Научная статья на тему 'Современные тенденции развития торговой предпринимательской деятельности на рынке товаров и услуг: региональный аспект'

Современные тенденции развития торговой предпринимательской деятельности на рынке товаров и услуг: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ / РЕГИОН / ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ / TRADE BUSINESS ACTIVITY / COMMODITY AND SERVICES MARKET / REGION / TENDENCIES AND DEVELOPMENT PROBLEMS / CERTIFICATION OF GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сытова Алена Юрьевна, Тарасов Сергей Владимирович

В статье, на основе проведенного мониторинга показателей торговой предпринимательской деятельности на рынке товаров и услуг Тамбовской области, установлены современные тенденции ее развития, среди которых в качестве ключевых обоснованы: во-первых, рынок товаров региона характеризуется как стабильно развивающийся, с соответствующим уровнем насыщенности товарами, достаточно развитой сетью предприятий розничной и оптовой торговли и высокой предпринимательской активностью; во-вторых, тенденция снижения оборота ярмарочной торговли на фоне устойчивого роста торговых сетей, что соответствует не только общенациональной, но и мировой тенденции укрупнения и концентрации торговых услуг. С учетом отраслевой специфики Тамбовской области как аграрного региона, обосновано, что тенденция снижения оборота ярмарочной торговли на фоне устойчивого роста торговых сетей формирует перспективную проблему вхождения продукции региональных малых сельскохозяйственных предприятий в торговые сети, обусловленную необходимостью приемки сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений, что возможно преимущественно в формате хозяйственных связей с оптовыми поставщиками крупных партий товаров. Для нивелирования данной проблемы предложены мероприятия, направленные на продвижение продукции местных товаропроизводителей посредством торговых сетей: усиление деятельности по повышению доступности услуг сертификации продукции местных товаропроизводителей; усиление деятельности по контролю и надзору в области сельскохозяйственного производства, внедрение «экологического паспорта» на соответствующие товары; усиление деятельности по контролю и надзору в области экспертизы аналоговых зарубежных продовольственных товаров, поступающих в региональные торговые сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сытова Алена Юрьевна, Тарасов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF TRADE BUSINESS ACTIVITY AT THE COMMODITY AND SERVICES MARKET: REGIONAL ASPECT

In article, on the basis of the carried-out monitoring of indicators of trade business activity at the commodity and services market of the Tambov region, current trends of its development are established among which as the key are proved : first, the commodity market of the region is characterized as steadily developing, with the corresponding level of the goods saturation which have been rather developed by a network of the enterprises of retail and wholesale trade and high enterprise activity; secondly, a tendency of decrease in a turn of exhibition trade against the steady growth of distribution networks that corresponds not only national, but also a world tendency of integration and concentration of trade services. Taking into account branch specifics of the Tambov region as agrarian region, it is proved that the tendency of decrease in a turn of exhibition trade against the steady growth of distribution networks forms a perspective problem of occurrence of production of the regional small agricultural enterprises in the distribution networks, caused by need of acceptance of certificates of conformity and the sanitary and epidemiologic conclusions that probably mainly in a format of economic communications with wholesale suppliers of large consignments of goods. For leveling of this problem the actions directed on advance of production of local producers by means of distribution networks are offered: activity strengthening on increase of availability of services of certification of production of local producers; activity strengthening on control and supervision in the field of agricultural production, introduction of «the ecological passport» on the corresponding goods; activity strengthening on control and supervision in the field of examination of the analog foreign foodstuff arriving in regional distribution networks.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития торговой предпринимательской деятельности на рынке товаров и услуг: региональный аспект»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А. Ю. СЫТОВА, С. В. ТАРАСОВ

В статье, на основе проведенного мониторинга показателей торговой предпринимательской деятельности на рынке товаров и услуг Тамбовской области, установлены современные тенденции ее развития, среди которых в качестве ключевых обоснованы: во-первых, рынок товаров региона характеризуется как стабильно развивающийся, с соответствующим уровнем насыщенности товарами, достаточно развитой сетью предприятий розничной и оптовой торговли и высокой предпринимательской активностью; во-вторых, тенденция снижения оборота ярмарочной торговли на фоне устойчивого роста торговых сетей, что соответствует не только общенациональной, но и мировой тенденции укрупнения и концентрации торговых услуг. С учетом отраслевой специфики Тамбовской области как аграрного региона, обосновано, что тенденция снижения оборота ярмарочной торговли на фоне устойчивого роста торговых сетей формирует перспективную проблему вхождения продукции региональных малых сельскохозяйственных предприятий в торговые сети, обусловленную необходимостью приемки сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений, что возможно преимущественно в формате хозяйственных связей с оптовыми поставщиками крупных партий товаров. Для нивелирования данной проблемы предложены мероприятия, направленные на продвижение продукции местных товаропроизводителей посредством торговых сетей: усиление деятельности по повышению доступности услуг сертификации продукции местных товаропроизводителей; усиление деятельности по контролю и надзору в области сельскохозяйственного производства, внедрение «экологического паспорта» на соответствующие товары; усиление деятельности по контролю и надзору в области экспертизы аналоговых зарубежных продовольственных товаров, поступающих в региональные торговые сети.

Ключевые слова: торговая предпринимательская деятельность; рынок товаров и услуг; регион; тенденции и проблемы развития; сертификация товаров.

Торговля - это необходимое звено между производителем товаров и услуг и потребителем, которое обеспечивает классическую производственную цепочку «деньги - товар - деньги». В текущих условиях хозяйствования производитель имеет весьма ограниченную возможность (как в силу организационно-ресурсных, так и экономических факторов) донести свой продукт либо услугу до конечного потребителя.

Рынок товаров и услуг является не только сферой их обращения, но и важнейшим сектором экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения, поскольку «...результаты его функционирования оказывают влияние на функционирование других рынков, во многом определяют состояние других рынков и, следовательно, общее экономическое равновесие» [1].

В связи с этим, мониторинг различных показателей функционирования как различных секторов отрасли торговли, так и рынка товаров и услуг в динамике, позволяет установить современ-

ные тенденции, а, следовательно, сформировать прогнозные выводы и выявить проблематику их развития.

Удельный вес валовой добавленной стоимости, образованной в сфере торговли Тамбовской области, в валовом региональном продукте области составляет около 27 % (за 2010 г. - 26,0 %, за 2011 г. - 26,9 %) [2].

Динамика оборота розничной торговли, являющаяся следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения, свидетельствует, что состояние потребительского рынка области остается стабильным.

За 2013 г. в целом по области темп роста оборота розничной торговли составил 107,2 %, продано товаров на сумму 150 млрд руб. Для сравнения в среднем по России за 2013 г. темп роста оборота розничной торговли составил 103,9 % [2; 4].

Динамика оборота розничной торговли Тамбовской области наглядно иллюстрируется рисунком 1 .

Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли Тамбовской области, 2008-2013 гг.

Как свидетельствуют данные территориального органа государственной статистики по Тамбовской области, устойчивый рост продажи товаров во всех каналах реализации был характерен для всех месяцев 2013 г.

Вместе с тем, продолжается тенденция к сокращению оборота торговли, формируемого на

рынках и ярмарках региона до 8,7 % за 2013 г. против 11,6 % за 2012 г., соответственно, наблюдается процесс увеличения доли оборота в стационарной торговой сети 91,3 % против 88,4 % за 2012 г.

Таким образом, структура оборота розничной торговли в 2013 г. несколько изменилась и характеризуется данными, приведенными на рисунке 2.

Рис. 2. Изменение структуры оборота розничной торговли Тамбовской области в 2013 г. сравнительно к 2012 г.

Каждому жителю области продано в 2013 г. товаров через все каналы реализации в среднем на 123,9 тыс. руб., что больше соответствующего периода предыдущего года на 16,5 тыс. руб.

Население области бесперебойно обеспечивается продовольственными и непродовольственными товарами, услугами общественного питания.

Уровень товарных запасов остается адекватным спросу населения. По состоянию на 1 декабря 2013 г. имелось текущих запасов потребительских товаров на 4,1 млрд руб. или на 39 дней торговли.

По состоянию на 1 января 2014 г. на потребительском рынке Тамбовской области действует 6,7 тысяч предприятий розничной торговли (магазины, павильон, киоски), из них только 2013 г. открыто более 400 магазинов, около 150 объектов общественного питания, 78 павильонов и киосков, в том числе такие крупные предприятия, как: торгово - развлекательный центр «Акварель» (площадь 35 тыс. м2), торговые центры «Европа» (площадь 20 тыс. м2), «Авангард» (площадь 5,5 тыс. м2) и «Четыре сезона» (площадь 3,9 тыс. м2), автосалон «Opel-Chevrolet» (площадь 3,3 тыс. м2), супермаркеты «Огонек» (площадь 0,7 тыс. м2) и «Бегемот» (2 ед. общей площадью 1,2 тыс. м2), сетевые магазины «Магнит» (6 ед.) и «Пятерочка» (9 ед.) и т. д.

На эти цели органами государственной власти и предпринимательскими структурами региона привлечено 4,6 млрд руб. частного капитала.

За счет вновь отрытых и реконструируемых предприятий площадь торговых объектов в 2013 г. увеличилась на 12,7 %.

На 1 января 2014 г. на 1 тысячу жителей в среднем по области приходится 553,0 м2 площади торговых объектов (утвержденный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов до 2016 г. - 485 м2) [3].

В последние годы отечественные и иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермарке-

Наиболее динамично развивается продажа непродовольственных товаров, которая занимает 52,2 % в структуре оборота розничной торговли. Высокие темпы сохраняются по реализации товаров длительного пользования, что связано с высокой активностью банков на рынке потребительского кредитования. Удельный вес пищевых продуктов составляет 47,8 %.

По темпам роста оборота розничной торговли Тамбовская область находится на 1 месте среди областей ЦЧР, однако, по товарообороту на 1 человека - на 5 месте (табл. 1).

тов), осуществляют экспансию во все регионы страны.

Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.

На сегодняшний день в области работают 105 торговых сетей, из них: международных - 2; федеральных - 80; региональных - 23. Среди них: «Магнит», «Ашан», X5 Retail Group в формате магазинов «Пятерочка» и «Карусель», «Европа», «Линия», «Эльдорадо», «М-Видео», «БауМар-кет», «Самсунг», «Фамилия», «Семь дней», «Эконом», «Бегемот», «Пять шагов», «Фортуна», «Любимые продукты» и другие.

Удельный вес торговых сетей в общем объеме товарооборота за январь-ноябрь 2013 г. составил 17,6 %, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 0,7 п. п. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, удельный вес оборота розничных сетей составил 22,1 % против 20,9 % в январе-ноябре 2012 г. [2].

В соответствии с требованиями действующего законодательства с 1 января 2013 г. рынки (за исключением сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных) были переведены в капитальные строения. За счет ликвидации торговых мест, расположенных на открытой территории во временных сооружениях, произошло сокращение, как количества торговых мест, так и количества самих рынков.

Таблица 1

Сравнение показателей регионального товарооборота за январь-ноябрь 2013 г. по ЦЧР

Область Товарооборот за январь-ноябрь 2013 г. (млрд руб.) Темп роста, в % Товарооборот в расчете на 1 чел. (тыс. руб.)

Белгородская область 201,1 106,1 130,5

Воронежская область 330,3 106,4 141,8

Курская область 130,7 105,5 116,7

Липецкая область 158,5 107,1 136,4

Тамбовская область 133,7 107,8 123,9

Таким образом, приведенные выше данные позволяют говорить о формировании тенденции снижения оборота ярмарочной торговли на фоне устойчивого роста торговых сетей, что соответствует не только общенациональной, но и мировой тенденции укрупнения и концентрации торговых услуг.

При этом, аграрная специализация Тамбовской области требует большего внимания вопросам организации розничных рынков.

Для смягчения социальной напряженности среди торгующих и сохранения их предпринимательской деятельности за счет сохранения на ряде рынков торговых мест во временных сооружениях (порядка 3500 единиц), обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией, продолжения осуществления управляющими рынками компаниями финансово-хозяйственной деятельности как условия их платежеспособности по привлекаемым кредитным ресурсам, администрации городов Тамбова, Мичуринска, Котовска, Кирсанова, Уварово и Сосновского района вышли с предложениями по изменению типа 7 универсальных и 3 продовольственного рынков на сельскохозяйственный на период ведения строительных работ.

На сегодняшний день на территории области работает 23 розничных рынка, в том числе 7 -универсальных и 16 - специализированных (из них: 2 - продовольственных, 1 - вещевой, 3 -сельскохозяйственных кооперативных (Никифо-ровский, Мичуринский и Первомайские районы) и 10 - сельскохозяйственных (4 - в г. Тамбове, 2 -в г. Мичуринске, 1 - в г. Котовске, 1 - в г. Кирсанове, 1 - в г. Уварово, 1 - в р. п. Сосновка). В соответствии с утвержденными схемами размещения торговых мест на рынках организовано 6827 мест, в том числе 3325 в капитальных зданиях (или около 48,7 %).

Анализ состояния организации работы розничных рынков и ярмарок на территории области позволяет сказать, что принятые в конце 2013 г., меры по переводу рынков в капитальные здания, перепрофилированию специализации ряда рынков, а также проведению дополнительных ярмарок не допустили роста социальной напряженности и сохранили сложившийся объем продаж сельскохозяйственной продукции непосредственно сельхозпроизводителями.

Для рынков, перешедших в статус сельскохозяйственных, это было временное решение вопроса - получение отсрочки перехода в капитальные здания.

Однако с 1 января 2015 г. норма о предоставлении торговых мест на рынках исключительно в

капитальных зданиях вступает в силу и для сельскохозяйственных кооперативных рынков.

В настоящее время ведется строительство капитальных строений на действующих рынках городов Мичуринска, Котовска, Рассказово и Первомайского района.

Строятся новые рынки в Сосновском, Знаменском и Мучкапском районах.

В г. Тамбове ведутся земляные работы на участках 3-х небольших рынков, расположенных в спальных массивах и временно закрытых на период строительства. В стадии решения находится вопрос оформления необходимых документов по разрешению строительства сельскохозяйственной рынка по ул. Пятницкой областного центра.

Ввод в эксплуатацию указанных объектов в 2014 г. позволит организовать дополнительно порядка 3 тысяч новых торговых «рыночных» мест в капитальных зданиях.

Как уже отмечалось с переводом рынков в капитальные строения достаточно большое количество торговых мест, организованных во временных сооружениях (порядка 3500 единиц), которые использовались не более 3 дней в неделю, были сокращены с 1 января т. г. Для их восполнения в ряде территорий (гг. Мичуринск, Рассказо-во, Котовск, Уварово, Бондарский, Мучкапский и Уметский районы) организовано 9 дополнительных ярмарок на 4000 мест с режимом работы 1 - 3 дня в неделю.

Всего в области в соответствии с нормативными правовыми документами органов местного самоуправления определено 118 площадок под организацию розничных ярмарок, в том числе 71 -для проведения еженедельных постоянно действующих ярмарок и 47 - под сезонные ярмарки. Общее количество торговых мест на этих ярмарках составляет около 11 тыс. единиц. В целом за прошедший год проведено порядка 2800 ярмарочных мероприятий.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что именно ярмарочная торговля позволяет расширить рынки сбыта местным товаропроизводителям, в том числе сельхозпродукции, а также предоставить возможность физическим лицам, ведущим подсобное хозяйство, занимающимся садоводством и огородничеством, реализовать излишки выращенной продукции, и обеспечить население товарами, в первую очередь, продовольственными, по более низким ценам.

Третий год в г. Тамбове проводится Международная Покровская ярмарка в рамках реализации проекта «Покровская ярмарка в городе Тамбове: возрождение российских традиций». В ра-

боте розничной ярмарки приняли участие местные товаропроизводители (354 участника) из всех территорий нашей области, представители 17 регионов России (33 участника), а также 5 государств (Франция, Иран, Болгария, Черногория, Республика Беларусь - 20 участников). Всего было организовано около 500 торговых точек, объем продаж составил 47 млн руб.

Представляется, что дальнейшее развитие отрасли торговли в рамках потребительского рынка Тамбовской области достижимо, в первую очередь, за счет следующих мероприятий:

- повышения инвестиционной активности, привлечения инициативного капитала в развитие инфраструктуры, строительства новых предприятий торговли и общественного питания, розничных рынков (порядка 50 единиц);

- организации и проведения розничных ярмарок (не менее 3000 мероприятий);

- расширения современных форм торгового обслуживания и т. д.

Таким образом, проведенный мониторинг различных показателей функционирования как различных секторов отрасли торговли, так и рынка товаров и услуг в Тамбовской области, позволил установить следующие тенденции:

- во-первых, рынок товаров региона характеризуется как стабильно развивающийся, с соответствующим уровнем насыщенности товарами, достаточно развитой сетью предприятий розничной и оптовой торговли и высокой предпринимательской активностью;

- во-вторых, сформированы тенденции снижения оборота ярмарочной торговли на фоне устойчивого роста торговых сетей, что соответствует не только общенациональной, но и мировой тенденции укрупнения и концентрации торговых услуг.

Вместе с тем, несмотря на положительную динамку развития торговли в целом, некоторые тенденции порождают для Тамбовской области, как региона аграрной специализации, следующую перспективную проблему: в отличие от ярмарочной организации торговли существуют определенные сложности вхождения продукции малых предприятий в торговые сети.

Кроме того, в связи с тем, что торговые сети не принимают товар без сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений, так как не хотят брать на себя ответственность в случае предъявления им рекламаций на тот или иной продукт, если фермер привезет партию картофеля, измеряемую всего десятками килограммов - сертификацию проводить просто не

выгодно, так же, как и везти в таких количествах продукты в сетевые магазины. Все сети работают с крупными оптовыми компаниями, которые в свою очередь скупают по заниженной стоимости мелкие партии у тех же фермеров, и формируют уже в полноценную партию.

В целом по России на продукты питания стоимость сертификата соответствия, включая протоколы сертификационных испытаний, может составить от 6000 до 15000 руб. Стоимость работ уже зависит от ценовой политики органа. И самое важное в этом то, что сертификат соответствия оформляется на срок от одного года до трех лет. А санитарно-эпидемиологическое заключение, оформляемое Роспотребнадзором, действует пять лет. Так что причину слабого продвижения торговыми сетями сельскохозяйственной продукции малого бизнеса нужно искать не в системе сертификации, а, наоборот, шире задействовать инструментарий этой системы.

Учитывая аграрную специализацию Тамбовской области, сложившиеся тенденции потребуют дополнительного комплекса мер и мероприятий, направленных на продвижение продукции местных товаропроизводителей:

- усиление деятельности по повышению доступности услуг сертификации продукции местных товаропроизводителей, что достижимо за счет расширения экспертных центров, создания выездных лабораторий;

- усиление деятельности по контролю и надзору в области сельскохозяйственного производства, проведении мониторинга эпизоотической ситуации, на основе которых внедрение «экологического паспорта» на соответствующие товары;

- усиление деятельности по контролю и надзору в области экспертизы аналоговых зарубежных продовольственных товаров, поступающих в региональные торговые сети (в том числе, соответствие качеств товара маркировочным обозначениям на самом товаре или на ярлыках, ценниках и т. п.;

- установление факта изменений состояния товара при определенных условиях хранения, эксплуатации и транспортировки).

Таким образом, дальнейшее развитие торговой предпринимательской деятельности на рынке товаров и услуг Тамбовской области потребует расширения мер государственного регулирования и государственной поддержки.

Литература

1. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник.

М., 2001. С. 176.

2. Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области: иКЬ:

www.regadm.tambov.ru

3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации: фе-дер. закон № 381-фз. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Российский статистический ежегодник - 2013 г. ШЬ: www.gks.ru

* * *

CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF TRADE BUSINESS ACTIVITY AT THE COMMODITY AND SERVICES MARKET: REGIONAL ASPECT

A. Yu. Sytova, S. V. Tarasov

In article, on the basis of the carried-out monitoring of indicators of trade business activity at the commodity and services market of the Tambov region, current trends of its development are established among which as the key are proved : first, the commodity market of the region is characterized as steadily de-

veloping, with the corresponding level of the goods saturation which have been rather developed by a network of the enterprises of retail and wholesale trade and high enterprise activity; secondly, a tendency of decrease in a turn of exhibition trade against the steady growth of distribution networks that corresponds not only national, but also a world tendency of integration and concentration of trade services.

Taking into account branch specifics of the Tambov region as agrarian region, it is proved that the tendency of decrease in a turn of exhibition trade against the steady growth of distribution networks forms a perspective problem of occurrence of production of the regional small agricultural enterprises in the distribution networks, caused by need of acceptance of certificates of conformity and the sanitary and epidemiologic conclusions that probably mainly in a format of economic communications with wholesale suppliers of large consignments of goods. For leveling of this problem the actions directed on advance of production of local producers by means of distribution networks are offered: activity strengthening on increase of availability of services of certification of production of local producers; activity strengthening on control and supervision in the field of agricultural production, introduction of «the ecological passport» on the corresponding goods; activity strengthening on control and supervision in the field of examination of the analog foreign foodstuff arriving in regional distribution networks.

Key words: trade business activity, commodity and services market, region, tendencies and development problems, certification of goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.