УДК 338
Сиразетдинов P.M. - доктор экономических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Мухаметзянова Д.Д. - аспирант
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Стратегическое развитие инновационной экономики
Аннотация
На данном этапе развития экономики Россия ставит перед собой цель долгосрочного развития инновационной политики страны. Учитывая возрастание мировой конкуренции в сфере товаров и услуг, вопрос развития научного, технологического и кадрового потенциала выходит на первый план.
Целью работы являлось описание стратегии инновационного развития России, описание основных положений уже существующих нормативных документов, сравнение сложившейся инновационной экономики нашей страны с зарубежным опытом.
Ключевые слова: инновации, стратегия инновационной деятельности, финансирование, инновационные технологии, инновационная экономика, инновационное развитие экономики, экономическое развитие.
На сегодняшний день роль инноваций является одним из важнейших показателей развитых стран, помогающих не только совершенствовать товары и услуги, но и приводить системы управления организаций к современным требованиям экономических систем. Безусловно, основополагающим для инновационной среды является уровень экономического развития страны. Наиболее выгодным предприятием становится то, которое направлено на производство и использование инновационной деятельности. Таким образом, основной стратегической задачей нашей страны можно назвать создание инновационной экономики.
В настоящее время все больше и больше стран выходят на мировой рынок со своей собственной национальной продукцией, увеличивая международную конкуренцию. Следовательно, ставя задачу конкурентоспособности на передний план не только перед правительством, но и перед промышленными кругами. Что же касается России, то процесс интеграции сопровождается многими препятствиями. При освоении западных рынков проявляется нежелание мириться уже обосновавшихся продуцентов с новыми поставщиками более дешевых товаров. Низкие показатели импорта в основном обусловлены с ужесточением таможенно-тарифной и налоговой систем, а так же сокращением централизованных закупок государством. В то же время товарооборот России со странами, обладающими развитой экономикой, увеличивается, подтверждая укрепление торгово-экономических связей.
При переходе России на путь инновационного развития необходимо уделить особое внимание интеллектуальным (нематериальным) услугам. На данном этапе развития страны особое внимание уделяется человеческому потенциалу. Нанотехнологии, инновационные технологии, финансовые, образовательные и другие нематериальные услуги определяют дальнейшее развитие мирового экономического роста, и занимают приоритетные места в хозяйственных отношениях. Очевидно, что в дальнейшем им принадлежит одна из основополагающих позиций в формируемом глобальном экономическом пространстве, основанных на научных технологиях и образовании.
В период с 2008 по 2013 года проблема перевода российской экономики к инновациям занимает одну из лидирующих позиций, в связи с этим были разработаны следующие программы:
1. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы.
2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Стоит отметить, что в период с 2009 по 2012 года принято более 40 нормативно-правовых актов, непосредственно основанных на развитии, регулировании науки и инноваций. На данном этапе развития уже работают координационные органы регулирования (комиссия при Президенте Российской Федерации, Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям), активно развиваются институты развития (государственные фонды поддержки науки, Российский фонд технологического развития), оказывается непосредственная поддержка инновационной деятельности университетов.
При реализации «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» ряд запланированных индикаторов не достигли запланированных показателей, особенно индикаторы, связанные со спросом на инновации в реальном секторе экономики. Причинами этого можно назвать как снижение спроса на инновации, связанного с кризисом, так и недостаток бюджетного финансирования целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы».
«Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» была ориентирована на поддержку предложения разработок, но так, же и на их коммерциализацию. На данный момент одной из основных проблем российской экономики является низкий спрос на инновации, а так же закупка зарубежного оборудования вместо внедрения собственных отечественных разработок. Уровень инновационной активности предприятия в сравнении со странами лидерами инноваций незначителен.
Одним из основных акцентов в преодолении конкурентоспособности и логичным увеличением деятельности экономической эффективности стало присоединение России в ВТО. Безусловно, членство в ВТО дает стране множество преимуществ таких как:
1. получение лучших условий, в сравнении с существующими, доступа российской продукции на иностранные рынки;
2. разрешение торговых споров, с помощью международных механизмов;
3. вследствие приведения законодательной базы к нормативам ВТО, возможность привлечения дополнительных иностранных инвесторов;
4. возможность участия в формировании правил торговли с учетом собственных национальных интересов;
5. необходимость улучшения качества товара и как следствие конкурентоспособности, при увеличении иностранного товарооборота в стране;
6. повышение имиджа России, как полноправного участника международной торговли.
Одной из основных функций инновационной экономики является постоянное и
непрерывное создание, реализация и развитие инноваций, как главного фактора конкурентоспособности и ускорения социально-экономического развития страны. Переход России на инновационный путь развития невозможен без входа и объединения в финансовые и технологические потоки глобального и регионального уровней. В связи с этим возникает необходимость в выработке долгосрочной стратегии развития инноваций. Проанализируем «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», сформированную в 2011 году Правительством Российской Федерации и нацеленную на инновационное развитие, с помощью инструментов государственной политики. Она предполагает продуманное определение перспективных направлений международной специализации России с учетом ее (имеющихся и потенциальных) конкурентных преимуществ, а также изменений, происходящих в мировой экономике и на международных рынках. В табл. 1 представлены основные выводы по содержанию стратегии.
В 2009 году прямые затраты на инновационное развитие составили 1,5 % валового внутреннего продукта, что касается 2013 года, то он составил 1 %. Что касается перспектив с 2014 по 2020 года, то затраты на инновационное развитие составят 1,3 % валового внутреннего продукта. Эти показатели ничтожно малы, и демонстрируют долю инновационных расходов (расходов бюджета) на создание новых товаров и услуг в
сферах экономического развития. В России доля организаций, получающих финансирование за счет средств государства на реализацию инновационного проекта составляет 0,8 %, что касается зарубежных стран, то в Германии этот показатель достигает 8,8 %, в Бельгии - 12,7 %.
Так же стоит выделить и недостаток финансирования малого инновационного бизнеса. В Соединенных Штатах Америки объем финансирования малого бизнеса составляет 2 млрд. долларов США, в Российской Федерации поддержка малого и среднего бизнеса, реализуемого Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», составляет 67 млн. долларов США, а объем финансирования Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - примерно 113 млн. долларов США.
Таблица
Основные параметры «Стратегии инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 года»
Наименование Структура
Задачи стратегии 1. повышение уровня знаний кадров в сфере науки, технологий и инноваций; 2. повышение уровня инновационной активности бизнеса и появления новых инновационных компаний; 3. внедрение новых инновационных технологий в деятельность государственных органов управления; 4. формирование и развитие исследований и разработок инноваций; 5. обеспечение доступности национальной инновационной экономики, внедрение нововведений; 6. стимуляция деятельности реализации инновационной политики, реализуемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Принципы реализации стратегии 1. обнаружение проблем и путей их решения при недостаточной предпринимательской активности с использований инноваций; 2. согласование действий государства, бизнеса и науки при определении направлений технологического и их реализации; 3. использование тарифного, таможенного, налогового регулирования на основе повышения эффективности предприятий для технологической модернизации; 4. создание инвестиционной, а так же кадровой привлекательности инновационной активности; 5. доступность информации о расходовании средств на инновационную деятельность; 6. приведение к международным стандартам инновационный бизнес, образование и науку и определение их эффективности; 7. стимулирование конкурентоспособности инновационной деятельности; 8. организация, регулирование, согласование бюджетного, налогового и внешнеэкономического направления социально-экономической политики.
Мероприятия по развитию уровня знаний кадров в сфере науки, технологий и инноваций 1. привлечение квалифицированных специалистов, и дальнейшее их стимулирование, развитие с целью повышения эффективности труда в сфере инновационной экономики; 2. возрастание интересов населения к инновационным продуктам, услугам и технологиям; 3. возрастание количества инновационных предприятий; 4. продвижение привлекательности инновационной и научно-технической деятельности; 5. координация отечественного образования для повышения знаний инновационного населения, приобретения им необходимых знаний для последующего повышения инновационной деятельности экономики
Место инновационной политики в социально-экономической политике и их последующая реализация предусматривает решение задач представленных на рис.
Рис. Направления социально-экономической политики
Реализация данной стратегии рассчитана на 2 этапа:
Первый этап рассчитан на 2011-2013 годы и подразумевает повышение восприимчивости бизнеса и экономики относительно инновационных путей, осуществляющих следующие мероприятия:
1. Модернизация инновационной привлекательности высокотехнологичных секторов экономики, определенных Президентом Российской Федерации.
2. Привлечение капитала и квалифицированных кадров в данные сектора, на основе тарифного, таможенного, налогового регулирования.
3. Усовершенствование секторов экономики, в которых нет краткосрочных перспектив лидерства для России, с возможность импорта зарубежного оборудования и технического перевооружения.
4. Развитие конкурентоспособности в сфере экономики с последующим стимулированием инновационной деятельности компаний непосредственно с государственным участием.
5. Ликвидация препятствий, способствующих недоразвитости инновационной активности.
6. Дополнительное финансирование инновационных проектов частных компаний и дополнительная реализация программ инновационного развития государственных компаний.
7. Реализация региональных программ поддержки малого бизнеса.
Второй этап рассчитан на 2014-2020 годы планируется увеличение доли бюджета страны и доли частного финансирования на инновационные исследования и инновационную деятельность. На базе первого этапа стратегии планируется провести перевооружение и усовершенствование промышленности. Планируется, что российская экономика будет занимать средние уровень развития стран по использованию инновационных технологий, направленных на устранение старого технологического оборудования. На втором этапе предполагается сформировать целостную национальную систему экономики, гарантирующую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла проектов. Так же планируется дополнительная поддержка продвижения российской инновационной продукции на мировой рынок.
Вместе с тем предполагается дополнительное бюджетирование на обновление оборудования, усиление роли институтов, дополнительное финансирование инновационных исследований и развитие перспективных технологий с последующей их реализацией.
К концу 2014 года планируется завершение принятия технического регламента Таможенного союза в рамках Евразийского экономического общества, для стимулирования технологического развития экономики государства. Отметим, что валовая экономическая стоимость к 2013 году составляет 13,5 %, а к концу 2020 года планируется 17 %, так же доля организаций, осуществляющих технологические инновации к 2013 году - 9,6 %, к 2016 - 15 %, к 2020 - 25%.На данном этапе развития рынка Российская федерация входит в 45 число ведущих стран мира в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий, к концу 2020 года планируется войти в десятку ведущих стран мира. Изменение показателей доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта на данный момент составляет 0,4 %, что демонстрирует значительно малые показатели, которые должны дойти до 2 %. Затраты на исследования и разработку инновационных проектов в дальнейшем планируется увеличить из внебюджетного сектора.
На сегодняшний день мы можем подвести промежуточные итоги первого этап стратегии развития. Безусловно, за последние несколько лет проведен большой объем работы в сфере инноваций. Сформированы основы инновационной экономики в стране, эффективно функционируют многие инструменты системы, например инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Конечно, не все задачи перехода к инновационной модели развития экономики удалось реализовать. К примеру, доля инновационного бизнеса России в общем ВВП страны на данный момент не превышает 15 %. При переходе на второй этап развития рекомендуется более динамичные темпы развития и одной из основных задач является сокращение государственного присутствия за счет увеличений частного вклада в инновации.
Очевидно, что согласование действий региональных органов управления, инновационных, финансовых и научных структур для создания обстановки коммерциализации инновационных проектов призывают к улучшению и развитию научно-технической базы, обеспечивающей наибольшую эффективность проектов, что мотивирует к ускоренному переходу экономики к инновационному пути развития.
Список библиографических ссылок
1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., ГрязноваМ.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика // Академия естествознания, 2011. - С. 47.
2. Техника и общество: западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития / Армии Грунвальд; пер. с нем. Е.А. Гаврилиной, А.В. Гороховой, Г.В. Гороховой, Д.Е. Ефименко. - М.: Логос, 2011. - 160 с.
3. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // MINSVAYAZ.RU URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/index.php?id_4=685 (дата обращения: 27.01.2014).
4. Загидуллина Г.М., Клещева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Известия КГАСУ, 2011, № 2 (16). - С. 41-56.
5. Сиразетдинов P.M. Формирование инновационной стратегии управления инвестиционной деятельностью // Известия КГАСУ, 2011,№ 1 (15).-С. 199-205.
6. Сиразетдинов P.M. Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики // Креативная экономика, 2010, № 10. - С. 45-48.
Sirazetdinov R.M. - doctor of economical sciences, associate professor E-mail: rustem.m.s. [email protected] Mukhametzyanova D.D. - post-graduate student E-mail: mdd21 12'¿v,mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1
Strategic development of innovative economy
Resume
Contemporary world development and economic growth is increasingly driven by scientific and technological progress and the growth of production of intellectualization of the basic facts that reveal the competitiveness of national economies. The main objectives of innovation are the minimization of production costs and improving the quality of technological, organizational and personnel decisions. Innovation strategy, defines the long-term state policy in the field of innovation and implementation of this strategy envy at what rate will be the transition of the Russian economy to the correct functioning of the innovation economy.
This article describes the main programs developed in the field of translation of the Russian economy in the innovation economy. The basic directions of social and economic policy of the country gradually focus on strategic plans through 2020 and shows the percentages of strategic plans for innovative businesses, innovative state and participate in the global innovation system.
Scientific and technical activities in Russia creates the conditions for the active development of important technological trends and subsequent implementation of innovative products and services that are competitive in the domestic and global markets. Level of innovation spheres (science, technology, knowledge-intensive industries) provides the basis for sustainable economic growth, defines the boundaries between rich and poor countries. Therefore, the formation of national innovation systems is a major factor in long-term economic growth in Russia. However, the introduction of innovative technologies is only possible with close assistance of government, science and business.
Keywords: innovation, innovation strategy, financing, innovative technologies, innovative economy, innovative economic development, economic development.
Reference list
1. Agarkov S.A., Kuznetsova E.S., Hraznova M.O. Innovation Management and state innovation policy // Academy of Natural Sciences, 2011. - P. 47.
2. Technology and Society: Western European experience study of the social implications of scientific and technological development / Armin Grunwald, trans, with it. Gavrilina E.A., Gorohova A.V., Gorohova G.V., Efimenko D.E. - M.: Logos, 2011. - 160 p.
3. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 // MINSVAYAZ.RU. URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/index.php?id_4=685 (reference date: 27.01.2014).
4. Zagidullina G.M., Kleshcheva O.A. The development of innovation infrastructure investment and construction of the complex // News of the KSUAE, 2011, № 2 (16). - P. 41-56.
5. Sirazetdinov R.M. Creating an innovation strategy of investment management // News of the KSUAE, 2011, № 1(15).-P. 199-205.
6. Sirazetdinov R.M. The need for the formation of an innovative economic development strategy // Creative Economy, 2010, № 10. - P. 45-48.