Валиев Б.Б.,
младший научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ВАЛИЕВ Б.Б. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ МИНТАЦАЛАРИДА ИНВЕСТИЦИЯ ФАОЛИЯТИ РИВОЖЛАНИШИНИНГ ЗАМОНАВИЙ ТЕНДЕНЦИЯЛАРИ ВА ЙУНАЛИШЛАРИ
Мак,ола Узбекистан минтакаларида инвестиция фаолияти ривожланишининг замо-навий тенденциялари ва йуналишлари тах,лили, муаммоларни аниклаш ва инвестиция ресурсларини жалб килиш механизмини такомиллаштириш буйича таклифлар ишлаб чикишга баFишланган.
Таянч иборалар: инвестиция фаолияти, инвестицияларни бах,олаш, усиш суръатлари, хорижий инвестиция, самарадорлик, минтака, инвестиция манбалари, жалб килинган маблаFлар, уз маблаFлари.
ВАЛИЕВ Б.Б. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья посвящена анализу современных тенденций и направлений развития инвестиционной деятельности, выявлению проблем и разработке предложений по совершенствованию механизма привлечения инвестиционных ресурсов в регионы Узбекистана.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, оценка инвестиций, темпы роста, иностранные инвестиции, эффективность, регион, источники инвестиций, привлеченные средства, собственные средства.
VALIYEV B.B. CONTEMPORARY TRENDS AND DIRECTIONS OF INVESTMENT ACTIVITY DEVELOPMENT IN REGIONS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
The article is dedicated to the analysis of contemporary trends and directions of investment activity, detection of problems and elaboration of suggestions on improving mechanism of investment attraction into regions of Uzbekistan.
Keywords: investment activity, investment assessment, growth rates, foreign investment, efficiency, region, investment sources, involved means, own means.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8
Роль инвестиций в экономике государства огромна, они играют значительную роль в поддержании, функционировании и динамическом развитии экономики страны. Происходящие изменения, в количественном соотношении инвестиций, воздействуют на изменения: объема общественного производства, занятости населения, структурных экономических показателей и динамики развития различных отраслей экономики.
Инвестиции - это совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определённый срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей инвесторов, так и положительного социального эффекта. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта.
Нерациональное использование инвестиций влечет за собой замораживание ресурсов и вследствие этого сокращение объемов производимой продукции. Таким образом, эффективность использования инвестиций имеет важное значение для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности не ведет к стабильному экономическому росту. Стоит отметить, что президент И.А.Каримов не зря отметил в своем докладе, что «Важнейшим инструментом динамичного и сбалансированного экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований и диверсификации экономи-
ки является проведение активной, адресной инвестиционной политики»1.
В проведении активной инвестиционной политики оценка инвестиционной деятельности и разработка предложений по повышению их эффективности в регионах страны имеет большое значение.
В период 2005-2014 гг. реализация крупных инвестиционных проектов в рамках государственных программ и программ модернизации базовых отраслей экономики Узбекистана обеспечила приток большего объема инвестиций на развитие топливно-энергетического и текстильного комплекса, химической промышленности, машиностроения, промышленности строительных материалов.
Опережающие темпы роста инвестиций во многих регионах дало свой положительный эффект в экономике территорий и способствовали экономическому росту (график 1).
За период 2005-2014 гг. в Республике Узбекистан реальный рост инвестиций в основной капитал составил 3,8 раза, а иностранных инвестиций 3,1 раза за счет существенные увеличения их объемов в
1 Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательтсва путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 2015 год 17 января.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8
34 ИКТИСОДИЁТНИНГ РЕАЛ СЕКТОРИ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ ч_/
График 1. Темпы роста инвестиций и ВРП регионов страны за 2005-2014 годы, в разах1.
20,0 18,0 16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
-- х--
64 а О. "
<1 1Л 00 —/л г>
00 СП — ■ч- п г- л 00. 00 гп п 1 1 1 ^ |—]>/"> „г *
1 п1 О I: -.Г 1 ■I. 1 П.1 п1
>1 1 1 II 11 1 1п|| 1 1 III II 1 1 1 1 1 1 И |1п
•Г
¿¿Г ЛГ ж ж ж ¿у- О^ ж л
/У / * // ^ <
л* ч-^
> ^ # #
л- л' ¿л
/ ^ у
| тепмы роста ВРП □ темпы роста инвестиций □ темпы роста иностранных инвестиций
таких регионах как Республики Каракал-пакстан (4,6 и 7,7 р.), Бухарской (7,9 и 18,9 р.), Навоийской (3,8 и 7 р.), Наманганской (4,9 и 8,2 р.) областей.
Принятые программы по модернизации базовых отраслей экономики способствовали качественным изменениям в территориальной структуре инвестиций.
К группе регионов с высокой долей инвестиций в республиканском объеме отнесены Кашкадарьинская область (11,7% в 2014г.), Республика Каракалпакстан (11,4%), Ташкентская (10,8%), Бухарская (9,8%), области и г.Ташкент (16,7%), имеющие богатый природно-ресурсный и производственный потенциал. (график 2). В результате это привело к существенным структурным изменениям.
В экономике этих регионов наиболее инвестируемыми отраслями стали не-
1 Рассчитано по данным Госкомстата РУз. Социально-экономическое положение Республики Узбекистана за 2014 год. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. -Т., 2015. -С. 79, 114; Статистический ежегодник. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. - Т., 2013. -С. 258.
фтегазовая промышленность, цветная металлургия, машиностроение и электротехника. По уровню эффективности инвестиций (отношение накопленного экономического роста к накопленному росту инвестиций) высокие места занимают г.Ташкент, Хорезмская, Самаркандская, Кашкадарьинская и Андижанская области. При этом экономическая отдача от крупных инвестиционных проектов некоторых регионов (Республика Каракалпакстан, Бухарская, Ташкентская области) передается в Республику и другие области. Высокий уровень капиталоемкости в этих регионах объясняется также реализацией крупных инвестиционных проектов топливно-энергетических отраслей в рамках государственных программ эффект от которых ожидается в долгосрочной перспективе (график 3).
Неравномерное использование при-родно-экономического потенциала усиливает дифференциацию регионов по привлечению инвестиционных ресурсов. Более детально это выражается в неравномерности развития производства и
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8
График 2. Территориальная структура (%) и эффективность инвестиций в основной капитал
(коэффициент)1.
концентрации крупных предприятии в отдельных регионах, ослаблении традиционных хозяйственных связеИ в рамках сложившегося территориального разделения труда, неразвитости инфраструктуры, неравномерности распределения и различии природных и трудовых ресурсов регионов. При этом в сельских районах, где преимущественно развито сельское хозяйство, в легкой и пищевой промышленности наблюдается отставание в привлечение инвестиций. Это объясняется отсутствием региональных инвестиционных проектов в сельских районах с учетом их природно-экономического потенциала, что в долгосрочной перспективе может привести к диспропорциям в развитии территорий.
В результате реализации крупных инвестиционных проектов в рамках государственных программы в анализируемом периоде во многих регионах страны наблюдается тенденция активизации инве-
1 Рассчитано по данным Госкомстата РУз. Социально-экономическое положение Республики Узбекистана за 2014 год. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. - Т., 2015. -С. 110; Статистический ежегодник. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. - Т., 2013. -С. 258.
стирования экономики территорий. Такая положительная тенденция инвестиционного процесса объясняется увеличением доли инвестиций в ВРП в Бухарской (до 40,9%), Кашкадарьинской (до 37,5%), Сыр-дарьинской (до 34,2%), Джизакской (до 31,1%), Наманганской (до 26,7%), Хорезмской (до 25,8%), Ташкентской (до 25,7%) областей и Республике Каракалпакстан (до 105,7%).
За период 2005-2014 гг. хотя доля общего объема иностранных инвестиций и кредитов осталась почти на том же уровне (21,7%; 20,2%), доля прямых иностранных инвестиций имела тенденцию увеличения в общей структуре инвестиционных источников (с 13,2% в 2005 г. до 15,8% в 2014г.). В течение исследуемого периода увеличение доли иностранных инвестиций в общем объеме капитальных вложений наблюдалась в Республике Каракалпак-стан (с 23,4% до 46,7%), Бухарской (с 10,8% до 46,1%), Кашкадарьинской (с 11,8% до 20,3%), Наманганской (с 12,3% до 17,1%), Сурхандарьинской (с 6,3% до 12,3%) областях, что объясняется реализацией крупных инвестиционных проектов с участием
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8
График 3. Основные показатели инвестиционной деятельности регионов страны1
100,0
2005 (доля инвестиций в ВРП) —О— 2005 (доля иностранных инв. в общих инвестициях)
иностранных инвестиций в масштабе государственных программ.
Несмотря на положительные тенденции увеличения иностранных инвестиций в этих регионах, их доля в других территориях имела тенденцию снижения в течении анализируемого периода. Так она снизилась в Андижанской области с 19,6% до 6,4%, Навоийской с 23,5% до 10,8%, Самаркандской с 17,7% до 4,3%, Сырдарьин-ской с 17,6% до 10,5%, Хорезмской с 15,1% до 1%.
Отставание этих регионов в привлечении иностранных инвестиций в долгосрочном периоде может негативно влиять на процесс технической и технологической модернизации, как промышленного производства, так и экономики в целом.
1 Рассчитано по данным Госкомстата РУз. Социально-экономическое положение Республики Узбекистана за 2014 год. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. -Т., 2015. -С. 79, 114; Статистический ежегодник. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. - Т., 2013. -С. 258..
| I 2014 (доля инвестиций в ВРП) —О— 2014 (доля иностранных инв. в общих инвестициях)
Тенденция снижения доли государственного бюджета и увеличение нецентрализованных источников инвестиций (собственных средств предприятий и населения, прямых иностранных инвестиций и банковских кредитов) наблюдаются практически во всех регионах страны (график 4).
Позитивным сдвигом в структуре источников финансирования инвестиций в стране за 2005-2014 гг. явилось повышение доли привлеченных средств (с 42,6% до 47,3%), и в т.ч. кредитов банков и других заёмных средств (3,5% до 11,4%). Подобные структурные изменения свидетельствуют о повышении деловой активности, финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов и коммерческих банков, которые способствовали улучшению привлечения внутренних источников инвестиций во всех регионах страны.
За период 2005-2014 гг. в отраслевой структуре инвестиций сохранились позитивные тенденции потока инвестиций в производственные отрасли экономики (в
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8
График 4. Динамика изменения структуры инвестиций по источникам финансирования в
регионах страны, в %1
Собственные средства предприятий и населения
г.Ташкент Хорезмская Ферганская Ташкентская Сырдарьинская Сурхандарьинская Самаркандская Наманганская Навоийская Кашкадарьинская Джизакская Бухарская Андижанская Респ.Каракалпакстан Республика Узбекистан
20 40 60 80 100
среднем 70,5% за 2005-2014 гг.) за счет реализации ряда проектов по модернизации и диверсификации национальной экономики.
При этом доля инвестиций, направленная на развитие производственной сферы Андижанской (53,6%), Наманганской (45,5%), Самаркандской (51,7%), Сурханда-рьинской (46,1%) и Хорезмской (47,0%) областей была незначительна (график 5). Это объясняется высокой долей инвестиций в непроизводственную сферу в рамках реализации Государственных социальных проектов. В долгосрочной перспективе сохранение данной тенденции может отрицательно сказаться на развитии реального сектора экономики в регионах.
1 Рассчитано по данным Госкомстата РУз. Статистический сборник «Строительство в Узбекистане». - Т., 2009 и 2014 г.г.; Социально-экономическое положение Республики Узбекистана за 2014 год. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. - Т., 2015. -С. 111.
Привлеченные средства
г.Ташкент Хорезмская Ферганская Ташкентская Сырдарьинская Сурхандарьинская Самаркандская Наманганская Навоийская Кашкадарьинская Джизакская Бухарская Андижанская
Респ.Каракалпакстан Республика Узбекистан
0,0 20,0 40,0 60,0
■ 2014 ■ 2008-2011 2005
За рассматриваемый период в отраслевой структуре инвестиций наблюдались структурные изменения, характеризующиеся тенденцией увеличения доли инвестиций в отраслях промышленности (29,9 в 2005 г., 32,7 в 2011 г. и 36,3% в 2014 г.), строительстве (соответственно 0,8%, 2,6%, и 2,3%), и снижения доли инвестиций в транспорте и связи (соответственно 20,2%, 23,6% и 14,3%). Это свидетельствует о том, что основным направлением инвестиционной политики государства является привлечение инвестиционных ресурсов на создание соответствующей инфраструктуры для рационального использования ресурсного потенциала и развития стратегических отраслей промышленности в регионах.
Наряду с позитивными тенденциями и многими достижениями в инвестиционной деятельности регионов существуют неко-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8
График 5. Структура инвестиций по отраслям экономики регионов Узбекистан за 2005-2014 гг., в %1
торые проблемы, которые ожидают своих решений в перспективе:
• За последние годы реализация крупных инвестиционных проектов по развитию базовых отраслей экономики (топливно-энергетические, машиностроение, химическая промышленность и др.) и освоение уникальных природных ресурсов способствовали обеспечению высокой концентрации инвестиционных ресурсов в регионах, имеющих богатый природно-ресурсный и производственный потенциал (Республике Каракалпакстан, Бухарской, Кашкадарьинской, Ташкентской и г. Ташкент). Однако, в регионах, не располагающих сырьевым потенциалом, наблюдается низкая инвестиционная активность, в результате чего, отмечается межрегиональная дифференциация инвестиций. А это в долгосрочной перспективе может обострять проблему сбалансированности в развитии территорий.
• Во многих сельских районах наблюдается отставание в привлечении инве-
1 Рассчитано по данным Госкомстата РУз. Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2005-2014 годы. Статистический бюллетень. - Т., 2006-2015 гг.
стиций. Причиной этого является недостаточное использование имеющихся потенциальных возможностей по реализации инвестиционных проектов в рамках региональных программ, что может в будущем препятствовать рациональному использованию ресурсного потенциала, сдерживанию развития промышленности в сельских районах.
• Несмотря на улучшение инвестиционного климата страны во многих регионах наблюдается отставание в привлечении иностранных инвестиций в рамках региональных инвестиционных проектов. Низкая доля иностранных инвестиций в Андижанской, Самаркандской, Джизакской, Хорезмской областях может негативно сказаться на процессе технической и технологической модернизации производства, диверсификации экономики в долгосрочном периоде.
• В анализируемом периоде в результате повышения деловой активности, финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов и коммерческих банков возросла доля кредитов банков и других займов во многих регионах страны. Вместе с тем, несмотря на имеющийся потенциал, в ре-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8
гионах наблюдается отставание в привлечении внутренних источников инвестиций на реализацию региональных инвестиционных проектов для развития комплексной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.
• В результате реализации ряда проектов по модернизации и диверсификации национальной экономики наблюдается позитивная тенденция потока инвестиций в производственную сферу во многих регионах страны. Однако, несмотря на положительную тенденцию в целом, высокой остается доля инвестиций в непроизводственную сферу в Андижанской, Джизак-ской, Наманганской, Самаркандской, Сур-хандарьинской и Хорезмской областях. Наряду с положительными результатами в решении социальных проблем региона в долгосрочной перспективе сохранение данной тенденции может отрицательно сказаться на развитии реального сектора экономики.
• Несмотря на увеличение объемов инвестиций в развитие транспорта и связи во многих регионах наблюдается отставание в привлечении инвестиций в данную сферу. В частности, в Сырдарьинской, Сур-хандарьинской, Андижанской, Джизакской, Наманганской и Хорезмской областях недостаточно реализуются инвестиционные проекты на развитие транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры. Это может в будущем препятствовать рациональному использованию ресурсного потенциала и размещению промышленного производства регионов.
На основе результатов оценки инвестиционной деятельности территорий и выявленных проблем, для рационального использования инвестиционных ресурсов и повышения их эффективности, предлагаем активизировать проведение реформ и и решение задач в следующих направлениях:
• Активизировать привлечение капитала в проекты по развитию вторичных и третичных секторов промышленности по глубокой переработке местного сырья и природных ресурсов. На базе глубокой переработки сельхозпродукций и развития малого бизнеса можно осуществлять смежные, вспомогательные и межрегиональные проекты, что позволит диверсифицировать производства регионов, сократить межтерриториальную дифференциацию и повысить уровень индустриализации областей.
• Осуществлять активную региональную политику привлечения иностранных инвестиций исходя из конкурентных преимуществ регионов, создавая благоприятный инвестиционный климат, за счет формирования максимально благоприятной деловой среды, ликвидация бюрократических барьеров и препон, сокращение вмешательства государственных и контролирующих органов в деятельность предприятий.
• Совершенствовать нормативно-правовую базу регулирующую инвестиционную деятельность, создавать дополнительные стимулы для привлечения инвестиций в свободные экономические зоны. Для этого необходимо усовершенствовать с учетом международного опыта положения о деятельности СИЭЗ «Навои», «Ангрен» и «Джизак».
• Осуществлять активную политику информационного обеспечения инвестиционной деятельности, размещать информацию о резервах и возможностях реализации перспективных инвестиционных проектов на сайтах ведущих отечественных информационных агентств и средствах массовой информации. Необходимо делать акцент на поиск потенциальных инвесторов и предоставление им необходимой информации.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8
Литература:
1. Каримов И.А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательтсва путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 2015 год 17 января.
2. Социально-экономическое положение Республики Узбекистана за 2014 год. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. - Т., 2015.
3. Статистический ежегодник. // Государственный Комитет Республики Узбекистан по Статистике. - Т., 2013.
4. Статистический сборник «Строительство в Узбекистане». - Т., 2009 и 2014 гг.
5. Использование инвестиций в нефинансовые активы за 2005-2014 годы. Статистический бюллетень. - Т., 2006-2015 гг.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8