Современные задачи и методы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной
организации
Гришаева Наталья Петровна, Струкова Любовь Михайловна
ФГБУН ИС РАН г. Москва
Ключевые слова:
взаимодействие и сотрудничество родителей и воспитателей; технология социализации; методы социализации, ребенок и телевидение
Аннотация. Целью статьи является описание проблем и способов взаимодействия родителей и ДОО, а так же описание наиболее эффективной технологии социализации ребёнка в образовательном комплексе и методов рефлексивного взаимодействия родителей и воспитателей.
Среди важнейших противоречий в реалиях дошкольного детства, характерных для настоящего времени в условиях мегаполиса, можно отметить следующие. С одной стороны, происходит демократизация жизни ребёнка, расширяются его права и свободы. С другой - одновременно резко сужается пространство детской жизнедеятельности, ребёнок лишается права на игру, а информационное пространство для детей часто ограничивается телевидением и компьютером, что негативно влияет на первичную социализацию дошкольника.
В обществе изменилось само отношение взрослых к детям, причем можно отметить резкую поляризацию родительских позиций - от детоотвержения до детоцентризма. Социальные психологи фиксируют расшатывание традиционных механизмов передачи знаний и нравственных ценностей - искажение взаимоотношений родителей и детей, а ведь именно в младшем детстве ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, смысл различных видов деятельности и общественных функций людей.
Безусловно, изменились и задачи ДОО. Одной из основных определяющих в ФГОС ДОО является взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, через развитие инициативы родителей в новых формах и способах взаимодействия.
Однако, существуют объективные и субъективные причины нарушающие такое взаимодействие. Среди них наиболее важные:
- занятость родителей и приоритет личностной самореализации родителей в социуме в ущерб гармоничным детско-родительским отношениям,
- делегирование большей части своих родительских обязанностей дошкольной организации;
- не понимание специфики взаимодействия семьи и ДОО;
- возрастающее влияние СМИ и различных гаджетов на нравственное развитие ребёнка и не понимание родителями позитивных и негативных последствий этого влияния
- озабоченность значительной части родителей только интеллектуальным развитием ребёнка в ущерб его личностному развитию;
- не понимание роли игры и других значимых способов времяпрепровождения в семье;
- отставание культуры родительства от изменений в социуме, что приводит к дезориентации родителей в выборе оценки стратегии и методов воспитания своего ребёнка, не тольок в семье, но и в ДОО.
Рассмотрим перечисленные противоречия более подробно.
В Институте социологии РАН в 2012 - 2015 годах был проведен ряд исследований «Дошкольник 2012 - 2015», целью которых являлось определение предпочтительного времяпрепровождения родителей и детей младшего возраста. В исследовании участвовало в общей сложности 412 родителей и 415 детей в возрасте 5- 7 лет, посещавших дошкольные учреждения г. Москвы. Исследование проходило в форме анкетирования родителей и индивидуального интервьюирования детей.
Данные опроса позволяют сделать вывод о том, что в современной семье время, проводимое родителями с младшими детьми, посещающими дошкольные учреждения, составляет в среднем 3- 4 часа в день. По видам деятельности оно распределяется следующим образом: больше всего времени уделяется разговорам с детьми, затем чтению и развивающим занятиям, в меньшей степени прогулкам и лишь в минимальной - совместной игре.
Практически все опрошенные дети (85 %) хотели бы играть с родителями ежедневно. Однако взрослые не придают должного значения игре, ссылаясь на свою занятость и усталость - таких 41 %; а остальные 54 % считают такое занятие абсолютно бесполезным. Это во многом объясняется современными социальными установками на первоочередное развитие интеллекта именно в младшем возрасте, а также представлением сегодняшних родителей об игре как непозволительной роскоши, которой ребёнок может предаваться в ущерб другим полезным занятиям.
Данные исследования дают возможность сравнить предпочтения детей и родителей в совместном времяпрепровождении. Подавляющее большинство детей хотели бы поиграть с родителями и посмотреть телевизор (88 %), а родители - почитать детям книгу (75 %) и заняться чем-то полезным (89 %). Наибольшее расхождение наблюдается относительно чтения сказок и игры. Чтение предпочитается родителями в наибольшей степени и меньше всего выбирается детьми. Точкой соприкосновения является совместный просмотр телепередач, который в среднем занимает у детей 1-2 часа в будний день и 3-4 в выходной.
Исследование показало, что самую высокую ценность в сознании родителей занимает развитие интеллекта; они всегда готовы помогать детям в сложных интеллектуальных играх и посвящать этому больше всего времени.
Сопоставляя данные опроса, детей и родителей, можно сделать вывод - пространство детской жизнедеятельности внутри семьи имеет тенденцию к ограничению. Сокращается количество видов деятельности, которые интересны детям и родителям. Многие необходимые ребенку для эффективной социализации виды деятельности, как например, игра с родителями, совместные прогулки, - минимизируются, а просмотр телепередач и компьютерные игры имеют тенденцию к существенному росту. Рассмотрим данную проблему более подробно.
Как известно, воспитание состоит как из целенаправленного привития прочно заданных свойств, так и стихийного усвоения нравственных норм. Обычно второе происходит из ближайшей и более дальней социальной среды; оно может происходить как осознанно, так и неосознанно. Чаще всего именно в кругу семьи подражание носит неосознанный характер. Если раньше оно в основном задавалось родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, то сегодня образцами поведения, задающими нравственные нормы, во многом являются герои телепередач или компьютерных игр.
Результаты социально-психологических исследований показывают чрезвычайно сильное влияние телевидения на формирование у дошкольников таких психологических качеств, как познавательный интерес, позитивное видение мира, нравственные позиции.
Для того чтобы определить степень влияния телевидения на формирование нравственных представлений современных дошкольников, место телевидения в структуре бюджета времени московской семьи, а также выяснить представления родителей о качестве самой телевизионной продукции, в Институте социологии РАН группой «Образование и личность» в 2012 - 2015 г. были проведены социально-психологические исследования «Дошкольник и телевидение».
В общей сложности было опрошено 300 старших дошкольников (методом интервьюирования), 180 родителей дошкольников и 87 воспитателей старшей и подготовительной к школе групп
московских детских садов (методом анкетирования).
При анализе результатов опроса дошкольников было выяснено, что их самым любимым занятием дома, после прихода из детсада, является просмотр телепередач или компьютерные игры, на втором месте - игра с родителями или сверстниками. Среди мальчиков наиболее популярны фильмы о звёздных войнах (о чём сообщили 78% детей), а среди девочек - различные сказочные истории. На вопрос: «Какой герой мультфильмов тебе больше всего нравится?» 57% мальчиков назвали Бэтмена, черепашку Ниндзя и других подобных героев. И это в ситуации, когда 50% российских детей никогда не видели классических отечественных мультфильмов о Буратино, Докторе Айболите и т.д.
На вопрос: «Почему бы ты стал дружить с Бэтменом?» 38% детей назвали такие качества, как смелость и физическая сила. На вопрос: «А кого ты бы назвал смелым?» многие дошкольники ответили, что это тот, кто не боится никого убивать. Было выявлено, что почти никто из воспитателей (таких 78%) и родителей (таких 75%) не беседует систематически и целенаправленно о просмотренных детьми телепередачах, что выступает основным фактором неадекватного формирования нравственных критериев.
Негативному влиянию телепродукции в дошкольном возрасте в большей степени подвержены мальчики, 87 % которых наиболее охотно смотрят фильмы о звёздных войнах и боевики. На девочек просмотр телевидения действует менее негативно: большинство опрошенных дошкольниц по-прежнему предпочитают смотреть сказочные истории.
Огромное влияние оказывает телевидение на свободную игру детей (то есть возникающую по инициативе самих детей) в дошкольной организации. Если ещё 10 лет назад мальчики, в основном, играли в полярников, космонавтов, водителей и т.д., то сейчас, в свободных играх, преобладают ситуации агрессии и разрушения - аварии, убийства, войны. Игры девочек изменились значительно меньше, почти неизменной осталась семейная проблематика. Однако в значительной мере увеличился мотив, связанный с престижностью вещей и их покупкой. Главный источник информации об этом - реклама. Знание детей о том, что рекламируется, поистине неисчерпаемы: больше половины дошкольников перечислили практически все рекламируемые по телевидению товары на момент опроса. Лишь 25 % детей старшего дошкольного возраста практически ничего не знают о рекламе.
Воспитатели отмечают повышенную возбудимость детей, проводящих у экрана по 3-4 часа в сутки (как правило, в выходные дни), а таких детей в каждой группе не менее 50 %. Педагоги выделили следующие закономерности: механистичные отношения детей построены по примеру отношений героев многих американских мультфильмов; при этом мускулинные женские образы, часто встречающиеся в них, связаны с повышением уровня агрессивности поведения девочек в игре и других видах дейтельности. Обеспокоенность вызывает и тот факт, что лишь немногие родители прислушиваются к советам воспитателей по поводу просмотра телепередач. Это отчасти носит и объективный характер, так как сами педагоги не знают (таких 82%), как работать над этими проблемами.
Список литературы:
1.Гришаева Н.П. 1997. Проблемные педагогические ситуации в детском саду//Обруч.№3. С.35-38.
2.Гришаева Н.П. 2002. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания//Управление в дошкольном образовании. №5. С. 24-26.
3.Гришаева Н.П., Пронина Е.И. 2002. Некоторые направления повышения квалификации работников дошкольных учреждений по программе «Дошкольник и телевидение»//Образование и духовное развитие ребёнка в XXI веке / Под ред. Антонова Ю.Е. М. С.45-48.
4.Гришаева Н.П. 2004. Нужно ли бояться конфликтов?//Управление дошкольными образовательными учреждениями. №3. С.20-23.
5.Гришаева Н.П. Удовлетворенность детей дошкольного возраста своим пребыванием в детском саду. URL: http://www.isras.ru/epubl.html (дата обращения: 10.11.13).
6.Гришаева Н.П. 2010. Вырваться на свободу//Обруч. №2. С.28-31.
7.Гришаева Н.П. Деятельность педагога-психолога в разрешении конфликтов «воспитатель-родитель» в ДОУ // URL: http://www.centertepliystan.ru/index.php/ctp-news/180-5con2011 (дата обращения: 10.11.13).
8. Козлова С.А. «Я-человек. Программа социального развития ребенка» Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание дошкольников» Изд. Школьная пресса 2012
9. Козлова С.А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру.» Коррекционно-развивающее занятие с дошкольниками. Л.И. Катаева. - М.: «Линка-пресс», 2000г. - 224 с.
10. Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. -М.: Вентана-граф, 2015. -184с. - (Тропинки).