Научная статья на тему 'Современные условия реализации логистики'

Современные условия реализации логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2479
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЭКОНОМИКА / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЗНАКИ НЕОЭКОНОМИКИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ / NEO-ECONOMICS / LOGISTICS / LOGISTICAL ACTIVITY / NEO-ECONOMICS SIGNS / LOGISTICAL TOOLS / FACTORS OF LOGISTICS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евтодиева Татьяна Евгеньевна

Логистика является ключевой функцией в деятельности организаций и организации бизнеса. Изменения, происходящие в экономике, именуемой неоэкономикой, накладывают отпечаток на логистическую концепцию. Процессы глобализации общественной жизни, специализация производства, виртуализация экономики, информатизация общества, глобализация экономики, индивидуализация предложения, повышение требований к экологической составляющей деятельности рыночных субъектов, инновационность экономики влияют как на логистическую концепцию в целом, так и на логистический инструментарий. Автором выявлены факторы, отражающие направления изменения концептуальных положений логистики и логистического инструментария и определено их корректирующее воздействие. Выявлено, что в условиях неоэкономики логистическая деятельность еще в большей степени должна: ориентироваться на качественные критерии осуществления логистических операций и процессов, быть инновативной, ориентироваться на плоские организационные структуры и иметь экологизированные основу и сущность. Библиогр. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistics is the key function in the activity of organizations and business organization. Changes occurring in the economics, called neo-economics, leave traces on the logistical concept. Processes of globalization of public life manufacture specialization economics virtualization society information economics globalization an offer individualization an increase of requirements to the ecological component of the activity of market subjects, and economics innovation influence both the logistical concept as a whole, and on logistical tools. Factors, reflecting the directions of changes of conceptual positions of logistics and logistical tools are revealed, and their correcting influence is also defined in the paper. It is revealed that in the conditions of neo-economics, the logistical activity should be more guided by qualitative criteria of the realization of logistical operations and processes, to be innovative, to focus on flat organization structures and to have an ecological basis and nature.

Текст научной работы на тему «Современные условия реализации логистики»

ББК У9(2)40-41

Т. Е. Евтодиева СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ

Введение

Логистика является ключевой функцией современного предприятия и бизнеса в целом. «Золотое правило» бизнеса в настоящее время - сочетание трех «н»: нужное действие, нужное время, нужное место. Соблюдение данного правила обеспечивается за счет трансформационных процессов, отмечаемых в рыночном пространстве. Так, количество времени, необходимого для совершения коммуникаций, организации сделок, получения необходимой информации, уменьшается за счет использования современных телекоммуникационных технологий. Кроме того, участнику рыночных отношений нет необходимости физически присутствовать для реализации своих замыслов и выполнения своих функций в том или ином месте. Виртуальная реальность, или современные средства связи во многих случаях являются вполне достаточным заменителем такого присутствия. Таким образом, на первое место выходит фактор «нужного действия», способствующего достижению предполагаемых или вполне определенных результатов.

В связи с этим целью исследований являлось рассмотрение особенностей рыночной среды современного общества и определение степени ее влияния на логистику. С учетом цели круг решаемых задач сводится к следующему: во-первых, необходимо выявить характерные особенности современной экономики и определить ее сущностные черты; во-вторых, следует определить факторы развития логистики в условиях современности; в-третьих, определить трансформационный механизм преобразований в сфере логистики.

Сущность и особенности современной экономики. Современная экономика базируется на инновациях, информационных технологиях, мобильности факторов производства труда, капитала, информации и имеет экологизированную основу и сущность. В современной экономике процесс реализации продукта становится не менее, а зачастую более важным, чем его производство. Экономика, наделенная отмеченными особенностями, в настоящее время именуется по-разному в зависимости от того, какое свойство этой новой экономической системы рассматривается более глубоко: информационная экономика (information economy), сетевая экономика (network economy), Интернет-экономика (Internet economy), экономика знаний (когнитивная economy), новая экономика (new economy). Представляется, что обобщающим и в общем случае включающим все перечисленные аспекты новой формы организации и функционирования экономической системы является термин «новая экономика» или «неоэкономика», подчеркивающий, что рассматривается новый постиндустриальный этап развития экономики [1-3]. При дальнейшем изложении будет использоваться именно данное понятие.

В отличие от логики традиционного способа ведения бизнеса основными требованиями в современных условиях становятся гибкость и адаптивность субъектов рынка к постоянно эволюционирующим потребностям потребителей. Неоэкономика предполагает развитие горизонтальных связей субъектов экономических отношений для обмена информацией, согласования принимаемых решений, предоставляя таким субъектам больше равноправия, чем вертикальные иерархические структуры, что согласуется с принципами креативности.

Ведущим ресурсом современной экономики становится информационный ресурс, способный не только обеспечивать двусторонние связи между участниками деловых отношений, но и формировать ценностную цепочку. Именно информационные сети, информационная инфраструктура становятся основой формирования современной индустриальной сети. Организация производства по сетевому принципу предоставляет компаниям возможность сосредоточения на своих ключевых компетенциях, что обеспечивает им конкурентное преимущество.

Неоэкономика требует формирования высококомплементарных отношений между участниками рыночного пространства и управления этими отношениями. Организация управления должна базироваться на инициативной, основанной на активном росте стратегии, которая характеризуется следующим набором показателей: прибыль, увеличение рыночных долей, непрерывное улучшение качества труда и новых продуктов, высокая производительность труда, низ-

кие затраты ресурсов, ускоренная реакция на изменения потребностей рынков и технологий, минимальный объем запасов и потерь, предельно ориентированные на потребителя и рынки организация и управление, минимальное число уровней управления.

На современном этапе развития экономической системы неоэкономика есть модифицированная форма традиционной (рыночной) экономики, имеющая совсем другие базисные параметры. В систематизированном виде отличительные черты традиционной экономики и неоэкономики представлены в таблице.

Отличительные черты, свойственные традиционной экономике и неоэкономике

Признак Традиционная экономика Неоэкономика

Объект присвоения Товар Знания, товар

Факторы производства Труд, капитал, природные ресурсы, предпринимательство Труд, капитал, природные ресурсы, предпринимательство, информация, технология

Источник экономического роста Экономическая конкурентоспособность предприятия Информационно-коммуникационная технология и метатехнология, уникальность предложения

Основной экономический ресурс Материальные ресурсы Информационный ресурс (знания), технология

Характер труда Физический Умственный

Масштаб конкуренции Локальный, международный Глобальный

Динамичность Средняя степень мобильности факторов производства Высокая степень мобильности факторов производства

Концентрация усилий производителя Потребитель Уникальный потребитель

Организация производства Массовое, серийное. Организация в стране производителя Производство под заказ (кастомизация производства). Организуется в стране, потребляющей товары

Ключевые компетенции компании Материальные активы (основные средства, оборотные средства, инвестиции) Материальные и нематериальные активы (собственные технологии, репутационные активы, интеллектуальные активы)

Системы взаимоотношения между субъектами экономической деятельности Преимущественно вертикальные связи Преимущественно горизонтальные связи

Конкурентное преимущество Быстрота реакции Инновации

Организационная структура Иерархическая Сетевая

Типы предприятия Предприятия, предлагающие традиционные товары и услуги, ориентированные на получение оптимальных результатов «Интеллектуальное» предприятие, включающее в себя экстремальные принципы ресурсосберегающего или минималистического производства, сочетающего метод «тотального управления качеством», стратегию своевременности («точно в срок») и методологию совмещенной разработки продукции

Факторы развития логистики в условиях современности. В научной литературе уделяется достаточно внимания перспективам развития логистики и факторам, способствующим данному развитию. Многими исследователями отмечается, что на этапе формирования новой экономики серьезное влияние на перспективы развития логистики и логистические приоритеты будут оказывать процессы глобализации и информатизации общества, а также усиление влияния потребителей на логистическую деятельность [4-8]. По мнению Джона Кента и Дэниела Флинта, первые десятилетия 21 в. станут временем, когда логистика поставит акцент на проникновении в логистические структуры потребителей и на пограничных видах деятельности и «значение логистики как инструмента сервисного реагирования увеличится, поскольку усугубляется процесс дифференциации и создания смешанных услуг, сопредельных с логистикой» [8, с. 15]. Джеймс С. Джонсон, Дональд Ф. Вуд, Дэниел Л. Вордлоу считают, что развитие логистики должно осуществляться с учетом следующих факторов:

— усиливающаяся важность международной торговли;

— увеличение доли сферы услуг в валовом национальном продукте;

— использование электронного обмена данными вместо машинописных текстов и отпечатанных на принтере бумажных документов;

— растущее значение Интернета для логистики;

— развитие систем искусственного интеллекта в обработке товарно-материальных запасов и в обслуживании потребителей;

— увеличение переработки как возвратных товаров, так и упаковки [5, с. 579].

Отечественные ученые-логисты помимо общемировых тенденций развития логистики выделяют тенденции, характерные для российского рынка, к которым относят тенденцию к регионализации и корпоратизации экономики.

На наш взгляд, факторы, определяющие тенденции и направления развития логистики в условиях неоэкономики, несколько изменились с точки зрения приоритетности и силы влияния каждого из них. Безусловно, неоспоримо влияние процессов укрупнения масштабов ведения бизнеса, вызванных процессами глобализации. Очевидна также трансформация логистической деятельности под влиянием информатизации общества и доминирования рынка потребителя. Однако, рассматривая развитие логистики как методологии управления потоковыми процессами в сложных хозяйственных системах, необходимо осуществить конкретизацию факторов, определяющих влияние на концептуальные положения современной логистики и выделить факторы, оказывающие воздействие на используемый логистический инструментарий.

На концептуальные положения логистики в условиях неоэкономики оказывают влияние следующие факторы:

1) глобализация общественной жизни;

2) специализация производства;

3) виртуализация экономики.

Выделение факторов, влияющих на инструментарий логистики, необходимо в связи с тем, что все развитие современной логистики связано именно с системными совершенствованиями инструментария движения материальных и информационных потоков для улучшения качества логистической деятельности и уменьшения логистических издержек. Среди факторов, определяющих направление развития логистического инструментария, отмечается больший спектр факторов, основными из которых являются:

1) информатизация общества;

2) глобализация экономики;

3) индивидуализация предложения;

4) повышения требований к экологической составляющей деятельности рыночных субъектов;

5) инновационность экономики.

Трансформация логистики в современных условиях. Отмеченные изменения в экономике обнаружили необходимость переосмысления подходов к организации логистической деятельности. Общая тенденция развития логистики связана с повышением ее функциональности, т. к. в схему логистической деятельности все более включаются вопросы, ранее решавшиеся отдельными организациями и предприятиями. Следовательно, такое развитие определяет создание логистическими функциями добавленной стоимости на основе системного аутсорсинга, системность которого заключается в объединении отдельных функциональных блоков деятельности предприятия в общую схему с учетом целевых и синергетических принципов. Системный аутсорсинг дает основу для развития концепции логистики добавленной стоимости.

Кроме того, современная логистическая концепция требует установления новых партнерских отношений с потребителями (клиентами) и поставщиками, исключения всего «лишнего» (с точки зрения профильной деятельности) и ускорения всего «необходимого», постоянной готовности к внедрению технических и организационных инноваций, а также перехода в пользу комплексных решений логистических проблем.

Применение Интернета в логистике целесообразно тем, что позволяет прибегнуть к процедуре электронной коммерции, а значит, абстрагироваться от пространственного параметра сделки, фиксирующего местонахождение заказчика и поставщика в момент ее заключения, и сконцентрироваться на временном параметре ее исполнения. По мнению доктора экономических наук Е. Ф. Авдокушина [2], спецификой электронной коммерции является «вынужденная коллективность» посредством выхода в Интернет и координации действий множества организаций, пользователей услуг Интернета, а также тесная стыковка проблем, характеризующих внутреннюю и внешнюю среду организации, в том числе связанных с формированием благоприятного рыночного окружения организации. С позиции логистики отмеченные особенности соответствуют основной идее концепции управления цепью поставок, которая содержательно определяется как логистическая интеграция и управление всеми предприятиями и видами деятельности, входящими в цепь поставок, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью обеспечения участниками цепей существенного конкурентного преимущества.

Изменение экологического климата и распространение логистической концепции общей ответственности привели к повышению чувствительности организаций к проблемам окружающей среды. На введение новых правовых норм и формирование требований потребителей производители и поставщики отвечают возросшей ответственностью за товар после его продажи и оказанием послепродажной сервисной поддержки. Таким образом, экологическая составляющая меняет традиционные подходы к управлению логистикой, ориентируя предприятия на использование более безопасных для окружающей среды логистических технологий, уступая так называемой «зеленой логистике».

Роль продуктовых и технологических инноваций как источника экономического роста не только перемещает их в сферу ответственности корпоративного руководства предприятий, но и сближает их со стратегиями бизнеса, в том числе и логистическими. Применительно к логистике, под логистической инновацией (в соответствии с существующей классификацией инноваций) понимается технологическая инновация, которая соотносится с использованием инновационного подхода к реализации системных и управленческих функций логистики в рамках разрабатываемых бизнес-схем. Вследствие того, что в условиях неоэкономики логистическая деятельность в еще большей степени должна ориентироваться на качественные критерии осуществления логистических операций и процессов, очевидна переориентация оценки с финансовой составляющей бизнеса, доминирующей в настоящее время, на эффективность, которая проявляется в оценке скорости реакции компании на требования рыночных субъектов, своевременности осуществления поставок, обеспечении гибкости поставок и т. д.

Заключение

Таким образом, развитие логистики как подсистемы экономической системы общества напрямую связано с общими эволюционными тенденциями. В первую очередь, на наш взгляд, это касается организационных форм логистики, обеспечивающих формирование и поддержание параметров логистической деятельности на требуемом уровне в зависимости от условий окружающей среды и внутренних факторов развития компании, а также определяющих перспективы интеграции между логистическими партнерами. Учет отмеченных особенностей определенно указывает на неизбежность трансформации иерархических образований в плоские структуры, отличающиеся прозрачностью, меньшим временем принятия управленческих решений и большей адаптивностью, а также корректировкой логистического инструментария и механизмов реализации логистической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гохберг Л. Новая инновационная система для «новой экономики» // Модернизация экономики России: в 4 кн. // отв. ред. Е. Г. Ясин. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004.

2. Новая экономика / под ред. проф. Е. Ф. Авдокушина, проф. В. С. Сухова. - М.: Магистр, 2009. - 543 с.

3. Encyclopedia of the New Economy, WIRED may, 1998 / http: //www.hotwiped.com/special jenel.

4. Баумгартер Х. Задачи планирования и управления цепями поставок // Логинфо. - 2004. - № 11.

5. Современная логистика / Д. Джонсон, Д. Вуд, Д. А. Вордлоу, П. Р. Мерори. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. - 624 с.

6. Кент Т., Омар О. Розничная торговля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 719 с.

7. Чернова Д. В. Стратегическая логистика сетевой экономики. - М.: Изд. дом «МЕЛАП», 2005. - 144 с.

8. John L. Kent, Daniel J. Flint. Perspectives on the Ecolution of Logistics Thought // Journal of Business Logistics. - 1997. - February.

Статья поступила в редакцию 11.04.2011

MODERN CONDITIONS OF LOGISTICS REALIZATION

T. E. Evtodieva

Logistics is the key function in the activity of organizations and business organization. Changes occurring in the economics, called neo-economics, leave traces on the logistical concept. Processes of globalization of public life; manufacture specialization; economics virtualization; society information; economics globalization; an offer individualization; an increase of requirements to the ecological component of the activity of market subjects, and economics innovation influence both the logistical concept as a whole, and on logistical tools. Factors, reflecting the directions of changes of conceptual positions of logistics and logistical tools are revealed, and their correcting influence is also defined in the paper. It is revealed that in the conditions of neo-economics, the logistical activity should be more guided by qualitative criteria of the realization of logistical operations and processes, to be innovative, to focus on flat organization structures and to have an ecological basis and nature.

Key words: neo-economics, logistics, logistical activity, neo-economics signs, logistical tools, factors of logistics development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.