6. Лихачев А.Е. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010 г. - №6 - 4-23 с.
7. Постсоветское пространство: реалии и перспективы. Выступления участников «круглого стола». Институт экономики РАН. - 27 марта 2008. - М. - 2009.
8. Спартак А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции: новые тенденции и явления в начале XXI века // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010 г. - №6 - 52-56 с.
Послевузовское образование
Тикушина И. А.
Современные тенденции в подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании
Дополнительное образование взрослых как неотъемлемый компонент системы непрерывного образования является одним из приоритетных направлений мирового образования, обеспечивающих непрерывное профессиональное и личностное развитие взрослого населения в условиях динамичных социально-экономических изменений в обществе [2]. Всевозрастающий интерес к дополнительному образованию взрослых во всем мире обусловил усиление внимания к проблеме подготовки педагогических кадров как важнейшего гаранта качественного функционирования этой системы. В нашей стране проблемы специальной подготовки преподавателей для работы с взрослыми, как особой категорией слушателей, в последние годы стали привлекать все большее внимание педагогов, происходит переосмысление роли преподавателя в учебном процессе в связи с различными целевыми и ценностными установками и возрастными особенностями взрослого человека.
В Великобритании проблеме подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых уделяется значительное внимание со стороны ученых и практиков, она рассматривается как обязательное условие успешного обучения взрослых независимо от предметного содержания их профессиональной или иной деятельности. Обращение к опыту подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых в Великобритании важно с научной и практической точек зрения, поскольку анализ работ британских ученых [4; 5; 11; 12; 13; 14], законодательных актов, отчетов и докладов правительственных комиссий [7; 8; 10; 15; 16; 17; 18; 19] показал, что в этой стране еще в середине прошлого века сформировалась и на современном этапе успешно функционирует трехступенчатая система подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых, отслеживается качество подготовки преподавателей как со стороны государства, так и со стороны общества, ведутся активные научные исследования в этой области,
для оценки качества подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых используются современные мультимедийные технологии и сеть Интернет, проводится унификация требований и реформирование системы подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых с целью создания единой системы по всей стране.
Как показал анализ материала [5; 11; 12; 13; 15], в настоящее время в Великобритании проходит этап государственной стандартизации системы подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых, во время которого происходит усиление государственной составляющей в управлении и контроле за качеством подготовки преподавателей для системы дополнительного образования; разрабатываются необходимые законодательные документы и программы; в качестве обязательного условия преподавания вводится получение соответствующих сертификатов и дипломов, обеспечивающих статус лицензированного преподавателя по одной из двух категорий - преподавателя-исполнителя («associate teachen») и преподавателя-методиста («full teachen»); создается Отдел стандартов в образовании при правительстве страны (Office for Standards in Education, OFSTED) [5] для контроля за подготовкой преподавателей ДОВ на всей территории страны и соответствия их деятельности принятым стандартам, открываются специализированные государственные учреждения для организации подготовки и контроля за преподаванием в дополнительном образовании: Организация по обучению в течение всей жизни в Великобритании (LLUK, Lifelong Learning UK), Институт образования (Institute for Learning, IfL), Организация по обучению и повышению квалификации (Learning and Skills Improvement Service, LSIS) и Отдел стандартов в образовании при правительстве страны.
Унификация требований к подготовке и реформирование системы подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых - одна из современных тенденций в подготовке. В Великобритании выделяют следующие этапы в карьере преподавателя дополнительного образования взрослых [8; 10; 11: 15; 17]:
- начинающий преподаватель (beginning teacher), которому необходимо пройти начальную педагогическую подготовку (Initial teacher training), получить Лицензию на преподавание (Licence to Practise) - вводный курс в преподавание, и в течение года пройти официальное введение в должность (induction course) на рабочем месте. Начальная подготовка и Лицензия являются обязательными для любого преподавателя, работающего в Великобритании;
- преподаватель-исполнитель (associate teacher), которому в течение первых пяти лет работы в данной должности необходимо получить квалификацию по специальности, пройти базовую подготовку преподавателя образования взрослых (post 16 ITT), получить сертификаты Первого, Второго и Третьего Уровней, получить «Сертификат для преподавания в секторе непрерывного образования» Четвертого уровня (Certificate in Teaching in the Lifelong Learning Sector, CTLLS) и пройти процесс Профессиональной формации в Институте обучения (Institute for Learning, IfL), подтверждающий право на преподавание и дающий статус «Преподавание в области образования и профессионального обучения» (Associate Teacher Learning and Skills, ATLS);
- преподаватель-методист, которому в течение первых пяти лет работы в данной должности необходимо получить квалификацию по специальности и «Диплом для преподавания в секторе непрерывного образования» Пятого уровня (Diploma in Teaching in the Lifelong Learning Sector, DTLLS), пройти процесс Профессиональной формации в Институте обучения (Institute for Learning, IfL), подтверждающий право на преподавание и дающий статус «Квалифицированное преподавание в области образования и профессионального обучения» (Qualified Teacher Learning and Skills, QTLS) (Qualified Teacher Learning and Skills, QTLS).
Таким образом, обеспечивается переход преподавателя по карьерной лестнице и его поэтапное профессиональное развитие, что способствует более качественной подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых и побуждает преподавателя совершенствовать свои педагогические навыки в течение всей своей карьеры. Затем преподаватель дополнительного образования взрослых может перейти в сферу организации, планирования и менеджмента образования взрослых, продолжая повышать свою квалификацию в области планирования образования.
На современном этапе помимо государственного контроля отмечается усиление влияния общества на содержание и качество образовательных программ за счет улучшения работы «Форумов учащихся» («The Learner Panel», 2006) -национальных Интернет-форумов, где взрослые имеют возможность влиять на качество преподавания, выражать свое мнение по поводу организации обучения и желаемого результата, подготовки и квалификации преподавателя, а также реформ в области образования [6; 20].
Использование мультимедийных технологий и сети Интернет для подготовки и контроля за работой преподавателей дополнительного образования взрослых становится наиболее актуальной тенденцией в подготовке. Анализ работ британских ученых [4; 5; 12; 13; 14] и Интернет-сайтов различных организаций по подготовке преподавателей дополнительного образования взрослых показал, что наиболее эффективным видом подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых является компьютерное обучение (E-learning), включающее дистанционное обучение, обучение с помощью компьютерных программ и обучение онлайн по Интернету.
Компьютерное обучение может проходить в форме обучения по Интернету (online) и дистанционного обучения (e-learning, distance learning). Компьютерное обучение является очень популярным видом обучения в современном дополнительном образовании, стирая грани между обучением на расстоянии и непосредственно в учебных классах [3: 212]. Дистанционное обучение можно определить, как «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1: 33]. Дистанционное обучение может осуществляться не только по Интернету, но и по почте, с использованием телевидения и др., а компьютерное обучение используется в
дистанционном и традиционном образовании. Обучение по Интернету проходит в режиме онлайн, когда занятие ведется через Интернет, а каждый из участников находится в разных городах или разных местах города.
Компьютерное обучение ориентировано на взрослых людей, работающих полный рабочий день и желающих быстро, без отрыва от работы, получить необходимые квалификации вплоть до степени бакалавра, магистра или доктора. Данный вид обучения позволяет преподавателям за короткие сроки, не отрываясь от работы проходить обучение в университетах Великобритании или повышать свою квалификацию, принимая участие в работе различных организаций или ассоциаций. В результате использования современных мультимедийных технологий преподаватель может общаться с преподавателями всего мира и излагать любой материал в интересной и увлекательной форме.
Компьютерное обучение дешевле, поскольку не требует дорогостоящих поездок и затрат на проживание в другом городе или стране [11: 32]. Подготовка и обучение преподавателей по Интернету позволяет им понять, как происходит процесс обучения онлайн, выявить отличительные особенности виртуального студента с его опытом, интересами и потребностями, виртуального способа получения знаний и подачи материала, стратегий и навыков виртуального обучения. Преподаватели учатся создавать подобные курсы, оценивать достоинства и недостатки того или иного курса, исходя из своего опыта обучения, контролировать учебное время.
Данный вид обучения позволяет преподавателям обмениваться ресурсами и опытом по всей стране и за ее пределами, и, таким образом, способствует развитию навыков непрерывного профессионального обучения и самообучения. Интернет позволяет организовывать национальные и международные ассоциации и организации по обучению преподавателей и обмену опытом.
Наиболее развито обучение по Интернету преподавателей дополнительного образования взрослых в Открытом и Оксфордском университетах, которые предоставляют большой выбор таких курсов (например, курс по подготовке преподавателя обучения через Интернет в Оксфордском университете; курсы различных уровней в Открытом университете: «Образование для взрослых» с предоставлением сертификата, «Подходы к обучению взрослых» с получением диплома) [9: 287-305]. Многие другие университеты и организации, например, Ноттингемский университет, Университет Луборо, «Ассоциация преподавателей с частичной занятостью» и другие, проводят обучение по Интернету и обучение с помощью компьютерных технологий.
Среди форм обучения наиболее востребованы дистанционные и комбинированные (сочетание традиционных и дистанционных форм) [4: 121-122; 9]. Последние сочетают удобство дистанционного обучения с личным контактом с преподавателем. Например, при дистанционном обучении может комбинироваться обучение по Интернету и традиционные занятия в классе, или результаты посещения занятий коллегами обсуждаются на тьюториале. Это позволяет преподавателям обучаться и регулярно повышать квалификацию без отрыва от работы с сохранением высокого качества обучения.
Таким образом, современными тенденциями в подготовке преподавателей ДОВ являются: 1) усиление внимания со стороны государства и общества к проблемам подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых;
2) реформирование системы подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых с целью создания единой системы подготовки по всей стране;
3) унификация требований и усиление контроля за подготовкой преподавателей дополнительного образования взрослых со стороны государства; 4) все большее использование современных мультимедийных технологий и сети Интернет для оценки качества подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых; 5) усиление влияния общества на содержание и качество образовательных программ. Данные тенденции сложились в результате длительного становления системы подготовки преподавателей дополнительного образования взрослых и приобретают в настоящее время все большее значение.
Литература
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ. - 1999. - 196 с.
2. Митина А. М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: Концептуальное становление и развитие / А. М. Митина. - М.: Наука. - 2004. - 304 с.
3. Соловов А.В. Дидактический анализ проблематики электронного обучения / / Труды Междунар. конф. «IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies».- Казань: КГТУ, 2002. - 212-216 с.
4. Jarvis, Peter. Adult and Continuing Education: Theory and Practice. Second Edition. RoutledgeFalmer, NY, 1995. - 302 pages.
5. Jarvis, Peter. Adult Education and Lifelong Learning: Theory and Practice. Third Edition. RoutledgeFalmer, NY, 2004. - 382 pages.
6. National Learner Panel: involving learners in shaping further education (2009).Directgov Public services all in one place.Retrieved September,1 from www.direct.gov.uk/en/EducationAndLearning/AdultLearning/Shapinglearning/ DG 068290
7. NRDC (National Research and Development Centre for Adult Literacy and Numeracy). A literature review of research on teacher education in adult literacy, numeracy and ESOL. Tom Morton, University of Leeds; Terry McGuire, University of Limerick; Mike Baynham, Centre for Language Education Research, University of Leeds. December, 2006. - 28 pages.
8. Ofsted (Office for Standards in Education) (2006). The initial training of further education teachers: Findings from 2004/05 inspections of courses leading to national awarding body qualifications. London, 2006. Retrieved August, 25 from www. ofsted. gov.uk
9. Perraton, H. D. Distance education for teacher training. Mackays of Chatham, PLC, Chatham, Kent, 1993. - 411 pages.
10. Qualifications for teachers, tutors, trainers, lecturers and instructors in the further education sector in England (2007)// Lifelong Learning UK. Skills for Learning Professionals. Retrieved June, 8, 2009 from www.lluk.org/ias
11. Robinson, Bernadette; Latchem, Colin. Teacher Education through Open and Distance Learning: World review of Distance Education and Open Learning. Volume 3. RoutledgeFalmer, NY, 2002. - 251 pages.
12. Rogers A. Teaching Adults. Buckingham; Philadelphia: Open Univ. Press, 3-rd ed. 2002. - 249 pages.
13. Rogers, J. Adults Learning. Buckingham: (5th Edition) Mcgraw-Hill Professi, 2007.
- 272 pages.
14. Scales, Peter. Teaching in the Lifelong Learning Sector. Open University Press, 2008.
- 319 pages.
15. Teacher Education. Skills for Life Quality Initiative. Research Resources (2007). Retrieved June, 12 2009 from www.nrdc.org.uk/uploads/documents/doc_2830.pdf
16. Teachers, tutors and trainers in the Further Education Sector in England. Guidance for awarding institutions on teacher roles and initial teaching qualifications. Version 3 Published by Lifelong Learning UK, 2007. - 53 pages.
17. Teachers, tutors and trainers in the Further Education (FE) sector in England. Guidance for awarding institutions on teacher roles and initial teaching qualifications. All mandatory units of assessment. Published by Lifelong Learning UK, 2007a. - 164 pages.
18. The Further Education Teachers' Continuing Professional Development and Registration (England) Regulations 2007 №.хххх - 7 pages. Retrieved June, 6th 2011 from http ://www. itslifej imbutnotasweknowit. org. uk/Qualifying. htm
19. The Further Education Teachers' Qualifications (England) Regulations 2007 No.2264
- 10 pages. Retrieved June, 12 2009 from www. opsi. gov.uk/ si/si2007/ uksi 20072264 en 1
20. The Learner Panel: Learning from You! Retrieved August 30, 2011 from http:// www. learnerpanel .co. uk/
Новые исследования молодых ученых
Литвинова Т.В.
На пути инновационного развития: формирование кластера виноделия в Краснодарском крае
Инновационное развитие России является объективной необходимостью в условиях нарастания международной конкуренции. Региональный аспект инновационной деятельности крайне важен для нашей страны ввиду ее размеров, количества регионов и их дифференциации. Мировой опыт демонстрирует эффективность кластерного подхода для инновационного развития регионов.