УДК 368.89
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИПОТЕЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
CURRENT TENDENCIES IN RUSSIAN MORTGAGE INSURANCE MARKET DEVELOPMENT
Глинкина Елена Валентиновна, аспирант, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Признавая социальную значимость обязательных видов страхования, следует отметить, что основой страховой отрасли призваны стать добровольные виды страхования, поэтому важны меры для их развития. Одной из этих мер является поддержка внедрения и развития новых видов страховых продуктов и их соответствие современным условиям рынка. Ипотечное страхование (в его классическом понимании) является инновацией на рынке страхования в России.
Ключевые слова: ипотечное страхование, банкострахование, риски.
Admitting compulsory kinds of insurance social significance it is necessary to point out that voluntary kinds of insurance should become the basis for insurance industry. That is why measures for their development are so important. One of these measures is supporting of new kinds of insurance products implementation and development as well as their correspondence to the market modern conditions. Mortgage insurance in its academic understanding is the innovation on the Russian insurance market.
Key words: mortgage insurance, bank insurance, risks.
Существующий рынок ипотечного страхования в нашей стране представлен «комплексным ипотечным страхованием». Структура и динамика рынка комплексного ипотечного страхования отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура и динамика рынка комплексного ипотечного страхования
Ипотечное страхование является одним из сегментов рынка банкострахования и постепенно становится локомотивом роста не только банкострахования, но и всего российского страхового рынка.
Рынок банкострахования в 2010 году вырос на 16,5% и составил 94 млрд. руб. По оценкам «Эксперт РА», в 2011 году прирост рынка банкострахования составил 25% [3]. Основной вклад в рост рынка внесли ипотечное страхование, страхование при потребительском кредитовании, страхование залогового имущества юридических лиц, товаров в обороте и ДМС сотрудников банков, страхование рисков самих банков (страхование эмитентов банковских карт, ВВВ, D&O). В 2011 году рост страховых премий на рынке банкострахования произошел, прежде всего, за счет страхования, связанного с кредитованием, что является ярко выраженной краткосрочной тенденцией рынка банкострахования. После завершения активной фазы восстановления кредитной активности банков рост сегмента страхования, связанного с кредитованием, замедлился. В среднесрочном периоде «Эксперт РА» прогнозирует тенденцию устойчивого роста страхования рисков самих банков и розничных видов банкострахования, напрямую не связанных с кредитованием. В 2012 году величина взносов по ипотечному страхованию может превысить 10,8 млрд. руб. (рисунок 2) [3].
■ Авто страховании е(ОСАГО, КАСКО) Ипотечное
с1рахование(ш|ул,зало1 м и 'in заемщика)
Страхование жизни и здоровья заемщика потребкредитов,вт.ч. о I иt;tчас шых случаев
Иные Риды розничного страхования рисков,связанные с банковскими услугами
Рисунок 2 - Структура рынка банкострахования 2010 г.
Ипотечное страхование, в отличие от страхования автотранспорта, занимает гораздо меньшую долю в объемах собранных премий, но является более привлекательным. Этот вид банкострахования - наиболее стабильный из-за долгосрочности ипотечных договоров. Убыточность в этом сегменте ниже, а перспективы
1%
гораздо больше: именно ипотека в будущем станет главным сектором розничного банковского кредитования, а значит и обеспечит страховщикам большие сборы. В отличие от автострахования, ипотечное страхование является более сложным с технической точки зрения сегментом, поэтому страховой компании требуется не только доказать банку-партнеру свою финансовую надежность, но и продемонстрировать высокий уровень сервиса как на этапе заключения договора, так и при его дальнейшем обслуживании. Кроме того, ипотечное страхование гораздо сложнее стандартизовать и «упаковать» в «коробочный продукт», тем более при включении в список покрываемых рисков возможную потерю права собственности (титульное страхование).
Рынок ипотечного страхования напрямую зависит от объемов ипотечного кредитования. Пока продолжается его бурный рост, будут расти взносы по ипотечным страховым продуктам.
Одной из важнейших причин снижения роста объемов ипотечного кредитования является мировой финансовый кризис. Тем не менее финансовый кризис сказался только на снижении темпов роста рынка ипотечного страхования. Каких-либо иных существенных изменений, касающихся, в частности, условий страхования, принципов формирования тарифов и т.п., на рынке пока не произошло. По признанию участников рынка, ипотечное страхование является одним из наименее убыточных видов страхования. В среднем тариф по договору ипотечного страхования (по всем рискам в целом) составляет от 0,8 до 1,5% от страховой суммы. Однако в зависимости от многочисленных факторов он может быть выше или ниже. В отдельности тариф по страхованию недвижимости - предмета ипотеки варьируется от 0,2 до 0,6% от страховой суммы, тариф по страхованию титула зависит от степени чистоты сделки и истории перехода прав собственности на недвижимость и составляет от 0,2 до 0,5% от страховой суммы, тариф по страхованию жизни, здоровья, трудоспособности заемщика зависит от возраста, пола, состояния здоровья заемщика и колеблется от 0,27 до 2,5%.
В то же время прогнозируется, что средние ставки будут постепенно снижаться под воздействием конкуренции при невысокой убыточности и снижения среднего возраста заемщиков (в части страхования жизни и здоровья).
Таблица 1 - Приблизительный расчет стоимости полиса ипотечного страхования
(в % от страховой суммы) [4]
ОСАО «ИНГОССТРАХ»
Страхование жизни и трудоспособности заемщика Страхование объекта залога (квартиры, коттеджа, отдельно стоящего дома) Страхование потери имущества в результате прекращения права собственности (страхование титула)
0,177 % 0,2 % 0,2 %
ООО «РОСГОССТРАХ»
Страхование жизни и трудоспособности заемщика Страхование недвижимого имущества Страхование титула
Min - 0,2 % (18 лет) Max - 0,6 % (75 лет) 0,15 % 0,2 %
ОАО СК «Альянс» (ОАО «РОСНО»)
Страхование жизни и трудоспособности заемщика Страхование недвижимого имущества Страхование титула
Min - 0,182% (18 лет) Max - 4,426% (65 лет, старше 65 лет тариф устанавливается индивидуально) 0,15% 0,23%
ЗАО «ГУТА-СТРАХОВАНИЕ»
Страхование жизни и трудоспособности заемщика Страхование недвижимого имущества Страхование титула
Женщины 18-50 лет: 0,2-0,6% Мужчины 18-50 лет:0,28-0,7% 18-0,25% для квартир 0,2-0,4% для коттеджей Отделка страхуется отдельно по желанию клиента и оформляется дополнительным договором, от 0,3% 0,25-0,36%
СК «РУССКИМ МИР»
Страхование жизни и трудоспособности заемщика Страхование недвижимого имущества Страхование титула
0,21-5,3% От 0,15% 0,18-0,2%
На тарифы по ипотечному страхованию оказывает влияние и страховое мошенничество. Сейчас мошенничество в сфере ипотечного страхования связано с подделкой документов или получением фиктивной «нерабочей» группы инвалидности. Реже люди решаются на подделку свидетельств о смерти. Наиболее серьезные убытки может повлечь мошенничество в области титульного страхования. Если с мошенничеством в других видах страхования уже научились успешно бороться, то история перехода прав собственности недвижимого имущества - раздолье для составления хитроумных схем с вовлечением других участников рынка.
Примеров мошенничества множество, известны случаи, когда владелец пытался продать жилье, на которое наложен арест. Возможен также вариант, когда владельцем получен кредит под залог данной недвижимости. Не исключено также, что за квартирой
числится большой долг за коммунальные услуги или междугородную и международную связь. Случаи страхового мошенничества подтверждают оправданность требования банков к страхованию риска потери права собственности. Способ не допустить мошенничества для страховой компании только один - тщательная проверка документов, касающихся предыдущих сделок с предметом залога, предоставляемых потенциальным страхователем для заключения договор страхования.
Ипотечное страхование, имея долгосрочный характер накопления страховых резервов, с учетом роста ипотечного кредитования и его потенциала является крайне привлекательным видом страхования для страховщиков.
Интерес к ипотеке у страховщиков возникает по двум причинам:
- в связи с бурным ростом объемов ипотечного кредитования и его потенциалом страховые компании стремятся как можно раньше «войти» на рынок ипотечного страхования и закрепиться на нем (недостаточно расторопные страховщики рискуют оказаться «за бортом»);
- высокая маржа (результат страховой деятельности) этого сегмента позволяет страховым компаниям «снимать сливки» на растущем рынке.
Доступ на рынок ипотечного страхования для страховщиков возможен двумя путями: с помощью аккредитации при банке, выдающем ипотечные кредиты, или с помощью аккредитации при Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию (далее АИЖК). Если условия аккредитации при АИЖК достаточно прозрачны и понятны для участников рынка, то принципы аккредитации при некоторых банках являются весьма туманными и неформализованными. Тем не менее особых барьеров для выхода страховых компаний на рынок ипотечного страхования нет. Основным конкурентным преимуществом ведущих страховых компаний является сервис и технологии, индивидуальный подход к клиенту, единая система управления филиальной сетью, автоматизированная система документооборота, тщательный андеррайтинг, гибкая тарифная политика.
В то же время в последние годы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пытается исключить на рынке банкострахования так называемые «эксклюзивные соглашения» и уже достигла определенных результатов. Так, в августе 2010 года ФАС возбудила дела в отношении «Кредит Европа Банка» и «Абсолют Банка» и 36 страховщиков, а в начале сентября стало известно о том, что были возбуждены дела в отношении АИЖК и 45 страховщиков. Однако зачастую аккредитация позволяет банку отобрать с рынка наиболее надежных партнеров - страховые компании, которые возьмут
на себя часть рисков банка и заемщика, позволив при этом снизить стоимость кредита. Бороться с несправедливой конкуренцией действительно необходимо, но неоправданно жесткие действия ФАС могут привести к неконтролируемому выходу на рынок ипотечного страхования ненадежных страховщиков, в результате чего на заемщиков лягут повышенные риски, а банки будут вынуждены повысить ставки по кредитам или вообще отказываться от страхования в пользу поручительства и дополнительного залога. Как известно, только лишь наличие лицензии не является признаком надежности страховой компании, в то время как для ее оценки существуют другие общепризнанные инструменты, в частности, рейтинги надежности.
Наилучшим для рынка страхования решением было бы позволить банкам устанавливать для страховщиков те условия, которые они считают важными и нужными, но при этом эти требования должны быть абсолютно прозрачными и достижимыми для любой компании, и, кроме того, требованиям каждого банка должно соответствовать несколько страховых компаний.
«Эксклюзивное сотрудничество» не всегда означает ущемление прав клиента. Наоборот, в Западной Европе такая модель сотрудничества считается наиболее успешной, поскольку позволяет выстроить оптимальную процедуру взаимодействия банк-страховщик. Таким образом, минимизируются расходы (а значит - снижаются цены), а также обеспечивается максимально возможный уровень сервиса.
Одним из наиболее перспективных путей выхода на рынок ипотечного страхования для страховщиков является аккредитация при АИЖК. В настоящее время Агентство предъявляет серьезные требования к страховым компаниям, основное из которых -наличие рейтинга надежности. Входной билет на перспективный рынок - подтверждение финансовой устойчивости, способности принимать на себя риски и отвечать по обязательствам. 27-ми компаниям из числа аккредитованных при АИЖК присвоен рейтинг агентства «Эксперт РА», и только 3 страховые компании, аккредитованные при АИЖК, имеют рейтинг международных рейтинговых агентств: ОСАО «Ингосстрах» -Standard &Poor's; ОАО СК «Альянс» - Moody's Interfax; ОАО «МСК» - Fitch Ratings.
Хотя глобальный кризис ликвидности сказался на темпах роста российской ипотеки, она по-прежнему является самым динамичным сегментом банковского кредитования и, по прогнозам «Эксперт РА», уже в течение 4-5 лет займет доминирующее положение в банковских портфелях.
Необходимо также отметить, что 27 июля 2009 года состоялось заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в
части разработки комплекса мер по развитию ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации и повышению доступности ипотеки для граждан. По итогам заседания и по поручению Президента Российской Федерации была начата разработка программы, направленной на развитие ипотечного страхования. Результатом разработки данной программы стал новый страховой продукт, который получил название страхование ипотечных обязательств. Настоящий продукт предполагает, что страховщик будет платить, когда в результате дефолта заемщика банк изымает имущество, а средств, вырученных от реализации объекта ипотеки, не хватает, чтобы закрыть обязательства заемщика.
Программа реализуется путем создания открытого акционерного общества дочерней страховой компании АИЖК (далее СК АИЖК), которая будет специализироваться на направлении развития классического ипотечного страхования. СК АИЖК была зарегистрирована 1 февраля 2010 года. Основным видом деятельности компании согласно уставу является перестрахование рисков страховых компаний, которые связаны со страхованием ипотечных обязательств. Новый страховой продукт был воспринят страховыми компаниями с энтузиазмом, и в настоящее время ОАО «СК АИЖК» заключило 16 договоров облигаторного перестрахования, обеспечив заемщикам возможность выбирать страховщика, предоставляющего оптимальные условия страхования ответственности по ипотечному кредиту на территории России. Партнерами ОАО «СК АИЖК» стали: ОАО «ВСК», ОАО «ГСК Югория», ОАО «СК "ПАРИ», ЗАО «МАКС», ООО «СК «Согласие», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Росгосстрах», ОАО «НАСКО», ООО «1 СК», ОАО «КИТ Финанс Страхование»,ОАО «Страховая группа МСК», ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»,ЗАО «Страховая группа УралСиб», ОСАО «Россия»,ООО «ПСГ «ОСНОВА», ОАО «Региональная страховая компания Стерх».
Однако развитие нового страхового продукта сдерживается осторожным вхождением банков в процесс льготного кредитования. А без желания банков предоставлять кредиты с пониженным первоначальным взносом (благодаря ипотечному страхованию), развитие страхования ипотечных обязательств будет тормозиться. С ноября 2010 года договоры ипотечного страхования заключаются через 20 банков - партнеров АИЖК: АБ «Финанс», «Алтай Бизнес Банк», «Алтайкапиталбанк», Банк «Поволжский», «Далькомбанк», «Евро-Азиатский Торгово-промышленный банк», КБ «НАРАТБАНК», КБ «РИБ», КБ «Хлынов», «Мой банк. Ипотека», «Национальный банк развития бизнеса», «НБД-Банк», Новосибирский социальный КБ «Левобережный», Орловский социальный
банк, «Примсоцбанк», «Русский земельный банк», «Стромкомбанк», Тверской городской банк, «Тверьуниверсалбанк», «ФорБанк».
Таким образом, уже по состоянию на ноябрь 2010 г. на рынке ипотечного кредитования с пониженным первоначальным взносом активно работают 20 региональных операторов и 19 кредитных учреждений, входящих в сегмент АИЖК. Выдают кредиты с первоначальным взносом от 10% около 60 региональных отделений Банка «ВТБ 24».
Литертура
1. Адамчук, Н.Г. Обзор страховых рынков ведущих стран мира (серия «Мировые страховые рынки») / Н.Г. Адамчук, Р.Т. Юлдашев. М.: Анкил, 2009. 120 с.
2. Программа ОАО «АИЖК» по развитию ипотечного страхования 2009 г.
3. «Эксперт РА» Тенденции рынка банкострахования 2011 г.
4. www.prestige-ins.ru. (Дата обращения 15.02.2012).
5. http://www.fssn.ru. (Дата обращения 17.01.2012).
УДК: 368.1
ПРЕДМЕТ РОСКОШИ - НОВЫЙ ОБЪЕКТ СТРАХОВАНИЯ LUXURY ITEM AS NEW OBJECT FOR INSURANCE
Бокарева Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российского государственного университета туризма и сервиса»,
г. Москва
Услуги, предлагаемые страховщиками на страховом рынке, - это страховые продукты. Структура любого страхового продукта следующая: гарантии страховщика, страховые суммы, тарифы и страховые риски. Необходимость в новом продукте возникает, когда страховщик еще не работал на рынке, либо когда требуется осуществить прорыв в определенном сегменте, используя в качестве инструмента для привлечения внимания совершенно новый, незнакомый страховой продукт.
Ключевые слова: страхование, страховой продукт, предмет роскоши, антиквариат.
Services that are provided by insurers on the insurance market are insurance products. The structure of any insurance product is the following: insurer's guarantees, insurance proceeds, tariffs and insurance risks. The need for a new product comes either when the insurer has not operated on the market yet or it is required to make a breakthrough in a particular segment using an absolutely new and unknown product to attract attention.
Key words: insurance, insurance product, luxury item, antiques.