Научная статья на тему 'Современные тенденции в реализации корпоративной социальной ответственности в России'

Современные тенденции в реализации корпоративной социальной ответственности в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
661
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КСО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в реализации корпоративной социальной ответственности в России»

П.С. Щербаченко

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В РОССИИ

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, интегрированная отчетность, управление КСО.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) в России имеет относительно непродолжительную историю, но уже набирает все больше сторонников и постепенно становится нормой. Требования со стороны стейкхолдеров (государства, потребителей, сотрудников и т.д.) становятся более четкими и наиболее понятны корпорациям. Таким образом, корпоративная социальная ответственность становится более целенаправленной и полезной не только обществу, но и государству. Современное развитие корпоративной социальной ответственности включает ряд тенденций в реализации КСО в России.

Первая тенденция в реализации КСО в России - масштабное распространение благотворительной деятельности, как социально ответственной политики корпорации. Многие компании, занимаясь благотворительностью, считают, что занимаются КСО, но это далеко не так. Благотворительная деятельность - это лишь маленькая часть, входящая в КСО, но не основная. Благотворительность является одним из инструментов реализации социальных программ корпорации. Занятие благотворительностью - это единовременная, разовая помощь нуждающимся, не имеющая стратегического значения. Применение благотворительной деятельности, как социально-ответственной деятельности корпорации - вариант для тех, кто находится на начальной стадии развития корпоративной социальной ответственности и ее внедрения в деятельность корпораций.

С другой стороны, есть другой подход к корпоративной социальной ответственности. Этот подход применяется для корпораций, находящихся на более высокой ступени развития КСО в корпорации, и желающих сделать свои социальные проекты выгодными для себя и полезными для общества. Подход основан на социальных инвестициях и предполагает длительную финансовую помощь нуждающимся с целью снижения социального напряжения, основанную на долгосрочной стратегии компании.

Таким образом, корпоративная социальная ответственность в России постепенно становиться нормой. Требования со стороны общества и власти к корпорациям направлены на обеспечение большего внимания к вопросам экологии, качества продукта, социальной защиты сотрудников и участия в решении социальных проблем. Корпоративная социальная ответственность является конкурентным преимуществом для победы в международной конкуренции для компаний, выходящих на IPO.

Второй тенденцией в реализации КСО в России является отсутствие единого определения понятия КСО. Корпоративная социальная ответственность — самое широкое и наиболее универсальное понятие, описывающее социально ответственное поведение компаний. Каждый исследователь, каждая корпорация, каждая группа лиц трактуют корпоративную социальную ответственность по своему, исходя из понимания этого явления, степени развития и средств, выделяемых на КСО.

© Щербаченко П.С., 2013

Таблица 1

Оригинальные определения КСО, используемые ведущими российскими компаниями

Компания Определение КСО

ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Корпоративная социальная ответственность СУЭК - это осознанное принятие Компанией обязательств перед заинтересованными сторонами (акционерами, партнерами, сотрудниками, местными сообществами, государственными институтами) по безусловному исполнению действующего законодательства, а также по добровольному и целенаправленному инвестированию в решение социальных задач, соответствующих долгосрочной стратегии и социальной политике Компании

ОАО «Татнефть» КСО - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества, осуществляемый посредством социальных инвестиций, направленных на профессиональное развитие и социальную защиту персонала, поддержку здравоохранения, спорта, культуры, образования, охрану окружающей среды. Деятельность в этой области носит системный характер и согласуется с интересами всех заинтересованных сторон

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономиче ской деятельности (Внешэкономбанк)» КСО - это добровольный вклад организации в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью организации

ОАО «СИБУР Холдинг» КСО - это необходимая составляющая построения успешного и устойчивого бизнеса. Социальная ответственность СИБУРа как работодателя основана на формировании благоприятных условий труда и жизни работников. Компания создает рабочие места, обеспечивает конкурентный уровень оплаты труда, социальные гарантии

ОАО «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» (ОАО «ЛОЭСК») КСО - это ответственность перед всеми заинтересованными сторонами, признание рациональности их ожиданий. ОАО «ЛОЭСК» стремится в полной мере соответствовать наиболее значимым из них

По итогам анализа различных определений понятий «корпоративная социальная ответственность» (таблица 1), был сделан вывод, что единого понимания КСО не существует. Корпоративная социальная ответственность, по мнению автора, представляет собой концепцию, согласно которой корпорация берет на себя обязательства по решению проблем, относящихся не только к внешней, но и внутренней среде организации, включая социальную, экономическую и экологические сферы. Для дальнейшего изучения данного явления автором было сформулировано определение корпоративной социальной ответственности как объекта управления. Корпоративная социальная ответственность представляет собой систему обязательств, добровольно принимаемых на себя корпорацией и реализуемых в интересах общества и его участников.

Третья тенденция в реализации КСО в России - это появление новой должности (вакансии) менеджера по КСО. Менеджер по КСО - экзотическая позиция для российских корпораций. Корпорации стремятся не только реализовывать свою корпоративную социальную ответственность, но и создают структуры, которым поручают заниматься ею отдельным специалистам (менеджерам по КСО). «Готовых» профессионалов в данной

области на российском рынке нет, таким образом, пока это направление доверяют специалистам из других областей. Однако, с каждым годом растет количество образовательных учреждений, вводящих в учебные планы дисциплину - корпоративную социальную ответственность, но пока большинство сотрудников, занятых благотворительностью и филантропией, являются специалистами из других областей - управления персоналом, связей с общественностью или маркетинга. Эксперты считают, что идеальный претендент на данную позицию должен быть дальновидным и уметь стратегически мыслить, правильно выстраивать приоритеты и формулировать планы, свободно коммуницировать с разными категориями сотрудников и целевыми группами, мотивировать персонал для участия в проводимой компанией социальной деятельности [2].

Четвертая тенденция в реализации КСО в России - активное включение корпораций в движение за интегрированную отчетность. Интегрированная отчетность сводит воедино все существенные данные о стратегии организации, корпоративном управлении, показателях ее деятельности и перспективах таким образом, чтобы они отражали ее экономическое, социальное и экологическое окружение. Она дает ясное и четкое представление о том, каким образом организация показывает разумное руководство, а также как она создает и поддерживает свою ценность [3].

Пятой тенденцией КСО в России является активное включение в деятельность структур по управлению КСО. Управление КСО в корпорациях осуществляется на стратегическом и тактическом уровнях. Распределение функции по управлению корпоративной социальнои ответственности представлено в таблице 2.

Таблица 2

Исследование системы управления КСО в российских компаниях

Уровень управления Координирующии орган / структура Функции

Высшим (стратегическим) Общее собрание акционеров Утверждает стратегию развития компании

Совет директоров или правление Определяет стратегию развития компании и во многих компаниях - социальную политику (качество трудовых отношении)

Генеральныи директор или президент Отвечает за реализацию общеи стратегии компании

Тактическии Один из департаментов (НК.,РЯДК^Я и т.д.). Или рабочая группа (комитет) по КСО, Департамент / отдел по КСО Координирует деятельность, связанную с представлением / формированием позиции компании в области КСО Департамент или отдел по КСО, в основном, создается в международных компаниях. Департамент может отвечать не только за общее управление и отчетность по КСО, но и руководить благотворительными программами, системои отношении с территориями присутствия

Рабочая группа по отчетности Координирует сбор информации для нефинансовых отчетов, руководит процессом составления отчетов

Другое

Департамент по отношениям с инвесторами Департамент по корпоративной социальной ответственности Д епа рта мент ма ркетпнга

Специально созданные межфункцпональные группы Департамент по социальному ра шнтню

Департамент по экологии и охране окружающей среды

Департамент по свяшм общественностью Все подразделения организации в рамках

реалншцпп своих функций Департамент по управлению персоналом

О 10 20 30 40 50 60 70 Доля ответивших, %

Рис. Подразделения корпораций, непосредственно отвечающие за реализацию стратегии в области КСО [1]. (Примечание: сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбирать все подходящие варианты ответов.)

Разнообразие в выборе подразделений, непосредственно отвечающих за реализацию стратегий в области КСО, так же подтверждено исследованием Ассоциации менеджеров России [2].

Из рисунка видно, что в большинстве корпораций за КСО отвечает департамент по управлению персоналом (в 59% опрошенных компании) или департамент по связям с общественностью (в 36% компании). Необходимо заметить, что департамент по корпоративной социальной ответственности существует лишь в 5% опрошенных компаний. Данное исследование свидетельствует об отсутствии унифицированного органа управления и координации КСО в российских корпорациях, что затрудняет процесс изучения, анализа и управления КСО.

Шестая тенденция в области КСО в России - появление самостоятельной дисциплины: корпоративная социальная ответственность. После принятия Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения для бакалавров по направлению «Менеджмент» дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» становится обязательной для изучения. Это позволяет формировать и развивать в будущих менеджерах соответствующие компетенции, знания об управлении корпоративной социальной деятельностью, распространять лучшие мировые и отечественные практики.

Выделяемые тенденции свидетельствуют об активной и динамично развивающейся корпоративной социальной ответственности в Российской Федерации. Развитие курсов в вузах свидетельствует о постепенном создании нового класса специалистов (ме-

неджеров) в области КСО, что способствует дальнейшему развитию концепции корпоративной социальной ответственности, а так же формированию системы управления КСО в России.

Библиографический список

1. Благов Ю.Е., Иванова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях / Ю.Е. Благов, Е.А. Иванова // Российский журнал менеджмента 7(1), 2009., стр. 18.

2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год. Роль бизнеса в общественном развитии. / Под общей ред. С.Е. Литовченко - М.: Ассоциация Менеджеров, 2004, стр. 22.

3. Менеджер по КСО: какой он? // [Электронный ресурс]: Информационно - аналитический портал http://www.csrjournal.com/ URL:http://www.csrjoumal.com/ akcent/3680-menedzher-po-kso-kakoy-on.html (дата обращения: 14.10.2012).

4. INTEGRATED REPORTING <IR> // На один шаг ближе к интегрированной отчетности (Новый подход в 21 веке) [Электронный ресурс]: URL: http://www.theiirc.org/ (дата обращения: 02.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.