Ларин Е.В.
соискатель Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск
платят все!..
состояние регионального рынка платных услуг Сибирского федерального округа
(на примере Республики Алтай)
Деятельность на региональном рынке платных услуг обладает определенной спецификой, которая заключается в том, что большинство видов услуг имеет четкие территориальные границы, а такие как санаторно-курортные, туристские, услуги железнодорожного, авиационного и речного транспорта носят межрегиональный характер. Основная часть рынка платных услуг локализуется в пределах населенных пунктов - областей и городов.
Рынок платныхуслуг Сибирского федерального округа (СФО) охватывает территорию четырех республик (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия), в состав которых входят четыре автономных округа (Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский), два края (Алтайский, Красноярский) и шесть областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская).
Так как наше исследование касается рынка платных услуг Республики Алтай (РА), целесообразно рассмотреть его состояние в сравнении с показателями РФ и СФО (табл. 1). Как видим, по объему платных услуг населению округа в расчете на душу населения СФО среди других федераль-
ных округов находится на пятом месте.
Дифференциация объема потребления платных услуг на душу населения прослеживается и внутри округа.
Объем рынка услуг в Республике Алтай в 2005 г. составил 0,4% по СФО. Тем не менее, следует отметить, что в течение 1999-2005 гг. в республике наблюдался устойчивый рост оказываемых населению услуг. Так, по сравнению с 1999 г. в 2005 г. объем услуг в Республике Алтай увеличился в 8,4 раза. Среди причин, повлекших рост реализации платных услуг как в самом округе, так и в Республике Алтай, можно назвать увеличение доходов населения (по СФО - на 227,4%, по республике - на 289,3%), повышение цен на предлагаемые
Таблица 1
Объем платных услуг населению в 1999-2005 гг. (в текущих ценах; млн. руб.)
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005 к ¡999, в %
Российская Федерация 443654 62755 811713 1088016 1439669 1789779 2265500 510,6
СФО 4 В 543 54508 84621 118985 152600 187242 235636, 7 485,4
Республика Алтай 120 161 274 441 590 734 1010,6 842,2
услуги, увеличение количества предприятий и объема оказанных населению платных услуг. Индекс физического объема платных услуг населению (табл. 2) свидетельствует о том, что не только рост цен влиял на увеличение реализации платных услуг. По оценкам Министерства экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, объем валового регионального продукта (ВРП) за период 1999-2003 гг. увеличился в 3 раза и в 2003 г. составил 7766,3 млн. руб. При этом соотношение производства товаров и производства услуг - в пользу последнего - в рассматриваемом периоде практически не изменялось. Если в 1999 г. производство товаров составляло 46,3%, то в 2003 г. производство услуг стало занимать 57,3%. Как уже отмечалось, валовой региональный продукт за анализируемый период вырос в три раза.
С позиций структуры производства ВРП республики ситуация складывалась следующим образом. Производство товаров в период 1999-2003 гг. выросло почти в 3 раза (292,5%). При этом высокие темпы роста отмечались в строительстве (546,8%), лесном хозяйстве (305,0%), в промышленности (266,3%) и сельском хозяйстве (241,1% ). Производство услуг росло более высокими темпами (338,4%), что характеризует положительную динамику развития Республики Алтай в анализируемом периоде. При определении ВРП производство услуг рассматривается в комплексе: рыночные услуги в отраслях и нерыночные услуги. В республике эти показатели возросли на 339% и 337% соответственно. Набор конкретных видов услуг примерно одинаков. Советская индустриализация не успела дойти до Горного Алтая, поэтому ведущей отраслью экономики республики
Таблица 2
Индекс физического объема платных услуг населению за 1999-2004 гг. (в процентах к предыдущему году)
оставалось сельское хозяйство. В 1990-е гг. оно испытало обвальный спад и сегодня на его долю приходится только 21,3% валового регионального продукта. В промышленности республики доминируют три отрасли - пищевая (28,2%), электроэнергетика (27,9%), цветная металлургия (20,0%). Остальные - машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленности, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, мукомольно-кру-пяная и комбикормовая, полиграфическая и другие промышленные производства занимают 0,4-9,2%. Оживление экономической жизни в республике в последние годы связано с малым и средним бизнесом, который, наряду с другими направлениями деятельности, занят обслуживанием растущего потока туристов и отдыхающих. Масштабы рекреационного освоения Алтая косвенно отражает и статистика малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай характеризуется следующими показателями. В 2004 г. было заре-
по объему платных услуг
на душу населения Сибирский федеральный округ находится на пятом месте среди других федеральных округов
причины роста реализации платных услуг в республике - увеличение доходов населения, повышение
цен, увеличение количества предприятий и объема оказанных населению услуг
гистрировано 795 предприятий, в которых занято около 7 тыс. чел. Наиболее привлекательными для малого бизнеса являются: торговля и общественное питание (30,4%); промышленность (16,1%); строительство (13,7%); сельское хозяйство (11,7%). Всего же в этих отраслях зарегистрировано более 70% всех предприятий и занято 78,8% от всех работающих в малом бизнесе.
Остальные предприятия в качестве основной выбрали общую коммерческую деятельность: непроизводственные виды бытового обслуживания населения, финансы, кредитование, страхование, пенсионное обеспечение, т.е., в основном, предлагают платные услуги населению. Главным образом, это либо частные предприниматели, либо очень малые (по 2-3 чел.) предприятия.
Характеризуя динамику структуры платных услуг населению округа в анализируемом периоде, можно отметить рост услуг связи
(на 6,4%), жилищно-коммунальных услуг (на 1,9%), культуры (на 0,9%), медицинских (на 0,3%), физической культуры и спорта (на 0,1%). По остальным видам услуг произошло снижение, особенно по предоставлению бытовых и транспортных услуг, соответственно, на 4,1% и 3,6%. Такое снижение, по нашему мнению, объясняется значительным ростом тарифов на перевозки пассажиров и ростом цен на бытовые услуги. Аналогичные тенденции складываются и в структуре платных услуг Республики Алтай. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Сибирском федеральном округе и Республике Алтай сфера услуг развивается достаточно высокими темпами. В то же время, имеются значительные резервы для дальнейшего ее развития в части туризма, бытовых, медицинских, санаторно-оздо-ровительных и других услуг. Для успешного развития сферы услуг необходимы маркетинговые исследования потребности населения в
конкретных видах услуг и возможностей предоставления их в отдельных районах.
Литература
1. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат.сборник. - М.: Госкомстат России, 2002.
2. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сборник. - М.: Госкомстат России, 2003.
3. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сборник. - М.: Госкомстат России, 2004.
4. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сборник. - М.: Госкомстат России, 2005.
5. Статистический ежегодник Республики Алтай. 2004: Стат. сборник. -- Горно-Алтайск: Алтайстат,
2004.
6. Статистический ежегодник Республики Алтай. 2005: Стат. сборник. — Горно-Алтайск: Алтайстат,
2005.
Ye.V. Larin,
Siberian Consumer Cooperation University (Novosibirsk), PhD researcher, SibUPK
Regional charged-services market situation in Siberian Federal District
The sales of services in the Russian Federation have been growing at high rates in recent years. The same trend is typical of the country's regions. The services market grows at highest rates in the Republic of Altai, accounting for 57.3 % of the gross regional product. Further growth of the market requires analysis of the conditions and changes in the structure of charged services rendered to the public. This is the subject matter of the article.