Научная статья на тему 'Современный образовательный процесс: по пути ли будущему экономисту с философией'

Современный образовательный процесс: по пути ли будущему экономисту с философией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / EDUCATIONAL PARADIGM / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF EDUCATION / ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHILOSOPHICAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ОБЩЕГУМАНИТАРНАЯ КАРТИНА МИРА / THE HUMANITARIAN PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понизовкина Ирина Федоровна

В статье рассматриваются актуальные проблемы присоединения Российс-кой Федерации к Болонскому образовательному процессу. Особое внимание уделяется анализу современного образовательного процесса в экономическом вузе с позиций гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Новая образовательная па-радигма коренным образом повлияла на гуманитарное, в частности философское, образование в России. В статье дается оценка данным преобразованиям с позиций философии. Автор статьи опирается в своих выводах на конкретные факты и предлагает собственные ответы на принципиальные для сегодняшнего образования вопросы: о соотношении новых принципов с традиционным российским высшим образованием и о сов-местимости новых установок коммерциализации образования с общефилософской подготовкой будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Понизовкина Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the urgent problems of Russian Federation relating to joining the Bologna education process. Special attention is paid to the analysis of the modern educational process in the economic university from the point of humanization and humanitarization of higher education. The new educational paradigm radically affected the humanitarian, in particular philosophical education in Russia. The article assesses this transformation from the angle of philosophy. The author of the article relies on the conclusions based on definite facts and offers her own solutions to the principal issues relevant to education today: the ratio of new principles with traditional Russian higher education and the compliance of new regulations of commercialization of education with general philosophical preparation of future specialists.

Текст научной работы на тему «Современный образовательный процесс: по пути ли будущему экономисту с философией»

СОВРЕМЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС:

ПО ПУТИ ЛИ БУДУЩЕМУ ЭКОНОМИСТУ С ФИЛОСОФИЕЙ

Понизовкина Ирина Федоровна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии РЭУ им. Г. В. Плеханова, е-mail: [email protected]

В статье рассматриваются актуальные проблемы присоединения Российской Федерации к Болонскому образовательному процессу. Особое внимание уделяется анализу современного образовательного процесса в экономическом вузе с позиций гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Новая образовательная парадигма коренным образом повлияла на гуманитарное, в частности философское, образование в России. В статье дается оценка данным преобразованиям с позиций философии. Автор статьи опирается в своих выводах на конкретные факты и предлагает собственные ответы на принципиальные для сегодняшнего образования вопросы: о соотношении новых принципов с традиционным российским высшим образованием и о совместимости новых установок коммерциализации образования с общефилософской подготовкой будущих специалистов.

Ключевые слова: Болонский процесс, образовательная парадигма, гуманизация и гуманитаризация образования, философское образование, компетенции, общегуманитарная картина мира.

MODERN EDUCATIONAL PROCESS. FUTURE ECONOMIST AND PHILOSOPHY: ARE THEY ON THE SAME WAY

Ponizovkina, Irina F.

PhD (Philosophy), Associate Professor of the Department for Philosophy of the Plekhanov Russian University of Economics,

е-mail: [email protected]

The article deals with the urgent problems of Russian Federation relating to joining the Bologna education process. Special attention is paid to the analysis of the modern educational process in the economic university from the point of humanization and humanitarization of higher education. The new educational paradigm radically affected the humanitarian, in particular philosophical education in Russia. The article assesses this transformation from the angle of philosophy. The author of the article relies on the conclusions based on definite facts and offers her own solutions to the principal issues relevant to education today: the ratio of new principles with traditional Russian higher education and the compliance of new regulations of commercialization of education with general philosophical preparation of future specialists.

Keywords: Bologna process, educational paradigm, humanization and humanitarization of education, philosophical education, competence, the humanitarian picture of the world.

ОБолонском процессе сегодня не слышал разве что человек, весьма далекий от образования и проблем, связанных с ним. Свое название этот процесс получил благодаря итальянскому городу Болонья, где в 1999 г. 29 европейских министров, подчиняясь процессам глобализации, приняли решение сблизить существующие в Европе системы образования. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на Берлинской конференции. Цели и суть такой перестройки выразил Борис Железов, заместитель начальника управления обеспечения международных связей ВШЭ: «Главный плюс европейских стандартов - в их рациональности. Количество вводных, общих предметов сокращается, зато основной упор делается на профессиональные навыки. Кроме того, прозрачны и строго регламентированы параметры контроля качества образова-ния»1.

Как можно оценить это явление с позиций гуманитарного образования? Насколько новые принципы соотносятся с традиционным российским высшим образованием? Не от многого ли мы отказываемся в угоду новым веяниям?

Можно сказать, что интеграция в мировой образовательный процесс коренным образом повлияла на гуманитарное, в частности, философское образование в России. Однозначно позитивно оценить это явление с позиций философии невозможно. Дело вовсе не в том, что, отметая рациональность новых подходов, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин «тянут одеяло на себя». Просто в силу своей профессиональной компетентности философы понимают рациональность более широко и глубоко, не путая с конъюнктурой, утилитаризмом, инструментализмом, техницизмом и т. п.

Вполне, казалось бы, рациональный компетентностный подход к высшему образованию (В. А. Болотов, Т. М. Ковалева, Б. Д. Эльконин, П. Г. Щедровицкий и др.), на разработку, внедрение и обоснование которого было потрачено в России немало усилий, в период мирового кризиса на Западе и в США полностью не оправдал ожиданий2. Данный подход, направленный на мобилизацию знаний и умений в конкретных условиях профессиональной деятельности, не проявил себя достаточно гибким в условиях массовой социальной мобильности и необходимости переквалификации.

В рамках Болонского процесса одна из тенденций развития современного образования - его ориентация на потребителя и всесторонняя коммерциализация. Передаваемые знания становятся товаром,

1 Переход на Болонскую систему образования в России может обернуться провалом. -URL: http://www.newsru.com/russia/19jul2006/bolonsky.html

2 См.: Bowden J. A. Competency-Based Education - Neither a Panacea nor a Pariah. - URL: http://crm.hct.ac.ae/events/archive/tend/018bowden.htm

система обучения - образовательными услугами с сопроводительным документооборотом. Преподаватели-ученые начинают выполнять функции экспертов, деятельность которых желательно подвергнуть формализации и стандартизации. Руководители должны приобрести качества менеджеров. Главным показателем качества образования является овладение прежде всего профессиональными компетенциями.

Способами достижения этого результата объявляются различные практикумы, тренинги и интерактивные формы обучения (их доля в учебных планах резко возрастает), а результаты прозрачно фиксируются с помощью тестирования. Выглядит это очень современно, и благодаря переменам российское образование должно зашагать в ногу со временем, способствуя возникновению рынка разнообразных продуктов образовательной деятельности.

Вместе с тем процесс этот крайне противоречив с позиций социально-гуманитарной, философской подготовки и ставит вопросов едва ли не больше, чем дает ответов. Более того, он никак не состыкуется с объявленными процессами гуманизации и гуманитаризации в сфере образования, которые все чаще воспринимаются формально и поверхностно, как лозунг, который на практике не подкрепляется нынешними стандартами образования. Хотелось бы подробнее остановиться на этих проблемах и противоречиях.

От коммерциализации образования в первую очередь страдает общегуманитарная составляющая, поскольку в условиях узкопрофессиональной направленности она рассматривается как нагрузка, излишний компонент в профессиональной образовательной программе, «который лишь удорожает ее реализацию и неоправданно увеличивает стоимость выпускника вуза на рынке профессионалов»1. Об этом свидетельствует резкое уменьшение часов, отведенных для аудиторных занятий философией. Наметилось явное перераспределение учебного времени в пользу прикладных, инструментальных курсов. Так, невольно вызывают удивление 28-30 аудиторных часов, отведенных в учебном плане на изучение философии, против 50 часов для дисциплины «Языковое оформление деловой документации». Но может быть эта тенденция закономерна и вполне обоснована в условиях рыночной экономики? И так ли уж необходима философия выпускнику экономического вуза?

Надо сразу сказать, что мировой кризис заставил Запад обратить более пристальное внимание на нравственную, этико-философскую составляющую экономики. Эта тенденция интереса западного общества к философии наметилась еще до экономического кризиса и, может

1 Щелкунов М. Д. Образование как потребление / / Наука. Философия. Общество : материалы V Российского философского конгресса. - Т. III. - Новосибирск : Параллель, 2009. - С 370.

быть, явилась его предвестником. Выразилось это в появлении институтов практической философии, разработке вопросов философии и этики бизнеса, философии компании, проблем социальной ответственности бизнеса, обращении к философам в качестве экспертов.

Вице-президент концерна «Фольксваген» Кристиан Шнайдер в свое время сделал красноречивое признание. Несмотря на то, что компания обращалась к лучшим специалистам (экспертам-экономистам), в современных условиях эффективность их прогнозов и рекомендаций в области маркетинговых стратегий все чаще оказывалась невысокой. «Стало очевидным, что быстро меняющиеся условия современного рынка требуют более глобального, неординарного мышления. Тогда мы обратились за помощью к философам и, как подтвердилось впоследствии, не ошиблись»1.

Сегодня все чаще на Западе встречаются высококлассные специалисты различной профессиональной направленности и руководители компаний со степенью PhD (доктор философии). На Всемирный философский конгресс в Грецию (август 2013 г.) прибыли не только философы, но и специалисты из других сфер профессиональной деятельности, в том числе немало экономистов.

К пониманию значимости философских проблем современное сообщество идет тернистой дорогой. И, возможно, российское общество будет вынуждено заплатить слишком большую цену за несвоевременное понимание этого вопроса. Проблема современных специалистов - неумение говорить на языке общезначимых культурных универсалий, общечеловеческих ценностей, неспособность диалектически тонко улавливать взаимосвязи в постоянно изменяющемся мире, выделять принципиально важное - привела, к сожалению, к развитию процессов глобализации по узкоэкономической схеме. При принятии решений во главу угла ставится экономическая эффективность и выгода, а не гармонизация отношений в различных системах: «человек - природа», «этнос - этнос», «человек - техника», «государство - государство» и т. д.2

Известный философ Эрих Фромм в своем произведении «Иметь или быть?» сформулировал одноименный вопрос, который каждый член общества должен для себя решить3. Сам автор полагал, что причины кризисных явлений капиталистического социума второй половины XX в., приведшие к предкатастрофическому состоянию совре-

1 Цит. по: Касьянов Ю. Сон разума рождает чудовищ... - URL: http: //www. club-management.org/content/view/250/30/

2 См.: Понизовкина И. Ф. Значение гуманитарных дисциплин в современном экономическом образовании / / Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. - М., 2010. - С. 202.

3 См.: Фромм Э. Иметь или быть? - М. : АСТ, 2000.

менной цивилизации (и сегодняшние события в мировой экономике во многом подтверждают прогнозы великого мыслителя), кроются в специфике индустриального общества с его направленностью на ценности приобретения и извлечения максимальной прибыли. Наиболее естественный способ существования в таком обществе опирается на модус обладания «Иметь!» - превратить все и всех, в том числе самого себя, в свою собственность. Так формируется современное общество потребления и потребитель, живущий под лозунгом: «я есть то, чем я обладаю и что я потребляю»1 и на все вопросы отвечающий: «если ты такой умный, то почему такой бедный?». Утилитарно настроенное общество призывает молодежь жить сегодняшним днем, добиваться быстрых результатов, действовать, в том числе и в экономической сфере, в «зоне доступности».

В массированное наступление на сознание идут многочисленные журналы с советами на все случаи жизни, а также реклама различных мелочей, без которых по ее утверждению существование сегодня просто невозможно. Но при такой акцентации молодой человек за «близстоящими деревьями» рискует не увидеть «леса», на определенном этапе жизни неожиданно для себя обнаружив бессмысленность многочисленных «проектов», безрадостность обладания окружающими «нужными» вещами и людьми, а в конечном итоге невозможность оценить свою деятельность и пройденный участок жизненного пути2.

Еще два тысячелетия назад мудрый Сократ предупреждал: «Жить, не разобравшись в жизни, не стоит»3. Многие люди стремятся к деньгам, славе или удовольствиям, а достигнув их, не знают, что с ними делать, не получают удовлетворения, самореализации и считают, что жизнь была прожита напрасно.

Ориентация на другой модус человеческого существования «Быть!», на которой настаивал Э. Фромм: быть творчески активной, открытой окружающей действительности, всесторонней Личностью, заинтересованной миром и его непростыми проблемами, преодолевшей рамки собственного изолированного «Я» - считалась долгое время в капиталистическом обществе бесперспективной и даже «глупой».

Еще в XIX в. популярный и знаменитый своими афоризмами персонаж Козьма Прутков метко подметил: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Остроумное и вместе с тем философски обоснованное высказывание. Мы привыкли под дилетантизмом понимать поверхностность суждений. Но почти никто, кроме фи-

1 Фромм Э. Иметь или быть? - URL: http://www. vehi.net/fromm/ imet1. html

2 См.: Понизовкина И. Ф. «Блажен, кто выбрал цель и путь...»: мифы и реалии обретения утраченного смысла жизни / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 7 (49). - С. 27.

3 Платон. Соч. : в 4 т. - Т. 1. - М. : Мысль, 1990. - С. 92.

лософов, не говорит о дилетантизме другого рода, распространившемся за последние годы в России весьма широко - углубленном изучении узкопрофессиональных вопросов в отрыве от контекста и всей совокупности фактов реальной жизни, более широких гуманитарных проблем.

Время потребовало изменения самого понимания личности специалиста и его профессиональной компетентности. Впервые во второй половине XX в. в США в связи с компьютеризацией столкнулись с таким явлением, как ложный профессионализм: человек хорошо владел компьютерной техникой, молниеносно извлекал любую информацию, но эффективно работать с ней ему не позволяли узость кругозора, общая неразвитость. Такие «специалисты» оказались не способны заметить «болевые точки» рассматриваемого явления, отделить главное от второстепенного и наносного, творчески обработать и классифицировать информацию для решения конкретных проблем, увязать их с конкретной ситуацией, широко посмотреть на явления окружающей действительности.

Мировая ситуация XXI в. с ее многочисленными экономическими, социальными, экологическими и культурно-нравственными проблемами глобального характера настоятельно требует специалистов нового типа, наделенных определенными социальными и когнитивными характеристиками - общей культурой, нравственными принципами, гражданской активностью, кругозором, методологическими подходами, способностью к диалогу в широком смысле слова, толерантностью. Не случайно знаменитый русский философ В. С. Соловьев ставил этику на первое место среди всех сфер знания, которые сами по себе, по его мнению, не имеют никакой ценности. Подлинное понимание позиции Соловьева и его популярность пришли лишь к концу XX в., когда стали ясны глобальные последствия безнравственной экономики, безнравственной политики, безнравственного искусства, ру-ководст-вующихся исключительно сиюминутными интересами и выгодой.

Современный специалист-экономист должен не только видеть тенденции глобального развития и учитывать их в своей профессиональной деятельности, но и уметь прогнозировать ситуацию, предвидя и предотвращая ее негативные последствия.

Формирование у такого специалиста общей гуманитарной картины мира - настоятельная потребность, необходимая для осуществления процесса коэволюции, диалога с миром в процессе профессиональной деятельности. Экономическая картина мира должна стать неотъемлемой частью общегуманитарной картины мира, а экономист должен быть вписанным в определенный культурно-исторический контекст своего времени, его духовных проблем, общечеловеческих ценностей и

тем самым способным осмыслить экономические проблемы (в том числе и свои) через культурно-этические категории. По выражению М. Хайдеггера, «картина мира - это не картина, изображающая мир, а мир, понятый в смысле такой картины»1, т. е. она помогает понять, что во власти человека изменить мир к лучшему и найти правильные средства достижения этого.

Тем не менее нынешняя реформа высшего профессионального образования в России недостаточно духовно подкреплена и культурно обоснована. Не стоит забывать, что высшее образование - это прежде всего освоение высших интеллектуальных и культурных ценностей, обогащение духовного багажа. Перестройка показала, что разнообразные виды ресурсов и капитала (полезные ископаемые и географическое положение, технологический капитал, интеллектуальный потенциал и т. п.) могут лежать без движения, разрушаться или обогащать другие страны, если нет еще одного ресурса - духовного, который имеет, как оказалось, вполне реальную экономическую оценку. Это ресурс духовных и нравственных ориентиров тех, кто задействован в производстве.

Человеческое сообщество (а тем более российское общество) сегодня нуждается не только в информированной и профессионально компетентной личности, но и принимающей самостоятельные решения и способной нести социальную ответственность за свои поступки, предвидя не только ближайшие, но и отдаленные их последствия. При найме на работу все чаще работодатели требуют таких качеств от претендента, как искренность, честность, верность, уважение к окружающим, ответственность, дисциплинированность, умение работать в команде, исполнительность и общая культура.

Система высшего образования должна отвечать как за подготовку высококвалифицированного специалиста, так и за социализацию его личности, которая сегодня заключается в подготовке личности к жизни в постоянно меняющемся разнообразном мире, эколого-информа-ционном обществе. А образование как элемент культуры - это не получение специальных знаний о природе, обществе или самом себе, а формирование на основе полученных знаний системы отношений человека к природе, обществу и своему месту в мире.

В последнее время все больше внимания уделяется воспитательной работе со студентами. Но подразумевается под ней внеаудиторная работа преподавателя, в то время как такая дисциплина, как философия, содержит огромный воспитательный потенциал, который никак не учитывается.

1 Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / / Время и бытие. Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 201.

Таким образом, гуманитаризация - это реальное требование времени. Новая образовательная парадигма должна сконцентрировать свое внимание на гуманитарных дисциплинах вне зависимости от получаемой квалификации. При этом уменьшение количества аудиторных часов, отведенных для дисциплин гуманитарного цикла (в частности, философии), а также попытки технологизировать процесс трансляции философских знаний и формализовать контроль их усвоения, сводят на нет все дидактические усилия преподавателя. По мнению российского философа А. Брудного, образование - это «не то, чему человека учили, а то, что он в этом понял»1. Эти слова как нельзя лучше характеризуют философское образование. Казалось бы, настойчиво требуемые учебным планом и программой интерактивные формы обучения должны способствовать этому. Однако сегодня эффект от таких форм проведения занятий по философии невысок. И дело не в квалификации преподавателей.

Надо прямо сказать, что интерактивные формы преподавания издревле (со времен Сократа) являются традиционными для философии. И автор данных строк является давним поклонником, сторонником и проповедником интерактивного обучения. В первые годы перестройки в таких формах (круглый стол, деловая игра и т. п.) автором даже проводились зачеты и экзамены по философии. Эффект был потрясающим, не идущим ни в какое сравнение с ныне применяемым тестированием, совершенно неприемлемым в качестве формы итогового контроля по философии. Но несмотря на настойчивые требования внедрять интерактивные формы, применять их в своей практике стали гораздо меньше. Причина - педагогическая нецелесообразность и дидактическая неэффективность их применения в условиях изучения философии на 1-м курсе при малом количестве аудиторных часов. Интерактивные формы обучения весьма затратны по времени и требуют определенной знаниевой базы для получения необходимого педагогического результата.

Один из важных этапов такой формы - актуализация знаний. А овладеть самостоятельно за короткий срок большинством достижений мировой философской мысли за 2500-летний срок ее существования практически невозможно для первокурсника. К сожалению, времени отводится слишком мало, чтобы преподаватель смог сориентировать студента, показать на историко-философском материале всю красоту, разнообразие и силу человеческого мышления и на этой основе перевести философские идеи в практическое русло.

Декан философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН В. В. Миронов озабочен тем же: «Опираясь только на здравый смысл,

1 Брудный А. А. Психологическая герменевтика : учебное пособие. - М., 1998.

безусловно, можно облечь банальные истины в личины философских одежд, которыми данная банальность прикрывается, однако, к философии это не имеет никакого отношения... Свободное философствование возникает не на пустом месте. Это не результат фиксирования неких мыслей, возникших в голове того или иного человека. В этом случае свобода мышления относительна, ибо ее горизонт определяется здравым смыслом, в котором только самому «философствующему» кажется, что его мышление самостоятельно. Он не ощущает банальностей собственных высказываний, ему лишь кажется, что он мыслит. Для действительного свободного мышления необходимо определенное погружение в пространство мировой философии. Лишь ориентация в этом пространстве позволяет нам свободно чувствовать себя внутри философской проблематики, осознавать сущность философских проблем, сравнивать существующие варианты их решений и пробовать предлагать свои собственные. »1.

Список литературы

1. Ивлева М. И., Левченко К. Г. Информационное пространство фундаментальных и прикладных наук в высшей школе // Инициативы XXI в. - 2012. - № 4. - С. 102-104.

2. Новикова Е. Ю. Актуальные проблемы модернизации высшего образования в России / / Право и образование. - 2012. - № 6. - С. 4-13.

3. Понизовкина И. Ф. Значение гуманитарных дисциплин в современном экономическом образовании // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы Международной научно-практической конференции (13 мая 2010 г.) : в 2 кн. - Кн. 2. - М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2010.

References

1. Ivleva M. I., Levchenko K. G. Informacionnoe prostranstvo funda-mental'nyh i prikladnyh nauk v vysshej shkole / / Iniciati-vy XXI v. - 2012. - № 4. - P. 102-104.

2. Novikova E. Ju. Aktual'nye problemy modernizacii vysshego obra-zovanija v Rossii // Pravo i obrazovanie. - 2012. - № 6. - P. 4-13.

3. Ponizovkina I. F. Znachenie gumanitarnyh disciplin v sovremennom ekonomicheskom obrazovanii // Sovremennaja ekonomika: koncepcii i modeli innovacionnogo razvitija : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (15 maya 2010 г.) : v 2 kn. - Kn. 2. - М. : GOU VPO «REA im. G. V. Plekhanova», 2010.

1 Миронов В. В. Выступление на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Философия - детям. Человек среди людей» / / Философия - детям. Диалог культур и культура диалога : материалы Третьей Международной научно-практической конференции. 4-7 июня 2008 г. - М., 2008. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.