DOI 10.47576/2949-1878_2023_12_97 УДК 338.4
ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ВЫЯВЛЕНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ТАБАЧНЫХ
ИЗДЕЛИЙ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС
Филатов Владимир Владимирович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); профессор кафедры таможенной и товароведческой экспертизы, Российский биотехнологический университет, Москва, Россия, [email protected]
Артемьев Николай Валентинович,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры административного права, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя; профессор кафедры менеджмента, Московский университет имени С. Ю. Витте; профессор кафедры экономики, Институт международных экономических связей, Москва, Россия, [email protected]
Новиков Алексей Васильевич,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов, Волжский государственный университет водного транспорта; доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, [email protected]
Григорьев Владимир Анатольевич,
участник временной научно-практической группы, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искус -ство), Москва, Россия, [email protected]
В статье рассмотрены организационно-экономические аспекты идентификации, выявления фальсификации и противодействия незаконному обороту табачных изделий в современных социально-экономических условиях ЕАЭС. Установлено, что по мере роста акцизных ставок в России легальные сигареты становятся дороже, а ценовой разрыв с нелегальными сигаретами, которые не облагаются налогом, неуклонно растет. Отсутствие таможенных границ между странами - членами Европейского экономического союза означает, что контрабанда в Россию осуществляется в промышленных масштабах. Установлено, что идентификация и выявление фальсификации табачных изделий являются важными задачами в борьбе с незаконным производством и распространением табачных товаров. Выявление фальсификации табачных изделий требует активного сотрудничества между правоохранительными органами, производителями и другими заинтересованными сторонами. Это включает обмен информацией, проведение расследований, контроль на границах и в торговых точках, а также обучение персонала, чтобы они могли распознавать поддельные продукты. В целом усиление мер по идентификации и выявлению фальсификации табачных изделий является важным шагом в защите общества от незаконных и опасных продуктов, а также в поддержании законности и порядка на рынке табачной продукции.
Ключевые слова: идентификация; выявление фальсификации; противодействие незаконному обороту; табачные изделия; ЕАЭС.
UDC 338.4
IDENTIFICATION, DETECTION OF FALSIFICATION AND COUNTERING ILLICIT TRAFFICKING OF TOBACCO
PRODUCTS IN THE EAEU
Filatov Vladimir V.,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art); Professor of the Department of Customs and Commodity Expertise, Russian Biotechnological University, Moscow, Russia, [email protected]
Artemyev Nikolai V.,
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Administrative Law, V. Y. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Professor of the Department of Management, S. Y. Witte Moscow University; Professor of the Department of Economics, Institute of International Economic Relations, Moscow, Russia, [email protected]
Novikov Alexey V.,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Finance, Volga State University of Water Transport; Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, alex1959. [email protected]
Grigoriev Vladimir A.,
member of the temporary scientific and practical group, Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Moscow, Russia, [email protected]
The article considers the organizational and economic aspects of identification, identification of falsification and countering illicit trafficking of tobacco products in the modern socio-economic conditions of the EAEU. It has been established that as excise rates in Russia increase, legal cigarettes become more expensive, and the price gap with illegal cigarettes, which are not taxed, is steadily growing. The absence of customs borders between the member countries of the European Economic Union means that smuggling into Russia is carried out on an industrial scale. It has been established that the identification and detection of counterfeit tobacco products are important tasks in the fight against the illegal production and distribution of counterfeit tobacco products. Detection of tobacco product adulteration requires active cooperation between law enforcement agencies, manufacturers and other interested parties. This includes sharing information, conducting investigations, controlling borders and retail outlets, and training staff so they can recognize counterfeit products. In general, strengthening measures to identify and detect the falsification of tobacco products is an important step in protecting society from illegal and dangerous products, as well as in maintaining law and order in the tobacco market.
Keywords: identification; identification of falsification; countering illicit trafficking; tobacco products; EAEU.
Табачная продукция - это продукция полностью или частично изготовленная из табака с/без добавок и ароматизаторов, предназначенные для курения и упакованные в тару для потребителя. По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), производство табака в России в первом квартале 2022 г. увеличилось на 12 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и
составило 2,571 млрд пачек. При этом доля легального табачного рынка увеличивается с 84,4 % в 2021 г. до 88,5 % в 2022 г. Несмотря на постоянный рост цен, вызванный регулярным повышением акцизов государством (только в 2021 г. на 20 %), доля табачной промышленности в общем объеме розничных продаж продуктов питания за последние годы изменилась незначительно: 6 % в 2017
г. и 6,5 % в 2021 г. Другими словами, табак обеспечивает стабильный потребительский спрос для розничной торговли [19].
Табачные изделия, никотинсодержащая продукция - бич современного общества. Каждый год количество курящих людей увеличивается, хотя передовые государства тратят на пропаганду здорового образа жизни огромные деньги. Государствам нужны здоровые люди, чтобы не простаивали рабочие места и рос ВВП. Или нет? По данным выборочного исследования состояния здоровья населения, проведенного Росстатом в 2019 г., табак потребляли четверть россиян, причем среди мужчин доля курящих - около 40 %, среди женщин - 11 %. Однако за десять лет этот показатель заметно уменьшился. С 2009 по 2019 г. в России курильщиков стало меньше на 17 млн человек. По итогам 2020 г. число курильщиков составило 23,1 % россиян старше 15 лет, что равняется 27,9 млн человек, и это на 1,3 млн человек меньше, чем в 2019 г. Такую динамику можно связать с постоянным увеличением акциза на табачную продукцию [17].
Подакцизные товары - это вид товаров, которые облагаются особым налогом - акцизом. Такие товары имеют общие черты: они высокорентабельны, обладают низкими производственными издержками. Также к подакцизным товарам относятся алкогольная продукция, легковые автомобили, бензин, дизельное топливо и др. Но с рынком табачных изделий не все так просто. Зависимые люди не бросят курить, если повысить цены на сигареты. Они уменьшат свои затраты на другую продукцию, станут покупать менее качественную еду и т. п. или перейдут на контрафактные табачные изделия [1]. Поэтому мы можем увидеть обратную зависимость: акцизы на табачную продукцию повышаются, но люди не перестают курить. Они начинают курить больше, только теперь не подакцизные табачные изделия, а контрафактные [2]. Это очень сильно влияет на доходы государства. По данным Росстата, нелегальная торговля табачными изделиями в России за последние десять лет выросла с 1 % до 13,3 %, а в 2022 г. федеральный бюджет России недополучил из-за этого 100 млрд руб. Поэтому в последние годы перед государством стоит задача минимизировать оборот незаконной табачной
продукции и полностью держать под контролем рынок табачной продукции.
Несмотря на постепенное снижение легального производства и потребления, доля сигарет в розничных продажах остается стабильной: в 2018 г. российский рынок сигарет (считая внутреннее производство плюс импорт минус экспорт) составил 238,3 млрд штук, в 2021 г. - 224,2 млрд штук, снижение на 6 %. Причина этого заключается в том, что основным ценообразующим фактором на табачном рынке является национальная акцизная политика. В настоящее время акцизы со -ставляют около 70 % от цены пачки сигарет на полке. Эту проблему должно решить соглашение в рамках Европейского экономического союза о гармонизации акцизов к 2024 г., но это не единственная эффективная мера [10].
Так, в 2021 г. 98 % российского внутреннего табачного рынка будет покрыто за счет отечественного производства; в 2017 г. этот показатель составлял низкие 96,3 %. При этом экспорт неуклонно снижается: пять лет назад Россия продала в другие страны 33,4 млрд табачных изделий, а к концу 2021 г. - 18 млрд. Несмотря на это, российская табачная промышленность ориентирована на экспорт. На импорт приходится 2 % объема рынка, а на экспорт - 7,6 % производства. Другими словами, экспорт табачных изделий почти в четыре раза превышает импорт. Согласно отчету Генерального контролера и аудитора, с 2016 по 2021 г. ставка акцизного налога на табак еще увеличится в 1,9 раза. Недавний пример: акцизные ставки были повышены в 2021 г. В настоящее время минимальная ставка акциза на пачку сигарет составляет 80 рублей, в то время как правительство установило единую минимальную цену на сигареты в 112 рублей [12].
По мере роста акцизных ставок в России легальные сигареты становятся дороже, а ценовой разрыв с нелегальными сигаретами, которые не облагаются налогом, неуклонно растет. В настоящее время средняя цена пачки сигарет составляет около 145-150 рублей, а нелегальные сигареты на рынке стоят в два-три раза дороже. При этом акцизы в Беларуси и других странах таможенного союза остаются в разы ниже, чем в России. По абсолютной величине акцизов страна находится на первом месте. Разница со вторым
местом Казахстана составляет около 40 %. В Беларуси также действует акциз на самые дешевые сигареты, который в три раза ниже, чем в России [11].
Отсутствие таможенных границ между странами-членами Европейского экономического союза означает, что контрабанда в Россию осуществляется в промышленных масштабах. Как правило, контрабандисты используют ставшие уже классикой так называемые прерывистые пограничные переходы. Так, согласно документам, грузовики с табаком, официально произведенным на белорусских фабриках, проезжают через российскую территорию, например, по пути в Среднюю Азию. Однако после пересечения наших границ товар теряется и быстро расходится в сельской местности, в основном на городских рынках. Разница в цене между белорусскими и российскими сигаретами обеспечивает нелегальным торговцам маржу прибыли более 100 %, что позволяет им легко окупить все возможные риски.
Всемирная таможенная организация приводит данные, что неофициальное производство и продажа сигарет до сих пор остается опасным явлением в мировой экономике. Контрабандные табачные изделия - это оригинальные сигареты, легально произведенные на одном из рынков и незаконно завезенные и/или реализуемые на территории другого государства без уплаты соответствующих налогов. Есть несколько видов контрабанды табачных изделий:
1) Бутлегерство - сигареты легально покупаются в стране с низкими налогами, а потом без уплаты пошлины перевозятся в другую страну где налоги выше, а потом продаются по низким ценам.
2) Псевдотранзит - сигареты сделаны в одной стране и декларируются, как отправляющиеся в другую страну, где будут уплаче -ны налоги. Но вместо этого сигареты отправляются в третью страну.
3) Псевдоэкспорт - произведенные сигареты в одной стране в ней же и употребляются, но при этом, не уплачивая налоги. Эта необычная ситуация возможна потому, что сигареты, которые направлены на экспорт, не облагаются налогом в стране, где их произвели. Есть два вида псевдоэкспорта: а) сигареты вывозятся из страны только по бумагам, но на самом деле они остаются в
стране; б) сигареты на самом деле вывозят из страны, но их не продают, а вместо этого незаконным способом возвращают обратно в страну [18].
4) Беспошлинные продажи - это законная продажа «контрабанды». Есть факторы, которые способствуют развитию контрабанды табачных изделий: несбалансированная фискальная политика; коррупция; низкоэффективная работа правоохранительных органов; недостаточно строгий государственный контроль в СЭЗ; недостаточно гибкое и жесткое законодательство; нейтральное отношение общества к неофициальной торговле сигаретами [21].
Сигареты - достаточно просты в перевозке и при этом с очень хорошим соотношением веса и стоимости, их облагают налогами, и они пользуется большим спросом.
Табачные изделия - это хороший источник налоговых поступлений во многих государствах: у сигарет большой спрос, при этом со сравнительно малой эластичностью, а вред, используют для оправдания введения налогов.
Сейчас в каждой стране есть какой-то налог на сигареты - акциз, импортная пошлина, НДС, налог с продаж и др. Не качественно продуманная налоговая политика для табачных изделий подтолкнет развитие неофициальной торговли. И поэтому органам государственной власти нужен грамотный подход для ставки акциз, чтобы получить рост налоговых поступлений и при этом остановить нелегальную торговлю [7].
Многие государства принимают законодательные акты, которые направлены на борьбу с нелегальной торговлей табачной продукции, но зачастую правоохранительные органы не справляются с выполнением законодательства. Это обусловлено несколькими факторами.
1) Государственный контроль. Качественный контроль над перемещением через границу грузов требует много ресурсов и участие местных и международных правоохранительных органов. В некоторых странах качество контроля снижается из-за географических условий. Но большинство контрабанды провозят через легальные пункты пропуска через границу, которые расположены в портах, мостах, международных трасах, аэропортах, и свободных экономических зонах.
Низкий контроль над пересечением границы в таких пунктах, усугублен коррупцией разного уровня, что позволяет контрабандистам перевозить крупные партии товара. Так же ситуация может усугубиться политической нестабильностью в государстве [4].
2) Транзитные грузы и перевалка грузов. Транзитные грузы - это когда груз уже покинул пункт отправления, но все еще не прибыл в конечный пункт. Перевалка грузов - это когда груз, прибыл в промежуточный пункт, затем перегружают в другой транспорт для доставки в следующую точку.
3) Свободные экономические зоны. Страны создают СЭЗ для инвестиций и развития бизнеса. СЭЗ помогает развивать торговлю, так как на ее территории не действует применяемые в стране меры регулирования, а бюрократические процедуры упрощены. СЭЗ часто используют для контрабанды разной нелегальной продукции или направляя ее на внутренний рынок, а иногда и для незаконного создания контрафактного товара [5].
Некоторые государства не наделяют правоохранительные органы нужными полномочиями, которые нужны для борьбы с нелегальной торговлей сигаретами, так как она считается недостаточно опасным правонарушением. Также причиной распространения контрабандных табачных изделий является нейтральное отношение общества к нелегальной торговле. Развитие торговли контрабандных табачных изделий обусловлено потребительским спросом.
Когда незаконная торговля табачными изделиями не пресекается, то возникают следующие последствия: табачная продукция, которая ввезена незаконно, составляет конкуренцию законно везенной или произведенной табачной продукции. это влияет на рынок потребления и искусственно влияет на формирование цен на продукцию; черный рынок табачной продукции подрывает попытки, направленные на то, чтобы ограничить доступ к ним молодежи; прибыль, связанная с большой партией контрабанды, служит стимулом для организованной преступности [16].
Проанализировав всемирный опыт по борьбе с контрабандой табачных изделий, можно выделить несколько общих направлений по противодействию: правовые меры; налоговые меры; маркировка табачных изделий; межведомственное сотрудничество
национальных учреждений; сотрудничество государственных органов с представителями табачной промышленности; создание специализированных контролирующих и правоохранительных структур; координация усилий на региональном и субрегиональном уровнях; совершенствование системы контроля за производством сигарет внутри страны; международное сотрудничество и обмен информацией.
Но надо отметить, что таможенным службам не удастся в скором времени решить проблему контрабанды. Ведь искоренение контрабанды - это очень длительный и достаточно сложный процесс, который требует квалифицированного труда, а также скоординированных действий правоохранительных органов на всех уровнях, и много материальных и финансовых ресурсов [13].
Согласно Федеральному закону от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачными изделиями являются продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. К ним относятся сигареты, сигары, сигарил-лы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия.
Пока что неясно как закон собирается трактовать так полюбившиеся молодежью новые виды сигарет - одноразовые электронные сигареты. Согласно закону о рекламе, любые системы нагревания табака приравниваются к сигаретам и их касаются те же запреты. Однако одноразовые электронные сигареты позиционируют себя не как систему нагревания табака, а как электронную систему доставки никотина. Государство не отстает от инноваций в сфере курения и старается максимально ограничить серый рынок такой продукции [14].
В России в 2001 г. был принят федеральный закон «Об ограничении курения табака», давший толчок к борьбе против курения в стране. Согласно закону запрещалась продажа табачных изделий несовершеннолетним, на расстоянии менее 100 метров от школ, колледжей, вузов. Также производи-
телей обязали наносить предупреждения о вреде курения на своей продукции (надписи должны были занимать не менее 4 % каждой большой стороны пачки). Закон неоднократно дорабатывался: в 2005 г. полностью запретили наружную рекламу табачных изделий, в 2006 г. - обязали на пачках сигарет обозначать максимальную розничную цену.
В 2013 г. состоялось подписание закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Постановление вводило полный запрет на курение табака в общественных местах, запрет нам все виды рекламы. Такие запреты касались не только сигарет, но и на все курительные принадлежности и табачные изделия (включая трубки, кальяны, зажигалки). В 2015 г. в закон внесли поправки о запрете снюса и жевательного табака.
В 2020 г. Федеральное Собрание одобрило федеральный закон № 303 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции", согласно которому к сигаретам приравняли всю никотиносодержащую продукцию и устройства для ее потребления (включая системы нагревания табака), распространив на них соответствующие ограничения. А в 2023 г. Госдума приняла закон о запрете продажи вейпов и жидкостей к ним несовершеннолетним, а также ограничению их рекламы.
Но принятие нормативно-правовых актов не дает гарантии, что их будут соблюдать участники рынка. Ввиду увеличивающейся нелегальной продукции и контрафакта государство обязано проводить мероприятия по выявлению серых табачных изделий, ужесточать штрафы за их продажу [6].
Маркировка фиксирует нарушения. Таможня блокирует контрабанду. Минфин вводит лицензирование. Минсельхоз разрабатывает законопроект о блокировке сайтов, где продается нелегальная продукция. Но этих усилий недостаточно. На данный момент минимальная цена за пачку сигарет в России составляет 119 рублей, тогда как в Беларуси, которая занимает 92,9 % рынка нелегальных сигарет, 50 рублей. Также нелегальные сигареты ввозятся из Армении (3,2 %), Казахстана (2,4 %) и других стран.
Способов поставки нелегальных сигарет на рынок два. Первый из них - контрабанда. Способ довольно прост - транзит через Россию, рассмотрим его на примере Беларуси.
Подставная фирма оформляет договор о поставке белорусских сигарет в Казахстан транзитом через Россию. Товар на стадии закупки получается максимально дешевым, поскольку в нем нет даже внутреннего белорусского акциза - на экспортную продукцию его не ставят. Затем в укромном месте в Смоленской или Брянской области фура разгружается. Товар развозят по цепочке до мелких оптовиков и розничных точек. На товар может быть нанесена фальшивая российская акцизная марка, а может ничего не наноситься - такие сигареты пустят не в магазины, а через Интернет, который контролируется еще слабее, чем торговые точки. В данной ситуации уже неинтересна судьба фуры. Белорусская сторона получает свои деньги. Российская сторона по документам вообще не имеет отношения к этому грузу: разгрузки сигарет де-юро не происходило, так как фура транзитная. Казахстанская сторона также ничего не теряет - она ничего не продавала, соответственно не утаивала налоги. Но российская таможенная система знает о таком способе контрабанды и пытается отследить все передвижения большегрузов, в том числе и транзитных. Однако этот бизнес настолько разросся, что не представляется возможным следить за каждым въездом и выездом транзитных фур, поэтому на данный момент противостоять этому способу поставки довольно сложно. Но к 2024 г. в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) намерены гармонизировать ставки акцизов на сигареты так, чтобы разница между странами была не более 20 %. В случае одобрения данного предложения теневой бизнес с соседними странами будет не так выгоден и есть шанс снижения импорта контрафакта [8].
Второй способ, не особо популярный, -изготовление контрафактных сигарет на табачных фабриках в свободное от выпуска плановой продукции. Ночью или в выходные они выпускают дополнительную продукцию, но не отчитываются о ней, а сбывают в обход учета. Это рисковый метод, так как неучтенную продукцию без труда находят налоговые органы, и фирме приходится банкротиться.
Низкая цена является одним из критериев признания сигарет и табачных изделий нелегальными, но важно также определять их оригинальность другими способами. Выявление фальсификации табачных изделий проводится путем проведение органолепти-ческих и физико-химических исследований. Так, проводится органолептическая экспертиза внешнего вида табачного изделия, аромата дыма, вкуса, запаха, исследуется характер горения табачного изделия, вида начинки. Также исследуется длина изделия, длина фильтра, плотность табачной набивки и др.
Но самым легким способом идентификации фальшивых табачных изделий является визуальный осмотр самой пачки (упаковки). Критерии для определения подделки:
1. Надпись: с 2017 г. производителей табачной продукции обязывают печатать на упаковке картинки с текстами, демонтирующие тяжелые последствия для здоровья: «гангрена», «импотенция», «мертворожде-ние» и так далее. На контрафактных сигаретах обычно используется старое предупреждение о вреде курения «Курение убивает» черными буквами на белом фоне [9].
2. Акцизная марка: во-первых, она должна быть хорошо приклеена. Во-вторых, для изготовления оригинальной акцизной марки используют качественную бумагу Гознак. В-третьих, наличие элементов голограммы на поверхности акцизной марки. Посветив ультрафиолетовым фонариком некоторые участки акцизной марки «загорятся», тогда как контрафактная никак не отреагирует [3].
3. После вступления 1 июля 2020 г. запрета на оборот табака без маркировки на сигаретах можно заметить видоизмененный штрих-код. Это штрих-код формата Data Matrix. Для проверки легальности нужно скачать приложение «Честный знак» и отсканировать код. Если код не найден, товар является поддельным.
Также под маркировку попадает альтернативная табачная продукция: сигариллы -тонкие сигары; черуты - сигары и сигареты с обрезанными концами; биди (тонкие азиатские сигареты); кретек (сигареты, состоящие из табака, гвоздики и других пряностей); трубочный табак; табак курительный; табак для кальяна; жевательный табак; нюхательный табак.
Технический регламент устанавливает основные требования к табачной продукции. Как продукт потребления табак играть роль весьма своеобразного растительного материала. К группе растительных продуктов его отнести нельзя. Табак существенно отличается как по характеру потребления, так и действию на организм человека в отличии других вкусовых продуктов растительного происхождения, а также содержащих чай кофе и другие.
Качество табачных изделий в фармакологии и во вкусовых отношениях лишь немного зависит от его химического состава. В большей мере оно устанавливается теми продуктами сухой перегонки и сгорания, которые формируются из составных частей табака, а также при горении табака и впоследствии поглощаются организмом во время курения.
Касательно различного характера горения, зависящего не только от физических и химических свойств табачных изделий, но и от условий притока воздуха к горящей зоне, образуются многообразные смеси продуктов горения. Все эти отличия сказываются как на физиологическом действии табачного дыма на человеческий организм, так и на вкусовых ощущениях.
В табаке помимо никотина также есть вещества, которые тягостно действуют на нервную систему человека, также они оказывают весьма вредное действие на легкие курильщика. Прежде всего губительное действие на человеческий организм оказывает не никотин, а табачный дым, который и является продуктом сгорания.
При сгорании табака создаются струи табачного дыма, их два вида - боковая и основная. Основная струя формируется в конце сигареты во время затягивания, впоследствии проходит весь штранг и выходит из мундштучного начала. Основная струя в основном состоит из плотного аэрозоля частичками размером до 0.3 микрометра, которые называют смолой или конденсатом. Боковая струя создается во время между затягиваниями и уходит в окружающую среду.
Смола - часть аэрозоля, в которой отсутствует никотин и влага. Сама по себе смола является фактором образования злокачественных опухолей полости рта, легких, глотки и т. д. Также она является причиной появления сердечно-сосудистых заболева-
ний, так как содержит такой углеводород, как бензпиарен, и очень часто радиоактивный элемент полоний.
Физиологическая крепость является особенностью табака, которая определяет его наркотическое действие, также она увеличивается пропорционально количеству никотина. В высококачественном сырье, как правило, никотина значительно меньше, чем в изделиях низких сортов. Физиологической крепостью сигарет называют свойство табачного дыма, которое обеспечивает насыщенность курильщика и длительность между выкуриванием сигарет.
Для непредвзятой экспертизы качества табака необходимо верно определять не только химический и физический состав табака, но и продукты сухой перегонки, а также его сгорания. Табак и табачные изделия различаются своим множеством вкусовых и аро -матических свойств, а также очень широким ассортиментом.
Сигареты являются первыми по спросу среди табачных изделий. По классу они делятся, начиная от первого заканчивая седьмым классом. Чем выше класс сигарет, тем более ярко выражен вкус их дыма, а также их упаковка и значительно меньшее содержание никотина. Если понижать класс сигарет, то будет повышаться их вкусовая крепость -степень раздражающего действия дыма на дыхательные пути курящего. В нашей стране изготавливают два основных вида сигарет с фильтром и без фильтра (фильтрующий мундштук).
Сигареты должны быть целыми иметь равномерную плотность заполнения, а также прочный шов. Обрез сигареты должен быть ровным с осадкой до 1 миллиметра. Фильтр (фильтрующий мундштук) должно плотно прилегать к табачной части сигареты, а также быть ровным и чистым. Сигареты в перерывах между затяжками не должны гаснуть.
Экспертиза сигарет по органолептиче-ским показателям проводится по 30-ти бальной шкале. Внешний вид от 0 до 10 баллов, и также от 0 до 10 баллов оценивают вкус табачного дыма и его аромат. Фальсификация табака и табачных изделий происходит в основном в технологической сфере. Такая фальсификация возможна лишь для сигар, которое продаются поштучно, в основном
это встречается в ресторанах с невысоким уровнем обслуживания.
В данном примере мы рассмотрели три вида фальсификации. Технологическая фальсификация из нее вытекает фальсификация названия табачных изделий и все это сопровождается недостоверной информацией.
Количественная фальсификация не особо имеет смысл, поэтому не проводится. Главный способ технологической фальсификации - это замена в табаке высококачественного импортного и отечественного сырья низкокачественными компонентами отдушки. Для выявления таких фальсификаций оценивают аромат и вкус табачного дыма.
В пример приведем случай, который произошел в Рязанской области, когда под видом известных торговых марок выпускались низкосортные сигареты. В мастерской по ремонту сельхозтехники был обустроен цех по производству и сбыту сигарет. Днем там производили дешевые сигареты "Тройка", а ночью из того же сырья делали "Camel" и "Marlboro", которые впоследствии продавались в Москву, Санкт-Петербург и по другим крупным городам России. Между прочим, по внешнему виду пачек сигарет было почти невозможно определить подделку, но вот аромат и вкус их соответствовал низкокачественным сигаретам.
В данный момент ситуация на табачном рынке страны не придает оптимизма. Все также велика доля контрабандных и контрафактных изделий в обороте табачной продукции [20]. В конце 2020 г. эксперты отметили улучшение ситуации на рынке: доля нелегальных сигарет впервые снизилась. Основной причиной стала пандемия, которая привела к закрытию границ и усилению регулирования, что нарушило нормальную цепочку поставок для контрабандистов. Однако после временного улучшения доля нелегальных сигарет снова начала расти и, по мнению экспертов, в третьем квартале 2022 г. достигнет не менее 11,5 % контрафактной и контрабандной табачной продукции. В связи с этим остается лишь усилить роль таможенных органов в доле регулирования табачного рынка [15].
Для решения таких задач требуется грамотно действовать в направлении совершенствования таможенного контроля. Одно
из решений - это автоматическая идентификация табачных изделий и сырья. При соблюдении этих условий таможенные органы позволят себе решить следующие вопросы: определение товарного сорта и его наименование, а также район произрастания и страна изготовившая табак.
В заключение хочется сказать, что идентификация и выявление фальсификации табачных изделий являются важными задачами в борьбе с незаконным производством и распространением поддельных табачных товаров. Выявление фальсификации табачных изделий требует активного сотрудниче-
ства между правоохранительными органами, производителями и другими заинтересованными сторонами. Это включает обмен информацией, проведение расследований, контроль на границах и в торговых точках, а также обучение персонала, чтобы они могли распознавать поддельные продукты. В целом, усиление мер по идентификации и выявлению фальсификации табачных изделий является важным шагом в защите общества от незаконных и опасных продуктов, а также в поддержании законности и порядка на рын -ке табачной продукции.
Список источников _
1. Берекет В. М., Никитин А. В., Федоров П. А. О некоторых мерах противодействия производству и распространению контрафактной продукции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 4 (28-2). С. 460-465.
2. Воблая И. Н. Организация таможенного контроля за ввозом контрафактной продукции в РФ: анализ и практика управления // Глобальные и региональные вызовы современной экономики : монография / под общей ред. В. В. Бондаренко, С. А. Барбашовой, В. А. Юдиной, Я. В. Мочалиной. Пенза, 2020. С. 25-34.
3. Дубровин Р. В. Особенности борьбы с оборотом контрафактных табачных изделий // Передовые научно-технические и социально-гуманитарные проекты в современной науке. Сборник статей II международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Актуальность.РФ». 2018. С. 285-287.
4. Евтухов В. Л. Противодействие незаконному обороту на благо потребителя // Стандарты и качество. 2018. № 6. С. 78-81.
5. Елисеев В. С., Захаренко Т. А. Методы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции таможенными органами в ЕАЭС // Актуальные вопросы товароведения и таможенной экспертизы. 2017. С. 26-34.
6. Желдаков В. В. Административное регулирование контрафактной продукции // Advances in Law Studies.
2019. Т. 7. № 1. С. 26-30.
7. Иванова Е. С., Карпова А. И. Проблемы противодействия обороту поддельной алкогольной и табачной продукции в Российской Федерации // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях. 2018. С. 65-67.
8. Изгагина Т. Ю. Противодействие распространению контрафактной продукции в условиях ЕАЭС // Юридический вестник Самарского университета. 2022. Т. 8. № 3. С. 19-31.
9. Карасевич С. Ю. Международное законодательство по борьбе с поставками контрафактной продукции // Финансовый бизнес. 2021. № 9 (219). С. 31-34.
10. Кочкаров Р. Х. Контрафактная продукция: проблемы и пути их решения // Таможенное дело: актуальные проблемы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2021. С. 53-61.
11. Кравцова М. А., Гаркуша Ю. Н. О правонарушениях в сфере оборота подакцизных товаров // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2018. № 2 (36). С. 114-117.
12. Красноусова Е. Н. Незаконный оборот контрафактных и фальсификатных товаров: способы предотвращения // Науки об управлении государством, экономикой и обществом. Материалы IX Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Омск, 2021. С. 305-310.
13. Крылов А. А. Структура и масштабы незаконного оборота промышленный продукции в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) // Микроэкономика. 2017. № 5. С. 67-74.
14. Нейман Р. А. Некоторые проблемы правового регулирования противодействия незаконному обороту табачной продукции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2021. № 2 (41). С. 161-163.
15. Николаева М. Д. Международное сотрудничество государств в сфере противодействия перемещению контрафактной продукции через таможенную границу ЕАЭС. Владимир, 2023. С. 3572-3577.
16. Терешкина Е. А., Губернаторова Н. Н. Деятельность федеральной таможенной службы в области пресечения поступления контрафактной продукции // Экономическая безопасность страны и ее регионов. Калуга,
2020. С. 177-185.
17. Тюгаева Е. С. Борьба таможенных органов с оборотом контрафактной продукции // Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. 2020. С. 261-266.
18. Черепков Д. С. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий: состав преступления, пробелы в российском уголовном законодательстве // Черные дыры в Российском законодательстве. 2015. № 1. С. 59-63.
19. Чудина С. А., Агапкин А. М. Классификация и идентификация табачных изделий табачных изделий в ТН ВЭД ТС // Академическая публицистика. 2022. № 10-1. С. 11-16.
20. Харченко О. В. Контрафактная продукция как составная часть теневой экономики, негативно влияющая на экономическую безопасность государства // Проблемы экономической безопасности в условиях цифровиза-ции экономики.. Санкт-Петербург, 2022. С. 125-143.
21. Эпова Н. Р., Балашова М. А. Проблема контрафакта во внешней торговле и методы борьбы с ним // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. № 4.
References _
1. Bereket V.M., Nikitin A.V., Fedorov P.A. On some measures to counteract the production and distribution of counterfeit products. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2005. No. 4 (28-2). Pp. 460-465.
2. Voblaya I.N. Organization of customs control over the import of counterfeit products into the Russian Federation: analysis and management practice. In the book: Global and Regional Challenges of the Modern Economy. Monograph. Under the general editorship of V.V. Bondarenko, S.A. Barbashova, V.A. Yudina, Ya.V. Mochalina. Penza, 2020. Pp. 2534.
3. Dubrovin R.V. Features of the fight against the turnover of counterfeit tobacco products. In the collection: Advanced scientific, technical and socio-humanitarian projects in modern science. Collection of articles of the II International Scientific and practical Conference. Scientific and Publishing Center «Topicality.RF». 2018. Pp. 285-287.
4. Evtukhov V.L. Countering illicit trafficking for the benefit of the consumer. Standards and quality. 2018. No. 6. Pp. 78-81.
5. Eliseev V.S., Zakharenko T. A. Methods of detecting counterfeit and falsified products by customs authorities in the EAEU. In the collection: Topical issues of commodity science and customs expertise. 2017. Pp. 26-34.
6. Zheldakov V.V. Administrative regulation of counterfeit products. Advances in Law Studies. 2019. Vol. 7. No. 1. Pp. 26-30.
7. Ivanova E.S., Karpova A.I. Problems of countering the turnover of counterfeit alcohol and tobacco products in the Russian Federation. In the collection: Topical issues of legal sciences in modern conditions. 2018. Pp. 65-67.
8. Izgagina T.Y. Countering the spread of counterfeit products in the EAEU. Legal Bulletin of Samara University. 2022. Vol. 8. No. 3. Pp. 19-31.
9. Karasevich S.Yu. International legislation on combating the supply of counterfeit products. Financial business. 2021. No. 9 (219). Pp. 31-34.
10. Kochkarov R.H. Counterfeit products: problems and ways to solve them. In the collection: Customs business: actual problems. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Novosibirsk, 2021. Pp. 53-61.
11. Kravtsova M.A., Garkusha Yu.N. On offenses in the sphere of turnover of excisable goods. Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. 2018. No. 2 (36). Pp. 114-117.
12. Krasnousova E.N. Illegal turnover of counterfeit and counterfeit goods: methods of prevention. In the collection: Sciences of State Management, Economics and Society. Materials of the IX All-Russian Student Scientific Conference with international participation. Omsk, 2021. Pp. 305-310.
13. Krylov A.A. Structure and scale of illegal trafficking of industrial products within the framework of the Eurasian Economic Union (EAEU). Microeconomics. 2017. No. 5. Pp. 67-74.
14. Neiman R.A. Some problems of legal regulation of countering illicit trafficking in tobacco products. Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 2 (41). Pp. 161-163.
15. Nikolaeva M.D. International cooperation of states in the field of countering the movement of counterfeit products across the customs border of the EAEU. Vladimir, 2023. Pp. 3572-3577.
16. Tereshkina E.A., Gubernatorova N.N. The activities of the Federal Customs Service in the field of preventing the receipt of counterfeit products. In the collection: Economic security of the country and its regions. Kaluga, 2020. Pp. 177185.
17. Tyugaeva E.S. The struggle of customs authorities with the turnover of counterfeit products. In the collection: Actual problems of foreign economic activity and customs. 2020. Pp. 261-266.
18. Cherepkov D.S. Smuggling of alcoholic beverages and (or) tobacco products: the corpus delicti, gaps in Russian criminal legislation. Black holes in Russian legislation. 2015. No. 1. Pp. 59-63.
19. Chudina S.A., Agapkin A.M. Classification and identification of tobacco products tobacco products in the HS CU. Academic journalism. 2022. No. 10-1. pp. 11-16.
20. Kharchenko O.V. Counterfeit products as an integral part of the shadow economy, negatively affecting the economic security of the state. In the collection: problems of economic security in the conditions of digitalization of the economy St. Petersburg, 2022. Pp. 125-143.
21. Epova N.R., Balashova M.A. The problem of counterfeiting in foreign trade and methods of combating it. Baikal Research Journal. 2022. Vol. 13. No. 4.