Педагогика
УДК 37.041
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных заведений Койкова Эльзара Имдатовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье анализируется влияние педагогической интуиции и рефлексии на профессиональную деятельность педагога. Профессиональная деятельность педагога может быть оптимальна при наличии условий активизации быстрого и медленного мышлений, использования методов эвристики, руководство содержанием, а не легкостью поиска решения.
Ключевые слова: интуиция, интуитивное мышление, медленное решение, педагогическая рефлексия, профессиональное саморазвитие.
Annotation. The article analyzes the influence of pedagogical intuition and reflection on the professional activity of the teacher. The conditions for successful professional activity are the work of fast and slow thinking, heuristic methods and guidance of content, but not by the simplicity of looking for the solution.
Keywords: intuition, intuitive thinking, slow decision, pedagogical reflection, professional self-development.
Введение. Организации успешной педагогической деятельности во многом зависит от учителей, которые погружаются в профессию самозабвенно, опираются на творческое решение проблем, основывая свое восприятие и ощущение на интуитивную форму познания. Педагогическая интуиция характеризуется быстротой и моментальностью принятия решений, та непосредственность и внезапность, которая помогает решать задачи, основывается на разнородный опыт и ассоциативный характер мышления (С.А. Гильманов) [1].
Изложение основного материала статьи. Различные виды интуиции присутствует в разных сферах жизнедеятельности, однако аналитическая интуиция позволяет не выходить за рамки логического знания и избавляет от логических ошибок.
В сфере профессиональной деятельности педагогическая интуиция позволяет осознать структуру жизненного пространства личности обучающегося, тем самым учитывать потребности, настроения, характеры и выстроить социально-психологические отношения. Успешное обучение зависит от креативности педагога и возможности проникать во внутренний мир воспитанников, принимать ответственные решения и реагировать мгновенно, иметь педагогическую прозорливость.
Таким образом педагогическую интуицию можно отметить как условие профессионального творчества и компонент профессионального саморазвития личности.
Еще одним фактором, влияющим и стимулирующим профессиональное саморазвитие личности, является рефлексия, которая способствует пересмотру профессионально-личностного опыта в профессиональной деятельности и осознание особенностей содержания педагогической деятельности. Анализируя и осознавая изменения, которые характерны для современного образования и происходят в образовательном процессе, необходимо, с помощью рефлексивных механизмов, саморегулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий [4].
Таким образом, рефлексивная компетентность позволит совершенствовать профессиональное качество личности, а наличие рефлексивных способностей обеспечат процесс саморазвития и эффективность творческого поиска в педагогической деятельности. Для достижения результативности взаимодействия с обучающимися педагогу необходимо постоянно развивать навыки и умения видеть новое, развивать свое мастерство [5].
Профессионально-значимые качества личности педагога включают в себя рефлексивные свойства, как обязательное и необходимое требование, предъявляемое к педагогической профессии, все виды деятельности, которые основываются на сотрудничестве, межличностном взаимодействии и выстраивание межличностных отношений предполагают разнородность и частотность рефлексивных действий [3].
Управляя деятельностью своих подопечных, с помощью механизмов рефлексии учитель регулирует этот процесс, выдвигая предположения, уточнения, сомнения и проявляя готовность к поиску установленных причин явлений, которые сопровождают этот процесс. Аналитическая позиция позволяет педагогу совершенствовать педагогическое общение и профессиональную деятельность и это возможно только при развитом самосознании учителя.
Интеллектуальная рефлексия способствует развитию мышления и проявляется на уровне интеллектуального контроля. Активизация собственных интеллектуальных качеств возможно при создании ощущения конкуренции, проблемной ситуации, или условия общения, в которых доступен личный опыт педагога для контактирующего и наоборот, открытость опыта другого для себя.
Высокий уровень рефлексивного мышления - это результат высокой мыслительной деятельности, основанной на: критичности к себе, соотнесение своих возможностей с современными жизненными требованиями; постановкой реальных целей; анализ своих мыслей и результатов своей деятельности, а также своевременное отступление от нереальных гипотез.
Таким образом, педагогическая рефлексия и педагогическая интуиция, являются движущей силой саморазвития педагога, однако не все практикующие учителя готовы проявлять усилия и напряженность. Когнитивная легкость обуславливается повторяемостью ситуаций, подготовленностью ответов на большую часть вопросов, четкое представление о возникшей проблеме и решение кажется простым и легким. Анализируя деятельность и ощущая напряженность, педагог может сделать меньше ошибок, но меньше обычного будет использовать интуицию и творческие способности.
Для того чтобы избегать несоответствие в процессе установок контакта с воспитанниками, не совершать системных ошибок, тем самым искажая профессиональную деятельность необходимо понимать и видеть ошибки суждений и выбора, сначала у других, а со временем приучив и себя к рефлексивному анализу.
В педагогической деятельности очень важен опыт саморазвития и творческое отношение к собственному делу. Для того, чтоб не происходило застревания, необходимы движущие силы, которые будут сопоставлять, осмысливать личностные свойства, опыт педагога с какими-либо событиями или обстоятельствами, которые будут сопровождаться переживаниями, эмоциональными преодолениями, что будет способствовать самоутверждению, выявлению и демонстрации собственных возможностей и способностей. Противоречивые столкновения, помогут выработать самостоятельную стратегию поведения и научится нестандартно действовать в особых социальных ситуациях.
Педагогическая рефлексия помогает учителю быть динамичным, демонстрировать личную включенность, высокую критичность, осмысливать собственную деятельность, с целью ее дальнейшего целенаправленного совершенствования.
Также, как было отмечено выше, огромную роль в профессиональной деятельности педагога, занимает педагогическая интуиция. Руководствуясь ею, педагогу часто удается найти быстрое и правильное решение, и даже обозначить «истину». Интуиция, это интеллектуальное явление, которое заключается в неожиданном понимании и принятии решения, на бессознательном уровне. В основном интуиция, может возникнуть в новой ситуации и когда решение проблемы преследует конкретную задачу.
Характеризуя педагогическая интуицию, необходимо отметить, что, руководствуясь этим профессиональным качеством педагог способен принять быстрое педагогическое решение, основанное на неразвернутом осознанном анализе, обобщить результат и даже предвидеть дальнейшее развитие ситуации.
С одной стороны, использование профессиональной деятельности педагогической интуиции обосновывается компенсированием недостатка знаний и опыта, а также неполноты информации, а с другой стороны наличие педагогической интуиции обусловливает способность учителя к педагогической импровизации и творческому решению педагогических задач [6].
Как эвристический процесс, определяют интуицию В.В. Давыдов и Б.Г. Мещеряков. С.А. Гильманов полагает, что «интуиция как профессиональное качество базируется на особой образно-эмоциональной модели профессиональной действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с педагогическим опытом и творчеством педагога» [1].
Если говорить о педагогической интуиции, можно отметить, что она не всегда верна, так как педагог, используя свой опыт и знания, заранее верит в правильность использования своих приемов и методов. Однако, это как раз и говорит о шаблонности мышления и опоры на психологию восприятия.
Опираясь на положение о том, что учитель мыслит рационально, а значит здраво, можно считать, что отклонение от рациональности, которое объясняется эмоциями, это мышление ошибки, но не нарушение процесса мышления.
Следует отметить, что поведение учителя в профессиональной деятельности не всегда логично и разумно, так как сталкиваясь с условиями неопределенности педагог может принять всегда разное решение. Однако, интуитивное мышление дает возможность анализировать и узнавать следствие того или иного поведения в педагогической деятельности.
Несмотря на то, что эмоциям отводится гораздо больше места в принятии интуитивного решения, можно считать, что если педагог демонстрирует сформированные профессиональные знания высокого уровня, в этом случае интуиция распознает ситуацию, и то решение которое может принять учитель, руководствуясь интуицией будет верно.
Риск и педагогическая ошибка может возникнуть, когда в сложной ситуации не возникает квалифицированного решения актуальной проблемы или ответа на возникший вопрос, таким образом, педагог, может не замечая главной проблемы обойтись ответами на поверх-лежащие вопросы, а решение главной проблемы, вероятнее всего будет не верным, тем самым подмена будет не замечена.
Таким образом, спонтанное решение не всегда уместны, несмотря на то, что интуиция может руководствоваться или опытом, или эмоциями, однако более сложные проблемы, которые могут возникнуть и не найти обоснованного пути решения, потребует больших мыслительных усилий, то есть «медленное решение».
В разных ситуациях в педагогической деятельности учитель выстраивает свое поведение в соответствии с профессиональной этикой и требованиями профессионального этикета, однако, если учесть то, что профессиональная деформация возникает уже во время обучения и освоения профессии, когда у будущего педагога разрушаются обычные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира, таким образом профессиональное поведение не редко, может характеризоваться как неконтролируемое, происходит навязывание своего образа «Я» воспитанникам.
Данное обстоятельство характеризуется малой вариативностью, отсутствием индивидуального подхода, недопустимости творческого видения ситуации. Такой педагог, не всегда осознает, что на том или ином этапе общения или установления контакта необходимо научится распознавать инаковость, не доверять своему первому впечатлению и подключать когнитивный компонент.
Для активной умственной деятельности всегда необходим самоконтроль, для того чтобы выстраивать связки в собственном ходе мыслей. А для того чтобы цепочка размышлений была связана необходима дисциплина. Однако, можно утверждать, что не вся мыслительная деятельность задействует силу воли, часто можно увлечься самим процессом мыслительных операций [2].
Педагогическая профессия характеризуется активной умственной деятельностью, беспрерывной рефлексией, анализа как собственного труда, так и результатов деятельности своих воспитанников. Однако это и затрудняет взаимоотношения педагога с окружающими. Профессиональное стремление упрощать сложные понятия для обучающихся, оборачивается привычкой упрощенно подходить к решению своих личных проблем, как следствие это эгоистичный выбор, поверхностное суждение при общении, отсутствие гибкости в мышлении. Итак, самоконтроль и когнитивные усилия - это формы умственного труда. Для выбора решения на основе интуитивного мышления необходимо руководствоваться «медленным решением», характеризующимся целенаправленностью, трудоемкостью, системностью или упорядоченностью.
При изучении связи между мышлением и самоконтролем применяются самые различные методы -интеллект, контроль, рациональность [2].
Анализируя форму интуитивного поиска, необходимо отметить, что одной из задач является принятие всех возможных ответов, не отрицание, а допустимость и принятие множества. Для большей определенности можно опираться на ответ первый пришедший в голову, так как стереотипность мышления опасна искажениями в предвидении и предугадывании решения проблемы, а склонность полагаться на эвристику доступности ошибочна.
Однако необходимо осознавать, что в профессиональной деятельности, научившись руководствоваться медленным мышлением, нет необходимости прибегать к нему снова и снова, в поисках решения одной и той же проблемы, так как ответ будет один и тот же. Обучая своих подопечных умению пользоваться медленным мышлением необходимо уметь изменять подачу вопроса, если действительно целью является задействовать медленное мышление и научить трудоемкому мыслительному процессу. Для мобилизации медленного мышления необходимо все время бороться с навязчивым ассоциативным эффектом. Человеческий разум развивается в ситуации успеха. Ситуация успеха, созданная педагогом, создает благоприятные условия, для веры обучающихся в собственные суждения, повышение самооценки, а также укрепление самоуверенности, благодаря восхищению сверстников и окружающих.
«Медленное мышление» помогает контролировать собственные чувства и ненужные порывы, улучшает трудоспособность, заставляя сравнивать, обосновывать и выбирать в некоторых ситуациях [2].
«Быстрое мышление» присутствует в большой части наших действий. Одним из лучших эффектов работы быстрого мышления, является автоматизм в поиске объяснений происходящих событий. Также успешность педагогической деятельности опирается на способность обрабатывать огромный объём информации быстро и эффективно [2].
Задача педагога состоит в том, чтоб взаимодействуя с обучающимися, развивать умение включать «медленное мышление», попытаться самостоятельно решить возникшую проблему, и вовремя отказываться от необоснованных ответов, ослабить ложную интуицию.
Именно, эвристическое погружение позволяет задействовать мыслительные процессы, подвести к самостоятельному решению проблемных задач и заданий.
Включение эвристических методов в обучение задействует творческий потенциал воспитанников, формирует познавательные умения, повышают инициативность и возможность самореализации.
Эвристические методы применимы не только в обучение, но и в саморазвитии педагога и совершенствовании профессиональной деятельности. Эвристический анализ и прогнозирование способствуют построению индивидуального образовательного маршрута педагога, выявление новых направлений саморазвития и использования их возможностей.
Для эффективного профессионального саморазвития возможно использовать некоторые методы эвристического погружения. «Идейные карточки», это самый простой способ для фиксации собственных идей или мыслей. Предлагается из фрагмента любимой книги, выделить слово, которое укажет на идею, действие, и сверху вниз, ступенчато записывать мысли-следствия, или идеи, которые могут породить креативный продукт.
«Ассоциативные ряды успешности», могут направить педагога с опытом работы в поисковую деятельность для успешной самореализации. Предлагается составить ассоциативный ряд к фразам, словам, основным условием является позитивный настрой. Также можно составить письмо используя такие слова как «удача», «успех, «оправданность», «удовольствие», «совершенство», «идеал», целесообразность» и т.д.
Выводы. Развитие индивидуальности педагога и творческого потенциала, от которых и зависит успешная педагогическая деятельность, основывается на органическом сплаве умений реализовывать креативный подход, готовность к новаторским решениям, расширение сферы познания, обогащение различных позиций через активное общение, способности к возвышению над конкретной деятельностью и недопущения функционального поведения, созидательном самовыражении и самоорганизации. Таким образом, необходимой предпосылкой профессионального саморазвития педагога является рефлексия, самоопределение и наличие педагогической интуиции.
Литература:
1. Гильманов, С.А. Интуиция в профессиональной деятельности педагога: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01 / С.А. Гильманов; Краснояр. гос. пед. ин-т. - Красноярск, 1990. - 26 с.
2. Канеман, Д. Думай медленно... Решай быстро / Дэниел Канеман. - АСТ, Neoclassic, 2017. - 656 с.
3. Карнелович, М.М. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования: пособие / М.М. Карнелович. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 67 с.
4. Кулюткин, Ю.Н., Муштавинская, И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПб ГУПМ, 2003. - 48 с.
5. Растянников, А.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А.В. Растянников, С.Ю. Степанов, Д.В. Ушаков. - М.: Per Se, 2002. - 319 с.
6. Щербакова, Т.Н. Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога [Текст] / Т.Н. Щербакова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 273-275.
Педагогика
УДК 371.13:373.2
кандидат педагогических наук, доцент Колосова Наталия Николаевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. В статье представлен анализ категории «профессиональная адаптация», дано определение понятия «профессиональная адаптация будущих воспитателей детей дошкольного возраста». Автором рассмотрены отдельные аспекты профессиональной адаптации будущих воспитателей в процессе педагогической практики, описаны условия и требования к ее организации.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, педагогическая практика, будущие воспитатели детей дошкольного возраста.
Annotation. The article presents the analysis of the category "professional adaptation", the definition of the notion "professional adaptation of future preschool teachers". The author considers certain aspects of professional adaptation of future preschool teachers in the process of pedagogical practice, describes the conditions and requirements to its organization.
Keywords: professional adaptation, pedagogical practice, future preschool teachers.
Введение. На современном этапе реформирования системы российского образования приоритетной задачей является повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе специалистов для дошкольного образования, от уровня профессионализма и компетентности которых зависит успешность обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Однако на эффективность профессиональной педагогической деятельности, особенно на первом ее этапе, оказывает влияние множество факторов, одним из которых является способность адаптироваться к условиям многообразия образовательных систем и подходов в максимально короткие сроки. В связи с этим все больше внимания современные ученые уделяют процессу профессиональной адаптации и формированию адаптированности личности, которые становятся основополагающими в педагогической деятельности.
Анализ научной и методической литературы по проблемам профессионального развития и профессиональной адаптации показал, что различные аспекты исследуемой проблемы нашли свое отражение в следующих направлениях: методологические основы адаптации личности и профессиональной адаптации (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, А.А. Реан, В.И. Слободчиков); структура и специфика профессиональной адаптации (Н.А. Бернштейн, М.П. Будякина, Л.А. Кандыбович, А.К. Маркова, А.Г. Мороз, А.В. Мудрик); психологические условия, определяющие скорость и уровень адаптации молодых специалистов (С.Г. Вершловский, Л.К. Зубцова, О.В. Назарова, С.М. Петров, М.Л. Субочева и др.). Учеными доказано, что успешность адаптации во многом зависит от особенностей той среды, с которой взаимодействует субъект. С этой точки зрения изучение возможностей педагогической практики как средства профессиональной адаптации будущих воспитателей представляется актуальным и своевременным.
Формулировка цели статьи: обосновать роль педагогической практики в профессиональной адаптации будущих воспитателей детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Известно, что профессиональная адаптация является одним из наиболее важных этапов профессионального становления личности, этапом, от которого во многом зависит эффективность всей последующей профессиональной деятельности человека.
В современных отечественных и зарубежных исследованиях общее понятие «адаптация» рассматривается как приспособление организма, индивидуума, коллектива к условиям внешней среды или к своим внутренним изменениям, приводящее к повышению эффективности их существования и функционирования.
Что касается категории «профессиональная адаптация», несмотря на широкое распространение в психолого-педагогической литературе, на сегодняшний день единого подхода к ее трактовке не выработано.
По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональная адаптация - это «приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности» [4, с. 126]. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.
Согласно В.А. Сластенину и В.П. Каширину, профессиональная адаптация предполагает процесс «вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности» [6, с. 265]. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.
М.А. Дмитриева акцентирует внимание на том, что профессиональная адаптация - это становление и сохранение динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда». При этом под профессиональной средой автор понимает объект и предмет труда, его средства, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду [2].
Рассматривая профессиональную адаптацию, С.А. Дружилова выделяет в ней три взаимосвязанные аспекта: а) адаптацию как процесс приспособления специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды...; б) результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека; в) источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала [3]. От соответствия этих трех компонентов зависит характер поведения специалиста, степень эффективности его взаимодействия в системе «человек - профессиональная среда», психологические состояния человека в труде и др.