Научная статья на тему 'Проблемы формирования и развития институтов ярмарочной торговли на территории региона (на материалах Омской области)'

Проблемы формирования и развития институтов ярмарочной торговли на территории региона (на материалах Омской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯРМАРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК / АПК / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ЦЕПОЧКА / FAIR TRADE / AGRI-FOOD MARKET / INFRASTRUCTURE / MARKET / AGRIBUSINESS / FOOD CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучеренко Семен Иванович

Рассматривается ярмарочная форма торговли как звено в системе агропродовольственного рынка, раскрываются функции ярмарочной торговли в решении проблемы сбыта продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIR TRADE INSTITUTIONS IN THE REGION: FORMING AND DEVELOPMENT ISSUES (ACCORDING TO OMSK REGION DATA)

The paper considers a fair trade form as a link of agri-food market system. The author describes fair trade functions dealing with marketing of products.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и развития институтов ярмарочной торговли на территории региона (на материалах Омской области)»

УДК 339.35

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ЯРМАРОЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

FAIR TRADE INSTITUTIONS IN THE REGION: FORMING AND DEVELOPMENT ISSUES

(ACCORDING TO OMSK REGION DATA)

С.И. Кучеренко S.I. Kucherenko

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Рассматривается ярмарочная форма торговли как звено в системе агропродовольственного рынка, раскрываются функции ярмарочной торговли в решении проблемы сбыта продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями.

The paper considers a fair trade form as a link of agri-food market system. The author describes fair trade functions dealing with marketing of products.

Ключевые слова: ярмарочная торговля, агропродовольственный рынок, инфраструктура, рынок, АПК, продовольственная цепочка.

Key words: fair trade, agri-food market, infrastructure, market, agribusiness, food chain.

Трудности в экономике сельскохозяйственных организаций связаны, наряду с другими причинами, с тем, что в регионе недостаточно развита рыночная инфраструктура. Преобладающая доля выручки, полученной от конечных потребителей продукции, приходится на посреднические организации, сферу переработки и торговли. В связи с этим одной из важнейших задач государства является создание институтов рыночной инфраструктуры, способствующих рационализации товарных потоков, функционированию эффективной рыночной системы распределения сельскохозяйственной продукции, которая обеспечит отечественным товаропроизводителям и потребителям устойчивый выход на немонополизирован-ный продовольственный рынок. Это позволит осуществлять сбыт продукции по равновесным ценам.

Основные проблемы в этой сфере - недостаток информации о рынках, ценах на продукцию и неразвитости рыночной инфраструктуры. Как следствие - неоправданно высокие издержки обращения, наличие большого количества лишних посредников. Если крупные хозяйствующие субъекты благодаря наличию специализированных служб, доступа к информационным или административным ресурсам имеют возможность выбирать более рациональные

цепочки продвижения продукции, избегая услуг многоступенчатого посреднического звена, то в секторе личных подсобных хозяйств ситуация намного сложнее. Значительная часть продукции реализуется через посредников. В результате доля хозяйствующих субъектов в конечной цене сокращается, что сказывается на прибыли и на показателях рентабельности.

Устойчивое функционирование агропро-довольственного рынка невозможно без наличия соответствующей инфраструктуры, которая представляет собой комплекс отраслей и организаций, обеспечивающих устойчивую связь между товаропроизводителями и потребителями, содействующих осуществлению рыночного процесса, продвижению, сохранению и рациональному использованию аграрной продукции на всех этапах воспроизводственного цикла [1].

Наиболее перспективной формой организации торговых предприятий (как основных элементов инфраструктуры, непосредственно влияющих на процесс товародвижения продовольственной продукции), на наш взгляд, являются сельскохозяйственные рынки и ярмарки.

Ярмаркой принято называть периодические, как правило, традиционно крупные торги, проводимые с участием многих предприятий торговли, предприятий-изготовителей, сельскохозяйственных товаропроизводителей.

© С.И. Кучеренко, 2012

Рис. 1. Содержание услуги ярмарочной торговли

Ярмарки выходного дня в последние годы получили широкое распространение в больших и малых городах нашей страны. Формат такой ярмарки предполагает участие в ней производителей товаров и торгующих организаций. Чаще всего в торговле на ярмарках заинтересованы предприятия малого и среднего бизнеса, занимающиеся производством собственной продукции, а также их торговые представители, торгово-закупочные кооперативы, индивидуальные предприниматели.

Говоря о ярмарочной торговли, необходимо рассмотреть прежде всего предоставляемые ею услуги по организации рынка потребительских товаров и торговых услуг. Под услугой торговли понимается совокупность действий, которые торговля может предложить на рынке покупателям, связанных или не связанных напрямую с товаром, являющимся объектом купли-продажи и способным обеспечить ожидаемый уровень удовлетворения потребностей покупателей (рис. 1).

Основная услуга, предлагаемая предприятиями ярмарочной торговли потребителям и товаропроизводителям, представляет собой создание условий для реализации и потребления продукции. Специфические свойства услуг, предоставляемые институтами ярмарочной торговли, являются основой для создания дополнительной полезности и способом улучшения торгового обслуживания.

Автором совместно с учеными Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина (далее - ОмГАУ) проведено комплексное исследование сектора реализации произведенной продукции малыми формами хозяйствования, в результате которого был выявлен основной спектр проблем в сфере реализации произведенной продукции малыми формами хозяйствования. Основные проблемы - это занижение цены и качества продукции (это отметили 63,2 % респондентов). Чем длиннее цепочки посредников, тем дороже попадает к потребителю товар, т. е. с существенными добавками в цене, что негативно сказывается на спросе покупателей и реальной выгоде товаропроизводителей сельхозпродукции.

Имея значительные трудности в сбыте произведенной продукции собственными силами, крестьянские хозяйства реализуют ее посредникам либо на перерабатывающие предприятия. Реализация продукции сельхозтоваропроизводителей через систему ярмарочной торговли позволит ликвидировать посредников в продуктовой цепочке на пути от производителя к потребителю. Для наглядности, на примере ниже представлена реализация мяса крупного рогатого скота через основные каналы реализации, доступные для сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Омской области (рис. 2).

Торговля непосредсізєнно на Губернской ярмарка

100%

Рис. 2. Варианты продаж по «продуктовым цепочкам»

Таким образом, наиболее перспективной формой организации торговых предприятий (как основных элементов инфраструктуры, непосредственно влияющих на процесс товародвижения продовольственной продукции), на наш взгляд, являются сельскохозяйственные рынки и ярмарки.

В 2010 г. в системе ярмарочной торговли сельскими товаропроизводителями продано 2 690 т мяса, 3 460 т молока и молочной продукции, 17,7 тыс. поросят, 2,4 тыс. молодняка крупного рогатого скота, более 116 тыс. голов птицы, 13 тыс. т зернофуража и 5 тыс. т сена. На районных рынках товаропроизводителями продано различной сельскохозяйственной продукции на сумму 530 млн руб. [2].

Однако на территории Омской области через систему ярмарочной торговли реализуется лишь около 0,5 % от общего производства мяса и менее 0,1 % производства молока. В денежном выражении оборот в системе ярмарочной торговли также находится на низком уровне

0,2 % от регионального розничного оборота продовольствия. Таким образом, проблему отсутствия устойчивого сбыта и каналов реализации сельскохозяйственной продукции необходимо решать комплексно и искать новые подходы к организации сельскохозяйственных ярмарок.

Одним из показателей работы Губернской сельскохозяйственной ярмарки является цена реализации продукции. Для придания открытости процессам в системе ярмарочной торговли в рамках диссертационного исследования авто-

ром совместно с учеными ОмГАУ была создана система ценового мониторинга на агропро-довольственном рынке. На сайте agro55.ru регулярно (каждые 10 дней) размещаются обзоры цен по каналам продаж, включая цены ярмарочной торговли (см. рис. 3).

Таким образом, в результате проведенного анализа системы ярмарочной торговли на территории региона выявлен ряд проблем, связный с низким объемом реализации сельскохозяйственной продукции через систему ярмарочной торговли. Нами предложены следующие рекомендации:

• Вполне своевременно ставится вопрос о развитии в регионе логистической системы, обеспечивающей продвижение потоков аграрной продукции, капитала, информации. Центром притяжения мог бы стать распределительный центр как элемент ярмарочной инфраструктуры региона с соответствующей инфраструктурой, построенный вблизи мегаполиса. Распределительный центр будет способствовать наращиванию объемов реализации продукции сельхозтоваропроизводителей региона через систему ярмарочной торговли.

• В условиях недостатка полной и достоверной информации о ценах и возможностях поставщиков и потребителей услуг Губернской сельскохозяйственной ярмарки, одним из возможных решений является популяризация информации, подготавливаемая Информационноконсультационным центром АПК Омской области при ОмГАУ (сайт: agro55.ru).

Развитие Инфраструктуры Агропромышленного

Комплекса

Тематические разделы

* Губернская ярмарка

* Цены и прогнозы сектора АПК

* Малое предпринимательство г.Омска

* Учебно-методические и научные материалы

* Аспирантура, Научнопедагогическая школа

* Деловая игра

* Книги в открытом доступе

* Полезные ссылки

* Файловый архив

* Форум О Кафедре

* Кафедра Экономики и управления с-х производством ОмГАУ

* Фотоальбом Рейтинги

О САЙТЕ

Доктор экономических наук, профессор, член Правления общественного объединения экономистов-аграрников России -Стукач Виктор Федорович

заведующий кафедрой экономики и управления сельскохозяйственным производством Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина"

"ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П А Столыпина"

представляет основные направления работы сайта:

* Развитие инфраструктуры АПК

* Кластерная политика регионального развития

* Управление трансакционными издержками в АПК

* Формирование и развитие системы рыночной инфор-мации

* Формирование и развитие системы материально-технического обеспечения регионального АПК

* Проблемы формирования человеческого капитала в аг-рарной экономике

* Адаптационные процессы в сельском хозяйстве Активные формы обучения в вузе, деловые игры

ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

05.10.2011 Цена: от поля до прилавка - за 3-ю декаду Сентября 2011 года

05.10.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 2-ю декаду Сентября 2011 года

05.10.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 1-ю декаду Сентября 2011 года

04.09.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 3-ю декаду Августа 2011 года

04.09.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 2-ю декаду Августа 2011 года

04.09.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 1-ю декаду Августа 2011 года

03.06.2011 Цена: от поля до прилавка - за 3-ю декаду Июля 2011 года

03.08.2011 Цена: от поля до прилавка - за 2-ю декаду Июля 2011 года

03.08.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 1-ю декаду Июля 2011 года

02.08.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 3-ю декаду Июня 2011 года

02.08.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 2-ю декаду Июня 2011 года

02.08.2011 |Цена: от поля до прилавка - за 1-ю декаду Июня 2011 года

01.08.2011 Цена: от поля до прилавка - за 3-ю декаду Мая 2011 года

Рис. 3. Сайт AGRO55.ru - «Развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса»

• Целесообразно расширять сферу влияния Губернской ярмарки путем расширения сети ее филиалов в северных районах Омской области. В отдаленных районах необходимо создавать пункты сбора сельскохозяйственной продукции с последующим ее сбытом в системе ярмарочной торговли.

• Для нормального функционирования ярмарочной торговли необходима правовая, организационная и экономическая поддержка Правительства Омской области: указы, положения. Развитие системы организованной ярмарочной торговли продовольствием на территории региона позволит обеспечить оптимальные взаимосвязи между структурными элементами аг-

ропродовольственного рынка, способствовать свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства, бесперебойному функционированию сферы конечного потребления и тем самым повышению эффективности производства, сбыта и потребления агро-продовольственных товаров в регионе.

1. Стукач В. Ф., Шумакова О. В. Информация на региональном аграрном рынке : монография. - Омск : ОмГАУ, 2004. - 200 с.

2. Рабочие документы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области по организации и функционированию Губернской ярмарки за 2003-2011 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.