10. Qualifications for teachers, tutors, trainers, lecturers and instructors in the further education sector in England (2007)// Lifelong Learning UK. Skills for Learning Professionals. Retrieved June, 8, 2009 from www.lluk.org/ias
11. Robinson, Bernadette; Latchem, Colin. Teacher Education through Open and Distance Learning: World review of Distance Education and Open Learning. Volume 3. RoutledgeFalmer, NY, 2002. - 251 pages.
12. Rogers A. Teaching Adults. Buckingham; Philadelphia: Open Univ. Press, 3-rd ed. 2002. - 249 pages.
13. Rogers, J. Adults Learning. Buckingham: (5th Edition) Mcgraw-Hill Professi, 2007.
- 272 pages.
14. Scales, Peter. Teaching in the Lifelong Learning Sector. Open University Press, 2008.
- 319 pages.
15. Teacher Education. Skills for Life Quality Initiative. Research Resources (2007). Retrieved June, 12 2009 from www.nrdc.org.uk/uploads/documents/doc_2830.pdf
16. Teachers, tutors and trainers in the Further Education Sector in England. Guidance for awarding institutions on teacher roles and initial teaching qualifications. Version 3 Published by Lifelong Learning UK, 2007. - 53 pages.
17. Teachers, tutors and trainers in the Further Education (FE) sector in England. Guidance for awarding institutions on teacher roles and initial teaching qualifications. All mandatory units of assessment. Published by Lifelong Learning UK, 2007a. - 164 pages.
18. The Further Education Teachers' Continuing Professional Development and Registration (England) Regulations 2007 №.хххх - 7 pages. Retrieved June, 6th 2011 from http ://www. itslifej imbutnotasweknowit. org. uk/Qualifying. htm
19. The Further Education Teachers' Qualifications (England) Regulations 2007 No.2264
- 10 pages. Retrieved June, 12 2009 from www. opsi. gov.uk/ si/si2007/ uksi 20072264 en 1
20. The Learner Panel: Learning from You! Retrieved August 30, 2011 from http:// www. learnerpanel .co. uk/
Новые исследования молодых ученых
Литвинова Т.В.
На пути инновационного развития: формирование кластера виноделия в Краснодарском крае
Инновационное развитие России является объективной необходимостью в условиях нарастания международной конкуренции. Региональный аспект инновационной деятельности крайне важен для нашей страны ввиду ее размеров, количества регионов и их дифференциации. Мировой опыт демонстрирует эффективность кластерного подхода для инновационного развития регионов.
По определению, данному М.Портером, «кластер, или промышленная группа,
- это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». С позиции системного подхода кластер является «системой взаимосвязанных фирм и организаций, ценность которой как единого целого превышает простую сумму составных частей» [1].
В настоящее время нет единого механизма создания кластеров, современные исследователи предлагают различные сценарии. Универсальный алгоритм формирования может включать следующие этапы.
1. Оценка возможности формирования и развития кластера. На данном этапе проводится выделение существующих кластеров с использованием методик, использующих мнения экспертов, специальные индикаторы, таблицы МОБ, теорию графов, обзоры, а также анализируется потенциал кластеризации [2]. Оценивается уровень развития выбранной отрасли с помощью общепринятых методов, таких как STEP, SWOT, GAP анализ и другие.
2. Выявление существующих и недостающих элементов кластера. Предлагается рассматривать кластер с позиции как системного, так и процессного подходов, что позволяет максимально точно определить структуру и кластерные связи в настоящем и сформировать стратегию дальнейшего его развития. Рассматривая кластер как процесс, считаем обоснованным при разработке алгоритма формирования кластера опираться на технологию производства продукта кластера. Анализ технологии основного производства позволяет выявить всех субъектов экономической системы региона, оказывающих прямое либо косвенное влияние на производственный процесс.
3. Оценка наличия и эффективности кластерных взаимосвязей. Важнейшим свойством и отличительной чертой кластера от других форм производственной интеграции является сложное сочетание кооперации и конкуренции. Конкурентная борьба в кластере нарастает между производителями основной продукции, поставщиками сырья, материалов, оборудования, услуг, организациями финансовой инфраструктуры и другими. Наиболее распространенными формами кооперации в кластере являются кооперация предприятий - производителей продукта кластера друг с другом, а также с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, правительственными организациями, организациями финансового сектора, сопутствующими отраслями. Количественно оценить уровень конкуренции и кооперации в кластере затруднительно, поэтому нам представляется эффективным использование метода экспертных оценок.
4. Разработка стратегии развития кластера (кластерной политики). На основе полученной информации разрабатывается кластерная политика, целью которой является заполнение свободных ниш и развитие конкурентно-кооперационных связей в кластере. Основными мерами по стимулированию кластеризации могут являться:
- привлечение инвестиций в развитие нового бизнеса с целью удовлетворения потребностей кластера на региональном уровне;
- развитие эффективных коммуникаций между основными участниками кластера;
- запуск программ развития кластера, использующих такие инструменты как государственный заказ, льготное кредитование, субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам.
- стимулирование инновационного развития кластера путем создания взаимовыгодных условий для кооперации предприятий с образовательным и научно-исследовательским сектором;
- развитие инновационной инфраструктуры.
5. Формирование организационной структуры и экономического механизма кластера. После прохождения вышеописанных этапов представляется возможным разработка организационной структуры и построение функционально-экономических взаимосвязей в кластере.
6. Определение синергетического эффекта кластера. Эффект функционирования кластера как единого целого значительно превосходит сумму эффектов, которые были бы получены каждым его участником вне данной системы. Определение синергетического эффекта является важным этапом, позволяющим обосновать целесообразность развития конкретного кластера в регионе.
Рассмотрим возможность практической реализации предложенного алгоритма на примере кластера виноделия Краснодарского края.
1. Оценка возможности формирования и развития кластера. Краснодарский край является основным производителем винограда и вина в России, по итогам 2009 г. на его долю приходится 39 % производимого винограда и 43 % вина виноградного, а также 46 % виноградников северокавказского региона. Анализ виноделия Краснодарского края с помощью метода SWOT - анализа приведен ниже. Коэффициенты локализации, специализации, среднедушевого производства, рассчитанные для винодельческой промышленности Краснодарского края, превышают значение 1,0 ед. в несколько раз, что говорит о высоком уровне специализации региона в данной отрасли. Анализ виноделия Кубани показал высокий потенциал кластеризации.
2. Выявление существующих и недостающих элементов кластера. Анализ классической технологии производства вина виноградного позволил составить подробный список всех субъектов экономической системы региона, прямо или косвенно участвующих в процессе производства и продвижения конечного продукта кластера - вина виноградного. Определение входящих ресурсов материального сектора и инфраструктуры, а также первичных и вторичных продуктов изучаемого производства позволяет с максимальной точностью определить элементный состав кластера как системы:
- производители основной продукции (более 40 производителей вина виноградного);
- поставщики сырья, оборудования, комплектующих (имеются в крае, но не покрывают потребности);
- специализированные образовательные и научно-исследовательские учреждения (2 специализированные кафедры в ВУЗах, 2 НИИ);
- поддерживающие органы власти (Управление по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству Краснодарского края);
- производители побочной продукции (отсутствует предприятие по переработке вторичных ресурсов виноделия);
- связанные отрасли (развиты пищевая промышленность, сельское хозяйство, туристический бизнес);
- некоммерческие объединения, поддерживающие кластер (НО «Союз виноградарей и виноделов России»);
- инфраструктура (развита производственная, рыночная, социальная инфраструктура, необходимо развитие инновационной - создание инновационного центра).
Таблица 1. SWOT - анализ виноделия Краснодарского края
Strengths (сильные стороны)
Weaknesses (с.~а0ыс стороны)
1. hij laiu i |ри н1111 iii е 11 litíi 111 и-к-1 н ги ч еикие условия тля вътрашивания винограда.
2. Развитость рыночной инфраструктуры.
3. Высокий уровень экономического развития региона.
4. Обеспеченность НИИ. квалифицирован н hi ми ка, ¡рам и.
5. Поддержка и продвижение отрасли региональными властями.
1. Недостаток сибсглЕгшых киноматериалов.
2. Невысокое качество обшей массы пролета щи.
3. Низкий уровень инновационного развития предприя! ни.
4. Недостающ еобс I кенных ресурсов предприятий для инновационного развития.
5. Высокая стоимость кредитных средств.
Opportunities (возможности)
Threats (угрозы)
1. Восстановление винограчарствз с целью полного обеспечения собственным сырьем.
2. Рагшнтие о i рас. in счем регионального финансирования и привлечения средств частные шве сторон.
3. Организация эффективных взаимосвязей предприятий виноделия с другими с у б ь е к т и м л 'J ко п о м и 4 с с а о ii си от е м ы peí иона счет разкнчин кластера виноделия.
4. Внедрение инновационных направлений переработки зторичных ресурсов виноделия.
1. Потеря рыночных позиций при вступлении России в ВТО в cbs'íh с iiu jkjh качеством :шач и re.i mi о го иСьема продукции.
2. Нарастание технологического отставания предприятий виноделия и дальнейшее снижение качества продукции.
3. Рост количества упущенных возможностей к екя:?и с t*rey i сч кием эффективной схемы организации и развития отрасли внутри экономической системы региона ("например кластера).
3. Оценка наличия и эффективности кластерных взаимосвязей. Проведенный анализ показал низкий общий уровень развития кооперационных связей в кластере. Низкая активность предприятий в построении эффективного сотрудничества с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, органами государственного управления, финансовыми институтами объясняется, с одной стороны, неустойчивым финансовым состоянием, а с другой, такими факторами, как недостаток информации о возможностях кооперации, объясняемый отсутствием специализированного центра по поддержке кластера; чрезмерная закрытость менеджмента предприятий, заключающаяся в неготовности раскрывать информацию об эффективности деятельности предприятия; утрата опыта СССР в
организации совместных исследований НИИ и предприятий и проведении практических работ студентов; низкая заинтересованность банковского сектора в финансировании предприятий виноградарства и виноделия в связи с высокой степенью рисков; недостаточное количество государственных инструментов стимулирования инновационной деятельности предприятий виноделия.
4. Разработка стратегии развития кластера (кластерной политики). Основными направлениями стратегии развития кластера виноделия на территории Краснодарского края являются следующие:
4.1 Развитие инфраструктуры и повышение инвестиционной привлекательности региона.
4.2 Стимулирование инновационного развития в кластере, в том числе с помощью организации инновационного центра, частично финансируемого из регионального бюджета.
4.3 Поддержка развития кооперационных связей в кластере, заключающаяся в создании специальных программ для сотрудничества участников кластера между собой.
4.4 Реализация мероприятий по восполнению недостающих функций в кластере, а именно:
- Построение работы с несколькими фирмами - посредниками, осуществляющими поиск и поставку необходимого оборудования и конкурирующими между собой.
- Привлечение иностранных и отечественных инвестиций для открытия филиалов и создания совместных производств по выпуску винодельческого оборудования.
- Организация поставок комплектующих изделий (бочки, бутылки, крышки, пробки, этикетки) местного производства.
Рисунок 1. Организационная структура кластера виноделия Краснодарского края
97
Рисунок 2. Организационно-экономический механизм функционирования кластера
- Строительство предприятия по переработке вторичных ресурсов виноделия. Из вторичных продуктов виноделия может быть получена разнообразная продукция, востребованная на российском и мировом рынках. Эффективное использование побочной продукции виноделия экономически выгодно и отвечает современным требованиям инновационного развития экономики
5. Формирование организационной структуры и экономического механизма кластера (рис. 1 и 2).
6. Определение синергетического эффекта кластера, который складывается благодаря экономии за счет масштаба производства, сокращению трансакционных издержек, совместному использованию объектов инфраструктуры, ускорению распространения информации [3]. Данная оценка была проведена с помощью расчета интегрального показателя эффективности кластера. Также был рассчитан интегральный показатель инновационного развития региона до и после планируемого развития кластера. Увеличения интегрального показателя позволило предположить, что формирование кластера виноделия будет способствовать активизации инновационного развития региона.
Литература
1. Портер, Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс». - 2005. - 608 с.