Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЫНКА ТАБАКА В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЫНКА ТАБАКА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок табачной продукции / объём реализации / финансовый результат / нелегальные поставки / ставка акциза / доля / tobacco market / sales volume / financial result / illegal supplies / excise tariff / share

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Н. К., Саломатин В. А., Саввин А. А.

В статье представлены результаты, необходимые для объективного анализа, позволяющего регулировать поставки табачного сырья, производство табачных изделий в России. В настоящее время в России, по данным Росстата, курят около 34,2 млн чел. В связи с этим осуществляется импорт табачной продукции на территорию России, как и на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Наибольшую долю в структуре импорта занимает табачное сырье. Конъюнктура современного рынка табака в России претерпела сильные изменения в последние годы. В связи с санкциями крупные табачные производители заявили о временной остановке и частичном ограничении операционной деятельности в России. Масштабное закрытие зарубежных табачных компаний предоставляет возможность российским товаропроизводителям занять нишу на рынке табака с целью создания отечественного эффективного производства. В стратегической перспективе в России, а также в Краснодарском крае может быть собственное социально-защищённое табачное производство, чтобы не быть импортозависимой страной от мирового табачного бизнеса. В связи с развитием в стране антикурительной пропаганды, предпринимается ряд мер, направленных на борьбу с нелегальным оборотом табачной продукции: усиление контроля за розничными продажами путём лицензирования точек продаж, введение электронных отчётов для контроля за оборотом такой продукции, ужесточение ответственности за оборот немаркированных или контрафактных сигарет, гармонизация акцизной политики со странами партнёрами ЕАЭС. Сейчас членами ЕАЭС являются: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Напомним, что в 2019 г. было принято соглашение «О принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов евразийского экономического союза». В 2022 г. Сенат Казахстана одобрил ратификацию Соглашения, с 1 марта 2023 г. Армения переходит на контроль за оборотом табачных изделий по стандартам ЕАЭС. Усиление таможенного контроля и установления единых принципов государственной акцизной политики на табачные изделия и технологий государственных систем маркировки для стран ЕАЭС, позволят сократить объём нелегального оборота табачной продукции в Российской Федерации. Это минимизирует последствия существенного повышения акцизов на табачную продукцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова Н. К., Саломатин В. А., Саввин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TENDENCIES OF TOBACCO MARKET ECONOMY DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article presents the results necessary for an objective analysis, which allows to regulate the supply of tobacco raw materials and the production of tobacco products in Russia. Nowadays in Russia, according to Rosstat data, about 34.2 million people smoke. In this regard, tobacco products are imported into Russia, as well as into the territory of the Eurasian Economic Union (EAEU). The largest share in the structure of imports is tobacco raw materials. The current tobacco market conditions in Russia have undergone strong changes in recent years. Due to sanctions, major tobacco manufacturers announced a temporary halt and partial restriction of their operations in Russia. The large-scale closure of foreign tobacco companies provides an opportunity for Russian tobacco producers to find a niche in the market in order to create domestic efficient production. From the strategic perspective, Russia, as well as Krasnodar Krai, can have its own socially protected tobacco production in order not to be an import-dependent country from the global tobacco business. In view of the development of anti-smoking propaganda in the country, a number of measures are being taken to combat the illegal circulation of tobacco products: strengthening control over retail sales by licensing points of sale, implementing electronic reports to control the circulation of such products, increasing liability for the circulation of unlabelled or counterfeit cigarettes, and harmonizing excise duty policy with EAEU partner countries. Now the EAEU members are: Russia, Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan. As a reminder, in 2019 the agreement "On the Principles of Tax Policy in the Field of Excise Taxes on Tobacco Products of the Member States of the Eurasian Economic Union" was adopted. In 2022, the Senate of Kazakhstan approved the ratification of the Agreement, from 1 March 2023 Armenia will transition to control over the turnover of tobacco products according to the standards of the EAEU. Increased customs control and the establishment of uniform principles of the state excise policy for tobacco products and technologies of state labelling systems for the EAEU countries will reduce the volume of illegal tobacco products turnover in the Russian Federation. This will minimize the consequences of a significant increase in excise taxes on tobacco products

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЫНКА ТАБАКА В РОССИИ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL AND SECTORAL ECONOMICS_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.83 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЫНКА ТАБАКА В РОССИИ

Научная статья

Романова Н.К.1' *, Саломатин В.А.2, Саввин А.А.3

1 2 3 Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий, Краснодар, Российская

Федерация

* Корреспондирующий автор (vniitti1[at]gmail.com)

Аннотация

В статье представлены результаты, необходимые для объективного анализа, позволяющего регулировать поставки табачного сырья, производство табачных изделий в России. В настоящее время в России, по данным Росстата, курят около 34,2 млн чел. В связи с этим осуществляется импорт табачной продукции на территорию России, как и на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Наибольшую долю в структуре импорта занимает табачное сырье. Конъюнктура современного рынка табака в России претерпела сильные изменения в последние годы. В связи с санкциями крупные табачные производители заявили о временной остановке и частичном ограничении операционной деятельности в России. Масштабное закрытие зарубежных табачных компаний предоставляет возможность российским товаропроизводителям занять нишу на рынке табака с целью создания отечественного эффективного производства. В стратегической перспективе в России, а также в Краснодарском крае может быть собственное социально-защищённое табачное производство, чтобы не быть импортозависимой страной от мирового табачного бизнеса.

В связи с развитием в стране антикурительной пропаганды, предпринимается ряд мер, направленных на борьбу с нелегальным оборотом табачной продукции: усиление контроля за розничными продажами путём лицензирования точек продаж, введение электронных отчётов для контроля за оборотом такой продукции, ужесточение ответственности за оборот немаркированных или контрафактных сигарет, гармонизация акцизной политики со странами партнёрами ЕАЭС. Сейчас членами ЕАЭС являются: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Напомним, что в 2019 г. было принято соглашение «О принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов евразийского экономического союза». В 2022 г. Сенат Казахстана одобрил ратификацию Соглашения, с 1 марта 2023 г. Армения переходит на контроль за оборотом табачных изделий по стандартам ЕАЭС. Усиление таможенного контроля и установления единых принципов государственной акцизной политики на табачные изделия и технологий государственных систем маркировки для стран ЕАЭС, позволят сократить объём нелегального оборота табачной продукции в Российской Федерации. Это минимизирует последствия существенного повышения акцизов на табачную продукцию.

Ключевые слова: рынок табачной продукции, объём реализации, финансовый результат, нелегальные поставки, ставка акциза, доля.

MODERN TENDENCIES OF TOBACCO MARKET ECONOMY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Research article

Romanova N.K.1, *, Salomatin V.A.2, Savvin A.A.3

1 2 3 All-Russian Research Institute of Tobacco, а^ Tobacco Products, Krasnodar, Russian Federation

* Corresponding author (vniitti1[at]gmail.com)

Abstract

The article presents the results necessary for an objective analysis, which allows to regulate the supply of tobacco raw materials and the production of tobacco products in Russia. Nowadays in Russia, according to Rosstat data, about 34.2 million people smoke. In this regard, tobacco products are imported into Russia, as well as into the territory of the Eurasian Economic Union (EAEU). The largest share in the structure of imports is tobacco raw materials. The current tobacco market conditions in Russia have undergone strong changes in recent years. Due to sanctions, major tobacco manufacturers announced a temporary halt and partial restriction of their operations in Russia. The large-scale closure of foreign tobacco companies provides an opportunity for Russian tobacco producers to find a niche in the market in order to create domestic efficient production. From the strategic perspective, Russia, as well as Krasnodar Krai, can have its own socially protected tobacco production in order not to be an import-dependent country from the global tobacco business.

In view of the development of anti-smoking propaganda in the country, a number of measures are being taken to combat the illegal circulation of tobacco products: strengthening control over retail sales by licensing points of sale, implementing electronic reports to control the circulation of such products, increasing liability for the circulation of unlabelled or counterfeit cigarettes, and harmonizing excise duty policy with EAEU partner countries. Now the EAEU members are: Russia, Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan. As a reminder, in 2019 the agreement "On the Principles of Tax Policy in the Field of Excise Taxes on Tobacco Products of the Member States of the Eurasian Economic Union" was adopted. In 2022, the Senate of Kazakhstan approved the ratification of the Agreement, from 1 March 2023 Armenia will transition to control over the turnover of tobacco products according to the standards of the EAEU. Increased customs control and the establishment of uniform principles of the state excise policy for tobacco products and technologies of state labelling systems for the EAEU countries

will reduce the volume of illegal tobacco products turnover in the Russian Federation. This will minimize the consequences of a significant increase in excise taxes on tobacco products.

Keywords: tobacco market, sales volume, financial result, illegal supplies, excise tariff, share.

Введение

На протяжении многих лет табачный бизнес в Российской Федерации является лидирующим в производстве и на рынке табачных изделий. Отечественная табачная промышленность развивается в условиях крупного бизнеса транснациональных корпораций, в которых, по итогам 2021 г., сосредоточено 94,9% производства [8]. Отрасль является высококонцентрированной, тесно связана с мировым потребительским рынком на основе осуществления импортно-экспортных операций с учётом необходимой сырьевой ёмкости потребительского табачного рынка. Табачная отрасль является бюджетобразующей составной экономики России, по оценке в 2022 г., розничная торговля ожидается свыше уровня 1050 млрд руб., при этом выпуск табачных изделий постоянно уменьшается. Между тем экономические санкции коллективного Запада продолжают ужесточаться. Табачные компании рассматривают варианты реконструкции своего бизнеса в России, включая возможную передачу активов, объявляют о приостановке запланированных инвестиций. Логистические трудности и изменения в регуляторной среде привели к закрытию в России 5 крупных табачных фабрик. В 2023 г. из-за наложенных санкций британский владелец фабрики «Империал Тобакко-Волга» решил прекратить бизнес в России. Для России по-прежнему актуальна тема нелегальной табачной продукции, доля которой на российском рынке сейчас составляет около 10%. Из-за контрафакта сигарет бюджет недополучает порядка 80-90 млрд руб. в виде акцизов ежегодно. В основном контрафакт поставляется из соседних стран СНГ - Белоруссии, Узбекистана, Казахстана.

Научные исследования выполняются с применением современных методов и приёмов экономических исследований: системный анализ, синтез, метод дедукции и статистические методы, методы сопоставления и группировки, также графический метод.

Основные результаты и обсуждение

Табачная промышленность работает эффективно и приносит весомые доходы в федеральный бюджет. Максимальное значение промышленного выпуска сигарет было достигнуто в 2010 г. - 405 млрд шт. Из-за снижения потребления табачной продукции и привлекательности табачных брендов, начиная с 2015 г., наблюдается тенденция сокращения выпуска сигарет и папирос в России. В 2021 г. в России произвели 238,0 млрд шт. курительных табачных изделий, что на 6,0 млрд шт. больше, чем в 2020 г., незначительное увеличение производства по сравнению с уровнем выпуска продукции в 2020 г. составило 1,0%, несмотря на экономический шок в период пандемии и увеличение объёмов инновационной нетабачной никотинсодержащей продукции, что связано с изменением предпочтений со стороны потребителей и их переходом на употребление нетабачной никотинсодержащей продукции как более доступной и менее вредной. В 2022 г., по прогнозам, ожидается спад выпуска до 200 млрд шт. табачных изделий (рис.1). По сравнению с 2010 г., производство уменьшится в 2022 г. на 205 млрд шт. или в 2 раза.

млрд. шт.

450 405

2000 г. 2010 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

(прогноз)

Рисунок 1 - Выпуск табачных изделий DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.135.83.1

Выравненный динамический ряд производства табачных изделий представлен на рис. 2. В результате выявлена закономерность изменения выпуска табачных изделий. Отмечается, что каждый год идёт снижение производства табачных изделий на 15, 9 млрд шт. табачных изделий.

Рисунок 2 - Выравненный динамический ряд производства табачных изделий в Российской Федерации

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.135.83.2

Формирование отечественного производства и рынка табачной продукции происходит в тесной взаимосвязи с мировым потребительским рынком на основе импортно-экпортных операций. Анализ показал устойчивую тенденцию сокращения импортного табачного сырья как в стоимостном, так и в физическом выражении.

Рисунок 3 - Динамика импорта табака в России в количественном выражении DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.135.83.3

1200 1150 1100 1050 1000 950 900 850 800

1158,4

975,6

938,2 N^74,1

__841,1 840,9

- -•

2016 г. 2017 г.

2018 г. 2019 г. -Импорт, млн долл.

2020 г.

2021 г.

Рисунок 4 - Динамика импорта табака в России в стоимостном выражении DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.135.83.4

Установлено, что финансовые результаты и эффективность деятельности табачных предприятий и табачной промышленности в целом во многом зависит от доходов продаж за продукцию. Анализ показал, что снижение

производства табачных изделий не сказалось на объёмах доходов от розничной торговли благодаря применению ценовой и акцизной политики. Выявлена закономерность изменения акцизного налога (рис. 5). Каждый год идёт увеличение акцизного налога на 44,6 млрд руб.

Рисунок 5 - Выравненный динамический ряд акцизного налога на табачную продукцию в Российской Федерации

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.135.83.5

Розничная торговля табачных изделий все годы возрастает и с уровня 700,1 млрд руб. в 2016 г. она увеличилась до 973,5 - 1050,0 млрд руб. в 2020 - 2021 гг. Акцизные налоги, соответственно, увеличились до 600 - 750 млрд руб. (табл. 1). В 2022 г. ожидается продажа табачных изделий свыше 1000 млрд руб.

Согласно опубликованных данных в журнале «Табачный магазин» в стране в 2020 г. продолжали курить 18,2% взрослого населения (41,2 млн чел.), при этом по возрастным группам: 28,1% в возрасте 40 - 44 года; 27,8% - 45 - 49 лет; 25,9% - 35-39 лет. В стране не курит примерно 78,2% населения, из них 61,0% мужчин и 89,4% женщин.

Таблица 1 - Современный уровень и тенденции развития экономики табачной отрасли Российской Федерации

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.135.83.6

Наименова ние 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Производст во табачных изделий, млрд шт. 335 245 255 229 232 238

Индекс роста - 0,731 1,040 0,898 1,013 1,025

Розничная продажа, млрд руб. 700,1 770,9 827,3 904,2 973,5 1050

Экономиче ский эффект, млрд руб. - 70,8 56,4 76,9 69,3 76,5

Индекс продаж - 1,101 1,073 1,092 1,076 1,078

Акцизный налог, млрд руб. 499,2 438,0 595,5 534,8 561,1 750,0

Прирост акцизных налогов, млрд руб. - -61,2 157,5 -60,7 26,3 188,9

В последние годы на табачном рынке наблюдается нежелательная тенденция увеличения доли потребления курильщиками нелегальных сигарет, что наносит материальный ущерб государству. Стремительное увеличение

акцизов и снижение реальных доходов населения оказывает негативное влияние на легальные продажи и обуславливает увеличение доли нелегальной табачной продукции и прямых потерь в экономике отрасли. По оценке агентства Kantar TNS Russia, доля нелегальных сигарет на рынке достигла максимального значения в 2019 г. - 15,6%. В 2020 г. показатели доли нелегальной табачной продукции снизились до 10,7%, в 2021 г. объём незаконного оборота табачной продукции продолжил снижаться до уровня 10,7 % или на 2,0 % по сравнению с 2020 г. Снижение показателей доли незаконного оборота обусловлено внедрением государственной системы мониторинга за оборотом табачной продукции в России, подлежащей обязательной маркировке, что оказало ощутимые результаты в снижении объёма незаконного оборота табачной продукции. Доля незаконного оборота табачной продукции снизилась с 15,6% в 2019 г. до 10,7% в 2021 г. или на 4,9%. (рис. 6). В текущих условиях сохранения и усиления контроля на таможенной территории и введение обязательной маркировки табачных товаров позволят удержать долю нелегального рынка при снижении прямых потерь экономики отрасли.

Рисунок 6 - Динамика доли нелегального рынка табачной продукции в России DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.135.83.7

Ввоз нелегальных сигарет идёт в основном из стран ЕАЭС, в которых акцизные сборы сравнительно меньше чем в России и на их долю приходится до 64% от размера ввоза нелегальных сигарет на территорию РФ.

В 2021 г. показатель удельного веса незаконной продукции возле границы с Республикой Беларусь достиг 34,6%, в Брянской области доля достигает 42%, в Смоленской области - 17%. В пятерку популярных производителей нелегально реализуемой табачной продукции вошли: Tabak-lnvest, Grodno Tobacco, Inter Tobacco, MONUS, Peppel -74% нелегальных пачек, преимущественно марки «Корона».

Показатели доли незаконной продукции в республиках Северного Кавказа и пограничной зоне с Украиной в 2021 г. стабильны - 21 и 23% соответственно. Самое большое количество нелегальных пачек в республиках Северного Кавказа выявлено в Республике Северная Осетия - Алания (41%) и Кабардино-Балкарской Республике (28%).

Доля нелегальных пачек в пограничной зоне с Республикой Казахстан снизилась с 18,5 до 13,6%.

Пограничная зона Казахстана в Сибири всегда была зоной с наиболее высоким уровнем нелегальных пачек, но в 2021 г. эта доля сократилась с 44 до 30% - преимущественно за счет отсутствия потока из стран за пределами ЕАЭС.

Кроме экономических потерь продажа нелегальной табачной продукции наносит и косвенный ущерб. Так, из-за снижения рентабельности производства сигарет, вызванного, в том числе увеличением доли нелегального оборота на рынке, в России закрылось 5 крупных табачных фабрик: фабрики Imperial Tobacco Group в Ярославле, British American Tobacco в г. Саратове, «БАТ-Ява» и «Лиггетт-Дукат» в г. Москве, «Philip Morris» в г. Краснодаре. Производители табака являются крупными налогоплательщиками и предоставляют большое число рабочих мест, поэтому закрытие фабрик увеличивает урон, наносимый нелегальным оборотом продукции экономике.

По оценке на основе данных ФНС России, сумма прямых экономических потерь федерального бюджета от реализации нелегальной продажи табачной продукции за 2016 - 2021 гг. находилась на уровне более 300 млрд руб. (табл. 2).

Таблица 2 - Современный уровень и тенденции розничных продаж табачной отрасли Российской Федерации

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.83.8

Наименова

ние 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Объём реализации сигарет и папирос, млрд шт. 279,9 192,5 246,4 195,2 195,1 190,6

Объём реализации сигарет и папирос, млрд руб. 700,1 770,9 827,3 904,2 973,5 1050

Сумма акциза на сигареты и папиросы, млрд руб. 499,2 438,0 595,5 534,8 561,1 750,0

Доля нелегальны х сигарет и папирос, % 1,1 4,6 7,7 10,3 12,7 10,7

Объём нелегально го табачного рынка, млрд шт. 3,1 8,9 19,0 20,1 24,8 20,4

Средняя ставка акциза на 1 сигарету, руб. 1,8 2,3 2,4 2,7 2,9 3,5

Сумма экономичес ких потерь от нелегально го сегмента рынка по акцизам, млрд руб. 5,6 20,5 45,6 54,3 71,9 71,4

Сумма экономичес ких потерь по НДС, млрд руб. 1,1 4,1 9,1 10,9 14,4 14,3

Общий объём экономичес ких потерь от нелегально го сегмента табачного рынка, млрд руб. 6,7 24,6 54,7 65,2 86,3 85,7

Выравненный динамический ряд реализации сигарет и папирос представлен на рис. 7. В результате выявлена закономерность увеличения розничной продажи. Каждый год розничная торговля сигарет и папирос увеличивается на 69,5 млрд руб.

Рисунок 7 - Выравненный динамический ряд розничной продажи табачных изделий DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.83.9

Общий объём реализации сигарет и папирос, с учётом нелегального сегмента рынка табачной продукции, представлен на рис. 8.

Рисунок 8 - Объём реализации сигарет и папирос, с учётом нелегальной продукции DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.83.10

В 2022 г. на табачном рынке ожидается умеренное увеличение доли нелегальной продукции. Такое развитие ситуации возможно при усилении двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, введение комплексных государственных регулирующих мер, препятствующих ввозу контрафакта, внедрение системы мониторинга за незаконным оборотом табачной продукции, с другой - увеличение разницы в акцизной нагрузке между Российской Федерацией и другими странами ЕАЭС, поставка контрафактных сигарет из соседних стран становится более выгодной в условиях снижения доходов потребителей. Можно предположить увеличение спроса на нелегальные сигареты из-за значительного повышения акцизов в 2021 - 2022 гг. Решить проблему возможно при объединении усилий уполномоченных органов власти, использующих данные государственной системы маркировки, создание унифицированных технологий систем маркировки в странах ЕАЭС, заинтересованности органов исполнительной и законодателей власти в противодействии нелегальному обороту табачной продукции на общем пространстве ЕАЭС.

Заключение

При обсуждении результатов исследования выявлена проблема нелегальных поставок табачной продукции в Российскую Федерацию. Большой объём нелегальной табачной продукции поступает на территорию России контрабандой с территорий государств-членов Евразийского экономического союза, вследствие разной акцизной нагрузки на страны ЕАЭС. Вопрос нелегальных поставок является острой проблемой для экономики Российской Федерации, его решение сократит потери федерального бюджета, которые исчисляются миллиардами. Рекомендации по решению выявленной проблемы контрабанды табачной продукции путём усиления таможенного контроля и установления единой для стран ЕАЭС налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию, позволят сократить объём реализации «теневой» продукции в Российской Федерации и минимизировать последствия существенного повышения акцизов на табачную продукцию.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы / References

1. Акцизы и нелегальный рынок // Табачный магазин. — М., 2022. — № 1-2. — С. 8-9.

2. Армения переходит на евразийский контроль за оборотом сигарет // Tobacco-Review International. — 2023. — URL http://www.tobaccoreview.com (дата обращения 08.06.2023)

3. Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации // Акцизы на табак. — 2021. — № 11 (288). — 149 с.

4. Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу // Правительство России. — URL: http://government.ru/docs/all/124703/ (дата обращения: 14.03.2023).

5. Михайлов Е.А. Россия: Внезапный перекур после стабильной работы / Е.А. Михайлов // Tobacco review. — 2022. —№ 2-3. — С. 20-35.

6. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. — URL: https://www.mcx.gov.ru (дата обращения 08.06.2023)

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. — № 551-р.

8. Российский статистический ежегодник 2021: Стат. Сб. / Росстат. — М., 2021. — 692 с.

9. Федеральная служба государственной статистики России. — URL: http:// www.gks.ru (дата обращения: 19.12.2022).

10. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Список литературы на английском языке / References in English

1. Aktsizy i nelegal'nyy rynok [Excise Duties and the Illegal Market] // Tabachnyy magazin [Tobacco Store]. — M., 2022. — № 1-2. — P. 8-9. [in Russian]

2. Armeniya perekhodit na yevraziyskiy kontrol' za oborotom sigaret [Armenia Switches to Eurasian Cigarette Control] // Tobacco-Review International. — 2023. — URL http://www.tobaccoreview.com (accessed 08.06.2023) [in Russian]

3. Byulleten' Schotnoy palaty Rossiyskoy Federatsii [Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation] // Aktsizy na tabak [Excise Taxes on Tobacco]. — 2021. — № 11 (288). — 149 p. [in Russian]

4. Kontseptsiya osushchestvleniya gosudarstvennoy politiki protivodeystviya potrebleniyu tabaka i inoy nikotinsoderzhashchey produktsii v Rossiyskoy Federatsii na period do 2035 goda i dal'neyshuyu perspektivu [Concept for the Implementation of State Policy to Counter the Consumption of Tobacco and Other Nicotine-Containing Products in the Russian Federation for the Period up to 2035 and Beyond] // Pravitel'stvo Rossii [Government of Russia]. — URL: http://government.ru/docs/all/124703/ (accessed: 14.03.2023). [in Russian]

5. Mikhaylov Ye.A. Rossiya: Vnezapnyy perekur posle stabil'noy raboty [Russia: A Sudden Smoke Break after Stable Work] / Ye.A. Mikhaylov // Tobacco review. — 2022. — № 2-3. — P.20-35. [in Russian]

6. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation]. — URL: https://www.mcx.gov.ru (accessed 08.06.2023) [in Russian]

7. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 5 marta 2021 g. [Order of the Government of the Russian Federation of 5 March 2021.] — № 551-r. [in Russian]

8. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik 2021 [Russian Statistical Yearbook 2021]. Stat. Sb. / Rosstat. — M., 2021. — 692 p. [in Russian]

9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki Rossii [Federal State Statistics Service of Russia]. — URL: http:// www.gks.ru (accessed: 19.12.2022). [in Russian]

10. Federal'nyy zakon ot 23.02.2013 N 15-FZ «Ob okhrane zdorov'ya grazhdan ot vozdeystviya okruzhayushchego tabachnogo dyma i posledstviy potrebleniya tabaka» [Federal Law of 23.02.2013 N 15-FL "On Protection of Citizens' Health from Exposure to Ambient Tobacco Smoke and Consequences of Tobacco Consumption"]. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.