современные тенденции устойчивого функционирования сельской местности
л. а. третьякова,
кандидат экономических наук, доцент
В. И. савкин,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Орловский государственный аграрный университет
Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий невозможно без эффективного функционирования объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Целью приоритетных государственных программ, направленных на социальное развитие села, в том числе является обеспечение устойчивого функционировании социальной сферы.
За годы реформ положение в социально-трудовой сфере села существенно ухудшилось, о чем свидетельствует состояние ее материальной базы, резкое (более чем на 40 %) снижение уровня оплаты труда работников сельского хозяйства. В связи с этим необходимым условием реализации федеральной политики сельского социального развития является разработка учитывающих местные условия правовых и программных подходов и решений в этой области на уровне регионов. В целом региональную политику социального развития села следует ориентировать на комплексное осуществление требуемых мер, учитывая внутрирегиональные особенности районов и первичных сельских административных органов управления.
В советское время объекты инфраструктуры и социальной сферы села были неотъемлемой частью крупных колхозов и совхозов. Объекты социальной инфраструктуры находились в собственности сельскохозяйственных предприятий и финансировались ими. Эти предприятия обеспечивали не только сельскохозяйственное производство, но и предоставление социальных услуг, развитие и содержание инфраструктуры села. В их ведении находилось также и большинство несельскохозяйственных сервисных и производственных структур на селе. В рамках общей политики в области стро-
ительства все усилия были сконцентрированы на развитии городских промышленных территорий. Системы основных коммунальных услуг, включая водоснабжение, канализацию, телекоммуникации и прочее, тоже были относительно хорошо развиты в больших и малых городах и крупных поселках, но не в сельской местности. В целом на селе уровень социального обслуживания и состояние инфраструктуры значительно ниже, чем в городе.
На состоянии системы социальных услуг и инфраструктуры села отрицательно сказались проблемы переходного периода. Рост задолженности сельскохозяйственных предприятий привел к «обескровливанию» этих хозяйств и сокращению сферы услуг. Законодательство, принятое в 1991—1992 гг., позволило колхозам и совхозам и их правопреемникам передавать свои социальные объекты на баланс соответствующих региональных или местных органов власти. После такой передачи финансирование затрат на управление объектами социальной сферы и их содержание становилось обязанностью местных и муниципальных органов власти. Но при этом местные власти не брали на себя никаких имеющих юридическую силу обязательств по содержанию этих объектов. Основным фактором, сдерживающим передачу социальных объектов, является недостаток средств в местных бюджетах [3].
Приватизация жилья на селе также имела свою специфику. Жителям предлагалось выкупать свои дома и квартиры, а если они были не в состоянии купить свое жилье, право собственности на него передавалось местной администрации. Колхозы и совхозы применяли совершенно разные подходы к приватизации жилья. Жилой фонд колхозов и предприятий, которые стали их преемниками, был
собственностью коллектива. Поэтому коллектив мог выбирать оптимальный метод приватизации по своему усмотрению. В большинстве случаев жилье включалось как в имущественный фонд, так и в расчеты имущественных паев. Таким образом, члены коллектива могли использовать свои паи (права собственности) дли выкупа жилья. В совхозах жилой фонд официально был государственной собственностью, поэтому приватизация жилья проводилась в соответствии с общими и региональными законами о приватизации.
Несмотря на специфические проблемы по разным регионам РФ, передача социальных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства, за исключением жилого фонда, продвигалась крайне медленно.
Большинство сельскохозяйственных предприятий продолжали финансировать значительную часть расходов на социальную инфраструктуру. В 2005 г. сельскохозяйственными предприятиями на содержание сельских объектов социальной и инженерно-технической инфраструктуры было израсходовано 11 млрд руб. Местные и федеральные власти компенсировали предприятиям около 12 % этой суммы. Такие затраты являются тяжелым бременем для хозяйств и заставляют их отвлекать от производственной деятельности огромные объемы финансовых и административных ресурсов. Медленные темпы передачи социальных объектов значительно замедляют и процесс реструктуризации сельскохозяйственных предприятий, в связи с чем сельские жители остаются зависимыми от социальных услуг, предоставляемых этими предприятиями, и поэтому менее заинтересованными в передаче своих земельных долей другим, возможно, более эффективно действующим предприятиям или семейным фермерским хозяйствам.
В результате сокращения финансирования как из традиционных источников (сельскохозяйственными предприятиями), так и из федерального бюджета, а также из бюджетов местных муниципалитетов, состояние социальной инфраструктуры села продолжает ухудшаться. Число детей, посещающих детские дошкольные заведения за последние десять лет (2007 г. к 1997 г.), сократилось в 2,5 раза, а число учащихся в сельских школах за этот период возросло только на 4 %. По сравнению с 1970 г., в 2007 г. число учреждений образования сократилось значительно. В настоящее время наблюдается также сокращение числа объектов культуры и культурных мероприятий.
Возможности развития сельской инфраструктуры и сферы культуры значительно ограничиваются и в связи с финансовыми трудностями в стране в
64 -
целом, а также в связи с ухудшением общих экономических условий на селе. За последние десять лет произошло резкое сокращение объемов капиталовложений в социальную и инженерно-техническую инфраструктуры села, единственным исключением является прокладка сетей для подачи природного газа. Объем капиталовложений в сельское здравоохранение в 2006 г. составил лишь 19 % от уровня 1990 гг., а на учреждения культуры и развитие системы водоснабжения было выделено только 10 % средств от уровня 1990 г.
Такие тенденции вызывают большую тревогу, так как они свидетельствуют о том, что разрыв между городом и селом в отношении развития социальной и инженерно-технической инфраструктур не сужается, а расширяется, и Россия, возможно, будет все больше отставать от международных уровней сельской инфраструктуры.
Для преодоления кризиса социально-трудовой сферы села и реализация ст. 7 Конституции РФ, которая провозглашает, что политика российского социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, необходимо коренным образом изменить подходы к развитию села. Село — это не только агропроизводственная сфера, но социально-территориальная подсистема общества, выполняющая широкий спектр функций (демографическую, тру-доресурсную, культурную и другие).
Развитие села следует осуществлять на основе оптимального сочетания государственного регулирования и рыночной самонастройки, четкого разграничения полномочий и ответственности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц, привлекаемых для реализации социальных программ.
На решение проблем социально-трудовой сферы села в части социального и инженерного обустройства сельских поселений направлена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2010 года», разработанная Минсельхо-зом России совместно с Центром Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села при участии других заинтересованных министерств, ведомств и научных организаций и утвержденная Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858. Государственным заказчиком Программы стал Минсельхоз России.
Осуществление программы поэтапное. Первый этап (2003—2006гг.) направлен на совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы
социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных Конституцией РФ и федеральным законодательством.
На втором этапе (2007—2010гг.) реализации программа предусматривает переход к формированию на селе условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Чтобы экономический механизм реализации программы работал, необходимо реализовать сопутствующие мероприятия по оздоровлению и поддержке аграрного производства, повышению уровня доходов сельского населения, стимулированию инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей в социальной сфере.
Целью Программы является повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и формирования минимально необходимых условий среды обитания и жизнедеятельности для 39 млн сельских жителей.
Программа носит комплексный характер и состоит из 11 межведомственных разделов, в разработке которых активное участие принимали заинтересованные федеральные министерства и ведомства и органы государственного управления субъектов Российской Федерации.
Программа предусматривает осуществление мероприятий в сельской местности по строительству жилья, объектов сельских образовательных учреждений, учреждений первичной медико-социальной помощи и физической культуры и спорта, развития культурно-досуговой деятельности, торгово-бытового обслуживания, информационно-консультационного обслуживания сельского населения, газификации, электрификации, водоснабжения сельских населенных пунктов, телекоммуникационных сетей и средства связи в сельской местности, расширению сети автомобильных дорог, а также прочие мероприятия.
Именно комплексный подход к решению проблемы сельского обустройства позволит минимизировать вложения в развитие социальной и инженерной инфраструктуры путем принятия на местном уровне дифференцированного решения с учетом типа сельского поселения, численности и возрастной структуры проживающего населения, наличия транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» предусматривает
израсходовать на ее реализацию 178,7 млрд руб., из которых доля федерального бюджета составит 10,5 %, бюджетов субъектов Федерации — 43, внебюджетных источников — 46,5 %. Следовательно, в финансировании своих программ социального развития должны участвовать и сами сельские территории [4].
В реализации всех направлений обоснована необходимость совершенствования социально-экономического развития сельских территорий с целью повышения качества жизни сельского населения, формирования развитых агропродовольственных рынков, увеличения доходов, уровня занятости, а также улучшения условий труда, культуры быта на селе. При этом самым важным является тот факт, что без прямого и самого активного вовлечения сельского населения любые реформы не принесут желаемых результатов.
Действующий в настоящее время национальный проект «Развитие АПК» является основой формирования среднесрочной государственной программы развития сельского хозяйства и создания условий для улучшения качества жизни на селе.
Основным направлением проекта является «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» основными целевыми показателями за 2006—2007 гг. являются ввод
1 392,9 тыс. м2 жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов.
По данному направлению проектом предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе.
Основным механизмом реализации данных мероприятий является строительство (приобретение) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30 %), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40 %) и внебюджетных источников (30 %) на предоставление жилья молодым специалистам на селе. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала АПК, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности.
На реализацию мероприятий данного направления проекта в 2006 г. предусматривалось выделение средств из федерального бюджета в размере
2 млрд руб., из средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 2,7 млрд, из внебюджетных источников — 2,2 млрд руб., которые полностью освоены, по внебюджетным — перевыполнены.
В 2006 г. планировалось построить (приобрести) на селе в целом по Российской Федерации
- 65
713,4 тыс. м2 жилья для 16,2 тыс. молодых специалистов. По итогам выполнения мероприятий в этом году в рамках реализации национального проекта по данному направлению построено (приобретено) 713,8 тыс. м2 жилья для 16 225 молодых специалистов (табл. 1).
На селе жилье получили 13 475 молодых специалистов, включая 2 750 семей, состоящих из двух специалистов. Из общего числа получивших жилье 3 532 — работники социальной сферы [1].
В 2006 г. средняя стоимость 1 м2 строительства (приобретения) жилья в сельской местности возросла до 12 тыс. руб. против 9,3 тыс. руб., используемой при расчетах контрольных показателей национального проекта (рост 29 %). Рост цены на жилье в сельской местности сохранился и в 2007 г., стоимость 1 мг вводимого жилья составила 12,2 тыс. руб.
В связи с этим в целях выполнения контрольных целевых показателей в 2007 г. (ввод 679,5 тыс. м2 жилья для 15,44 тыс. молодых специалистов) необходимо было дополнительное финансирование направления в сумме не менее 500 млн руб.
Национальный проект «Развитие АПК» является начальной ступенью, в продолжение которого постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 №446 утверждена Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., которая разработана в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
В рамках реализации Программы основными направлениями, касающимися эффективного функционирования объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры являются:
1) создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 г. жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза больше по отношению к 2006 г.);
2) повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 %, а уровня газификации домов природным газом — до 60 % за счет восстановления и наращивания потенциала
социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли.
При успешной реализации указанных направлений Программы планируется следующая динамика развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе (табл. 2).
Учитывая основные направления государственной политики по развитию социальной сферы села, можно заключить, что концепция эффективного функционирования объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на сельских территориях должна базироваться на трех основных принципах:
• сбалансированности экономики и экологии, когда люди в результате своей производственной и иной деятельности перестают разрушать среду обитания, когда они сбалансированно решают экономические задачи и проблемы сохранения благоприятной среды и природо-ресурсного потенциала;
• сбалансированности экономической и социальной сфер, когда «человеческое измерение» не подчинено экономическому, а управляется им. Здесь имеется в виду обеспечение максимального использования в интересах населения тех ресурсов, которые может дать планируемое экономическое развитие;
• комплексном решении не только текущих задач, но и задач на перспективу, связанных с повышением качества жизни не только ныне живущих граждан, но и будущих поколений. Из этого вытекают все компоненты нового
подхода к социальному управлению:
• управление должно быть замкнуто на конкретного человека;
• оно должно учитывать не только его благополучие сегодня, но и в перспективе;
• цели управления формулируются в виде понятных всем показателей качества жизни человека; достижение этих показателей — главная задача всех субъектов управления в регионе, прежде всего органов государственной и муниципальной власти;
Таблица 1
Обеспечение доступным жильем молодых специалистов [или их семей) на селе» за 2006 г.
Показатель План Факт Выполнение, %
Ввод (приобретение) жилья, тыс. м2 713,4 713,8 100(+0,06 %)
Число молодых специалистов на селе, участвующих в проекте 16 200 16 225 100(+0,015 %)
В том числе доля работников социальной сферы — 3 532 22
Общий объем средств на ввод (приобретение) жилья, млрд руб. 6,67 8,5 127
В том числе средств федерального бюджета, млрд руб. 2,0 2,0 100
Таблица 2
Динамика и прогноз развития социальной сферы села на 2008—2012 гг.
Показатели Единица измерения Год
2008 2009 2010 2011 2012
Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, всего Тыс. м2 1489,2 2861 3325,9 3963,2 4039,1
В том числе мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе Тыс. м2 647,1 1212,1 1482,4 1832,9 1890,7
Обеспеченность сельского населения питьевой водой % 45,9 49,4 54,9 60,7 66,3
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом % 43,6 47,1 51 55,5 59,9
• оценка деятельности социальных институтов прямо зависит от степени приближения к этим показателям.
В основу эффективного функционирования социальной сферы на селе должно быть положено представление о базисных потребностях, удовлетворение которых определяет качество жизни человека.
Первый круг потребностей — это потребности, связанные с реализацией фундаментального права на жизнь, продолжительностью жизни, соответствующей возможностям общества и ожиданиям человека, права на надежную защиту так называемой обычной, но во многом всегда уникальной человеческой жизни.
Второй круг потребностей — это потребности в оптимальных, благоприятных условиях труда и быта.
Третий круг потребностей — это потребности, связанные с самореализацией личности, осуществлением ее прав и свобод.
Несомненно, реализация концепции эффективного функционирования объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на сельских территориях ведет к улучшению показателей (индикаторов) человеческой жизни, сгруппированных в три основных блока. Первый блок показателей отражает состояние дел с реализацией права человека на жизнь, здоровое существование, продолжение рода, обеспечение достойной старости. Второй блок показателей характеризует удовлетворенность людей условиями повседневного существования — это быт, питание, работа, жилье, здравоохранение,
образование. Третий блок показателей характеризует состояние сознания людей. Качество жизни в данном случае связано с понятиями духовного благополучия, надежды на будущее, которые выражаются в обретении людьми смысла жизни, уверенности в будущем, в высоком уровне социально-психологического комфорта, отсутствии страха за себя и своих близких.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гордеев А. В. Основные результаты реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» — основа формирования среднесрочной Государственной программы развития сельского хозяйства и создания условий для улучшения качества жизни на селе // Техника и оборудование для села. 2007. № 4. С. 2—6.
2. Максутова Л. Г. Социальная составляющая в планировании развития сельских территорий // Модели индикативного планирования социально-экономического развития сельских территорий / Всерос. науч.-исслед. ин-т экономики и нормативов. — Ростов-на-Дону. 2006. С. 162—164.
3. Овчинцева Л. А. Социальная инфраструктура села в контексте устойчивого развития сельских территорий // Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы. — М., 2001. С. 368—375.
4. Ушачев И. Нужны новые подходы к аграрной политике //АПК: экономика, управление. — 2006. № 1. С. 4—12.