Научная статья на тему 'Современные тенденции физического развития детей и подростков'

Современные тенденции физического развития детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
2049
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ НОРМАТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS / THE REGIONAL AGE-SEX NORMS OF PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скоблина Н. А., Кучма В. Р., Милушкина Ольга Юрьевна, Бокарева Н. А.

Представлены результаты лонгитудинальных наблюдений за физическим развитием школьников Москвы и проанализированы данные VI выпуска материалов по физическому развитию детей и подростков Российской Федерации. Установлены достоверные различия по длине и массе тела школьников пяти регионов России, что подтверждает необходимость разработки и применения региональных возрастно-половых нормативов физического развития в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скоблина Н. А., Кучма В. Р., Милушкина Ольга Юрьевна, Бокарева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends of the physical development of children and adolescents

The results of longitudinal observations of the physical development of schoolchildren in Moscow and analyzed data VI production of material on the physical development of children and young people of the Russian Federation. There was a significant difference in the length and body weight of schoolchildren five Russian regions, which confirms the need for the development and application of regional age and sex ratios of physical development in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции физического развития детей и подростков»

АВГУСТ №8 (240

9

(Гигиеническая оценка условий и режима обучения в общеобразовательных учреждениях, прогнозирование и каузация школьно-обусловленных заболеваний.) Изложена методология менеджмента риска здоровью обучающихся в ОУ, основанная на международных документах, а также подходах по управлению рисками здоровью в гигиене окружающей среды и медицине труда [2, 5]. Исходными материалами для оценки риска являются данные производственного контроля за условиями и организацией воспитания и обучения и данные ПМО.

Совершенствование организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за образовательными учреждениями становится возможным при использовании обновленной методической базы существующих форм и методов контроля и современных форм контроля, которые организуются ОУ и выполняются экспертными организациями. Структурная схема управления контрольно-надзорными мероприятиями по обеспечению СЭБ ОУ представлена на рис. 2.

Проект методических рекомендаций «Совершенствование организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за образовательными учреждениями» является документом, интегрирующим все формы и методы контроля с использованием новой нормативно-методической базы, т. е. выше рассмотренных документов. Критерием эффективности деятельности по обес-

печению санитарного благополучия обучающихся должны быть показатели состояния здоровья детей и снижение рисков здоровью, связанных с условиями и режимом обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сборники показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы по административным округам за 2005— 2006 гг., 2006—2007 гг., 2007—2008 гг., 2008—2009 гг., 2009—2010 гг. Департамент здравоохранения города Москвы, Бюро медицинской статистики. М., 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011.

2. Онищенко Г.Г., Куценко Г.И., Беляев Е.Н., Зайцева Н.В., Шур П.З. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. М., 2000. Ч. 1. 197 с.

3. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В. Шубочкина Е.И. Ибрагимова Е.М., Александрова И.Э. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений города Москвы //Школа здоровья. 2011. № 4. С. 15—17.

4. Брико Н.И, Кучма В.Р, Шубочкина Е.И., Омариев З.М. Групповая инфекционная заболеваемость детей и санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений в современных условиях //Здоровье населения и среда обитания. № 3. 2012. С. 7—10.

5. http://ecorussia.info/ru/ecopedia/ecological_audit-ISO-ИСО — Международная организация по стандартизации. Разработчик и издатель международных стандартов. Спецификации OHSAS серии 18000 (Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда).

Контактная информация:

Шубочкина Евгения Ивановна,

тел.: 8 (495) 917-46-39, 8 (916) 649-45-65,

e-mail: adlabhyg@ yandex.ru.

Contact information:

Shubochkina Evgenija,

phone: 8 (495) 917-46-39, 8 (916) 649-45-65, e-mail: adlabhyg@ yandex.ru

-

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Н.А. Скоблина1, В.Р. Кучма1, О.Ю. Милушкина12, Н.А. Бокарева12 CURRENT TRENDS OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

N.A. Skoblina, V.R. Kuchma, O.Yu. Milushkina, N.A. Bokareva 'НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБГУ «Научного центра здоровья детей», г. Москва; 2ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова

Минздрава России, г. Москва

Представлены результаты лонгитудинальных наблюдений за физическим развитием школьников Москвы и проанализированы данные VI выпуска материалов по физическому развитию детей и подростков Российской Федерации. Установлены достоверные различия по длине и массе тела школьников пяти регионов России, что подтверждает необходимость разработки и применения региональных возрастно-половых нормативов физического развития в современной России.

Ключевые слова: физическое развитие детей и подростков, региональные возрастно-половые нормативы физического развития.

The results of longitudinal observations of the physical development of schoolchildren in Moscow and analyzed data VI production of material on the physical development of children and young people of the Russian Federation. There was a significant difference in the length and body weight of schoolchildren five Russian regions, which confirms the need for the development and application of regional age and sex ratios of physical development in modern Russia.

Keywords: physical development of children and adolescents, the regional age-sex norms of physical development.

Физическое развитие является условной мерой физической дееспособности организма, определяющей запас его жизненных сил, и характеризуется комплексом морфофункциональных признаков, обусловливающих структурно-механические

и функциональные качества организма. В настоящее время физическое развитие детей является одним из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающим влияние эндогенных и экзогенных факторов.

10

ЗНиСО АВГУСТ №8 (24!)

Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его нормального хода должно оцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья. Поэтому необходимо получение своевременной информации о физическом развитии подрастающего поколения. Однако только унифицированный подход к проведению исследований физического развития позволяет получить объективную научную информацию, необходимую для проведения лечебно-профилактической и оздоровительной работы в организованных детских коллективах [1].

Серии наблюдений за физическим развитием школьников в XX в. зафиксировали начало акселерации роста и развития детского населения в 1960-е гг., ее пик в середине 1970-х гг. и элементы ретардации в 1980—1990-х гг.

Прогнозы антропологов и гигиенистов в 90-х гг. сводились к общему мнению, что на рубеже тысячелетий и в начале XXI в. будут наблюдаться процессы децелерации, т. е замедление темпов биологического созревания и уменьшение дефинитивных размеров тела. Формированию такого представления способствовали данные антропометрических исследований, устанавливающие уменьшение обхватных размеров (грациализация телосложения), снижение показателей динамометрии, высокий процент детей с дефицитом массы тела и др.

Сравнительный анализ показателей физического развития школьников г. Москвы в возрасте 8—15 лет разных десятилетий показал, что современные школьники превосходят своих сверстников по основным антропометрическим показателям, при этом увеличение размеров происходит синхронно. Параллельно обнаружены изменения пропорций строения тела современных школьников, наиболее четко проявляющиеся в увеличении длины ноги. Установлены особенности биологического развития современных московских школьников: развитие вторичных половых признаков начинается у мальчиков с 10 лет, у девочек — с 8. Статистически значимо увеличилась толщина подкожно-жировых складок и окружность талии у девочек. Толщина подкожно-жировых складок у девочек 8—15 лет в 2000-х гг. оказалась в 1,1—2,5 раза больше, чем у их сверстниц в 1980-х гг. Полученные данные об изменении тотальных размеров тела московских школьников и ускорении биологического развития свидетельствуют о положительных сдвигах в физическом развитии и, возможно, о «новом витке» активности процесса акселерации [2].

Систематические наблюдения за физическим развитием детей и подростков разных климатогео-графических зон, этнических и территориальных групп населения по стандартизованной программе обобщались в выпусках «Материалов по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР (России)» (1962, 1965, 1977, 1986, 1998) [3].

В 2012 г. на III Всероссийском Конгрессе по школьной и университетской медицине на симпозиуме «Физическое развитие детского населения: состояние, проблемы, методы

оценки» было принято решение: к 50-летию выхода первого сборника опубликовать материалы по физическому развитию детей и подростков, поскольку, несмотря на все социальные и политические изменения в России, научные школы сохранились, продолжали работать и собирать уникальные данные по физическому развитию детского населения. Среди них хотелось бы отметить ведущие гигиенические научные учреждения России по изучению, оценке и анализу физического развития детей и подростков, разрабатывающие региональные нормативы, тесно сотрудничающие с территориальными органами Роспотребнадзора: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФБГУ «НЦЗД» РАМН — директор, член-корр. РАМН, профессор В.Р. Кучма (Ю.А. Ямпольская, Н.А. Скоблина); ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» (Н.А. Матвеева, Е.С. Богомолова, Ю.Г. Кузмичев, Т.В. Бадеева, М.В. Ашина, А.В. Леонов, Т.В. Платонова); ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия МЗ РФ (Л.А. Жданова, И.Е. Бобошко, А.В. Шишова); ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» МЗ РФ (А.М. Черных, Е.А. Черных); ГБОУ ВПО Северный государственный медицинский университет (Г.Н. Дегтева, Д.М. Федотов, Я.А. Корнеева, Н.Н. Кононюк, Л.Н. Ацдросова); ГБОУ ВПО Северозападный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (И.Ю. Мельникова, Н.Н. Руденко); ГБОУ ВПО «Красноярский ГМУ» МЗ РФ (В.Г. Николаев, Н.Н. Медведева,Л.В. Синдеева,В.П. Ефремова,Г.Н. Казакова, И.И. Орлова, Р.Д. Юсупов); ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» МЗ РФ (Г.А. Оглезнев); ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Ю.В. Ерофеев, И.И. Новикова, Т.Л. Гигуз и др.); ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» МЗ РФ (Э.Н. Мингазова).

В 2013 г. весь собранный материал был опубликован в VI сборнике материалов. Фактические данные, представленные в сборнике в виде сводных таблиц — коллективный кропотливый труд сотрудников многих кафедр медицинских ВУЗов и учреждений здравоохранения [4].

Анализ представленных материалов позволил выявить особенности антропометрических показателей школьников в разных регионах России. Были выбраны пять регионов (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Ростов-на-Дону и Омск), различающиеся по климатогеографическим характеристикам и имеющие репрезентативные выборки.

При сравнительном анализе длины тела мальчиков и девочек сенситивных возрастов (7, 11 и 15 лет) по пяти регионам России установлены достоверные различия (р < 0,05) (рис. 1, а и б).

В возрасте 7 лет наибольшие средние показатели длины тела зарегистрированы у мальчиков Москвы, Ростова-на-Дону и Омска (125,2, 124,8 и 123,8 см соответственно), у девочек — в Москве (124,7 см) и в Ростове-на-Дону (123,3 см). В возрасте 11 лет наибольшие показатели длины тела у мальчиков выявлены в Ростове-на-Дону и в Санкт-Петербурге (146,1 см), у девочек — в Ростове-на-Дону (147,5 см) и в Москве (146,1 см). А в возрасте 15 лет самые высокие показатели длины тела отмечены у мальчиков-москвичей (172,2 см) и девочек из Санкт-Петербурга (170,6 см). При этом различия в одной возрастной группе составляли от 4 до 10 см.

Визуализируются также отличия по массе мальчиков и девочек в разных регионах России. Интересен факт, что средние показатели массы тела мальчиков в возрасте 7 и 11 лет выше в

АВГУСТ №8 (240

11

мальчики

180

7 лет 11 лет 15 лет

девочки

180

7 лет 11 лет 15 лет

Рис. 1. Длина тела мальчиков (а) и девочек (б) в разных регионах России, М, см.

мальчики

70-г

7 лет 11 лет 15 лет

девочки

7 лет 11 лет 15 лет

Рис. 2. Масса тела мальчиков (а) и девочек (б) в разных регионах России, М, кг.

12

ЗНиСО

АВГУСТ №8 (245)

Ростовской области, а в 15 лет уже в Московском регионе (рис. 2, а и б).

У девочек в возрасте 7 и 11 лет ростовчанки также имеют наибольшие средние значения по массе тела (24,7 и 41,0 кг, соответственно), а в 15 лет их опережают москвички (56,2 кг) и девушки Санкт-Петербурга (57,8 кг).

Различия также получены по разным этническим группам: русские и буряты, русские и ненцы и т. д.

Таким образом, нормативы физического развития должны быть только региональными. Ни международные, ни единые общероссийские нормативы не могут быть использованы в современной России.

Изучение направленности временных сдвигов физического развития имеет важную практическую профилактическую составляющую. Изучение и анализ физического развития детского населения предполагает разработку региональных возрастно-половых нормативов, которые используют специалисты практического здравоохранения, школьной гигиены, спортивного отбора и т. д., что является неотъемлемой частью реали-

зации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденной Президентом Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2008. 216 с.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милуш-кина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфо-функционального развития детей и подростков в современных условиях //Вестник РАМН. 2012. № 12. С. 35—40.

3. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. История изучения показателей физического развития детей и подростков в гигиене //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 12—14.

4. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сборник материалов (выпуск VI) / Под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. М.: ПедиатрЪ, 2013. 192 с.

Контактная информация:

Милушкина Ольга Юрьевна, тел. 8 (916) 656-80-20, e-mail: [email protected]

Contact Information: Milushkina Olga, рЬопе 8 (916) 656-80-20, e-mail: [email protected]

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева

SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ISSUES OF SAFE THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATIONDEVICES IN GENERAL EDUCATION

V.R. Kuchma, M.I. Stepanova, L.M. Teksheva

ФБГУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, г. Москва

Рассмотрены вопросы использования новых электронных средств обучения с позиций их безопасности для здоровья детей. Обозначены основные факторы риска использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании детей и подростков, намечены актуальные гигиенические проблемы использования средств ИКТ в школе и пути их решения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учащиеся, удобочитаемость информации на видеодисплеях, профилактики нарушений здоровья, электромагнитная безопасность.

Questions ofuse of new electronic tutorials from positions of their safety for health of children are considered. Major factors of risk of use of the information and communication technologies (ICT) in education of children and teenagers are designated, actual hygienic problems of use of means of ICT at school and a way of their decision are planned.

Keywords: information and communication technologies, students, the readability of information on video displays, the prevention of health problems, electromagnetic safety.

Педагогические информационно -коммуни -кационные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации в образовательных целях (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Внедрение ИКТ в систему образования способствует индивидуализации обуче-

ния, интенсификации работы учащихся, росту объема выполненных на уроке заданий, расширению информационных потоков, повышению мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Значительная часть школьников, даже начальных классов, — пользователи Интернета. По мере увеличения «школьного стажа» растет число детей, у которых особенно в выходные и каникулярные дни непрерывная продолжительность занятий за компьютером превышает 2 ч (20,0 % среди первоклассников и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.