Научная статья на тему 'Современные условия формирования строительного кластера в Новосибирской области'

Современные условия формирования строительного кластера в Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CONSTRUCTION SECTOR / SYSTEM OF MANAGEMENT / DEVELOPMENT MECHANISM / CLUSTER POLICY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силич Ольга Александровна

Уточнено понятие кластера в экономике региона, систематизированы его отличительные особенности. Рассмот-рены методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, раз-работанные Министерством экономического развития Российской Федерации. Проведено сопоставление совре-менного строительного сектора Новосибирской области и строительного кластера по таким параметрам, как вза-имосвязи между субъектами, их цели, согласованность интересов, инновационная активность, производитель-ность и конкурентоспособность.Выделены основные факторы, сдерживающие формирование строительного кла-стера в Новосибирской области: недостаточно благоприятный деловой климат в регионе, слабый уровень конку-ренции между субъектами строительного сектора, отсутствие взыскательного спроса на строительную продук-цию, низкая результативность организаций совместных действий в строительном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CONDITIONS TO FORM A CONSTRUCTION CLUSTER IN THE NOVOSIBIRSK REGION

The conception of a cluster in the region's economy is specified, its characteristic features are systematized. Methodical recommendations on the implementation of cluster policy in the subjects of the Russian Federation developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation are considered. A modern construction sector of the Novo-sibirsk region and a construction cluster are compared by the following parameters: relationships between the subjects, their goals, coordination of interests, innovative activity, productivity, and competitiveness. The article identifies basic constraints for the formation of the construction cluster in the Novosibirsk region: unfavorable business climate in the region, a weak level of competition between the subjects of the construction sector, absence of exigent demand for con-struction products, low effectiveness of the organization of joint actions in the construction sector.

Текст научной работы на тему «Современные условия формирования строительного кластера в Новосибирской области»

платежей по всем 3-м видам рисков с учетом новой учетом пересчета лизинговых и страховых платежей.

балансовой стоимости.

Данная методика позволит лизингополучателям пользоваться дорогостоящим импортным лизинговым имуществом, застрахованным от большинства возникающих рисков, с возможностью замены его в любое время на более совершенное лизинговое имущество с

Это даст возможность лизингополучателю всегда пользоваться новейшим технологическим оборудованием, позволяющим производить конкурентоспособную продукцию, не привлекая большие суммы денежных средств для его приобретения.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. 2. Методические рекомендации от 16 апреля 1996 г., утвер-№90 «Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 ждённые Минэкономразвития РФ и Минфином РФ. М., 1996. годах субсидий российским лизинговым компаниям...». М., 3. Данные Российской ассоциации лизинговых компаний 2008. (обзор рынка лизинга за 2008 год) http://www.rosleasing.ru/.

УДК 69.003 (57)

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

О.А.Силич1

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 630008, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113.

Уточнено понятие кластера в экономике региона, систематизированы его отличительные особенности. Рассмотрены методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации. Проведено сопоставление современного строительного сектора Новосибирской области и строительного кластера по таким параметрам, как взаимосвязи между субъектами, их цели, согласованность интересов, инновационная активность, производительность и конкурентоспособность.Выделены основные факторы, сдерживающие формирование строительного кластера в Новосибирской области: недостаточно благоприятный деловой климат в регионе, слабый уровень конкуренции между субъектами строительного сектора, отсутствие взыскательного спроса на строительную продукцию, низкая результативность организаций совместных действий в строительном секторе. Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: строительный сектор; система управления; механизм развития; кластерная политика; эффективность.

CURRENT CONDITIONS TO FORM A CONSTRUCTION CLUSTER IN THE NOVOSIBIRSK REGION O.A. Silich

Novosibirsk State Architectural and Building University (Sibstrin), 113 Leningradskaya St., Novosibirsk, 630008.

The conception of a cluster in the region's economy is specified, its characteristic features are systematized. Methodical recommendations on the implementation of cluster policy in the subjects of the Russian Federation developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation are considered. A modern construction sector of the Novosibirsk region and a construction cluster are compared by the following parameters: relationships between the subjects, their goals, coordination of interests, innovative activity, productivity, and competitiveness. The article identifies basic constraints for the formation of the construction cluster in the Novosibirsk region: unfavorable business climate in the region, a weak level of competition between the subjects of the construction sector, absence of exigent demand for construction products, low effectiveness of the organization of joint actions in the construction sector. 2 figures. 1 table. 6 sources.

Key words: construction sector; system of management; development mechanism; cluster policy; efficiency.

В настоящее время наиболее популярной концепцией развития региональных производственных систем, неоднократно подтвердившей свою эффективность на практике, является кластеризация.

Понятие кластер сегодня можно часто встретить в научных публикациях, посвященных вопросам конкурентоспособности территорий и хозяйствующих субъ-

ектов, в исследованиях инновационных процессов, в программах социально-экономического развития регионов и государства в целом.

В современной экономической литературе не сложилось единого общепринятого определения понятия кластер. Разные авторы по-разному трактуют понятие кластер и акцентируют своё внимание на раз-

1Силич Ольга Александровна, магистр менеджмента, старший преподаватель кафедры менеджмента, тел.: (3832) 662794, e-mail: [email protected]

Silich Olga, Master of Management, Senior Lecturer of the Department of Management, tel.: (3832) 662794, e-mail: [email protected]

личных его характеристиках. Наиболее авторитетным исследователем в области кластеров является М. Портер. Он определяет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1]. В своей популярной во всем мире работе «Конкуренция» он на основе имеющихся фактов достаточно убедительно обосновывает, каким образом кластеры обеспечивают рост производительности и конкурентоспособности входящих в них фирм и отраслей. Однако определение, данное М. Портером, на наш взгляд, не позволяет получить целостного представления о сущности кластера. Читателю, мало знакомому с теорией кластеров, при его восприятии достаточно сложно отличить кластер от обычной отрасли или производственного комплекса, также состоящего из стратегически связанных предприятий и поддерживающих организаций определенной отраслевой направленности, которые сегодня функционируют во многих регионах нашей страны и зачастую совсем неэффективны.

Поэтому считаем целесообразным дать развернутое определение кластера.

Кластер - это группа взаимосвязанных организаций, объединенных цепочкой создания стоимости, для которых характерны: географическая близость; хозяйственная самостоятельность и конкуренция; стратегическое партнерство и совместная работа; инновационная активность; извлечение синергетических эффектов; высокая производительность и конкурентоспособность (рисунок).

Участники кластера, сохраняя хозяйственную самостоятельность и конкурентные отношения, формируют между собой партнёрские сети и активно взаимодействуют в области поставки ресурсов, производства и сбыта продукции, разработки и внедрения инноваций, решения общих проблем, способствуя тем самым извлечению синергетических эффектов, повышению производительности и конкурентоспособности своей деятельности.

Согласно исследованиям М. Портера, существует четыре основных предпосылки для успешного формирования и развития кластеров в регионе:

• Условия спроса: регион обладает развитым спросом на продукцию отрасли.

• Условия факторов производства: регион обладает ресурсами, интенсивно используемыми в отрасли.

• Развитие смежных и поддерживающих отраслей: в регионе развиты фирмы-поставщики сырья и материалов, производители оборудования, сектор услуг и прочая инфраструктура.

• Условия для стратегии и конкуренции фирм: в регионе есть производители, которые способны сформировать и воплощать в жизнь конкурентоспособные стратегии развития.

Помимо этого, Портер указывает ещё на два фактора.

• Случай.

• Политика правительства: государство может целенаправленно влиять на формирование кластера.

Благодаря высокой социально-экономической значимости кластеров федеральные и региональные органы власти в России сегодня озадачены разработкой и реализацией эффективной кластерной политики.

Под кластерной политикой принято понимать систему взаимосвязанных действий федеральных, региональных и местных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для формирования кластеров. Реализация кластерной политики возможна только лишь при эффективном взаимодействии представителей власти и бизнеса.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [2], предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Отличительные признаки кластера

Министерством экономического развития Российской Федерации в декабре 2008 года были разработаны «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» [3] и направлены главам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях координации мер по реализации кластерной политики и распространения лучшей практики.

В рекомендациях были определены основные цели и задачи кластерной политики, направления содействия развитию кластеров, приведен перечень существующих механизмов финансовой поддержки, реализации кластерной поддержки, выявлены типы кластеров с учетом отраслевой специфики.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития России основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры.

К числу задач кластерной политики, решение которых возложено на государственные и местные органы власти, отнесено [3]:

1. Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров.

2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера.

3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне.

Для содействия организационному развитию кластеров рекомендовано: выявлять участников кластера; формировать специализированную организацию развития кластера, обеспечивающую координацию деятельности его участников, которая может создаваться в различных организационно-правовых формах; разрабатывать стратегию развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей разработку набора кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера, на базе анализа барьеров и возможностей для развития кластера; стимулировать сотрудничество между участниками кластера за счет организации конференций, семинаров, рабочих групп, создания специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки.

Для повышения конкурентоспособности предприятий и активизации процессов сотрудничества между предприятиями, научными и образовательными организациями предложено в первую очередь развивать механизмы поддержки кооперационных проектов с вовлечением в их реализацию не менее 3-8 предприятий и организаций. При этом развиваемые механизмы поддержки должны обеспечивать решение таких приоритетных задач, как повышение качества управления

на предприятиях; содействие выходу предприятий на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых проектов; стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области НИОКР и развитие механизмов коммерциализации технологий.

Повышать качество управления на предприятиях - участниках кластеров рекомендуется за счет предоставления консультационных услуг предприятиям в области менеджмента; выявления примеров лучшей практики по новым методам и механизмам управления на предприятиях и содействия их эффективному распространению; внедрения и сертификации предприятиями системы управления качеством; развития механизмов субконтрактации; организации ознакомительных поездок на предприятия соотвествующей отрасли, в том числе и за рубежом.

Содействовать выходу предприятий на внешние рынки и реализации коллективных маркетинговых проектов предложено в основном за счет субсидирования части их затрат.

Стимулировать инновации, развивать кооперацию внутри кластера в области НИОКР и развивать механизмы коммерциализации технологий предложено за счет формирования инновационных консорциумов; оказания консультационной и финансовой помощи при создании инновационных предприятий и объектов интеллектуальной собственности, развития объектов инновационной инфраструктуры - бизнес-инкубаторов и технопарков, центров трансферта технологий.

Для обеспечения образовательной поддержки развития кластеров рекомендуется осуществлять мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах; совместной разработке и реализации образовательных программ в интересах развития кластера; организации стажировок и производственной практики на предприятиях кластера.

Обеспечивать благоприятные условия для развития кластера предлагается также за счет мер налогового регулирования, снижения административных барьеров.

Разработанные Минэкономразвития России рекомендации дают возможность получить объективное представление о кластерной политике. В них обобщен мировой опыт реализации кластерных инициатив. Однако кластерная политика не может иметь универсального характера, она должна учитывать региональные особенности и специфику тех производственных областей, которые подлежат кластеризации.

В стратегии социально-экономического развития Новосибирской области (НСО) до 2025 г. для реализации основных конкурентных преимуществ области предложено формирование ряда территориально-отраслевых кластеров, в том числе и строительного [4].

Однако на практике эффективных действий по стороны государственных и местных органов власти, направленных на формирование строительного кластера в НСО, пока осуществлено не было.

В настоящее время современный строительный сектор НСО мало напоминает строительный кластер (таблица).

Сравнительная характеристика строительного сектора НСО и строительного кластера

Параметр сравнения Современный строительный сектор НСО Строительный кластер НСО

Взаимосвязи между субъектами Фрагментарность, разобщённость, слабые межфирменные связи, основанные на формальных коммуникациях и формальных рыночных институтах Высокий уровень партнёрства, основанный на интеграции бизнес-процессов

Цели субъектов Ориентация на краткосрочные цели - рост количественных показателей деятельности Ориентация на развитие, на повышение конкурентоспособности, на более полную реализацию своих ключевых компетенций

Согласованность интересов субъектов Превалирование интересов крупных организаций над интересами малых фирм и всего местного сообщества Равноправное партнёрство крупного и малого бизнеса. Поддержание баланса интересов властных, бизнес и общественных структур, постоянная их корректировка и взаимная адаптация

Сопряженность развития субъектов Несбалансированность темпов и уровней развития Сопряжённый темп развития, согласованные совместные действия и совместное видение проблем

Инновационная активность субъектов Низкая Высокая

Мобильность ресурсов Низкая Высокая

Производительность и конкурентоспособность субъектов Низкая Высокая

По-прежнему сохраняется высокий уровень раздробленности субъектов строительного сектора. Строительные организации, производители строительных материалов и другие участники строительной деятельности в НСО работают обособленно друг от друга, деловые и коммуникационные связи между ними либо очень слабые, либо вообще отсутствуют. В НСО практически отсутствует практика реализации совместных инвестиционных проектов независимыми субъектами строительного сектора.

Многие организации не нацелены на инвестирование средств в совершенствование собственного производственного потенциала. Кредиты берутся в основном для пополнения оборотных средств.

Зачастую интересы крупных организаций превалируют над интересами малых предприятий, ставя последних на грань выживания и банкротства. Не имеют должного распространения механизмы взаимодействия малых организаций с крупным и средним бизнесом, такие как субконтрактация, производственная кооперация, аутсорсинг и т.д. В НСО предприятиями малого бизнеса создается около 20% валового национального продукта в строительстве, а в США -более 70%.

Имеется несбалансированность темпов и уровней развития субъектов строительного сектора. Уже давно ощущаются диспропорции на рынках подрядных работ, строительных материалов, трудовых ресурсов, земли, инвестиций и инноваций. Объёмы производства строительных материалов в НСО существенно уступают потребностям строительства, которые по многим позициям удовлетворяются привозными материалами. Существует нехватка цемента, кирпича, теплоизоляционных материалов, стекла, щебня, песка, гравия, строительного камня. Многие предприятия

промышленности строительных материалов работают на пределе своих возможностей. Строительные организации вынуждены развивать отдельные виды подсобных производств в нестандартных технологических условиях (приготовление бетона и раствора, производство изделий из металла и дерева), что снижает качество строительной продукции.

Очень низка инновационная активность субъектов строительного сектора. Система деловых связей между наукой, бизнесом и производством практически отсутствует.

Несмотря на то что строительство с технологической точки зрения отрасль чрезвычайно консервативная и инерционная, в ней регулярно появляются нововведения, которые, не меняя радикально технологический уклад отрасли, обеспечивают снижение стоимости строительства и эксплуатации жилья, сокращение сроков строительства, повышение качества и комфортности проживания.

В настоящее время научно-технический прогресс в отечественной промышленности строительных материалов и строительной индустрии главным образом основывается на зарубежных научно-технических разработках и закупках импортного технологического оборудования. Резко сократилось создание принципиально новых отечественных технологий, машин и оборудования для производства прогрессивных строительных материалов и добычи сырья.

В НСО нет ни одной строительной компании, которая имела бы собственное научно-исследовательское подразделение, оснащенное современным оборудованием экспериментальных лабораторий, хотя мировая практика показывает, что именно бизнес-структуры играют ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат

корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР превышает 65%, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70%. Научные кадры в строительных корпорациях не востребованы.

Производительность и конкурентоспособность субъектов строительного сектора также оставляет желать лучшего. По оценкам компании МсК^еу, производительность труда в российском строительстве составляет 21% от уровня производительности в строительном секторе США и около 33% от уровня Швеции. Один российский строитель в год возводит 18 квадратных метров жилья, тогда как швед - 51 квадратный метр, а американец - 81 квадратный метр [5]. Создаваемая сегодня строительная продукция зачастую имеет крайне низкое качество. Известны случаи обрушения ряда современных строений. Так, в Новосибирске произошло обрушение строящегося ТЦ «Большая Медведица».

Технический уровень многих предприятий стройматериалов и стройиндустрии отстает от современных требований и от передовой зарубежной практики.

Основные фонды многих современных организаций строительного сектора созданы ещё в советское время, и существенного обновления сегодня не происходит. Особенно остро это ощущается на предприятиях по производству строительных материалов, изделий и конструкций, на которых физический износ по разным видам ОФ достигает 70 %. При этом используемое в производстве оборудование имеет высокую энергоёмкость, низкую надёжность и давно морально устарело.

Строители зачастую несвоевременно вводят в действие ряд мощностей и объектов, не полностью и нерационально используют строительную технику, имеют место недопустимые потери временного ресурса на строительных площадках. Сами же строительные организации, как малые, так и крупные, находятся в положении неопределенности, неустойчивости. Часты случаи банкротства, расформирования строительных предприятий.

Можно выделить ряд объективных факторов, которые сдерживают формирование строительного кластера в НСО.

Во-первых, это недостаточно благоприятный деловой климат в регионах России. В последнем рейтинге глобальной конкурентоспособности и условий ведения бизнеса, который ежегодно составляется Всемирным экономическим форумом на основе анализа широкого спектра показателей, Россия из 139 стран заняла 63 место [6]. Россия существенно отстает по показателям качества институтов, 118 место в рейтинге, в том числе по показателю гарантий прав собственности она находится на 128 месте, по использованию государственных средств и коррупции на 109 месте, независимости судебной власти на 115 месте. По категории «развитие финансового сектора» Россия заняла 125 место. Эта оценка получена в результате низких баллов по целому ряду направлений, но в особенности по таким направлениям, как «финансовая

устойчивость банков» (129), «доступ к кредитам» (107) и «возможности привлечения финансирования на внутреннем рынке капитала» (107). Строительные организации часто сталкиваются с несовершенством и нестабильностью правовой базы, низкой доступностью финансовых средств, с произволом и злоупотреблением со стороны чиновников, представителей региональных и местных администраций, сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

Во-вторых, уровень конкуренции в строительном секторе НСО недостаточен для стимулирования предприятий к инновациям и повышению эффективности. Институт конкуренции в строительном секторе существенно подрывается распространением практики решения проблем с помощью незаконных выплат чиновникам. Нередки случаи, когда представители власти используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам. В таких условиях для строительного производства характерна низкая корреляция между внедрением технологических инноваций и доходностью. Строительные организации, установившие более выгодные отношения с властными структурами, получают приемлемые прибыли и без внедрения инноваций в свое производство.

В-третьих, отсутствует взыскательный местный спрос, благодаря которому строительные организации были бы заинтересованы в совершенствовании качественных характеристик своей продукции. При существующем уровне платежеспособности населения и дефиците жилья на рынке востребовано в первую очередь дешевое жилье, даже весьма сомнительного качества.

В-четвертых, уровень развития организаций совместных действий в строительном секторе остается крайне низким. Как показал мировой опыт, формирование и развитие кластеров осуществляется зачастую при участии специализированных организаций, которые устанавливают кластерные связи, стимулируют и координируют совместную деятельность организаций в кластере. В качестве таких организаций выделяют советы кластера, профессиональные ассоциации, исследовательские центры, институты и др.

В России законодательно сверху путем установления для строительных организаций обязательного членства в саморегулируемой организации были созданы предпосылки для развития подобных организаций в строительстве. Членам одной и той же саморегулируемой организации проще осуществлять обмен информацией, аккумулировать ресурсы, усилия, знания, навыки для реализации совместных проектов и решения общих проблем.

В НСО зарегистрированы 4 саморегулируемые организации в области строительства, 3 в области проектирования и 1 в области инженерных изысканий.

Однако саморегулируемые организации в НСО практически не выполняют функцию объединения усилий участников строительной деятельности в регионе, стимулирования и координации их предпринимательской активности.

Для многих строительных организаций НСО членство в СРО является всего лишь формальным исполнением законодательства. После получения допуска к работам их взаимодействие с саморегулируемой организацией и другими членами СРО ограничивается всего лишь уплатой членских взносов и несением субсидиарной ответственности за счет средств компенсационного фонда. Нередки случаи, когда члены одной и той же саморегулируемой организации не имеют представления друг о друге.

Имеются прецеденты так называемых коммерческих саморегулируемых организаций, чьи допуски можно купить по сходной цене за несколько дней.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для формирования строительного кластера в НСО необходимы серьезные системные преобразования,

которые бы обеспечили продуктивную интеграцию науки, образования, бизнеса и власти в строительном секторе.

Требуется принять меры по созданию благоприятной бизнес-среды, построению эффективных рыночных институтов, развитию человеческого потенциала, улучшению свойств рынка инвестиций, недвижимости, градостроительных ресурсов и институциональной среды региона. Необходимо формирование критической массы здравомыслящего менеджмента и собственников с инновационным мышлением. Важным является укрепление частно-государственного партнерства, усиление координирующей роли органов местного самоуправления и структур саморегулирования в строительстве на основе принципа поддержания баланса интересов.

Библиографический список

1. Портер М. Конкуренция / под ред. Я.В.Заблоцкого и др.; пер. с англ. О.Л.Пелявского и др. М.: Вильямс, 2005. 603 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // сайт Правительства Российской Федерации http://www.government.ru/ (дата обращения: 29.08.2011).

3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации // сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: http://www.economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 29.08.2011).

4. Стратегии социально-экономического развития НСО до

2025 // сайт Министерства экономического развития Новосибирской области. http://economnso.ru/9070/9072/plan2025 (дата обращения: 29.08.2011).

5. Исследование McKinsey & Company: главная проблема российской экономики - низкая производительность труда (Gtmarket.Ru) // портал «Инновационное образование - гуманитарные технологии в социальной сфере» / http ://portal.gersen. ru/co nte nt/view/976/74/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Доклад об экономике России // Всемирный банк в России № 24 Март 2011/ http://www.worldbank.org.russia (дата обращения: 29.08.2011).

УДК 658.7

АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА РЕГИОНА

О.А. Фрейдман1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассмотрена роль исследований логистического потенциала и опыт их проведения в различных регионах России. Проанализирована необходимость, методы и основные направления проведения исследований логистического потенциала регионов. Дана обобщающая характеристика проблем развития логистической инфраструктуры рынка в России. На основании полученного опыта предлагается базовый алгоритм для проведения исследований, определяются соответствия между целями менеджмента и направлениями оценки уровня логистического потенциала территории. Ил. 3. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: логистический потенциал; логистическая система; менеджмент региона; логистические операторы; логистическая инфраструктура.

LOGISTICS POTENTIAL ANALYSIS AS A CONDITION FOR EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE REGION O. A. Freidman

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the role of logistics potential researches and the experience of their implementation in various regions of Russia. It analyzes the need, methods and main research courses of regional logistics potential. A general characteristic of the development problems of the Russian market logistics infrastructure is given. Based on the obtained experience the author proposes a basic algorithm to carry out researches, and determines correlations between the goals

1Фрейдман Оксана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, тел.: 89149255021, e-mail: [email protected]

Freidman Oksana, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management, tel.: 89149255021, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.