Научная статья на тему 'Современные технологии в преподавании информатики'

Современные технологии в преподавании информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8066
847
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ "РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ" / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиятдинова Татьяна Леонидовна

Автор обращает внимание на способы и условия развития мотивации учащихся, влияющие на формирование у них ключевых компетентностей, предлагает использовать совокупность современных образовательных технологий, влияющих на развитие и повышение мотивации учащихся к изучению информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиятдинова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в преподавании информатики»

Инновации в школе

Автор обращает внимание на способы и условия развития мотивации учащихся, влияющие на формирование у них ключевых компетентностей, предлагает использовать совокупность современных образовательных технологий, влияющих на развитие и повышение мотивации учащихся к изучению информатики.

Зиятдинова Татьяна Леонидовна.

МОУ СОШ № 3 учитель информатики и ИКТ.

г. Сургут

Современные технологии в преподавании информатики

Как повысить мотивацию учащихся к изучению информатики?

Ключевые слова: мотивация обучения, познавательный интерес, самостоятельная познавательная деятельность, технология обучения в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, метод опережающего обучения, проблемная ситуация, метод исследования или «решения проблемы», игровые технологии, коллективные и групповые формы обучения, метод проектов.

... Идеальная дидактика - это ее отсутствие Ученик сам стремится к знаниям так, что никто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет работать при свечах.. Идеальное

управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому - что хочет этого сам...

А.Гин

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка». Поэтому не случайно, одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся.

Известно, что интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств, форм и методов обучения позволяет каждому создать систему работы.

Проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики уделяю особое внимание. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Большое значение в формировании мотивации обучающихся при изучении информатики, на мой взгляд, имеет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении обучающихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных практических заданий. А руководить деятельностью - это одна из задач, которые встают перед учителем информатики в современной школе. Ее решение он ищет, когда разрабатывает обычный рабочий урок, составляет задания для обучающихся, организует внеклассные мероприятия, связанные с изучением предмета.

Моделируя уроки информатики, соблюдаю следующие принципы: обучение в сотрудничестве на партнерских, субъектно-субъектных, межличностных отношениях. Через такое учебное взаимодействие осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических особенностей и уровня учебных возможностей.

Процесс обучения строю на основе рекомендаций по организации обучения психологов Е.Л.Бережковской, А.В.Козлининой, суть которых заключается в том, что когда учащийся (да и взрослый) овладевает чем-либо, он проходит три основных этапа этого процесса: I этап - «погружение»; II этап - собственно «овладение» и III этап - «использование».

I этап - «погружение». Я называю этот этап «формирование информационного поля». На этом этапе подвожу учащегося к изучению нового материала и провожу уроки предъявления новых знаний. I этап дает возможность ученику составить свое представление, приобрести свой опыт, построить свой образ.

II этап - «овладение», присвоение нужного способа действия. На этом этапе, я его называю отработкой учебных знаний, провожу семинарские занятия, обобщающие уроки, зачеты.

III этап - «использование» полученных знаний качестве инструмента в своей собственной деятельности: подготовка сборника учебных материалов,

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

31

Инновации в школе

межпредметные уроки, презентации, творческие отчеты.

Сегодня необходимо подготовить будущих специалистов, готовых решать нестандартные проблемы, а начинает их готовить к жизни вместе с семьей школа. В этом вопросе я полностью солидарна с мнением В.П.Вахтерова «Многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а, прежде всего, способы, какими они разрабатываются». В процессе обучения стараюсь развивать способности к самостоятельной творческой работе, которая основана на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ученика в ходе рождения и постановки проблемы, поиску и осуществлению ее решения. Предъявляя новый материал, строго придерживаюсь принципа «не давать готового». Ученики с моей помощью обобщают ранее изученный материал, формулируют проблему в виде вопроса и только после этого, собственно начинается изучение новой темы. Таким образом, урок носит явно развивающий характер.

Зачастую ученик выступает соавтором урока. На первом уроке изучения нового материала делю учащихся на подгруппы. Раздаю темы для каждой из подгрупп, помогаю учащимся подобрать дополнительную литературу по необходимой тематике. Метод опережающего обучения срабатывает безошибочно. Когда подходит время уроков по соответствующей теме, выстраиваю урок вместе с детьми с учетом их наработок. Это может быть на разных этапах урока: предъявления новых знаний, первичного или итогового закрепления материала. Ученики продумывают и советуются со мной как лучше подать свой материал

- в виде доклада и основными вопросами к нему или работе в группах, где ученики выступают в качестве консультантов. Они могут заранее подготовить образцовый ответ на вопрос или составить план ответа на него, после чего другие учащиеся по этому плану смогут подготовить устное выступление.

Педагогика сотрудничества предполагает сотрудничество детей и взрослых, в основе которого есть два субъекта одного процесса, они «сотрудники»

- от слова «совместный труд», поэтому действуют вместе, являясь сотоварищами, партнерами. В связи с этим осваиваю новые формы организации обучения -общегрупповое сотрудничество, разновозрастное сотрудничество, самообучение, «ученик в позиции учителя». Чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью ученья, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»), поэтому в настоящее время апробирую новую форму работы - организация и проведение уроков старшеклассниками в младших классах.

Часто на уроках использую прием создания проблемной ситуации. Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Приведу пример. Изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Для того, чтобы заинтересовать учащихся, теорию излагаю в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и провожу небольшую игру «Поиск клада». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет записку-информацию о том, в каком файле спрятан клад, а затем прячут его в любой папке. Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого учащиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание.

Также очень эффективно «срабатывает» преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. «Как измерить количество информации» - вместо унылого «Единицы измерения информации», «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма», «Учимся считать на компьютере» - вместо «Электронные таблицы» и др.

Самоуправление познавательной деятельностью, самоконтроль являются важными компетенциями современного выпускника школы. Поэтому в процессе обучения информатике на всех ступенях обучения придаю важное значение контролю знаний учащихся, который помогает управлять процессом самостоятельной познавательной деятельности школьников. С этой целью на уроках использую следующие приёмы: провокация, софизмы (преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника), задания с недостающими данными, задания с избытком данных, обнаружение причин ошибок и способы их устранения и т.д.

Также учащиеся готовят сообщения и доклады, материал в электронном виде, который учащиеся презентуют на уроке; составляют творческие задания, ребусы, кроссворды для одноклассников по изу-

32

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Инновации в школе

ченному материалу. Например, изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Метод исследования или «решения проблемы»

лежит в основе учебного сотрудничества, потому что он представляет собой воспроизведение естественного процесса открытия или познания действительности. С целью создания таких условий при организации учебного процесса, которые позволяют развивать у учащихся навыки поисковой и исследовательской деятельности и развития у них самостоятельной активности и интереса к предмету, включаю в работу задания, в которых дети пытаются самостоятельно исследовать и анализировать комбинированный текст с элементами описания и повествования. Вот пример такой работы.

Упражнение «Ищи ответы в приведенном тексте»

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

• «Этот процесс орнитологи называют миграцией»

• «Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки»

• «Он всегда имел запас калькуляторов»

• Психология - это наука

• Репетиция дает возможность подготовится к торжеству.

При изучении темы «Текстовый редактор» применяю такое упражнение: Задание. Разбейте слова на слоги, второй слог каждого слова напишите большими буквами, скопируйте выделенные слоги и вставьте справа от текста, прочитайте полученное слово:

а) змея, рама

б) пуговица, молоток, лава;

в) укор, бузина, тина.

На уроке стараюсь строить работу так, чтобы были вовлечены в учебный процесс все учащиеся. Для этого активно использую групповые формы обучения. Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребенка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Включение обучающихся на уроке информатики в деловое общение, обеспечивает высокую познавательную активность, что, несомненно, положительно сказывается на эффективности процесса обучения. Полностью согласна с позицией известного русского дидакта Данилова М.А, который

утверждал, что «... групповая форма организации труда ... делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования».

Такая организация деятельности обучающихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса - в виде помощи сильных учеников более слабым.

Групповая форма учебной работы - не основная, а дополнительная форма учебной работы. Благодаря ей, представляется возможность не допустить отставания в учебе слабоуспевающим и создания лучших условий для развития одаренных. Данную форму работы применяю в классах, где четко проявляются индивидуальные различия обучающихся.

При комплектовании группы учитываю количественный и качественный состав. В начале урока объясняю ученикам цель предстоящей работы, раздаю подготовленные и размноженные задания и инструкции по их выполнению, контролирую ход и результат групповой работы, консультирую, побуждаю к действию.

Опыт показывает, что на начальных этапах работы, особенно в 5-6-х классах, более эффективны гетерогенные группы, группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно, ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.

Состав группы я изменяю и не один раз, чтобы добиться активной работы всех членов группы. Если работа в группе идет слаженно, то состав оставляю прежним.

При организации групповой работы придерживаюсь таких требований:

^ нейтрализовать негативные явления;

^ группы не должны знать о разделении;

^ распределять по группам, сообщая, что это необходимо для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнить задания;

^ чтобы не развить индивидуалистические качества, стараюсь чаще переключать с дифференцированной работы на совместную, коллективную; ^ создаю ситуацию для самостоятельного выбора заданий обучающимися в соответствии с их учебными возможностями.

Групповая деятельность на уроке информатики складывается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей.

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

33

Инновации в школе

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, добавление и исправление, дополнительная информация учителя и формирование окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причем на работу отводится ограниченное время. По истечении отведенного времени группы отчитываются о своей деятельности. Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внес.

Наличие в классе разных по уровню подготовленности обучающихся предполагает различные по сложности, объему и содержанию задания. Для того, чтобы помочь обучающимся в самостоятельной работе при выполнении практических работ, на уроках информатики я использую карточки для групповой работы. Они включают в себя задания для самостоятельной работы обучающихся на уроке и вне урока («Карточки-задания») и карточки, несущие дополнительную информацию, призванную помочь облегчить понимание теоретических вопросов.

Групповая работа завершается фронтальной, когда обучающиеся отчитываются о проделанной работе.

Опыт работы позволяет говорить о том, что эта форма дает результаты.

Групповая форма работы не является универсальной и может быть применима не на каждом уроке, но плодотворность ее для меня несомненна.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам

эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Личностно-ориентированное обучение - это обучение, которое опирается на возрастные особенности и индивидуальные характеристики личности. Педагогические технологии на уроках применяю с учетом основного вида деятельности, характерного для определенного возраста школьников. В 5-6 классах применяю комплекс игровых и развивающих технологий. Так, например, учащимся предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

В 7-8 классах оптимальные результаты достигаются в процессе использования сочетаний технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения: коллективного и группового самостоятельного обучения, коллективной творческой деятельности, уровневой дифференциации.

В старших классах наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, поэтому эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения: педагогическая мастерская, метод проектов, проблемное обучение.

Особое внимание на старшем этапе обучения уделяю внедрению проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс. Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Формируются исследовательские умения учащихся. Выполняя проект, ученики пользуются планом, определяющим критерии проекта. В ходе подготовки работают над качеством сообщения, учатся отбирать материал, защищать проект. Учащиеся создают проекты как по информатике («Архитектура ПК», «Двоичное кодирование информации», «Системы счисления», «Алгебра логики и логические основы ПК», так и межпредметные: информатика - биология, информатика-технология, информатика - литература («Расчет биоритмов с использованием электронных таблиц», «Правила техники безопасности при работе с ПК», «Создание психологического теста с помощью ПК» и др.)

34

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Инновации в школе

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. В моей практике имеются примеры разработки таких проектов - моделирование диффузии, движения броуновской частицы, модель движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.

Учебный процесс тесно связан с внеклассной воспитательной работой, формы которых органично сочетаются друг с другом. В рамках внеурочной деятельности учащиеся работают над проектами «Создание поздравительной открытки средствами Macromedia Flash», «Создание интро-ролика для сайта», «Создание электронного учебника» и другие.

Использование различных видов деятельности, таких как: самостоятельная работа с выбором уровня сложности, разработка различных заданий для одноклассников, написание программ-тестов по различным предметам позволяет повышать самообразовательный уровень учащихся и интерес к предмету. Этому же способствует такие формы подведения итогов определенного периода как: уроки - семинар, уроки - демонстрации, мини - конференции «презентация моих достижений», отчетные выступления.

На семинарах учащиеся получают задание найти и обосновать свою точку зрения по предложенной теме. Для подтверждения и аргументации своих доводов они используют факты из истории вычислительной техники, статьи из средств массовой информации, забавные и курьезные случаи из жизни.

Часто провожу обзорные мини-конференции под условным названием «А что новенького?», которые позволяют познакомить учеников с новинками в области информационных технологий. Ребята не только узнают об инновациях в мире техники, но и сами находят такие интересные новшества.

На конференциях, семинарах, уроках - демонстрациях, презентациях стараюсь «раствориться» в детской среде и незаметно для учеников предоставить ведущую роль им.

Что дает такая работа моим ученикам? Ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого.

Помимо глубоких знаний, идет личностное становление учащихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь учителю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой «проживание» личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.

Подводя итоги, хочу отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 8-14.

2. Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 271 с.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.- 192 с.

4. Зайдман, И. Н. Учим всех и каждого. Часть 1. Формы организации учебно-познавательной деятельности [Текст]: практико-ориентированная монография / И. Н. Зайдман,

О. А. Ефремова. - Новосибирск: Изд. НЕЛУ 2004. - 161 с.

5. Котова Е. И. Разновозрастное учебное сотрудничество при обучении русскому языку [Текст] / Е. И. Котова, Е. А. Цу-керман // Русский язык в школе. - 1987. - №3. - С. 9 - 12.

6. Малева А.А. Практикум по методике преподавания информатики /А.А. Малева, В.В. Малев. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 148 с.

7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. - 240 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 273 с.

9. Сафронова С.Н. Развитие ключевых и предметных компетенций учащихся в ходе разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка // Мир науки, культуры, образования, № 3(15), 2009, С. 259.

10. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.

11. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

12. Угринович Н.Д. и др. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в компьютерном классе. Методическое пособие для учителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 512 с.

13. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига - Москва. - 2000. - 260 с.

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.