Известия Восточного института. 2024. № 2. С. 120-140. Oriental Institute Journal. 2024. No. 2. P. 120-140.
Научная статья УДК 327
https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/120-140
Институциональная структура пограничной политики в северо-восточном Китае
Роман Викторович ТАРАНТУЛ
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected] Артём Леонидович ЛУКИН
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье анализируется структура государственных органов КНР, участвующих в формировании и реализации пограничной политики на северо-востоке страны в отношениях с сопредельными государствами Северо-Восточной Азии (СВА). Основу методологии составляет анализ организационной структуры и функций ключевых институтов пограничной политики КНР в провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ). Проведённое исследование показало, что структура участвующих в формировании и реализации пограничной политики КНР региональных органов власти формируется в зависимости не только от стоящих перед каждой административно-территориальной единицей конкретных задач развития, но и от государств, с которыми граничит данная территория, а также характера взаимоотношений с ними. Авторы формулируют некоторые рекомендации по учёту особенностей построения институтов пограничной политики северо-восточного Китая (СВК) для повышения эффективности приграничного сотрудничества России с КНР Ключевые слова: пограничная политика, северо-восточный Китай, международные отношения в СевероВосточной Азии
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-511-93005 "Развитие стратегического партнёрства России и Китая в Восточной Азии".
Для цитирования: Тарантул Р.В., Лукин А.Л. Институциональная структура пограничной политики в северо-восточном Китае // Известия Восточного института. 2024. № 2. С. 120-140. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/120-140
Original article
https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/120-140
The institutional structure of border policy in China's Northeast Roman V. TARANTUL
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected] Artyom L. LUKIN
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract. The paper examines the structure of PRC government institutions involved in the formation and implementation of border policy in China's Northeast (CNE). The methodology is based on the analysis of the organizational structure and functions of such institutions in the provinces of Heilongjiang, Jilin, Liaoning and Inner Mongolia Autonomous Region (IMAR). The study is based on the concept of border policy, which is defined as the actions of the state that establish the parameters of border functioning, form appropriate institutions, and determine the degree of border permeability. Border policy contains two circuits. Its first circuit represents the foreign policy of the state and determines the level of integration of the state's border regions with neighboring states. The other contour of border policy encompasses domestic processes and mechanisms related to the interaction between the center and the periphery, including issues of socio-economic development of border areas. The study has shown that the structure of regional authorities involved in the formation and implementation of China's border policy depends on the specific developmental objectives of each administrative-territorial unit. It is also adjusted, depending on the states with which the territory shares the border, as well as the character of China's relations with them. The authors formulate some recommendations to improve the effectiveness of cross-border cooperation between Russia and the PRC, taking into account the peculiarities of border policy institutions in northeastern China. Keywords: border policy, Northeast China, international relations in Northeast Asia
The research was carried out with financial support from the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 20-511-93005 "Development of strategic partnership between Russia and China in East Asia".
For citation: Tarantul R.V., Lukin A.L. The institutional structure of border policy in China's Northeast // Oriental Institute Journal. 2024. № 2. P. 120-140. https://doi.org/10.24866/2542-1611/2024-2/120-140
© Тарантул Р.В., Лукин А.Л., 2024
Введение
Китайский опыт экономического развития формирует научный запрос на понимание используемых Пекином механизмов акцентуации геополитических преимуществ, важную роль среди которых играет приграничное сотрудничество с сопредельными странами. При этом граничащие с Россией регионы СВК занимают уникальное положение в международных евразийской и тихоокеанской геополитических и логистических системах. С одной стороны, данные территории являются плацдармами экономического сотрудничества КНР с РФ, КНДР и Монголией, с другой - узловыми пунктами транс-евразийских транспортных коридоров. Для России, которая имеет более четырёх тысяч километров границы с Китаем, существует потребность понимания институциональной системы пограничной политики Пекина в континентальной части СВА, её задач и инструментов.
Целью исследования является анализ структуры государственных органов КНР, участвующих в формировании и реализации пограничной политики на северо-востоке страны в отношениях с сопредельными странами СВА. Поставленная цель достигается путём систематизации сведений о соответствующей нормативной базе КНР, исследования институтов центрального и регионального административно-партийного управления, выявления в их составе вырабатывающих и реализующих пограничную политику КНР органов и их подразделений. Основу исследовательской методологии составляет анализ организационной структуры и функций институтов формирования и реализации пограничной политики КНР на северо-востоке страны. Большая часть эмпирического материала, использованного в исследовании, была получена путём изучения правительственных и партийных интернет-сайтов провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и АРВМ. Кроме того, в работе использован сравнительный метод, основанный на сопоставлении институциональных структур пограничной политики КНР на межрегиональном и межгосударственном уровнях.
В основе понятийного аппарата предпринятого исследования находится категория пограничной политики, которая определена как действия государства по установлению параметров функционирования границы и степени её проницаемости, регулированию приграничных и трансграничных отношений, формированию соответствующих правовых и властных институтов. При этом государственная граница может является как непосредственным объектом пограничной политики, так и её средством, и инструментом, позволяющим развивать или блокировать различные виды имеющих трансграничный характер общественных отношений.
Следует учитывать, что пограничная политика представляет собой двухкон-турный конструкт. В первом контуре она является составной частью внешней политики государства и определяет уровень интеграции приграничных регионов страны с сопредельными государствами. Второй контур охватывает внутригосударственные процессы и механизмы, связанные с взаимодействием центра и периферии, в том числе вопросы социально-экономического развития приграничных территорий. В этой связи показательно, что в Китае с недавних пор вошло в оборот понятие "экономика пунктов пропуска" (Д^^^) [16]. Под данным термином понимается опирающуюся на погранпереходы многоотраслевая и многоуровневая экономическая система, охватывающая трансграничные потоки людей, грузов, капитала и информации, создание и развитие соответствующей инфраструктуры, а также функционирование экспортно и импортно ориентированных отраслей экономики на приграничных территориях.
Отталкиваясь от двухконтурного содержания пограничной политики, в статье представлены как государственные органы, непосредственно отвечающие за международные контакты СВК (например, провинциальные канцелярии иностранных дел), так органы и подразделения, отвечающие за социально-экономическое развитие СВК, но чей функционал оказывает прямое или косвенное влияние на проницаемость границ и процессы приграничного сотрудничества соответствующих территорий (например, региональные комиссии развития и реформ). Поскольку все четыре административные единицы СВК являются приграничными региона-
ми, для них нельзя провести чёткую грань между процессами международного и приграничного сотрудничества.
В заключении статьи сформулированы полученные в результате исследования выводы и предложены некоторые рекомендации для повышения эффективности сотрудничества России с Китаем.
Общая характеристика институциональной структуры пограничной политики Китая
КНР имеет самую протяжённую сухопутную границу в мире длиной в 22,8 тыс. км. При этом китайское право не содержит формализованного понятия пограничной политики и не использует сочетания терминов "пограничный" и "политика". Вместе с тем отсутствие законодательного определения пограничной политики скорее говорит о гибкости Пекина в управлении границами, нежели об отсутствующей государственной стратегии в пограничной сфере.
Началом становления институтов пограничной политики КНР в их современном виде можно считать состоявшийся в декабре 1978 г. 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва, объявивший о начале политики "реформ и открытости". Впоследствии китайские власти приняли серию разнопрофильных центральных и региональных нормативных актов, устанавливающих общие принципы, задачи, направления и инструментарий развития приграничных регионов и их взаимодействия с сопредельными странами. Окончательная же формализация современных институтов китайской пограничной политики состоялась в конце 2010-х - начале 2020-х гг. путём принятия Пекином законов "Об иностранных инвестициях" (2019 г.) [37], "О сухопутной границе" (2021 г.) [36] и "О международных отношениях" (2023 г.) [35]. Нормативные акты систематизировали взаимодействие органов власти КНР с зарубежьем, но не сформулировали исчерпывающего перечня участвующих в реализации пограничной политики Пекина государственных структур.
Для анализа соответствующих властных институтов необходимо принять за основу двухконтурный характер пограничной политики КНР, находящейся на стыке процессов внешней политики и внешнего сотрудничества, с одной стороны, и партийного и государственно-административного регулирования внутренних вопросов развития страны, с другой стороны.
Внешнеполитический аспект пограничной деятельности китайских госструктур отражён в законе "О международных отношениях" и отчасти в законе "О сухопутной границе". Согласно данным нормативным актам, высшим органом КНР в области внешней политики является Центральная комиссия по иностранным делам ЦК КПК, возглавляемая генеральным секретарём компартии. Постоянно действующим органом комиссии является канцелярия, находящаяся под управлением одного из членов политбюро ЦК КПК. В настоящее время канцелярию возглавляет Ван И, который в июле 2023 г. ввиду отстранения Цин Гана от должности министра иностранных дел возглавил и МИД КНР.
Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет ратифицируют и отменяют международные договоры и соглашения. Государственный совет КНР осуществляет управление иностранными делами, заключает договоры и соглашения с зарубежными странами. Центральный военный совет организует и осуществляет международные военные обмены и сотрудничество. Министерство иностранных дел (МИД) занимается дипломатическими вопросами и международными обменами, координирует внешние связи по линии иных государственных структур, в том числе на региональном уровне. В пограничных вопросах МИД КНР участвует в "управлении сухопутными границами" [36], проводит соответствующие переговоры, заключает соглашения, обеспечивает содержание пограничных знаков.
В рамках "внутреннего контура" важную роль в управлении границами играет и Центральная комиссия КПК по политическим и правовым вопросам, которая курирует правоохранительные органы Китая, в том числе осуществляющую пограничный контроль Национальную иммиграционную администрацию. В мае 2023 г. нынешний глава комиссии и член Политбюро ЦК КПК Чэнь Вэньцин совершил ра-
бочий визит в Россию, где последним пунктом его поездки стал Приморский край. Примечательно, основной темой переговоров Чэнь с губернатором российского региона стало развитие пунктов пропуска, а территорию РФ глава комиссии покинул через один из автомобильных погранпереходов на границе с СВК [1].
Правительства китайских провинций уполномочены поддерживать международные контакты, в то же время выполняя обязанности "управления границами" [36]. Согласно "Закону о сухопутной границе", региональные собрания народных представителей и их постоянные комитеты обеспечивают соблюдение и исполнение законов и постановлений в пограничной сфере.
Необходимо пояснить, что, согласно ст. 30 Конституции КНР, Китай имеет трёхуровневое административно-территориальное деление [38]. На первом уровне, который в данной статье именуется как "провинциальный", страна состоит из провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Провинции и автономные районы делятся на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Данный уровень мы именуем как "уездный". Уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и посёлки. В статье данный уровень именуется "волостной". Вместе с тем в материковом Китае между провинциальным и уездным уровнями создан промежуточный "окружной" уровень, представленный городами окружного значения, округами, автономными округами и аймаками. Большинство единиц окружного уровня составляют города окружного значения, которые фактически не являются "городами" в привычном понимании данного термина. Помимо собственно городской зоны города окружного значения включают прилегающие сельские территории, в связи с чем в русском переводе зачастую используется наименование "городской округ".
На провинциальном уровне стратегию пограничной политики и приграничного сотрудничества формируют руководящие группы по иностранным делам провинциальных комитетов КПК, возглавляемые первыми секретарями провинциальных парткомов. Главы партийных организаций имеют право интерпретировать сформулированные центром задачи развития регионов, в том числе в разрезе пограничной политики, с учётом территориальных особенностей. Губернаторы провинций (автономных районов) осуществляют общее управление иностранными делами и пограничными вопросами через систему административных органов, структура которых зависит от сформулированных центром и региональными партийными структурами задач и направлений развития административно-территориальной единицы.
Особенностью региональных структур пограничной политики КНР является отсутствие единого должностного лица, курирующего вопросы международного и приграничного сотрудничества. Внешние связи регионов распределены по отраслям и территориальным направлениям, в связи с чем управление ими в той или иной степени осуществляют практически все региональные вице-губернаторы, которым подчинены профильные подразделения.
Вопросы формулирования и выработки пограничной политики в составе региональных администраций возложены на территориальные подразделения Государственного комитета по развитию и реформам КНР, которые в структуре региональных правительств представлены комиссиями развития и реформ. Существенная часть полномочий по практическому осуществлению пограничной политики и приграничного сотрудничества возложена на региональные подразделения Министерства коммерции КНР в лице провинциальных департаментов коммерции. Региональные структуры МИДа, представленные провинциальными канцеляриями иностранных дел, занимаются вопросами официальных контактов, которые по своей сути схожи с протокольно-дипломатической работой. Вопросы культурного, гуманитарного, природоохранного, научно-технического и иного взаимодействия возложены на профильные подразделения региональных правительств.
На уровне городских округов модель управления приграничными процессами во многом схожа с провинциальной. Исключение составляют лишь органы, на-
личие которых обусловлено местной территориальной спецификой. К примеру, входящий в состав провинции Хэйлунцзян и граничащий с российским Приморским краем городской округ Цзиси имеет в структуре окружной администрации Комитет по управлению зоной экономического развития Цзиси [5] и Комитет по управлению озером Ханка [6].
Схожая институциональная система сформирована и на уездном уровне. Модификации в ней, как и на уровне городских округов, как правило, связаны с наличием структурных подразделений, чьи задачи и функции обусловлены территориальной спецификой и приграничным положением территорий. Так, в правительстве г. Мишань, который входит в состав городского округа Цзиси и граничит с Ханкай-ским районом Приморского края, существует Комитет по управлению зоной экономического развития Мишань [40]. Управленческие единицы волостного уровня не наделены полномочиями в сфере приграничного сотрудничества и управления границей.
Таким образом, в Китае создана двуединая партийно-административная система институтов управления пограничной политикой, охватывающая как центральные органы, так и структуры провинциального, окружного и уездного уровней. Партийные организации вырабатывают и формируют общие принципы, задачи и направления пограничной политики применительно к подведомственной территории. Административные органы по большей части осуществляют оперативное управление вопросами пограничной политики.
В составе правительств провинциального уровня функционирует разветвлённая система властных институтов, которая позволяет сформулировать выводы о задачах и направлениях пограничной политики отдельно взятой территории. В статье приведены лишь те структурные подразделения правительств провинциального уровня СВК, которые в своей деятельности тем или иным образом сталкиваются с проблематикой пограничной политики и приграничного сотрудничества, а их функциональные обязанности указаны лишь в тех случаях, когда наименование структурной единицы не даёт однозначного представления о выполняемых задачах и направлениях работы.
При этом исследование институциональной структуры пограничной политики КНР на региональном уровне возможно благодаря высокой степени децентрализации существующей вертикали административных органов в КНР, подразумевающей широкие полномочия региональных правительств в вопросах внешних связей и управления трансграничными отношениями [2, с. 145].
Необходимо пояснить, что СВК в нынешней официальной трактовке КНР включает провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, и также восемь восточных аймаков Внутренней Монголии (рисунок 1). В этой связи предметом исследования в рамках статьи являются народные правительства трёх северо-восточных провинций КНР и администрация АРВМ.
Институты пограничной политики провинции Хэйлунцзян
В таблице 1 представлена структура органов власти, причастных к выработке и реализации пограничной политики в провинции Хэйлунцзян. Ведущую роль играют комиссия развития и реформ и департамент коммерции.
Отдел возрождения и развития в составе комиссии развития и реформ [9] координирует реализацию политики возрождения старых промышленных баз СВК. Отдел содействия строительству "Пояса и пути" курирует осуществление политики "открытости", стратегии "Пояса и пути", руководит канцелярией по координации сотрудничества с Россией, канцелярией руководящей группы поддержки и развития открытости острова Хэйсяцзы (китайское наименование острова Большой Уссурийский).
В провинциальной канцелярии иностранных дел [13] выделяется отдел Евразии, который отвечает за работу с государствами постсоветского пространства, в том числе Россией. Следует пояснить, что в структурах китайских государственных органов термин "Евразия" употребляется для обозначения территории бывшего Советского Союза. Так, существующий в структуре МИД КНР Департамент
Евразии отвечает за работу с государствами постсоветского пространства за исключением стран Балтии, которые являются членами ЕС и отнесены к ведению Департамента Европы. В Министерстве коммерции КНР также существует Департамент Евразии, который отвечает за взаимодействие с государствами постсоветского пространства за исключением стран Балтии.
Департамент сельского хозяйства и сельской местности [11] включает в себя несколько подразделений, выполняющих ряд функций пограничной политики. Управление рыболовства и рыболовной политики реализует двусторонние российско-китайские соглашения о рыболовстве. Отдел управления растениеводством осуществляет карантинный надзор за импортируемыми растениями. Ветеринарный отдел осуществляет борьбу с эпизоотиями, в том числе трансграничным распространением болезней животных.
Отдел экономики и торговли департамента финансов [22] осуществляет бюджетное обеспечение внешней торговли и зарубежных инвестиционных проектов. Канцелярия по водосбережению департамента водных ресурсов [14] курирует вопросы международного сотрудничества на трансграничных водоёмах.
В состав департамента науки и технологий [10] входит отдел обеспечения иностранных специалистов и внешнего сотрудничества, который готовит планы привлечения зарубежных специалистов и международных научных обменов. Отдел научно-технического персонала и популяризации науки вышеупомянутого департамента осуществляет практическую реализацию мероприятий в области привлечения иностранных специалистов. Департамент образования [8] в лице своего отдела международного сотрудничества и обмена осуществляет образовательные обмены, занимается популяризацией китайского языка за рубежом.
Департамент человеческих ресурсов и социального обеспечения [12] включает в себя отдел управления мобильностью трудовых ресурсов, который координирует обмены в области трудовых ресурсов и социального обеспечения, а также отдел кадров государственных учреждений, координирующий трудоустройство иностранцев в госструктурах.
Отдел предотвращения и профилактики заболеваний комиссии по здравоохранению [15] планирует мероприятия по профилактике и предотвращению инфекционных заболеваний, в том числе трансграничных. В составе той же комиссии канцелярия чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения и безопасности производства проводит мониторинг рисков чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения, в том числе оценку рисков трансграничного распространения инфекций.
Институты пограничной политики провинции Цзилинь
В таблице 2 представлена структура органов власти, причастных к выработке и реализации пограничной политики в провинции Цзилинь. Ведущую роль играют комиссия развития и реформ и департамент коммерции.
Отдел комплексного реформирования экономической системы в составе комиссии развития и реформ [17] координирует реализацию программ "внешней открытости". Отдел общего развития курирует реализацию программ возрождения старых промышленных баз СВК. Общий энергетический отдел занимается вопросами международного сотрудничества в энергетике и рассматривает зарубежные инвестиционные проекты.
В составе комиссии развития и реформ также имеется три структурных подразделения, которые занимаются вопросами развития экономического района "Чан-Цзи-Ту". Этот регион площадью 30 тыс. км2 расположен в треугольнике между городами Чанчунь, Цзилинь и Тумэнь. Геоэкономический ориентир проекта направлен на развитие района реки Туманной путём усиления приграничной интеграции. Координационный офис открытости "Чан-Цзи-Ту" формулирует политику развития экономического района, координационный отдел планирования "Чан-Цзи-Ту" готовит годовые и долгосрочные планы работы, отдел продвижения проектов "Чан-Цзи-Ту" занимается реализацией конкретных проектов в зоне экономического развития.
Рис. 1. Карта северо-восточных районов КНР Источник: составлено авторами.
Fig. 1. Map of the northeastern regions of the People's Republic of China Source: compiled by the author.s.
Канцелярия по управлению транспортом и коммуникациями в пунктах пропуска департамента промышленности и информационных технологий [19] координирует международные перевозки и занимается соответствующими исследованиями.
В провинциальной канцелярии иностранных дел [18] существуют так называемые "первый" и "второй" азиатский отделы. Один из них курирует работу с КНДР, Республикой Корея и Японией, другой - со странами Юго-Восточной, Южной и Западной Азии. Отдел Европы и Америки взаимодействует с со странами Западной Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Австралией и Океанией. Отдел Восточной Европы и Центральной Азии курирует работу с государствами соответствующих регионов, включая Россию, а также с Монголией.
Первый консульский отдел канцелярии иностранных дел взаимодействует с находящимися в провинции иностранными консульствами. Второй консульский отдел координирует официальные и деловые поездки жителей провинции за рубеж. В состав канцелярии иностранных дел входит визовый центр в Пекине, который взаимодействует с иностранными посольствами и представительствами в Китае, а также центральными ведомствами КНР.
Комиссия развития и реформ отдел возрождения и развития
отдел содействия строительству "Пояса и пути"
отдел развития транспортной инфраструктуры
отдел экономики и торговли
отдел нефти и газа
отдел внешнего сотрудничества
Департамент коммерции общий отдел
отдел регионального сотрудничества и развития
отдел сопровождения инвестиций
отдел внешней торговли
отдел торговли с Россией
отдел координации и руководства зонами свободной торговли
отдел институциональных инноваций зон свободной торговли
отдел управления иностранными инвестициями
отдел иностранных инвестиций и экономического сотрудничества
отдел экономического сотрудничества с Россией
отдел международных экономических и торговых отношений
канцелярия пунктов пропуска
Департамент промышленности и информационных технологий отдел внешнеэкономического сотрудничества
Департамент сельского хозяйства и сельской местности отдел внешнеэкономического сотрудничества
управление рыболовства и рыболовной политики
отдел управления растениеводством
ветеринарный отдел
Департамент финансов отдел экономики и торговли
Канцелярия иностранных дел отдел по пограничным вопросам
отдел управления въездом-выездом
отдел работы с иностранцами
консульский отдел
отдел Америки и Океании
отдел Европы и Африки
отдел Евразии
отдел Азии
Департамент культуры и туризма отдел внешнего обмена и сотрудничества
Департамент природных ресурсов отдел науки, технологий и внешнего сотрудничества
Департамент экологии и окружающей среды отдел науки и технологий и внешнего сотрудничества
Департамент водных ресурсов канцелярия по водосбережению
Департамент науки и технологий отдел обеспечения иностранных специалистов и внешнего сотрудничества
отдел научно-технического персонала и популяризации науки
Департамент образования отдел международного сотрудничества и обмена
Департамент человеческих ресурсов и социального обеспечения отдел управления мобильностью трудовых ресурсов
отдел управления специализированным техническим персоналом
отдел кадров государственных учреждений
отдел работы с трудовыми мигрантами.
Комиссия по здравоохранению отдел предотвращения и профилактики заболеваний
канцелярия чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения и безопасности производства
Табл. 1. Структура органов пограничной политики провинции Хэйлунцзян. Источник: [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 22].
Table 1. Structure of border policy authorities in Heilongjiang Province. Source: [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 22].
Примечательно, что согласно своему официальному функционалу вопросами международного сотрудничества занимается и канцелярия управления традиционной медицины [20].
Институты пограничной политики провинции Ляонин
В таблице 3 представлена структура органов власти, участвующих в выработке и реализации пограничной политики провинции Ляонин. Как и в предыдущих двух регионах, ведущую роль играют комиссия развития и реформ и департамент коммерции.
Заслуживает внимания деятельность канцелярии обеспечения "пяти основных регионов" комиссии развития и реформ [23], которая курирует развитие пяти приморских экономических районов провинции Ляонин, определённых Госсоветом КНР в 2009 г. и образующих "Прибрежную экономическую зону Ляонин".
Отдел управления внешней торговлей департамента коммерции [27] формирует планы внешней торговли, контролирует соблюдение экспортных квот, управляет приграничной торговлей. Отдел обеспечения внешней торговли отвечает за развитие внешней торговли, занимается внешнеэкономической аналитикой. Отдел координации строительства морских и сухопутных коридоров координирует развитие северо-восточного сухопутно-морского коридора и железнодорожного коридора Ляонин-Европа. Под северо-восточным сухопутно-морским коридором понимается ряд транспортно-логистических проектов, направленных на оптимизацию грузовых перевозок между морскими портами провинции Ляонин и пунктами пропуска АРВМ на границе с Монголией [7].
Отдел планирования и координации двух островов департамента коммерции [27] координирует развитие китайско-северокорейских особых экономических зон Хуанцзинпин и Вэйхуа, расположенных на одноимённых островах. Острова Хуанцзинпин (кор. - Хвангумпён) и Вэйхуа (кор. - Вивха) находятся в дельте пограничной реки Ялу, в районе китайского г. Даньдун и северокорейского Синыйд-жу. В 2010 г. КНР и КНДР подписали соглашение о совместном развитии острова Вэйхуа, в 2011 г. - соглашение по острову Хуанцзинпин. Отдел также отвечает за экономическое сотрудничество с Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Монголией, КНДР, формулирует планы развития железнодорожного коридора Ля-онин-Европа.
Отдел открытости пунктов пропуска департамента коммерции [27] формирует планы развития открытости погранпереходов, вырабатывает меры по модернизации пунктов пропуска. Отдел координации таможенного оформления координирует процессы оптимизации таможенного оформления и улучшения деловой среды в пунктах пропуска. Канцелярия департамента коммерции курирует вопросы деловых заграничных командировок.
Департамент промышленности и информационных технологий [24] также включает ряд подразделений, выполняющих ряд функций пограничной полити-
Комиссия развития и реформ отдел содействия строительству "Пояса и пути"
отдел комплексного реформирования экономической системы
отдел общего развития
отдел региональной экономики
отдел использования иностранного капитала и зарубежных инвестиций
отдел инвестиций в основной капитал
отдел транспорта и коммуникаций
отдел экономики и торговли
общий энергетический отдел
отдел железных дорог
отдел технического сотрудничества
координационный офис открытости района "Чан-Цзи-Ту"
координационный отдел планирования "Чан-Цзи-Ту"
отдел продвижения проектов "Чан-Цзи-Ту"
Департамент коммерции отдел развития внешней торговли
отдел внешней торговли
отдел импорта и экспорта промышленной продукции
отдел импорта и экспорта высокотехнологичной продукции
отдел импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции
отдел СВА
отдел Евразии
отдел иностранных инвестиций и экономического сотрудничества
отдел сопровождения иностранных инвестиций
первый отдел продвижения иностранных инвестиций
второй отдел продвижения иностранных инвестиций
координационный отдел комплексного содействия инвестициям
отдел Бохайского залива
отдел связи и поддержки торгово-промышленной палаты
отдел торговли услугами
конгрессно-выставочный отдел
канцелярия пунктов пропуска провинции Цзилинь
отдел планирования и модернизации зон развития
отдел управления и обслуживания зон развития
отдел развития и открытости приграничных территорий
отдел по сотрудничеству с зоной Расон
центр развития внешней торговли провинции Цзилинь
центр внешнеэкономического сотрудничества провинции Цзилинь
центр деловых связей провинции Цзилинь
центр международного экономического сотрудничества и обменов
центр связи зон развития провинции Цзилинь
центр содействия инвестициям провинции Цзилинь
контактный Центр по экономическому и технологическому сотрудничеству
Департамент промышленности и информационных технологий отдел международного сотрудничества
отдел планирования и инвестиций
отдел транспорта и коммуникаций
канцелярия управления транспортом и коммуникациями в пунктах пропуска
Департамент науки и технологий отдел международного сотрудничества
отдел обеспечения иностранных специалистов
отдел внедрения зарубежных интеллектуальных ресурсов
Канцелярия иностранных дел первый азиатский отдел
второй азиатский отдел
отдел Европы и Америки
отдел Восточной Европы и Центральной Азии
отдел пограничной работы
первый консульский отдел
второй консульский отдел
визовый центр в Пекине
Управление традиционной медицины канцелярия
Табл. 2. Структура органов пограничной политики провинции Цзилинь. Источник: [17; 18; 19; 20].
Table 2. Structure of border policy authorities in Jilin Province. Source: [17; 18; 19; 20].
ки. Общий отдел реализует меры возрождения старых промышленных баз СВК. Отдел промышленно-экономического функционирования исследует ситуацию в зарубежной промышленности, вырабатывает соответствующие рекомендации и прогнозы, координирует и развивает международные обмены. Отдел построения и развития мощного провинциального производства координирует реализацию программы "Сделано в Китае 2025". Программа направлена на повышение доли высокотехнологичной продукции в промышленном производстве КНР и является частью 13-й и 14-й пятилеток КНР (2016-2020 и 2021-2025 гг. соответственно).
В состав департамента транспорта [25] входит отдел общего планирования, который готовит планы развития автомобильного и водного транспорта, курирует вопросы иностранных инвестиций в объекты транспорта. Отдел автомобильного и водного транспорта занимается реализацией проектов развития автодорожной и водной инфраструктуры. Отдел перевозок координирует работу гражданской авиации и железнодорожного транспорта. Отдел управления строительством железных дорог формулирует политику и планы развития железнодорожной сети.
Департамент природных ресурсов [28] включает отдел управления морской акваторией и островами, координирующий использование прилегающего морского пространства и островных территорий. Отдел морского стратегического планирования и экономики реализует стратегии "морской державы" и "морской экономики". В частности, в "морскую экономику" входят производство морских инженерных сооружений и оборудования, использование морских возобновляемых источников энергии, добыча нефти и природного газа на море, судоремонт и судостроение, морские пассажирские перевозки и морской туризм.
Комиссия развития и реформ отдел работ по строительству "Пояса и пути"
отдел возрождения старых промышленных баз
отдел инвестиций в основной капитал
отдел использования иностранного капитала и зарубежных инвестиций
отдел развития транспорта
отдел региональной экономики
отдел экономики и торговли
общий энергетический отдел
канцелярия обеспечения "пяти основных регионов"
Департамент коммерции общий отдел
отдел управления внешней торговлей
отдел обеспечения внешней торговли
отдел управления иностранными инвестициями
отдел содействия иностранным инвестициям
отдел внешнеэкономического сотрудничества
отдел общего управления ЗСТ
отдел конгрессно-выставочной индустрии
отдел торговли услугами и коммерческого сервиса
отдел управления зонами развития
отдел обслуживания импорта
отдел координации строительства морских и сухопутных коридоров
отдел электронной коммерции
отдел планирования и координации двух островов
координационный отдел комплексной открытости
отдел открытости пунктов пропуска
отдел координации таможенного оформления
канцелярия
Департамент промышленности и информационных технологий общий отдел
отдел нормативного регулирования
отдел промышленно-экономического функционирования
отдел построения и развития мощного провинциального производства
отдел инвестиций и планирования
Департамент сельского хозяйства отдел международного сотрудничества
Департамент транспорта отдел нормативного регулирования
отдел общего планирования
отдел автомобильного и водного транспорта
отдел перевозок
отдел управления строительством железных дорог
Департамент науки и технологий отдел привлечения интеллектуальных ресурсов и обеспечения иностранных специалистов
Департамент культуры и туризма отдел внешнего обмена и сотрудничества
Департамент природных ресурсов отдел науки, технологий и иностранных дел
отдел управления морской акваторией и островами
отдел морского стратегического планирования и экономики
Департамент экологии и окружающей среды отдел международного сотрудничества
Канцелярия иностранных дел отдел управления заграничными командировками
бюро переводов
отдел зарубежного администрирования
отдел протокола, культуры и прессы
отдел Европы и Америки
отдел Евразии и Африки
отдел Азии
отдел управления пограничными вопросами
отдел нормативного регулирования
Табл. 3. Структура органов пограничной политики провинции Ляонин. Источник: [7; 23; 24; 25; 26; 27; 28].
Table 3. Structure of border policy authorities in Liaoning Province. Source: [7; 23; 24; 25; 26; 27; 28].
В составе канцелярии иностранных дел [26] заслуживает внимания бюро переводов. Подразделение проводит переводческие тренинги, координирует работу переводчиков на международных мероприятиях, согласует публикации о провинции за рубежом. Отдел зарубежного администрирования канцелярии иностранных дел взаимодействует с иностранными консульскими учреждениями. Отдел протокола, культуры и прессы обеспечивает соблюдение регламентов международных встреч, взаимодействует с иностранными информационными агентствами. Отдел управления пограничными вопросами занимается пограничной проблематикой, в том числе взаимодействует с КНДР и с Республикой Корея.
Институты пограничной политики автономного района Внутренняя Монголия
В таблице 4 представлена структура органов власти, занимающихся пограничной политикой в АРВМ. Ведущую роль опять же играют комиссия развития и реформ и департамент коммерции.
Отдел регионального возрождения комиссии развития и реформ [29] курирует реализацию программ возрождения старых промышленных баз СВК, "Пояса и пути", "внешней открытости", взаимодействует с провинциями СВК, координирует создание экономического коридора Китай-Монголия-Россия.
Департамент коммерции [34] включает четыре подразделения, которые занимаются вопросами трансграничных инвестиций. Отдел управления иностранными инвестициями координирует привлечение иностранных инвестиций, планирует и руководит работой зон экономического развития и зон приграничного сотрудничества. Отдел координации инвестиционного сотрудничества осуществляет операционное управление вопросами иностранных инвестиций в районе. Отдел содействия инвестиционному сотрудничеству оказывает практическую поддержку иностранным инвесторам в регионе. Отдел иностранных инвестиций и экономического сотрудничества курирует вопросы инвестиционной деятельности региона за рубежом.
Бюро экономической деятельности департамента промышленности и высоких технологий [21] координирует транспортировку, в том числе трансграничную, угля, электроэнергии и нефти в промышленных целях, исследует рынок энергоресурсов, вырабатывает меры по модернизации инфраструктуры.
Вопросов пограничной политики также касаются отдел управления растениеводством и ветеринарное бюро департамента сельского хозяйства и животноводства [33]. Первый отвечает за карантин растений в пунктах пропуска, второй - за предупреждение и борьбу с трансграничными эпизоотиями.
Департамент транспорта и коммуникаций [31] включает отдел транспортного обеспечения, который оценивает экономическую эффективность и значение международных пассажирских автомобильных и водных перевозок.
Особого внимания заслуживают подразделения комиссии по делам национальностей [32], в составе которой существуют такие подразделения, как отдел теоретических исследований, отдел содействия национальному единству, отдел совместного развития, отдел сотрудничества восьми провинций и районов в области монгольского языка и письменности. К числу восьми административных единиц, где представлено монгольское этническое меньшинство, Госсовет КНР относит АРВМ, Синьцзян-Уйгурский автономный район, провинции Ганьсу, Хэй-лунцзян, Цзилинь, Ляонин, Хэбэй, Цинхай. На официальном сайте комиссии по делам национальностей задачи и полномочия её структурных подразделений не указаны, однако учитывая наличие в АРВМ монгольского этнического меньшинства и приграничное положение региона, вероятно, что их деятельность тем или иным образом связана с национально-этническим вектором пограничной политики КНР в отношении Монголии.
Управление радио и телевидения включает отдел управления медиа-организациями [30], который координирует внешние радио- и телевизионные коммуникации, сотрудничает с международными радио- и телекомпаниями с первоочередной направленностью на Россию и Монголию.
Заключение
Проведённый анализ свидетельствует, что структура участвующих в формировании и реализации пограничной политики КНР региональных органов власти формируется в зависимости не только от стоящих перед каждой административно-территориальной единицей задач развития, но и от сопредельного государства и характера взаимоотношений региона с ним. Так, в граничащей с РФ провинции Хэйлунцзян создана система органов явно выраженной "российской" направленности. Показателен пример выделения в составе департамента коммерции специальных отделов по торговле с Россией и по экономическому сотрудничеству с Россией. В институтах власти АРВМ, которая граничит как с РФ, так и с Монголией, прослеживается распределение задач и полномочий примерно поровну на монгольском и российском направлениях. Структура народного правительства про-
отдел стратегического развития и планирования
общий отдел национальной экономики
общий отдел структурных реформ
отдел инвестиций в основной капитал
Комиссия развития и реформ отдел использования иностранного капитала и зарубежных инвестиций
отдел региональной экономики
отдел регионального возрождения
отдел развития базовой инфраструктуры
отдел управления строительством железных дорог и объектов гражданской авиации
Департамент коммерции канцелярия пунктов пропуска
отдел внешней торговли
отдел торговли услугами и коммерческого сектора
отдел управления иностранными инвестициями
отдел координации инвестиционного сотрудничества
отдел содействия инвестиционному сотрудничеству
отдел иностранных инвестиций и экономического сотрудничества
Департамент промышленности и высоких технологий бюро экономической деятельности
отдел инвестиционного планирования
Департамент сельского хозяйства и животноводства отдел рынка и международного сотрудничества
отдел управления растениеводством
ветеринарное бюро
Департамент транспорта и коммуникаций отдел планирования
отдел управления строительством
отдел транспортного обеспечения
Департамент экологии и окружающей среды отдел водной экологической среды
отдел реагирования на изменения климата и международного сотрудничества
Департамент культуры и туризма отдел внешних обменов и сотрудничества
Департамент науки и технологий отдел научно-технического сотрудничества
Канцелярия иностранных дел отдел согласования зарубежных поездок
отдел международного сотрудничества
отдел России и Монголии
отдел управления вопросами по зарубежным странам
отдел управления пограничными вопросами
Комиссия по делам национальностей отдел теоретических исследований
отдел содействия национальному единству
отдел совместного развития
отдел сотрудничества восьми провинций и районов в области монгольского языка и письменности
Управление радио и телевидения отдел управления медиа-организациями
Табл. 4. Структура органов пограничной политики автономного района Внутренняя Монголия. Источник: [21; 29; 30; 31; 32; 33; 34].
Table 4. Structure of border policy authorities in of the Inner Mongolia Autonomous Region. Source: [21; 29; 30; 31; 32; 33; 34].
винции Цзилинь свидетельствует о приоритетной ориентированности региона в сторону сотрудничества с КНДР. Российская же тематика в структуре цзилиньских властных институтов фигурирует лишь в контексте пограничной для РФ, КНР и КНДР реки Туманной, развитием которой занимается по меньшей мере три подразделения провинциального правительства. Система институтов власти провинции Ляонин свидетельствует о концентрации внимания регионального руководства на вопросах морской акватории, трансграничной логистики и приграничном взаимодействии с КНДР и РК.
Проведённый анализ позволяет сформулировать некоторые рекомендации по учёту особенностей построения институтов пограничной политики СВК и повышения эффективности приграничного сотрудничества России с КНР.
В настоящее время для дальневосточных регионов РФ основными контрагентами приграничного взаимодействия с китайской стороны являются сотрудники канцелярий иностранных дел [4]. Вместе с тем стоит отметить возрастающую роль департаментов коммерции региональных правительств в процессах российско-китайского взаимодействия [3]. Канцелярии иностранных дел не имеют отношения к практической реализации международных проектов, а лишь доводят полученную в ходе международных контактов информацию до профильных подразделений правительств. Как следствие, при передаче сведений до конечных интересантов в составе китайских региональных администраций возможны различные формы смысловых аберраций, причины которых могут крыться как в искажении фактов, так и в недостаточной компетентности сотрудников канцелярии в узкоспециализированных вопросах промышленности, науки или технологий.
Российским органам государственной власти и местного самоуправления, а также экономическим субъектам целесообразно выстраивать прямые рабочие контакты с профильными структурами китайских приграничных правительств, отвечающими за отдельные отраслевые или страновые направления. В провинции Хэйлунцзян примерами подобных подразделений являются отдел экономического сотрудничества с Россией департамента коммерции, отделы внешнеэкономического сотрудничества департамента промышленности и информационных технологий и департамента сельского хозяйства и сельской местности и др. В Цзи-лине можно выделить отдел Евразии департамента коммерции; в Ляонине - отдел обеспечения внешней торговли департамента коммерции или отдел морского стратегического планирования и экономики департамента природных ресурсов; в АРВМ - отдел транспортного обеспечения департамента транспорта и коммуникаций, отдел управления медиа-организациями управления радио и телевидения.
В администрациях северо-восточных регионов представлены подразделения, координирующие реализацию программ "Пояса и пути", "внешней открытости" и возрождения старых промышленных баз СВК. Кроме того, каждое региональное правительство имеет структурные единицы, наименование и функциональные обязанности которых подчёркивают основные приоритеты приграничного сотрудничества данной территории. В провинции Хэйлунцзян таковой структурой является канцелярия руководящей группы поддержки и развития открытости острова Хэйсяцзы, в Цзилине - отделы по развитию района "Чан-Цзи-Ту", в Ляонине - канцелярия обеспечения "пяти основных регионов" и отдел координации строительства морских и сухопутных коридоров, в АРВМ - курирующий работу зон приграничного сотрудничества отдел управления иностранными инвестициями.
При подготовке предлагаемых китайской стороне российских инициатив целесообразно учитывать обозначенные в структуре органов приграничной политики КНР приоритеты. К примеру, интерпретация инвестиционных проектов Приморского края через призму потенциальных преимуществ района "Чан-Цзи-Ту" может стать инструментом дополнительного привлечения внимания властей Цзилиня к сотрудничеству с российским регионом. Однако для эффективного использования приоритетов китайской пограничной политики необходимо тщательно изучить административно-правовые режимы китайских особых экономических зон, их фактическую отраслевую направленность и наполняемость практическими проектами.
В завершение следует отметить, что структура управления пограничной политикой КНР не может не впечатлять своими размерами и разветвлённостью. Так, только на уровне провинции Хэйлунцзян в выработке и реализации пограничной политики без учёта партийных органов напрямую участвуют 13 различных департаментов. Структура институтов пограничной политики СВК может даже показаться громоздкой и избыточной. В оправдание существующей в СВК инсти-
туциональной системы пограничной политики стоит сказать, что каждый северовосточный регион Китая обладает территорией и численностью населения сопоставимой с небольшими или даже среднего размера государствами. Так, имеющая наименьшую площадь среди регионов СВК провинция Цзилинь (1,87 тыс. км2), значительно превосходит по размерам территории граничащую с ней КНДР (1,2 тыс. км2). По численности населения (24 млн) провинция Цзилинь лишь немного уступает той же Северной Корее (25 млн). При этом регион поддерживает торгово-экономические отношения со 197 странами и территориями [39], превосходя по данному показателю и Северную Корею, и многие другие государства.
Может ли количество административно-организационных и человеческих (в виде сотен чиновников) ресурсов надежно обеспечивать качество и эффективность пограничной политики? Это не праздный вопрос для России, учитывая, что сопредельные с Китаем регионы Российской Федерации, в силу очевидно меньших финансовых и человеческих ресурсов, не могут конкурировать с провинциями КНР в создании и содержании столь же масштабных административно-бюрократических аппаратов. Сравнительный анализ российских и китайских институциональных структур пограничной политики, в том числе по показателям их эффективности, может стать интересным предметом отдельного исследования..
Литература
1. Глава Приморья: Торговый оборот с Китаем достигнет 10 миллиардов долларов // Правительство Приморского края: сайт. URL: https://primorsky.ru/news/282159/?ysclid=lqohyqedpz925563675 (дата обращения: 10.12.2023).
2. Иванов С.А. Деятельность субнациональных правительств в приграничном сотрудничестве России и Китая: системные ограничители и проблема мотивации // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 143-153. (дата обращения 15.01.2024).
3. Крапивин В.В. Приморских предпринимателей приглашают на встречу с делегацией из Китая / В.В. Крапивин // Центр "Мой бизнес" Приморского края: сайт. URL: https://xn--25-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/ news/primorskikh-predprinimateley-priglashayut-na-vstrechu-s-delegatsiey-iz-kitaya-%o5C/ (дата обращения: 15.12.2023).
4. Шолик Н.М. Авиасообщение между Владивостоком и китайским Далянем планируют возобновить / Н.М. Шолик // Правительство Приморского края: сайт. URL: https://primorsky.ru/news/285016/?sphrase_ id=6371717 (дата обращения: 15.12.2023).
5. Щ„ Ш„ = Заместитель мэра: Чэнь Линь. Краткая биография. Должностные обязанности // Народное правительство г. Цзиси: сайт. URL: https://www.jixi.gov.cn/jixi/c100012/202308/ c06_144907.shtml (дата обращения: 10.12.2023).
6. = Заместитель мэра: Го Сяньвэнь. Краткая биография. Должностные обязанности // Народное правительство г. Цзиси: сайт. URL: https://www.jixi.gov.cn/jixi/ c100012/202308/c06_144908.shtml (дата обращения: 10.12.2023).
7. = Давайте вместе построим Северо-восточный сухопутно-морской коридор! Три провинции и один регион подписали совместную инициативу // Народное правительство провинции Цзилинь: сайт. URL: https://www.jl.gov.cn/zw/yw/zwlb/sz/202310/ t20231016_2776624.html (дата обращения: 13.12.2023).
8. = Отдел международного сотрудничества и обмена // Департамент образования провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: http://jyt.hlj.gov.cn/jyt/c110499/202104/c00_30612094.shtml (дата обращения: 11.12.2023).
9. = Комиссия развития и реформ провинции Хэйлунцзян. Внутренняя организация // Комиссия развития и реформ провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: https://drc.hlj.gov. cn/drc/c111454/common_list.shtml (дата обращения: 11.12.2023).
10. Ш^Е^Я-^ЙЖ^оЙШДЙ = Департамент науки и технологий провинции Хэйлунцзян. Внутренняя организация // Департамент науки и технологий провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: https://kjt.hlj.gov. cn/kjt/c113936/common_list.shtml?tab=zdgknr (дата обращения: 11.12.2023).
11. Ш^Е^^Й&Й^оЙШЛЙ = Департамент сельского хозяйства и сельской местности провинции Хэйлунцзян. Внутренняя организация // Департамент сельского хозяйства и сельской местности провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: https://nynct.hlj.gov.cn/nynct/c115440/public_list.shtml?tab=zdgknr (дата обращения: 11.12.2023).
12. = Департамент человеческих ресурсов и социального обеспечения провинции Хэйлунцзян. Внутренняя организация // Департамент человеческих ресурсов и социального обеспечения провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: http://hrss.hlj.gov.cn/hrss/c111760/public_ tt.shtml (дата обращения: 11.12.2023).
13. Ш^Е^ЛйЙЙ^ШЙ^^оЙШДЙ = Канцелярия иностранных дел Народного правительства провинции Хэйлунцзян. Внутренняя организация // Канцелярия иностранных дел Народного правительства провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: https://fao.hlj.gov.cn/fao/c111864/tt.shtml (дата обращения: 11.12.2023).
14. = Департамент водных ресурсов провинции Хэйлунцзян. Внутренняя организация // Департамент водных ресурсов провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: https://slt.hlj.gov.cn/slt/ c114068/tt.shtml (дата обращения: 11.12.2023).
15. = Комиссия по здравоохранению провинции Хэйлунцзян. Внутренняя организация // Комиссия по здравоохранению провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: http://wsjkw.hlj. gov.cn/wsjkw/c109083/tt.shtml (дата обращения: 11.12.2023).
16. и#: "Р^Й/Й" = Цзилинь: "экономика пунктов пропуска" помогает открыться // Государственный совет КНР: сайт. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2019-06/28/content_5404186.htm (дата обращения: 10.12.2023).
17. = Комиссия по развитию и реформам провинции Цзилинь. Внутренние подразделения // Комиссия по развитию и реформам провинции Цзилинь: сайт. URL: http://jldrc. jl.gov.cn/jgcs/ (дата обращения: 12.12.2023).
18. иЙ^Л^Й^^оЙШДЙ = Канцелярия иностранных дел провинции Цзилинь. Внутренние подразделения // Канцелярия иностранных дел провинции Цзилинь: сайт. URL: http://wb.jl.gov.cn/yggk/nsjg/ (дата обращения: 12.12.2023).
19. иЙ^ЕШ'ШШЯ = Управление транспорта провинции Цзилинь // Департамент транспорта провинции Цзилинь: сайт. URL: http://jtyst.jl.gov.cn/jg_133173/jgsz/tzsdw/200810/t20081016_5414116.html (дата обращения: 12.12.2023).
20. ^^^ = Управление традиционной медицины провинции Цзилинь. Канцелярия // Управление традиционной медицины провинции Цзилинь: сайт. URL: http://jltcm.jl.gov.cn/jggk/jgzz/ bgs/ (дата обр_ащения: 12.12.2023).
21. Й/е^Я = Бюро экономической деятельности //Департамент промышленности и высоких технологий автономного района Внутренняя Монголия: сайт. URL: http://gxt.nmg.gov.cn/chushi/202105/ t20210510_1446154.html (дата обращения: 14.12.2023).
22. = Отдел экономики и торговли // Департамент финансов провинции Хэйлунцзян: сайт. URL: https://czt.hlj.gov.cn/czt/c110804/202103/c00_30601670.shtml (дата обращения: 11.12.2023).
23. = Внутренние подразделения комиссии развития и реформ провинции Ляонин // Комиссия развития и реформ провинции Ляонин: сайт. URL: https://fgw.ln.gov.cn/ fgw/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/jgsz/A8C5DEA69B184DAEB5DBC99DB4C4D6D6/index.shtml (дата обращения: 13.12.2023).
24. = Департамент промышленности и информационных технологий провинции Ляонин. Общие сведения об организации // Департамент промышленности и информационных технологий провинции Ляонин: сайт. URL: https://gxt.ln.gov.cn/gxt/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/index.shtml (дата обращения: 13.12.2023).
25. = Департамент транспорта провинции Ляонин. Общие сведения об организации // Департамент транспорта провинции Ляонин: сайт. URL: https://jtt.ln.gov.cn/jtt/zfxxgk/fdzdgknr/ jgjj/index.shtml (дата обращения: 13.12.2023).
26. П.т^Л.ЙЙ^ШЙ^^оЭД^^^ = Канцелярия иностранных дел провинции Ляонин. Общие сведения об организации // Канцелярия иностранных дел провинции Ляонин: сайт. URL: https://wsb. ln.gov.cn/wsb/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/index.shtml (дата обращения: 13.12.2023).
27. = Департамент коммерции провинции Ляонин. Общие сведения об организации // Департамент коммерции провинции Ляонин: сайт. URL: https://swt.ln.gov.cn/swt/zfxxgk/fdzdgknr/ jgjj/index.shtml (дата обращения: 13.12.2023).
28. = Департамент природных ресурсов провинции Ляонин. Общие сведения об организации // Департамент природных ресурсов провинции Ляонин: сайт. URL: https://zrzy. ln.gov.cn/zrzy/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/index.shtml (дата обращения: 13.12.2023).
29. = Комиссия развития и реформ автономного района Внутренняя Монголия // Комиссия развития и реформ автономного района Внутренняя Монголия: сайт. URL: https://fgw.nmg.gov.cn/zfxxgk/fdzdgknr/?gk=3 (дата обращения: 14.12.2023).
30. = Управление радио и телевидения автономного района Внутренняя Монголия. Внутренняя организация // Управление радио и телевидения автономного района Внутренняя Монголия: сайт. URL: https://gbdsj.nmg.gov.cn/gdj_zwgk/gdj_zfxxgk/gdj_zfxxgk_ fdzdgk/?gk=2&cid=16035 (дата обращения: 14.12.2023).
31. ЙШйВоёМ^Й: = Департамент транспорта и коммуникаций автономного района Внутренняя Монголия. Организационная структура. Отдел транспортного обеспечения // Департамент транспорта и коммуникаций автономного района Внутренняя Монголия: сайт. URL: https:// jtyst.nmg.gov.cn/zwgk/jgzn/jgsz/ysfwc/ (дата обращения: 14.12.2023).
32. ЙШйёлЕй^Ш^Йя^оЙ^^^ = Комиссия по делам национальностей автономного райо-
на Внутренняя Монголия. Общие сведения об организации // Комиссия по делам национальностей автономного района Внутренняя Монголия: сайт. URL: https://mw.nmg.gov.cn/xxgk/?gk=1 (дата обращения: 14.12.2023).
33. ЙШЁё/рЕ&^^оЭДЛ = Департамент сельского хозяйства и животноводства автономного района Внутренняя Монголия. Аппарат // Департамент сельского хозяйства и животноводства автономного района Внутренняя Монголия: сайт. URL: http://gxt.nmg.gov.cn/chushi/202105/t20210510_1446154.html (дата обращения: 14.12.2023).
34. ЙШЁё/рИЙЙ-^оЙ^!^ = Департамент коммерции автономного района Внутренняя Монголия // Департамент коммерции автономного района Внутренняя Монголия: сайт. URL.: https://swt.nmg. gov.cn/zwgk/zcxxgk/fdzdgknr/?gk=3&cid=14052 (дата обращения: 14.12.2023).
35. Ф^ЛКйЯЯЯ^^Жй = Закон о международных отношениях Китайской Народной Республики // Государственный совет КНР: сайт. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202306/content_6888929.htm (дата обращения: 10.12.2023).
36. = Закон о сухопутных границах Китайской Народной Республики // Всекитайское собрание народных представителей: сайт. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202110/5a3d 27747cc542f8bcde9030a83218e2.shtml (дата обращения: 10.12.2023).
37. Ф^ЛЙЙЯЯ^ЙЙЙЙ = Закон об иностранных инвестициях Китайской Народной Республики // Министерство коммерции КНР: сайт. URL: http://mg.mofcom.gov.cn/article/ddfg/201912/20191202924661. shtml (дата обращения: 10.12.2023).
38. Ф^ЛЙЙЯЯ^Й = Конституция Китайской Народной Республики // Государственный совет КНР: сайт. URL: https://www.gov.cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm (дата обращения: 10.12.2023).
39. = В 2023 году внешняя торговля провинции Цзилинь была энергичной, а её импорт и экспорт в Россию вырос "фонтаном". // ИА China News. URL: https://m. chinanews.com/wap/detail/chs/zw/10149444.shtml (дата обращения: 20.01.2024).
40. = Опубликование бюджета Комитета по управлению зоной экономического развития Мишань провинции Хэйлунцзян на 2023 год // Народное правительство г. Мишань: сайт. URL: https://www.hljms.gov.cn/mss/c100672/202303/c06_61832.shtml (дата обращения: 10.12.2023)..
References
1. Head of Primorsky Krai: Trade turnover with China will reach 10 billion dollars // Government of Primorsky Krai: website. URL: https://primorsky.ru/news/282159/?ysclid=lqohyqedpz925563675 (accessed 10.12.2023). (In Russ.).
2. Ivanov S.A. Activities of subnational governments in cross-border cooperation between Russia and China: systemic constraints and the problem of motivation // Russia and the Asia-Pacific region. 2011. No. 2. P. 143-153. (accessed 15.01.2024). (In Russ.).
3. Krapivin V.V. Primorye entrepreneurs are invited to a meeting with a delegation from China / V.V. Krapivin // "My Business" Center of the Primorsky Territory: website. URL: https://xn--25-9kcqjffxnf3b.xn--p1ai/news/ primorskikh-predprinimateley-priglashayut-na-vstrechu-s-delegatsiey-iz-kitaya-°/o5C/ (accessed 15.12.2023). (In Russ.).
4. Sholik N.M. Air traffic between Vladivostok and Chinese Dalian is planned to be resumed / N.M. Sholik // Government of Primorsky Krai: website. URL: https://primorsky.ru/news/285016/?sphrase_id=6371717 (accessed 15.12.2023). (In Russ.).
5. Deputy Mayor: Chen Lin. Short biography. Job responsibilities // People's Government of Jixi: website. URL: https://www.jixi.gov.cn/jixi/c100012/202308/c06_144907.shtml (accessed 10.12.2023). (In Chin.).
6. Deputy Mayor: Guo Xianwen. Short biography. Job responsibilities // People's Government of Jixi: website. URL: https://www.jixi.gov.cn/jixi/c100012/202308/c06_144908.shtml (accessed 10.12.2023). (In Chin.).
7. Let's build the Northeast Land-Sea Corridor together! Three provinces and one region signed a joint initiative // People's Government of Jilin Province: website. URL: https://www.jl.gov.cn/zw/yw/zwlb/sz/202310/ t20231016_2776624.html (accessed 13.12.2023). (In Chin.).
8. Office of International Cooperation and Exchange // Department of Education of Heilongjiang Province: website. URL: http://jyt.hlj.gov.cn/jyt/c110499/202104/c00_30612094.shtml (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
9. Heilongjiang Provincial Development and Reform Commission. Internal organization // Development and Reform Commission of Heilongjiang Province: website. URL: https://drc.hlj.gov.cn/drc/c111454/common_list. shtml (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
10. Department of Science and Technology of Heilongjiang Province. Internal organization // Department of Science and Technology of Heilongjiang Province: website. URL: https://kjt.hlj.gov.cn/kjt/c113936/common_list. shtml?tab=zdgknr (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
11. Department of Agriculture and Rural Affairs of Heilongjiang Province. Internal organization // Department of Agriculture and Rural Affairs of Heilongjiang Province: website. URL: https://nynct.hlj.gov.cn/nynct/c115440/ public_list.shtml?tab=zdgknr (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
12. Department of Human Resources and Social Welfare of Heilongjiang Province. Internal organization //
Department of Human Resources and Social Security of Heilongjiang Province: website. URL: http://hrss.hlj. gov.cn/hrss/c111760/public_tt.shtml (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
13. Foreign Affairs Office of the People's Government of Heilongjiang Province. Internal organization // Foreign Affairs Office of the People's Government of Heilongjiang Province: website. URL: https://fao.hlj.gov.cn/ fao/c111864/tt.shtml (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
14. Heilongjiang Provincial Water Resources Department. Internal organization // Department of Water Resources of Heilongjiang Province: website. URL: https://slt.hlj.gov.cn/slt/c114068/tt.shtml (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
15. Heilongjiang Provincial Health Commission. Internal organization // Heilongjiang Provincial Health Commission: website. URL: http://wsjkw.hlj.gov.cn/wsjkw/c109083/tt.shtml (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
16. Jilin: "the economy of checkpoints" helps to open up // State Council of the People's Republic of China: website. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2019-06/28/content_5404186.htm (accessed 10.12.2023). (In Chin.).
17. Jilin Provincial Development and Reform Commission. Internal divisions // Development and Reform Commission of Jilin Province: website. URL: http://jldrc.jl.gov.cn/jgcs/ (accessed 12.12.2023). (In Chin.).
18. Foreign Affairs Office of Jilin Province. Internal divisions // Foreign Affairs Office of Jilin Province: website. URL: http://wb.jl.gov.cn/yggk/nsjg/ (accessed 12.12.2023). (In Chin.).
19. 19. Jilin Provincial Transport Division // Jilin Provincial Transport Department: website. URL: http://jtyst. jl.gov.cn/jg_133173/jgsz/tzsdw/200810/t20081016_5414116.html (accessed 12.12.2023). (In Chin.).
20. Department of Traditional Medicine of Jilin Province. Office // Department of Traditional Medicine of Jilin Province: website. URL: http://jltcm.jl.gov.cn/jggk/jgzz/bgs/ (accessed 12.12.2023). (In Chin.).
21. Bureau of Economic Activities //Department of Industry and High Technologies of the Inner Mongolia Autonomous Region: website. URL: http://gxt.nmg.gov.cn/chushi/202105/t20210510_1446154.html (accessed 14.12.2023). (In Chin.).
22. Office of Economics and Trade // Department of Finance of Heilongjiang Province: website. URL: https:// czt.hlj.gov.cn/czt/c110804/202103/c00_30601670.shtml (accessed 11.12.2023). (In Chin.).
23. Internal divisions of the Development and Reform Commission of Liaoning Province // Development and Reform Commission of Liaoning Province: website. URL: https://fgw.ln.gov.cn/fgw/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/jgsz/A8C 5DEA69B184DAEB5DBC99DB4C4D6D6/index.shtml (accessed 13.12.2023). (In Chin.).
24. Department of Industry and Information Technology of Liaoning Province. General information about the organization // Department of Industry and Information Technology of Liaoning Province: website. URL: https:// gxt.ln.gov.cn/gxt/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/index.shtml (accessed 13.12.2023). (In Chin.).
25. Department of Transport of Liaoning Province. General information about the organization // Department of Transport of Liaoning Province: website. URL: https://jtt.ln.gov.cn/jtt/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/index.shtml (accessed 13.12.2023). (In Chin.).
26. Office of Foreign Affairs of Liaoning Province. General information about the organization // Office of Foreign Affairs of Liaoning Province: website. URL: https://wsb.ln.gov.cn/wsb/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/index.shtml (accessed 13.12.2023). (In Chin.).
27. Department of Commerce of Liaoning Province. General information about the organization // Department of Commerce of Liaoning Province: website. URL: https://swt.ln.gov.cn/swt/zfxxgk/fdzdgknr/jgjj/index.shtml (accessed 13.12.2023). (In Chin.).
28. Department of Natural Resources of Liaoning Province. General information about the organization // Department of Natural Resources of Liaoning Province: website. URL: https://zrzy.ln.gov.cn/zrzy/zfxxgk/ fdzdgknr/jgjj/index.shtml (accessed 13.12.2023). (In Chin.).
29. Development and Reform Commission of the Inner Mongolia Autonomous Region // Development and Reform Commission of the Inner Mongolia Autonomous Region: website. URL: https://fgw.nmg.gov.cn/zfxxgk/ fdzdgknr/?gk=3 (accessed 14.12.2023). (In Chin.).
30. Radio and Television Administration of Inner Mongolia Autonomous Region. Internal organization // Radio and Television Administration of the Inner Mongolia Autonomous Region: website. URL: https://gbdsj.nmg.gov. cn/gdj_zwgk/gdj_zfxxgk/gdj_zfxxgk_fdzdgk/?gk=2&cid=16035 (accessed 14.12.2023). (In Chin.).
31. Department of Transport and Communications of Inner Mongolia Autonomous Region. Organizational structure. Department of Transport Support // Department of Transport and Communications of the Inner Mongolia Autonomous Region: website. URL: https://jtyst.nmg.gov.cn/zwgk/jgzn/jgsz/ysfwc/ (accessed 14.12.2023). (In Chin.).
32. Nationalities Affairs Commission of the Inner Mongolia Autonomous Region. General information about the organization // Nationalities Affairs Commission of the Inner Mongolia Autonomous Region: website. URL: https://mw.nmg.gov.cn/xxgk/?gk=1 (accessed 14.12.2023).
33. Department of Agriculture and Livestock of Inner Mongolia Autonomous Region. Apparatus // Department of Agriculture and Livestock of the Inner Mongolia Autonomous Region: website. URL: http://gxt.nmg.gov.cn/ chushi/202105/t20210510_1446154.html (accessed 14.12.2023). (In Chin.).
34. Department of Commerce of the Inner Mongolia Autonomous Region // Department of Commerce of the Inner Mongolia Autonomous Region: website. URL: https://swt.nmg.gov.cn/zwgk/zcxxgk/ fdzdgknr/?gk=3&cid=14052 (accessed 14.12.2023). (In Chin.).
35. Law on International Relations of the People's Republic of China // State Council of the People's Republic of China: website. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202306/content_6888929.htm (accessed
10.12.2023). (In Chin.).
36. Law on the Land Borders of the People's Republic of China // National Assembly of People's Representatives: website. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202110/5a3d27747cc542f8bcde9030a832 18e2.shtml (accessed 10.12.2023). (In Chin.).
37. Law on Foreign Investments of the People's Republic of China // Ministry of Commerce of the People's Republic of China: website. URL: http://mg.mofcom.gov.cn/article/ddfg/201912/20191202924661.shtml (accessed 10.12.2023). (In Chin.).
38. Constitution of the People's Republic of China // State Council of the People's Republic of China: website. URL.: https://www.gov.cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm (accessed 10.12.2023). (In Chin.).
39. In 2023, Jilin Province's foreign trade was vigorous, and its imports and exports to Russia grew like a fountain // China News. URL: https://rn.chinanews.com/wap/detail/chs/zw/10149444.shtml (accessed:
20.01.2024). (In Chin.).
40. Publication of the budget of the Committee for Management of the Mishan Economic Development Zone of Heilongjiang Province for 2023 // People's Government of Mishan City: website. URL: https://www.hljms.gov. cn/mss/c100672/202303/c06_61832.shtml (accessed 10.12.2023). (In Chin.).
Роман Викторович ТАРАНТУЛ, соискатель учёной степени кандидата политических наук Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия, e-mail: [email protected]
Артём Леонидович ЛУКИН, канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия, e-mail: [email protected]
Roman V. TARANTUL, Applicant for the Degree of Candidate of Political Sciences, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected]
Artyom L. LUKIN, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of International Relations, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации
(Received) 29.12.2023 (Approved) 03.05.2024 (Accepted) 08.06.2024