Развитие АПК
УДК 338.43(571.56)
О КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ)
В. Р. ДАРБАСОВ,
доктор экономических наук, профессор E-mail: vrdarbasov@mail. ru
О. В. ТОРГОВКИНА,
старший научный сотрудник E-mail: torg_family@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова
В статье анализируется состояние производственных и социальных инфраструктур села Республики Саха (Якутия), основные проблемы сельских территорий, препятствующие развитию и улучшению качества жизни селян. Авторами выработаны рекомендации и предложения для устойчивого развития сельских территорий республики.
Ключевые слова: развитие сельских территорий, сельское хозяйство, сельхозтоваропроизводители, инфраструктура, агропоселение.
Многие исследователи аграрной экономики под комплексным развитием территории понимают сферу воспроизводства рабочей силы, природных ресурсов, где размещаются предприятия различных отраслей, федеральные и муниципальные дороги, коммуникации, линии электропередачи, производственная и социальная инфраструктуры, производства значительной части национального дохода [6]. Однако в настоящее время экономика сельской местности находится в трудном положении. Так, в сельском хозяйстве Республики Саха
(Якутия) наблюдается сокращение обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, многие коллективные предприятия теряют основной и оборотный капиталы, наблюдается тенденция сокращения сельского населения, идет миграция в города и центры. Распространенным явлением становится отчуждение населения от мест его традиционного проживания и работа на отходничестве [2].
При этом здесь имеются как объективные, так и субъективные причины. Одним из этих негативных факторов является отсутствие хороших дорог, слабая электрификация и газификация большинства территорий, неподготовленность к рыночным отношениям сельского населения, специалистов и руководителей. Академик А. А. Никонов характеризовал состояние российского АПК, сравнивая его с зарубежными, как затратное по своей сущности, так как его производительность труда в 4-5 раз ниже, а потребление энергии в 2-3 раза больше на единицу конечного продукта; как экстенсивное и дефицитное по своему развитию, с использованием лишь 35-40 % биоклиматического потенциала и
28
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
биологических возможностей селекционных сортов и пород скота, что является разрушительным для социоэкосистемы сельских районов страны; до 30 % полученного урожая картофеля гибнет из-за плохой переработки и хранения полученной продукции [4].
Практика последних лет показала, что программно-целевой метод планирования и прогнозирования является одним из действенных механизмов комплексного и последовательного развития сельских территорий. И это является не только задачей органов административного управления, но и научной проблемой. В связи с этим в регионе был издан указ Президента Республики Саха (Якутия) от 27.09.2012 № 1644 «О комплексных мерах по развитию села в Республике Саха (Якутия)». Разумность этого решения стала очевидной при разработке учеными и представителями министерств и ведомств республики Программы устойчивого развития сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013-2017 годы и на период до 2020 года. Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова принимал участие в разработке этой программы. При этом разработчики программы исходили из того, что якутское село переживает кризис, основными проявлениями которого являются:
- низкая конкурентоспособность и высокие издержки аграрного производства;
- высокая безработица и низкая занятость труда на селе;
- низкое качество сельской жизненной среды (благоустройство территорий, экологическое неблагополучие в агропоселениях, состояние сферы услуг);
- низкое почвенное плодородие, потеря некогда освоенных пашен и сенокосов, скученность скота на приусадебных участках агропоселений. Концепцией устойчивого комплексного развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р, определены ключевые проблемы развития сельских территорий и выработаны меры социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение
экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Более 35,8 % населения Республики Саха (Якутия) проживает в сельской местности (342,3 тыс. чел. в 586 сельских населенных пунктах). Значительная часть населенных пунктов имеет население до 500 чел., плотность населения низкая - 0,31 чел. /км2.
За 1990-2010 гг. численность сельских жителей сократилась на 19 %. Это связано в первую очередь с тем, что более 90 % территорий республики не имеют круглогодичного транспортного сообщения. Не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием 335 из 522 сельских населенных пунктов республики. Густота наземной транспортной сети Республики Саха (Якутия) в 2010 г. существенно отстает от показателей по Дальневосточному федеральному округу и по России в целом. В республике железных дорог общего пользования - 1,7 км на 10 тыс. км2 территории против 13 и 50 км по Дальневосточному федеральному округу и по Российской Федерации соответственно. Более трехсот населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автодорогам с твердым покрытием. Автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием 2,7 км на 1 тыс. км2 (80-е место среди субъектов Федерации) против 5,4 и 32 км по Дальневосточному федеральному округу и по Российской Федерации соответственно. Особого внимания требует круглогодичная доступность автомобильного и авиатранспорта к населенным пунктам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Жилищная проблема в сельской местности остается актуальной из-за нехватки жилья и его несоответствия потребительским качествам. Уровень благоустройства жилищного фонда низкий. Отоплением обеспечено 21,4 % сельского жилого фонда, горячим водоснабжением - 5,1 %, водопроводом - 4,7 %, канализацией - 2,4 %.
Уровень износа коммунальной инфраструктуры в 2012 г. сокращен с 59,6 до 57,6 %. Централизованным водоснабжением охвачено лишь 12,2 % населенных пунктов республики. Привозное водоснабжение организовано лишь в 36 % поселений. Проблема высокой себестоимости предоставляемых коммунальных услуг из-за сложной транспортной схемы завоза топливно-энергетических ресурсов,
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
29
потребления дорогостоящих видов топлива остается актуальной. Необходимо провести комплексные мероприятия по капитальному ремонту, модернизации и строительству систем коммунальной инфраструктуры. В республике три изолированных энергорайона, 64 % территории находится в зоне децентрализованного энергоснабжения (17 улусов). В этих районах пользуются дизельным топливом, что является причиной высокой стоимости вырабатываемой электроэнергии (в 2013 г. - 28,45 руб. /кВт-ч), что превосходит среднероссийский уровень более чем в 10 раз (по отдельным дизельным станциям себестоимость доходит до 100 руб. /кВт-ч).
С 2002 по 2012 г. в Республике Саха (Якутия) построено более 2 400 км газопроводов, газифицировано 27 996 жилых домов, переведено на газовое топливо 162 котельных, газифицировано 87 объектов сельского хозяйства. Всего в республике природный газ поставляется в 88 населенных пунктов в 9 улусах и в Якутск с пригородами. Основной проблемой газификации населенных пунктов республики является значительный износ объектов транспортировки природного газа, сезонное выполнение строительно-монтажных работ и приобретение трубной продукции, очаговый характер заселения с низкой плотностью населения, обусловливающий необходимость строительства протяженных газовых сетей и значительные капиталовложения на газификацию, а также локальность и изолированность газотранспортных систем.
Из-за недостаточных объемов строительства и курса на концентрацию сети объектов образования, здравоохранения и культуры, в условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания снижается доступность для сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торговых и бытовых услуг. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности составляет 2,1 тыс. чел. Обеспеченность сельского населения больничными койками на 10 тыс. жителей составляет 37 %, амбулаториями - 35 % от городского уровня. Одна треть сельских населенных пунктов с численностью населения до 100 чел. не охвачена ни стационарной, ни мобильной формами торгового обслуживания, бытовой сервис почти полностью разрушен.
Таким образом, между городом и селом увеличивается разрыв по уровню жизни и доходам. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельской местности в
2011 г. составила 20 786 руб., или 61,3 % к среднереспубликанскому уровню. В 1989 г. этот показатель равнялся 76,4 %. По состоянию на 01.10.2012 число безработных, проживающих в сельской местности, составило 18 022 чел., или 11,9 % от экономически активного сельского населения. Численность сельских трудовых ресурсов составляет 220,5 тыс. чел. Уровень сельских безработных в общем числе безработных республики составляет 11,9 % на 01.10.2012. Этот показатель на начало 2007 г. составлял 11 %.
Для закрепления и стимулирования молодых специалистов на селе им предоставляются ежемесячные выплаты помимо установленной заработной платы. Выпускник учреждения начального профессионального образования получает 6 тыс. руб., в арктических и северных районах 8 тыс. руб. Выпускник учреждений среднего профессионального образования - 8 тыс. руб., на севере - 11 тыс. руб., выпускник вуза соответственно 10 тыс. и 15 тыс. руб. В рамках программы социального развития села до 2013 г. государством (из федерального и республиканского бюджетов) предоставляются субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов в размере 70 % от стоимости жилья. В 2013 г. планируется строительство 442 домов. На обеспечение жильем будет выделено 464 586 тыс. руб., в том числе: из бюджета республики - 200 000 тыс. руб., из федерального бюджета -122 586 тыс. руб., из внебюджетных источников -142 000 тыс. руб.
Развитие сферы предпринимательства и туризма является одним из направлений повышения занятости на селе. В сельской местности действуют 19 536 субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых заняты 45,5 тыс. чел. Только в
2012 г. начали деятельность 544 субъекта малого предпринимательства, которыми создано около 900 рабочих мест. Сдерживающими факторами развития предпринимательства в сельской местности являются ограниченность финансовых средств, потребность субъектов малого и среднего предпринимательства в обновлении, расширении материально-производственной базы, недостаток производственных площадей, высокая себестоимость производимой продукции из-за отдаленности и труднодоступности большей части территории республики, а также недостаток квалифицированных кадров, в том числе рабочих профессий.
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
Сохраняется невысокий темп развития индустрии туризма из-за отдаленности и труднодоступности туристской инфраструктуры, высоких тарифов на авиаперевозки, отсутствия узкопрофильных специалистов, отвечающих международному уровню.
Сельское хозяйство играет основную роль в обеспечении населения республики продуктами питания и жизнеобеспечении сельского населения. Производство местной сельскохозяйственной продукции на региональном продовольственном рынке предотвращает монополизацию локальных рынков поставщиков и является серьезным фактором сдерживания цен на завозимую сельскохозяйственную и пищевую продукцию [7, с. 8]. В республике сельскохозяйственным производством занимаются 374 сельскохозяйственные организации и 275 родовых общин, свыше 4 300 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Более 87 тыс. личных подсобных хозяйств производят значительную долю мяса, молока, картофеля и овощей. В сельском хозяйстве занято 27,4 тыс. чел., или 5,6 % от численности занятых в экономике.
Все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности должны быть включены в определенную продовольственную зону. Основная цель - разработка гарантированной заявки городов и промышленных центров (узлов) на продовольственные товары местного производства, организация на
Продовольственное обеспечение крупных
Республики <
взаимовыгодных условиях договорных отношений по срокам и объемам поставки продукции. Вариант схемы обеспечения населения республики сельскохозяйственной продукцией местного производства представлен в таблице [1, с. 58].
Для устойчивого развития сельского хозяйства республики необходима существенная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, что является объективной необходимостью. В России в условиях аграрных преобразований постепенно формировалась и налаживалась система государственной поддержки сельхозпроизводителей. Однако государственная аграрная политика в России в 1990-е годы была нацелена прежде всего на поддержку крупных унитарных сельхозтоваропроизводителей [6]. Так, в 1993 г. из 106 млрд руб. бюджетных средств, направленных в АПК, 66,5 млрд руб., или 62,7 % от общей суммы, направлено непосредственно крупным коллективным сельхозтоваропроизводителям. В 2012 г. на развитие сельского хозяйства республики было направлено 8,3 млрд руб. бюджетных средств, в том числе на поддержку сельскохозяйственного производства предоставлено субвенций и субсидий на 3,2 млрд руб., что составляет 38 % от всей вложенной суммы [3, с. 36]. Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Саха (Якутия) показаны на рисунке.
городов и промышленных центров (узлов)
?аха (Якутия)
Потребитель Население на Улус-поставщик
01.01.2012, тыс. чел. картофеля и овощей мяса и молока
Якутск с прилегаю- 300,5 Намский, Хангаласский, Намский, Хангаласский, Якутский,
щими территориями Якутский улусы Заречья, Горный
Мирный 37,2 Ленский, Сунтарский Сунтарский, Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский
Нерюнгри с приле- 81,9 Усть-Майский, внереспубликан- Усть-Майский, внереспубликанский
гающими террито- ский поставщик. В перспективе поставщик. В перспективе улусы
риями улусы Заречья Заречья
Ленск 25,0 Ленский, Олекминский Ленский, Амгинский
Алдан 21,3 Алданский, Олекминский Алданский, Олекминский, Мегино-Кангаласский
Удачный 12,6 Сунтарский, Нюрбинский Сунтарский, Оленекский
Нюрба 10,0 Нюрбинский, Верхневилюйский Нюрбинский, Вилюйский
Томмот 8,7 Алданский, Олекминский Алданский, Олекминский, Мегино-Кангаласский
Покровск 9,5 Хангаласский Хангаласский
Усть-Нера 6,5 Оймяконский, Томпонский Оймяконский, Момский, Чурапчинский
Депутатский 3,0 Намский, Мегино-Кангаласский Чурапчинский, Таттинский
Вилюйск 10,5 Вилюйский, Олекминский Вилюйский
Примечание. Нерюнгри будет ориентирован на внереспубликанские поставки. Картофель и овощи, выращенные в Олекминском улусе, в основном будут поставляться в северные улусы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгб7>геЯ те ЪР*?жгеЪ4
31
Поддержка финансовых инструментов
Субсидирование процентных ставок по кредитам
Компенсация части затрат по договорам страхования
Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей
Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
Поддержка рынка
Закупочные и товарные интервенции
Государственные залоговые операции
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Информационное обеспечение
г >
Поддержка
производства
V >
Компенсация части затрат
на приобретение материально-технических ресурсов
Лизинг сельскохозяйственной техники
Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности
Разработка и реализация
региональных и муниципальных программ
Поддержка отдельных отраслей сельского хозяйства (племенное животноводство, оленеводство и семеноводство)
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей региона
Таким образом, сельские территории как социально-территориальная подсистема общества выполняют производственную, демографическую, трудоресурс-ную, жилищную, пространственно-коммуникационную функции, а также социальный контроль за занимаемой территорией, которая является важнейшим условием для успешного социально-экономического развития республики [5, с. 58]. Дальнейшему эффективному устойчивому развитию сельских территорий должны способствовать также финансовые вливания бюджетов местного самоуправления, поддержка самих жителей села и эффективное использование этих ресурсов. Необходимо законодательно закрепить перечень улусов-поставщиков к городам и центрам -потребителям. Необходимо использовать целостный подход к организации производства, полной переработке продукции, а также эффективному маркетингу сельскохозяйственной продукции, который обеспечит доходный оборот произведенной продукции и услуг, а также наиболее полную занятость и самозанятость местного населения.
Список литературы
1. Дарбасов В. Р., Никифоров А. Г. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы. Новосибирск: Наука, 2007.
2. Егоров Е. Г., Дарбасов В. Р. Аграрная экономика Севера. Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008.
3. Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). URL: http://sakha. gov. ru/node/58600.
4. Никонов А. Об аграрной реформе в России // Сельская жизнь. 1997. 28 июня.
5. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы»: указ Президента Республики Саха (Якутия) от 07.10.2011 № 943 (ред. от 13.12.2011).
6. О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 № 791.
7. Региональная проектная программа Республики Саха (Якутия) «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013-2017 годы и на период до 2020 года» // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия). URL: http://sakha. gov. ru/node/49309.
32
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ