10. Рокина Г. В. Славянское движение XIX-XX веков: Съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения / Российская академия наук: Лексикографический семинар. -М., 1998. - 269 с.
11. Рокина Г. В. Теория и практика славянской взаимности в истории словацко-русских связей XIX в. // Славянское движение XIX-XX веков. - Казань, 2005. - С. 5-30.
12. Чур В. Русско-польские горизонты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vesparevenge.ru/?p=3661 (дата обращения 14.03.2020).