Вестник Томского государственного университета. 2013. № 367. С. 117-122
УДК 338.23
Я.И. Никонова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Сложившаяся модель развития России связана с реализацией текущих конкурентных преимуществ России, проявившихся в условиях открытого рынка. Однако с позиций долгосрочных интересов она не может удовлетворять социальноэкономическим интересам страны, так как привязывает нас к мировому рынку в качестве сырьевого донора, делая крайне уязвимыми и, более того, зависимыми в технологическом плане. Инновационный тип развития подразумевает способность экономики к непрерывному совершенствованию и трансформации. Стратегия инновационного развития призвана регулировать функционирование инновационной сферы. Выделены несколько важнейших направлений государственной стратегии инновационного развития на современном этапе развития мировой экономики, а также определены основные факторы, влияющие на темпы и содержание стратегии инновационного развития.
Ключевые слова: стратегия инновационного развития; современные тенденции; мировой опыт.
Экономический рост, обеспечение устойчивого развития производства, повышение уровня жизни населения являются главными задачами современной России. Задача удвоения ВВП за десять лет создала ситуацию, когда, с одной стороны, появился конкретный показатель оценки результативности действий в экономике, а с другой - возникла необходимость качественного изменения общего курса страны, которое можно обозначить как переход к стратегии инновационного развития как на макро-, так и на микроуровнях. О необходимости перевода экономики на инновационный путь развития говорится и в Стратегии, и в Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г., разработанных и принятых в самых верхних эшелонах власти. Однако процесс формирования инновационной экономики России идет крайне медленно.
Страна по-прежнему обеспечивает экономический рост за счет наращивания экспорта сырья, связанного с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках энергоресурсов, позволяющей получать огромные доходы, накапливать золотовалютные резервы, наращивать объемы отчислений в Стабилизационный фонд [1].
Акцент на сырьевой модели развития отвлекает инвестиционные и человеческие ресурсы от решения задач модернизации российской промышленности, развития высоко- и среднетехнологичных отраслей, в результате чего технологический разрыв между Россией и развитыми странами постоянно возрастает.
Россия, несмотря на наличие очевидных преимуществ (научно-технический потенциал, квалифицированные кадры, значительная научная база), находится лишь на начальных этапах перехода к новой парадигме развития, что объясняется прежде всего внутренними проблемами функционирования инновационной среды. Анализ официальной статистики показывает, что уровень инновационности отечественной экономики отстает от показателей развитых стран: доля затрат на исследования и разработки ВВП мала; у предприятий отсутствуют возможности для полноценного финансирования исследований и инвестиций; инновационные товары составляют небольшую долю в объемах экспорта и внутренних продаж; низкими темпами обновляется оборудование; ограничено применение информационных технологий в проектировании и управлении производственными процессами, недостаточно развиты механизмы коммерциализации НИОКР.
В отличие от ряда стран (в том числе БРИК; всего исследователями было охвачено 134 страны), конкурентоспособность России в кризисный период снизилась. Основная проблема, как показывают исследования, - серьезные дисбалансы в финансовой системе, вызванные глобальными потрясениями. В частности, в стране слабо развиты законодательная, финансовая, научно-техническая, кадровая и институциональная базы инновационного роста (табл. 1) [2].
Существующие на сегодняшний день модели НИС различных стран (ЕС, США, Япония, Индия, Китай) существенно отличаются друг от друга. В каждом конкретном случае инновационная система формируется индивидуально для каждой страны и развивается под влиянием внутренних условий и внешних факторов: достигнутый уровень научно-технологического развития страны, состояние социальных институтов и человеческого капитала, интенсивность экономического роста, масштаб экономики и уровень развития финансового сектора.
Конкретные различия НИС проявляются в выборе приоритетов и задач инновационного развития, механизмах взаимодействия частного и государственного сектора, значении крупного и малого бизнеса, соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разработок, динамике развития и отраслевой структуре инновационной деятельности.
Безусловно, продолжение такого курса крайне опасно для страны с позиций дальнейшего экономического и технологического отставания России от зоны развитого мира, активно вступающего в стадию постиндустриального развития.
Инновационный тип развития подразумевает способность экономики к непрерывному совершенствованию и трансформации. Для экономики знаний или неоэкономики характерно возрастание роли науки и образования в развитии общества.
Наиболее характерными признаками происходящих перемен являются:
- увеличение удельного веса высокотехнологичного сектора в продукции обрабатывающей промышленности;
- рост доли высокотехнологичных отраслей в валовой добавленной стоимости;
- увеличение размера инвестиций в сектор науки и образования [3].
Рейтинговые оценки конкурентоспособности отдельных стран и России (методика ВЭФ)
Страна Рейтинг страны по индексу ОСТ* Балльная оценка ОСТ (максимальный показатель -7 баллов) Рейтинг страны по субиндексу «инновационные факторы» Балльная оценка субиндекса «инновационные факторы»
Швейцария 1 5,60 3 5,68
США 2 5,59 1 5,71
Сингапур 3 5,55 10 5,15
Швеция 4 5,51 4 5,53
Дания 5 5,46 7 5,28
Финляндия 6 5,43 6 5,47
Германия 7 5,37 5 5,47
Япония 8 5,37 2 5,70
Канада 9 5,33 12 4,96
Нидерланды 10 5,32 9 5,17
Россия 63 4,15 73 3,47
* ОСТ - глобальный индекс конкурентоспособности.
Устойчивый экономический рост в современных условиях неразрывно связан с инновационной стратегией развития экономики.
Стратегия инновационного развития, с одной стороны, призвана регулировать функционирование инновационной сферы, т.е. относится к горизонтальной составляющей социально-экономической политики, а с другой - включает отдельные экономико-мотивационные элементы (например, налоговое регулирование инновационной деятельности). Иерархическая структура стратегии инновационного развития связана с выделением четырех стратегических уровней управления: макроуровня, регионального уровня, отраслевого уровня и микроуровня [4].
Под макроэкономической стратегией инновационного развития понимается система мер, направлений деятельности государства, имеющих своей целью создание комплексного механизма поддержки инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности
национальной наукоемкой продукции через систему институциональных преобразований, разработку и совершенствование нормативно-правовой базы и развитие инфраструктуры инновационного процесса. Методологическая постановка проблемы инновационного регулирования позволяет выделить три основные задачи, решаемые в рамках формирования макроинновационной политики: обеспечение инновационной безопасности страны, выявление и реализация государственных инновационных приоритетов, создание условий для инновационной активности субъектов хозяйствования.
Региональная и отраслевая стратегии инновационного развития вместе и по отдельности являются политиками мезоуровня (среднего уровня). Разновидностью отраслевого уровня является так называемый ассоциативно-корпоративный уровень. Последний характеризует процессы, протекающие на уровне объединений предприятий в масштабе отрасли, подотрасли, системы производств промышленности. Одной из форм ассоциативно-корпоративного уровня выступают вертикальноинтегрированные компании и транснациональные корпорации. Переходя к задачам мезоуровня, следует отметить, что проблемы макроуровня в этом случае трансформируются в соответствующие проблемы мезоуров-ня: макроинновационная безопасность - в региональную и отраслевую инновационную безопасность; государственные приоритеты - в региональные и отраслевые;
инновационная активность - в проблему усиления инновационной активности в регионе и стимулирования повышения инновационного потенциала региона, а также активизации инновационной деятельности внутри ассоциативных отраслевых образований (рис. 1).
Микроуровень - это уровень отдельных предприятий и организаций. В свою очередь он также может быть разложен на структурные составляющие с вертикальной взаимосвязью. Стратегия инновационного развития на уровне предприятия или на микроуровне очень сильно зависит от инновационных стратегий более высоких уровней. Макроуровень создает условия функционирования предприятия в научно-технических направлениях, соответствующих мировым тенденциям развития. Инновационная деятельность предприятия посредством прямого и косвенного воздействия направляется в русло этих тенденций. Региональная стратегия инновационного развития нацелена на привязку деятельности предприятия к достижению целей региона, в том числе инновационных. В зависимости от того, что представляет из себя регион, каковы его цели, определяется тип региональной стратегии. Поскольку предприятие территориально привязано к региону, оно не может напрямую противоречить его политике и должно учитывать при формировании своей стратегии инновационного развития региональные интересы.
Не менее важна и четкая структуризация стратегии инновационного развития. Использование в течение длительного времени в исследовательских и в управленческих целях модели, состоящей из следующих четырех блоков: программно-целевой, объекты и субъекты, политическая деятельность и политические отношения, себя полностью оправдало.
Разрабатывая стратегию инновационного развития, общество руководствуется целью, определяемой на длительную перспективу. Но на отдельных этапах, как правило переломных, такой цели может и не быть. В этом случае горизонты стратегического планирования инновационного развития сужаются. Однако во всех случаях стратегия инновационного развития включает цели и средства их достижения. П. Вельфенс подразделяет цели на комплементарные (дополняющие друг друга), нейтральные и конфликтные [5]. Поэтому важно построить иерархию целей. Здесь на помощь может прийти построение пирамиды целей.
Рис. 1. Уровни и задачи стратегии инновационного развития
Основными целями государственной стратегии инновационного развития являются обеспечение долгосрочного устойчивого развития государства, формирование экономики знаний в стране, развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, товаров (работ, услуг), выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции.
Опыт формирования и реализации государственной инновационной стратегии во многих странах показывает, что она, как правило, не является «чистым» выражением определенной теоретической модели, а представляет собой композицию мер различной направленности. На современном этапе развития мировой экономики можно выделить несколько важнейших направлений государственной стратегии инновационного развития (табл. 2) [6].
Основные факторы, влияющие на темпы и содержание стратегии инновационного развития, представлены в табл. 3 [1].
Новое содержание, приобретаемое основными методами стратегии инновационного развития в период формирования и развития национальных систем, обобщено в табл. 4 [7].
В условиях перехода экономики на инновационный путь развития инновационная стратегия должна занять принципиально новое место во всей системе государственного регулирования. Она уже не может представлять собой некий обособленный фрагмент в стратегии социально-экономического развития, а становится в центр системы государственного регулирования и пронизывает собой все ее аспекты. Она должна быть акцентирована на стимулирование трансфера знаний, в частности приобретающего форму трансфера технологий.
Поскольку источников генерирования знаний в новом обществе становится все больше и больше, то особую актуальность приобретает поддержка систем взаимодействия различных источников знания, распространения разнообразных знаний, генерируемых различными продуцентами. Без внешней поддержки производителю и потребителю знаний часто просто невозможно найти друг друга, не говоря уже о взаимодействии. Наиболее наглядный пример - это государственная поддержка консорциумов научно-исследовательских институтов, университетов с высокотехнологичными промышленными предприятиями, направленными на взаимное обогащение этих двух структур знаниями [8].
Т а б л и ц а 2
Направления государственной стратегии инновационного развития
Направление Специфика Страны
Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования инноваций Япония, Норвегия, Индия, Чили
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция
Развитие фундаментальных исследований Великобритания, Швеция, Словения
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки внутри страны Стимулирование симметричного сближения исследовательских организаций и корпораций США, Финляндия
Направление Специфика Страны
Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение частного капитала Израиль, Франция
Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль
Стимулирование инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания
Интеграция в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль
Технологическая специализация Сингапур, Тайвань, Индия
Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия, Ирландия
Стимулирование инициативы национальных регионов Франция, Германия, Финляндия
Формирование национальной инновационной системы Реструктуризация госсектора науки Болгария, Польша, Литва
Инициирование интеграции науки и образования Латвия, Эстония, Чехия
Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Чили
Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий Чехия, Румыния, Чили, Турция
Т а б л и ц а 3
Факторы, определяющие государственную стратегию инновационного развития
Фактор Характеристика
Рыночный спрос на нововведения Конкуренция побуждает производителей к эффективному использованию знаний, поиску и созданию новых продуктов, постоянному усовершенствованию своей продукции. Отсутствие конкуренции или невозможность конкурировать, в свою очередь, лишают хозяйствующие субъекты экономической мотивации для развития инновационной деятельности
Наличие инновационного потенциала Инновационный потенциал, в частности, характеризуется такими показателями, как численность персонала, занятого исследованиями и разработками; количество организаций, занимающихся выполнением НИОКР и инновационной деятельностью; число инновационно активных предприятий; количество статей в научнотехнических журналах; объемы финансирования затрат на создание новой продукции; количество инновационных проектов и патентов; численность студентов, обучающихся в вузах; наличие высококвалифицированных производственных кадров и др.
Наличие эффективных механизмов коммерциализации идей, разработок и результатов интеллектуальной деятельности Значительная часть (не менее 75%) исследований и разработок в России выполняется государственными научными организациями за счет средств федерального бюджета, а следовательно, результаты этих исследований и разработок принадлежат государству. В этой связи разработка процедур для передачи этих результатов в предпринимательский сектор экономики и обеспечение при этом наиболее эффективных способов реализации принципа государственно-частного партнерства должны лечь в основу нормативноправовой базы по коммерциализации идей, разработок и результатов интеллектуальной деятельности
Спецификация прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности Вполне очевидно, что без подтверждения наличия новизны у вновь созданного продукта и без уточнения права собственности реализовать предпринимательские цели в отношении указанного продукта не представляется возможным. Это и обусловливает возникновение объективных трудностей вовлечения продукта в экономический оборот на этом этапе
Налоговая политика государства Стимулирующее воздействие налоговой системы целесообразно было бы направить на снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта; создание налоговых стимулов для расширения спроса на научные исследования, для инвестирования в науку и инновационную сферу, для малых научных и инновационных предприятий; повышение верхней границы годового дохода, дающего право на применение упрощенной схемы налогообложения
Инновационная инфраструктура Инновационная инфраструктура объединяет весьма широкий круг структур: особые экономические зоны, наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры передачи технологий, центры коммерциализации и т.п. - необходимые составляющие инновационной системы. Вместе с тем очевидно, что сегодня инфраструктурная составляющая инновационной деятельности не отвечает современным требованиям и не может удовлетворить интересы и потребности заинтересованных лиц в предоставлении соответствующего вида услуг
Наличие разнообразных финансовых инструментов для финансирования высокорисковых инновационных проектов на всех стадиях развития инновационной компании Основными субъектами финансирования высокорисковых инновационных проектов, как показывает практика, являются физические лица (бизнес-ангелы), государственные фонды поддержки, венчурные фонды (частные, государственные, частно-государственные), фонды прямых инвестиций, финансовые группы, банки
Наличие высококвалифицированных специалистов, обладающих особыми знаниями и подготовкой для осуществления деятельности на всех этапах инновационного цикла В этой сфере специалисты должны обладать особыми качествами и квалификацией в таких вопросах, как: знание конъюнктуры рынка и условий коммерциализации продукции; юридическое обеспечение результатов интеллектуальной деятельности; венчурное финансирование; научно-техническая экспертиза. К сожалению, в настоящее время высшая школа в России еще не готовит специалистов такого уровня. В то же время специалисты требуемой квалификации в ограниченном количестве готовятся в рамках зарубежных обучающих программ
Стимулирование предпринимательской деятельности Административные барьеры отвлекают значительные силы компаний от инновационного процесса, снижая тем самым результативность и эффективность инновационной деятельности в целом. Создание комфортных условий для предпринимательской деятельности, привлечение к инновационной деятельности малых предприятий - важные условия развития инновационной деятельности
Т а б л и ц а 4
Трансформация основных методов государственной стратегии инновационного развития в условиях экономики знаний
Политические инструменты Традиционное содержание Содержание, обусловленное инновационным системообразованием
Прямое бюджетное финансирование инновационных структур и деятельности Обеспечение ресурсной базы научной деятельности Пропорциональное ресурсное обеспечение звеньев научно-инновационного цикла
Реализация государственных программ и проектов в научно-исследовательской и инновационной сфере Концентрация усилий для получения общественно значимых научных и инновационных результатов в приоритетных областях Формирование и укрепление кооперационных взаимосвязей научных и инновационных структур в процессе совместного решения масштабных задач
Косвенное стимулирование научной и инновационной деятельности Предоставление налоговых, кредитных и иных преференций субъектам научноинновационной сферы Предоставление льгот, стимулирующих инновационные взаимодействия, в том числе между генераторами и потребителями нововведений
Государственные заказы на инновационную продукцию и услуги Закупки инновационной продукции для общегосударственных нужд Стимулирование спроса на инновационную продукцию как критического параметра инновационного кругооборота
Подготовка кадров для научноинновационной сферы Обеспечение потребностей экономики в высококвалифицированных специалистах научно-технического профиля Обеспечение пропорциональности в развитии кадрового потенциала различных звеньев НИС, подготовка специалистов с универсальным видением инновационных процессов, инновационных менеджеров
Социальная защита ученых и инноваторов Обеспечение достойного уровня жизни и общественного статуса специалистов научно-инновационной сферы Поддержка социальной общности инноваторов как социальной базы инновационной системы, популяризация инновационного стиля жизнедеятельности в целях расширения национального инновационного пространства
Формирование и развитие государственной научно-инновационной инфраструктуры Поддержка сервисных видов деятельности в научно-инновационной сфере Комплексное совершенствование сети инновационнокоммуникативных каналов
Выработка и совершенствование законодательных норм, регулирующих научноинновационную сферу Отражение специфики научноинновационной деятельности в различных отраслях законодательства Оперативная реакция законодателя на технологический прогресс, комплексное совершенствование законодательства, направленное на создание благоприятных условий для научной и инновационной кооперации
Техническое регулирование Разработка стандартов и других требований к качеству научно-технической продукции Обеспечение технологической совместимости продукции и деятельности звеньев инновационной системы, кооперативная выработка стандартов и регламентов, сертификационных процедур и т.п.
Организационно-институциональное регулирование Совершенствование организационных форм научной и инновационной деятельности Поддержка и распространение прогрессивных форм кооперации и интеграции в научно-инновационной сфере, приведение организационной структуры государственного сектора науки и инноваций в соответствие с требованиями инновационного системообразования
Региональная научно-техническая политика Рациональное размещение научнотехнического потенциала по территории страны Стимулирование возникновения и развития региональных инновационных кластеров, распространения оптимальных организационно-территориальных форм научной и инновационной деятельности
Международная научно-техническая политика Содействие взаимовыгодному международному научно-техническому сотрудничеству Стимулирование международной инновационной кооперации в соответствии с национальными инновационными интересами, задачами обеспечения целостности и устойчивости национального инновационного комплекса
Поток знаний из науки в производство не односторо-нен, и производство в свою очередь дает ученым пищу для размышлений. Недаром в ведущих странах мира сейчас именно государство всячески содействует, в том числе и крупными финансовыми вложениями, различными льготами интеграционному процессу. Последний направлен в конечном счете на распространение знания как документируемого, так и недокументируемого, уникального, содержащегося в культурах различных организаций, корпоративных культурах, носителями которого являются и отдельные специалисты.
Безусловно, государственная стратегия инновационного развития должна быть направлена на социальную защиту носителей знания, генераторов знания, утверждение новой системы трудовых отношений в интеллектуальной сфере. Наглядная иллюстрация реализации этого направления - страхование инновационных рисков, связанных с неопределенностью использования тех или иных знаний, неопределенностью перспектив коммерциализации.
Многие направления в стратегии построения общества знания через содействие инновациям весьма кон-
кретны. Например, перераспределение ресурсов в высокотехнологичные отрасли, характеризующиеся относительно низкой материало- и трудоемкостью, но очень высокой долей затрат на НИОКР в добавленной стоимости, т. е. в те отрасли, которые, собственно, и формируют потенциал экономики знаний [9]. Эти вопросы можно решать не только непосредственно налоговыми инструментами, льготами или же бюджетными приоритетами.
Безусловно, интеллектуальная составляющая должна занять ведущее место в процессе принятия государством управленческих решений. Новое знание также необходимо и для самого государственного управления, т.е. совершенствование технологического, интеллектуального базиса экономики и общества должно происходить параллельно с развитием передовых технологий государственного регулирования, государственного управления, в частности по пути демократизации принятия решений, в том числе и по вопросам стратегии инновационного развития, которые во все большей степени затрагивают интересы практически всего общества.
Основными задачами государства являются:
- определение приоритетов инновационного развития в условиях ограниченности ресурсов;
- выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы науки, промышленности, инвесторов;
- государственная поддержка (в виде прямого бюджетного финансирования) крупномасштабных исследований и дальнейшего внедрения полученных результатов в производство;
- обеспечение условий, необходимых для эффективного, «цивилизованного» функционирования инновационного рынка [10].
Понятие «функция» было введено в научный оборот Г. Лейбницем. Функции регулирования представляют собой совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий одного характера и единой целевой направленности.
Остановимся на наиболее важных функциях государства при формировании и развитии экономики и общества знаний. Прежде всего, государство призвано выступить как аккумулятор национального ресурса знаний. Сначала необходимо определить те объекты, те источники знаний, которые должны формировать эту субстанцию национального ресурса. Должна быть определена рациональная система доступа к соответствующим знаниям, в том числе и соотношение коммерческого и некоммерческого доступа, возмездных и безвозмездных схем. Кроме того, именно государство должно охранять национальный информационный ресурс от несанкционированных действий, от каких-либо деструктивных внутренних и внешних воздействий, сохранять целостность этой базы знаний, являющейся общенациональным достоянием [8].
На государство во многом ложится задача интеграции знаний. Именно государство во многих случаях может обеспечить необходимую для знания целостность. Поскольку для информационного продукта характерна несводимость целого к сумме частей, зачастую только централизованное объединение различных данных позволяет формировать качественно новые знания. В то же время именно государство должно объединить различные субкультуры, имеющиеся в обществе, и, соответственно, их познавательные ресурсы.
Важнейшие знания непосредственно создаются в государственном секторе, в нем трудятся многие носители уникального знания, и поэтому в обозримой перспективе государство останется одним из важнейших генераторов знаний. Наиболее наглядный тому пример -поддержка государством фундаментальной науки.
Государство призвано выступать как своего рода хранитель знания, причем эту функцию можно обеспечивать разными способами и методами. Наиболее видимым из них является развитие системы образования. Однако хранение, воспроизводство различного рода информации, сохранение традиций также попадают в орбиту обозначенной функции государства как межге-нерационного транслятора знаний,
Нельзя не остановиться и на функции государства как гаранта безопасного использования знания. К сожалению, интеллект может использоваться не только в позитивных, но и в негативных, деструктивных целях различными антиобщественными элементами. Здесь имеют значение как разработка и соблюдение в государстве законодательства, отвечающего потребностям нового общества, новой экономики, так и создание реальных механизмов, обеспечивающих национальную безопасность в аспектах, связанных с генерацией, распространением и использованием знания. Государственные структуры являются также ведущим модератором различного рода социальных конфликтов, связанных с неравномерностью доступа к знаниям.
Государственные структуры вынуждены тем или иным образом регулировать как экспорт, так и импорт знаний, т.е. международный трансфер интеллектуального ресурса. С одной стороны, не обойтись без ограничений на экспорт знаний, который угрожает интересам национальной безопасности, а также стабильности международной обстановки. В то же время нельзя допустить неконтролируемого импорта определенных знаний, например, разрушающих национальную культуру и негативно воздействующих на психологию общества.
Таким образом, государственная стратегия инновационного развития представляет собой сознательную деятельность государства по созданию рамочных условий инновационной деятельности для субъектов рыночной экономики. Инновационная стратегия в период хозяйственных реформ и различного рода экстремальных ситуаций должна быть активной, более жесткой и определенной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ленчук ЕБ. Инновационная политика и проблемы развития национальной инновационной системы. URL:
http://www.riep.ru/works/almanach/0001/almanach0001_154-168.pdf
2. Данные ВЭФ: Global Competitiveness Report 2009-2010. World Economic Forum, 2009. URL: http://www.gcr.weforum.org/
3. Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист. 2005. № 3.
4. Бухвостов Ю.В. Детерминирующее воздействие инвестиций на формирование экономики инновационного типа (на примере аграрного сек-
тора) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 21.
5. ВельфенсП. Основы экономической политики. СПб., 2002. С. 1.
6. Никонова Я.И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития. Новосибирск : Изд-во НГТУ,
2010. 260 с.
7. Миндели Л.Э., Васин В А. Совершенствование государственной научно-технической политики в процессе формирования национальной ин-
новационной системы // Инновации. 2008. № 1. С. 43-55.
8. Васин В А., Миндели Л.Э. Концепция национальной инновационной системы и ее практические приложения // Инновации. 2009. № 1. С. 39-52.
9. Лаптев АА. Понятие «высокотехнологичной компании» в современной микроэкономической теории // Инновации. 2007. № 7. С. 35-41.
10. Бендиков МА, Хрусталев Е.Ю. Механизмы государственного регулирования инновационной сферы российской экономики // Менеджмент
в России и за рубежом. 2006. № 6. URL: http://www.dis.ru/library/manag/archive/2006/3/4149.html
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 24 декабря 2012 г.