Научная статья на тему 'Современные требования, предъявляемые к личности педагога'

Современные требования, предъявляемые к личности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6691
925
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Г. К.

В статье раскрываются и анализируются современные требования, предъявляемые к личности педагога: главные, дополнительные, составляющие индивидуальность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные требования, предъявляемые к личности педагога»

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

© Морозова Г.К.

Орский гуманитарно-технологический институт, г. Орск

В статье раскрываются и анализируются современные требования, предъявляемые к личности педагога: главные, дополнительные, составляющие индивидуальность педагога.

Ключевые слова профессиональный педагог, деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддержать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

«Как бы ни казались обширны требования, которые мы делаем воспитателю, но эти требования вполне соответствуют обширности и важности самого дела» (К.Д. Ушинский).

К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. «Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, которые не обязательны для педагога, но делают его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность... И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог [1].

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных

42

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.

Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со всеми обязанностями, единицы...

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись... Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность».

Другая точка зрения на разделение требований к педагогу определена в книге Т.А. Стефановской [Педагогика: наука и искусство. - М., 1998. - С. 92]. В ней отмечено, что «... условно требования к учителю можно подразделить на три группы: деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство. К ведущим деловым качествам относятся целеустремленность в работе, организованность, требовательность, конкретность и деловитость, последовательность и настойчивость в ней. Свойства личности - гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к делу. Педагогическое мастерство мы рассматриваем как высокий уровень педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях».

В книге Н.В. Кухарева «На пути к профессиональному совершенству» есть такое высказывание: «Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам». Поэтому педагогическое мастерство в данном случае правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств педагога, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития детей).

Перечень специфических (профессиональных) качеств педагога (учителя, воспитателя):

1. Педагогическая эрудиция - запас знаний, применяемый педагогом для решения педагогических задач.

2. Педагогическое целеполагание - это потребность педагога в планировании педагогической деятельности и готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации.

3. Педагогическое мышление - специальный компонент профессиональной компетентности педагога, который заключается в способности сравнивать и классифицировать ситуации, обнаруживать в них причинно-следственные связи. Педагогическое мышление включает в себя практическое, диагностическое мышление, аналитическое, дискурсивное (развернутое во времени).

4. Педагогическая интуиция - особенность, определяющая, почему именно так нужно поступать, делать, а не иначе. Педагогическая интуиция способствует одномоментному принятию педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого, осознанного анализа.

5. Педагогическая импровизация - это нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, которое включает этапы:

а) педагогическое озарение;

б) мгновенное осмысление и выбор пути реализации идеи;

в) публичное воплощение и реализация педагогической идеи;

г) осмысление и решение о продолжении импровизации или ее завершении.

6. Педагогическая наблюдательность, зоркость - понимание сущности педагогической ситуации по внешним незначительным признакам, деталям.

7. Педагогический оптимизм - умение (способность) находить в деятельности позитивное и положительное.

8. Педагогическая находчивость - умение перестроить трудную педагогическую ситуацию и передать ей положительный эмоциональный тон.

9. Педагогическое прогнозирование - умение предвидеть реакцию, поведение ребенка до начала или к завершению педагогической ситуации.

10. Педагогическая рефлексия - это способность осознанно анализировать самого себя.

Рефлексия - самостоятельное обращение педагога к самоанализу.

11. Педагогическое самосознание (как свойство) или комплекс представлений педагога о себе как о профессионале включает следующие составляющие:

а) осознание норм, правил и моделей своей профессиональной деятельности, когда складываются эталоны профессионального мировоззрения;

б) сознание этих качеств у других педагогов, сравнивание себя с другими;

в) учет оценки себя как профессионала со стороны других людей (смотреть на себя глазами других);

г) самооценивание своих отдельных сторон своей личности:

- понимание и осознание самого себя;

- эмоциональное отношение и оценивание;

44

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

- способность к действиям на основе самосознания, свидетельствующая о конструктивности и деятельности профессиональной самооценки;

д) положительное оценивание педагогом самого себя в целом, создание позитивной «Я-концепции».

Таким образом, профессионализм педагога - это многофакторный, индивидуализированный способ творческой самореализации в педагогической деятельности, обусловленный ценностями и нормами современной культуры и актуальным уровнем владения педагогической технологией.

Список литературы:

1. Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе: учебное пособие для студ. пед. вузов / Т.А. Стефановская. - М.: Совершенство, 2000. -С. 44-82.

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

© Резяпова Р.А.*

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак

В статье рассматриваются условия и принципы личностно-нравст-венного развития будущих педагогов, которые обусловлены организацией учебно-воспитательного процесса в вузе.

Ключевые слова нравственное развитие, будущий педагог, условия и принципы учебного процесса.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностно-

* Старший преподаватель кафедры Психолого-педагогического образования, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.