СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
© Морозова Г.К.
Орский гуманитарно-технологический институт, г. Орск
В статье раскрываются и анализируются современные требования, предъявляемые к личности педагога: главные, дополнительные, составляющие индивидуальность педагога.
Ключевые слова профессиональный педагог, деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство
Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддержать социальный, экономический и культурный прогресс.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
«Как бы ни казались обширны требования, которые мы делаем воспитателю, но эти требования вполне соответствуют обширности и важности самого дела» (К.Д. Ушинский).
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. «Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, которые не обязательны для педагога, но делают его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность... И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог [1].
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных
42
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со всеми обязанностями, единицы...
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись... Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность».
Другая точка зрения на разделение требований к педагогу определена в книге Т.А. Стефановской [Педагогика: наука и искусство. - М., 1998. - С. 92]. В ней отмечено, что «... условно требования к учителю можно подразделить на три группы: деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство. К ведущим деловым качествам относятся целеустремленность в работе, организованность, требовательность, конкретность и деловитость, последовательность и настойчивость в ней. Свойства личности - гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к делу. Педагогическое мастерство мы рассматриваем как высокий уровень педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях».
В книге Н.В. Кухарева «На пути к профессиональному совершенству» есть такое высказывание: «Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам». Поэтому педагогическое мастерство в данном случае правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств педагога, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития детей).
Перечень специфических (профессиональных) качеств педагога (учителя, воспитателя):
1. Педагогическая эрудиция - запас знаний, применяемый педагогом для решения педагогических задач.
2. Педагогическое целеполагание - это потребность педагога в планировании педагогической деятельности и готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации.
3. Педагогическое мышление - специальный компонент профессиональной компетентности педагога, который заключается в способности сравнивать и классифицировать ситуации, обнаруживать в них причинно-следственные связи. Педагогическое мышление включает в себя практическое, диагностическое мышление, аналитическое, дискурсивное (развернутое во времени).
4. Педагогическая интуиция - особенность, определяющая, почему именно так нужно поступать, делать, а не иначе. Педагогическая интуиция способствует одномоментному принятию педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого, осознанного анализа.
5. Педагогическая импровизация - это нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, которое включает этапы:
а) педагогическое озарение;
б) мгновенное осмысление и выбор пути реализации идеи;
в) публичное воплощение и реализация педагогической идеи;
г) осмысление и решение о продолжении импровизации или ее завершении.
6. Педагогическая наблюдательность, зоркость - понимание сущности педагогической ситуации по внешним незначительным признакам, деталям.
7. Педагогический оптимизм - умение (способность) находить в деятельности позитивное и положительное.
8. Педагогическая находчивость - умение перестроить трудную педагогическую ситуацию и передать ей положительный эмоциональный тон.
9. Педагогическое прогнозирование - умение предвидеть реакцию, поведение ребенка до начала или к завершению педагогической ситуации.
10. Педагогическая рефлексия - это способность осознанно анализировать самого себя.
Рефлексия - самостоятельное обращение педагога к самоанализу.
11. Педагогическое самосознание (как свойство) или комплекс представлений педагога о себе как о профессионале включает следующие составляющие:
а) осознание норм, правил и моделей своей профессиональной деятельности, когда складываются эталоны профессионального мировоззрения;
б) сознание этих качеств у других педагогов, сравнивание себя с другими;
в) учет оценки себя как профессионала со стороны других людей (смотреть на себя глазами других);
г) самооценивание своих отдельных сторон своей личности:
- понимание и осознание самого себя;
- эмоциональное отношение и оценивание;
44
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
- способность к действиям на основе самосознания, свидетельствующая о конструктивности и деятельности профессиональной самооценки;
д) положительное оценивание педагогом самого себя в целом, создание позитивной «Я-концепции».
Таким образом, профессионализм педагога - это многофакторный, индивидуализированный способ творческой самореализации в педагогической деятельности, обусловленный ценностями и нормами современной культуры и актуальным уровнем владения педагогической технологией.
Список литературы:
1. Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе: учебное пособие для студ. пед. вузов / Т.А. Стефановская. - М.: Совершенство, 2000. -С. 44-82.
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
© Резяпова Р.А.*
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
г. Стерлитамак
В статье рассматриваются условия и принципы личностно-нравст-венного развития будущих педагогов, которые обусловлены организацией учебно-воспитательного процесса в вузе.
Ключевые слова нравственное развитие, будущий педагог, условия и принципы учебного процесса.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностно-
* Старший преподаватель кафедры Психолого-педагогического образования, кандидат психологических наук.