15. Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества. Образование и наука. 2013; 9 (108): 3 - 23.
16. Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. Москва: Русский мир, 1997.
17. Деев А.Н. Категория «гармония». Понимание и история эволюции. Новосибирск: ЦЭРИС, 1999.
18. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Москва: ВЛАДОС, 1994.
19. Додонова Л.П. Труд как метод и главный фактор развития и воспитания человека. Теория и практика физической культуры. 2014; 3: 100 - 104.
20. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор Б.М. Бим-Бад; редколлегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Гле-бова и др. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008.
21. Додонова Л.П., Додонов А.П. Интенсивный путь, принципы, факторы и внутренние условия развития человека. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 137 - 147.
22. Лельчинский И.Д., Пурышева Н.С., Тряпицына А.П. Диссертационные исследования по педагогическим наукам: анализ тематики. Педагогика. 2017; 3: 37 - 48.
23. Додонова Л.П. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у детей и подростков в пре- и пубертатном периоде онтогенеза. Автореферат диссертации ... кандидата биологических наук. Новосибирск, 1992.
24. Додонова Л.П. Природные явления и законы, определяющие изменения признаков у лиц с различными соматотипами на этапе роста и развития. Актуальные вопросы антропологии: сборник научных трудов. Минск: «Беларуская навука», 2009; Выпуск 4: 86 - 94.
25. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией д-ра экон. наук, проф. Н.П. Иващенко. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
26. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. Москва: «Физкультура, образование и наука», 1995.
27. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия. Некоторые теоретические вопросы. Москва: Наука, 1985.
28. Павловский О.М. Биологический возраст человека. Москва: Советская энциклопедия, 1984.
References
1. Stepin V.S. Filosofiya imetodologiya nauki. Moskva: Akademicheskij proekt; Al'ma Mater, 2015.
2. Fel'dshtejn D.I. Prioritetnye napravleniya razvitiya psihologo-pedagogicheskih issledovanij. Byulleten' VAK. 2005; 6: 1 - 11.
3. Razvitie obrazovaniya v evropejskih stranah v usloviyah globalizacii i integrativnyh processov: Sbornik nauchnyh trudov. Kollektiv avtorov: Vul'fson B.L., professor, d.p.n., chlen-korr. RAO, Savina A.K., d.p.n., Dolgaya O.I., k.p.n., Dudko S.A. i dr. Moskva: FGNU ITIP RAO, Izdatel'skij Centr I'ET, 2013.
4. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki. Posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelej. Moskva: 'Egves, 2010.
5. Nikityuk B.A. Integraciya znanij vnaukah o cheloveke (Sovremennaya integrativnaya antropologiya). Moskva: «SportAkademPress», 2000.
6. Tagunova I.A. Sovremennye pedagogicheskie funkcii v kontekste ih filosofsko-metodologicheskih orientirov. Pedagogika. 2018; 8: 116 - 125.
7. Rashton Dzh. Filipp. Rasa, 'evolyuciya i povedenie. Vzglyad s pozicii zhiznennogo cikla. Perevod s anglijskogo D.O. Rumyancev. Moskva: Profit Stajl, 2011.
8. Hrisanfova E.N., Perevozchikov I.V. Antropologiya: uchebnik. Moskva: Izdatel'stvo MGU: Izdatel'stvo «Vysshaya shkola», 2002.
9. Bezrukih M.M., Son'kin V.D., Farber D.A. Vozrastnaya fiziologiya (fiziologiya razvitiya rebenka): uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2002.
10. Dodonova L.P. Filosofsko-metodologicheskie aspekty prirodosoobraznoj pedagogiki. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2013; 11: 94 - 99.
11. Dodonova L.P. Strukturnyj komponent prirodosoobraznoj pedagogiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 3 (64): 137 - 147.
12. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor A.M. Prohorov. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1988.
13. Shugrin S.M. Kosmicheskaya organizovannost'biosfery inoosfery. Novosibirsk: Sibirskoe predpriyatie RAN «Nauka», 1999.
14. Rozhdestvenskij Yu.V. Slovar' terminov. (Obscheobrazovatel'nyj tezaurus): Obschestvo. Semiotika. 'Ekonomika. Kul'tura. Obrazovanie. Moskva: Flinta: Nauka, 2003.
15. Fel'dshtejn D.I. Problemy formirovaniya lichnosti rastuschego cheloveka na novom istoricheskom 'etape razvitiya obschestva. Obrazovanie i nauka. 2013; 9 (108): 3 - 23.
16. Golicyn G.A. Informaciya i tvorchestvo: na puti k integral'noj kul'ture. Moskva: Russkij mir, 1997.
17. Deev A.N. Kategoriya «garmoniya». Ponimanie iistoriya 'evolyucii. Novosibirsk: C'ERIS, 1999.
18. Abdeev R.F. Filosofiya informacionnoj civilizacii. Moskva: VLADOS, 1994.
19. Dodonova L.P. Trud kak metod i glavnyj faktor razvitiya i vospitaniya cheloveka. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2014; 3: 100 - 104.
20. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor B.M. Bim-Bad; redkollegiya: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S. Glebova i dr. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2008.
21. Dodonova L.P., Dodonov A.P. Intensivnyj put', principy, faktory i vnutrennie usloviya razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 137 - 147.
22. Lel'chinskij I.D., Purysheva N.S., Tryapicyna A.P. Dissertacionnye issledovaniya po pedagogicheskim naukam: analiz tematiki. Pedagogika. 2017; 3: 37 - 48.
23. Dodonova L.P. Morfofunkcional'nye osobennosti organizma i razvitie dvigatel'nyh kachestv u detej ipodrostkov vpre- ipubertatnom periode ontogeneza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata biologicheskih nauk. Novosibirsk, 1992.
24. Dodonova L.P. Prirodnye yavleniya i zakony, opredelyayuschie izmeneniya priznakov u lic s razlichnymi somatotipami na 'etape rosta i razvitiya. Aktual'nye voprosy antropologii: sbornik nauchnyh trudov. Minsk: «Belaruskaya navuka», 2009; Vypusk 4: 86 - 94.
25. Kuznecov I.N. Dissertacionnye raboty: metodika podgotovki i oformleniya. Uchebno-metodicheskoe posobie. Pod obschej redakciej d-ra 'ekon. nauk, prof. N.P. Ivaschenko. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2003.
26. Kuzin V.V., Nikityuk B.A. Ocherki teoriii istoriiintegrativnoj antropologii. Moskva: «Fizkul'tura, obrazovanie i nauka», 1995.
27. Alekseev V.P. Chelovek. 'Evolyuciya i taksonomiya. Nekotorye teoreticheskie voprosy. Moskva: Nauka, 1985.
28. Pavlovskij O.M. Biologicheskij vozrast cheloveka. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1984.
Статья поступила в редакцию 27.09.18
УДК 378
Yemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kurgan State University (Kurgan, Russia),
E-mail: sv_eman@mail.ru
Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), Management of Youth Outreach Department, Kurgan State University
(Kurgan, Russia), E-mail: ea7878@mail.ru
INTEGRATED APPROACH IN THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR KIDS AND YOUTH IN KURGAN STATE UNIVERSITY. Advanced professional training in the system of additional education for kids and youth is carried out according to professional standards for training teachers of additional education. The educational training of this kind that is given at Kurgan State university allows to integrate two-level system of professional education (bachelor's and master's degree) and post-studies professional training. This approach includes various educational forms and networking with other educational institutions. The results of the professional training of the given kinds have proven this approach to be efficient.
Key words: supplementary kids and youth education, supplementary education training for kids and youth, supplementary teacher, professional standard of teacher of additional education, advanced professional training.
С.В. Еманова, канд. пед. наук, доц. каф. «Педагогика», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: sv_eman@mail.ru
Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц. каф. «Организация работы с молодёжью», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: ea7878@mail.ru
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
В КУРГАНСКОМ ГОСУНИВЕРСИТЕТЕ
Совершенствованию подготовки профессиональных кадров для организаций дополнительного образования детей и молодёжи в современный период служит профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Система подготовки специалистов для данного типа образовательных организаций, осуществляемая в Курганском университете, позволяет интегрировать этап базового двухуровневого профессионального образования (бакалавр и магистр) и послевузовской системы повышения квалификации специалистов, включающей разнообразные формы обучения и сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями. Анализ результатов подготовки специалистов дополнительного образования показал эффективность реализованного опыта.
Ключевые слова: дополнительное образование детей и молодёжи, специалист дополнительного образования, стандарт педагога дополнительного образования, профессиональная подготовка и переподготовка кадров.
Б.М. Бим-Бад в «Педагогическом энциклопедическом словаре» отмечает, что дополнительное образование - это «составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ» [1]. В настоящее время дополнительное образование детей и молодёжи как социальный институт, мотивирующий личность на самообразование и саморазвитие, творческую деятельность выполняет важную роль в создании новой образовательной парадигмы образования в России[2]. Востребованное в системе общего образования в процессе реализации ФГОС нового поколения, дополнительное образование остается при этом самостоятельным видом образования, требующим педагогических работников со специальной подготовкой[3].
Проблема педагогической деятельности специалистов системы дополнительного образования освящается в исследованиях А.В. Золотаревой [2], И.В. Калиш [3], С.В. Емановой [4; 5] и др.
Закон РФ «Об образовании», реализующийся с сентября 2013 года, актуализируют проблему подготовки специалистов всех типов образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования. Вступивший в силу 8 сентября 2015 г. (№ 613н) профессиональный стандарт педагога дополнительного образования закрепляет ответственность за подготовку данной категории специалистов за организациями, как среднего, так и высшего профессионального образования [6].
С 2010 года в Курганском государственном университете началась работа по реализации интегративной модели подготовки специалистов для системы дополнительного образования. Особенностью данной модели является сетевое взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями области (музыкальный колледж, колледж культуры, педагогический колледж), организациями дополнительного образования, институтом развития образования и социальных технологий, центром занятости населения.
Бакалаврская программа по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», (профиля) направленности «Психология и педагогика дополнительного образования» является первым уровнем университетской подготовки. При комплектовании групп первого курса осуществляется взаимодействие с учреждениями среднего профессионального образования. На основании нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования от 14 декабря 2015 г. № 1457 объектами профессиональной деятельности выпускников являются «обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие, здоровье, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа (преимущественно, дополнительного образования)» [7].
При составлении учебного плана определяются предметы по выбору студентов с учётом сетевого взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и потребностей региональной системы дополнительного образования. По согласованию с областным Департаментом образования и науки и учреждениями дополнительного образования детей определены
базы практик студентов, что способствует трудоустройству старшекурсников и выпускников. Программа сетевого взаимодействия позволяет студентам заочной формы обучения участвовать в областных конкурсах (дополнительных образовательных программ, «Сердце отдаю детям», «Инновационный салон»), региональных конференциях по проблемам дополнительного образования и молодёжной политики.
В 2017-2018 учебном году было проведено педагогическое исследование по проверке качества профессионального образования, осуществляемого в процессе интеграции всех его компонентов. В оценке качества подготовки специалистов первого уровня приняли участие студенты пятого курса заочной формы обучения в количестве 24 человек, что составило 100% от общего количества человек на курсе.
На первом этапе было проведено тестирование по овладению профессиональными компетенциями (25 из 39). Итогом проведенной работы стало определение среднего балла по каждой из изученных дисциплин (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты тестирования выпускников по овладению профессиональными компетенциями
№ п\п Дисциплина Средний балл
1 Общая педагогика 5,0
2 История и педагогика дополнительного образования 4,56
3 Общая и экспериментальная психология 4,14
4 Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в УДОД 4,96
5 Семейная педагогика и психология 4,85
Следующей формой проверки качества образования стала анкета из 10 вопросов, цель которой - выявить удовлетворенность выпускников пройденной образовательной программой, содержанием образования, материально-техническим обеспечением, работой преподавателей, организацией производственной практики, проведением государственной итоговой аттестации, качеством образования в вузе в целом. Средняя оценка удовлетворенности группы по всем параметрам составила 78,3 - 93,7%, что оценивается как высокий уровень.
Завершалась диагностика самооценкой профессиональной готовности студентов, которая включала критерии: знание истории внешкольной работы, современных проблемах дополнительного образования, умение организовать содержание деятельности в УДОД, осуществление анализа профессиональной деятельности, владение технологиями дополнительного образования, готовность к психолого-педагогической деятельности. Самооценка проводилась по 5-ти балльной системе. Средний балл по группе оказался 4,6.
Таким образом, результаты отобранных методик позволили получить объективно положительную оценку качества бакалаврской подготовки.
Второй уровень профессионального образования представлен магистерской программой 44.03.01 «Педагогическое образование», профилем «Менеджмент в образовании». Сетевое взаимодействие данная программа осуществляет с Уральским государственным педагогическим университетом, с городскими гимназиями, институтом развития образования и социальных технологий. Каждый пятый выпускник бакалаврской программы продолжает обучение в магистратуре. Если после завершения бакалаврского образования лишь каждый четвертый закрепляется в учреждениях дополнительного образования, то 100% выпускников магистратуры трудоустраиваются по специальности.
Послевузовская подготовка обеспечиваются двумя видами программ: курсов повышения квалификации и курсов профессиональной переподготовки. На данном уровне образования осуществляется преемственность бакалаврского и послевузовского образования. Программы повышения квалификации расширяют и углубляют имеющиеся у молодых специалистов знания. Сегодня являются востребованными программы: «Проектирование контрольно-оценочной деятельности педагогов дополнительного образования», «Технологии активного обучения в системе дополнительного образования», «Развитие профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования», «Инновационная деятельность в учреждении дополнительного образования». Программы профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дополнительного образования», «Педагогика»,
Библиографический список
«Педагогика и психология». Анкетирование слушателей после проведения курсовой подготовки показывает высокую степень удовлетворенности (от 76,4% до 91,8%). Но вместе с тем именно курсы выявляют работников, не соответствующих профессии и включают их в программу переподготовки. Преимуществом профессиональной переподготовки является относительно небольшой срок обучения за счёт сокращения и значительного уменьшения общеобразовательных дисциплин. В процессе обучения рассматриваются актуальные концептуальные, методические, практические и организационные педагогической деятельности специалистов организации общего и дополнительного образования. Принципиальной особенностью программы является право на новую профессиональную деятельность, с акцентом на практические аспекты работы специалиста УДОД, методическое сопровождение образовательного процесса, воспитания и творческого развития педагогов и обучающихся. В данном виде профессиональной подготовки вуз тесно взаимодействует с ИрО-СТом Курганской области.
Таким образом, интегративный подход в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров дополнительного образования детей и молодёжи, сетевое взаимодействие университета с образовательными организациями, позволяет осуществлять образование с учетом запросов внутренних и внешних потребителей, осуществлять тесную связь академической науки с педагогической практикой.
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002: 76 - 77.
2. Золотарева А.В. Приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей Ярославской области. Педагогический калейдоскоп. 2001; 1: 22 -2 7.
3. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.
4. Еманова С.В. Организация допрофессиональной подготовки учащихся в учреждении дополнительного образования. Курган: ИПКиПРО, 2004.
5. Еманова С.В. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие для студентов вуза. Курган: Изд. центр КГУ, 2012.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования. Бакалавриат направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 1457. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71209970/
References
1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 2002: 76 - 77.
2. Zolotareva A.V. Prioritetnye napravleniya razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej Yaroslavskoj oblasti. Pedagogicheskij kalejdoskop. 2001; 1: 22 -2 7.
3. Kalish I.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya povysheniya kvalifikaciipedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
4. Emanova S.V. Organizaciya doprofessional'noj podgotovki uchaschihsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Kurgan: IPKiPRO, 2004.
5. Emanova S.V. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuza. Kurgan: Izd. centr KGU, 2012.
6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity RF ot 8 sentyabrya 2015 g. № 613n. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya uroven' vysshego obrazovaniya. Bakalavriat napravleniya podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 14 dekabrya 2015 g. № 1457. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71209970/
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 378
Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), Management of Youth Outreach Department, Kurgan State University
(Kurgan, Russia), E-mail: ea7878@mail.ru
Yemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kurgan State University (Kurgan, Russia),
E-mail: sv_eman@mail.ru
ADDITIONAL EDUCATION AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL ABILITIES AND MOTIVATION OF STUDENTS TO PROFESSIONAL TEACHING ACTIVITIES: REGIONAL EXPERIENCE. An increasing role of school teachers in modern conditions requires radical improvement of teachers' qualifications and moral training. One solution to this problem is to improve the system of vocational pedagogical orientation of young students, including supplementary education. Subject-profile training of students in the framework of the basic additional educational programs is not only mastering the skills of a specific professional activity. It seems to the authors as a multidimensional, organized and sequential process associated with the formation and evolution of an overall ability of students, who in the presence of high professional level of teachers and the organization of psycho-pedagogical support can orient to establishing sustainable positive interest from a number of young people to educational activities. The study highlights the types of vocational and pedagogical self-determination in the establishment of further education in the region, identified the components of vocational training activities, ways of studying youth teaching abilities, as well as motivation for the teaching profession. The research experiment shows that the regional experience with youth on the formation of a professional focus on pedagogical activity and active teaching practices through additional educational programs creates favorable conditions for the formation of a number of vital value orientations, general and special pedagogical abilities, creates sustained motivation to obtain a profession related to educational activities.
Key words: education, additional education program, teaching ability, components of vocational training activities, motivation for teaching profession, value orientations.