Научная статья на тему 'Современный аптечный рынок: состояние и перспективы'

Современный аптечный рынок: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4153
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / АПТЕЧНЫЕ СОЮЗЫ / ДИСТРИБЬЮТОРЫ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ДИСКАУНТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Ирина

Аптечная розница в последние годы испытывает серьезные трудности, обусловленные как экономическими факторами (волатильность курса валют, снижение покупательской способности населения), так и серьезными изменениями в дистрибьюторском сегменте. На этом фоне она не только традиционно сохраняет свою стабильность, но и продолжает поиск новых возможностей для повышения рентабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный аптечный рынок: состояние и перспективы»

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Современный аптечный рынок:

14 |3|2017|ршШииМ

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аптечная розница в последние годы испытывает серьезные трудности, обусловленные как экономическими факторами (волатильность курса валют, снижение покупательской способности населения), так и серьезными изменениями в дистрибьюторском сегменте. На этом фоне она не только традиционно сохраняет свою стабильность, но и продолжает поиск новых возможностей для повышения рентабельности.

• РОССИЯ В ТОП-10 ПО ЧИСЛУ АПТЕК

Аналитические компании по-разному оценивают количество аптечных учреждений в России, называя цифры от 45 до 60 тыс. Согласно данным компании DSM Group, в России насчитывается 56 тыс. аптек, в т. ч. в Центральном федеральном округе (ЦФО) — 15 698, в Приволжском ФО — 13 117, Сибирском ФО — 9 098, Южном ФО — 4 941, Северо-Западном ФО — 4 660, Уральском ФО — 3 257, Дальневосточном — 2 688, Северо-Кавказском — 2 518. В среднем на одну российскую аптеку приходится более 2,5 тыс. человек. Этот показатель наиболее высок в республиках Бурятия и Коми, в Тюменской, Челябинской, Курганской областях, низкий — в республиках Мордовия и Марий Эл, в Ставропольском и Красноярском краях, Пензенской и Томской областях. К оценке DSM Group близки данные Международной фармацевтической федерации (International Pharmaceutical Federation — FIP), согласно которым в России насчитывается 52 600 аптек, что позволяет ей находиться в топ-10 стран по числу аптечных учреждений. По данному показателю с большим отрывом лидирует Китай — более 918 тыс. аптек. В первой десятке также находятся: Бразилия — 80 тыс., Индия — 65 тыс., США — 62 тыс., Япония — около 55,8 тыс. аптечных учреждений. По показателю аптечного покрытия (2 734 жителя на одну аптеку), Россия находится в ряду таких стран, как Польша (2 767 чел.), Сербия (2 770 чел.), Япония (2 278 чел. на одну аптеку). В США, Канаде, Австралии и в большинстве

стран Западной Европы этот показатель колеблется от 3,5 до 6,5 тыс. чел. на одну аптеку. Наиболее высокая плотность аптечного покрытия отмечается в Китае (1 486 чел. на одну аптеку), Ливане (1 657 чел.), Непале (1 745 чел.), тогда как, например, в Танзании на одну аптеку приходится 101 515 чел., Нигерии — 59 506, Уганде — 51 793, Зимбабве — 30 415 чел., что говорит о корреляции данного показателя с уровнем доходов в стране1.

• КРИЗИС НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ

По данным RNC Pharma®, объем российского фармрынка в ценах конечного потребления в 2016 г. увеличился по сравнению с аналогичным период прошлого года на 8,6%, тогда как рознично-коммерческий рынок за этот же период — на 11,1%. По итогам 2016 г. он оценивается в сумму 861 млрд руб. Казалось бы, ситуация вполне благоприятная, но сами участники розничного рынка видят ее несколько иначе. «Рынок сейчас растет в деньгах, в то время как в упаковках такого роста не наблюдается, — констатирует Александр Филиппов, генеральный директор ООО «Ригла». — Основным драйвером роста рынка являются инфляционные процессы». Эту точку зрения разделяет Ар-мине Даниелян, коммерческий директор ЗАО «ЭРКАФАРМ»: «При увеличении выручки в денежном выражении снизился рост в упаковках». При этом эксперт отметил стабильный спрос на импортные и курсовые препараты.

1 Глобальный аптечный рынок. Часть первая: инфраструктура и ключевые характеристики, #1012 (41) 26.10.2015, http://www.apteka.ua/article/349023.

По словам Юлии Колосковой, руководителя аптечного проекта Ipsos Healthcare, число посетителей аптек сокращается, причем это характерно как для сетевых, так и для несетевых аптек. Об этом свидетельствуют результаты исследования Pharma-Q «Мнение провизоров/фармацевтов» (осень 2011 — осень 2016), в котором приняли участие 1 516 фармацевтов, провизоров первого стола и 585 менеджеров, заведующих аптеками, из 27 городов России. Респонденты отметили стремление посетителей покупать более дешевые ЛС. Кроме того, по оценкам первостольников и аптечных менеджеров, сокращаются и объемы продаж, что особенно характерно для несетевых аптек. Размер среднего чека у тех и других растет примерно в равной пропорции и соответствует общему уровню инфляции.

Согласно данным RNC Pharma, среднемесячный оборот аптеки в 2016 г. составляет 1 млн 580 тыс. руб., при этом среднестатистический потребитель каждый месяц тратил на покупку ЛП в среднем 490 руб. (порядка 5 880 руб. в год). Безусловно, для крупных регионов, в т. ч. Москвы и Санкт-Петербурга, этот показатель выше, чем в среднем по России.

• ТРАНСФОРМАЦИЯ АПТЕЧНОГО РЫНКА

Анализируя ситуацию на аптечном рынке, эксперты отмечают устойчивый рост доли аптечных сетей. На конец 2016 г. этот показатель составил 81%, тогда как в 2014 г. — 79,8%, а в 2015 г. — 80,7% (рис. 1).

По итогам 2016 г. в рейтинге аптечных сетей лидирует АСНА, доля которой по итогам года приближается к 7,5%, вторая строчка у «Аптечной сети «36,6»

рисуно^! Доля аптечных сетей на розничном коммерческом рынке в денежном выражении, %

100

80

60

40

20

75,2 76,1 77,1 78,2 79,8 80,7 81,0

шпш

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Источник: RNC РЬшгта®«Рейтинг аптечных сетей в РФ»

0

(4,5%), на третьем месте — «Ригла» (4,3%) (табл. 1).

Перераспределение сил в аптечном секторе происходило на фоне серьезных изменений в сегменте дистрибуции, которые фармрынок претерпел за последние 3 года: в период с декабря 2014 г. по сентябрь 2016 г. с него ушли компании «Империя-Фарма», «Ориола КД», Alliance Healhcare, «Грама», высвободив 12,1% рынка. Освободившиеся ниши были заняты другими компаниями, что существенно отразилось на ситуации в аптечном секторе. «С уходом данных участников рынка доля оставшихся дистрибьюторов увеличилась и, соответственно, зависимость от них аптек, — констатирует Александр Шишкин, гендиректор Ассоциации независимых аптек (АСНА). — Дистрибьюторы стали ужесточать условия работы с аптеками». «Основной оборот сегодня обеспечивают топ-3 фармдистрибьютора, — отмечает Армине Даниелян. — При этом стали появляться новые мелкие дистрибьюторы, в т. ч. в регионах. Консолидация привела к изменению условий поставки ЛС: ужесточению финансовой дисциплины, сокращению отсрочки платежа, введению лимитов и банковских гарантий. Все это сказывается на ретейле: на рынке остаются крупные игроки с быстрой оборачиваемостью и устойчивым финансовым положением. Также наметилась тенденция перехода на прямые контракты с производителями, пока их доля невелика, так как у аптек нет собственной логистики и не все производители готовы к прямым договорам. Что касается нашей компании,

то ГК «ЭРКАФАРМ» пользуется распределительным центром для хранения и доставки товара, в том числе собственной торговой марки». По мнению Ирины Никулиной, гендиректора компании «Буарон», в России дистрибьюторы являются необходимыми участниками товаропроводящей цепи, поскольку обеспечивают логистику и наличие продукции в тех регионах, в которых у производителя нет такой возможности. Поэтому «Буарон» работает с ключевыми дистрибьютора-

ми, осуществляющими поставки препаратов почти во все российские города, обеспечивая их наличие в аптеках сетевой и независимой розницы. Для сравнения: во Франции, где аптечные сети фактически отсутствуют, а регионы одинаково доступны, компания работает с аптечными учреждениями напрямую, благодаря чему имеет возможность «быть более гибкой и оперативной в вопросах регулирования цен и товарного запаса».

По словам Ольги Смирновой, директора по развитию ЦВ «ПРОТЕК», в товаропроводящей цепочке в последнее время прослеживаются несколько тенденций: концентрация рынка дистрибуции; возрастающее влияние розницы и развитие аптечных союзов как ответ одиночных аптек растущим крупным сетям; усиление конкуренции между производителями за конечного покупателя на всех этапах движения товара; возрастающая роль информационных платформ и технологических решений для взаимодействия отраслевых участников и коммуникаций с конечным потребителем. В то же время появилась серьезная проблема, связанная с «кри-

таблиц^"i Тор-15 российских аптечных сетей по итогам 2016 г.

№ Аптечная сеть Количество точек на 01.01.2017 Доля в рознично- коммерческом сегменте российского фармрынка по итогам 2016 г., %

1 АСНА 4 215 7,5

2 Аптечная сеть 36,6 1 782 4,5

3 Ригла* 1 756 4,3

4 Имплозия* 2 058 2,7

5 Аптеки, работающие под брендом «Планета Здоровья» 1 106 2,5

6 Доктор Столетов (включая Озерки) 346 2,4

7 Радуга (включая Первую Помощь)* 1 185 2,2

8 Нео-Фарм 315 1,7

9 Фармаимпекс* 598 1,7

10 Фармакопейка — Твой Доктор 872 1,6

11 Фармленд 715 1,4

12 Мелодия здоровья 912 1,1

13 Максавит (включая 36,7 °С) 287 1,1

14 Вита 690 1,1

15 Самсон-Фарма 66 1,0

* Экспертная оценка. Источник: RNC РИагта®«Рейтинг аптечных сетей в РФ»

16 |3|2017|ршШииМ

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

кроме того...

Японская корпорация покупает акции «Р-Фарм»

Директор «Р-Фарм» Алексей Репик сообщил о завершении переговоров по продаже 10% акций компании «Р-Фарм» японской корпорации Mitsui. По его словам, соглашение о вхождении японского акционера в капитал «Р-Фарм» должно быть финализовано до конца марта. Ранее сообщалось о возможности расширения доли Mitsui до 20%. «Р-Фарм» занимается производством фармацевтических субстанций, биологических продуктов и готовых лекарственных препаратов.

Новый международный стандарт проведения КИ

К июню 2017 г. страны — участницы Международной конференции по гармонизации (ICH) должны внедрить обновленную версию стандарта надлежащей клинической практики GCP ICH E6. Работу по изменению GCP-пра-вил, неукоснительно соблюдавшихся в течение 20 лет, ICH начала более двух лет назад. Это было обусловлено резким увеличением масштабов, стоимости и сложности дизайна клинических исследований (КИ). Основные принципы GCP не изменились, но появились новые требования, среди которых введение обязательного для спонсоров предоставления данных КИ исследователям не только во время его проведения, но и после завершения. Можно предположить, что российский ГОСТ Р ИСО 14155-2014, являющийся, по сути, аналогом GCP ICH, должен быть приведен в соответствие с международным стандартом, поскольку практическое применение обновленной версии международного стандарта неизбежно затронет и российских исследователей: 58% разрешений на проведение КИ в РФ в 2016 г. были выданы зарубежным компаниям, 36% КИ, проводимых в стране, были международными мультицентровыми исследованиями.

зисом доверия»: «Ряд слияний и поглощений в аптечном звене и уход с рынка нескольких дистрибьюторов сопровождались отказами от обязательств по долгам, создав тем самым опасный прецедент в нашей отрасли». На значительные изменения в товаропроводящей сети указал и Владимир Бойко, коммерческий директор компании Merz Russia. «В результате ослабления позиций или прекращения деятельности некоторых дистрибьюторов (в т. ч. после поглощения аптечными сетями) укрепился и увеличился в масштабах сетевой сегмент, в котором появилось больше крупных игроков. Независимая розница продолжает играть значительную роль, но испытывает трудности: ее доля на рынке нестабильна, действенный контроль деятельности аптек налажен не в полной мере. Но есть и исключения. Например, появились новые форматы работы независимых аптек, объединенных в сеть типа АСНА Такие объединения во многом решают проблемы одиночных аптек, однако не могут охватить всю несетевую розницу.

«Одиночные аптеки могут не только выжить, но и процветать только в составе крупной ассоциации, — уверен Александр Шишкин. — Такое объединение дает им возможность получать дополнительный доход от взаимодействия с производителями, обеспечивает доступ к современным технологиям, позволяющим эффективнее управлять бизнесом и влиять на покупателей, а также предоставляет современные средства конкурентной борьбы». По мнению Ольги Смирновой, аптечные союзы — это безусловная тенденция рынка, которая возникла как следствие усилившейся конкуренции. Аптека, чтобы оставаться эффективной и конкурентоспособной, должна иметь в своем арсенале все возможные инструменты формирования дохода. Она привела в пример проект «ПроАптека» по созданию федерального профессионального союза независимых аптек, который сегодня реализует компания «ПРОТЕК». «Создание «ПроАптеки», маркетингового союза под крылом дистрибьютора, — это ответ на запрос одиночных аптек и небольших сетей по организации совместной деятельно-

сти с целью получения преференции при закупке товара, дополнительного дохода от маркетинговой деятельности, внедрения прогрессивных решений по автоматизации процессов управления ассортиментом и оборачиваемости товарного запаса, — подчеркнула директор по развитию ЦВ «ПРОТЕК». — Кроме того, в рамках партнерства мы готовы установить все необходимое программное обеспечение и оказывать консультационные и образовательные услуги аптекам. Наша компания заинтересована в сохранении сильных одиночных аптек. «ПроАптека» — это фактор стабильности и баланса на рынке».

• АПТЕКИ НИЗКИХ ЦЕН — ЗА И ПРОТИВ

Одним из трендов аптечного рынка остается массовое открытие аптек-диска-унтеров, начатое 5—6 лет назад. Александр Филиппов объясняет это усиливающейся ценовой конкуренцией в фармацевтическом ретейле. «Безусловно, аптеки данного формата имеют право на жизнь, поскольку у них есть свой потребитель», — уверен он. «В условиях кризиса и снижения покупательской способности аптеки формата «дискаунтер» пользуются повышенным спросом, — констатирует Ар-мине Даниелян. — Для аптечной сети это означает ускорение оборота и, соответственно, увеличение прибыли. Мы активно развиваем нашего дискаунтера «Озерки»: работаем с ассортиментом, открываем новые аптеки, совершенствуем программу лояльности, инвестируем в рекламу. И это решение себя оправдывает. «Озерки» — это аптечная сеть с самыми низкими ценами, у нас очереди выстраиваются еще до открытия аптеки».

Между тем в фармацевтическом сообществе продолжаются дискуссии по поводу функционирования аптек, позиционирующих себя как дискаунтеры, и самого определения «дискаунтер». Так, по словам Владимира Бойко, формат дис-каунтера должен определяться не только глубиной скидки, но и количеством «ходовых» ассортиментных позиций. «Аптека с низкими ценами и огромным ассортиментом не соответствует понятию дискаунтера, — полагает он. — На мой

таблиц^2 Структура аптечных продаж по типу товара, 2016 г.

Наименование товара Доля в аптечных

продажах, %

Лекарственные препараты 77

Биологически активные добавки (БАД) 5

Косметика 4

Диагностические приборы и средства 2

Изделия медицинского назначения (ИМН) 2

Предметы ухода за больными 1

Средства по уходу за полостью рта 1

Остальное 8

Ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group

рисуно^2 Соотношение объемов продаж дженериков и оригинальных ЛС на коммерческом аптечном рынке

взгляд, истинный дискаунтер имеет довольно узкий «ходовой» ассортимент, реализуя его по более выгодным для клиентов условиям. А поскольку вопрос о том, что именно понимается под апте-ками-дискаунтерами, у нас пока не решен, я думаю, нет смысла говорить о них серьезно. С другой стороны, такие аптеки не играют решающей роли на рынке, поскольку сосредоточены только в определенных регионах. Но повлиять на оборот ЛС какого-то не очень большого района или региона они, бесспорно, могут». С точки зрения Елены Неволиной, исполнительного директора некоммерческого партнерства «Ап-

течная гильдия», в основе появления ап-тек-дискаунтеров лежит только ценовая конкуренция. «Эти аптеки предпочитают покупатели, у которых сформировался устойчивый спрос на ЛС, прежде всего люди, страдающие хроническими заболеваниями, для многих из них цена препарата имеет определяющее значение, — уточняет она. — Но есть и другая категория покупателей, которые купят препарат независимо от цены, например люди, для которых важна информационная составляющая в работе аптеки (консультация провизора). Не будут специально искать «аптеки низких цен» и пациенты, приобретающие ЛС спонтанно, например, при эпидемии гриппа». По мнению эксперта, аптеки-диска-унтеры в их классическом понимании могут снижать цены только за счет сервиса, отказавшись от консультирования

посетителей. «Однако смысл отпуска ЛС подразумевает фармацевтическое консультирование и информирование, — подчеркивает исполнительный директор НП «Аптечная гильдия». — Уже поэтому аптека не должна быть дискаунте-ром. Другой важный вопрос, каким образом некоторым аптекам удается реа-лизовывать ЛС по ценам ниже отпускной цены дистрибьютора. Говорят, что это можно сделать за счет аптечной косметики и парфюмерно-косметических товаров. Но для этого даже при самой высокой доле всей косметики в продажах аптеки (порядка 20%) наценка на них не должна быть меньше 100%. Установить ее на парфюмерно-косметическую продукцию сегмента «масс-маркет» совершенно нереально, поскольку данные товары также реализуются в супермаркетах, конкурировать с которыми по

цене аптека не в состоянии (магазины получают от поставщика лучшую цену за счет объема закупки). Значит, остается т.н. лечебная косметика. Мы специально попросили аптеки посчитать ее долю в товарообороте. Выяснилось, что на самую продаваемую марку «Виши» приходится только 0,1% от товарооборота аптеки. Как за ее счет покрыть убытки, которые аптека-дискаунтер несет при продаже самых ходовых ЛС? Вероятнее всего, аптеки, которые позиционируют себя как дискаунтеры, работают какое-время себе в убыток, демпингу-ют, чтобы избавиться от конкурента, а как только тот уходит с рынка, поднимают цены. Другого пути нет». Кстати, по данным DSM-Group за октябрь 2016 г., на долю косметики приходится в среднем только 4% от аптечных продаж (табл. 2).

• РОССИЯНЕ

ПРЕДПОЧИТАЮТ ДЖЕНЕРИКИ

На это обращают внимание как аналитики, так и представители аптечных сетей, в частности АСНА и «Эркафарм». «Мы заметили переключение покупательского спроса на препараты российского производства», — в частности, сообщила Армине Даниелян. Согласно DSM Group, доля дженериков на коммерческом аптечном рынке выросла с 60% в 2014 г. до 64% в 2016 г. Что касается данного показателя в натуральном выражении, то он изменился незначительно (рис. 2). Более половины всех дженериков, реализованных в декабре 2016 г., относятся

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

таблиц^3 Топ-10 МНН с максимальным ростом доли дженериков (из топ-200)

Рост доли Цена Цена

МНН дженериков, 2016/2015, руб., % оригинального препарата, руб. дженерика, руб.

Аморолфин 21 1390,1 744,0

Нафтифин 21 527,8 414,8

Валацикловир 17 1473,6 784,8

Магний [2+]+ пиридоксин 14 540,9 305,9

Фенспирид 12 257,6 171,0

Тилорон 10 633,4 560,7

Ибупрофен 10 130,5 89,6

Лоратадин 9 215,9 59,8

Силденафил 9 1162,4 553,8

Латанопрост 8 734,8 478,8

Источник: Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ DSM Group

18 |3|2017|ршШииМ

к 3 ATC-группам: ЛС, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ (19,2%), препараты для лечения заболеваний респираторной системы (15,3%) и ЛС, применяющиеся в терапии заболеваний нервной системы (14,3%). В наименьшей степени генерические препараты представлены в группе противо-паразитарных ЛС, инсектицидов и репеллентов (0,3%).

По результатам 2016 г. в топ-200 МНН наиболее значительный рост доли дже-нериков продемонстрировали аморол-фин (21%), нафтифин (21%) и валацик-ловир (17%) (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ПОКА ПОД ЗАПРЕТОМ

К одним из наиболее обсуждаемых в фармсообществе аптечных тем в 2016 г. можно отнести дистанционную продажу ЛС, а также возможность их реализации в супермаркетах. На сегодняшний день online-продажа ЛС запрещена, но имеются законодательные инициативы по снятию этих ограничений для лицензированных аптек. Соответствующий законопроект Минздрав вынес на общественное обсуждение еще в конце 2015 г., но окончательного решения пока не принято. Пока же online можно делать только предзаказ на лекарства, чем и воспользовались многие участники рынка, запустив функциональные веб-сайты для пользователей. Зайдя на такой сайт, потенциальный покупатель выбирает и заказывает товар, который затем получает в аптеке. Юлия Колоскова отметила рост доли аптек, представляющих возможность предварительного заказа лекарств через Интернет. Согласно результатам вышеупомянутого исследования Ipsos Healthcare, доля таких респондентов в сетевых и несетевых аптеках составляла соответственно: осенью 2011 г. — 21% и 16%, 2012 г. — 25% и 14%, 2013 г. — 35% и 16%, 2014 г. — 41% и 24%, 2015 г. — 45% и 22%, 2016 г. — 46% и 19%.

«Поскольку в нашей стране пока нет однозначного решения вопроса о продаже лекарств через Интернет, необходимо действовать в строгом соответствии с законом, — подчеркнул Владимир Бойко. — Другое дело — сбор заявок, информирование о наличии препарата, предварительный заказ, идущий через

Интернет. Я не вижу в этом ничего плохого. Тем более если принять во внимание географию нашей страны. Очевидно, что интернет-заказ, который сейчас более активно используется в городах, был бы весьма эффективен на удаленных территориях, особенно когда речь идет о редких препаратах. Если продажа ЛС в Интернете все-таки будет официально разрешена, то я не думаю, что она в массовом порядке заменит классические аптеки или станет для них серьезным конкурентом.

По словам Александра Шишкина, разрешение дистанционной торговли — это только вопрос времени. А вот насколько это будет выгодно аптекам, зависит от самих аптек, от того, насколько они технологичны и готовы к новым современным формам ведения бизнеса. «Но я уверен, что покупатели, пациенты и рынок в целом все больше будут «дрейфовать» в сторону Интернета», — подчеркнул он. «Покупки через Интернет уже давно стали частью нашей жизни, — констатировала Ольга Смирнова. — «ПРОТЕК» к дистанционной торговле лекарствами готов: у нас есть сервис «ЗдравСити». Как законопослушная компания, мы не осуществляем доставку ЛС. На сайте можно забронировать товар по специальной цене, а оплатить и забрать только в аптеке. Судя по продажам, показывающим ежемесячный рост по всей России, спрос смещается в сторону Интернета.

Наш сервис востребован покупателями и активно развивается». По мнению Армине Даниелян, использование Интернета как канала — это конкурентное преимущество любого бизнеса, в т. ч. и фармацевтического. Для клиентов это возможность экономии как времени, так и средств и, конечно, удобство, особенно для тяжелобольных, маломобильных людей. «У нас есть все необходимые ресурсы для полноценной продажи аптечного ассортимента в Интернете, — отметила она. — Как только будут приняты изменения в законе, ГК «ЭРКАФАРМ» приступит к опНпе-прода-жам лекарств».

Эксперты также отмечали, что реализация ЛС через Интернет — это мировая практика, имеющая свои особенности в конкретных странах. Так, например, во Франции через интернет-аптеки разрешена продажа безрецептурных лекарств, с тем чтобы люди с ограниченными возможностями передвижения, находящиеся в вынужденной «изоляции», могли приобретать необходимые препараты. «Французские регуляторы ссылаются на экспертов ВОЗ, считающих, что продажа лекарств через интернет-аптеку не является фактором, способствующим распространению фальсификата или, например, сильнодействующих, потенциально опасных лекарств, — уточнила Ирина Никулина. — Но надо отметить, что во Франции дол-

гое время — вплоть до 2015 г. — интернет-продажа ЛС фактически была ограничена законом о рекламе ЛС. Поскольку интернет-аптеки приравнивались к обычным аптечным учреждениям, а реклама ЛС в Интернете была законодательно запрещена, они находились в невыгодном положении по сравнению с интернет-магазинами парафармацев-тики. Как следствие, оказалась под вопросом сама продажа лекарств через этот канал. Сейчас таких ограничений нет. Что касается российского рынка, то здесь мы видим риски не столько со стороны интернет-аптек, предполагая, что продукция к ним попадает через официальные каналы дистрибуции лекарств, а со стороны продавцов, бесконтрольно реализующих лекарства вместе с парафармацевтикой через социальные сети».

Намного более спорным и неоднозначным оказался вопрос, касающийся возможности продавать ЛС в продуктовых сетях. В январе 2017 г. Минздрав России выступил против такой идеи и попросил прекратить разработку соответствующего законопроекта. Регуляторов активно поддержали представители фармацевтического сообщества. «Продажей ЛС должны заниматься исключительно фармацевтические работники, поскольку она подразумевает консультирование покупателей, информирование о возможных побочных эффектах, — объяснила свою позицию Елена Неволина. «Лекарства нельзя покупать спонтанно и бездумно, а супермаркеты не могут должным образом консультировать покупателей, — отметила Армине Даниелян. — Кроме того, реализация ЛС — это лицензируемая деятельность, которая требует выполнения определенных условий продажи и хранения таких товаров». «ЛС не должны продаваться в супермаркетах, — уверен и Александр Филиппов. — В нашей стране и так зачастую идет бесконтрольное употребление лекарств. Свободный доступ населения к препаратам на полках супермаркетов только усилит эту опасную тенденцию». По словам Ирины Никулиной, в тех странах, где препараты компании «Буарон» зарегистрированы как лекарства, а таких большинство, реализация происходит только через аптечные учреждения. «Мы думаем, что это нам на

пользу, — уверена она. — Уровень доверия к нашим препаратам в этих странах наиболее высок, и в случае возникновения вопроса у покупателя фармацевт всегда может дать грамотный ответ. Что касается возможности реализовывать ЛС в российских супермаркетах, то на фоне сегодняшних дискуссий вокруг контроля качества лекарств, регистрационных процедур и рисков самолечения расширять сферу их продажи, снижая тем самым уровень контроля, пожалуй, преждевременно».

• В ОЖИДАНИИ РОСТА

Несмотря на снижение среднедушевого потребления ЛС, эксперты в целом позитивно оценивают перспективы рынка.

«Потенциал роста российского фармацевтического рынка по-прежнему большой, — полагает Александр Филиппов. — Мы еще существенно отстаем от развитых рынков в потреблении лекарств на душу населения. Это связано не с тем, что россияне здоровее других, а с системой организации здравоохранения в целом».

По мнению Александра Шишкина, в обозримой перспективе очень быстро будет расти концентрация рынка и еще быстрее усиливаться конкуренция. Те, кто останутся на рынке, и «соберут весь урожай».

По словам Армине Даниелян, ЗАО «ЭР-КАФАРМ», развиваясь, делает ставку на консультантов и фармацевтов. «Мы запустили в 2016 году образовательный фармацевтический портал WEBPHARM для обучения персонала, что уже положительным образом сказалось на продажах», —отметил коммерческий директор ЗАО «ЭРКАФАРМ». В свою очередь Владимир Бойко отметил, что сети в борьбе за прибыль наращивают объем предоставляемых услуг, качество которых не всегда соответствует запросам бизнеса. Если, например, для реализации основного ассортимента у розницы имеются достаточно обширные и эффективные инструменты, то в случае узкоспециализированных или более сложных препаратов они не действуют, а специализированных методик нет. -

кроме того...

В Румынии зарегистрирована мощная вспышка кори

С начала февраля 2016 г. на территории Румынии зафиксировано 3,4 тыс. случаев заражения корью, годом ранее за аналогичный период в стране было выявлено только 7 случаев инфекции, сообщает MedicaLXpress. Вспышка вирусной инфекции уже привела к смерти 17 детей. По словам главы Минздрава Румынии Флориана Бодога ^1опап Bodog), все скончавшиеся дети не получили своевременно профилактических прививок. Одной из причин сложившейся ситуации стала популярность в стране антипрививочного движения, другим немаловажным фактором стала бедность значительной части населения. Согласно рекомендациям ВОЗ, для формирования устойчивого популяционного иммунитета прививки против кори в течение первого года жизни должны получать не менее 95% детей. В настоящее время доля прошедших вакцинацию годовалых детей составляет около 80%. При этом повторную иммунизацию проходят уже менее 50% детей.

На упаковках Герцептина появилась защитная маркировка

На заводе «Р-Фарм» выпущена первая серия противоопухолевого препарата Герцептин в упаковках с защитной маркировкой. Ее производство было осуществлено в рамках пилотного проекта по маркировке отдельных видов лекарственных препаратов контрольными знаками и мониторингу за их оборотом. Маркировка производится в формате DataMatrix в соответствии с международным стандартом GS1 и содержит идентификационный номер упаковки. Процесс нанесения кода и отслеживания движения упаковки обеспечивается системой 1'Тгаск, валидация которой была выполнена силами компании «Р-Фарм». В ближайших планах производителя — нанесение маркировки на ряд других препаратов, включенных в запущенный государством пилотный проект. В перспективе новую систему контроля планируется распространить на всю фармацевтическую продукцию «Р-Фарм». Упаковочное производство Герцептина, препарата компании «Хоффманн-ля-Рош», было перенесено на производственные мощности «Р-Фарм» в соответствии с соглашением, заключенным между компаниями в 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.