В.А. БОЛДИН аспирант кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*
«Культурный панславизм» И.В. Каменского
Конец XIX - начало XX в. - переломная эпоха в мировой истории. К началу нового столетия европейская цивилизация находилась, с одной стороны, в условиях жесточайшего социокультурного и духовного кризиса, вызванного переосмыслением всех ранее преобладавших в обществе ценностей и взглядов, а с другой - в фазе своего небывалого подъема и развития. Процесс поиска эффективных путей развития общества, формирования новых идентичностей, рождения идейно-политических концептов, способных дать ответы на вызовы эпохи, не обошел стороной и Россию, где на рубеже столетий вновь возрождается интерес к идеологии панславизма.
Необходимо отметить, что идеологии панславизма этого периода, а также социально-политическим взглядам активного деятеля славянского движения И.В. Каменского в современной литературе уделяется мало внимания, именно этим и обусловлена теоретическая и практическая актуальность данной работы.
Наиболее полное и емкое определение панславизма дал А.А. Ширинянц: «Панславизм есть идейно-политический комплекс, включающий разнообразные доктрины, теории, концепции и идеи, во главу которых была поставлена задача взаимного сотрудничества и единства действий в культурном и/или политическом отношениях родственных (по крови, языку, религии, бытовой
культуре, исторической памяти, территории) славянских и близких
~ 1
им народов и народностей» .
После Берлинского конгресса (1878 г.), не оправдавшего надежд панславистов на полное освобождение славянских народов на Балканах, интерес к идеологии панславизма постепенно угасал. Однако уже к концу столетия исторические события в Европе вновь поставили на повестку дня «славянский вопрос». Именно на этом фоне в 1892 г. в Санкт-Петербурге складывается «славянофильский студенческий кружок» «Славянская беседа», одним
* Болдин Владимир Алексеевич, e-mail: boldin.v.a@gmail.com
1 Ширинянц А.А., Мырикова А.В. Введение к исследованию истории и идеологии панславизма XIX века / Под ред. А.А. Ширинянца. М., 2010, с. 11.
из основателей которого выступил будущий видный идеолог «культурного панславизма» Илья Владимирович Каменский (родился в 1875 г., дата смерти неизвестна). Члены кружка ставили перед собой задачу объединять студентов высших учебных заведений для «научных собеседований по славянским делам», а также выработать «новое славянское мировоззрение», способное отвечать на вызовы эпохи1.
После распада «Славянской беседы» в 1902 г. И.В. Каменский активно включился в деятельность нового журнала «Славянский век» (1900-1904 гг.), издававшегося в Вене Д.Н. Вергуном (18711951). Журнал «Славянский век», позиционировавший себя как «всеславянский орган для выяснения и защиты славянских культурных интересов, распространения русского языка и для поощрения торговых сношений между Россией, Австро-Венгрией и Балканским полуостровом», был на тот момент единственной площадкой, где молодые слависты и деятели славянского движения могли обсуждать наиболее злободневные вопросы, стоявшие перед «славянством». Именно на страницах «Славянского века» И.В. Каменский2 публикует свои основные работы, ставшие своеобразной политической программой и квинтэссенцией взглядов сторонников идей «всеславянства» в начале XX в.
Ключевой для понимания взглядов Каменского и сторонников «нового славянского возрождения» является статья «Тезисы панславизма», опубликованная в январе 1903 г. и сразу вызвавшая оживленные дискуссии в лагере панславистов.
Основными задачами современных панславистов, с точки зрения Каменского, были «выработка общеславянской культуры, усиление взаимодействия славянских народов друг с другом, а также накопление и беспрестанный обмен духовными и материальными благами»3.
В статье «Тезисы панславизма» И.В. Каменский выдвигает и конкретный список целей и задач, которыми должна руководствоваться будущая «младославянская» партия: «а) всестороннее развитие каждой отдельной личности и обеспечение ее материального и духовного счастья; б) возможное расширение свободы личности, т. е. до таких пределов, которыми не разрушалась бы жизнь всего общества; в) равноправность сословий как в общественной, так и в государственной жизни; г) равновесие между правами и обязанностями у должностных лиц; д) всеобщая грамотность, как необходимое условие правильной общественной жизни; е)
См.: Прокудин Б.А. Идея славянского единства в политической мысли России XIX века / Под ред. А.А. Ширинянца. М., 2007, с. 90.
2 Часто работы Каменского публиковались под псевдонимом «Панславист».
3 Каменский И.В. Тезисы панславизма // Славянский век: Всеславянский орган, 1903, вып. 59, с. 323-324.
надлежащая постановка и беспристрастное мирное решение рабочего, женского, школьного и иных общественных вопросов и нужд; ж) скорейшее разоружение, до возможно меньших размеров, громадных армий, поглощающих большую часть государственных доходов, и употребление освобождающихся таким образом средств на поднятие экономического благосостояния славянских народов; з) возможно большая полнота и разнообразие в проявлениях бытовой жизни славянских народов»1.
Каменский со своими единомышленниками не оставили без внимания вопрос о политическом объединении славянских народов. Тем не менее в программе Каменского звучат достаточно осторожные предложения. Так, например, с его точки зрения «желательно, чтобы связь между славянскими народами была не только культурная, но и политическая». Для этого Каменский предлагает создание «всеславянской думы для обсуждения и решения дел». Формировалась бы она по принципу пропорционального представительства каждого славянского народа в зависимости от количества населения2. При этом автор не ставит никаких конкретных политических целей перед союзным парламентом, а говорит лишь о необходимости достижения «целей панславизма в культурном отношении».
Относительно своей программы Каменский был убежден, что она нисколько не противоречит истинному славянофильству, что в ней нет мистицизма старой славянофильской школы, с одной стороны, а с другой - нет той нетерпимости ложных славянофилов (иначе «квасных патриотов»), которая может быть выражена тремя словами: «обрусить», «оправославить», «обюрократить». Это равносильно, по мнению таких людей, понятию «осчастливить»3.
Б.А. Прокудин следующим образом оценивает статью «Тезисы панславизма»: «Автор формулирует демонстративно нейтральную в политическом отношении программу. Даже рабочим языком славянских встреч Каменский предлагает сделать французский. Ему приходится оправдываться и открещиваться от «квасных патриотов» консервативного толка, и даже от Пушкина»4. Все это лишний раз подтверждает намерения Каменского и его соратников по «Славянскому веку» сформировать новый, положительный образ панславистской идеи в глазах, прежде всего, западных и южных славян.
Концептуальное значение для понимания эволюции взглядов русских культурных панславистов имеют очерки И.В. Каменского «Панславизм, пангерманизм и панроманизм в ХХ веке», посвящен-
1 Каменский И.В. Тезисы панславизма // Славянский век: Всеславянский орган, 1903, вып. 59, с. 323-324.
2 См. там же.
3 Там же, с. 324.
4 Прокудин Б.А. Указ. соч., с. 92-93.
ные участникам Гаагской мирной конференции (1899 г.). В них нашли отражение ключевые тенденции освещения общественно-политических проблем через призму «нового славянского мировоззрения».
В результате анализа исторической жизни европейских народов Каменский приходит к выводу, что европейским странам для процветания, достижения «естественного равновесия» и снижения милитаризма необходимо стремиться к культурному, а если будет возможность, и к «политическому единению трех союзов одноплеменных государств: Романских, Германских и Славянских народов»1.
По мнению Каменского, усложнение социального, политического, экономического и культурного контекста привело к тому, что в современном мире невозможно апеллировать категориями первых «западников» и «славянофилов». Мир изменился, а с ним изменилась и культура народов Европы. Нравственный и социально-политический космополитизм повсюду проник в верхние слои общества. Поэтому лишь сближение и федеративное соединение по этнографическому принципу родственных наций позволит достигнуть братства, равенства и свободы в культурно-материальной и культурно-социальной жизни.
Тем не менее Каменский предупреждает, что культурное сближение ни в коем случае не должно носить насильственный характер. Так, за излишнее «давление» Каменский жестко критикует политику русского правительства в Польше, откровенно называя ее «неславянской»2.
Вообще с точки зрения Каменского, политическая карта Европы должна подлежать полному пересмотру, так как ее нынешнее состояние не соответствует ходу исторического развития. Так, например, Галицкая Русь должна отойти России, а левую часть Царства Польского стоило бы отдать будущему «Польскому штату в составе Австрийской федерации». Это способствовало бы снятию вражды между двумя братскими народами - русскими и поляками, а в дальнейшем и созданию двух одинаково сильных «славянских великанов» - России, «содержащей в своих недрах» финнов, грузин, армян, татар, и «Средне-Европейского имперского союза, состоящего из славян бывшей Австро-Венгерской империи, Греции, Румынии Венгрии, Албании». Дипломатическим и коммерческим языком будущего двойственного союза, безусловно, должен стать русский язык, а малые славянские народы должны будут жить в союзе с Россией, не боясь в то же время быть поглощенными ею. Между тем в Европе к тому времени сложился бы «Двойственный Романо-Германский Союз»3.
1 Каменский И.В. Панславизм, пангерманизм и панроманизм в ХХ в. Посвящается участникам Гаагской мирной конференции. Одесса, 1902, с. 9.
2 Там же, с. 51-52.
3 См. там же, с. 50-52.
Подводя итоги рассмотрению эволюции взглядов культурных панславистов в конце XIX - начале XX в. можно выделить несколько их особенностей. Во-первых, стремление придать панславизму научный характер и объяснить мотивы неизбежного объединения славянских народов универсальными историческими и социологическими законами. Во-вторых, крайнюю размытость и утопичность политических проектов панславистов. В-третьих, все более смещающийся акцент на экономическое сотрудничество славянских народов и усиление торговых сношений между славянскими землями как залог успешного развития. Последняя идея во многом стала основополагающей для эволюции взглядов сторонников «славянской солидарности» и предопределила развитие панславизма в начале XX в.
В заключение следует отметить, что несмотря на попытку переосмысления идейных основ панславизма И.В. Каменский никогда не отрицал преемственность взглядов теоретиков культурного направления в русском панславизме . Более того, он был категорически против «русофобских» трактовок панславизма как орудия «царской политики». Хотелось бы подчеркнуть, что работы И.В. Каменского наиболее точно передают трансформации в идеологии панславизма на рубеже эпох. Многие проблемы, затронутые автором на страницах журнала «Славянский век», носили пророческий характер, и во многом их игнорирование и привело в дальнейшем к кровавому событию, изменившему судьбы миллионов людей - Первой мировой войне.
Болдин В.А. «Культурный панславизм» И.В. Каменского.
Статья посвящена феномену возрождения панславизма в конце XIX - начале XX в. и в частности социально-политическим взглядам активного участника славянского движения И.В. Каменского.
Ключевые слова: панславизм, «культурный панславизм», И.В. Каменский, «Славянский век».
Boldin V.A. «Cultural Pan-Slavism» in the interpretation of I.V. Kamensky. The article is devoted to the phenomenon of revival of Pan-Slavism in the late XIX - early XX century, and in particular to social and political ideas of the active Slavic movement's member I.V. Kamensky.
Keywords: Pan-Slavism, «cultural Pan-Slavism», I.V. Kamensky, «Slavic Century».
1 Подробнее о классификации русского панславизма cм.: Ширинянц А.А. Русский хранитель: политический консерватизм М.П. Погодина. М., 2008, с. 75.