российское предпринимательство
Том 18 • Номер 9 • май 2017 ISSN 1994-6937
>
издательство
Креативная экономика
Russian Journal of Entrepreneurship
современные тенденции развития сферы услуг в сибирском федеральном округе
Нинштиль Е.Ю.1, Заяц Т.И. 2
1 Новосибирский государственный технический университет
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
АННОТАЦИЯ:
В данной статье проведен обзор и анализ рынка платных услуг в Сибирском федеральном округе (далее -СФО). А именно, проведено исследование объема оказанных платных услуг по регионам в действующих и сопоставимых ценах, определена динамика роста рынка услуг. Проведенный анализ позволил нам сделать ряд выводов об уровне платных услуг в целом по СФО и его регионам, что послужит основой для проведения более детального анализа рынка с целью выявления слабых сторон деятельности предприятий различных отраслей сферы услуг. Данная информация в первую очередь необходима вновь открывающимся организациям сферы услуг. Необходимость состоит в том, что одной из составляющей при открытии новой организации или расширения перечня услуг является маркетинговый анализ рынка. Таким образом, данная статья предоставляет информацию о динамике развития рынка сферы услуг в СФО.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера услуг, платные услуги, Сибирский федеральный округ, индекс потребительских цен, динамика услуг.
current trends of services development in the siberian federal district
Ninshtil E.Yu.1, Zayats T.I. 2
1 Novosibirsk State Technical University
2 Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH»
введение
На протяжении семнадцати лет глобальный рынок наблюдает тенденцию значительного роста роли сферы услуг в росте ВВП. Согласно прогнозам ведущих экспертов данной отрасли, сфера услуг будет резко увеличивать свою динамику роста, используя новейшие информационные и коммуникационные технологии, и займет лидирующие позиции среди предпринимательской деятельности.
Цель исследования - провести обзор и анализ рынка платных услуг в Сибирском федеральном округе (далее - СФО).
Вышеприведенные прогнозы экспертов в значительной степени связаны с тем, что сфера услуг охватывает практически все виды дея-
тельности, оказываемые непосредственно предприятиями сферы услуг, а также промышленными предприятиями, которые предоставляют услуги, связанные со сферой обслуживания.
Характерным признаком сферы услуг служит высокая направленность социальных потребностей населения на индивидуальные заказы. Структурно в сфере услуг произошли изменения, а именно произошла индивидуализация услуг, отношения между предприятиями, оказывающими услуги, и их потребителями приобретают долгосрочный характер.
Высокие темпы роста сферы услуг в экономике страны прежде всего обусловлены следующими факторами:
• внедрение инноваций в информационные технологии;
• политическая ситуация в стране;
• изменение социальной среды и потребительских предпочтений.
Сфера услуг обладает определенной важной ролью в развитии экономики РФ, а именно является основополагающей в улучшении качества жизни населения регионов и страны в целом.
Развитие сферы услуг обеспечило рабочие места. В данной сфере в СФО занято около 70% населения региона.
Высокие темпы роста сферы услуг являются основой для появления новых видов услуг, которые имеют персонифицированную направленность и услуги, которые отно-
ABSTRACT:_
This article reviewed and analyses the services market in the Siberian Federal District (SFO). Namely, we studied the volume of rendered paid services in regions in the current and constant prices. We determined the growth dynamics of the service market. The analysis allowed us to draw some conclusions about the level of paid services in the SFO in general and in its regions. It will serve as the basis for a more detailed analysis of the market, in order to detect weaknesses in the activity of enterprises in various service industries. First of all, this information is necessary for new service organizations, because marketing analysis is one of the components when you start a new organization or expand the list of services. Thus, this article provides the information on the development dynamics of the services market in the SFO.
KEYWORDS: services, commercial services, Siberian Federal District, index of consumer prices, dynamics of services.
Received: 02.05.2017 / published: 16.05.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ninshtil E.Yu. (euzayats0mail.ru)
CITATION:_
Ninshtil E.Yu., Zayats T.I. (2017) Sovremennye tendentsii razvitiya sfery uslug v Sibirskom federalnom okruge [Current trends of services development in the siberian federal district]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (9). - 1497-1506. doi: 10.18334/rp.18.9.37877
сятся к развитию СФО в целом, а именно: консалтинговые, строительство, маркетинговые исследования, клининг и т.д.
Также в сфере услуг наблюдается диверсификация услуг. Предприятия, специализирующиеся на определенном виде оказания услуг, расширяют перечень предлагаемых услуг. Данная тенденция становится актуальной на сегодняшний день, т.к. покупатель предпочитает получать максимум сопутствующих услуг в «одной двери».
В то же время данная тенденция является положительной в деятельности предприятия, так как обладая большим перечнем оказываемых услуг, оно способно выдержать конкурентную борьбу на рынке.
Гипотеза. Для того чтобы выявить различные тенденции развития отдельных отраслей сферы услуг, необходимо провести анализ объема и структуры данного рынка, используя системный анализ статистических данных, представленных на сайте gks.ru.
Научная новизна заключается в том, что проведенный анализ объема и структуры рынка услуг позволил нам сделать ряд выводов об уровне платных услуг в целом по СФО и его регионам, что послужит основой для проведения более детального анализа рынка с целью выявления слабых сторон деятельности предприятий различных отраслей сферы услуг.
Практическая значимость. Объем и структура рынка сферы услуг имеет прямую зависимость от доходов населения в каждом регионе, определенных особенностей развития региона, а именно, насколько развита инфраструктура, конкурентная среда, спрос населения и т.д. В связи с этим анализ объема и структуры рынка приобретает высокую значимость для организаций.
Так, объем платных услуг населению в СФО за 2016 год составил 768602 млн руб. Динамику объема платных услуг населению в СФО за последние пять лет рассмотрим на рисунке 1.
Исходя из вышепредставленного рисунка, видно, что объем платных услуг в действующих ценах в СФО растет.
Для более детального исследования рынка платных услуг рассмотрим динамику оказания платных услуг в сопоставимых ценах, используя индекс потребительских цен на услуги (рис. 2) [2].
Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах возрос в 2016 г. по отношению к 2015 г. незначительно, всего лишь на 14345,8 млн руб. Данная тенденция
ОБ АВТОРАх:_
Нинштиль Елена Юрьевна, доцент, кандидат экономических наук (euzayats0mai1.ru) Заяц Татьяна Ивановна, доцент, кандидат экономических наук (tatyana.zayats0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Нинштиль Е.Ю., Заяц Т.И. Современные тенденции развития сферы услуг в Сибирском федеральном округе // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 9. - С. 1497-1506. Сог 10.18334/гр.18.9.37877
Объем платных услуг, млн руб.
1000000 800000 600000 400000 200000 0
730732
768602
483885 540864 5!!!Г Ц| ■ ■
I II I I I
20015 2010 2011 2012 2013 2014 2015
800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
Рисунок 1. Объем платных услуг населению в СФО, млн руб. Источник: составлено авторами.
Объем платных услуг в сопоставимых ценах, млн руб.
2005
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рисунок 2. Объем платных услуг населению в СФО в сопоставимых ценах, млн руб. Источник: составлено авторами.
объясняется экономическим кризисом. В данный период в России, а именно и в СФО, наблюдается рост безработицы (табл. 1) и задержки заработной платы. В связи с этим у населения падают реальные доходы, что отрицательно повлияло на всю сферу услуг, т.к. спрос снижается. Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации в 2015 году сократились на 3,2% по отношению к 2014 г. [3].
Таблица 1
Численность безработных в СФО в среднем за год, тыс. чел.
СФО 2014 год 2015 год Отклонение (+; -) Динамика, %
Республика Алтай 10,2 9,7 -0,5 95,1
Республика Бурятия 38,5 42,4 3,9 110,1
Республика Тыва 23,8 23,2 -0,6 97,5
Республика Хакасия 16,1 15,3 -0,8 95,0
Алтайский край 83,4 94,8 11,4 113,7
Забайкальский край 53,7 55,7 2 103,7
Красноярский край 76,3 93,3 17 122,3
Иркутская область 109,7 103,1 -6,6 94,0
Кемеровская область 88,0 105,5 17,5 119,9
Новосибирская область 73,6 98,9 25,3 134,4
Омская область 70,1 71,7 1,6 102,3
Томская область 41,8 40,4 -1,4 96,7
Всего по СФО 682,5 754,0 71,5 110,5
Источник: составлено авторами.
Из таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
Значительный рост безработного населения наблюдается в Алтайском крае (113,7%), Красноярском крае (122,3%), Кемеровской области (119,9%).
Самый высокий рост безработного населения приходится на Новосибирскую область (134,4%).
Также наблюдается и снижение безработного населения в Республике Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Иркутской области и Томской области.
Далее проведем анализ объема оказанных платных услуг на душу населения в СФО (рис. 3).
Исходя из вышепредставленного рисунка, можно сказать, что объем платных услуг на душу населения в действующих ценах возрос на 181 руб. в 2015 г. по отношению к 2014 г.
Рассмотрим, как изменился объем оказанных услуг на душу населения в сопоставимых ценах (рис. 4).
Из рисунка 4 видно, что в 2015 г. произошел рост объема платных услуг на 54,8 руб. исключительно за счет роста потребления со стороны покупателей. За счет роста цен объем оказанных услуг на душу населения увеличился на 126,2 руб.
В связи с тем, что в каждом регионе СФО имеются индивидуальные тенденции развития рынка услуг, целесообразным является анализ регионов.
Для начала определим долю регионов в объеме платных услуг СФО (рис. 5).
Из рисунка 5 можно привести следующие выводы:
Лидирующую позицию по объему оказанных услуг в СФО занимает Красноярский край (17,4%).
Объем платных услуг на душу населения,
руб.
3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2005
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рисунок 3. Объем платных услуг на душу населения, руб. Источник: составлено авторами.
4000
Объем платных услуг на душу населения в сопоставимых ценах, руб.
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рисунок 4. Объем оказанных платных услуг на душу населения в СФО, руб. Источник: составлено авторами.
Доля регионов в объеме платных услуг,%
0,41
.0,65
■ Республика Алтай
■ Республика Бурятия
■ Республика Тыва
■ Республика Хакасия
■ Алтайский край
■ Забайкальский край
■ Красноярский край
■ Иркутская область
■ Кемеровская область
■ Новосибирская область
■ Омская область
■ Томская область
Рисунок 5. Доля регионов СФО в объеме платных услуг, % Источник: составлено авторами.
Высокую долю по объему оказанных услуг занимает Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область и Омская область.
Наименьшую долю занимает Республика Алтай (0,41%).
На следующем этапе проанализируем динамику объема платных услуг населению по регионам в СФО за несколько лет (табл. 2).
Исходя из расчетов, приведенных в таблице 2, можно сформулировать следующие выводы:
Высокие темпа роста рынка услуг за последние 10 лет наблюдаются в Республиках Бурятия, Алтай, Забайкальском крае. В данных регионах объем оказанных платных услуг с 2005 г. возрос более чем в 4,5 раза.
В таких регионах, как Республика Тыва, Алтайский, Красноярский края, Омская и Новосибирская области объем оказанных платных услуг с 2005 г. возрос примерно в 3 раза.
В остальных регионах также наблюдается рост, но незначительный в течение 10 лет.
Динамика объема платных услуг в 2015 г. по отношению к 2014 г. имела высокие темпы роста в Томской области (109,13%), Алтайском крае (110,77%), Республике Алтай (116,16%).
В остальных регионах также наблюдается положительная динамика, за исключением Иркутской области. В данной области произошло снижение объема оказанных платных услуг в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 1,84%.
Таблица 2
Динамика объема платных услуг населению по регионам в СФО, млн руб.
Регионы СФО 2005 год 2013 год 2014 год 2015 год 2015 год в % к 2005 году 2015 год в % к 2014 году
Республика Алтай 1011 3615 3935 4571 452,13 116,16
Республика Бурятия 8930 35885 38748 41944 469,70 108,25
Республика Тыва 1416 5120 5275 5594 395,06 106,05
Республика Хакасия 5821 14913 15787 16586 284,93 105,06
Алтайский край 22934 65861 72008 79761 347,78 110,77
Забайкальский край 9396 36347 38839 41056 436,95 105,71
Красноярский край 42926 128221 130324 136815 318,72 104,98
Иркутская область 29946 81575 84474 82919 276,90 98,16
Кемеровская область 28858 86763 91910 97234 336,94 105,79
Новосибирская область 43944 121334 129952 133320 303,39 102,59
Омская область 24107 71804 77460 82945 344,07 107,08
Томская область 19460 39887 42020 45857 235,65 109,13
Источник: составлено авторами.
Заключение
Итак, в данной статье мы провели обзор и анализ рынка платных услуг в Сибирском федеральном округе. Проведенный анализ позволил нам сделать ряд выводов: объем платных услуг на душу населения возрос, как в действующих ценах, так и в сопоставимых ценах; за счет роста цен объем оказанных услуг возрос примерно на 126,2 руб., а за счет роста объема - на 54,8 руб. В целом объем платных услуг в СФО возрос на 37870 млн руб. Данная тенденция объясняется повышением цен на услуги. В регионах также произошли изменения. Значительный рост объема платных услуг наблюдается в Республике Алтай, Алтайский край. Это связано с высоким наплывом туристов в данные регионы. Практически во всех регионах СФО наблюдается рост платных услуг, за исключением Иркутской области.
Таким образом, проведенный анализ позволил нам выявить тенденции развития рынка услуг в СФО в целом и по его регионам, что послужит основой для проведения более детального анализа рынка с целью выявления слабых сторон деятельности предприятий различных отраслей сферы услуг.
ИСТОЧНИКИ:
1. Российский статистический ежегодник за 2005- 2015 гг. Стат. сборник. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
2. Россия в цифрах за 2005-2015 гг. Стат. сборник. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.gks.ru.
3. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 2005 - 2015 гг.
(приложение к статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник. 2012»). Стат. сборник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели за 2005-2015 гг. Стат. сбор-
ник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации за
2005-2015 гг. Стат. сборник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
6. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов за 2005-
2015 г. Стат. сборник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
7. Демографический ежегодник России за 2005-2015 гг. Стат. сборник. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
8. Труд и занятость в России за 2005-2015 гг. Стат. сборник. [Электронный ресурс].
URL: http://www.gks.ru.
9. Платные услуги в России за 2005-2015 гг. Стат. сборник. [Электронный ресурс].
URL: http://www.gks.ru.
10. Инвестиции в России за 2005-2015 гг. Стат. сборник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
11. Россия и страны мира за 2005-2015 гг. Стат. сборник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http: // archive.rspp.ru.
13. Заяц Е.Ю. Масштабы деятельности кооперативной организации: оценка состояния и прогноз развития // Инновационный потенциал Коченевского района потребительского общества: оценка и пути повышения: Материал по итогам научно-практической конференции. - Новосибирск, 2012. - с. 39-44.
14. Заяц Е.Ю. Модернизация институционального механизма стабильного развития сферы бытового обслуживания // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 2. - c. 250-254.
15. Заяц Т.И. Розничная торговля мегаполиса: совершенствование рыночных и муниципальных регуляторов // Директор по маркетингу и сбыту. - 2012. - № 1. - с. 17-24.
16. Нинштиль Е.Ю., Заяц Т.И. Алгоритм оценки качества обслуживания на предприятиях сферы бытовых услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 4. - c. 44-49.
REFERENCES:
Ninshtil E.Yu., Zayats T.I. (2015). Algoritm otsenki kachestva obsluzhivaniya na predpriyatiyakh sfery bytovyh uslug [Algorithm for assessing the quality of service at the enterprises of the personal services sphere].Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. (4). 44-49. (in Russian).
Zayats E.Yu. (2012). Modernizatsiya institutsionalnogo mekhanizma stabilnogo razvitiya sfery bytovogo obsluzhivaniya [Modernization of the institutional mechanism of stable development the sphere of household services]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2). 250-254. (in Russian).
Zayats E.Yu. (2012). Masshtaby deyatelnosti kooperativnoy organizatsii: otsenka sostoyaniya i prognoz razvitiya [Volume of activity of the cooperative organization: assessment of the state and development forecast] Innovation potential of the Kochenevsky district of the consumer society: assessment and ways to improve. 3944. (in Russian).
Zayats T.I. (2012). Roznichnaya torgovlya megapolisa: sovershenstvovanie rynochnyh i munitsipalnyh regulyatorov [Retail trade of a megapols: improvement of market and municipal regulators]. Direktor po marketingu i sbytu. (1). 17-24. (in Russian).