УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НАЧАЛО XXI В.)
© 2020 Н. В. Плаксина
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: natalyanegrebetskaya @ yandex. ru
Курский государственный университет
Значительные изменения в начале XXI в. в экономической и социокультурной сферах в большинстве стран ЕС оказали значительное влияние на национальные системы высшего образования. Высшее образование становится одним из решающих факторов международной интеграции, обеспечивающих интенсивное развитие экономики, науки и культуры. Интеграционные процессы в образовании изменили понятие «образование», повлияли на пересмотр целей, структуры, содержания образования на всех уровнях и этапах британской системы обучения. В начале XXI в. система высшего образования Великобритании развивается в соответствии с ключевыми положениями «лиссабонской стратегии», которая обозначила основные стратегические направления развития национальных систем образования государств-членов ЕС и предложила ряд практических мер с целью улучшения качества и эффективности образования с учетом новых задач, стоящих перед современными «обществами знаний».
Ключевые слова: глобализация, международная интеграция, европейская стратегия «Европа 2020», высшее образование, открытое и дистанционное образование, университет, колледж.
Значительные изменения в конце XX в. в экономической и социокультурной сферах в большинстве стран Западной Европы повлияли на характер труда и место человека в производственном процессе, изменили социальную структуру общества, образ жизни и психологию людей. В сложившихся условиях развитие большинства западноевропейских стран происходило в соответствии с основными положениями новой европейской стратегии «Европа 2020», которая актуализировала ряд политических и практических задач для Европы в целом и обозначила основные стратегические направления развития национальных систем образования в частности.
В сложившихся условиях особое значение уделялось второму пункту программы - «Движение молодежи», в соответствии с которым планировалось повысить качество образования на всех уровнях в ЕС, тем самым увеличив уровень международной привлекательности европейского высшего образования; сделать образование более открытым и доступным, предоставив студентам и преподавателям возможность свободного передвижения в пределах ЕС, что, несомненно, должно улучшить ситуацию с трудоустройством молодых специалистов [Новая европейская стратегия...].
Среди приоритетных задач на уровне ЕС планировалось совершенствовать высшее образование: учебные планы, сферы его финансирования и управления; развивать программы ЕС в сферах свободы передвижения, обучения в университетах, в научных исследованиях; включать данные программы в национальные программы и проекты; оказывать поддержку неформальному обучению, а также исследовать и развивать предпринимательство с помощью программ мобильности обучающихся.
Государства-члены ЕС, в свою очередь, должны были решить проблемы с инвестированием образования на национальных уровнях, обеспечив обучающие
системы в достаточном объёме; качественно повысить показатели на каждом этапе систем образования; продумать и создать системы национальных квалификационных стандартов, обеспечив тем самым доступность и открытость национальных систем образования [Там же].
Новая европейская стратегия актуализировала задачу формирования полноценной личности, с активной жизненной позицией, способной активно проявлять себя в качественно новых условиях языкового и культурного многообразия, которое является характеристикой ЕС в начале ХХ! в. [Савина].
Образование стало средством борьбы стран за лидерские позиции, за развивающуюся, конкурентную сферу экономики и определило приоритетные направления дальнейшего развития и совершенствования систем образования в странах Европы. Интеграционные процессы в образовании изменили понятие «образование», повлияли на пересмотр целей, структуры, содержания образования на всех уровнях и этапах систем обучения, сформированных под влиянием различных системных факторов, включая многообразные национальные педагогические концептуальные ориентиры [Все о Европе].
Следует отметить, что Великобритания - одна из немногих европейских стран, которая еще в конце ХХ в. осознала необходимость модернизации образования и активно включилась в разработку стратегических направлений развития.
В начале ХХ1 в. система высшего образования Великобритании развивается в соответствии с ключевыми положениями «лиссабонской стратегии», которая обозначила основные стратегические направления развития национальных систем образования государств-членов ЕС и предложила ряд практических мер с целью улучшения качества и эффективности образования с учетом новых задач, стоящих перед современными «обществами знаний» [Новая европейская стратегия...].
В начале ХХ1 в. в Великобритании сфера высшего образования по-прежнему приоритетна. Параллельно с признанием особой роли высшего образования в жизни общества в первые десятилетия ХХ1 в. ученые страны отмечают необходимость сохранения и культивирования лучших традиций британской системы образования, которые были сформированы в соответствии с экономической структурой нации, с особенностями ее социокультурного развития и отражают ее достоинства и недостатки.
Система высшего образования в Великобритании - одна из самых известных и устойчивых европейских моделей в мире со своей университетской традицией. Британская система высшего образования представлена разнообразными высшими учебными заведениями, что является результатом социокультурной истории страны. На определенных этапах развития государства возникало противоречие между существующей системой знаний и качественно новой социокультурной ситуацией. Очевидной становилась необходимость смены культурной программы, в результате появлялись новые структуры, модели и концепции обучения.
Подтверждает данное явление классификация типов учебных заведений в системе высшего образования Великобритании. Очевидно, что каждый новый вид вузов появлялся как реакция на возникновение новой проблемной социокультурной ситуации. Повышалась актуальность высшего образования. Исходная идея интенсивно развивалась [Плаксина 2015].
Оксфордский (1249) и Кембриджский (1284) университеты известны во всем мире прежде всего своими высокими академическими стандартами и относятся к первому поколению вузов в Великобритании. Университеты являются коллегиальными вузами (collegiate universities), так как в их структуре находятся колледжи с высокой степенью автономии. Данная особенность в организационной структуре позволяла учебным
заведениям динамично адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям на протяжении долгого времени. На институциональном фундаменте университетов появлялись новые колледжи и факультеты, научно-исследовательские центры.
В первые десятилетия XXI в. обучение в университетах Оксфорда и Кембриджа по-прежнему престижно. Вузы занимают лидирующую позицию среди самых известных научно-исследовательских центров в мире, организуют самые крупные международные научные конференции и симпозиумы, публикуют труды авторитетных ученых с мировым именем.
В XV-XVI вв. в Великобритании появились шотландские университеты. Плата за обучение в вузах была невысокой, в связи с чем получение высшего образования стало возможным для менее привилегированных слоев населения страны.
Лондонский университет (University of London) являлся долгое время только экзаменующим учреждением, и только в конце XIX в., с 1898 г., в вузе был организован процесс обучения.
Особого упоминания заслуживают «Краснокирпичные» (Redbrick Universities) университеты в Великобритании. Вузы состоят из колледжей с естественнонаучным профилем обучения.
Самым известным из федеральных университетов является университет Уэльса (University of Wales), в структуре которого с 1893 г. находится большая часть высших учебных заведений Уэльса.
Технологические университеты были основаны в Великобритании в 1964-1967 гг. (Суррейский (University of Surrey), Астонский (Aston University), Бредфордский (University of Bradford) и др.), расположены в определенных промышленных районах страны и сотрудничают с предприятиями. И именно будущие работодатели актуализируют направления их дальнейшего развития.
Среди приоритетных задач новых университетов Великобритании - гармоничное сочетание изучения гуманитарных и естественных наук, баланс между научными исследованиями и обучением.
Мировым лидером в дистанционном обучении, известным как общеевропейский «университет без границ», по-прежнему является Открытый университет Великобритании (University of the Air; Open University) [The Open University...].
Как показывает исследование, образование в вузах Великобритании престижно. Содержание образования актуально за счет постоянного внедрения передовых методик и технологий и характеризуется прагматизмом. Акцент в британских вузах делается на воспитании свободной личности, а также на развитии профессионализма выпускников, что, несомненно, делает их необычайно востребованными на международном рынке труда.
В Великобритании создана многоступенчатая система аккредитации университетов и их образовательных программ при главенствующей роли правительственной организации Quality Assurance Agency - QAA, которая следит за соблюдением высоких стандартов образования. Но ряд британских вузов производит оценку образовательных программ других учебных заведений по согласованным с QAA критериям. Например, открытый университет в 1992 г. создал свою структуру - The Open University Validation Services (OUVS), которая занимается аккредитацией образовательных учреждений и валидацией (ратификацией) образовательных программ, в том числе за пределами Великобритании [Шестакова 2008: 26].
Следует отметить, что британские вузы привлекают внимание не только своей выдающейся архитектурой, но и инфраструктурой. Во многих университетах Великобритании находятся современные библиотеки, научно-исследовательские лаборатории, музеи. Например, Манчестерский университет оснащен собственной
обсерваторией, а первый в мире университетский музей (Ashmolean Museum of Art and Archaeology) был основан в Оксфордском университете [Университеты Великобритании.].
Согласно международным рейтингам (The Times Higher Education (THE), QS, Shanghai Rankings (ARWU)), ежегодно около 20 британских вузов входят в топ-100 университетов мира. Великобритания занимает второе место после США по направлению студенческой иммиграции, а британские дипломы престижны и ценятся работодателями в любой стране.
Для иностранных студентов обучение в вузах Великобритании в несколько раз дороже, чем для британцев, для которых установлена фиксированная максимальная стоимость, а также существуют различные возможности субсидирования. Кроме того, иностранные студенты должны обязательно пройти обучение на одной из подготовительных программ: A-Level, IB или Foundation, стоимость которых в некоторых вузах может быть выше стоимости обучения на бакалавриате. Тем не менее в последние десятилетия именно Великобритания привлекает наибольшее количество иностранных студентов. Согласно статистическим данным, практически в каждом вузе страны присутствует интернациональный контингент обучающихся.
Необходимо отметить роль колледжей в системе высшего образования Великобритании. Британские колледжи узкоспециализированы. Некоторые колледжи наравне с университетами наделены полномочиями присваивать ученые степени. Как правило, университеты следят за качеством образования и контролируют процедуру присвоения квалификаций, ученых степеней.
Большинство британских колледжей высшего образования известны в Европе своими традициями в сфере образования и богатым педагогическим опытом. Лондонский колледж моды и Лондонский колледж печатного дела в Великобритании пользуются огромным спросом среди европейских студентов. Следует отметить, что британским колледжам высшего образования с 1992 г. после аккредитации разрешено присваивать выпускникам степени бакалавра.
Обучение в колледжах дальнейшего образования соответствует основным канонам программы высшего образования в университетах страны, но сопоставимо с уровнем среднего специального образования. После окончания обучения выпускники сдают квалификационные экзамены, содержание которых определяется стандартами в сфере выбранной специальности.
После получения диплома выпускники профессиональных колледжей в Великобритании могут быть зачислены без вступительных испытаний на второй курс некоторых британских вузов с соответствующей специализацией.
Следует отметить, что сектор британских специализированных институтов и профессиональных колледжей слабо дифференцирован, в отличие от университетского сектора, который внутренне диверсифицирован.
Академизм, приоритет фундаментальных исследований, активная научно-исследовательская деятельность - национальные особенности подлинно университетского образования в Великобритании.
Следует отметить, что в начале XXI в. Великобритания приобрела статус всемирного центра инновационных проектов в сфере образования и заняла лидирующие позиции среди стран ЕС по проектированию, созданию, использованию дистанционных образовательных инфопорталов. Выбор дистанционной формы обучения возможен в большинстве британских колледжей и университетов. В начале XXI в. в вузах Великобритании в системе дистанционного обучения насчитывалось более 1 миллиона европейских студентов [Голионова 2009].
Среди многообразия программ дистанционного постдипломного обучения в вузах
Великобритании наибольшим спросом пользуются у студентов программы права, коммерции, бизнес-управления, финансовых и юридических дисциплин, медицины. Для обучения необходимо наличие ученой степени первой ступени высшего образования (бакалавриат). Вступительные экзамены на данные программы обучения зависят от профиля выбранной специальности [Дистанционное обучение...].
Большим спросом среди студентов пользуются дистанционные программы в области бизнес-администрирования (MBA, высшая профессиональная подготовка), включающие в себя лекции, практические занятия, семинары и интернет-коллоквиумы. Международная ассоциация по европейской аккредитации бизнес-школ аккредитует данные программы (Европейский фонд развития менеджмента). В соответствии с последними данными The Financial Times, из общего количества 40 бизнес-школ в Европе, предлагающих дистанционные программы МВА, 14 находятся в Великобритании [МБА в Великобритании].
Среди них такие известные британские бизнес-школы, как Durham Business School, Warwick Business School, Edinburgh Business School Heriot - Watt University, Open University Business School, London School of Business & Finance [МБА в Великобритании; The Open University...].
Огромной популярностью в Европе пользуется специальный проект London University "External Programme". Программа реализуется Лондонским университетом и заслуживает особого упоминания. Занимается проектом подразделение вуза, деятельность которого связана с организацией и реализацией дистанционных программ обучения. По окончании курса обучения выпускник получает диплом университета или колледжа, который находится в структуре вуза. Преподаватели координируют процесс обучения с помощью Интернета на основе ресурсов учебного заведения. Обучение проходит в основном в форме групповых занятий онлайн. Следует отметить, что некоторые британские вузы, реализующие дистанционные программы обучения, настаивают на личном присутствии обучающихся в течение периодов интенсивных тренингов, предусмотренных программой обучения [Плаксина 2016].
Стремительное развитие сферы открытого и дистанционного образования в вузах Великобритании в начале XXI в. актуализировало вопросы, связанные с процессом совершенствования технологий обучения. При организации процесса обучения традиционные методики используются преподавателями не так активно, как раньше. Приоритет отдается совместным обсуждениям и групповым проектам. При организации процесса обучения используются методы с применением новых технологий, различные электронные платформы и многоцелевые сайты. Организуется полноценная двухсторонняя связь между преподавателем и обучающимся, взаимодействие становится более полноценным и продуктивным [Учебные заведения...; Дистанционное обучение.].
В условиях динамичного развития и совершенствования области открытого и дистанционного обучения также стали актуальны вопросы профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава в большинстве британских вузов. Интеграция области культуры и образования в условиях глобализации, новые области для изучения, постоянное обновление и совершенствование методик обучения, информационных технологий обозначили ряд новых требований к профессиональной квалификации преподавателей, к их готовности адекватно воспринимать любые изменения, способности быстрой адаптации к новым условиям. Кроме того, становится актуальной мобильность преподавателя и его готовность к партнерским отношениям, к сотрудничеству со школами, промышленными и другими социальными учреждениями. Подготовка преподавателей стала рассматриваться как непрерывный, постоянный процесс обучения [Открытое образование.].
Итак, очевидно, что в начале XXI в. в рамках адаптации образовательных систем к потребностям «нового общества знаний» в условиях Европейской интеграции происходит процесс активного обновления и совершенствования системы высшего образования в Великобритании.
Британская система высшего образования перестраивается в качественно новых экономических и политических условиях, стремясь сохранить национальную самобытность и традиции в структуре и содержании. Анализ современного состояния системы высшего образования Великобритании показывает, что система по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций в Европе благодаря высокому уровню получаемых знаний, современным обучающим методикам и технологиям. Обучение в британских вузах престижно, а дипломы, сертификаты, научные степени высоко оцениваются работодателями во всем мире.
Британская система высшего образования по-прежнему остается одной из самых устойчивых европейских моделей с богатой и уникальной университетской традицией. Несмотря на свою сложность, неоднородность, диверсифицированность, британская модель высшего образования является типичным примером «болонской образовательной системы».
Эффективное стимулирование активной научно-исследовательской деятельности британских вузов, взаимодействие университетов с национальными бизнес-сообществами, принципиально новые практики в сфере управления вузами, а также государственный контроль за системой с помощью специализированных агентств, качественно новые стратегии интернационализации области высшего образования в условиях глобализации, открытость и доступность позволяют системе высшего образования Великобритании по-прежнему находиться в авангарде интеграции.
Библиографический список
Все о Европе [сайт]. URL: http://www.euromag.ru/catalogs/education/33208.html (дата обращения: 20.04.2020).
Голионова Ю.А. Предпосылки возникновения дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве // Знание, понимание, умение. 2009. № 2. С. 20-24.
Дистанционное обучение в Великобритании [сайт]. URL: http://ru.osvita.ua/abroad/higher_school/distance-learning/14757/ (дата обращения: 27.04.2020).
МБА в Великобритании [сайт]. URL: https://allterra.ru/articles/177873/ (дата обращения: 27.04.2020).
Новая европейская стратегия «Европа 2020» https://eulaw.ru/content/novaya-evropejskaya-strategiya-evropa-2020/ (дата обращения: 27.04.2020).
Открытое образование: Открытый университет Великобритании [сайт]. URL: https://medinaschool.org/world/otkrytyj-universitet-velikobritanii (дата обращения: 21.01.2019).
Плаксина Н.В. Миссия университета в системе высшего образования Великобритании // Проблемы современного образования. 2015. № 3. С. 24-31.
Плаксина Н.В. Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце XX - начале XXI века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2016. Т. 29. № 7 (228). С. 208-212.
Савина А.К. Развитие европейской системы образования в III тысячелетии //
История развития системы образования в регионах мировой цивилизации. URL: http://federalbook.rU/files/FSO/soderganie/Tom%209/I/Savina.pdf (дата обращения: 25.04.2020).
Учебные заведения дистанционного образования в Великобритании [сайт]. URL: https://megaobuchalka.ru/12/18599.html (дата обращения: 19.04.2020).
Университеты Великобритании [сайт]. URL:
https://www.unipage.net/ru/universities_uk (дата обращения: 11.04.2020).
Шестакова М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования // Экология человека. 2008. № 11. С. 23-28.
The Open University [сайт]. URL: http://www.openuniversity.edu (дата обращения: 10.04.2020).
The Open University Business School [сайт]. URL: http://business-school.open.ac.uk (дата обращения: 10.04.2020).