УДК 371.125 ББК 74.027.9
С.А. Жолдасбаева
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Рассматриваются организационно-педагогические условия, созданные в процессе реализации экспериментальной программы «Тьюторское сопровождение как инновационный ресурс образовательного учреждения» в школе-интернате для одаренных детей «Озат».
Ключевые слова: тьютор, тьюторант, тьюторское сопровождение, портфолио, диагностика, проектирование.
го
ш
ф
го ю о го ч с; о
£ <
О
В настоящий момент оформляется заказ общества на тьюторское сопровождение личности [4]. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современном Казахстане. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Для реализации этих задач необходима новая педагогическая позиция, новая профессия - профессия «тьютор».
Тьюторство - это профессиональная педагогическая практика в современном казахстанском образовании, которая нацелена на создание условий, в которых процесс взросления старшеклассников будет проходить с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований.
В соответствии с Правилами функционирования базовых организаций образования по внедрению опыта Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», утвержденных приказом МОиН от 27 апреля 2012 г. № 194, администрация школы - интерната для одаренных детей (ШОД) «Озат» инициировала внедрение экспериментальной программы по теме «Тьюторское сопровождение как инновационный ресурс образовательного учреждения».
В изучаемом нами вопросе принципиальными являются взгляды Т.М. Ко-
валевой, Е.И. Кобыща, С.Ю. Поповой (Смолик), А.А. Терова, М.Ю. Че-редилиной, Е.Б. Колосовой.
«Тьютор (в переводе с англ. - преподаватель-консультант) - лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль - быть знающим партнером своих слушателей» [1, с. 74].
Истоки первой тьюторской практики исследователи относят ко времени появления первых европейских университетов. Феномен тьюторства происходит из Великобритании, и зародился примерно в XIV в. в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже [2].
К концу XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В XVII в. сфера деятельности тьютора расширяется - всё большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор же - ближайший советник студента и помощник при всех затруднениях [2].
В дидактике [3] тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных об-
разовательных проектов и программ. Иначе говоря, тьютор - это наставник. Тьюторство - это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Культуре тьюторства, по крайней мере, девятьсот лет.
Ученые (Т.М. Ковалева, А.А. Теров и др. [3]) утверждают, что тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий. Такое понимание не может быть, как правило, организовано технологически, для всех одинаково. Тьютор, также как и его подопечный, может не знать ответа. Но у него есть опыт такого понимания, опыт самостоятельного нахождения ответов. И он умеет поделиться своим опытом и создать условия для возникновения такого опыта у других.
Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются от-
крытия нового для всего человечества, но только - для очередного подопечного.
Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.
Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести - и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.
Сегодня в практической деятельности используются различные варианты организации тьюторского сопровождения, которые могут быть выбраны образовательным учреждением. Одним из вариантов организации тьюторского сопровождения является формирование особой позиции педагога, изменение его функциональных обязанностей и ролей. Сравнительная характеристика функциональных ролей педагога в традиционном понимании и педагога с тьюторской позицией представлена в таблице.
Таблица. Сравнительная таблица функции учителя и тьютора
Сравнение Учитель Тьютор
В каком процессе участвует, в каком качестве? обучение: управляет процессом самообразование: сопровождает, поддерживает процесс
За что отвечает в идеале? передает знание участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание
На что опирается в своей деятельности ? методики обучения рефлексия опыта, самообразование
ш
о
I
о о го
ф Э
ГО
ь
к
I
ф
о со о
с
о о о
о ^
о
О £
_0 н
2 со
ф
с
о ф
ф ч
I
ф
н
ф
_0
ф
ш
о
о
Сегодня уже никто не сомневается в необходимости индивидуального подхода к всестороннему развитию одаренного учащегося. Переход к индивидуальной, личностной работе с каждым обучающимся, защите его интересов и помощи в решении его проблем повлек за собой введение данного эксперимента в учебно-воспитательный процесс ШОД «Озат». Для внедрения указанной модели были определены два базовых класса: общественно-гуманитарного профиля и
естественно-математического, которые поделены на четыре тьюторские группы по 10-11 учащихся в каждой. За каждой тьюторской группой закреплен тьютор.
Тьютор ШОД «Озат» организует совместное обсуждение с обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной образовательной траектории в пространстве
го со <и го ю о го ч с; о
< о
школы-интерната, в социуме. Именно тьютор помогает открыть и использовать при разработке и реализации индивидуальных образовательных программ образовательные ресурсы ШОД «Озат» для удовлетворения индивидуальных потребностей, для реализации индивидуальных образовательных целей, в том числе, за пределами школы-интерната. Реализация концепции профильного обучения в старших классах школы-интерната предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «гарантом» которой в образовательном учреждении становится тьютор.
Целью тьюторского сопровождения в ШОД «Озат» является создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим и определения собственного уникального пути освоения знания одаренного старшеклассника, которое ему более всего необходимо.
Вслед за Е.Б. Колосовой определены принципы реализации программы ШОД «Озат» «Тьюторское сопровождение старшеклассников» [2, с. 2]:
Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый из обучающихся проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него является более необходимым. Цель педагога - помочь каждому определить собственный путь к области знания, нужной для него.
Принцип открытости - это специфическое качество системы образования, которое создает организационно-педагогические условия для предоставления возможности самостоятельного выстраивания учащимся своей образовательной программы. Самостоятельно - отнюдь не значит стихийно и бесконтрольно, - тьютор оказывает тщательно спланированное и организованное сопровождение.
Принцип вариативности развивает культуру выбора из готовых, предложенных вариантов: кружков в дополнительном образовании, факультативов и курсов по выбору. Вариативность - принцип
выстраивания учебного плана (как компонента программы).
Принцип модульности. Модуль понимается как завершенный цикл деятельности обучающихся. В соответствии с представлениями ряда исследователей (например, Дж. Дьюи) о ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых образовательных модуля: исследовательский, коммуникативный, игровой [цит. по 2].
Отсюда следует заключить, что задача тьютора - «провести» обучающегося через разные способы работы. Осмыслить успехи и неудачи. Путем анализа пройденного пути прояснить индивидуальный «образовательный профиль».
Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на расширение социальных контактов, неизменная поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
Принцип непрерывности позволяет обеспечить последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса.
Тьюторское сопровождение в ШОД «Озат» разворачивается в виде единого цикла - взаимосвязанных этапов, как это показано в работах Т.М. Ковалевой, С.Ю. Поповой, Е.И. Кобыша и др. [3]:
• диагностический;
• проектировочный;
• реализационный;
• аналитический.
Каждый из этапов имеет свою специфику и способы работы педагога и учащегося.
На диагностическом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении, выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего.
На этом первом этапе тьютор использует методику запуска работы с портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью для определения имеющегося у тьюторанта начального объема знаний по теме заявленного интереса.
Для реализации проектировочного этапа организуется сбор информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и тьюторантом.
На этом этапе тьютор помогает школьнику составить, так называемую, «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора на данном этапе являются поддержка самостоятельности и активности, стремление тьюторантов отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов.
Третий этап - собственно реализация образовательного поиска и представление найденных сведений, полученных результатов, оформляется новый тип портфолио - презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тью-торантом специально для представления наиболее значимой, по мнению школьника, информации, наглядно свидетельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования).
На аналитическом этапе организуется тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентации, на которой будут представлены результаты работы тьюторанта. В целом, аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию старшеклассника с помощью тьютора своего пройденного пути достигнутых на данном этапе результатов.
Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения. Так определяются перспективы продолжения поиска по той же теме или аргументируется смена соответствующего интереса на новый [3].
В нашем опыте в процессе взаимодействия с учащимся разрабатываются и ведутся:
• дневник «Тьюторское сопровождение одаренных учащихся»;
• дневник саморазвития тьюторанта;
• психологическая диагностика «Шаги познания»;
• дневник «Радуга успехов»;
• дневник консультаций.
Все это позволит отслеживать результаты экспериментальной деятельности:
• личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
• метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
• реализовать собственную индивидуальную образовательную программу; получить опыт работы в команде. Таким образом, деятельность таких групп и тьюторской деятельности в целом является многосторонней и требует специального организационного оформления.
Библиографический список:
1. Беков Х.А., Широбоков С.В., Кирьянов И.И. и др. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М.: ИПК госслужбы, 2001. - 107 с.
2. Колосова Е.Б. Тьютор как новая профессия в образовании // [Электронный ресурс]: http://www.mioo.edu.ru/ айаЛтеП^/аШс1е/758/Тьютор как новая профессия в образовании^ос.
ш
о
I
о о го
ф Э
ГО
ь
к
I
ф
о со о
с
о о о
о ^
о
О £
_0 н
2 со
ф
с
о ф
ф ч
I
ф
н
ф
.0
ф
ш
о
о
3. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А. и др. Профессия «тьютор». - М.: Тверь: «СФК-офис», 2012. - 246 с.
4. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
УДК 378.115 ББК 74.480.0
О.В. Дёмина
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Рассматривается необходимость выработки новых подходов к решению проблемы дисциплинированности военнослужащих. Выделены и охарактеризованы её содержательные составляющие. Подчёркнута актуальность научных исследований роли дисциплины и дисциплинированности в процессе становления личности воина.
Ключевые слова: личность, дисциплинированность, духовно-нравственное качество личности, социализация.
Ч m
О
На современном этапе реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации объективные условия воинской деятельности кардинально изменились. Сегодня проблема дисциплины и дисциплинированности как никогда актуальна, ибо, в первую очередь, речь идет о развитии личности военнослужащего, а не о подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности. Такой подход требует формирования у них не только профессиональных навыков и умений, но и профессионально значимых качеств личности, важнейшим из которых является дисциплинированность как интегративное качество личности, характеризующееся наличием научных знаний о сущности дисциплины и дисциплинированности, высокой нравственной устойчивостью, осознанным выбором и соблюдением ценностей и норм военной службы.
В вопросе воспитания дисциплинированности накоплен богатый теоретический и практический опыт. Воспитание как специфический вид деятельности в истории человечества существовало всег-
да, поскольку оно является ведущей силой в становлении и формировании личности. Столь же многообразны и формы организации воспитания, оставленные нам в наследство мировой педагогической культурой. Труды древнегреческих и древнеримских философов явились первоосновой, фундаментом педагогических взглядов на дальнейшее развитие и становление системы воспитания дисциплины. Позже античные философские идеи воспитания дисциплинированности личности нашли своё отражение в работах философов различных направлений: экзистенциалистов (А. Камю, А Маслоу, Ж.П. Сартр и др.), идеалистов (Ф. Ницше, Н. Бердяев, С. Соловьёв), а также в немецкой классической философии (И. Кант) [2]. Мудрый государственный деятель Владимир Мономах в «Поучении», одном из первых отечественных документов, провозглашал нравственные принципы и педагогические идеалы русского человека XI в.
Значительный вклад в продвижение русской педагогической мысли о воспитании, заложившей прочные гуманисти-