Научная статья на тему 'Современный опыт формирования городских агломераций'

Современный опыт формирования городских агломераций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2674
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОРОД-ЯДРО / КОНУРБАЦИЯ / МЕГАСИТИ / СУБУРБАНИЗАЦИЯ / АГЛОМЕРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Алексеев Александр Юрьевич, Соколова Светлана Викторовна, Шапошников Святослав Вячеславович

Городская агломерация одна из современных форм территориальной организации населения, появление которой связано с современным этапом урбанизации. В статье рассматриваются основные предпосылки и пути формирования, отличительные признаки и классификации современных городских агломераций на примере России и ряда зарубежных стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EXPERIENCE OF FORMATION OF THE CITY AGGLOMERATIONS

Urban agglomeration one of the modern forms of territorial organization of the population, the emergence of which is associated with the present stage of urbanization. This article discusses the basic assumptions and ways of formation, characteristics and classification of modern urban agglomerations on the example of Russia and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Современный опыт формирования городских агломераций»

РАЗДЕЛ II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.Ю. Алексеев С.В. Соколова С.В. Шапошников

Alexander Alekseev Svetlana Sokolova Svyatoslav

Shaposhnikov

УДК 352

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

Аннотация. Городская агломерация - одна из современных форм территориальной организации населения, появление которой связано с современным этапом урбанизации. В статье рассматриваются основные предпосылки и пути формирования, отличительные признаки и классификации современных городских агломераций на примере России и ряда зарубежных стран мира.

Ключевые слова: городская агломерация, центральный город-ядро, конурбация, мегасити, субурбанизация, агломерирование.

MODERN EXPERIENCE OF FORMATION OF THE CITY AGGLOMERATIONS

Abstract. Urban agglomeration - one of the modern forms of territorial organization of the population, the emergence of which is associated with the present stage of urbanization. This article discusses the basic assumptions and ways of formation, characteristics and classification of modern urban agglomerations on the example of Russia and foreign countries.

Keywords: Urban agglomeration, the central city core, conurbation, Megacity, suburbanization, agglomerating.

Одной из качественно новых особенностей современного этапа урбанизации, начало которого приходится на середину 20 века, является формирование и развитие городских агломераций. В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским населенным пунктам, развивающимся относительно автономно, приходят новые «групповые» формы, образующиеся при компактном размещении поселений и формирования между ними устойчивых интенсивных связей. Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всем мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятков населенных пунктов (в том числе сельских), тесно связанных между собой.

Однако до настоящего времени не существует единой терминологии для обозначения подобных скоплений населенных пунктов. Наряду с термином «городская агломерация» используются термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «ареалы взаимосвязанного расселения», «созвездие городов», «метрополитентские ареалы»», «города-поля» [4, с. 33]. Отчасти это связано с тем, что рассматриваемое достаточно сложное явление является объектом исследования многих наук. В настоящее время наиболее распространен термин «городская агломерация» (от лат. аglomero - присоединяю, накапливаю, нагромождаю).

До начала 20 века термин «агломерация» применялся для определения территориальных скоплений промышленных предприятий, а для обозначения процесса большой концентрации населения в городах его ввел в 1903 г. немецкий экономист и социолог Альфред Вебер. По мере того, как крупные города разрастались и в сферу их влияния попадали все новые городские и сельские населенные пункты, термин «агломерация» стал применяться и для обозначения новых территориальных образований.

В настоящее время городская агломерация - это компактная пространственная группировка населенных пунктов (главным образом городских), объединенных многообразными устойчивыми интенсивными взаимовыгодными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и др.) в сложную многокомпонентную динамическую систему.

© Алексеев А.Ю., Соколова С.В., Шапошников С.В., 2014

Городская агломерация не упраздняет крупный город, но меняет его. В ее составе города ведут более сложную и более эффективную в социальном и экономическом отношении деятельность. По сути это форма функционирования современного крупного города, ибо по роли в территориальной организации общества, характеру деятельности агломерация и крупный город сходны, различаясь лишь пространственной структурой. Возникновение городских агломераций является качественным сдвигом в расселении, новой стадией его эволюции, при которой сеть поселений превращается в систему.

Основой развития городских агломераций является территориальная концентрация деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: от города» (преобладающая форма) или «от района» [2, с. 99].

Формирование агломерации «от города». В своем динамичном развитии при достижении определенного уровня крупный город может начать ощущать всё большую потребность в новых ресурсах развития, т.е. в территории, источниках водоснабжения, инфраструктуре и пр. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию. При этом дальнейшее сплошное расширение городской территории может быть сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому зачастую центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося комплексного хозяйства города. В других - они возникают в ответ на потребности города (и даже страны), создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития на окружающей город территории. Этот путь формирования городских агломераций является преобладающим в настоящее время.

Развитие агломерации «от района». Подобное формирование городских агломераций характерно, как правило, для территорий, богатых ресурсами, в районах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в котором начинают развиваться наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Таким образом, возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной специализации преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном в этом же поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использования территории. В городских агломерациях, сформировавшихся на основе добычи полезных ископаемых, значительные площади заняты отвалами, складами, подъездными путями.

Формирование городских агломераций не является повсеместным явлением, связанным с наличием крупных городов. Создание агломерации не зависит напрямую от размера города. Так, во Франции создают новые городские агломерации, где небольшие города (с населением до 60-100тыс. человек) объединяют свои усилия и формируют регион интенсивного развития: разрабатывают совместный план, определяют точки роста исходя из сложившейся системы расселения, производства и переработки продукции, конкурентных

преимуществ. В этом и состоит суть агломерирования - получить синергетический эффект от объединения возможностей всех участников. Т.е. формирование городских агломераций является выборочным процессом, который возможен там, где для него складываются благоприятные условия.

При формировании агломераций очень важны структура поселений, инфраструктура, качество жизни и окружающей среды, доступность, регенерация городских территорий, управление. Основными условиями формирования и развития агломераций является наличие правовой базы (в первую очередь, синхронизация мандатов, закрепление прав и обязанностей участников) и инфраструктуры (объединение в единую сеть, реализация комплексных проектов на базе агломерации).

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломераций в России.

Одним из результатов усиливающегося взаимодействия центрального города с его окружением является территориальное разрастание застройки навстречу друг другу.

В сложной многокомпонентной системе, называемой городской агломерацией, можно выделить не только городские, но и сельские поселения. Однако, как правило, в структуре агломерации преобладают городские населенные пункты. Можно выделить две основные категории [2, с. 108]:

а) населенные пункты, функционально ориентированные на удовлетворение потребностей города-центра (поселения при аэропортах, водопроводных станциях и станциях аэрации; поставщики полуфабрикатов и вспомогательных материалов, деталей, различного оборудования);

б) поселения, специализирующиеся на видах деятельности и производствах, аналогичных тем, которые входят в функциональную структуру города-центра (музейные комплексы, высшие учебные заведения, центры фундаментальных научных исследований и т. п.).

Имея различные условия формирования, городские агломерации различаются по количеству городов-ядер, преобладающим видам деятельности, величине и степени зрелости. В то же время они имеют некоторые общие свойства.

Основные признаки современных городских агломераций представлены на рисунке.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

Рис. Основные признаки современных городских агломераций

1. Компактность, т.е. сближенность населенных пунктов, главным образом городских, в агломерации, высокая плотность их сети, что благоприятствует их интенсивному и эффективному взаимодействию. Агломерация предстает как ареал ближних связей, не требующих больших затрат времени и средств.

2. Высокий уровень функциональной связанности - взаимодополняемость (комплементарность) составляющих городскую агломерацию элементов, т.е. центров разного профиля. Города и поселки взаимно ориентированы на оказание друг другу услуг, что определяет высокую плотность внутри агломерационных связей.

3. Наличие транспортных коридоров, позволяющих обеспечивать взаимодействие различных видов транспорта и общность средств доставки населения и грузов (наличие регулярных пригородных электропоездов, автобусов, теплоходов, общность аэропорта, железнодорожного узла-терминала, речного порта-терминала и пр.).

4. Доступность (обычно 1,5-2 часовая), которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности).

5. Высокая плотность населения - концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров.

6. Концентрация промышленного производства на территории городской агломерации.

7. Наличие тесных производственных связей - комбинирование и кооперирование промышленных предприятий при производстве и потреблении промышленной и сельскохозяйственной продукции (показателем таких связей являются более мощные грузопотоки в пределах городской агломерации по сравнению с внешними грузопотоками).

8. Наличие тесных трудовых связей - часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживает в других поселениях, т.е. в пределах агломерации происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями.

9. Наличие тесных культурно-бытовых и рекреационных связей - учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями.

10. Наличие тесных административно-политических и организационно-хозяйственных связей, которые реализуются посредством регулярных деловых поездок между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы.

11. Правовая самостоятельность населенных пунктов, т.е. нахождение поселений в пределах своих административных регионов, кроме самых теснопримыкающих.

При формировании и развитии городских агломераций можно говорить о наличии территориально-отраслевого интереса, ибо, с одной стороны, город-центр стимулирует развитие городов-спутников, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.). С другой стороны налицо активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. То есть действуют два начала: территориальное, исходящее от города, с комплексным подходом при устройстве территории, и отраслевое, преследующее, прежде всего, отраслевую выгоду, с гораздо меньшим вниманием к территориальным интересам.

Каждая городская агломерация является уникальной, но, тем не менее, можно провести ряд классификаций этих относительно новых территориальных систем.

1. Классификация по количеству центральных городов-ядер.

В зависимости от количества центральных городов-ядер различают моноцентрические, т.е. сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, и полицентрические городские агломерации, имеющие несколько городов-ядер. Полицентрические агломерации называются конурбациями. Наиболее значительные конурбации сформировались в Европе - Рурская в ФРГ (11,5 млн. жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн. чел.), в Японии - так называемый мегалополис Токайдо (около 60 млн. чел.).

2. Классификация по числу жителей агломерации.

Характерной чертой современных урбанизационных процессов является очень быстрый рост агломераций - «миллионеров». В 1970-х гг. ООН был введен специальный термин «мегасити» для обозначения городских агломераций с населением свыше 8 млн. человек. Однако уже в 1990-е гг. статистический порог был поднят до 10 млн. человек.

В 1950 г. в мире существовала лишь одна агломерация с населением свыше 10 млн. человек (Нью-Йоркская - 12,3 млн. жителей). В 1975 г. насчитывалось уже 5 мегасити: агломерации Токио, Нью-Йорка, Шанхая, Мехико и Сан-Пауло, в которых суммарно проживало более 68 млн. жителей. К 2000 году их число достигло 16, а население - 225 млн. чел., а к 2010 г. - уже 26 [1]. В настоящее время крупнейшие мегасити расположены вокруг городов Токио (33,8 млн. чел.), Сеул (23,9 млн. чел.), Мехико (22,9 млн. чел.), Дели (22,4 млн. чел.) и Мумбаи (22,3 млн. чел.). В развивающихся странах находятся 14 мегасити, и 10 мегасити - в развитых (включая Китай). Российская Московская агломерация занимает 17 место среди современных мегасити и насчитывает свыше 15 млн. чел.[3].

Таким образом, современная городская агломерация - это многоотраслевой, многофункциональный центр национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях. Поэтому агломерацию следует рассматривать не только как новую форму территориальной организации населения, но и как подсистему общей системы размещения производства.

Библиографический список

1. Введение в демографию / под ред. В.А. Ионцева и А.А. Саградова. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2013 - 636 с.

2. Лаппо Г.М. География городов. - М.: ВЛАДОС, 1977. - 480 с.

3. Мусинова Н.Н., Соколова С.В., Шапошников С.В. Проблемы территориальной организации столичного мегаполиса и пути их решения // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №4. - С. 125-130.

4. Перцик Е.Н. Геоурбанистика. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.