УДК 070
А. А. Градюшко
Белорусский государственный университет, Минск
ДИГИТАЛИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ: МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
В статье выявляются и обосновываются ресурсы социальных медиа как среды распространения контента СМИ, определяются стратегии дистрибуции журналистских материалов, востребованные форматы публикаций, релевантные критерии эффективности работы. Рассматриваются новыемодели присутствия традиционных СМИ в социальных медиа. Показывается их место в системе массовых коммуникаций. Выявляются приемы создания мультимедийного контента. Проводится статистический анализ присутствия белорусских медиа в социальных сетях. На примере несколькихсайтов выясняется, что одним из важнейших факторов развития журналистики в интернете стала визуализация. Рассматривается создание контента для мобильных устройств как особого вида творческой деятельности. Показывается, что новые функции социальных медиа меняют как медиапространство, так и роль и задачи журналистики в целом. Рассматривается проблема сохранения журналистики как социального института и вида профессиональной деятельности. Выявляются стратегии выживания печатных СМИ в период дигитализации медиапроизводства.
Ключевые слова: дигитализация, мобильный интернет, медиапотребление, социальные медиа, пользовательский контент, веб-журналистика, массовая коммуникация.
Перед медиасистемой сегодня стоит проблема многоплатформенной дистрибуции журналистского контента. Конкуренция за внимание и время пользователя в цифровой среде обострилась до предела. Подлинно серьезным сдвигом в медиапространстве, последствия которого еще не осмыслены должным образом, стало стремительное развитие социальных медиа. Сегодня они выступают и как конкурент за внимание массовой аудитории, и как источник новых возможностей, и как инструмент в работе редакций СМИ. Мы становимся свидетелями «захватывающей битвы за достойное место журналистики в медийном пространстве» [5. С. 8]. Наблюдается уход аудитории в сегменты новых форматов. Новости потребляются весь день во время бодрствования в различных контекстах, часто на ходу, во время чтения ленты новостей в Facebook, «ВКонтакте», в мессенджерах.
Дигитализация самым серьезным образом трансформирует интернет-журналистику. Уже сегодня она привела к колоссальному росту предложения контента, переформатированию рынка медиарекламы, изменениям на рынке занятости журналистов [2. С. 130]. В новой технологической среде интернет-СМИ ощущают серьезное давление со стороны аудитории, «все более массово экипированной новейшими девайсами для получения новых пакетов информации» [4. С. 23]. Для молодых людей естественной средой коммуникации в первую очередь являются электронные гаджеты. Проблема в том, что эти устройства чаще всего используются не столько для чтения новостей на сайтах интернет-СМИ, сколько для современных технологичных развлечений и неформальной коммуникации с друзьями в социальных сетях. В результате значительную часть информации молодежь получает именно из социальных сетей, будь то аудио-, видеоконтент или печатные тексты [1. С. 17].
В последнее время появилось большое количество работ, посвященных различным аспектам использования социальных медиа в работе журналиста. Значительная часть ученых (А. А. Морозова, К. Р. Нигматуллина, М. В. Загидуллина) рассматривает социокультурные, этические и психологические эффекты данного вида коммуникационных платформ. В работах С. С. Бодруновой, Б. Н. Лозовского, Б. Я. Мисонжникова социальные медиа показаны в контексте теории журналистики. Проблемы исследования факторов функционирования социальных медиа в молодежной среде затронуты в работах Н. А. Павлушкиной. Значительный интерес вызывают также работы С. И. Симаковой, посвященные особенностям визуального контента.
В Республике Беларусь ощущается нехватка системных исследований социальных медиа. Специфика белорусского сегмента соцмедиа, особенности его развития, новые медийные форматы исследованы мало и фрагментарно. В этой связи особо необходимо отметить работы белорусского исследователя В. А. Степанова, в которых показано место социальных медиа в процессах журналистской деятельности (на материалах СМИ Республики Беларусь). Вместе с тем в современнойнауке в достаточной степени не освещены модели использования социальных медиа в работе журналиста, не выработаны релевантные критерии эффективности работы, не в полной мере определены наиболее востребованные форматы публикаций. Пока что в журналистской среде нет четкого понимания того, как новостным медиа получить максимальную выгоду от доминирования соцсетей.
Процесс взаимодействия социальных медиа и СМИ актуализирует большой спектр проблем. Прежде всего обратим внимание на некоторые особенности медиапотребления. Да, мы по-прежнему читаем печатные СМИ и смотрим телевизор. Но в основном люди моложе 45 лет получают информацию онлайн. Пользователи моложе 25 лет получают новости прежде всего в соцсетях. Социальные сети работают как радио или новостное телевидение, потому что смартфон все время с нами. Например, важную новость мы с большей вероятностью узнаем в соцсе-тях. Они уже заменяютутреннюю газету. В частности, К. Р. Нигматуллина выделяет следующие ключевые вызовы современной медиасреды: «размывание границ профессии, размывание жанровых границ, объединение творческих и технических задач, необходимость медиаизмерений и трансформация работы с аудиторией» [7. С. 225].
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что платформы для общения пользователей в онлайне эволюционировали до мощных медийных экосистем, в которые активно включена почти треть жителей планеты. Самой тиражной газетой в мире образно можно назвать Facebook. Число пользователей Facebook составляет 1,8 млрд. Это даже больше, чем население Китая и Индии.Самые популярные мобильные приложения в мире (Messenger, Instagram, WhatsApp) принадлежат Facebook. Кто самый могущественный редактор во всем мире? Конечно, Марк Цукерберг. Он с этим не согласен и утверждает: «Мы не медиакомпания. Мы технологическая компания, мы создаем инструменты, мы не производим никакого контента». Но это не совсем так. Самая популярная бизнес-модель для СМИ в мире состоит в том, чтобы накапливать аудиторию и продавать рекламу. Сейчас соцсеть зарабатывает 27,6 миллиарда долларов в год на рекламе. При этом 44 % всех взрослых пользователей Facebook в США узнают новости именно в этой соцсети, а в Бразилии и Греции их число достигает 70 %.
Далеко не случайно еще в 2014 году глава Facebook Марк Цукерберг говорил, что его цель - «создать идеальную персонализированную газету для каждого». Когда люди смогут читать новости внутри социальной сети, они перестанут уходить на другие сайты. А соцсеть получит большую вовлеченность и больше просмотров рекламы. Разумеется, редакции понимают, что они станут еще более зависимыми от Facebook, и потеряют контроль за распространением контента. Как известно, Facebook часто меняет алгоритм выдачи постов в ленте новостей. В среднем пользователь видит в своей ленте только 200 постов ежедневно. Подборка публикаций зависит от особенностей пользователя: с кем он дружит, на каких фотографиях его отмечают, куда путешествует и др. Алгоритм Facebook предугадывает, лайкнет ли пользователь публикацию, прокомментирует, кликнет или сделает репост.
Достаточно сказать, что в апреле 2016 г. Facebook открыл доступ для всех интернет-СМИ к InstantArticles, «быстрым статьям», которые можно читать прямо внутри соцсети. В ленте новостей на смартфоне такие статьи отмечены молнией. Пользователь может и не знать, что он не переходит на сайт издания. Когда «быстрые статьи» появились на Android, к проекту подключились порядка 350 изданий со всего мира. В частности, Instant Articles позволяют получать контент быстрее. В мобильном браузере статья открывается за несколько секунд. Статьи в соцсети загружаются почти мгновенно, они открываются за 0,8 секунды. В Республике Беларусь технологию InstantArticles используют, в частности, БелТА, «РадыёСвабода», «Наша Шва».
Продолжая разговор о социальных медиа как среде распространения контента СМИ, отметим, что в последние годы они превратились в важный источник и канал распространения массовой информации. В этом контексте можно выделить несколько стратегий изданий. Так, обычно считается, что социальные медиа наиболее востребованы СМИ в качестве канала для распростране-
ния редакционных материалов в формате экспорта ссылок. Однако в последнее время аудитория все чаще стала использовать социальные медиа, не переходя по ссылкам за их пределы. Поэтому наиболее перспективной нам представляется следующая стратегия: «Распространяем контент везде. Главная цель - рост аудитории и присутствие во многих каналах. Мы хотим, чтобы все знали наш бренд и получали наши новости».
По другому пути, впрочем, пошел сайт TheNewYorkTimes. Его стратегию можно сформулировать так: «Ищем новых пользователей. Мы делаем контент в соцсетях как рекламу того, что у нас на сайте и в приложении. Мы пойдем на Facebook, но только для того, чтобы пригласить новых пользователей на сайт». Практика демонстрирует, что абсолютное большинство СМИ сейчас находится в поисках собственной модели присутствия в социальных медиа, часто ориентируясь на опыт лидеров рынка. «Посмотрим, что получится. Давайте соорудим цифровую лабораторию и будем тестировать, как работают разные публикации» - так, например, считают в редакции сайта BuzzFeed, который стал известен благодаря своим вирусным медиаформатам, в первую очередь визуальным. В условиях синтеза различных типов информации (визуальной, аудиальной, вербальной) сегодня вообще не приходится говорить о тексте в традиционном смысле слова» [8. С. 213].
Дилемма состоит в том, чтобы решить: привлекать ли с помощью социальных медиа аудиторию на сайт, размещая там ссылки и наращивая социальный трафик, либо же рассматривать соцсетикак самостоятельные медийные платформы, откуда аудитории совсем не обязательно переходить на сайт? Прямо скажем, доля социального трафика в общем объеме переходовдля белорусских СМИ сравнительно невелика. Переходы из социальных медиа дают в среднем около 9,5 % трафика, однако этот показатель может значительно колебаться - от 1,5-2 % («СБ. Беларусь сегодня», «АиФ», «Салщарнасць») до 25-45 % («Радыё Свабода», Kyky.org, Citydog.by, 34Mag.net, Kaktutzhit.by). Наибольшее количество социального трафика привлекают так назы-ваемыевебзины, которые отличаются определенной тематикой, жанровой спецификой, целевой аудиторией. Темы, которые поднимают эти издания, хорошо согласуются с запросами аудитории социальных сетей.
По мере освоения социальных медиа редакции белорусских СМИ выработали различные модели вещания на этих площадках. По аналогии с подходами радио и телеканалов можно говорить об определенных концепциях аккаунтов в соцмедиа, которые включают в себя содержание и формат публикаций, ритм вещания, нормы программирования, манеру работы администраторов в соответствии с потребностями целевой аудитории [10. С. 88].
Первая модель - автоматическая ретрансляция заголовков и ссылок на материалы в социальные сети. Этот подход оправдан лишь в случае, если СМИ генерирует большие объемы оперативной информации (например, информагентство). Другая модель - ручное наполнение аккаунта, она предполагает активную роль администратора аккаунта, чьи функциональные обязанности сходны обязанностям выпускающего (дежурного) редактора: вычитка и адаптация материалов, подбор заголовков, иллюстраций и т.д.
Проблема в том, что лишь немногие белорусские СМИ могут позволить себе выделить штатную единицу для решения этих задач. Сегодня «во многом трансформировалась профессиональная деятельность журналиста, от него потребовались универсальные качества, безупречное владение компьютерной техникой и умение модифицировать медиатекст, воссоздавать его в разных формах» [6. С. 154]. Далеко не всегда удается найти журналиста, который зачастую на энтузиазме возьмется за решение всех этих, скажем прямо, очень непростых задач. Поэтому многие редакции, экономя ресурсы, предпочитают смешанную стратегию, сочетающую автоэкспорт заголовков либо их незначительную адаптацию и оригинальные посты.
В этом контексте можно отметить, что распространение контента может вестись разными способами: с использованием собственных каналов (аккаунтов в соцсетях) или же путем публикации ссылок в популярных сообществах (как правило, на возмездной основе). Публичные страницы (паблики) в социальных сетях заняли значимое место в новостной медиасистеме. Крупные сообщества имеют собственную редакционную политику, постоянство обновления контента, систему жанров и форматов, модель монетизации. Это позволяет некоторым исследователям утверждать, что они обладают характеристиками СМИ как социального института [9. С. 86].
Приведем несколько примеров из региональных медиа. В Гомеле ведущим новостным пабли-ком во «ВКонтакте» являются «Сильные Новости» (более 90 тыс. подписчиков). В Баранови-
чах наибольшую аудиторию в социальной сети собирает сообщество «Подслушано Барановичи» (свыше 40 тыс. подписчиков). Примерно такое же количество пользователей имеет «Типичный Борисов». Наряду с развлекательным контентом, в этих сообществах размещаются новости того или иного региона. В отличие от аккаунтов, созданных традиционными СМИ, частные паблики, обычно управляемые предпринимателями и рекламными агентствами, могут позволить себе более неформальную стилистику публикаций, более свободную манеру общения с пользователями, обилие различных визуальных элементов (мемов, смешных комиксов, картинок и др.).
Продолжая разговор о социальных медиа как среде распространения контента СМИ, отметим, что важнейшим трендом 2016-2017 гг. стало увеличение популярности онлайн-видео. Современные видеоформаты стремительно набирают популярность в интернете. Более того, они отбирают аудиторию у телевидения и теснят основу основ - письменную речь. Не случайно Facebook также сфокусировался на видеоконтенте. Он собирает короткие ролики и продвигает видео в новостной ленте, встраивая туда рекламу. Пока что время смотрения в онлайне еще не сопоставимо с ТВ, но этот рынок продолжает стремительно расти.
Прежде всего речь идет о таких новейших медийных форматах, как, например, FacebookLive, представленный в марте 2016 г. «Каждый обладатель телефона может теперь вести прямые трансляции на весь мир», - заявил Цукерберг. Этот сервис позволяет создавать, просматривать и комментировать потоковое видео в режиме реального времени. Преимущество онлайн-видеотран-сляций над телевидением состоит в том, что FacebookLive работает непосредственно в соцсети и транслирует сиюминутно. Это может быть прямой эфир с различных мероприятий, концертов, спортивных соревнований и др. В Беларуси лидерами в использовании FacebookLive сегодня являются «Радыё Свабода», «Наша Шва» и «Tut.by».
Довольно большой опыт проведения такихстрим-трансляций весной 2017 г. приобрело «Ра-дыёСвабода». Видео транслируется сразу на пяти платформах: YouTube, Facebook, «ВКонтак-те», Periscope/Twitter и «Одноклассники». Каждая платформа имеет разную аудиторию. Охват просмотров на Facebook, как правило, самый большой. Трансляция создает невероятный эффект присутствия. Каждый человек может превратиться из зрителя в участника. Ведь онлайн-трансля-цию можно оценивать как привычным «лайком», так и одним из пяти анимированных смайликов, или же комментировать.
Видео теперь стало главным приоритетом «РадыёСвабода». У него крупные сообщества в социальных сетях (почти 100 тысяч в Facebook и «Одноклассниках», более 50 тысяч в «ВКонтак-те»). Именно они дают такой трафик. Ведь если в соцсетях мало подписчиков, стримы не будут столь эффективны. Сейчас онлайн-трансляция дает возможность наиболее полно и всесторонне осветить событие. Работая «в поле», журналист-стример выполняет довольно простую формулу «комментарий в кадре - комментарий за кадром - вопросы участникам мероприятия», а потом просто молчит и предлагает зрителю картинку события.Социальные медиа сейчас генерируют слишком много информационного шума, и у аудитории нет времени разбираться, где правда, где - нет. Во время онлайн-трансляции пользователь интернета видит то, что сейчас происходит. Доверие к живой картинке значительно больше.
В последние годы важнейшим фактором эволюции информационного пространства стал также мобильный интернет. В начале 2000-х выйти в глобальную сеть можно было, пожалуй, лишь при помощи персонального компьютера. Сегодня же приоритетной платформой потребления контента стали мобильные устройства. Десять лет, прошедшие с момента презентации смартфона iPhone 9 января 2007 г. основателем и гендиректором Apple Стивом Джобсом со сцены зала «Москоун Вест» в Сан-Франциско, были отмечены беспрецедентными изменениями в новостном потреблении. На презентации Джобс впервые показал то, к чему сегодня привыкли все пользователи смартфонов: пролистывание пальцем, мобильный браузер, проигрывание музыки и просмотр фильмов, карты Google. Свое выступление он закончил цитатой легендарного хоккеиста Уэйна Гретски «Я качусь туда, где будет шайба, а не туда, где она была». Сегодня смартфон стал главным каналом, который связывает нас с внешним миром.
В Республике Беларусь количество абонентов сотовой связи в начале 2017 г. достигло более 11,5 млн. Из них около 7 млн пользуются мобильным интернетом. Среди пользователей в возрасте до 35 лет 98 % находятся онлайн каждый день. На одного жителя страны в среднем приходится 1,8 устройства, подключенного к глобальной сети. Сегодня 59 % белорусов пользуются смарт-
фонами. Среди молодежи эта цифра достигает 89 %. Мобильные устройства, становясь приоритетной платформой, задают новые стандарты планирования и создания материалов. Приходится думать об упрощении подачи материала, о придании ему такой структуры, которую пользователю легко понять, держа в руке устройство с небольшим экраном. Это приводит к значительным изменениям на уровне форматов и языка.
Подверглись изменениям механизмы трансляции журналистского контента. Например, каждая публикация на портале Onliner.by рассматривается в двух плоскостях. Традиционный «литературный» заголовок дается для пользователей обычных компьютеров. А короткий, емкий, хлесткий - для пользователей мобильных устройств. Пример заголовка для десктопа - «Парень на Mercedes устроил дрифт на площадке памятника на пл. Победы. Возбуждено уголовное дело», для мобайла - «Минчанин дрифтовал на площади Победы. Видео». В редакции считают, что в ближайшем будущем наиболее востребованной будет стратегия «mobileonly». В основном аудитория не заходит не главную страницу сайта, а находит интересующий материал через выдачу поисковика или по ссылке в социальной сети.
Пользователя мобильного интернета можно описать тремя характеристиками: он не читает; он занят; он не лоялен. Чтобы восполнить бюджет его внимания, абзацы текста на таких сайтах, как Onliner.by, чередуются с изображениями. Фотографии размещаются на всю ширину колонки. Текст разбивается на небольшие смысловые блоки. Читатель способен сохранять концентрацию внимания сравнительно недолго. В среднем это 1000-1300 знаков, или три небольших абзаца. Выделяются цитаты, врезки. Все реже применяется инфографика, особенно с мелкими деталями, так как их сложно рассмотреть на экране смартфона. Видеоматериалы сопровождаются титрами, так как не каждый читатель будет включать звук (находясь, например, среди других людей). Длительность видео не превышает 2 минут.
В целом же можно отметить тот факт, что одной из черт белорусской медиасистемы является примат государства, осуществляющего прямой или косвенный контроль над большинством крупнейших с экономической и аудиторной точки зрения СМИ. В медиасфере белорусского Интернета мы наблюдаем целый комплекс идеологических, содержательных, организационных, экономико-правовых, финансовых проблем. В 2015 г. в Республике Беларусь вступили в силу поправки в закон «О средствах массовой информации». Действие закона о СМИ, за исключением требований о государственной регистрации, отныне распространяется на интернет-СМИ. Интернет-ресурсы теперь несут ответственность за опубликованные в сети сведения. Доступ к их продукции может быть ограничен по решению Министерства информации [3. С. 51].
Посещаемость сайта ведущей газеты страны «СБ Беларусь сегодня» не превышает 35-40 тыс. уникальных посетителей в сутки при тираже газеты 400 тыс. экземпляров. Есть у газеты и мобильное приложение, однако количество пользователей, скачавших его себе, невелико. Несмотря на то, что общее количество постоянных подписчиков сайта в социальных сетях достигает 30 тыс., доля «социального» трафика не сайте не превышает 2-3%, что крайне мало. Не представлена эта газета и в мессенджерах.
«Полагаю, что в основе основ лежит творческая журналистская среда, человек, который передает информацию. Сами технологии не так важны, вопрос в творческих моментах. - считает заместитель главного редактора «СБ. Беларусь сегодня», начальник управления интернет-проектов Дмитрий Партон. - Сайт все дальше от газеты, печатное издание не успевает за всем. Часто есть необходимость мгновенно передать информацию. Иначе у нас не будет трафика и посещаемости. Важна также обратная связь. Каждый день посетители сайта оставляют 700-800 комментариев. Кроме собственно сайта, мы развиваем интернет-телевидение «ТВое сегодня», в структуру ме-диахолдинга входит также «Альфа Радио». Передачи «ТВое сегодня» напрямую транслируем в социальные сети, на YouTube у нас 6200 подписчиков и 2,5 млн. просмотров».
Проблема в том, что государственные печатные СМИ Республики Беларусь на первое место ставят тираж. «Прошу принять все необходимые меры, чтобы задействовать все резервы по сохранению подписных тиражей» - заявила министр информации Лилия Ананич на заседании коллегии ведомства по итогам работы в 2016 году. В то же время частные газеты, а также белорусские порталы Tut.by и Onliner.by главным фронтом борьбы за читателя считают социальные сети, думают о «шаринговом» потенциале контента, снимают онлайн-видео, осваивают мессенджеры Viber и Telegram, размещают на сайтах push-уведомления и др.
В газете аудитория гарантирована, поскольку определена тиражом. В интернете все работает совсем по-другому. Каждый материал должен найти своего читателя. Технологии быстро меняются, появляются новые платформы для продвижения информационного продукта. В этом плане показателен пример частной белоруской газеты «НашаШва». Она использовала кризис бумажной прессы как шанс для развития. С июня 2016 г. начала выходить в формате ежемесячника, а еще раньше бросила все силы на продвижение своего сайта пп.Ьу. В итоге «НН», имея тираж всего 6 тыс. экземпляров, закрепилась на позиции самого популярного портала на белорусском языке с ежедневной аудиторией около 50 тыс. уникальных посетителей, получая около 15 % трафика и социальных сетей.
Практика показывает, что порой очень сложно убедить журналистов в том, что отныне они должны научиться создавать не только текст (или фото, или видео), но и мультимедийный контент, который затем адаптируется для тех или иных носителей, в том числе социальных медиа. Крупные СМИ могут позволить себе расширение штата, а также постоянное обучение журналистов, так как универсализация деятельности предполагает приобретение новых навыков и компетенций. Например, в структуре редакции «СБ. Беларусь сегодня» создано управление интернет-проектов, в штате которого сейчас насчитывается 15 человек (в том числе 10 творческих сотрудников). Процессы дигитализации неравномерно развиваются в различных медиа, что зависит от финансового положения редакций, кадрового потенциала, а также уровня освоения сотрудниками редакций цифровых технологий.
Подводя итоги, обозначим некоторые результаты исследования. Под влиянием мультимедийных технологий коренным образом меняется система производства, упаковки и доставки контента потребителям информации. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие с аудиторией. Белорусские медиа сегодня находятся в поисках тактик и техник работы на новых площадках, которые позволят им адаптироваться к цифровым реалиям. В условиях меняющегося медиапотребления и многоканальной дистрибуции приоритетными задачами для многих печатных СМИ могут стать выработка стратегии по отношению к работе с социальными сетями и оптимизация контента для них, а также адаптация журналистских материалов для мобильных устройств, в том числе в различных визуальных форматах.
Список литературы
1. Антропова, В. В. Тексты социальных сетей с точки зрения медиабезопасности: культурно-речевой аспект [Текст] / В. В. Антропова, А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 20 (375). - С. 17-22.
2. Бодрунова, С. С. Медиарынок Великобритании и газетный кризис: стратегии выживания газет в период дигитализации медиапроизводства [Текст] / С. С. Бодрунова // Экономическое возрождение России. - 2013. - № 4 (38). - С. 129-142.
3. Градюшко, А. А. Печатные СМИ Республики Беларусь в эпоху новых медиа [Текст] / А. А. Градюшко // Век информации. - 2016. - № 2. - С. 50-52.
4. Загидуллина, М. В. Журнализм и вызовы современных технологий: №^мышление как новый виток развития человеческих способностей [Текст] / М. В. Загидуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). - С. 20-25.
5. Лозовский, Б. Н. Для чего нужны журфаки [Текст] / Б. Н. Лозовский // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - № 4 (156). - С. 6-14.
6. Мисонжников, Б. Я. Мультимедийный потенциал качественной прессы [Текст] / Б. Я. Мисонжников, Н. А. Павлушкина // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. - 2016. - № 1. - С. 142-156.
7. Нигматуллина, К. Р. Журналистское образование и вызовы профессиональной среды [Текст] / К. Р. Нигматуллина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 27. - № 18. - С. 225-229.
8. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2015. - № 3. - С. 213-218.
9. Степанов, В. А. Сообщества социальной сети «Вконтакте» как СМИ: особенности типологии и перспективы развития [Текст] / В. А. Степанов // Вестник Белорусского государственного университета. Сер. 4. Филология. Журналистика. Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 86-90.
10. Степанов, В. А. Стратегии и форматы работы белорусских СМИ с пользовательским контентом из социальных медиа [Текст] / В. А. Степанов // Вестник Белорусского государственного университета. Сер. 4. Филология. Журналистика. Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 88-92.
DIGITALIZATION OF THE BELARUSIAN PRINTED MEDIA: MODELS OF USE OF SOCIAL MEDIA
Hradziushka А. А., Belarusian State University., Minsk, webjourn@gmail.com
The article identifies and justifies the resources of social media as a medium for disseminating media content, defines strategies for the distribution ofjournalistic materials, popular formats ofpublications, relevant key performance indicators. New models of the presence of traditional media in social media are considered. Their place in the mass communication system is shown. Methods of creating multimedia content are revealed. A statistical analysis of the presence of Belarusian media in social networks is conducted. The examples of several sites turn out that one of the most important factors in the development ofjournalism on the Internet has become visualization. The creation of content for mobile devices as a special kind of creative activity is considered. It is shown that the new functions of social media are changing both the media space and the role and tasks of journalism in general. The problem of preservation of journalism as a social institution and a kind of professional activity is considered. The strategies for survival ofprint media in the period ofdigitalization of media production have been identified.
Keywords: digitization, mobile internet, media consumption, social media, user-generated content, web journalism, mass communication.
References
1. Antropova, V. V. and Morozova, A. A. (2015) Teksty social'nyh setej s tochki zrenija mediabezopasnosti: kul'turno-rechevoj aspekt [=Media safety in texts of social nets: speech cultural aspects], in: Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], No. 20 (375), pp. 17-22. (In Russ.).
2. Bodrunova, S. S. (2013) Mediarynok Velikobritanii i gazetnyj krizis: strategii vyzhivanija gazet v period digitalizaci imediaproizvodstva [=Media Market of Great Britain and Newspaper Crisis: Survival Strategies of Newspapers During Media Production Digitalization], in: Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [=Economic Revival of Russia], No. 4 (38), pp. 129-142. (In Russ.).
3. Gradyushko, А. A. (2016) Pechatnye SMI Respubliki Belarus' v jepohu novyh media [=The Print Media of the Republic of Belarus in the Era of New Media], in: Vek informacii [=Information Age], No. 2, pp. 50-52. (In Russ.).
4. Zagidullina, M. V. (2015) Zhurnalizm i vyzovy sovremennyh tehnologij: Net-myshlenie kak novyj vitok razvitija chelovecheskih sposobnostej [=Journalism and Challenges of Modern Technologies: Netthinking as a New Period ofHumanAbilities Development], in: Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], No. 5 (360), pp. 20-25. (In Russ.).
5. Lozovsky, B. N. (2016) Dlja chego nuzhny zhurfaki [=Why do We Need the Journalism Departments], in: Izvestija Uralskogo federalnogo universiteta [=News of the Ural Federal University], No. 4 (156), pp. 6-14. (In Russ.).
6. Misonzhnikov, B. Ya. and Pavlushkina, N. A. (2016) Mul'timedijnyj potencial kachestvennoj pressy [=Multimedia potential of high-quality press], in: Sovremennaja periodicheskaja pechat' v kontekste kommunikativnyhprocessov [=Current periodicals in the context of communication processes], No. 1, pp. 142-156. (In Russ.).
7. Nigmatullina, K. R. (2015) Zhurnalistskoe obrazovanie i vyzovy professional'noj sredy [=Journalism education and the challenges of the professional environment], in: Nauchnye vedomosti
Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki [=Scientific statements of Belgorod State University. Series: Humanities], Issue. 27, No. 18, pp. 225-229. (In Russ.).
8. Simakova, S. I. (2015) Tendencii vizualizacii zhurnalistskogo kontenta v sovremennyh SMI [=Trends of the Visualization in Journalistic Content of Modern Media], in: Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Kosta Levanovicha Hetagurova [=Bulletin of the North Ossetian State University of Costa Levanovich Khetagurov], No. 3, pp. 213-218. (In Russ.).
9. Stsiapanau, V. A. (2015) Soobshhestva socialnoj seti «Vkontakte» kak SMI: osobennosti tipologii i perspektivy razvitija [=Social network "Vkontakte" communities as mass media: typology features and prospects of development], in: Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4. Filologija. Zhurnalistika. Pedagogika [=Bulletin of the Belarusian State University], No. 2, pp. 86-90. (In Russ.).
10. Stsiapanau, V. A. (2016) Strategii i format raboty belorusskih SMI s polzovatelskim kontentom iz socialnyh media [=Strategies and formats of user-generated content utilization by Belarusian mass media], in: Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4. Filologija. Zhurnalistika. Pedagogika [=Bulletin of the Belarusian State University], No. 2, pp. 88-92. (In Russ.).
Градюшко Александр Александрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры ме-диалогии и веб-журналистики, Белорусский государственный университет, Минск.
webjourn@gmail.com