ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
VI этап - подведение итогов занятия, оценка работы групп. Рефлексия.
На уроках истории на этапе рефлексии, обобщения я часто применяю метод «Синквейна». Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила составления синквейна:
1. Первая строка - тема называется ОДНИМ словом (обычно именем существительным).
2. Вторая строка - описание темы в ДВУХ словах (как правило, двумя прилагательными).
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами (обычно глаголами);
4. Четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. Последняя строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философскообобщенном уровне повторяющее суть темы.
Информационные технологии можно использовать при организации учебной проектно - исследовательской деятельности. Работая над проектами по истории, ребята развивают навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Они все чаще обращаются к ресурсам Интернета. Но достоверность информации в сети не всегда стопроцентная. Необходимо умение критически анализировать. Роль учителя становится значимой в формировании навыков оценки и проверки подлинности, точности, полноты любой получаемой информации.
Презентацию своих работ учащиеся, как правило, стараются провести с использованием видеофрагментов, компьютерных приложений, мультимедийных эффектов. Первая презентация проходит обычно на уроке. По мере приобретения опыта публичных выступлений у ребят возникает потребность дальнейшего продвижения своих результатов. Моя задача как учителя - организовать их выступления перед разными аудиториями на традиционных апрельских гимназических фестивалях науки и творчества, конкурсах, ежегодной городской конференции по краеведению.
Современные ученики демонстрируют быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Они владеют информационными технологиями значительно лучше, чем учителя (речь не идет об учителях информатики). И это понятно. Как говорит известный психолог Александр Асмо-лов, «учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». Но, каким бы естественным ни было наше отставание, его нужно сокращать. Чем раньше учитель начнет активно пользоваться Интернетом, чем быстрее он научится применять новые информационные технологии, а также создавать собственные информационные продукты, тем быстрее его классные и внеклассные занятия станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам.
Алексеева М.П.,
к.п.н., заместитель директора Октемский лицей Хангаласского района Республика Саха (Якутия) [email protected]
МЕТОД ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
Автор рассматривает метод телекоммуникационных проектов как эффективный способ создания аутентичной языковой среды, в которой происходит приобщение учащихся к иноязычной культуре с учетом особенностей национальной и русской культур через осознание учащимися культуры родного, русского и изучаемого языков.
Ключевые слова: метод телекоммуникационных проектов, межкультурная коммуникативная компетенция, интернет-технологии
Основополагающий вопрос
Как использовать метод телекоммуникационных проектов в организации учебного процесса, направленного на формирование межкультурной коммуникативной компетенции у обучающихся?
В условиях полилингвального и поликультурного образования изучение иноязычной и собственной культуры становится стержнем современной концепции обучения иностранным языкам (далее - ИЯ). В настоящее время актуальность приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения, знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Для отдаленных регионов Российской Федерации, таких как Якутия, проблема создания условий для обучения межкультурной коммуникации приобретает особую значимость. Системное и целенаправленное использование Интернет-технологий, в частности метода телекоммуникационных проектов (далее - ТКП), в учебном процессе является тем средством, которое обеспечивает наиболее эффективное иноязычное общение на межкультурном уровне в пределах школьной программы.
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Однако нельзя забывать о том, что Интернет -лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. На уроке должны быть созданы условия, повышающие коммуникативную мотивацию обучающихся (учет контекста телекоммуникационной проектной деятельности, личного опыта, желаний, интересов и склонностей обучающихся, эмоциональночувственной сферы, мировоззрения и статуса ученика в группе). Немаловажным является наличие позиции рефлексивной самооценки обучающегося, которая заключается в анализе, осмыслению себя, своей деятельности, способов достижения желаемого результата своей деятельности и учет возрастных и этнопсихологических особенностей учащихся.
Анализ программных требований к уровню сформи-рованности основ межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции показывает, что учащиеся должны овладеть знаниями о культуре с «большой буквы», основами поведенческой культуры, развивать умения и навыки, необходимые для общения с представителями разных культур. Поэтому в процессе обучения ИЯ важно решение задач, обеспечивающих формирование у школьников: а) уважительного и доброжелательного отношения к языку, народу и культуре, способствующего развитию взаимопонимания и толерантности; б) системы моральных ценностей и оценочно-эмоционального отношения к миру; в) чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам и действиям людей. Следовательно, в содержании обучения ИЯ наряду с межкультурной доминантой, должен отражаться ценностный аспект.
В предлагаемой нами модели обучения ценностный аспект межкультурного образования представлен на материале сравнения трех культур на основе куль-туроведческого компаративного анализа (М.М.Фомин, И.Э.Васильева). В методическом плане модель обучения представляет собой реализацию коммуникативнодеятельностного подхода как методологической основы обучения и использование метода ТКП как средства создания учебных ситуаций, максимально приближенных к условиям подлинного межкультурного общения. Методической доминантой является работа над телекоммуникационными проектами культуровед-ческой направленности (т.е. познавательно-поисковая и ценностно-ориентационная деятельность учащихся), а коммуникативная деятельность на ИЯ становится средством осуществления проекта.
В структурном плане модель обучения на основе метода ТКП представляет систему, состоящую из шести этапов: введение в проектную деятельность (постановка проблемы, обсуждение цели и задач, содержания, конечного результата, критериев оценивания) - выполнение познавательно-поисковых заданий проекта (сбор и систематизация информации, полученной от носителей языка через e-mail, из учебной, справочной, научно-публицистической и художественной литературы) - работа над проектом (представление полученной информации и обсуждение способов ее представления в проектном продукте, принятие окончательного решения) - подготовка презентации проекта - уст-
ная презентация проекта (выступление лидера группы с результатами работы по проекту, ответы всех членов группы на вопросы) - рефлексия (при оценке работы группы учащихся в целом и вклада каждого из них важно обратить внимание детей на то, что нового они узнали и чему научились в ходе выполнения проекта. Для этого хорошо использовать лист самооценки).
На этапе выполнения познавательно-поисковых заданий проекта учащимся предлагаются следующие задания:
а) Для работы с иноязычными участниками телекоммуникационной проектной работы посредством е-mail: составьте перечень вопросов, необходимых для того, чтобы узнать, как встречали новый год в старину в Англии, поделитесь со своим английским другом собранной информацией о том, как встречали новый год в старину в Якутии.
б) Для работы с Интернет-ресурсами: Зайдите на сайт Лондона www.london-uk.co.uk, определите, какие мероприятия международного масштаба проходят в Лондоне в течение года, сделайте презентацию лондонских мероприятий “Events in London” на Power Point.
В ходе работы учащихся с информационными источниками учитель предлагает следующие задания: найдите в тексте все, что вам понадобится для выражения своих идей и взглядов, обсудите предложения каждого в группе, попытайтесь придти к общему соглашению, напишите свои идеи в письменной форме, используйте “мозговой штурм”.
На этапе работы над проектом учащимися выполняются проблемные устные и письменные задания, где используется работа в парах или группах. Работа в группах повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу: What do you know about origins of May Day? How was it celebrated in ancient times? What was the main idea of this holiday?
Презентация телекоммуникационного проекта может проходить в разных формах. Так, по теме „National holidays: Ysyakh and May Day” это был урок-защита. На защиту выносилось следующее положение: “Новый год в старину и в Англии, и в Якутии отмечался как момент пробуждения и обновления природы (для якутов - пробуждение от долгого зимнего сна).
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что интерактивный подход Интернет-технологий, в том числе метода ТКП, служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).
Выполняя телекоммуникационный проект, ученик развивает свои умения и навыки речи, обогащает лексику и грамматику. Более того, метод телекоммуникационных проектов также развивает навыки, связанные с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления и т.п. Таким образом, способствует формированию основ межкультурной иноязычной коммуникатив-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009
51
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ной компетенции, развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и способность работать в коллективе.
Литература
1. Алексеева М.П. Формирование информационной культуры учащихся на основе использования новых информационных технологий как довузовская подготовка учащихся // Материалы I научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации». - СПб., 2000. - С.3-6.
2. Алексеева М.П., Попов И.В. Процесс информатизации на примере Октемской школы- гимназии//Материалы научно-практической конференции «Проблемы физикотехнического образования в РС (Я)». - Я., 2001. - С.36.
3. Алексеева М.П. Использование НИТ в обучении и воспитании //Интегрированное медиаобразование: Опыт школ России. - М.: ИОСО РАО, 2001.- С.215-216.
4. Алексеева М.П. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся девятого класса якутской школы на основе метода телекоммуникационных проектов. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. -195 с.
5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. - 352с.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 220 с.
7. Ощепкова В.В. Язык и культура Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. - М./СПб.: ГЛОС-СА/КАРО, 2004. - 336 с.
8. Полат Е.С., Бухаркина М..Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2007.
9. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
Автор знакомит читателя с тем, как в Гуманитарно-педагогическом лицее идет успешное формирование единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей расширение информационного пространства, использования мультимедийных, интерактивных средств обучения, глобальной сети Интернет, повышение компьютерной грамотности учителей и учащихся и профессиональной компетентности учителя, а в итоге - повышение качества образования.
Цивилева Л.Л.,
директор Гуманитарно-педагогического лицея, Республика Коми, г. Ухта
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Как могут быть связаны качество образования и ИКТ?
Информатизация как одна из актуальнейших задач государственной информационной политики, медиатека, кадры и ИКТ, дистанционное обучение
В проекте современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационной экономики, повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина определяется как стратегическая цель государственной политики в области образования.
Для достижения поставленной цели существует большой арсенал средств. Каждое учебное заведение решает эту задачу по-своему, опираясь на основополагающие программные документы, в том числе, на основные направления развития приоритетного национального проекта «Образование».
Одним из таких средств является внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных (ИКТ), которые представляют собой совокупность методов, способов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора,
обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее пользователей.
В последнее время данной проблеме уделяется пристальное внимание. Это объясняется:
^ процессами интеграции электронно-вычислительной техники, современных аудиовизуальных средств, телекоммуникаций во все сферы деятельности общества, в том числе и в образование;
^ укреплением материально-технической, в том числе компьютерной базы общеобразовательных учреждений в рамках ПНП «Образование»; ^ целым рядом программ, постановлений, приказов по информатизации образования /Федеральный закон «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации», 2006 год; Приказ Федерального агентства по образованию от 04.08.2008 года № 696 «О развитии информатизации образования в рамках ре-
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2009