Научная статья на тему 'Зарубежные модели оценки качества высшего образования'

Зарубежные модели оценки качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3684
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / АККРЕДИТАЦИЯ / QUALITY RATING / HIGHER EDUCATION / RATING SYSTEM / ACCREDITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова М. В.

В статье описаны варианты решения актуальной проблемы оценки качества высшего образования на Европейском континенте и в США. Охарактеризованы основные сети национальных агентств, специализирующихся на оценке качества высшего образования в разных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN MODELS OF HIGHER EDUCATION QUALITY RATING

This article presents variants of solution of of the actual problem of higher educational quality rating in Europe and the USA. We have also described the basic national agencies' networks specialized in higher educational quality rating in different countries.

Текст научной работы на тему «Зарубежные модели оценки качества высшего образования»

УДК 378.146

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2008 г. М. В. Шестакова

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

В настоящее время проблема гарантии качества высшего образования приобрела особую важность в связи с тем, что в большинстве стран повышение качества высшего образования относится к стратегической государственной задаче и сопряжено с задачами сохранения высокого интеллектуального потенциала нации и стабильного экономического развития государства.

Понятие гарантии качества высшего образования в образовательном сообществе определяется как система показателей, отражающих уровень качества высшего образования, а инструментом, позволяющим определить и оценить степень осуществления гарантии, является оценка качества образования.

Источниковедческой базой исследования особенностей моделей оценки качества высшего образования стали материалы отечественных и зарубежных авторов в области оценки качества высшего образования [1—6, 8], а также электронные ресурсы сети Мете^

Условно всю совокупность мировых систем оценки качества высшего образования, которая начала складываться еще в конце прошлого века, можно разделить на два типа — система с ярко выраженной централизованной внешней оценкой качества высшего образования и система с преобладанием внутренней оценки.

«Внешняя оценка» качества высшего образования распространена в странах с превалирующими в системе оценок государственными структурами. Такими структурами являются министерства образования или специализированные государственные органы, призванные гарантировать высокое качество высшего образования. Самооценка в данном случае имеет формальную «стоимость». Необходимо отметить, что внешнее оценивание может быть проведено силами общественных организаций. В данном случае имеют место такие составные системы оценки, как государственный или общественный контроль, лицензирование, государственная аккредитация и др.

Централизованная внешняя оценка распространена в большинстве европейских государств, а также в странах СНГ.

Особенность второго типа систем оценки качества высшего образования заключается в том, что на уровне государства органы внешнего оценивания не существуют или не играют определяющей роли в системе оценивания. Здесь преобладает процесс внутренней самооценки вузов. Работа по оценке качества производится самим

В статье описаны варианты решения актуальной проблемы оценки качества высшего образования на Европейском континенте и в США. Охарактеризованы основные сети национальных агентств, специализирующихся на оценке качества высшего образования в разных странах. Ключевые слова: оценка качества, высшее образование, система оценки, аккредитация.

вузом, и она направлена на улучшение деятельности учебного учреждения.

Преобладание внутренней самооценки качества высшего образования характерно для США и стран, воспринявших американский образец оценки качества (Филиппины, Тайвань и др.).

Система оценки качества европейского высшего образования включает два подхода: континентальный (страны Европы) и британский.

Традиционно для континентального подхода наиболее важной характеристикой является внешняя сторона оценивания, т. е. выясняется, насколько выпускники высшего учебного заведения подготовлены стать участниками развития национальной экономики страны. Данное обстоятельство объясняется тем, что высшие учебные заведения финансирует правительство. В данном случае речь идет о наличии внешней системы оценки.

Для британского подхода характерны независимость и автономность, так как британские университеты свободны в своем развитии и выборе форм контроля. Это связано с тем, что система высшего образования в Великобритании находится в меньшей зависимости от государственного финансирования. В рамках данного подхода реализуется внутренняя система оценки качества.

Целесообразность сравнительного анализа европейской и американской моделей оценки качества высшего образования обусловлена тем, что данные системы образования являются конкурирующими. Бенчмаркинг в данном случае — один из эффективных инструментов, позволяющих определить конкурентное преимущество той или иной модели с целью совершенствования системы оценки.

Процесс формирования европейской и американской моделей обусловлен историческими, социальноэкономическими условиями, ментальными особенностями разных народов и рядом других факторов.

Американская модель оценки качества высшего образования формировалась в течение достаточно длительного периода. Она принципиально отличается от британского и континентального подходов и имеет свои особенности [6, 10]. Первая особенность обусловлена тем, что в СшА сложились три модели взаимоотношений «вуз — государство (штат)» на основе которых и сформировалась система оценки и управления качеством высшего образования данного государства. Эти отношения могут варьировать от определения положения университета как «вуза, пользующегося поддержкой государства» и «вуза, контролируемого государством» до вуза как общественного объединения, располагающего свободой в решении большого круга вопросов.

Такое положение дел должно было бы породить хаос на рынке образовательных услуг. Тем не менее система аккредитации, сформировавшаяся в СшА, являет собой яркий пример «аккредитации снизу» как механизма обеспечения качества образова-

тельных услуг, выработанного самим рынком [9].

Вторая особенность связана с тем, что в СшА выделяют три фактора, определяющих качество образования: регулирование системы образования через законы; открытую конкуренцию; систему аккредитации. Из всех названных процессов только аккредитация концентрирует свое внимание на интеграции учебных программ, т. е. установлении единого стандарта качества [10].

Первой провела аккредитацию медицинских школ и факультетов Ассоциация медиков в 1906 году, а в 1921-м Ассоциация адвокатов начала аккредитацию юридических школ.

В СшА существуют три типа аккредитации: аккредитация всего учебного заведения; аккредитация учебных программ; региональная аккредитация [1].

Первый тип оценивает работу всего учебного заведения. Второй тип аккредитации, также известный как специализированный или профессиональный, оценивает отдельные программы. региональной аккредитацией занимаются региональные ассоциации, они оценивают соответствие качества образования требованиям региона.

Сегодня общая аккредитация вузов в США проводится агентствами региональных ассоциаций учебных заведений (Ассоциации университетов, Ассоциации четырех- и двухгодичных колледжей), аккредитация отдельных факультетов и школ организуется профессиональными ассоциациями (Американская медицинская ассоциация, Американская ассоциация адвокатов, Совет инженеров по вопросам профессионального развития).

Каждое из шести региональных аккредитационных агентств США разрабатывает свои критерии, которые широко обсуждаются, детально прописываются, регулярно пересматриваются и доводятся до сведения университетов.

Общепринятыми являются девять критериев: целостность университета; цели, планирование и эффективность; управление и администрация; образовательные программы; профессорско-преподавательский состав и обслуживающий персонал; библиотека, компьютеры и другие источники информации; обслуживание студентов и обеспечение условий для образования; материальные ресурсы, помещения, оборудование; финансы [4].

Третья особенность является отражением той практики аккредитации высших учебных заведений США, в которой сложились два основных типа аккредитации — институциональная и специализированная (профессиональная).

Институциональная аккредитация указывает, что каждая из частей учреждения вносит свой вклад в достижение целей учреждения, хотя и не обязательно на одном и том же уровне качества. Такой тип аккредитации осуществляется комиссиями региональных ассоциаций аккредитации и рядом национальных агентств аккредитации.

Специализированная, или академическая, аккредитация обычно относится к академическим программам, структурным подразделениям или школам, которые являются частями учреждения. Аккредитованной структурой в этом случае может быть колледж или школа в пределах университета или учебный план в пределах дисциплины [4].

В настоящее время организации по профессиональной аккредитации, как правило, требуют, чтобы университет сначала получил институциональную аккредитацию, прежде чем будет аккредитована отдельная образовательная программа.

в условиях децентрализации управления системой высшего образования в США функционирует Совет по аккредитации высшего образования (Council for Higher Education Accreditation — CHEA) и Федеральный департамент образования США (U.S. Department of Education). Они осуществляют контроль за деятельностью аккредитационных агентств. Департамент образования выдает одобрение аккредитационным ассоциациям, которое берется во внимание при федеральном финансировании.

СНЕА создан в 1996 году. Это частная некоммерческая организация колледжей и университетов. в целом деятельность СнЕА сводится к выработке методов совершенствования процесса аккредитации, разработке процедуры признания самих аккредитационных организаций, демонстрации того, что решения об аккредитации вузов принимаются справедливо. СНЕА периодически пересматривает работу аккредитационных организаций, он развивает качество образования путем формального признания организаций, дающих аккредитацию вузам.

Существует также Ассоциация специальных и профессиональных аккредитационных организаций (Association of Specialized and Professional Accreditors — ASPA), ее членами являются профессиональные аккредитационные организации, она также преследует цель развивать систему аккредитации. От своих членов ASPA требует соблюдения разработанного ею кодекса практики аттестации (Code of Good Practice) [10].

Наиболее авторитетной организацией, аккредитующей образовательные программы в области техники и технологий, является Accreditation Board for Engineering and Technology — ABET, которая представляет собой федерацию 30 профессиональных инженерных и технических обществ. Свою задачу организация видит в поддержании мирового лидерства по обеспечению качества и стимулированию инноваций в образовательных программах в области прикладных наук, вычислений, техники и технологии. ABET аккредитовала более 1 500 инженерных и 700 технологических образовательных программ высших учебных заведений США. За пределами США она оценивает соответствие программ зарубежных вузов американским аналогам. Аккредитация АВЕТ обеспечивает всестороннюю

оценку качества деятельности инженерных вузов США и ряда других стран. на сегодняшний день более 70 программ университетов Германии, Голландии, Турции, Сингапура, Мексики и других стран признаны ABET.

Желание конкурировать с американской системой образования возникло в Европе в последние двадцать лет. Первым шагом на пути построения системы единых требований к качеству высшего образования в Европе стала Сорбоннская декларация 1998 года. Основная идея ее — создание в Европе открытой системы высшего образования. В рамках этой системы должно сохраняться культурное, национальное своеобразие отдельных стран и в то же время создаваться единое пространство преподавания и обучения, в котором студенты и преподаватели располагали бы возможностью для неограниченного передвижения и тесного сотрудничества [3, 7].

Следующим важным этапом объединения усилий в процессе формирования единого образовательного пространства стала Болонская декларация, подписанная в июне 1999 года.

В межгосударственном масштабе работу по координации усилий, направленных на формирование и поддержание общих требований к качеству образования, осуществляют сети и ассоциации аккредитационных агентств. Наиболее влиятельным из них является международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education — INQAAHE), образованная в 1991 году в Гонконге [5, 8].

В состав данной сети входят аккредитационные агентства и другие организации, которые заинтересованы в высоком качестве деятельности учреждений высшего образования. На начальном этапе своего функционирования INQAAHE занималась сбором и распространением информации о текущем состоянии дел в области образования. Кроме того, организация разрабатывала теоретические основы оценки качества высшего образования. Сейчас INQAAHE практически ориентирована на взаимодействие с другими организациями в целях проведения внешней оценки и развития транснационального образования. В настоящее время в состав INQAAHE входят 166 организаций из 69 стран.

С конца 90-х годов начинают активно работать региональные сети, объединяющие аккредитационные агентства различных регионов Европы.

Наиболее известна и авторитетна Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (The European Association for Quality in Higher Education — ENQA). В ее непосредственном ведении находится работа по созданию системы гарантии качества высшего образования в рамках Болонского процесса [5].

Основная цель ENQA как общеевропейской организации — развитие сотрудничества с европейскими

партнерами, разработка стандартов и руководящих принципов в области высшего образования по гарантии качества в странах Европы. ENQA принимала участие в работе по ряду проектов, посвященных изучению вопросов совместимости систем гарантии качества, выработке процедур, проводимых в рамках мероприятий по оценке качества в европейской зоне высшего образования, распространяя на европейском уровне информацию и способствуя созданию сети агентств по гарантии качества в европейской зоне высшего образования.

ENQA предстает как политический наднациональный орган, разрабатывающий и утверждающий стандарты, процедуры и руководства в области гарантии качества высшего образования в Европе.

В начале XXI века был образован еще ряд неправительственных, некоммерческих организаций, призванных гарантировать высокое качество высшего образования. Принципиальной разницы в их функциональных обязанностях нет. можно говорить только об их национальной специфике.

Это сеть агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы (Central and Eastern European Network of Quality Assurance Agencies in Higher Education — CEENET), Скандинавская сеть гарантии качества в высшем образовании (Nordic Quality Assurance Network in Higher Education — NOQA), в которую входят дания, Норвегия, Швеция, Финляндия. На территории бывшего Советского Союза в г. Алматы в 2004 году создана Евразийская сеть обе-

спечения качества образования (Eurasian Quality Assurance Network — EAQAN).

Информация о наиболее авторитетных организациях, которые занимаются проблемой оценки качества высшего образования, представлена в таблице.

Государства-участники различных ассоциаций располагают своей системой оценки качества высшего образования. Данные системы включают национальные агентства, управляющие процессом оценки качества высшего образования.

В 1990-х годах в Европе появились четыре первые основные системы обеспечения качества, представленные Францией, Данией, Нидерландами и Великобританией.

В Великобритании создана многоступенчатая система аккредитации университетов и их образовательных программ при главенствующей роли правительственной организации Quality Assurance Agency — QAA. Ряд британских вузов производит оценку образовательных программ других учебных заведений по согласованным с QAA критериям. Например, The Open University в 1992 году создал свою структуру — The Open University Validation Services (OUVS), которая занимается аккредитацией образовательных учреждений и валидацией (ратификацией) образовательных программ, в том числе за пределами Великобритании. Требованиями OUVS для аккредитации образовательных учреждений являются: создание соответствующей образовательной среды; независимость в реализации образовательных программ; эффективная организация академической активности; эффективная система гарантий качества;

Международные и европейские агентства по оценке качества высшего образования

Агентство Страны-участницы Миссия

Международный уровень

INQAAHE 166 организаций из 69 стран мира Членство 3 видов: полноправное, ассоциированное, аффилированное Полноправные члены: Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Белиз, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Гонконг, Венгрия, Индия, Индонезия, Ирландия, Россия, США, Япония и др. Сбор и распространение информации о текущем состоянии и новых разработках по теории и практике в области оценки, улучшения и поддержки качества в системе высшего образования

Европейский уровень

ENQA Около 40 полноправных членов — агентств, представляющих следующие страны: Австрия, Бельгия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Словацкая Республика, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания Содействие европейскому сотрудничеству в области гарантии качества высшего образования для всех заинтересованных лиц, вовлеченных в процесс гарантии качества

CEENET 20 организаций из 16 стран Центральной и Восточной Европы: Албания, Австрия, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Македония, Польша, Россия, Словакия, Словения, Венгрия, Румыния, земля Бавария (Германия) Поддержка сотрудничества стран-участников в деле обеспечения качества высшего образования, организация совместных проектов и консорциумов

NOQA Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия Координация усилий в направлении обеспечения качества высшего образования в странах Северной Европы, на территории Баренц-региона

EAQAN В составе представители семи стран бывшего СССР — Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Латвии, России, Эстонии Улучшение качества высшего образования в евразийском регионе посредством развития деятельности агентств гарантии качества и расширения сотрудничества между ними

наличие интеллектуальной собственности; открытость для внешних рекомендаций; финансовая безопасность [6].

В Дании система оценки введена во все основные образовательные программы. Процесс оценки, который осуществляется на протяжении всего учебного года, включает пять этапов. Первый этап заключается в планировании программы оценки, второй — в выработке методов по усовершенствованию процессов внутри образовательного пространства. На третьем этапе инспектируются такие группы участников образовательного процесса, как выпускники, студенты, работодатели. В четвертый этап входит проведение собрания с обзором результатов работы комитета по оценке качества образовательного процесса. На пятом этапе проводится заключительная конференция, на которой комитет отчитывается о проделанной за учебный год работе. Координирует работу в системе оценки качества образования Дании Датский институт по оценке [7].

В Нидерландах подход к цикличной системе оценки качества, ориентированной на усовершенствование, содержит внешнюю и внутреннюю составляющие. Внутренняя сторона включает процесс самооценки и составление отчета самоизучения, внешняя — деятельность инспектирующей комиссии по оценке качества и предоставление отчета с целью усовершенствования качества. На территории государства на национальном уровне проблемы оценки качества высшего образования решают такие организации, как Инспекция по высшему образованию, Ассоциация университетов в Нидерландах, Нидерландское агентство по качеству, Нидерландская ассоциация по аккредитации [9].

Стоит отметить, что благодаря действию Нидерландской организации по международному сотрудничеству в сфере высшего образования (NUFFIC) была создана единая система аккредитации учебных заведений для Голландии и Фландрии.

Нидерландский опыт формирования системы оценки качества высшего образования часто служит образцом для образования подобных систем в других странах, в том числе на институциональном уровне в некоторых регионах России.

В Скандинавских странах, входящих в Баренцев Евро-Арктический регион (Швеция, Норвегия, Финляндия), системы оценки высшей школы определяются правительством. В этих странах существует большое разнообразие в способах внешней оценки.

В Швеции основной упор делается на помощь учебным заведениям в разработке соответствующих инфраструктур. С 2001 года в стране действует Национальное агентство по высшему образованию [7]. Информация открыта, предоставляется всем желающим. В проведении оценки наряду со студентами и работодателями участвуют эксперты шведских и иностранных вузов. В системе оценки качества высшего образования созданы следующие компо-

ненты: аудиторские проверки качества, оценка качества учебных программ, аккредитация.

Существуют четыре формы оценки на уровне национальной политики в области высшего образования. Первое направление включает оценки субъектов и образовательных программ на национальном уровне, второе — оценки образовательных программ для аккредитации, третье — оценки некрупных образовательных учреждений для установления уровня профессиональной подготовки выпускников, четвертое — общая оценка всего образовательного процесса.

В Норвегии процесс оценки проводится организациями, финансово поддерживаемыми правительством уже после того, как произведена самооценка учебного заведения. Основное внимание уделяется оценке самого образовательного процесса и учебных программ. В 2002 году в стране основано национальное агентство по обеспечению качества высшего образования ^ОКиТ), которое активно действует с 1 января 2003 года [7]. Сфера деятельности комитета включает оценку работы частных и государственных вузов, аккредитацию академических курсов, контроль выданных аккредитаций, а также мониторинг учебных заведений за рубежом.

В Финляндии сочетается сторонняя оценка и самооценка учебных заведений. Применяются и выборочные проверки отдельных структур со стороны внешних наблюдателей. В 1995 году создан Финский совет по оценке высшего образования ^ШНЕЕС). Главная задача совета — оказывать содействие высшим учебным заведениям и министерству образования в развитии системы оценки. По характеру деятельности комитет является в большей степени консультативным, чем контролирующим. В его задачи входит подготовка специалистов для работы в системе оценики качества внутри образовательного учреждения, обеспечение системы оценки, как на государственном уровне, так и на уровне конкретных учреждений, разработка и подготовка материалов для аккредитации профессиональноориентированных институтов.

Наряду с формированием совета правовая реформа в области образования законодательно закрепила необходимость самооценки на всех уровнях системы образования. Самооценка воспринимается как важная составляющая работы коллективов подразделений вузов. Сравнительный анализ самооценок на вузовском уровне стимулирует повышение качества образования в целом [7].

В Германии переход к многоуровневой системе и интернационализация образования привели к созданию ряда аккредитационных организаций.

По решению конференции министров образования в 1998 году в Германии был создан Аккредитационный совет по оценке программ подготовки бакалавров и магистров, который разработал минимальные стандарты и критерии для аккредитационных агентств.

Ассоциация германских инженеров в 1999 году основала Аккредитационное агентство по инженерным и компьютерным наукам. Большое внимание уделяется совершенствованию процесса высшего профессионального образования в сфере медицины. Активно функционирует Агентство по аккредитации квалификаций в сфере медицины, здравоохранения, социальной работы — AHPGS. В его ведении находятся аккредитация программ, оценка качества преподавания определенных предметов университетского и неуниверситетского секторов.

Первой аккредитационной организацией в Германии стало центральное агентство земли Нижняя Саксония — Central Agency of Evaluation of Lower Saxony’s Institutions of Higher Education (ZEvA).

В настоящее время активно работает Accreditation Agency for Study Programs in Engineering, Informatics, Natural Sciences and Mathematics (ASIIN) — агентство, аккредитующее образовательные программы в области техники, информатики, естественных наук и математики, а также другие агентства по различным направлениям подготовки специалистов.

Основной девиз германской реформы образования

— «качество и конкуренция». Цель — повышение мотивации и ответственности участников образовательного процесса в вузах страны [2].

На основании анализа моделей оценки качества высшего образования, а также подходов к формированию принципов оценки на разных уровнях, можно выявить общее и особенное в представленных моделях оценки качества высшего образования.

1. Общим является стремление повышать качество высшего образования в пределах разных систем и моделей оценки качества высшего образования. Качественное высшее образование — залог позитивного развития любого государства.

2. Британская и американская модели оценки качества высшего образования имеют сходные черты: вузы Соединенного Королевства более других европейских независимы от внешнего контроля. Как и в американской модели, «внутренняя» оценка играет здесь важную роль.

3. В целом на европейском континенте пока отсутствует единая система институциональной оценки деятельности образовательных учреждений. США в основном руководствуются едиными принципами аккредитации.

4. Предложенная в американской модели система аккредитации вузов, по сути, является прообразом распространяющихся сегодня механизмов управления качеством образования, но, в отличие от европейских аналогов, она основывается на университетских инициативах («аккредитация снизу»).

Основными признаками, которые выступили в качестве основания для осуществления сравнительного анализа американской и европейской систем оценки высшего образования, являются: полномочия правительства в сфере оценки; формулировка целей оценки; определение наиболее важных аспек-

тов оценки; способы принятия решений и, наконец, сама организация образовательного процесса.

Список литературы

1. Гребнев Л. Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США (статья вторая) / Л. Гребнев, В. Попов // Высшее образование в России.

- 2005. - № 2. - С. 120-133.

2. Иванов С. Качество по европейской шкале / С. Иванов, И. Волкова // Платное образование. - 2005.

- № 11(37). - С. 13-16.

3. Ларионова М. В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт (статья первая) / М. В. Ларионова // Высшее образование сегодня. -2006. - № 2. - С. 46-52.

4. Материалы российско-американского центра содействия аккредитации http://www.cpia.vsu.ru/docs/ usa_accreditation_agency.pdf

5. Мотова Г. О международном сотрудничестве в системе гарантий качества образования / Г. Мотова, Ф. Гарифуллина // Вестник высшей школы. - 2007. -№ 1. - С. 45-48.

6. Похолков Ю. Обеспечение и оценка качества в высшем образовании / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий, О. Боев // Высшее образование в России. - 2004. - № 2. - С. 12-28.

7. Себкова Х. Аккредитация и обеспечение качества высшего образования в Европе / X. Себкова // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 12. - С. 44-50.

8. Сайт Волгоградского государственного педагогического университета http://www.pssw.vspu.ru/other/science/ publication/klitcheva_merkulova/chaper1_quality.htm

9. Электронные материалы ГУ-ВШЭ http://www. oecdcentre.hse.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Электронные материалы Межвузовского агентства международного консалтинга Московского государственного университета экономики, статистики и информатики http://www.mamok.mesi.ru/.ru/files/ obshestvennii_kontrol_kachestva_visshego_obrazovaniya_ sistema_akkreditacii_v_ssha.doc

FOREIGN MODELS OF HIGHER EDUCATION QUALITY RATING

M. V. Shestakova

Northern State Medical University, Arkhangelsk

This article presents variants of solution of of the actual problem of higher educational quality rating in Europe and the USA. We have also described the basic national agencies’ networks specialized in higher educational quality rating in different countries.

Key words: quality rating, higher education, rating system, accreditation.

Контактная информация:

Шестакова Мария Викторовна - зав. учебнометодическим кабинетом учебного управления Северного государственного медицинского университета

Адрес: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, СГМУ

Тел. (8182) 28-57-86

Статья поступила 31.03.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.