пластиковая карта, сочетающая в себе документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, платежную банковскую карту [1].
В результате выявления и анализа проблем, возникающих при взаимодействии населения с виртуальными организациями в сфере государственного управления, можно сделать вывод о необходимости обеспечения всех условий для удобного использования населением различных сайтов и порталов, так как они являются весьма важными «каналами связи».
На основании проведенного исследования автором сделан вывод о необходимости разработки четкого плана репутационных мероприятий и постоянного мониторинга изменения репутационных характеристик в процессе реализации данного плана.
Литература
1. XXI заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.
2. Куссуль О.М., Новиков А.Н., Швец С.С. Исследование эффективности применения моделей доверия на основе репутации в Опё-системах. - М., 2010.
3. Новиченкова Л. Деловая репутация: от системы к результату // Управление компанией. - 2007. - №2.
4. Розанова Н.Н. Механизм оценки репутации региональной власти. - М., 2011.
5. Теория менеджмента: Учебник для вузов / под ред. А.М. Лялина. - СПб.: Питер, 2009.
6. Фостер Я. Анатомия ГРИД. - М., 2000.
П. С. Щербаченко
РОЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация. Совет директоров является важным элементом системы управления корпоративной социальной ответственностью. Встраивание системы управления корпоративной социальной ответственностью в систему корпоративного управления становится важной задачей при возрастающим интересе к КСО со стороны корпораций. Роль Совета директоров в реализации концепции КСО способствует развитию системы управления процесса корпоративной социальной ответственности. Реализация концепции КСО, комитета по КСО при совете директоров является обязательным компонентом для построения эффективной системы управления КСО в корпорации.
Ключевые слова. Совет директоров, корпоративная социальная ответственность, управление КСО, предпосылки развития корпоративной социальной ответственности.
Дискуссия о корпоративной социальной ответственности (КСО), активно ведущаяся в мировой управленческой литературе на протяжении последних десятилетий, приобретает особую актуальность и в нашей стране. Большой интерес к проблематике корпоративной социальной ответственности объясняется рядом обстоятельств, в частности: недостаточностью финансированию со стороны государства проведения полноценной социальной политики, вступлением отношений государства и бизнес-сообщества в новую фазу развития - партнерства и
© Щербаченко П.С., 2013
сотрудничества, а также влиянием нарастающего процесса глобализации. Все это подводит российские компании к пониманию необходимости соблюдения международных стандартов корпоративного поведения и этических норм ведения современного бизнеса.
По мнению различных исследователей, рост интереса к вопросам КСО обусловлен разнообразными факторами, в том числе: изменениями в ожиданиях и поведении потребителей; повышением требований в области отчетности в результате введения более строгих требований к надзору за деятельностью бизнеса; активизацией роли инвесторов; публикацией индексов корпоративной ответственности и их популярностью, например, индекса Business in the Community (BITC, индекс корпоративной ответственности в области взаимодействия с местными сообществами); деятельностью конкурентов (рыночные условия требуют от компаний как минимум сохранять конкурентоспособность); изменением ожиданий сотрудников (86% трудоспособного населения Великобритании отмечают важность того, чтобы работодатель был ответственным по отношению к обществу и окружающей среде); расширением свободного доступа к информации, ростом ожиданий в области прозрачности бизнеса [5].
Повышение интереса к корпоративной социальной ответственности не происходит изолированно от Российской Федерации. Основные предпосылки развития корпоративной социальной ответственности в России следующие.
Всевозрастающий процесс глобализации и открытость корпораций. Корпорации добиваются роста путем глобализации, они сталкиваются с новыми проблемами, ограничивающими их рост и потенциальные прибыли. Глобальная конкуренция оказывает давление на корпорации. Сегодня ответственное поведение корпораций, является лучшим способом для победы в международной конкуренции. Таким образом, ответственное поведение играет роль «катализатора развития» той или иной организации. В борьбе за различные ресурсы (административные, природные, человеческие и прочие) или для урегулирования конкурентных взаимоотношений организации должны использовать различные типы социальных программ. Таким образом, сегодня ответственная практика для компаний не только важна, но и необходима.
С глобализацией возрастают требования к открытости компаний. Если у компании отсутствует собственный сайт, где ее деятельность представлена доходчиво, убедительно и интересно, то она вызывает подозрение. К большей открытости призывают международные стандарты и различные кодексы. С каждым годом растет количество параметров, по которым должны отчитываться компании, выходящие на IPO.
Прозрачность и подотчетность социальной политики российских компаний становиться нормой. Согласно исследованиям Ассоциации менеджеров [4], 53% опрошенных менеджеров заявили, что информация о социальных программах компании предоставляется как раздел годового отчета, 16% указали на корпоративный социальный отчет, 12% компаний размещают такую информацию на своем сайте.
Демографические и экологические проблемы России. Демографические прогнозы свидетельствуют о том, что в ближайшее время Россию ожидает существенное сокращение численности населения в возрасте экономической активности (15-72 года). Сокращение численности трудоспособного населения приводит к росту безработицы, что в свою очередь приводит к замедлению темпов роста душевого ВВП и отрицательно сказывается на экономике страны. Трудности усугубляются еще и тем, что, старение трудоспособного населения приведет к возрастанию доли работников старших возрастов, с устаревшим профессионально-квалификационным профилем, что потребует формирования эффективной системы массового непрерывного образования, которое в настоящее время в России находится в
зачаточном состоянии, осуществление которого невозможно без активного участия корпоративного сектора экономики.
Демографические проблемы, а именно, резкое увеличение численности населения, является одним из основных фактором, обостряющим экологические проблемы. Поскольку экономика страны отличается энергозависимым характером как в плане формирования доходов государственного бюджета, так и в плане производимой продукции, задача устойчивого развития Российской Федерации включает два аспекта. Первый связан с жизненной необходимостью эффективного преобразования, в первую очередь, энергетических активов и других природных ресурсов в устойчивые человеческие, технологические, экономические и интеллектуальные активы, способные обеспечить достойные условия жизни нынешним и будущим поколениям. Вторая проблема, в такой же мере жизненно необходимая, - решение социально-экономических задач при условии соблюдения экологически устойчивого режима хозяйствования, способного обеспечить защиту и сохранение природных ресурсов и других экологических активов страны.
Все это активно стимулирует корпорации заниматься корпоративной социальной ответственностью.
Однако необходимо отметить, что существование большого количества понятий корпоративной социальной ответственности направляет исследователей на глубокий семантический анализ этих понятии и поиск различии между ними. Отсутствия унифицированного определения КСО затрудняет процесс изучения корпоративной □ социальной ответственности в Российской Федерации.
Мы считаем, что корпоративную социальную ответственность следует рассматривать, как концепцию, согласно которой корпорация берет на себя ответственность по решению проблем, относящихся не только к внешним, но и внутренним средам организации, включающие экономическую, социологическую и экологическую сферу.
Управление КСО, сложный процесс, не имеющий единого способа реализации, что в свою очередь подталкивает исследователей к дальнейшему изучению данного явления.
Разнообразие в выборе подразделений, непосредственно отвечающих за реализацию стратегий в области КСО, подтверждено исследование Ассоциации Менеджеров России [1], представленном на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что в большинстве корпорации за КСО отвечает: департамент по управлению персоналом (в 59% опрошенных компании) или департамент по связям с общественностью (в 36% компании). Необходимо заметить, что департамент по корпоративной социальной ответственности, существует лишь в 5% опрошенных компании.
Данное исследование свидетельствует об отсутствии унифицированного органа управления и координации КСО в российских корпорациях, что затрудняет процесс изучения, анализа и управления КСО.
Таблица 1 представляет анализ различных подразделений в организационной структуре корпорации, которые отвечают за реализацию корпоративной социальной ответственности.
Из таблицы 1 видно, что управлением социальной ответственностью в российских корпорациях, в основном, занимаются подразделения, имеющие, по сути дела, к ней лишь опосредованное отношение - департаменты по управлению персоналом, по связям с общественностью, экологии и охране окружающей среды.
Обобщая результаты исследований, можно сделать вывод, что в большинстве российских компаний наблюдается распределенная система ответственности, т.е. отдельные аспекты КСО входят в систему управления соответствующего функционального подразделения (департамента). Когда в корпоративном управлении
корпорации не существует структуры управления КСО, то за управление КСО отвечают РЯ-структуры, департамент по связям с общественностью и департаменты по управлению кадров, в рамках своих компетенций. Причем координация деятельности в области КСО на постоянной основе практически во всех компаниях отсутствует. Например, в «ТНК-ВР» работает координационная группа по социальным инвестициям. Как правило, такие группы или комитеты находятся в ведении одного из департаментов, но могут существовать как самостоятельные координационные структуры.
Другое
Департамент по отношениям с инвесторами Департамент по корпоративной социальной ответственности Департамент маркетинга
Специально созданные межфункциональные группы Департамент по социальному ра звитию
Департамент по экологии и охране окружающей среды
Департамент по связям общественностью Все подра ¿деления организации в рамках
реализации своих функций Департамент по управлению персоналом
О 10 20 30 40 50 60 70 Доля ответивших, %
Рис. 1. Подразделения корпораций, непосредственно отвечающие за реализацию
стратегии в области КСО [2, с.18]
Таблица 1
Подразделение компаний отвечающих за содержание и поддержку КСО
Название компании Подразделение
ОАО «ЛУКОЙЛ» Департамент общественных связей
ОАО «Северсталь» Управление по стратегическим коммуникациям и корпоративной социальной ответственности
ООО «Юнилевер СНГ» Отдел корпоративных отношений
ОАО «Газпром» Департамент по информационной политике
ОАО «ТНК - ВР» РЯ; Отдел социальных инвестиций
ОАО МХК «ЕвроХим» Управление общественных связей и коммуникаций
Изучив литературу можно сделать вывод, что все основные субъекты корпоративного управления корпораций - респондентов участвуют в разработке и принятии решений по внедрению новых форм КСО и проведении соответствующих мероприятий (рис. 2).
64
32
20
40
%
60
| Совет директоров
Менеджмент (высший исполнительный орган)
Крупнейшие акционеры
I Общее собрание акционеров
80
Рис. 2. Субъекты корпоративного управления, которые принимают решения по внедрению новых форм и мероприятий в области КСО, % [1, с.19]
Совет директоров принимает решения, связанные с КСО, в 64% корпораций-респондентов. К широкому кругу этих решений, относятся: принятие документов, закрепляющих стратегию КСО в корпорации; утверждение социальной политики; принятие бюджета по КСО и социальным инвестициям; утверждение формата и используемого стандарта социальной отчетности.
Совет директоров является важным элементом системы управления корпоративной социальной ответственностью (рис. 3). Встраивание системы управления корпоративной социальной ответственностью в систему корпоративного управления становится важной задачей при возрастающим интересе к КСО со стороны корпораций.
В соответствии со статьей 64 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ совет директоров - это избираемый акционерами руководящий исполнительный орган акционерного общества, корпорации, решающий принципиальные вопросы управления обществом (за исключением решения вопросов, отнесенных ФЗ к компетенции общего собрания акционеров к исключительной компетенции общего собрания акционеров) в период между собраниями акционеров и создающий правление для оперативного управления делами общества, коллегиальный орган, осуществляющий общее руководство деятельностью акционерного общества. При совете директоров создаются различные комитеты.
К компетенции совета директоров общества относятся следующие вопросы (ст. 65 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ): определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров; утверждение повестки дня общего собрания акционеров; приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг; образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий и т. д.
В таблице 2 приведена информация из открытых источников информации, которая показывает неоднородность реализации процесса управления КСО на уровне Совета директоров.
Общее собрание акционеров
избрание
контроль
Правление / Генеральный директор
Ревизионная комиссия
Устав, избрание и досрочное прекращение членов органов и контроля компании, принятие решений о реорганизации...
Стратегическое развитие компании, эффективный контроль за деятельностью компании, реализация и защита прав акционеров, разрешение корпоративных конфликтов, эффективная деятельность исполнительных органов, информационная прозрачность и др. управленческие функции
Руководство текущей хозяйственной деятельностью
Контроль финансово-хозяйственной деятельностью
Рис. 3. Место Совета директоров в структуре управления корпорацией
Таблица 2
Комитеты совета директоров отвечающих за реализацию КСО в корпорации
Название корпорации: Название Комитета: Функции Комитета:
ОАО «Ростелеком» Комитет по корпоративному управлению 2.2.8. контроль за соблюдением действующих в Обществе этических норм, отражающих социальную ответственность Общества;
ОАО «Южная телекоммуникацион ная компания» Комитет по корпоративному управлению 2.2.11. выработка рекомендации Совету директоров по определению политики в области корпоративной социальной ответственности Общества.
ОАО АНК «Башнефть» Комитет по корпоративному поведению 1. утверждает программы в области корпоративной социальной ответственности; 2. проводит мониторинг результатов исследований в области корпоративного управления, социальной ответственности, транспарентности с целью внесения соответствующих корректив в планы развития корпоративного управления Общества. 3. В План работы Комитета, в частности, могут включаться следующие вопросы: 3.1. о ходе реализации стратегии социальной ответственности; 3.2.о предварительном утверждении социальной отчетности Общества.
Несмотря на разрозненные схемы функционирование системы управления корпоративной социальной ответственности на уровне совета директоров, существуют корпорации, где создан комитет при совете директоров - комитет по корпоративной социальной ответственности, это ОАО Уралкалий и ОАО УРАЛСИБ.
Для реализации комитета по КСО своих полномочий предлагаем следующий перечень основных задач:
• ежегодное рассмотрение политик Компании в сферах охраны труда, промышленной безопасности, охраны здоровья, социальной ответственности и охраны окружающей среды;
• мониторинг соответствия деятельности Компании требованиям законодательства и положениям в сферах охраны труда, промышленной безопасности, охраны здоровья, социальной ответственности, принятым в Компании;
• подготовка рекомендаций Совету Директоров и Генеральному директору для принятия решений по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
• разработка и рассмотрение политик и деятельности, относящихся к корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию для последующего одобрения Советом Директоров или Генеральным директором Общества; мониторинг внедрения Компанией политик, рекомендованных Комитетом и выполнения Компании поставленных целей;
• рассмотрение существенных рисков в сфере корпоративной социальной ответственности и планы по минимизации отрицательных последствий указанных рисков;
• рассмотрение вопросов, связанных с существенными авариями, инцидентами, для последующего анализа и принятия мер по недопущению повторения подобных случаев;
• рекомендации в отношении участия Компании в социальных проектах;
• продвижение социальных проектов и программ Компании и информирование о них инвесторов, регулирующих органов, представителей государства, средств массовой информации и других сообществ;
• рекомендации по подготовке внутренних документов Компании;
• контроль за подготовкой и публикацией отчета об устойчивом развитии и годового отчета Компании.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об отсутствии единой системы управления и координации КСО в российских корпорациях. Для большинства компаний характерно наличие распределенной системой управления КСО. Наличие комитета по КСО при Совете директоров свидетельствует о системности в вопросе управления корпоративной социальной ответственностью. Основной задачей комитета по КСО является выработка политики в области КСО, если он отсутствует, то выработкой политики и другими стратегическими задачами (принятие документов, закрепляющих стратегию КСО в корпорации; утверждение социальной политики; принятие бюджета по КСО и социальным инвестициям; утверждение формата и используемого стандарта социальной отчетности) заниматься не подготовленные для этого органы корпоративного управления.
Выстраивание эффективной системы управления корпоративной социальной ответственностью должно строиться на системе полного внедрения системы управления КСО в систему корпоративного управления и внедрения системы управления КСО во все уровни корпоративного управления.
Только при полном включении системы управления КСО в систему корпоративного управления возможно полноценное понимание и включение ответственной практики в деятельность российских корпораций.
Литература
1. Благов Ю.Е. и др. Доклад о социальных инвестициях в России - 2008. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2008.
2. Благов Ю.Е., Иванова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях // Российский журнал менеджмента. - 2009. - №7(1).
3. Развитие социально ответственной практики: аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2006-2007 годы выпуска / под общ. ред. А. Шохина. - М., 2008.
4. Туркин С.В. Как выгодно быть добрым. Сделайте свой бизнес социально ответственным. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
5. Управление корпоративной ответственностью - новый взгляд // Эрнст энд Янг (СНГ). - 2008.