ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
STATE AND CIVIL SOCIETY, IDEOLOGY AND POLITICS
Развитие территорий. 2024. № 3. С. 51—59. Territory Development. 2024;(3):51 —59.
Государство и гражданское общество, идеология и политика
Научная статья
УДК 332.145 + 314.152.2
https://doi.org/10.32324/2412-8945-2024-3-51-59
СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ КИТАЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ
Светлана Борисовна Макеева
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Российская Федерация, [email protected]
Аннотация. Одним из актуальных направлений региональной политики Китая, реализуемой на территории северо-восточной приграничной с Россией провинции Цзилинь, выступает демографический вектор. Целью статьи является рассмотрение китайского опыта по формированию и реализации региональной демографической политики в провинции Цзилинь в условиях сокращения и старения населения приграничных северо-восточных территорий КНР. Статистический метод исследования предоставил возможность охарактеризовать современные показатели численности населения провинции, а системный метод — рассмотреть особенности формирования и реализации системы управления длительным сбалансированным демографическим развитием провинции Цзилинь. Ключевые слова: демографическая политика Китая, северо-восточная территория, убыль населения, рождаемость Для цитирования: Макеева С. Б. Современный опыт Китая по реализации региональной демографической политики на территории северо-восточной провинции Цзилинь // Развитие территорий. 2024. № 3. С. 51—59. https://doi.org/10.32324/2412-8945-2024-3-51-59
State and civil society, ideology and politics
Original article
CHINA'S CURRENT EXPERIENCE IN IMPLEMENTING REGIONAL DEMOGRAPHIC POLICY
IN THE NORTH-EASTERN JILIN PROVINCE
Svetlana B. Makeeva
Institute for Demographic Research — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The demographic vector is one of the topical directions of China's regional policy implemented in the territory of the north-eastern Jilin province bordering Russia. The purpose of the article is to consider the Chinese experience in the formation and implementation of regional demographic policy in Jilin province in the conditions of population decline and ageing of the population in the north-eastern border territories of the PRC. The statistical method of research provided an opportunity to characterise the current indicators of the population of the province, the system method allowed to consider the features of formation and implementation of the management system of long-term balanced demographic development of Jilin province.
Keywords: demographic policy of China, north-eastern territory, population decline, birth rate
For citation: Makeeva S.B. China's Current Experience in Implementing Regional Demographic Policy in the NorthEastern Jilin Province. Territory Development. 2024;(3):51—59. (In Russ.). https://doi.org/10.32324/2412-8945-2024-3-51-59
© Макеева С. Б.. 2024
L© ®
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Введение
Демографический вектор является актуальным направлением региональной политики Китая, реализуемой на территории провинций и автономных районов. Начало ХХ1 в. в социально-демографическом развитии Китая сопровождается проблемами убыли и старения населения. Особенно сложная ситуация наблюдается в северовосточных приграничных территориях Китая, включая провинцию Цзилинь. Данная провинция является приграничной с Россией, и в китайском научном сообществе она рассматривается как центр Северо-Восточной Азии. Поэтому решение социально-экономических, демографических проблем в данной провинции имеет стратегически важное значение для китайского правительства. На протяжении последних двадцати лет в провинции Цзилинь реализуется целый комплекс территориальных преобразований, связанных с задачами индустриального, экоцивилизацион-ного и инновационного развития в рамках объявленной с 2003 г. стратегии возрождения северовосточной старой промышленной базы. Ключевым направлением подъема регионально-экономического потенциала провинции Цзилинь выступает инновационное развитие традиционных отраслей пищевой, химической, лесной промышленности, автомобилестроения, сельского хозяйства, а также таких новых для провинции секторов, как производство экологически чистых продуктов питания, биофармацевтическая индустрия, лазерная оптика, аэрокосмическая отрасль. Экономическое возрождение территории провинции Цзилинь нуждается в человеческом потенциале, а ежегодная убыль и старение населения провинции ставят под угрозу результативность стратегических мероприятий китайского правительства во всем Северо-Восточном регионе, в том числе и в Цзилине.
В представленной статьи рассматривается анализ китайского опыта по формированию и реализации региональной демографической политики в провинции Цзилинь в условиях сокращения и старения населения приграничных северо-восточных территорий КНР. В основе исследования лежит анализ статистических данных седьмой переписи населения Китая (2020 г.) применительно к провинции Цзилинь, а также статистического материала с демографическими показателями этой провинции за 2021—2023 гг. Китаеязычные нормативно-правовые документы, размещенные на сайте Народного правительства провинции Цзи-линь, позволили изучить особенности реализации регионально-демографической политики в данной провинции. Работа с перечисленными материалами осуществлялась при использовании статистического и системного методов исследования.
Характеристика современных показателей численности населения провинции Цзилинь
Итоги седьмой переписи населения, проведенной в Китае в 2020 г., выявили наличие серьезных демографических проблем на всей территории
страны и особенно на северо-востоке. Под угрозой находилось намеченное возрождение старой северо-восточной промышленной базы, так как население выступает важным фактором экономического прогресса [1—4]. Результаты седьмой переписи показали, что темпы убыли населения в северо-восточных провинциях самые высокие в стране, а численность стареющего населения — самая большая среди китайских провинций [5—9]. По итогам данной переписи численность населения провинции Цзилинь составила 24 млн 73 тыс. человек, что на 3 млн 379 тыс. человек меньше по сравнению с шестой переписью населения 2010 г. Численность населения за 10 лет снизилась на 12,31 %, среднегодовое снижение составило 1,31 %. Провинция Цзилинь оказалась единственной во всем Китае, где количество женщин больше, чем мужчин. Численность мужчин в провинции к 2020 г. составила 12 018 319, а женщин —
12 055 134. Соотношение полов — 99,69. Всего в провинции насчитывалось 9 426 822 семейных домохозяйств, включающих 22 103 381 человек. Средняя численность населения на одно семейное домохозяйство составила 2,34 человека. Среди населения провинции Цзилинь 15 079 014 человек проживало в городах. Уровень урбанизации достиг 62,64 %. В сельской местности проживало 8 994 439 человек, что составило 37,36 % населения провинции. По сравнению с шестой переписью 2010 г. городское население увеличилось на 430 815 человек, а сельское сократилось на 3 810 177 человек. Следовательно, доля городского населения увеличилась на 9,28 %. Характеризуя национальный состав населения провинции Цзилинь, стоит отметить, что в 2020 г. ханьцев насчитывалось 21 985 839 человек (91,33 %), а численность национальных меньшинств достигла 2 087 614 человек (8,67 %) [10].
Регионально-демографические показатели провинции Цзилинь по итогам седьмой переписи демонстрировали, что среди крупных городов провинции (Чанчунь, Цзилинь, Сыпин, Ляоюань, Тунхуа, Байшань, Сунъюань, Байчэн) имелся один город (Чанчунь) с населением более 5 млн жителей, два города (Цзилинь и Сунъюань) — с населением от 2 до 5 млн человек, три города (Сыпин, Тунхуа, Байчэн) — с населением от 1 до 2 млн жителей. Население восточного района провинции Цзилинь составило 4 766 826 человек (19,80 %), население центрального района —
13 687 522 человека (56,86 %), а население западного района — 5 619 105 человек (23,34 %). По сравнению с шестой переписью 2010 г. из девяти городов население выросло только в городе Чанчунь. Прирост за десять лет составил 299 531 человек. В других городах население сократилось. В разрезе районов по сравнению с шестой переписью 2010 г. доля жителей в восточном районе снизилась на 1,66 %, доля жителей в центральном районе увеличилась на 4,56 %, а доля жителей в западном районе снизилась на 2,90 % [11].
По данным седьмой переписи 2020 г., возрастной состав населения провинции Цзилинь пока-
зывает, что жителей провинции в возрасте от 0 до 4 лет насчитывалось 2 818 723 человека (11,71 %), население в возрасте 15—59 лет — 15 703 565 человек (65,23 %), население в возрасте 60 лет и старше — 5 551 165 человек (23,06 %), население в возрасте 65 лет и старше составило 3 757 224 человека (15,61 %). По сравнению с шестой переписью 2010 г. доля населения в возрасте от 0 до 4 лет снизилась на 0,28 %, доля населения в возрасте 15—59 лет снизилась на 9,57 %, а доля людей в возрасте 60 лет и старше увеличилась на 9,85 %. Среди девяти крупных городов провинции Цзилинь в Чанчуне, Байчэне и Сунъюане доля населения в возрасте 15—59 лет составила более 65 %, а в остальных крупных городах доля населения в этом возрасте составила от 60 до 65 %. Доля пожилого населения в возрасте 65 лет и старше во всех городах провинции превышала 14 %. Самая низкая доля такой возрастной категории приходилась на город Чанчунь (14,15 %), а самая высокая доля — на город Бай-шань (17,62 %) [12].
Как показывает седьмая перепись, среди населения в провинции Цзилинь число людей с высшим образованием составило 4 029 488 человек, население со средним образованием (включая среднее техническое) — 4 111 787 человек, население с неполным средним образованием (нынешние учащиеся) — 9 204 361 человек. По сравнению с шестой переписью 2010 г. число людей с высшим и средним образованием увеличилось, а с неполным средним образованием сократилось. Среди жителей провинции неграмотное население (лица в возрасте 15 лет и старше, не умеющие читать) составило 321 318 человек. По сравнению с шестой переписью 2010 г. число неграмотных сократилось на 205 597 человек, а уровень неграмотности снизился с 1,92 до 1,33 % [13].
Характеризуя показатели демографического развития провинции Цзилинь за 2021—2023 гг., стоит отметить, что в 2021 г. общая численность населения провинции Цзилинь составила 23 754 000 человек, из которых 15 млн являлись жителями городов. Уровень урбанизации в 2021 г. достиг 63,36 %. В 2022 г. население провинции Цзилинь достигло 23 477 000 человек, из которых 14 961 000 городских жителей при уровне урбанизации 63,73 %. В настоящее время в провинции насчитывается 23 394 тыс. человек.
Показатели численности населения провинции Цзилинь по итогам седьмой переписи 2020 г. демонстрируют увеличивающуюся с каждым годом убыль населения, сокращение рождаемости, отток сельских жителей в города, сосредоточение населения в центральном районе провинции, ускоренный рост числа жителей крупного города Чанчунь, увеличение численности жителей с высшим образованием, старение населения. Самым «стареющим» городом провинции стал город Байшань. Демографические показатели за 2021—2023 гг. в целом по провинции Цзилинь подтверждают усугубление такой основной проблемы провинции, как убыль населения.
Формирование системы управления демографическим развитием в провинции Цзилинь
В сложной демографической ситуации провинции Цзилинь Народное правительство должно быстро реагировать на решение демографических проблем в соответствии с общегосударственным курсом в отношении всего народонаселения, объявленным сразу после подведения итогов седьмой переписи в 2021 г. Местное руководство провинции понимает, что все территориальные преобразования связаны с населением, которое является основой социально-экономического развития провинции.
Как отмечают представители Народного правительства провинции Цзилинь, совершенствование демографической политики ускоряет формирование высококачественного человеческого капитала, который выступает существенным импульсом всестороннего возрождения Цзилиня. Качественное демографическое развитие предполагает такое состояние провинции, при котором общая численность населения достаточна, социальные условия постоянно улучшаются, а человеческие ресурсы рационально распределены по всем районам провинции. Перед руководством провинции стоит сложная задача демографического планирования в условиях ежегодной убыли и старения населения, а также снижения роли человеческих ресурсов в промышленной системе КНР.
Руководство провинции также придает огромное значение построению системы управления демографическим развитием в условиях строительства в Китае «общества нового типа» с экономичным потреблением энергоресурсов и общества, «дружественного к деторождению и стареющему населению». Одним из вариантов решения демографических проблем является повышение уровня образования, строительство инновационной промышленной инфраструктуры, координация численности населения и устойчивого освоения ресурсов и окружающей среды. Управление демографическим развитием включает комплекс мер по увеличению оплаты труда, повышению уровня доходов жителей, в особенности малообеспеченных групп населения. В провинции Цзилинь уделяется внимание увеличению инвестиций в строительство инфраструктуры, а также в развитие образовательной, медицинской сферы и отрасли гражданского строительства.
Значительная роль в формировании системы управления демографическим развитием во всем Китае принадлежит планированию. Народные правительства всех уровней и их аппараты, включая руководство провинции Цзилинь, разрабатывают планы демографического развития, определяют целевые показатели и представляют статистические данные о планировании семьи. Так, на уровне провинции Цзилинь внедрена комплексная система ответственности соответствующих ведомств за управление демографическим развитием. Комитет здравоохранения провинции Цзи-линь занимается просвещением по вопросам планирования семьи, руководит медицинскими
учреждениями для оказания услуг по охране здоровья матери и ребенка и планированию семьи. Комитет по делам развития и реформ провинции Цзилинь в сотрудничестве с органами здравоохранения занимается разработкой инфраструктурных проектов в области народонаселения и планирования семьи, а также утверждает финансирование на демографические проекты. Комитет по финансам провинции Цзилинь отвечает за распределение средств на нужды народонаселения и планирование семьи.
Органы общественной безопасности оказывают помощь органам здравоохранения в проведении проверки численности населения и представлении статистических данных о структуре, распределении населения, а также осуществляют ежегодную регистрацию населения и сбор данных о временном проживании. Комитет рыночного контроля провинции Цзилинь отвечает за регистрацию юридических лиц и коммерческих учреждений по уходу за детьми, а также осуществляет контроль безопасности продуктов питания и лекарств в различных учреждениях по уходу за детьми. Провинциальное отделение Министерства жилищного, городского и сельского строительства КНР оказывает помощь органам здравоохранения в проведении работ по планированию семьи. При разработке планов развития сельского хозяйства и экономики села органы управления осуществляют меры по повышению уровня сельскохозяйственного производства и планированию семьи в сельских условиях.
Комитет образования провинции Цзилинь контролирует обучение по планированию семьи в средних и высших учебных заведениях, а также организовывает проведение научных исследований в области демографии. Провинциальное отделение Министерства по делам национальностей КНР знакомит представителей национальных меньшинств с векторами китайской демографической политики. Практическую реализацию регионально-демографической политики во всех населенных пунктах провинции Цзилинь регулирует Провинциальный комитет Народного политического консультативного совета Китая по демографическим ресурсам и окружающей среде.
Таким образом, сформированная современная система управления демографическим развитием в провинции Цзилинь нацелена на воплощение общегосударственных задач китайского правительства по решению проблем, связанных с ежегодным сокращением рождаемости, убылью и старением населения на данной территории.
Реализация китайской политики длительного сбалансированного демографического развития на территории провинции Цзилинь
В условиях ежегодной убыли и старения населения в Северо-Восточном регионе Комитет Коммунистической партии Китая провинции Цзилинь и Народное правительство провинции Цзилинь начало реализацию комплекса мер, соответствующих государственному постановлению
Центрального правительства КНР от 2021 г. № 30 о проведении политики содействия длительному сбалансированному демографическому развитию. На уровне провинции был принят План оптимизации политики рождаемости в провинции Цзи-линь, который распространялся на все муниципальные партийные комитеты, в том числе на зону горного развития Чанбайшань, Новый район Чанчунь, образцово-показательную зону международного сотрудничества Китая и Южной Кореи.
Ключевым вектором в рассматриваемом Плане являются положения политики «Одна семья — три ребенка», объявленной в 2021 г. китайским правительством. За короткий срок была перестроена региональная демографическая политика в сторону поощрения рождения трех детей. Вносились корректировки в провинциальные нормативные акты, отменялись ограничительные меры и штрафные санкции за третьего ребенка. Предполагалось совершенствование системы обслуживания населения, создание дополнительных ведомств по охране здоровья матери и ребенка, а также по планированию семьи, уходу за детьми и пожилыми людьми. Была пересмотрена и улучшена система отпусков по беременности и родам. Так, например, отпуск по беременности и родам продолжительностью 98 дней в соответствии с политикой «Одна семья — три ребенка» увеличивался до 180 дней, а отпуск по уходу за ребенком для мужчин увеличивался до 25 дней. Существенная часть положений Плана была обращена в сторону реализации высококачественных образовательных ресурсов, развитию детских садов и групп присмотра за детьми в возрасте 2—3 лет.
Внедряя политику стимулирования рождаемости, Народное правительство провинции Цзилинь оказывало финансовую поддержку семьям всех населенных пунктов, в которых рождалось двое или трое детей. Банковские учреждения провинции Цзилинь предоставляли потребительские кредиты для пар, заключающих брак и осуществляющих уход за детьми в размере до 200 тыс. юаней. Снижение процентных ставок предоставлялось в зависимости от рождения одного, двух и трех детей. Парам, имеющим детей, но с пропиской за пределами провинции Цзилинь, разрешалось получение гражданского лечения. Согласно региональной демографической политике, пары с двумя или тремя детьми при создании малых коммерческих предприятий, освобождались от НДС.
План оптимизации политики рождаемости был призван ускоренно реализовывать на территории провинции Цзилинь национальную стратегию активного реагирования на старение населения, а также организовывать реализацию политики рождения трех детей. На первом месте стоял научный мониторинг демографического развития провинции. Седьмая перепись показала, что провинция Цзилинь переживает общие демографические тенденции снижения рождаемости и увеличения старения населения, характерные для всего
Китая. Для того чтобы совершенствовать прогноз народонаселения и систему раннего предупреждения острых демографических проблем, было решено проводить мониторинг таких показателей, как репродуктивное здоровье, создание новых семей, уровень школьного образования, медицинское страхование и социальное обеспечение, занятость и предпринимательство. Комитет здравоохранения провинции в соответствии с Планом оптимизации политики рождаемости в провинции Цзилинь усилил свою работу по процедуре сбора и представления демографических данных, особенно сведений о регистрации рождения детей [14].
Согласно Плану оптимизации политики рождаемости в провинции Цзилинь, к 2025 г. предполагается создание системы активной поддержки рождаемости, повышения уровня послеродового ухода и воспитания детей, снижения уровня материнской смертности до менее 14,5 на 100 000 женщин, а уровня младенческой смертности — до менее 4 на 1 000 человек. В Плане уделяется особое внимание и ускоренному созданию инклюзивной системы обслуживания детей, росту количества детских садов для детей грудного и раннего возраста до трех лет.
Особое внимание в региональной демографической политике на территории провинции уделяется созданию эффективной системы охраны здоровья матери и ребенка. Осуществляется строительство важнейших центров лечения матерей и новорожденных детей, а также детских поликлиник. Часть мер была ориентирована на сокращение расходов на рождение ребенка и образование в семьях. Стали распространяться бесплатные медицинские осмотры перед беременностью и создаваться бесплатные системы охраны здоровья матери и ребенка. Предполагается повышение выделения средств Народным правительством для воспитания и образования детей в семьях [15].
Начиная с 2021 г. процесс реализации региональной демографической политики на территории провинции Цзилинь регулировал документ «Положения о народонаселении и планировании семьи провинции Цзилинь», принятый 30 октября 2021 г. С учетом экономико-географических, историко-культурных условий, сложившихся в провинции, были определены правила, касающиеся всех организаций и граждан, находящихся в пределах Цзилиня. Осуществление политики в области народонаселения и планирования семьи в провинции опиралось на пропаганду и образование, научно-технический прогресс, систему вознаграждения и социального обеспечения.
Процесс регулирования рождаемости в провинции Цзилинь также предусматривает, что супружеская пара может иметь троих детей. Супруги могут иметь еще одного ребенка при следующих обстоятельствах: 1) родившие троих детей, одному из которых присвоена инвалидность третьей группы и выше; 2) лица с пропиской и местом жительства в приграничных уездах (городах, районах). Народные правительства уездного уровня
должны принимать меры для обеспечения гражданам доступа к услугам по планированию семьи и улучшению репродуктивного здоровья, создавать и усовершенствовать сеть служб охраны здоровья матери и ребенка, систему добрачного медицинского обслуживания. Пары детородного возраста самостоятельно выбирают меры контрацепции и контроля над рождаемостью для предотвращения нежелательной беременности. В провинции Цзилинь категорически запрещается использовать ультразвуковую технику и другие технические средства для немедицинской идентификации пола плода, строго запрещается использовать искусственное прерывание беременности для немедицинского выбора пола. Супружеским парам провинции Цзилинь, получившим в период реализации политики «Одна семья — один ребенок» специальный документ «Почетная грамота родителям единственных детей», полагается ежемесячная выплата в размере 10 юаней для ребенка до достижения им 18-летнего возраста [16].
Народное правительство провинции Цзилинь продвигает систему совместных межведомственных совещаний для оптимизации демографической политики, чтобы координировать действия с департаментами, отвечающими за реформы, человеческие ресурсы, социальное обеспечение, жилищное строительство и медицинское страхование.
Совместно с Государственным комитетом по развитию и реформам руководство провинции Цзилинь разрабатывает варианты финансирования провинциальных проектов в области демографии. С 2020 г. 14 детских учреждений провинции получили 32 млн юаней из центральных специальных фондов. Кроме того, местные органы власти Цзилиня активно инвестировали в строительство центров здоровья детей и планирования семьи. Так, например, город Мэйхэкоу выделил 20 млн юаней для строительства крупномасштабного частного комплекса услуг по уходу за детьми. По состоянию на конец 2023 г. в провинции насчитывается 1 988 учреждений, оказывающих услуги по уходу за детьми, которые могут предоставить 89 800 детских мест для младенцев и детей младшего возраста до трех лет, что является лучшим показателем по Китаю.
Огромную роль в реализации китайской политики длительного сбалансированного демографического развития на территории Цзилиня играет Провинциальный комитет Народного политического консультативного совета Китая по демографическим ресурсам и окружающей среде. Данный Комитет отвечает за процесс ускорения совершенствования системы активной политики планирования семьи. Представители Комитета отмечают, что Цзилинь стала одной из первых провинций в Китае, завершившей пересмотр местных правил и переход к новым задачам китайского правительства в демографической сфере. В провинции осуществляется свободная политика планирования семьи. Проводится ослаб-
ление политики деторождения для пар, состоящих в повторном браке (дети, рожденные до повторного брака, не включаются в расчет), при котором такие пары могут иметь троих детей после повторного брака, независимо от того, сколько детей у них было ранее. Пары, живущие в приграничных районах провинции Цзилинь, могут иметь четверых детей.
За короткий срок Провинциальный комитет НПКСК по демографическим ресурсам и окружающей среде в Цзилине пересмотрел в общей сложности 85 законов, постановлений и нормативных документов, касающихся планирования семьи. В 2021 г. Комитетом был разработан План действий по улучшению безопасности матери и ребенка в провинции Цзилинь (2021—2025 гг.), по централизованному лечению беременных из группы высокого риска, созданию акушерских учреждений в сельских районах, строительству комнат матери и ребенка в общественных местах. К 2024 г. в провинции Цзилинь функционирует в общей сложности 496 комнат матери и ребенка. В рамках реализации региональной демографической политики в провинции Цзилинь были изданы специальные нормативные акты провинциального уровня, Правила регистрации и подачи документов в детские учреждения провинции Цзилинь, Меры по управлению детскими учреждениями провинции Цзилинь, Стандарты создания детских учреждений провинции Цзилинь.
В провинции проводится активная работа по созданию дружелюбной к детям атмосферы. В полной мере используются средства массовой информации, такие как телевидение и газеты, а также новые медиаплатформы для широкой пропаганды демографической политики Китая «Одна семья — три ребенка». С 2022 г. в городах провинции Цзилинь празднуется Всемирный день народонаселения, на котором проводятся мероприятия по пропаганде политики рождаемости. Широко освещается высокая значимость таких праздников, как Международный день семьи и День грудного вскармливания. В СМИ провинции Цзилинь активно пропагандируется правильные брак и любовь, деторождение, дородовой и послеродовой уход, гендерное равенство, уход за женщинами, репродуктивное здоровье [17].
В соответствии с постановлением ЦК КПК, Госсовета КНР № 42 от 2021 г. об усилении работы с пожилыми людьми в новую эпоху Народное правительство провинции проводит активную работу в отношении стареющего населения. В провинции внедряется концепция позитивного и здорового старения, продвигаются традиционные добродетели сыновней почтительности и уважения к пожилым людям, уделяется особое внимание социальным и медицинским услугам по уходу за пожилыми людьми. Важная роль отводится созданию системы обслуживания пожилых людей на дому. В последние годы усовершенствуется многоуровневая система пенсионного обеспечения, оказывается содействие участию пожилых людей в общественной жизни, расши-
ряется предоставление образовательных ресурсов для пожилых людей, повышается качество культурных и спортивных услуг для этих граждан. В рамках построения китайского общества, дружественного к стареющим гражданам, усиливается защита прав и интересов пожилых людей, проживающих в провинции Цзилинь: осуществляется строительство удобной среды для пожилых людей, производство специальных товаров для стареющего населения, а также финансирование строительства в каждом городе учреждений по уходу за престарелыми людьми [18].
Таким образом, длительное сбалансированное демографическое развитие на территории провинции Цзилинь достигается в результате последовательной деятельности государственных органов власти, нацеленной на прирост населения и укрепление его здоровья. Четвертый пленум 12-го созыва Провинциального партийного комитета Цзилинь, состоявшийся в начале 2024 г., предложил повысить уровень жизни населения на основе содействия демографическому развитию данной провинции [14].
Заключение
В результате рассмотрения китайского опыта по формированию и реализации региональной демографической политики в провинции Цзилинь в современных условиях сокращения и старения населения приграничных северо-восточных территорий КНР было установлено, что экономическое возрождение территории провинции Цзи-линь нуждается в человеческом потенциале, а ежегодная убыль населения провинции ставит под угрозу результативность стратегических мероприятий китайского правительства, проводимых в северо-восточной части провинции на старой промышленной базе. Для провинции характерны такие демографические процессы, как сокращение рождаемости, отток сельских жителей в города, сосредоточение населения в центральном районе провинции, ускоренный рост числа жителей столичного города Чанчунь, увеличение количества жителей с высшим образованием, старение населения. Провинциальное руководство придает огромное значение построению системы управления демографическим развитием в условиях строительства в Китае «общества нового типа» с экономичным потреблением энергоресурсов и общества, «дружественного к деторождению и стареющему населению». Вариантами решения демографических проблем выступают меры по увеличению оплаты труда, повышению уровня доходов жителей, строительству инфраструктуры провинции, развитию образовательной и медицинской сфер. Ключевыми программными документами реализации китайской политики длительного сбалансированного демографического развития на территории провинции Цзилинь являются План оптимизации политики рождаемости в провинции Цзилинь от 2021 г., Положение о народонаселении и планировании семьи в провинции Цзилинь от 2021 г., План действий по
улучшению безопасности матери и ребенка в провинции Цзилинь (2021—2025 гг.). Сформированная современная система управления демографическим развитием в провинции Цзилинь соответ-
ствует китайской политике «Одна семья — три ребенка», а также способствует построению «серебряной экономики», в которой ведущее место отводится стареющим гражданам страны.
Список источников
1. Дудченко Г. Б. Хозяйственная специализация и перспективы развития города Яньцзи (Яньбань — Корейский автономный округ провинции Цзилинь, КНР) // Гуманитарное знание — конструктивная основа благополучия общества. 2023. С. 91—95.
2. Казаков Г. К. Политическая система провинции Цзилинь: особенности кадровой ротации высшего звена провинциального руководства // Востоковедные исследования на Алтае. 2019. № 13. С. 90—96.
3. Макеева С. Б. История демографического развития китайской провинции Хэйлунцзян (1970-2020) // Вестник Самарского университета. Серия: История, педагогика, филология. 2023. № 2. С. 17—23. DOI: 10.18287/2542-04452023-29-2-17-23
4. Макеева С. Б. Отражение проблем семьи, материнства и детства в социальной рекламе Китая (регионоведческий аспект) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 1 (44). С. 19—29. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-1/19-29
5. Ван Пин. Цзилинь син жэнькоу фачжань чжуанкуан юй вэйлай цюйши (Современное состояние и будущие тенденции демографического развития провинции Цзилинь) // Жэнькоу сюэ кань (Демография). 1981. № 3. С. 3—7 (на кит. яз.).
6. Цзилинь син жэнькоу фачжань яньбянь цюйши дэ фэньсин фэньси (Фрактальный анализ тенденций демографического развития провинции Цзилинь) / Ли Мин, У Чжэнфан, Чжан Ляньчжи, Цзун Шэнвэй, Ду Хайбо // Шаньси шифань дасюэ сюэбао (Педагогический университет Шаньси (Издание по естественным наукам)). 2012. № 3. С. 88—91 (на кит. яз.).
7. Ли Сюлин, Ли Чэнгу. Цзилинь син жэнькоу фэньсин дэ лилунь цзеси (Теоретический анализ фрактала населения провинции Цзилинь) // Дандай цзинцзи яньцзю (Современные экономические исследования). 2010. № 6. С. 53—55 (на кит. яз.).
8. Лю Жумэй, Лю Цинжуй. Жэнькоу бяньдун дуй дунбэй дицюй цзинцзи цзэнчжан дэ инсян яньцзю (Исследование влияния демографических изменений на экономический рост в Северо-Восточном Китае) // Чжунго жэнькоу кэсюэ (Китайская демографическая наука). 2021. № 5. С. 63—76 (на кит. яз.).
9. Чоу Фанъин, Юй Шисян. Дандай Цзилинь цзяньшэ (Современное строительство Цзилиня). Чанчунь, 1989. 283 с. (на кит. яз.).
10. Цзилинь шэн ци цы цюаньго жэнькоу пуча гунбао (ди и хао). Цзилинь шэн тунцзи цзюй. (Официальный бюллетень Всеобщей седьмой переписи населения по провинции Цзилинь. № 1. Статистическое управление провинции Цзилинь. 25 ноября 2022 г.). URL: https://xxgk.jl.gov.cn/PDFfile/202211/8637625.pdf (на кит. яз.).
11. Цзилинь шэн ци цы цюаньго жэнькоу пуча гунбао (ди эр хао). Цзилинь шэн тунцзи цзюй. (Официальный бюллетень Всеобщей седьмой переписи населения по провинции Цзилинь. № 2. Статистическое управление провинции Цзилинь. 25 ноября 2022 г.). URL: https://xxgk.jl.gov.cn/zsjg/tjj/xxgkmlqy/202211/t20221125_8637629.html (на кит. яз.)
12. Цзилинь шэн ци цы цюаньго жэнькоу пуча гунбао (ди сань хао). Цзилинь шэн тунцзи цзюй. (Официальный бюллетень Всеобщей седьмой переписи населения по провинции Цзилинь. № 3. Статистическое управление провинции Цзилинь. 25 ноября 2022 г.). URL: https://xxgk.jl.gov.cn/PDFfile/202211/8637646.pdf (на кит. яз.).
13. Цзилинь шэн ци цы цюаньго жэнькоу пуча гунбао (ди сы хао). Цзилинь шэн тунцзи цзюй. (Официальный бюллетень Всеобщей седьмой переписи населения по провинции Цзилинь. № 4. Статистическое управление провинции Цзилинь. 25 ноября 2022 г.). URL: http://tjj.jl.gov.cn/tjsj/tjgb/pcjqtgb/202105/t20210524_8079066.html (на кит. яз.).
14. Цзилинь шэн вэйшэн цзянькан вэй «цюаньчэ луоши юхуа шэнъюй чжэнцэ цуцзинь жэнькоу чанци цзюньхэн фачжань шиши фанъань шиши сицзэ (чжэнцю ицзянь гао)» чжэнцэ цзеду. Цзилинь шэн вэйшэн цзянькан вэйюань-хуэй (Интерпретация курса «Оптимизация политики рождаемости в провинции Цзилинь для содействия долгосрочному сбалансированному развитию населения». Комитет по делам здравоохранения провинции Цзилинь). URL: http://wsjkw.jl.gov.cn/hdjl/yjzj/202212/t20221202_8642854.html (на кит. яз.).
15. Чжунго Цзилинь шэн вэй Цзилинь син жэньминь чжэнфу иньфа «цюаньюй юхуа шэнъюй чжэнцэ цуцзинь жэнькоу чанци цзюньхэн фачжань шиши фанъань». Цзилинь син жэньминь чжэнцэ (Провинциальный комитет Коммунистической партии Китая в Цзилине и Народное правительство провинции Цзилинь опубликовали План оптимизации политики рождаемости в провинции Цзилинь для содействия долгосрочному сбалансированному развитию населения). URL: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/swygwj/202112/t20211223_8331737.html (на кит. яз.).
16. Цзилинь син жэнькоу юй цзихуа шэнъюй тяоли. Цзилинь син жэньминь чжэнцэ (Положение о народонаселении и планировании семьи в провинции Цзилинь. Народное правительство провинции Цзилинь). URL: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/dffg/202306/t20230626_2387190.html (на кит. яз.).
17. Дуй шэн чжэнсе чжуаньмэнь вэйюаньхуэй ди 2023Z1 хао тянь цзяньи дэ дафу цзи вэй фуи цзы 53 хао. Цзилинь син жэньминь чжэнфу (Ответ на предложение Провинциального комитета Народного политического консультативного совета Китая по демографическим ресурсам и окружающей среде. 2023, № 53. Народное правительство провинции Цзилинь). URL: https://xxgk.jl.gov.cn/zcbm/fgw_98077/xxgkmlqy/202312/t20231201_8846152.html (на кит. яз.).
18. Чжунгун Цзилинь шэн вэй Цзилинь син жэньминь чжэнфу гуаньюй цзяцян синь шидай лаолин гунцзо дэ шиши ицзянь. Цзилинь син жэньминь чжэнцэ (Замечания Провинциального комитета Коммунистической партии Китая в Цзилине и Народного правительства провинции Цзилинь по усилению работы в отношении стареющего населения в новую эпоху. Народное правительство провинции Цзилинь). URL: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/swygwj/ 202204/t20220408_8431075.html (на кит. яз.).
References
1. Dudchenko G.B. Khozyaystvennaya spetsializatsiya i perspektivy razvitiya goroda Yan'tszi (Yan'ban' - Koreyskiy avtonomnyy okrug provintsii Tszilin', KNR) [Economic Specialization and Development Prospects of the City of Yanji (Yanbian-Korean Autonomous Prefecture, Jilin Province, Prc)], Gumanitarnoe znanie — konstruktivnaya osnova blagopolu-chiya obshchestva [Humanitarian Knowledge — a Constructive Basis for the Well-Being of Society], 2023, pp. 91-95.
2. Kazakov G.K. Politicheskaya sistema provintsii Tszilin': osobennosti kadrovoy rotatsii vysshego zvena provintsial'nogo rukovodstva [The Political System of Jilin Province: Features of Personnel Rotation of the Highest Level of the Provincial Leadership], Vostokovednye issledovaniya na Altae [Oriental Studies in Altai], 2019, no. 13, pp. 90-96.
3. Makeeva S.B. Istoriya demograficheskogo razvitiya kitayskoy provintsii Khey-luntszyan (1970-2020) [History of Demographic Development of the Chinese Province of Heilongjiang (1970-2020)], Vestnik Samarskogo universiteta. Seriya: Istoriya, pedagogika, filologiya [Vestnik of Samara University. History, Pedagogics, Philology] , 2023, no. 2, pp. 17-23. DOI: 10.18287/2542-0445-2023-29-2-17-23
4. Makeeva S.B. Otrazhenie problem sem'i, materinstva i detstva v sotsial'noy reklame Kitaya (regionovedcheskiy aspekt) [Reflection of Problems of Family, Motherhood and Childhood in Social Advertising in China (Regional Studies Aspect)], Oykumena. Regionovedcheskie issledovaniya [Ojkumena. Regional Researches], 2018, no. 1 (44), pp. 19-29. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-1/19-29
5. Van Pin. Tszilin' sin zhen'kou fachzhan' chzhuankuan yuy veylay tsyuyshi (Sovremennoe sostoyanie i budushchie ten-dentsii demograficheskogo razvitiya provintsii Tszilin') [Current Status and Future Trends of Demographic Development in Jilin Province], Zhen'kou syue kan' (Demografiya) [Demography], 1981, no. 3, pp. 3-7. Пер. (na kit. yaz.).
6. Li Min, U Chzhenfan, Chzhan Lyan'chzhi, Tszun Shenvey, Du Khaybo. Tszilin' sin zhen'kou fachzhan' yan'byan' tsyuyshi de fen'sin fen'si (Fraktal'nyy analiz tendentsiy demograficheskogo razvitiya provintsii Tszilin') [Fractal Analysis of Demographic Development Trends in Jilin Province], Shan'si shifan' dasyue syuebao (Pedagogicheskiy universitet Shan'si (Izdanie po estestvennym naukam)) [Shanxi University of Education (Natural Science Edition))], 2012, no. 3, pp. 88-91 (na kit. yaz.).
7. Li Syulin, Li Chengu. Tszilin' sin zhen'kou fen'sin de lilun' tszesi (Teoreticheskiy analiz fraktala naseleniya provintsii Tszilin') [Theoretical Analysis of the Population Fractal of Jilin Province], Danday tszintszi yan'tszyu (Sovremennye ekonomicheskie issledovaniya) [Modern Economic Research], 2010, no. 6, pp. 53-55 (na kit. yaz.).
8. Lyu Zhumey, Lyu Tsinzhuy. Zhen'kou byan'dun duy dunbey ditsyuy tszintszi tszenchzhan de insyan yan'tszyu (Issledo-vanie vliyaniya demograficheskikh izmeneniy na ekonomicheskiy rost v Severo-Vostochnom Kitae) [A study on the Impact of Demographic Change on Economic Growth in Northeast China], Chzhungo zhen 'kou kesyue (Kitayskaya demografich-eskaya nauka) [Chinese Demographic Science], 2021, no. 5, pp. 63-76 (na kit. yaz.).
9. Chou Fan"in, Yuy Shisyan. Danday Tszilin' tszyan'she (Sovremennoe stroitel'stvo Tszilinya). Chanchun' [Modern Construction of Jilin], 1989, 283 p. (na kit. yaz.).
10. Tszilin' shen tsi tsy tsyuan'go zhen'kou pucha gunbao (di i khao). Tszilin' shen tunts-zi tszyuy (Ofitsial'nyy byulleten' Vseobshchey sed'moy perepisi naseleniya po provintsii Tszilin' no. 1. Statisticheskoe upravlenie provintsii Tszilin', 25 november 2022 g.) [Official Bulletin of the Seventh General Population Census for Jilin Province, no. 1. Statistical Office of Jilin Province, 25 November 2022]. Available at: https://xxgk.jl.gov.cn/PDFfile/202211/8637625.pdf (na kit. yaz.).
11. Tszilin' shen tsi tsy tsyuan'go zhen'kou pucha gunbao (di er khao). Tszilin' shen tuntszi tszyuy. (Ofitsial'nyy byulleten' Vseobshchey sed'moy perepisi naseleniya po provintsii Tszilin', no. 2. Statisticheskoe upravlenie provintsii Tszilin', 25 november 2022 g.) [Official Bulletin of the Seventh General Population Census for Jilin Province, no. 2. Statistical Office of Jilin Province, 25 November 2022]. Available at: https://xxgk.jl.gov.cn/zsjg/tjj/xxgkmlqy/202211/t20221125_8637629.html (na kit. yaz.)
12. Tszilin' shen tsi tsy tsyuan'go zhen'kou pucha gunbao (di san' khao). Tszilin' shen tuntszi tszyuy. (Ofitsial'nyy byulleten' Vseobshchey sed'moy perepisi naseleniya po provintsii Tszilin', no. 3. Statisticheskoe upravlenie provintsii Tszilin', 25 november 2022 g.). [Official Bulletin of the Seventh General Population Census for Jilin Province. № 3. Statistical Office of Jilin Province. 25 November 2022]. Available at: https://xxgk.jl.gov.cn/PDFfile/202211/8637646.pdf (na kit. yaz.).
13. Tszilin' shen tsi tsy tsyuan 'go zhen 'kou pucha gunbao (di sy khao). Tszilin' shen tuntszi tszyuy. (Ofitsial'nyy byulleten' Vseobshchey sed'moy perepisi naseleniya po provintsii Tszilin', no. 4. Statisticheskoe upravlenie provintsii Tszilin', 25 november 2022 g.) [Official Bulletin of the Seventh General Population Census for Jilin Province, no. 4. Statistical Office of Jilin Province, 25 November 2022]. Available at: http://tjj.jl.gov.cn/tjsj/tjgb/pcjqtgb/202105/t20210524_8079066.html (na kit. yaz.).
14. Tszilin' shen veyshen tszyan'kan vey «tsyuan'che luoshi yukhua shen"yuy chzhentse tsutszin' zhen'kou chant si tszyun'k-hen fachzhan' shishi fan"an' shishi sitsze (chzhentsyu its-zyan' gao)» chzhentse tszedu. Tszilin' shen veyshen tszyan'kan veyyuan'khuey (Interpretatsiya kursa «Optimizatsiya politiki rozhdaemosti v provintsii Tszilin' dlya sodeystviya dol-gosrochnomu sbalansirovannomu razvitiyu naseleniya». Komitet po delam zdravookhraneniya provintsii Tszilin') [The Interpretation of the Course "Optimising Fertility Policy in Jilin Province to Promote Long-term Balanced Population Development". Jilin Provincial Health Committee]. Available at: http://wsjkw.jl.gov.cn/hdjl/yjzj/202212/t20221202_8642854.html (na kit. yaz.).
15. Chzhungo Tszilin' shen vey Tszilin' sin zhen'min' chzhenfu in'fa «tsyuan'yuy yukhua shen"yuy chzhentse tsutszin' zhen'kou chantsi tszyun'khen fachzhan' shishi fan"an'». Tszilin' sin zhen'min' chzhentse (Provintsial'nyy komitet Kommunis-ticheskoy partii Kitaya v Tsziline i Narodnoe pravitel'stvo provintsii Tszilin' opublikovali Plan optimizatsii politiki rozhdaemosti v provintsii Tszilin' dlya sodeystviya dolgosrochnomu sbalansirovannomu razvitiyu naseleniya) [The Provincial Committee of the Communist Party of China in Jilin and the People's Government of Jilin Province released the Plan for Optimising Fertility Policy in Jilin Province to Promote Long-term Balanced Population Development]. Available at: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/swygwj/202112/t20211223_8331737.html (na kit. yaz.).
16. Tszilin' sin zhen'kou yuy tszikhua shen"yuy tyaoli. Tszilin' sin zhen'min' chzhentse (Polozhenie o narodonaselenii ipla-nirovanii sem'i vprovintsii Tszilin'. Narodnoe pravitel'stvo provintsii Tszilin') [Regulations on Population and Family Planning in Jilin Province. People's Government of Jilin Province]. Available at: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/dffg/ 202306A20230626_2387190.html (na kit. yaz.).
17. Duy shen chzhense chzhuan'men' veyyuan'khuey di 2023Z1 khao tyan' tszyan'i de dafu tszi vey fui tsz, 2023, no. 53 khao. Tszilin' sin zhen'min' chzhenfu (Otvet na predlozhenie Provintsial'nogo komiteta Narodnogo politicheskogo konsul'ta-tivnogo soveta Kitaya po demograficheskim resursam i okruzhayushchey srede [Response to the Proposal of the Provincial Committee of the Chinese People's Political Consultative Conference on Population Resources and Environment.], Narodnoe pravitel'stvo provintsii Tszilin' [People's Government of Jilin Province], 2023, Z1, no. 53. Available at: https://xxgk.jl.gov.cn/zcbm/fgw_98077/xxgkmlqy/202312/t20231201_8846152.html (na kit. yaz.).
18. Chzhungun Tszilin' shen vey Tszilin' sin zhen'min' chzhenfu guan'yuy tszyatsyan sin' shiday laolin guntszo de shishi itszyan'. Tszilin' sin zhen'min' chzhentse (Zamechaniya Provintsial'nogo komiteta Kommunisticheskoy partii Kitaya v Tsziline i Narodnogo pravitel'stva provintsii Tszilin' po usileniyu raboty v otnoshenii stareyushchego naseleniya v novuyu epokhu. Narodnoe pravitel'stvo provintsii Tszilin') Remarks of the Provincial Committee of the Communist Party of China in Jilin and the People's Government of Jilin Province on Strengthening Work on the Aging Population in the New Era. People's Government of Jilin Province]. Available at: https://www.jl.gov.cn/szfzt/zcfg/swygwj/202204/t20220408_8431075.html (na kit. yaz.).
Информация об авторе
Макеева Светлана Борисовна — кандидат исторических наук, заведующий отделом региональной демографии, Институт демографических исследований, Федеральный научно-исследовательский социологический центр, Российская академия наук, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author
Svetlana B. Makeeva — Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Regional Demography, Institute for Demographic Research — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (IDR FCTAS RAS), Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2024; одобрена после рецензирования 07.06.2024; принята к публикации 31.08.2024.
The article was submitted 12.03.2024; approved after reviewing 07.06.2024; accepted for publication 31.08.2024.