1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ / Общественный портал госзакупок. [Электронный ресурс]. URL: http ://www.gov-za kupki.ru/zakon/2.
2. Официальное интернет-представительство Президента России. [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru
3. Асаул А.Н., Кощеев В.А. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ). СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 300 с.
4. Пешкова М.В. Экономические проблемы инновационной деятельности в жилищном строительстве // Вестник экономической интеграции. 2010. № 6. С. 57-62.
5. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период
ский список
до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р) / Гарант. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6639347/
6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р) / Федеральные инновационный площадки. [Электронный ресурс]. URL: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13428.html
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 2010. 12 ноября. Федеральный выпуск № 5038 (214).
8. Национальный проект «Фонд развития России». [Электронный ресурс]. URL: www.frrussia.ru
УДК 69.003 (57)
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО СЕКТОРА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
© О.А. Силич1
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113.
Определены ключевые факторы успеха формирования и развития кластеров в регионе. Выявлены условия, благоприятствующие и препятствующие формированию строительного кластера в Новосибирской области (НСО). Предложены направления кластерной политики развития строительного сектора региона. Определена роль саморегулируемых организаций и Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) в формировании строительного кластера на территории НСО. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: строительный сектор; система управления; механизм развития; кластерная политика; эффективность.
CLUSTER POLICY PRIORITY COURSES FOR CONSTRUCTION SECTOR DEVELOPMENT IN NOVOSIBIRSK
REGION
O.A. Silich
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin), 113 Leningradskaya St., Novosibirsk, Russia, 630008.
The article identifies the key factors of successive formation and development of clusters in the region. It reveals the conditions favourable and impeding the formation of a construction cluster in the Novosibirsk region, proposes cluster policy courses for construction sector development in the region, determines the role of self-regulatory organizations and Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin) in the formation of the construction cluster in the Novosibirsk region. 3 figures. 1 table. 3 sources.
Key words: construction sector; management system; development mechanism; cluster policy; effectiveness.
Социально-экономическое развитие региона в значительной степени определяется результативностью его строительного сектора (СС). Рост деловой активности в СС неизбежно приводит к активизации ряда смежных секторов региональной экономики, способствуя тем самым развитию всего региона в целом.
Результативность СС в регионах России по сравнению с развитыми странами остается крайне низкой. Россия существенно уступает по показателям объема и качества строительной продукции, обеспеченности
граждан жильем, доступности жилья для населения и.т.д. По данным Федеральной службы государственной статистики, общая площадь жилых помещений на конец 2011 года, приходящаяся в среднем на одного жителя, в РФ составила 23 м2. В европейских странах этот показатель находится на уровне 35-50 м2, в США - 65 м2. По европейским стандартам, строительная активность должна быть не меньше 1 м2 на душу населения в год. Иными словами, жилищная обеспеченность должна ежегодно прирастать на 1 м2. В 2011
1Силич Ольга Александровна, магистр менеджмента, ст. преподаватель кафедры менеджмента, тел.: 89059335042, e-mail: [email protected]
Silich Olga, Master of Management, Senior Professor of the Department of Management, tel.:89059335042, e-mail: [email protected]
году в России было построено только 0,43 м2 на человека, в НСО - 0,56 м2 на человека.
Уровень развития СС в регионах России не обеспечивает прогрессивного роста региональных экономик и высокого качества жизни населения. Для участников строительной деятельности в регионах России сегодня характерна разобщенность и несбалансированность темпов развития, слабые межфирменные связи, ориентация на краткосрочные цели, низкая инновационная активность.
Повысить уровень развития СС в регионах позволит формирование строительных кластеров. Кластерный подход популярен сегодня во всем мире, поскольку уже неоднократно подтвердил свою эффективность на практике.
Наиболее авторитетным исследователем в области экономических кластеров является М. Портер. По его мнению, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5].
Как правило, кластеры включают в себя производителей продукции, поставщиков производственных ресурсов, посредников, научно-исследовательские и образовательные организации. Для субъектов кластера характерен высокий уровень совместной деятельности, которая выражается в форме обмена знаниями, опытом, участия в общих инвестиционных и инновационных проектах. При этом участники кластера сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и конкурентные отношения между собой. Такой характер взаимоотношений проводит к росту производительности и конкурентоспособности всех участников кластера.
Строительный кластер можно определить как совокупность самостоятельных участников строительной деятельности в регионе, имеющих высокий уровень стратегического партнёрства, совместной работы, инновационной активности, извлекающих синерге-тические эффекты от взаимодействия друг с другом и усиливающих конкурентоспособность друг друга. Мировой опыт кластеризации экономики свидетельствует об отсутствии четких закономерностей в осуществлении данного процесса.
М. Портер отмечает, что «возникновение кластеров может осуществляться по многим причинам: доступность общих фондов факторов, таких как специализированные навыки, ведение университетских исследований, удобное географическое положение; повышенный местный спрос; подходящая инфраструктура ... » [5].
В основном кластеры появляются в условиях здоровой конкурентной среды, наличия доверия между бизнес-субъектами и развитых форм партнерства между государством и бизнесом.
Возникновение кластеров зачастую осуществляется при участии специализированных организаций, которые устанавливают кластерные связи, стимулируют и координируют совместную деятельность компаний в кластере. В качестве таких организаций выде-
ляют: советы кластера; профессиональные ассоциации; организации по передаче технологий; торговые палаты; центры услуг; исследовательские центры и институты.
Например, Силиконовая долина - один из наиболее известных современных кластеров - возникла благодаря Стэндфордскому университету, вокруг которого создавались небольшие компании, ориентированные на сферу электронной промышленности [4].
Кластеры могут возникнуть на основе одной или двух инновационных компаний, которые стимулируют развитие многих других фирм в данном регионе. В штате Миннеаполис такую роль сыграла компания «Медтроник», вокруг которой сформировался кластер по производству медицинской техники» [1].
Благодаря высокой социально-экономической значимости кластеров федеральные и региональные органы власти в России сегодня озадачены разработкой и реализацией эффективной кластерной политики. Под кластерной политикой принято понимать систему взаимосвязанных действий федеральных, региональных и местных органов власти, направленных на создание благоприятных условий для формирования кластеров.
Реализация кластерной политики сводится к оказанию организационной, финансовой, консультационной и информационной поддержки предполагаемым участникам кластера для установления эффективного взаимодействия между ними и стимулирования их совместной деятельности. Конкретный набор мероприятий кластерной политики должен быть адаптирован к региональным особенностям и учитывать специфику секторов экономики, на которые она направлена. Кластерная политика всегда основывается на интенсификации механизмов частно-государственного партнёрства.
В НСО наряду с имеющимися предпосылками к формированию строительного кластера имеется ряд серьезных проблемных вопросов, сдерживающих процесс кластеризации (таблица).
Кластерная политика развития СС НСО должна быть направлена на обеспечение необходимой среды, благоприятной для формирования строительного кластера, в том числе за счёт смягчения и устранения факторов, которые сдерживают данный процесс. Общие направления кластерной политики развития СС НСО обозначены на рис. 1.
Формированию строительного кластера в НСО должны предшествовать системные преобразования, обеспечивающие улучшение институциональной деловой среды участников строительной деятельности, повышение их инвестиционной и инновационной активности, укрепление взаимосвязей между наукой, образованием и бизнесом.
Особую роль в кластеризации СС НСО должны сыграть саморегулируемые организации (СРО) и Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин).
Согласно градостроительному кодексу РФ [2], для того чтобы законно осуществлять профессиональную деятельность в области инженерных изысканий, архи-
тектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны войти в СРО и получить от неё свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для того чтобы получить статус СРО в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, некоммерческое партнерство должно объединить не менее пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц и сформировать компенсационный фонд в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена. Если же некоммерческой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то минимальный размер компенсационного фонда может снизиться до ста пятидесяти тысяч рублей. Для СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства эти нормативы еще выше - не менее ста членов с компенсационным фондом в размере не менее одного миллиона рублей на одного члена или трехсот тысяч рублей при наличии требования страхования гражданской ответственности.
На СРО в указанных сферах законодательно возложена обязанность разрабатывать и утверждать:
- требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- правила контроля в области саморегулирования;
- систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.
Им также предоставлено право разрабатывать и утверждать:
- стандарты СРО, которые представляют собой правила выполнения работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ;
- правила саморегулирования, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности членов СРО.
Конечно же, продуктивное развитие института саморегулирования в СС создает ряд благоприятных предпосылок для формирования строительного кластера.
Обобщенная характеристика условий формирования строительного кластера в НСО Условия, благоприятствующие формированию строительного кластера
1. Высокий деловой и научный потенциал НСО.
2. Насыщенная структура участников строительной деятельности в НСО.
3. Наличие архитектурно-строительного университета на территории НСО.
4. Развитие института саморегулирования в СС.
5. Значительный потенциал спроса на строительную продукцию в регионе.
Условия, препятствующие формированию строительного кластера
1. Высокий уровень коррупции в СС, ослабляющий действие законов конкуренции.
2. Низкий уровень деловой культуры многих участников строительной деятельности и доверия друг к другу.
3. Отсутствие весомых стимулов к инновационному развитию у участников строительной деятельности.
4. Неразвитость механизмов частно-государственного партнерства в СС.
5. Низкий уровень финансовой самодостаточности многих участников строительной деятельности.
6. Слабая связь строительных организаций с научно-исследовательскими и учебными заведениями.
7. Слабая активность межфирменных объединений в форме саморегулируемых организаций (формальное саморегулирование).
8. Низкий уровень притязаний к качеству строительной продукции со стороны потребителей в силу дефицита жилья на рынке и низкой платежеспособности населения.
—► Фрагментарность, раздробленность, разобщённость, слабые межфирменные связи.
Современный _'Ориентация на краткосрочные цели - рост количественных показателей деятельно-
строительный сти, низкая производительность.
сектор НСО
Высокие риски деятельности. Несбалансированность темпов и уровней развития.
Низкий уровень финансовой, технической и инновационной самодостаточности. Дефицит профессиональных кадров.
Нормативно-правовые преобразования, направленные на создание прозрачных и стабильных правил осуществления производственной, инвестиционной и инновационной деятельности в СС, стимулирующие развитие предпринимательской активности, снижающие административные барьеры для начала и ведения бизнеса, повышающие качество защиты интеллектуальной собственности и неприкосновенности частного капитала и т.д.
Разработка и внедрение эффективной системы поддержки производственной, инвестиционной и инновационной деятельности в СС, включая методологическую и консультативную помощь организациям, налоговые льготы для организаций, участвующих в реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, предоставление гарантий на иностранные займы, предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, привлечение венчурного капитала и т.д.
Формирование эффективной информационной инфраструктуры, аккумулирующей достоверную информацию о развитии СС, включая сведения о возможных объектах прямого и долевого инвестирования, о конъюнктуре цен на основные производственные ресурсы, о характере спроса и предложения на строительную продукцию и т.д.
Усиление интегрирующей и координирующей функций СРО в СС.
Усиление частно-государственного партнерства в СС, в том числе в форме реализации совместных проектов, создания государственно-частных предприятий и т.д.
Организационная трансформация системы подготовки и переподготовки кадров для строительной деятельности посредством формирования корпоративного университета на базе НГАСУ (Сибстрин), объединяющего научные, образовательные и бизнес структуры.
Формирование нового уровня стратегического мышления участников строительной деятельности, направленного на совместную эволюцию, изменение принципов своей деятельности.
X.
_Высокий уровень совместной деятельности, инвестиционной и инновационной
активности.
_ Ориентация на развитие, повышение конкурентоспособности, более полную реа-
Строительный лизацию своих ключевых компетенций; высокая производительность.
кластер . „ , ч
—► Прозрачные (предсказуемые) условия деятельности.
НСО
Сопряжённый темп развития, согласованные совместные действия и совместное видение проблем.
Доступность капитала, профессиональных кадров, технологических и других видов ресурсов.
Рис. 1. Концептуально-логическая модель кластеризации строительного сектора НСО
Посредством СРО возможно усилить объективный контроль за деятельностью строительных компаний, повысить их ответственность перед потребителем, установить барьеры для проникновения на рынок строительных услуг недобросовестных субъектов строительной деятельности.
Солидная, добросовестно исполняющая все свои функции СРО, может играть роль системного интегратора в СС. У строительных организаций появляется больше возможностей в рамках такой структуры совместно решать общие задачи, в том числе обучать персонал, обмениваться опытом, взаимодействовать с властями, аккумулировать средства для совместных проектов. Её членам проще получить достоверную актуализированную информацию обо всех законодательных и нормативных актах, нормативно-технических требованиях к выпускаемой продукции в сфере своей деятельности, о мерах государственной и местной поддержки бизнес-субъектов и т.д.
СРО, выступая от лица делового сообщества, является более надежным партнёром при реализации различных форм частно-государственного партнёрства в регионе.
В НСО зарегистрировано 4 саморегулируемые организации в области строительства, 3 - в области проектирования и 1 - в области инженерных изысканий.
Однако СРО практически не выполняют функцию объединения усилий участников строительной деятельности в регионе, стимулирования и координации их предпринимательской активности.
Для многих строительных организаций членство в СРО является всего лишь формальным исполнением законодательства. После получения допуска к работам их взаимодействие с СРО и другими её членами ограничивается всего лишь уплатой членских взносов и несением субсидиарной ответственности за счет средств компенсационного фонда. Нередки случаи, когда члены одной и той же СРО не имеют представления друг о друге.Поэтому одним из первоочередных направлений кластерной политики развития СС должно стать усиление интегрирующей и координирующей функции саморегулируемых организаций.
Повысить интеграцию и координацию субъектов строительного сектора НСО СРО могут за счет:
- организации коммуникационных площадок для строительных организаций, производителей строительных материалов, представителей власти, науки, образования и других участников строительного процесса с целью обмена информацией, знаниями, выработки общих решений, развития неформальных отношений;
- пропаганды (популяризации) среди участников строительной деятельности необходимости усиления своих конкурентных позиций за счет интеграции;
- участия в процедуре отбора проектов для включения в программы формирования и развития строительного кластера;
- участия в экспертизе заявок на получение гран-
тов на научно-исследовательские разработки в области строительства;
- привлечения строительных организаций к участию в совместных инвестиционных и инновационных проектах;
осуществления кураторства над инвестиционными и инновационными проектами, реализуемыми с участием членов СРО.Приоритетными проектами, реализуемыми в рамках кластерной политики, должны стать проекты по развитию промышленности строительных материалов на территории области, поскольку формирование строительного кластера без должного развития индустрии строительных материалов не представляется возможным.
Инвестиционные проекты должны быть направлены как на модернизацию уже существующих на территории НСО производств строительных материалов, так и на создание новых. А для этого, конечно же, необходимы значительные инвестиции как со стороны государства, так и стороны бизнес-структур (рис. 2).
Чтобы повысить заинтересованность строительных организаций в участии в совместных инвестиционных и инновационных проектах, представляется целесообразным предоставить возможность использования части средств компенсационного фонда СРО в инвестиционных целях.
Сегодня для сохранения и увеличения размера компенсационного фонда СРО средства этого фонда размещают на депозитах и в депозитных сертификатах в российских кредитных организациях. При этом средства фонда, в том числе дополнительно полученные в результате размещения в кредитных организациях, могут быть использованы только по целевому назначению, то есть на компенсацию ущерба, возникшего по вине члена СРО.
Если дать возможность СРО использовать дополнительные средства компенсационного фонда, полученные от размещения на депозитах, в приоритетных инвестиционных проектах, то появится существенный источник финансирования этих проектов. Ведь фонды крупных СРО могут составлять миллиарды рублей, а ставки по банковским депозитам сегодня доходят до 10 % годовых.
При таком подходе строительные компании - члены СРО - получают возможность увеличить размер собственных инвестиций за счет средств компенсационного фонда. Дополнительные средства, полученные от размещения компенсационного фонда в кредитных организациях, следует распределять между членами СРО пропорционально размерам их собственных инвестиций в приоритетные инвестиционные проекты.
Кредитные организации, в свою очередь, получая на длительный срок доступ к финансовым средствам компенсационных фондов, должны обеспечивать более низкую стоимость заемных средств для участников приоритетных инвестиционных проектов.
Роль НГАСУ (Сибстрин) в формировании строительного кластера показана на рис. 3.
Источники финансирования инвестиционных проектов в рамках кластерной политики развития СС НСО
Л1 I -
Собственные средства частных инвесторов, преимущественно крупных строительных организаций и производителей строительных материалов
Средства, полученные в результате размещения компенсационного фонда в кредитных организациях
Заемные средства частных инвесторов, в том числе полученные на льготных условиях на основе договора между кредитными организациями, СРО и органами власти
Средства государственных и местных органов власти
Рис. 2. Возможные источники финансирования приоритетных инвестиционных и инновационных проектов в рамках осуществления кластерной политики развития СС НСО
Основные задачи НГАСУ (Сибстрин) при формировании строительного кластера НСО
А У
Рекомендуемые мероприятия
1) Разработка и экспертиза учебных планов и программ с привлечением ведущих специалистов строительных организаций, организаций по производству строительных материалов и других организации ИСС.
2) Регулярная стажировка профессорско-преподавательского состава в строительных организациях и т.д.
3) Привлечение представителей организаций ИСС к проведению занятий со студентами, в том числе и дистанционно с помощью современных информационных технологий.
4) Выявление одаренных студентов с предоставлением им возможности совмещения учебы и работы в организациях ИСС, компенсации затрат на обучение.
1. Подготовка и переподготовка высокопрофессиональных кадров для всей цепочки создания
строительной продукции - от разработчиков технологий до специалистов предприятий, в соответствии с реальными потребностями развития инвестиционно-строительной деятельности.
2. Генерация и трансферт новых знаний и технологий в строительном производстве.
[ I I I ^
Рекомендуемые мероприятия
1) Проведение постоянного мониторинга по общемировым тенденциям технологического усовершенствования и результатам инноваций в строительстве.
2) Привлечение средств участников инвестиционно-строительной деятельности в систему образования и науки.
3) Развитие системы заказа со стороны организаций ИСС на исследования и разработки.
4) Формирование исследовательских команд с вовлечением в научно-исследовательский процесс студентов, аспирантов, преподавателей, ведущих специалистов организации ИСС.
5) Содействие в юридическом оформлении прав собственности на результаты научно-исследовательских работ.
Рис. 3. Роль НГАСУ (Сибстрин) в формировании строительного кластера
Именно на базе НГАСУ (Сибстрин) необходимо осуществлять эффективную консолидацию образования, науки и бизнеса в СС НСО, обеспечивающую непрерывное воспроизводство квалифицированных кадров, появление новых знаний и внедрение передовых технологий в области строительного производства.
Конечно же, формирование строительного кластера невозможно без повышения эффективности государственной и местной власти.
Необходимо активное содействие органов власти развитию инвестиционных и инновационных процес-
сов в СС. Они должны обеспечить надежную защиту законных прав и интересов участников инвестиционных и инновационных проектов, которые будут реали-зовываться в рамках кластерной политики, решить вопрос защиты интеллектуальной собственности, в том числе за счет совершенствования патентно-лицензионной работы.
Государственные и местные органы власти должны оказывать в первую очередь всестороннюю поддержку инвестиционно и инновационно активным организациям СС.
Библиографический список
1. Газимагомедов Р.К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход. М.: ИМЭМО РАН, 2005. 218 с.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: закон РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Консуль-тантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс].
3. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. 88 с.
4. Миролюбова Т.В. Теоретические и методологические аспекты государственного регулирования экономики в субъекте федерации: монография. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2008. 248 с.
5. Портер М. Конкуренция / под ред. Я.В. Заблоцкого [и др.]; пер. с англ. О.Л. Пелявского [и др.]. М.: Вильямс, 2005. 603 с.
6. Ферова И.С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона: монография. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2005. 106 с.
УДК 332.142.2
УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
© О.К. Слинкова1
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85.
Рассматриваются вопросы оценки социально-экономического развития регионов. На основе сравнительного анализа показателей качества жизни Центрального и Сибирского федеральных округов обозначена проблема усиления региональной дифференциации, ее последствия и необходимость специальных усилий со стороны государства для ее решения. Табл. 1. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие; регион; уровень жизни населения; качество жизни населения; территориальная дифференциация.
SOCIAL STANDARD AND QUALITY OF LIVING AS RESULTING INDICATORS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS O.K. Slinkova
Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, Russia, 308015.
The article deals with the assessment problems of socio-economic development of regions. Based on the comparative analysis of quality of life indices of the Central and Siberian federal districts the author introduces the problem of aggravating regional differentiation, its consequences and the need for special government efforts to solve it. 1 table. 4 sources.
Key words: socio-economic development; region; social standard of living; quality of life; territorial differentiation.
Под развитием в общем смысле понимают процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Рассматривая в качестве объекта развития регион, мы неизбежно приходим к пониманию того, что конечной целью такого развития является повышение благосостояния людей, проживающих на данной территории.
Революционные по своему характеру научно-технические достижения конца XX - начала XXI в. обеспечили положительные перемены в экономике и в жизни мирового сообщества - рост материального благосостояния людей, повышение их социальной защищенности. Однако плодами научно-технического прогресса разные страны пользуются не в равной мере. Более того, научно-технический прогресс в насто-
1Слинкова Ольга Константиновна, доктор экономических наук, декан факультета бизнеса и сервиса, тел.: 89643543656, e-mail: [email protected]
Slinkova Olga, Doctor of Economics, Dean of the Faculty of Business and Service, tel.: 89643543656, e-mail: [email protected]