УДК 332.12
городские агломерации второго порядка как фактор экономического развития региона
а. в. колодин,
аспирант кафедры экономической теории и управления E-mail: kolodin-89@mail. ru Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета
В статье приведены анализ проблем становления городских агломераций второго порядка и их роль в развитии региональной экономики. Особое внимание уделяется выявлению их специфических функций и предназначений в структуре крупных городских агломераций. Рассматриваются потенциальные возможности формирования подобной структуры в формате Волгоградской агломерации.
Ключевые слова: урбанизация, постиндустриальные городские агломерации, агломерации второго порядка, кластеры, инновации, экономика знаний.
Одним из перспективных и приоритетных направлений экономической политики на современном этапе развития России является процесс формирования городских агломераций как структурных элементов пространственной организации региональной экономики. Они концентрируют значительную часть научного, образовательного, производственного и интеллектуального потенциала страны, что делает их основными опорными пунктами модернизации и становления инновационно ориентированной экономики. В настоящее время в роли таких полюсов роста выступают как промышленные города, связанные с сырьевым, экспортным производством, так и крупные агломерации с диверсифицированной экономикой. Такое видение соответствует трендам мирового развития и укладывается в концепцию метрополитенизации, при которой развитие концентрируется в крупнейших городах, обладающих мощной интеллектуаль-
ной инфраструктурой и интегрированных в систему глобальных взаимодействий.
Наука активно заинтересовалась агломерациями во второй половине прошлого столетия. Их исследовали градостроители, географы, экономисты, социологи, экологи, которые заложили теоретические основы анализа городских агломерационных образований. Однако в нашей стране агломерации долго не являлись объектом специальных исследований, и лишь в последние годы существования СССР в сферах управления появилось понимание их важности в перспективном устройстве страны и регионов. Вместе с тем многие проблемы агломерирования продолжают оставаться спорными и дискуссионными. Анализ роли агломераций, объективно выступающих средством регулирования развития крупных городов и более эффективного использования их потенциала, продолжает оставаться актуальным.
В ходе эволюционного развития агломерационных образований выделяются четыре этапа (урбанизация, субурбанизация, десубурбанизация, реурбанизация), каждый из которых характеризуется новыми тенденциями в сфере экономики и транспорта, определенными направлениями потоков миграции населения, в формировании их новых видов и типов.
На первом этапе городская агломерация представляет собой слияние близко расположенных урбанизированных территорий, в пределах которых промышленное производство является базовой
функцией. В индустриальных центрах управление сводится преимущественно к регулированию развития промышленного сектора, а все остальные отрасли относятся к категории обеспечивающих. Фактическим аналогом подобных агломераций стали промышленные территориально-производственные комплексы (Т НК), получившие широкое распространение в 1950—1980-е гг. в СССР. В таких агломерациях еще не сформировался единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов.
На втором этапе возникает центростремительная трудовая маятниковая миграция, происходит формирование емкого и разнообразного рынка труда агломерации, растет сектор услуг.
Третий этап — этап развитой (динамичной) агломерации — характеризуется появлением единой функционально связанной городской агломерации, происходит «сброс» производств, центров потребления и развлечений на периферию, в города-спутники. Агломерационные образования становятся важным элементом в территориальной структуре национальной экономики.
Четвертый этап — этап постиндустриальной агломерации — отличается ее активным встраиванием в глобальную иерархию городских центров, развитием «хордных» связей между подцентрами, становлением интеллектуальной городской инфраструктуры [8, 17].
Во второй половине XX в. развитие городских агломераций России проявило тенденцию к усложнению их структуры и функциональных связей, что нашло свое конкретное выражение в формировании в пределах наиболее развитых агломераций локальных образований, складывающихся возле крупных центров пригородной и внешней зоны, представляющих собой плотные группировки городских поселений и выделяющихся уровнем своей связанности, концентрацией производства и населения. Эти самостоятельные системы по отношению к основной агломерации (агломерации первого порядка) были названы агломерациями второго порядка. Впервые такое понятие введено Г. М. Лаппо при анализе тенденций развития Московской городской агломерации (1971 г.) и получило дальнейшую разработку в работах самого Г. М. Лаппо, а также Е. Н. Перцика, А. Г. Махровой и др. [11, 18, 19].
Агломерации второго порядка выступают как системы расселения агломерационного типа, являющиеся структурными элементами основной агломерации (первого порядка) и характеризующиеся
особенностями интеграции населенных пунктов как внутри образований, так и с ядром агломерации первого порядка.
Выделение и становление подобных агломераций как структурных элементов пространственной организации региональной экономики создают дополнительные возможности для ускорения ее развития и предусматривают комплексное функционирование входящих в них территорий и поселений, рациональное использование ресурсов, улучшение среды жизнедеятельности населения в границах всей системы. Именно городские агломерации второго порядка более всего могут стать новыми ареалами социально-экономического роста регионов.
Развитие агломераций разного уровня (первого и второго порядков) позволяет:
• использовать сложившие ся городские ядра при минимальных размерах нового строительства, что поможет решать социально-экономические задачи при относительно меньших или таких же объемах инвестиций и предоставить стимул для развития уже существующих поселений;
• достигнуть социально-экономического эффекта развития территориально сближенных поселений за счет сочетания и взаимодействия различных видов деятельности, наиболее рационального использования огромного уже созданного научного, производственного, социального потенциала, инфраструктуры и имеющихся высококвалифицированных трудовых ресурсов;
• более полно учитывать тенденцию развития расселения региона, в том числе усиление структуризации пригородных зон. Формирование в рамках крупных агломерационных образований городских агломераций второго порядка обусловлено рядом факторов.
Во-первых, возникновение городских агломераций второго порядка обычно связано с исчерпанием возможностей ядра крупных агломераций для размещения производства, инфраструктуры и необходимостью их функционирования на более широкой территориальной основе, что требует комплексного решения многих вопросов с учетом перспектив развития прилегающих к городу территорий и в формате агломерации. Поэтому при оценке тенденций наиболее эффективного развития отраслей, нуждающихся в условиях высокоурбанизированной среды, необходимо учитывать возможности их формирования не только в крупных городах, но и в ряде
городов, входящих в структуры крупных агломераций. Кроме того, общеизвестные экономические, социальные, экологические и другие ограничения требуют сдерживания роста крупных городов. В составе агломераций второго порядка наиболее динамичными структурными элементами являются пригородные зоны с наибольшими потенциальными возможностями для становления новых функций: они располагают наиболее «дефицитными» территориями для расселения населения и размещения производства, а также способны принять часть народнохозяйственных функций центра крупной агломерации.
Во-вторых, в современных условиях злободневной становится проблема уменьшения людности ряда городов и сокращения их экономического потенциала. Происходит снижение качества населения, возрастная структура которого проявляет тенденцию к старению и резкому уменьшению доли трудоспособных возрастов, что уменьшает возможности для размещения современных производств. Предотвратить ее в определенной степени позволяет процесс формирования в рамках крупных агломерационных образований городских агломераций второго порядка.
В-третьих, стихийное выкачивание ресурсов городами-центрами крупных агломераций из периферии должно уступить место целенаправленному возвращению ей возможности развития. Поэтому миссия центральных городов по восстановлению и функционированию периферии может приобрести форму «портфеля» самых разнообразных проектов, инициируемых руководством крупных городов и районов совместно с бизнесом. Структурированная агломерация в конечном итоге имеет не одно ядро, вытягивающее все из периферии, но и подцентры, которые берут на себя ряд функций, недоступных для самого ядра.
В-четвертых, в условиях перехода экономики на рыночные отношения территориальный производственный комплекс городских агломераций обладает наибольшей устойчивостью и способностью адаптации к новым условиям в силу его диверси-фицированности и возможности перераспределения функций и ресурсов между различными элементами крупных городских агломераций.
В-пятых, решающее значение для развития информационно-технологической инфраструктуры имеет особая инновационная среда, которая создается в наиболее благоприятных для ее фор-
мирования ареалах городской агломерации. Ареной подобного становления являются не только крупные городские агломерации, но и городские образования, в которых в силу тех или иных обстоятельств сложились уникальные условия для формирования инновационной среды, приобретающей затем собственную динамику развития. К их числу относятся и городские агломерации второго порядка.
Городские агломерации второго порядка обычно находятся в зоне городов-спутников, охватывающих город-центр крупных агломерационных образований. Они возглавляются отчетливо выраженным ядром, отличающимся своими размерами, повышенной концентрацией населения и производства, развитостью и устойчивостью функциональной структуры, центральностью, т. е. городом, представляющим собой важный промышленный и деловой центр, транспортный и логистический узел. Такой город располагает наиболее благоприятными условиями для кооперирования промышленности, развития науки и высшего образования, для осуществления административных, организационных и распределительных функций, привлекая людей необычайно широким набором услуг, которые предоставляются в их распоряжение, высоким уровнем культурной жизни.
В роли ядра городских агломераций второго порядка, как правило, выступают многофункциональные города-спутники, которые формируются в результате естественного развития крупных городов, постепенно усложняющих и умножающих выполняемые ими обязанности. Они возникают в узловых точках агломерации с наилучшим экономико-географическим положением, являясь традиционными центрами по отношению к окружающей территории. Многофункциональные города-спутники находятся в тесном взаимодействии с городом-центром, участвуют в решении его проблем, способствуют реализации накопленного потенциала. Выполняя эти основные обязанности, города-спутники естественным образом создают вместе с городом-центром целостное единство. В настоящее время происходит усиление их роли как структурных центров в агломерациях крупнейших городов (транспортных узлов, мест размещения промышленных предприятий, выводимых из главного города или взаимосвязанных с его предприятиями, рекреационных и других обслуживающих зон либо дополняющих хозяйственный комплекс агломераций).
В специальной литературе до сих пор отсутствуют единые критерии выделения городских агломераций, в том числе агломераций второго порядка. Это относится и к определению центров (ядер), на основе которых может происходить их развитие, а также к установлению границ (делимитации) агломерационных образований. Как полагают Е. Н. Перцик и А. Г. Махрова, людность центрального города-ядра агломерации второго порядка должна составлять 50 тыс. чел. и более, а границы соответствовать полуторачасовой изохроне транспортной доступности (с учетом дополнительных затрат времени на подходы к остановкам основного транспорта) при достаточной надежности автобусного сообщения [18]. Помимо этого при определении границ агломерации в их состав включают территории, обладающие набором соответствующих показателей:
• численность населения агломерации;
• доля городского населения;
• доля населения, проживающего в ядре;
• число городских поселений и поселений-спутников;
• доля занятых в промышленности;
• доля занятых в науке и научном обслуживании;
• доля занятых в сельском хозяйстве;
• половой и возрастной состав населения, его механическое и естественное движение;
• уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания и здравоохранения;
• соседство с ядром крупной агломерации и условия связанности с ним.
Городские агломерации второго порядка как структурные элементы пространственной организации региональной экономики выполняют свои специфические функции, позволяющие раскрыть их содержание и предназначение.
Агломерации второго порядка служат дополнением и резервом развития крупных агломераций, позволяющим обеспечить взаимосвязанное территориальное развитие городов и районов, входящих в их структуру. Возникновение урбанизированных территорий подобного рода предполагает передачу им некоторых функций, которые осуществлялись до этого времени главным городом — центром крупной агломерации. В функциональной структуре города-центра агломераций первого порядка должно быть резко ограничено развитие функций, не соответствующих его роли и целям (например, массовое производство рядовых изделий, заготовительные
стадии производства и т. д.). Целесообразна более решительная разгрузка центров крупных городских агломераций за счет передачи части функций городам агломераций второго порядка. Это касается формирования новых производственных, торгово-развле-кательных, рекреационно-туристских комплексов и транспортно-логистического модуля, перемещающихся на периферию крупной агломерации и повышающих экономическую активность, вызывая спрос на землю и базовые инфраструктуры. Локальные образования подобного типа используют преимущества экономико-географического положения главного города и вместе с тем позволяют предотвратить его гипертрофированное развитие. В свою очередь, большие и средние города—центры агломераций второго порядка, принимая часть функций городов-ядер агломераций первого порядка могут одновременно передавать часть своих функций малым городам и поселкам, расположенным на территории агломерации, активизируя их рост. В этой связи возникает кумулятивный эффект использования преимуществ агломераций разного уровня.
В рамках крупных агломераций благодаря агломерациям второго порядка достигается оптимальный вариант поддержания эффективных и устойчивых связей города с прилегающими территориями. В границах агломераций обычно замыкаются устойчивые, циклически повторяющиеся территориально стабильные связи, объединяющие агломерированные поселения в единое целое. Среди функциональных связей предпочтение отдается интенсивности трудовых маятниковых миграций, которые относятся к специфически характерным для городских агломераций видам связей. Именно они формируют городские агломерации, в то время как административные, инфраструктурные и технологические связи закрепляют данный процесс [15]. Маятниковая миграция является одним из элементов, усиливающим интеграционные связи в формате агломераций разного ранга (первого и второго уровней). В связи с усложнением внутренней структуры городских агломераций начинает формироваться феномен замещающей занятости, который в наибольшей степени характерен для городских агломераций второго порядка. Появление скоростных поездов и особенно активное развитие автомобильного сообщения позволяют приезжать на работу в центры крупных агломераций (первого порядка) жителям агломераций второго порядка, а вакантные рабочие места в агломерациях второго
порядка занимают маятниковые мигранты с прилегающих территорий. Дальнейшее усложнение внутренних функциональных связей отдельных пространственных элементов агломерации будет происходить на основе развития прямых связей, возрастания емкости, разнообразия и целостности рынков труда, недвижимости и земли. Это позволит повысить уровень функциональной связанности отдельных ее элементов.
Агломерации второго порядка обладают необходимым потенциалом для становления их в качестве зон опережающего и инновационного развития экономики. В настоящее время все более отчетливо проявляются процессы вывода промышленных предприятий на территорию этих агломераций из города-ядра крупной агломерации с одновременной их модернизацией и реализацией новых инвестиционных проектов. Речь идет о принципиально новых производствах и видах деятельности, представляющих собой «процессинговые» центры.
На современном этапе активно происходит формирование постиндустриальных городских агломераций, в пределах которых на основе достижения критической массы интеллектуальных ресурсов формируется новая модель экономики. Основанная на концентрации интеллектуальных сил и наиболее рациональной организации производства информации она выступает в качестве растущего компонента большого градообразующего значения, который оказывает столь же сильное влияние на развитие и размещение городских агломераций, как и промышленность [9].
Специфика становления и развития постиндустриальных городских агломераций, как свидетельствует мировой опыт, может быть идентифицирована по ряду критериальных характеристик. Среди них необходимо отметить возрастающую значимость нематериальных факторов производства в формирующейся экономике знаний. Информация (знания, наука) стала играть решающую, детерминирующую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития, что нашло отражение в работах А. Андреева, А. Вифлеемского, Л. Гохберга, О. Иншакова, М. Куянцевой, Г. Клейнера, В. Макарова и др. [1, 2, 5, 7, 14]. В современной экономике увеличивающийся поток информации пронизывает все стадии воспроизводственных процессов как в реальном производстве, так и в сфере услуг, которая начинает доминировать над сферой производства в структуре создаваемого ВВП городских агломераций и позво-
ляет индивиду иметь доступ к разнообразию жизни, альтернативной работе и творчеству.
Усиливающийся инновационный характер развития экономики (зависимость производства товаров и услуг от приложения научных знаний и технологий, рост численности производителей новых знаний, модернизация системы менеджмента, использование инфо-, био-, нано-, управленческих и других технологий) выступает в качестве альтернативы сырьевой модели экономического роста и индустриально-сырьевым хозяйственным системам и позволяет изменять ценностные приоритеты в обществе и перестраивать его институциональную структуру, обеспечивая новое качество человеческого капитала.
В настоящее время происходит постепенная трансформация образования в сферу услуг с последующей ее либерализацией, выражающейся в процессах перехода к «операционной адхокра-тии», т. е. такой модели, которая функционирует по принципам инновационных сообществ (высокая мобильность и прозрачность границ) и более приспособленной к изменениям конъюнктуры на рынке труда [6]. Предоставление образовательных услуг превращается в высокоприбыльную отрасль, оцениваемую специалистами примерно в 100 млрд долл., что эквивалентно годовому обороту мировых рынков золота, необработанных и ювелирных алмазов вместе взятых [1].
Одним из элементов формирования постиндустриальных городских систем является процесс обеспечения взаимодействия между производством, наукой и образованием в рамках агломерации. Решению этой проблемы может способствовать создание инновационно-образовательных кластеров, действующих по принципу научно-образовательных сетей, обеспечивающих формирование системы непрерывного профессионального образования, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров, повышение их квалификации и переподготовку, исходя из требований, предъявляемых потребностями социально-экономического развития общества [13]. В России инновационная среда формируется прежде всего в агломерациях крупнейших городов, где за последние десятилетия разместились мощные образовательные, научные, конструкторские, производственные центры. Бесспорным лидером в этом процессе, как отмечают Е. Н. Перцик и В. Я. Любовный, является Московская городская агломерация: в столице сосредоточено
18,3 % общей численности студентов России [19], около 60 % научно-технического потенциала страны (1 200 научных учреждений, в которых трудится почти третья часть научных работников, в том числе более половины докторов наук и 44 % кандидатов наук России) [20]. Этот уникальный потенциал города способен создавать и осваивать научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню. В других регионах России процесс создания инновационно-образовательных кластеров пока находится в начальной стадии. К числу специфических российских явлений относится развитие наукоградов, включая академгородки вблизи крупнейших городов, которые преимущественно и выступают в качестве центров городских агломераций второго порядка. По данным Е. Н. Перцика, в Российской Федерации насчитывается около 70 наукоградов, среди которых Обнинск, Зеленоград, Королев, Дубна, Первоуральск, Северск, Северодвинск, Же-лезногорск (Красноярский край) и другие города-спутники [19]. Сейчас реализуется проект создания специализированного инновационного центра на базе Сколково. Городские агломерации также способствовали созданию высших учебных заведений нового типа подобно Московскому физико-техническому институту (МФТИ) в Долгопрудном или Новосибирскому университету. Они представляют собой прогрессивную триаду «наука — образование — высокие технологии» [12].
Особое место в становлении инновационного характера развития современных городских агломераций второго порядка занимает массовое использование информационно-коммуникационных технологий как в производстве, так и во всех сферах общественной жизни, формирующее сетевую экономику (мобильная связь, оптоволоконные коммуникации, компьютерные сети и Интернет как новая инфраструктура экономики). Наряду с интенсификацией информационного обмена широкое распространение получает виртуализация многих областей хозяйственной деятельности.
Таким образом, на уровне регионов и в пределах городских агломераций формируется инновационная система, что предполагает развитие ее инфраструктуры, институционального окружения в виде формальных институтов (законов), организаций-институтов (технопарков, инновационных фирм, бизнес-инкубаторов), институтов бюджетных отношений и государственной власти, институтов интеллектуальной собственности и ее зашиты, ин-
ститутов информационной системы, сферы науки и образования.
Особенность формирования городских агломераций второго порядка заключается также в том, что на их территории, как правило, образуется альтернативная сеть расселения, представленная сезонной субурбанизацией как одной из специфических черт российского агломерирования. Преимущественно сезонное (летом и в выходные дни) проживание во втором постоянном или временном жилье в многочисленных дачных, садовых и огородных товариществах, сельской местности, а также в современных коттеджных поселках (так называемых бесстатусных поселениях) меняет характер расселения и его пропорции. Сезонная субурбанизация диктует необходимость формирования соответствующей инфраструктуры, в первую очередь системы транспорта, медицинского обслуживания, торговли для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, реально проживающего на территории городских агломерации второго порядка в летний сезон. Массовый характер владения сезонным загородным жильем предопределяет сохранение сезонной субурбанизации еще в течение достаточно длительного периода времени. Вместе с тем в ряде агломераций второго порядка начинает развиваться и стандартная субурбанизация, когда все более значительная часть домов в коттеджных и дачных поселках имеет тенденцию к использованию для постоянного проживания.
Городские агломерации подобного рода приобретают и другие новые функции: они способны обеспечить доступ к глобальной экономике территориям в сфере своего притяжения, в том числе и городским агломерациям второго порядка, выступая полюсами роста региональных экономик и узлами различного рода сетевых структур, функционирующих на макрорегиональном и глобальном уровнях. В России происходит усиление роли и значимости ряда крупных региональных центров, которые начинают развиваться как элементы глобального экономического пространства. В рассматриваемом контексте городские агломерации являются источниками конкурентоспособности страны и ее регионов. Целенаправленное и интенсивное формирование системы крупных городских агломераций и входящих в их структуру городских агломераций второго порядка, интегрированных в систему глобальных взаимодействий, является стратегически важной задачей для России.
Важное предназначение городских агломерации связано также с тем, что их экономический рост имеет свои пределы, определенные степенью их воздействия на состояние окружающей среды. Поэтому важная функциональная особенность агломераций второго порядка определяется спецификой их экологических условий, которые наиболее благоприятны для расселения населения и размещения наукоемких производств, нуждающихся в благоприятной экологической среде. Эти территории выполняют особые рекреационные и санитарно-защитные функции в масштабе крупной городской агломерации (первого порядка), что требует отбора размещаемых здесь новых функций и ужесточения контроля за ходом их формирования с учетом экологических ограничений. Они должны преимущественно развиваться как национальные парки, особо охраняемые территории, центры изучения и сохранения сложившейся природной среды, отдыха, туризма и рекреации.
Процессы становления агломераций второго порядка на территории Российской Федерации еще не получили должного развития. Наиболее интенсивно они протекают в Московской городской агломерации и примыкающей к ней территории. По оценкам Г. М. Лаппо, Е. Н. Перцика и А. Г. Махровой, здесь еще в середине 1980-х гг. было выделено 19 городских агломераций второго порядка, образующих устойчивые полицентрические системы расселения. В них проживало свыше 5 млн чел., что составляло около 1/3 населения Московского столичного региона и 3/4 населения области. Они занимали менее 30 % всей территории области и сосредоточивали около 65 % всех поселений городского типа и 60 % городов Московской области [16, 18, 19]. В настоящее время в Московской городской агломерации функционирует более 20 малых агломераций этого вида [15]. Наиболее крупными среди них выступают Мытищинско-Пушкинско-Щелковская, Видновско-Подольско-Раменская, Долгопрудненско-Химкинско-Красногорская, Балашихинско-Люберецкая и другие агломерации.
Агломерации второго порядка, входящие в состав Московской городской агломерации, существенно различаются между собой по различным параметрам: численности проживающего в них населения, количеству центров и городских поселений-спутников, мощности народнохозяйственного потенциала и его специализации, уровню своей развитости, темпам роста, возможностям
формирования новых «центральных» функций и их масштабам, а также внутренним ограничениям для выполнения ими этой роли.
Сверхконцентрация столичных и экономических функций в сочетании с растущими объемами селитебной нагрузки на Москву диктует необходимость рассматривать городские агломерации второго порядка в качестве опорных элементов при перераспределении ответственности и выносе ряда функций из столицы. В выступлении на совещании по вопросам развития Московской агломерации (9 апреля 2012 г.) Д. А. Медведев подчеркнул, что в нынешних границах Москва достигла пределов своего развития [3], в результате чего нарастают важные структурные проблемы: она является одним из самых густонаселенных мегаполисов Европы и мира (плотность населения составляет 11 тыс. чел. на один квадратный километр); усиливается дисбаланс между многочисленными зонами расселения и единственно значимой зоной приложения труда, каковой выступает ее исторический центр; наблюдается колоссальный дефицит мест приложения труда на периферийных территориях и т. д. В свою очередь это порождает транспортный коллапс, снижает качество городской среды, обостряет экологические и социальные проблемы. Данные обстоятельства диктуют необходимость расширения границ и создания рационально организованной Московской агломерации, включающей в себя Москву и Московскую область и регулируемой за счет замедления и ускорения темпов роста отдельных агломераций (первое относится к «ближним» агломерациям, непосредственно примыкающим к Москве, второе — к «дальним», расположенным в периферийной части региона).
На новых территориях прорабатывается размещение шести новых центров деловой и общественной активности, к которым отнесены административно-деловой кластер, финансово-деловой центр, кластеры исследований и инноваций, университетский и образовательный, медицинский и рекреационно-туристический кластеры. Реализация предлагаемой программы формирования большой Московской агломерации остро ставит проблему развития транспортной инфраструктуры как на новых территориях, так и на существующей территории города. В этой связи предусматривается проведение следующих мероприятий: • интеграция различных видов общественного
транспорта за счет создания системы транс-
портно-пересадочных узлов и единых систем оплаты проезда;
• приоритетное развитие пригородного железнодорожного транспорта, который возьмет на себя основную роль в пассажирских и дальних перевозках;
• модернизация вылетных магистралей с перспективой организации скоростного автобусного сообщения;
• сооружение новых хордовых дорог, которые позволят людям перемещаться между различными центрами агломерации, минуя Москву, а внутри Москвы — минуя центральную часть города [4].
Такой вариант полицентрического развития Московской городской агломерации позволит не только снять «напряженность», но и замкнуть значительную часть связей в пределах самой агломерации, снизив нагрузку на столичную инфраструктуру. Это будет способствовать превращению столичного региона в глобальный, конкурентоспособный мегаполис первого порядка, который обеспечит высокие стандарты качества жизни населения.
Тенденции к полицентризму в развитии городских агломераций, наиболее остро проявившиеся в Московском регионе, типичны и для многих других крупных городских агломераций России: Санкт-Петербургской, Красноярской, Ростовской, Екатеринбургской и др. [8]. Еще две малые агломерационные системы (Александровская и Обнинская) расположены на территориях Калужской и Владимирской областей. Предпосылки для развития таких агломерационных образований имеются также вблизи других крупных городов России.
Потенциальные возможности для формирования городской агломерации второго порядка складываются в Волгоградской агломерации, входящей в состав крупных агломераций России. Ядром становления агломерации могут выступать спутник г. Волгограда — городской округ г. Волжский и прилегающие к нему города и поселки городского типа. Такая агломерация будет представлять собой территориально-экономическую интеграцию компактно расположенных и функционально связанных муниципальных субъектов с интенсивными хозяйственными, транспортными, трудовыми, информационно-управленческими и рекреационными отношениями, расположенных вдоль ясно выраженной оси — на левом берегу р. Волги и ее притоке р. Ахтуба. Благоприятное географическое
положение, развитая транспортная инфраструктура, значительный промышленный и рекреационный потенциал периферийной зоны имеют первостепенное и перспективное значение для развития рассматриваемой агломерации и выступают в качестве наиболее сильных ее сторон [10].
Волжская городская агломерация как агломерация второго порядка выступит важнейшим резервом развития Волгоградской агломерации. В ее пределах сформировались или еще формируются индустриальный, транспортно-логистический, туристско-рекреационный и другие кластеры как сконцентрированные на территории сообщества экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, отношения между которыми носят устойчивый и долговременный характер.
В рамках индустриального кластера на крупных промышленных предприятиях (ОАО «Волжский трубный завод», ОАО «Каучук», ОАО «Волжский азотно-кислородный завод», ОАО «ВАТИ», ОАО «РусГидро» Волжская ГЭС и др.) осуществляется реализация инновационных проектов, направленных на модернизацию старых и внедрение новых производств, реконструкцию и техническое перевооружение производственных фондов, что позволит улучшить ассортимент выпускаемой продукции, повысить ее качество, освоить новые виды продукции, удовлетворяющие существующий рыночный спрос.
Развитие транспортно-логистического кластера в городском округе г. Волжский предполагает создание интермодального терминала, входящего в систему евроазиатских международных транспортных коридоров и решающего региональные задачи. Основной из них является формирование современной товаропроводящей сети, позволяющей наиболее эффективно совместить работу транспорта с местным рынком товаров и услуг на основе применения современных логистических технологий. Включение терминала в товаропроводящую сеть подразумевает создание инфраструктуры в виде складских площадей, таможенных и консигнационных складов, магазинов оптовой торговли, транспортных и информационно-логистических объектов, позволяющих наиболее эффективно организовать консолидацию, распределение и реализацию товаров в регионе с участием транспорта. Волжский интермодальный терминал межрегионального бизнес-центра, строительство которого
предусмотрено федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России», призван объединить все субъекты инновационной инфраструктуры регионального бизнеса: транспортный терминал, логистический центр, технопарк, бизнес-центр, сеть бизнес-инкубаторов, выставочный комплекс.
Инфраструктурная поддержка развития бизнеса включает в себя создание международного бизнес-центра интермодального терминала. Это предполагает интеграцию всей технологической и организационной инфраструктуры бизнеса, строительство таких объектов, как научно-делового центра, комплекса профильных и отраслевых бизнес-инкубаторов, выставочного и сервисного комплексов. Реализация проекта приведет к формированию универсальной сервисной оболочки, в структуру которой войдут инновационный центр, агентство инвестиций и развития, центр финансово-кредитной поддержки, венчурный фонд, единый информационный банк с центром электронной коммерции, центр мониторинга, прототипирования и трансферта технологий.
Функционирование туристско-рекреационного кластера на базе особо охраняемой территории регионального значения — природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» предусматривает строительство туристской гостиницы и кемпинга в городах Краснослободск и Ленинск. В целях организации обслуживания туристов, приезжающих автотранспортом, планируется сооружение станций технического обслуживания автомобилей с мойками в городах Краснослободск и Ленинск, рабочем поселке Средняя Ахтуба. Злободневной продолжает оставаться идея создания Института природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» с площадками экологического мониторинга в г. Краснослободске, что будет способствовать созданию условий для организации отдыха и сохранения рекреационных ресурсов, преодолению неустроенности рекреационного процесса. Актуально рассмотрение туристско-рекреационной зоны в контексте инновационного развития экономики и определения ее как региональной точки экономического роста. Туристская отрасль оказывает общее стимулирующее воздействие на многие другие отрасли экономики, такие как торговля, строительство, связь, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, индустрия развлечений, бытового обслуживания и общественного питания.
Формирование городских агломераций второго порядка должно считаться важной государственной задачей, осуществляемой на основе тщательно разработанных программ, за успешное выполнение которых отвечают власти всех уровней — муниципальная, региональная, федеральная. Требуются правовое ужесточение регулирования в использовании территории, строгий государственный контроль за состоянием агломераций, что имеет целью максимизировать положительные результаты агломерирования и минимизировать отрицательные.
Роль органов государственной власти состоит в том, чтобы содействовать формированию городских агломераций второго порядка с заданными свойствами, помочь определять такие их параметры, которые способствуют достижению экономических, социальных, экологических целей, разрабатывать правовые рамки, обеспечивающие стабильность, охрану прав собственника, создавать равные условия ведения бизнеса. Нельзя абсолютизировать способность рыночной системы наилучшим образом использовать имеющиеся факторы для достижения цели социально-экономического развития и полагаться только на воздействие «невидимой руки рынка», которая «все расставит по своим местам». В целом для формирования городских агломераций необходим системный подход государства к этому процессу. Именно его государственное регулирование способно предоставить возможность выхода Российской Федерации на траекторию устойчивого экономического роста. В целях содействия государства процессу формирования городских агломераций представляется целесообразным, как показывает опыт зарубежных стран, создание фонда развития агломераций.
В настоящее время для городских агломераций второго порядка могут быть сформулированы следующие основные направления регулирования их развития:
• усиление их роли как опорных центров расселения региона;
• интенсивное использование социально-экономического потенциала;
• расширение и трансформация функциональной структуры, ее достройка новыми прогрессивными отраслями, усиление специализации в сферах научно-экспериментального профиля;
• создание социально привлекательного разнообразия мест приложения труда и рационализация трудовых связей;
• укрепление общеагломерационных связей и интеграция поселений в пределах агломераций;
• развитие и совершенствование сферы жизнедеятельности и охраны окружающей среды.
Использование потенциала агломераций второго порядка позволяет создать на их основе более гибкие территориально-поселенческие комплексы, способные за счет внутриэлементного перераспределения функций между отдельными системами и в пределах между ядром и спутниковыми поселениями формировать зоны экономического роста региона и получать дополнительный социально-экономический эффект благодаря интенсификации использования ресурсов агломераций данного типа.
Список литературы
1. Андреев А. Л. Россия в глобальном образовательном пространстве // Высшее образование в России.2009.№ 8. С. 10.
2. Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. № 8.
3. Выступление Д. А. Медведева на совещании по вопросу развития Московской агломерации 9 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// dmitriimedvedev. ru/n1901/.
4. Выступление С. Собянина на совещании по вопросу развития Московской агломерации 9 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// dmitriimedvedev. ru/n1901/.
5. Гохберг Л. Новая инновационная система для «новой экономики» // Модернизация экономики России: в 4 кн. / под ред. Е. Г. Ясина. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
6. Идеи М. В. Ломоносова для модернизации экономики современной России. Материалы международной научно-практической конференции, г. Волгоград — г. Волжский, 12—13 мая 2011 г. / ВГИ (филиал) ВолГУ: сост.: О. В. Иншаков, М. М. Гузев, Е. В. Логинова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. С. 258—259.
7. Иншаков О. В. О принципах высшего профессионального образования в преддверии третьего тысячелетия // Вестник Волгоградского гос. ун-та.
Сер. 6. Университетское образование. Вып. 1. Волгоград, 1998.
8. Княгинин В. От полюсов роста к умным городам // GRADO. 2011. № 1. С. 43.
9. Колодин А. В. Инновационно-образовательный потенциал развития современных городских агломераций. [Электронный ресурс]. URL: http:// conf. vgi. volsu. ru/?p=l 50.
10. Колодин А. В. Формирование городских агломераций как фактор экономического развития региона // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2009. Т. 7. № 3 (ч. 3). C. 262—264.
11. Лаппо Г. М. Тенденции развития расселения в Московском районе // Вопросы географии. 1971. № 87.
12. Лаппо Г. Агломерации России: инновационный потенциал страны // GRADO. 2011. № 1. С. 49.
13. Логинова Е. В. Образовательные императивы развития сетевой экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2011. № 1 (18). С. 102—110.
14. Макаров В. Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2007.
15. Махрова А., Нефедова Т., Трейвиш А. Московская область сегодня и завтра. Тенденции и перспективы пространственного развития. М. : «Новый хронограф», 2008. С. 63.
16. Махрова А. Г., Перцик Е. Н. Агломерации второго порядка Московского столичного региона (типологический анализ) // Вестник Моск. ун-та Сер. 5. География. М., 1988. № 6. С. 3.
17. Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России. [Электронный ресурс]. URL: http://www. komfed. ru/section 136/section 141Z674.
18. Перцик Е. Н., Махрова А. Г. Агломерации второго порядка в Московском столичном регионе: развитие, границы, взаимосвязи // Вопросы географии. Вып. 131. М., 1988.
19. Перцик Е. Н. Районная планировка (территориальное планирование). М.: Гардарики, 2006.
20. Проблемы развития агломераций России. М.: КРАСАНД, 2009. С. 20.